Что делать если разбортировалось колесо

Опубликовано: 25.03.2024

Добрый день Я сегодня расскажу как забортировать разбортированное колесо.
Итак бортирование взрывом мы исключаем т.к. после 15-20 взрывов можно повредить гермослой покрышки и покрышку можно будет выкинуть и большой шанс возгорания покрышки и всего авто!

Начнём.
Если мы разбортировались в грязи нам потребуется:

— Реечный домкрат типа hi-lift или аналоги + подставка под домкрат если такова требуется
— Лебёдка (не обязательно)
— Корозащитная стропа
— Шакл
— Блок
— Стяжка длиной миниум 3 метра
— Брызгалка с водой или на крайней случай просто вода в бутылке или канистре.
— Насос производительностью не менее 60 л/мин.
— Отвёртка для выкручивания золотника.
— Штурман или 2 ой человек для помощи.
— Прямые руки.

Алгоритм действий ремонта:

1. Трезво оценить ситуацию и понять каким образом вы будите вывешивать разбортированное колесо.
2. Понять как разбортированно колесо (с одной стороны или с двух)
3. Поднять машину таким образом чтоб повреждённое колесо было полностью в воздухе.
Как поднять машину?
3.1. Домкратом типа hi-lift
3.2. Вывесить переднюю часть машины лебёдкой зацепив выше машины за дерево с использованием корозащитной стропы и шакла.
3.3. Если у вас нет лебёдки а у товарища который едет с вами есть то можно вывесить с помощью его лебёдки используя блок.
4. После того как вы вывесили машину убедитесь на 1000% что машина не упадёт с домкрата или не сорвётся с лебёдки.
5. После чего вымойте диск и резину от грязи в местах где они соприкасаются по всему периметру используя брызгалку с водой. (если колесо разбортированно с двух сторон то и мыть нужно с двух сторон).
6. Выкрутите золотник из соска, если сосок срезало подсуньте изнутри новый и вставьте в отверстие в диске где он должен быть.
7. Достаньте насос и подключите его к бортовой сети авто и начинайте накачивать колесо.
8. Действия в зависимости от повреждения колеса (разбартированно с одной стороны или с двух).
8.1. Если колесо разбортированно с одной стороны то во время накачки колеса прижимайте руками резину равномерно к диску до тех пор пока резина не начнёт надуваться. (делать это лучше всего вдвоём)
8.2. Если колесо разбортированно с двух сторон тут потребуется стяжка длинной минимум 3 метра, стяжкой обхватываем колесо по радиусу резины и начинаем стягивать (расплющивать) резину до тех пор пока оба борта резины не соприкоснутся с диском по всему радиусу, и колесо начнёт надуваться. Когда резина начала надуваться перестанете накачивать чтоб снять стяжку если вы продолжите накачивать колесо то стяжку будет проблематично снять.
9. Накачиваем колесо до 2атм чтоб резина нармально села на диск и продавила остатки грязи.
10. Вкручиваем золотник и травим до рабочего давления.
11. Опускаем машину и продолжаем движение.

Для грунта нужна специальная обувь. Не только вам, но и вашей машине. Конечно, в первую очередь это внедорожная резина. Ее протектор позволяет цепляться даже за скользкую поверхность. Если же местность осложнена непростым рельефом или мягким грунтом, тогда и агрессивного протектора может не хватить. Нужно снижать давление в шинах, причем как следует — чем сильнее, тем лучше. До 0.5 атмосферы, а то и дальше. На низком давлении шина начинает работать как гусеница. Она как бы размазывается по поверхности, что не только увеличивает пятно контакта – оно становится шире и длиннее, но и позволяет колесу «обнимать» все мелкие неровности, не закатываясь, а заползая на них. И это очень здорово, потому что даже на шинах стандартного размера просто невероятно повышается проходимость машины — например, старенькие заднеприводные «Жигули» легко проедут по песчаному пляжу мимо застрявшего «УАЗа». Но почему же тот «УАЗ» застрял? Возможно, его пилот был не в курсе насчет давления или, наоборот, перестарался. Дело в том, что современная бескамерная резина на широких дисках легко может провернуться и разбортироваться, если переборщить со спусканием покрышек. И тогда вместо бесстрашного покорителя бездорожья вы сразу превратитесь в несчастного, нуждающегося в помощи клиента шиномонтажного сервиса. Как же выходят из положения продвинутые дяди и тети, участвующие в трофи-рейдах, и подходит ли это простому смертному?

Идея логично вырастает из самой конструкции колеса. Если боковина может провернуться и слезть с закраины колесного диска, значит надо ее крепко прижать и зафиксировать. Именно так и действуют все устройства, предотвращающие сампороизвольное разбортирование колеса.

ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗВРАЩЕНИЙ.
Сразу отметим, что практически все подобные устройства не сертифицированы для использования на дорогах общего пользования. Их сложно отбалансировать, хотя и можно. Самые простые из представленных решений – обычные бедлоки – имеют большой недостаток. Заключается он в том, что фиксирует шину только с одной стороны. Айрлоки в этом смысле эффективнее и сочетаются с любыми колесными дисками, поэтому сейчас они встречаются все чаще. Кроме того, они гораздо дешевле. Их недостаток – износ вследствие попадания грязи внутрь покрышки во-первых, и боязнь проколов во-вторых. Чтобы отремонтировать внутреннюю камеру, колчесо придется снять и разобрать, камеру вынуть и заклеить (или, что проще, заменить). Диски Hutchinson? Они очень надежны, но тяжелые, как чугунный мост, да и стоят так же. К тому же балансируются они не очень-то легко.

Что касается старых народных способов, то еще в те времена, когда все джиперы нашей страны были знакомы друг с другом лично, я придумал один недорогой и надежный способ. Берем обычный стекольный герметик, на который клеят ветровые стекла, и долго убеждаем шиномонтажника посадить боковины покрышки на него. Ни одного случая разбортирования не припомню, хотя, конечно, ездил я на низком давлении с некоторой долей осторожности.

Бедлоки (bedlock), алюминиевые кованые диски КРАМЗ (11 500 руб.), Вес 12 кг
Одно из самых распространенных устройств называется бедлок (bedlock). Это диск, у которого вместо внешней закраины приварена внутренняя. И боковина покрышки, таким образом, ложится снаружи диска. После чего ее прижимают внешним кольцом посредством болтов. Чем больше болтов, тем выше герметичность конструкции, потому что тем сильнее и равномернее боковина прижимается к диску. Первые бедлоки были стальными и предназначались исключительно для очень больших, просто огромных колес сильно лифтованных внедорожников. Поэтому были только стальными и очень тяжелыми. В настоящее время выпускают и алюминиевые бедлоки. Весят они немного и годятся для применения с шинами обычных размеров. Подавляющее большинство бедлоков фиксирует только одну сторону покрышки – внешнюю, поскольку она нагружена гораздо сильнее. Внутренняя сторона разбортируется очень редко.

Тайрлоки (tirelock), KDT. 7000 руб.
Их еще называют айрлоки (airlock), что правильнее, но употребляется реже. Это способ, основанный на действии воздуха (air). Покрышка, как известно, прижимается к закраине обычного диска высоким давлением. Айрлоки позволяют снижать давление в шине, оставляя высокое давление в той ее части, которая должна быть прижата к закраине. Это, по сути, еще одна покрышка внутри. Протектор ей не нужен – грунта она не касается. Профиль у нее сверхнизкий, поскольку прижимать нужно только боковину. И внутри нее находится обыкновенная камера. А раз ездить ей самой не надо, то и резина не нужна – внутреннюю покрышку шьют из нетканого материала. Его единственная задача – удерживать внутри себя камеру и прижать боковину основной покрышки к закраине колесного диска. Тогда в главных шинах давление можно снижать почти до нуля – боковина будет прижиматься высоким давлением внутри камеры. Хитро? Да, это устройства придумали люди, знающие толк в шинных извращениях! Тайрлоки пришли к нам из внедорожных гонок.

Разборные диски, Hutchinson. (30 600 руб.)
По сути, это тот же бедлок, только состоит он из трех частей. Диск без внешней закраины, кольцо из очень толстой резины и внешняя закраина, прикручиваемая на болтах. Сначала внутрь покрышки вставляют резиновое кольцо. Затем покрышку надевают на основную часть диска. После чего прикручивают внешнюю закраину, одновременно распирая обе боковины встроенным резиновым кольцом. Чем сильнее затягиваем болты, тем лучше прижаты обе закраины. Давление можно снижать до нуля – покрышка не разбортируется ни с какой стороны. Конструкция пришла из армии. Надежность – сто процентов.

Выезжая на бездорожье, непременно следует спустить колёса, но, кроме повышения проходимости, есть риск попасть в ситуацию, когда в движении покрышка слезет с диска и произойдёт разборт. Страх разбортироватся в лесу пропорционален давлению: чем ниже давление в колесе, тем сильнее страх. Но, как известно, у страха глаза велики, и сейчас я расскажу, стоит ли бояться разборта, так ли страшны его последствия, а также – как его избежать.

В большинстве случаев разборт происходит, когда автомобиль быстро едет по колее и сильно ударяется о её стенки колёсами, при попытке ходом выехать из колеи, резких поворотах руля на большой скорости при спущенных колёсах. Так как при низком давлении боковина колеса под весом автомобиля становится эластичнее и плющится, пятно контакта с грунтом увеличивается, увеличивая и воздействие сил на резину. Скорость, благодаря увеличению силы инерции, умножает эти нагрузки, и в критический момент резина деформируется, в каком-то месте она отходит от диска и стравливает остатки давления. Учитывая, что колесо продолжает вращаться, резина в один оборот отделяется от диска. Покрышка в основном сначала слазит с внешней стороны, но если вовремя не почувствовать момент разборта, то резина слезет и с внутренней стороны диска, заодно набирая внутрь большое количество воды и грязи.

Соответственно, чем ниже скорость, тем меньше шансов разбортироваться. Также нужно понимать: как только колесо наезжает на препятствие, соответственно направлять колёса, одновременно избегая резких движений рулём, так, чтобы минимизировать нагрузки на борта покрышки.

Если разборта избежать не удалось, не следует торопиться снимать запаску. Забортировать колесо несложно. Нужно поднять автомобиль домкратом, вывесить разбортированное колесо так, чтобы оно приняло естественную, правильную форму, очистить от грязи посадочное место на диске и покрышке с помощью тряпки и воды. Если этого не сделать, то колесо постепенно будет травить и возникнет риск повторного разборта. Выкрутите ниппель из соска, это поможет насосу быстрее поднять давление в колесе и посадить его на место. Насос лучше иметь с высокой производительностью от 70 л/мин. Включите насос и прислушайтесь, не выходит ли воздух из шины наружу. Если где-то слышен свист, это значит, что есть щели, резина неплотно прилегает к диску и его, соответственно, требуется прижать к ободу руками. Это удобно делать вдвоём, так как, возможно, придётся прижимать сразу в нескольких местах. Как только резина прижмётся к диску, давление внутри колеса начнёт возрастать, шина характерно изменит форму и начнёт надуваться. В момент накачки избегайте попадания пальцев между резиной и диском, дабы не омрачить ситуацию травмой руки. Как только вы почувствуете, что колесо накачивается, можете убирать руки, и желательно отойти на пару шагов, так как в момент забортировки резины на посадочное место раздаётся хлопок, и грязь, оставшаяся на колесе, разлетается в разные стороны. Забортировка колеса с характерным хлопком обычно происходит на давлении в две атмосферы.

УАЗ Патриот в колее
В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ РАЗБОРТ ПРОИСХОДИТ, КОГДА АВТОМОБИЛЬ БЫСТРО ЕДЕТ ПО КОЛЕЕ И СИЛЬНО УДАРЯЕТСЯ О ЕЁ СТЕНКИ КОЛЁСАМИ, ПОПЫТКИ ХОДОМ ВЫЕХАТЬ ИЗ КОЛЕИ, РЕЗКИЕ ПОВОРОТЫ РУЛЯ НА БОЛЬШОЙ СКОРОСТИ ПРИ СПУЩЕННЫХ КОЛЁСАХ. НУЖНО ПОДНЯТЬ АВТОМОБИЛЬ ДОМКРАТОМ, ВЫВЕСИТЬ РАЗБОРТИРОВАННОЕ КОЛЕСО ТАК, ЧТОБЫ ОНО ПРИНЯЛО ЕСТЕСТВЕННУЮ, ПРАВИЛЬНУЮ ФОРМУ.
НУЖНО ПОДНЯТЬ АВТОМОБИЛЬ ДОМКРАТОМ, ВЫВЕСИТЬ РАЗБОРТИРОВАННОЕ КОЛЕСО ТАК, ЧТОБЫ ОНО ПРИНЯЛО ЕСТЕСТВЕННУЮ, ПРАВИЛЬНУЮ ФОРМУ. ВЫКРУТИТЕ НИППЕЛЬ ИЗ СОСКА, ЭТО ПОМОЖЕТ НАСОСУ БОЛЕЕ БЫСТРО ПОДНЯТЬ ДАВЛЕНИЕ В КОЛЕСЕ И ПОСАДИТЬ ЕГО НА МЕСТО. ВКЛЮЧИТЕ НАСОС И ПРИСЛУШАЙТЕСЬ, НЕ ВЫХОДИТ ЛИ ВОЗДУХ ИЗ ШИНЫ НАРУЖУ.
ВЫКРУТИТЕ НИППЕЛЬ ИЗ СОСКА, ЭТО ПОМОЖЕТ НАСОСУ БОЛЕЕ БЫСТРО ПОДНЯТЬ ДАВЛЕНИЕ В КОЛЕСЕ И ПОСАДИТЬ ЕГО НА МЕСТО. ВКЛЮЧИТЕ НАСОС И ПРИСЛУШАЙТЕСЬ, НЕ ВЫХОДИТ ЛИ ВОЗДУХ ИЗ ШИНЫ НАРУЖУ. В МОМЕНТ ЗАБОРТИРОВКИ РАЗДАЁТСЯ ХЛОПОК И ГРЯЗЬ, ОСТАВШАЯСЯ НА КОЛЕСЕ, РАЗЛЕТАЕТСЯ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ
В МОМЕНТ ЗАБОРТИРОВКИ РАЗДАЁТСЯ ХЛОПОК И ГРЯЗЬ, ОСТАВШАЯСЯ НА КОЛЕСЕ, РАЗЛЕТАЕТСЯ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ

Если вы попали в ситуацию с двухсторонним разбортом, то колесо, скорее всего, придётся снимать с машины, класть внутренней стороной на пень и, прыгая на нём (желательно вдвоём), надеть внутреннюю сторону, а потом произвести действия, описанные выше.

Также можно воспользоваться натяжной стяжкой (ими обычно пользуются для фиксации груза), которую крепим вокруг колеса по протектору и натягиваем. Под равномерным давлением на протектор резину начнёт распирать с бортов и, соответственно, прижмёт к диску сразу с двух сторон.

ОЧЕНЬ ФЕЕРИЧНЫЙ СПОСОБ ЗАБОРТИРОВКИ С ПОМОЩЬЮ ВЗРЫВА. СНАЧАЛА В ПОКРЫШКУ ЗАПУСКАЕТСЯ ГАЗ.

Существует очень «фееричный» способ забортировки с помощью взрыва. Подойдёт он и в ситуации, когда нет возможности прижать покрышку к диску и воздух выходит через щель, а также в случае с внутренним разбортом, если не хочется снимать колесо с машины. Этот способ несколько ускоряет именно процесс посадки покрышки на диск, так как требует точно таких же приготовлений и задействования компрессора. Вдобавок требуется наличие баллончика с эфиром «быстрый старт» и горелки на пропановом баллончике. Алгоритм действий такой же, как и обычно: вывешиваем, чистим и выкручиваем ниппель, подключаем компрессор, но перед включением компрессора прожимаем покрышку и обильно, 2–4 секунды (в зависимости от размера колеса), пшикаем газ внутрь колеса. После этого сразу подносим к щели между резиной и диском зажжённую горелку. Происходит детонация газа, которая резко увеличивает давление в колесе и сажает его на место. Как только произошёл хлопок и резина забортировалась, следует немедленно включить насос, так как воздух в колесе несколько остынет, сожмётся и стянет покрышку обратно с диска. Если с первого раза забортировать колесо взрывом не удалось, следует проветрить покрышку от сгоревших или, наоборот, ещё не сгоревших газов, включив компрессор на пару минут, после чего процедуру можно повторить. Тут важно не переборщить, от очень большого количества газа колесо можно и в обратную сторону разбортировать.

При умелом подходе этот способ, несмотря на всю «антуражность» процесса, вполне безопасен для покрышки, но требует осторожности и внимательности от шиномонтажника. После процедуры забортирования не забудьте снова стравить давление в собранном колесе.

ДЛЯ РАЗБОРТОВКИ ТАКЖЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХАЙДЖЕК

ДЛЯ РАЗБОРТОВКИ ТАКЖЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХАЙДЖЕК

Для предотвращения разборта существуют специальные приспособления, жёстко прижимающие края покрышки к диску, – это бэдлок и тайрлок. Принцип их работы в том, чтобы прижимать и удерживать края покрышки на низком давлении. Бэдлок держит внешнюю сторону покрышки изнутри и снаружи с помощью двух колец на диске. Диск под бэдлок идёт специальный. Тайрлок представляет собой подобие крепкой камеры с узким профилем, который надувается до трёх атмосфер и прижимает покрышку к диску сразу с двух сторон, что позволяет сдуть колесо до нуля, не боясь «разуться».

Самое интересное, что если вам потребуется разбортировать колесо для заделки крупной дырки монтажным грибком или наложить заплату, а также поменять срезанный сосок, сделать это окажется не так-то просто! Для этого нужно снять колесо с автомобиля, выкрутить ниппель и постараться наехать на край резины колесом другого автомобиля. Если таким способом покрышка не слазит с диска, используйте хайджек. Для этого нужно засунуть одним краем колесо под автомобиль, поставить на край покрышки, не задевая диск, хайджек и начать поднимать машину до полного прижатия резины. Если покрышка сразу не соскочила, проверните колесо на пол-оборота и повторите подъём. Так, прожав покрышку с разных сторон, вы её обязательно разбортируете.

Рекомендую уделить часок и потренироваться в гараже, дабы набить руку и изучить процесс на практике, что, несомненно, положительно скажется на оперативности ваших действий, столкнись вы с такой ситуацией на бездорожье.

В середине-конце осени автовладельцы штурмуют шиномонтажи. Однако разбортировать колеса можно и самостоятельно. Мы покажем, как это сделать. Нам потребуется специальное приспособление, а также отвертка, чтобы вывернуть колесный золотник, и пара монтажек, которые помогут снять шину с диска.

Чтобы избавить диск от шины, мы купили нехитрое, но очень полезное устройство — механический бортировщик колес. На рынке есть несколько вариантов, но мы выбрали то, которое выпускает компания «Сорокин». Стоит недорого. Благодаря возможности регулировать выдвижную тягу можно снимать покрышки с дисков разного диаметра. Требуется лишь выбрать нужное положение тяги и закрутить два удерживающих ее болта, после чего можно приступать к работе.

Подготовка

Мы взяли 16-дюймовое колесо. Покрышку удобнее снимать, если положить его на пол. Чтобы в процессе работы не поцарапать алюминиевый диск, подложим под него лист вспененного полиуретана, который используют в строительстве для шумо- и теплоизоляции. Отворачиваем колпачок на вентиле, придерживая пальцем, выкручиваем золотник, чтобы он не выскочил под давлением воздуха. Шина начинает сдуваться.

Прежде чем проводить работы с помощью специнструмента, нужно смочить рабочую кромку диска проникающей жидкостью. Иначе мы рискуем повредить диск. Также жидкость, просочившись под кромку, облегчит снятие колеса с хампов.

Эксперимент по разбортировке

Прикладываем наше приспособление к диску. Его крючок в данном случае должен выступать из оправки на 7–8 см. Для ориентира — это одно отверстие на выдвижной тяге. Рукой надавливаем на приспособление с одной стороны, чтобы оно зашло под выступ диска, и заводим крючок под диск с противоположной стороны. Разводим рычаги устройства в разные стороны. Главное — не пытаться скинуть покрышку сразу, а сдвигать ее с хампа постепенно. Иначе шина может пострадать. Учтите, что приспособление не стоит вставлять рядом с колесным вентилем.

Вытаскивая и перемещая инструмент, не спеша сдвигаем покрышку с хампа по всей окружности. Придерживать сторону бортировщика, где нет крюка, можно ногой. Сняв шину с одной стороны, переворачиваем колесо и проделываем ту же работу с другой. Не забываем о смазке. К слову, необязательно использовать жидкость, подойдет и силиконовый состав.

Мы сняли покрышку с хампов с каждой стороны. Осталось взять монтажные лопатки и полностью снять шину с диска. Обрабатываем поясок проникающей смазкой. Желательно попасть и на внутреннюю часть колесного диска, это облегчит дело. Заводим первую лопатку под покрышку. Это удобно делать в районе колесного вентиля. Заранее отводим монтажку в сторону, чтобы в ходе работы его не повредить. Придерживаем монтажку ногой. Вставляем рядом вторую лопатку и приподнимаем ею край покрышки. Делаем это по всей внутренней окружности, также постепенно. Мы сняли покрышку с одной стороны диска, осталось сделать то же с другой. Переворачиваем колесо. Заводим лопатку за диск и начинаем его вынимать из шины. Как только нам это удалось, можно считать, что работа окончена.

Разбортировать колеса самостоятельно проще, чем кажется. Главное — запастись нужным инструментом и свободным временем, а также учесть особенности резины.

Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.

Иногда в результате дорожных происшествий пробиваются сразу два или три колеса. Времени возиться с разбортировкой на месте нет, да и руки марать не хочется. Чтобы выйти из положения, приходится ехать как есть. Вместо одного поврежденного колеса ставится запаска, а второе и третье используются в спущенном состоянии. Как долго так можно ехать и чем обернется для покрышек подобное путешествие?

От 100 метров и более

Обычные автомобильные шины не предназначены для движения без давления. Если повреждение незначительное, то лучше отремонтировать колесо на месте. Прокол стравливает воздух небыстро, и иногда достаточно просто подкачать покрышку, чтобы иметь в запасе с полчаса времени, которого хватит для поездки в шиномонтаж.


Если отверстие не позволяет ехать долго, то в него можно ввернуть саморез, который на время превратится в заплатку. Затем можно накачать шину, которая несколько часов сможет держать давление на уровне 1,7-2,1 атм. Лучше ездить все же на накаченных колесах.

Иногда бывает, что неопытный водитель, даже заметив постепенное стравливание давления в колесе, ленится ставить «запаску», продолжает путь, стараясь отыскать мастерскую шиномонтажа, и приезжает туда уже на полностью спущенной шине. Делать это категорически нельзя. Велик риск полного повреждения в общем еще работоспособной покрышки. Даже сто метров для спущенного колеса бывают критичны. Резина начинает «сжевываться», повреждается корд, слои сдавливаются и трескаются.

Если после такой поездки снять шину и посмотреть на ее внутреннюю сторону, то обнаружится черная пыль. Это слез поверхностный герметичный слой. При последующем накачивании вздуваются грыжи, похожие на волдыри. Они идут цепочкой по диаметру поврежденных нитей корда. Тогда «убитое» водителем колесо можно отправлять только на свалку.


С точки зрения закона такое движение допустимо. В соответствие с пунктом 2.3.1. ПДД РФ, при возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. В иных случаях лучше все-таки вызвать эвакуатор.

Колеса Run-Flat

Есть колеса, которые могут двигаться даже при полной потере давления. Называются они Run-Flat. В своей конструкции они имеют очень прочную боковину. При проколах жесткие вставки могут брать на себя вес транспортного средства и позволяют передвигаться со скоростью до 80 км/ч на расстояние до 80 км.

Эти колеса настолько воодушевили некоторых премиальных автопроизводителей, что они посчитали возможным полностью отказаться не только от запасного колеса, но и от узкой «докатки». Правда, в России такое решение не оправдало себя.


Колеса Run-Flat действительно не боятся мелких проколов, но они лопаются на весенних дорогах столь же хорошо, как и обычные покрышки.

При сильных ударах на глубоких ямах воздух давит не только в мощные боковины, но и в места их соединения с прижимным проволочным кольцом. Именно там и появляются разрывы. Колесо разбортируется и уже не способно к передвижению.

Поэтому лучше иметь в багажнике хорошее запасное колесо, которые часто выручает в трудных ситуациях.

Читайте также: