Как обманывают на шиномонтаже

Опубликовано: 26.03.2024

Казалось бы: полную стоимость переобувки, включая снятие и установку колес, а также их балансировку, обычно называют перед началом самого процесса. Устраивает — доставай комплект зимней резины, не нравится — езжай, где дешевле. Но оказывается, существует целый арсенал способов, как «навариться» на доверчивом посетителе! Например, работники мастерских могут…
…называть отдельные цены за снятие/установку и шиномонтаж

Мастер называет сумму, клиент согласен. Однако внезапно выясняется: сумма — без учета снятия и установки колес! За перечисленные операции нужно платить непосредственно сотруднику, который этим занимается. Удивительно, но именно такая уловка — один из самых популярных и действенных способов «развода» на сезонных шиномонтажах.

Что делать? Если видите, что шинами будет заниматься один человек, а собранными колесами — другой, сразу спросите, какова будет итоговая стоимость «за всё».
…потребовать доплату за грузики

Работник мастерской уверяет, что диск никуда не годится — кривой, а потому не балансируется (чтобы колесо начало «восьмерить» на балансировочном стенде, достаточно незаметно подложить какой-нибудь предмет на место крепления диска). Но! Недавно фирма приобрела специальный станок и буквально за 300-500 рублей колесу вернут идеальную геометрию.

Что делать? Возможно, мастер действительно обнаружил нарушение геометрии. Просто попросите посмотреть на процесс правки, чтобы убедиться, действительно ли диск прокатывали на станке.
…предложить самоклеящиеся грузики

На грузиках можно заработать и другим способом, сказав клиенту, что мастер будет ставить обычные набивные, «которые смотрятся не очень красиво и могут поцарапать диск»… Автомобилист, разумеется, не хочет, чтобы литье царапалось, и тогда сотрудник шиномонтажа достает грузики самоклеящиеся. Но, понятное дело, стоят такие дороже.

Что делать? Мнения разделились. В одних мастерских говорят, что набивные и самоклеящиеся грузики стоят одинаково, в других, что закупка «самоклеек» обходится немного, но дороже.
…поменять вентили

В теории вентили нужно менять ежегодно, но на практике они служат по нескольку лет. Пока не рассохнутся и, соответственно, не начнут пропускать воздух. В качестве небольшого, но стабильного дохода некоторые мастерские предпочитают превентивно менять своим клиентам «соски́» во время каждой переобувки: так, дескать, положено по правилам.

Что делать? Если до переобувки ни одна из покрышек не спускала воздух, значит, с вентилями проблем не было. Но если их поменяли, придется платить… Благо, стоит такая процедура недорого.
…потребовать деньги за «взрыв»

У неправильно хранившейся шины обод может оказаться деформированным, поэтому, чтобы посадить ее на диск, нужен «взрыв» — резкая подача воздуха под большим давлением. Во всех нормальных сервисах имеется специальный ресивер, но некоторые работают по старинке, поджигая бензин. За такое «файершоу» и могут попросить доплату.

Что делать? Никаких доплат! Вы уже оплатили установку покрышки на диск, а уж каким способом мастер выполнял процедуру — его личное дело.
…включить дополнительные «опции»

В прайсе могут обнаружиться такие позиции, как «смазка болтов/шпилек», «упаковка покрышек», «снятие колпаков» и т.д. Обычно все это делается бесплатно, но есть мастерские, которые изначально устанавливают цены на услуги ниже рыночных, а нужную прибыль «добивают» такими «опциями». Разумеется, оплатить дополнительные услуги требуют после их выполнения.

Что делать? Здесь поможет только собственная дотошность и изначальное понимание того, что неадекватно низкие расценки — плохой знак, за которым наверняка скрывается обман.
…накачать шины азотом

«У нас все клиенты сейчас накачивают шины только азотом — вы же понимаете, что это продлевает жизнь покрышке? Нет, для вас одного мы не будем переключать компрессор». А куда деваться? Везде очереди, времени мало, и клиент вынужденно соглашается на навязанную услугу. Так стоимость шиномонтажа разом увеличивается на 300-500 рублей.

Что делать? Изучать прейскурант, и, если найдется строчка «Накачивание азотом», заранее предупредить: «Мне, пожалуйста, обычным воздухом [в котором азота — 78%]».
…указать на датчики давления

«О, у вас датчики давления! Тогда придется доплатить», — так обычно разводят девушек. Дескать, для снятия и установки шины нужно «спецоборудование», чтобы не повредить электронике. Но мы откроем секрет: штатное оборудование шиномонтажа не представляет опасности для датчиков, хотя некоторая аккуратность со стороны мастера, конечно, не помешает.

На носу морозы, пора переобувать своего «железного» коня. Сегодня расскажу, как могут развести вас на шиномонтаже и за какие услуги не нужно платить, они входят в стоимость работы. Не дайте себя обмануть, будьте готовы к встрече с недобросовестными работниками шиномонтажных сервисов.

Чем накачивать колеса

В некоторых шиномонтажах могут вам предложить накачать колеса не простым воздухом, а азотом. Объясняя это тем, что от него покрышка станет мягкой, диск изнутри не будет ржаветь, так как азот – инертный газ, не вызывающий коррозии металлических изделий. Правда, это будет стоить дополнительных денег.

Замена «сосков» колеса

Вам могут рассказать, что после каждой «переобувки» колеса нужно менять ниппеля. Мотивируется это тем, что ниппель, он же вентиль, за сезон изнашивается, а во время шиномонтажа он повреждается, и может пропускать воздух. Из-за него колесо будет часто спускать.

Нужно прокатать диски

Именно это могут вам предложить сделать, мотивируя это тем, что на балансировочном станке ваше колесо будет сильно «плясать». Хотя вы не чувствовали никаких изменений в поведении автомобиля, когда ехали на шиномонтаж.

При установке колеса на станок на него могут незаметно приклеить грузик. Он то и покажет, что диск имеет неправильную геометрию и его нужно прокатывать. Это частый способ «развода» на деньги.

Если вам говорят что нужно прокатать диск, то смело идите вместе с работником к станку. Смотрите за его действиями, чтобы не повесили незаметно груз на станок. Самостоятельно проверьте показания станка. Вы имеете на это право, потому что платите деньги. Если в этом вам отказывают – уезжайте из этого сервиса.

Прокатка металлических дисков стоит копейки. Но чтобы их «убить», нужно серьезно повредить покрышку. Именно она первая принимает удар и на ней появляется «грыжа». Если у вас этого нет, значит вас разводят.

Во-вторых, если диск кривой, и оно стоял спереди, то вы почувствуете удары по рулю, если сзади, то машина будет «вилять» задом . Если таких симптомов не было, значит, вас пытаются обмануть.

Какие грузики будем вешать?

«Повесить лапшу» могут и насчет балансировочных грузов. Могут предложить вместо набивных грузиков, которые крепятся за обод колеса, использовать самоклеящиеся. Они лучше держаться, не повреждают диск. Но стоят дополнительных денег.

Ступицы действительно надо периодически чистить от грязи — это чистая правда. И если при снятии колес выясняется, что они сильно загрязнены, за очистку действительно могут взять дополнительные деньги. Особо предприимчивые мастера быстро понимают, что это легкий способ заработать. И навязывают эту операцию даже тем, кому она не требуется.

Мнение эксперта

Виктор Губин, бывший сотрудник шиномонтажной мастерской:

— В Москве чистка ступиц стоит около 500 рублей. Хотя шиномонтажник обязан это сделать бесплатно при каждой смене колес — оплачивается только обработка медной смазкой. Работа занимает минуту: пару раз пройтись металлической щеткой по ступице на каждом колесе и брызнуть из баллончика. Но в большинстве случаев за очистку просят денег. Давят на то, что ступица проржавела, с ней придется повозиться. Особо наивных и доверчивых раскручивают по полной.

Способ 2. Да тут болты проржавели!

Часто процесс выкачивания денег из клиента начинается еще на стадии снятия колес. Вам могут сказать, что крепеж плохой — болты проржавели или резьбу сорвало. Но все поправимо: достаточно купить новый крепеж, причем здесь же, в шиномонтаже. Если особо не вникаете в процесс переобувки, крепеж и менять не будут — поставят ваш же. А новый (оплаченный вами) будет ждать следующего доверчивого клиента.

Мнение эксперта

Виктор Губин, бывший сотрудник шиномонтажной мастерской:

Развод с заменой крепежа очень распространенный. Прежде чем платить деньги, попросите мастера показать, в чем конкретно проблема. Посмотрите, есть ли коррозия. Если она уже начала есть железо, то резьба на шпильке будет вся ржавая. А если вам говорят, что у болта или гайки сбита грань, надо просить, чтобы предоставили две гайки для сравнения. Если резьба на шпильке сорванная, ее нужно либо снова нарезать, либо поменять шпильку.

При приемке машины обязательно просите, чтобы мастер прошелся динамометрическим ключом по всем болтам. Многие этой процедурой пренебрегают либо из-за нехватки времени (большой поток клиентов), либо убеждены, что действий пневмопистолетом вполне достаточно.

Способ 3. Вентили надо менять

Вентили нужно менять каждый сезон, — с этой фразы начинается еще один развод. Как правило, клиенты соглашаются, потому что сумма услуги смешная (в среднем 50–100 рублей с колеса). В действительности принимать решение о замене вентилей нужно исходя из их состояния. Если вентиль мягкий, а при сгибании не видно никаких трещин, эту услугу можно вычеркивать из заказ-наряда.

Мнение эксперта

Виктор Губин, бывший сотрудник шиномонтажной мастерской:

Вентили нужно менять по мере износа. Со временем резина рассыхается. Многое зависит от того, как вы эксплуатируете автомобиль и в каких климатических условиях. Резкие перепады температуры, вода, грязь способствуют тому, что вентиль начинает ссыхаться. Я, например, на своем автомобиле не менял вентили два года, и они по-прежнему в порядке.

Способ 4. Заправим шины азотом

Если переобуваться вы приехали не абы куда, а в раскрученный и дорогой шиномонтажный центр, вам наверняка предложат закачать колеса азотом. Аргументов несколько:

  • молекулы азота крупнее, чем молекулы воздуха, поэтому они не так быстро улетучиваются сквозь стенки шины. Так что подкачивать колеса нужно будет реже. Миф! Разница в размерах молекул совсем незначительная (0,3 нм против 0,32 нм). А при проколе шины, заправленные азотом и воздухом (в нем, кстати, содержится 78% азота), спускать будут одинаково.
  • азот повышает стабильность давления в шине, потому что коэффициент теплового расширения азота гораздо меньше, чем у воздуха. Это тоже миф: не «гораздо„, а „чуть-чуть“. Давление в шине в любом случае будет скакать от разогрева.
  • колесо, накачанное азотом, легче того, в котором атмосферный воздух, так что можно сэкономить на бензине. Действительно легче, правда, колесо среднеразмерного кроссовера полегчает всего на несколько граммов. Поймать разницу в расходе топлива не удастся даже самыми точными приборами.

Мнение эксперта

Виктор Губин, бывший сотрудник шиномонтажной мастерской:

Закачка азота в шины — полнейшая ерунда. За все время, что я работал в шиномонтаже, никогда не предлагал эту опцию. И коллеги тоже. Просто потому, что услуга бесполезная.

Но если клиент будет настаивать — любой каприз за его деньги. У нас в шиномонтаже был случай, когда девушка попросила… поменять воздух в шинах. Выяснилось, что друзья посоветовали, что раз сейчас зима, то в шинах должен быть зимний воздух. Когда мы объяснили, что ее разыграли, она очень разозлилась и стала кричать на нас.

Мнение эксперта

Виктор Губин, бывший сотрудник шиномонтажной мастерской:

Но посвящать клиента в детали никто не будет. С него возьмут несколько тысяч рублей, укажут в перечне работ пункт «правка диска» и отнесут диск на станок. Мастер выждет необходимую паузу и. отдаст уже «выправленный» диск. Да еще и продемонстрирует, мол, смотрите, какой он теперь ровный. Большинство на это ведется и даже благодарит за работу.

Развод — дело прибыльное

На правке дисков можно очень неплохо заработать. В сезон шиномонтаж Виктора обслуживал порядка 50 автомобилей в день, и каждому второму клиенту предлагали правку диска. Цена услуги стартует от 2000 рублей. Нетрудно подсчитать, что даже если соглашалась примерно половина автолюбителей, выручка от этой услуги всего за день составляла около 30 000 — 35 000 рублей.

Обезопасить себя от развода в шиномонтажке непросто, ведь обычно автомобилиста просят остаться в клиентской зоне, а потому нет возможности следить за мастером. Но минимизировать ущерб для своего кошелька все же можно. Просто обговаривайте детали и сумму до начала работ. По возможности переобувайтесь в проверенных мастерских и не забывайте благодарить работников чаевыми, если результат вам понравился. В крупных центрах шиномонтажа услуги будут стоить дороже, зато и отстоять свою правоту проще — такие компании дорожат репутацией.

Три вопроса к бывшему мастеру шиномонтажа

— Как ты понимал, какого человека можно развести?

— Я завязывал разговор. Если человек внимательно меня слушает и соглашается, я понимаю — это «мой клиент». Важное значение имеет автомобиль, а точнее, его цена. Владельца машины стоимостью от двух миллионов рублей однозначно попытаются развести в шиномонтаже. Такой человек следит за своим автомобилем, но при этом сам в нем ковыряться вряд ли будет. Допустим, ко мне приезжают два клиента. Один на подержанной Шкоде Октавии, другой — на почти нулевом Мерседесе С-класса. В первом случае я попытаюсь накинуть парочку «лайтовых» опций, чтобы заработать копеечку. Во втором предлагаю сразу комплекс услуг, убедив владельца, что они все нужны.

— Руководство знало, что вы разводите клиентов?

— Кушать хотят все. Руководство за выполнение плана получает явно больший процент бонусами, чем простые работники. Все прекрасно понимают, что без лоха и жизнь плоха. Во многих сервисах за накрутку допопций мастеру полагается больший процент. Например, я за замену шин получал бонусами 25%, а за дополнительные услуги уже 35%. Условно, монтаж 14-дюймовых колес стоил 1000 рублей. А за чистку ступиц и замену вентилей дополнительно еще 700 рублей. То есть за пять минут зарабатывал с допов почти столько же, сколько за полчаса с шиномонтажа.

— А как не стать жертвой развода?

— Сложный вопрос. Многое зависит от того, насколько человек ленив. Если мне в шиномонтаже говорят «у тебя колесо кривое», я попрошу мастера его снять, почистить заднюю площадку на станке. Готов даже отдельно за это доплатить. То есть нужно стараться следить за действиями шиномонтажника. Это не всегда возможно. Но если вас позвали в цех, проявите максимум участия и выясните, действительно ли с колесом проблемы или на вас пытаются навариться.

Печальная практика показывает, что далеко не всегда сотрудники шиномонтажа работают исключительно честно. Трудно отыскать человека, который бы ни разу в своей жизни (имея автомобиль) не сталкивался с такими «дельцами». Несмотря на то, что цену на «переобувание» озвучивают сразу, мастера ключа и отвертки имеют целый арсенал нечестных способов, которые позволяют им «заработать» на неопытном или слишком доверчивом клиенте.

Раздельная сумма


Мастер называет сумму, и клиент соглашается, однако после этого тут же выясняется, что речь не шла о снятии и установке колес. За это придется платить отдельно. Интересно, что такой простой уловкой «дельцы» пользуются чаще всего, особенно во время сезонной замены шин.

Как быть: всегда уточняйте сумму «за все». Это просто правило поможет не попасть впросак.

Доплата за грузики


Вот пришел черед расплачиваться, и тут мастер называет сумму несколько большую, чем была озвучена первоначально. Дело в том, что где-нибудь в прейскуранте было написано мелким-мелким шрифтом, что цена за работу включает только 15 грамм грузиков. За все остальные нужно будет доплачивать по курсу 1 грамм – 1 рубль.

Как быть: всегда согласовывать стоимость балансировки. Обязательно стоит обращать внимание на названную цену. Если она ниже, чем у других мастерских, следует задуматься и переспросить.

Самоклеящиеся грузики


Во время балансировки мастер предлагает использовать не обычные грузики, а самокорректирующиеся. Будто бы обычные намного хуже и могут стать причиной повреждения диска. Зерно истины в этом есть, вот только стоит ли оно того?

Как быть: поступать на свое усмотрение. Более, чем в половине мастерских утверждают, что такие грузики ничем не отличаются в цене от обычных.

Замена вентилей


Если обратиться к сухой теории, то вентили у автомобиля следует менять каждый год. На практике каждый вентиль служит несколько лет. После этого они рассыхаются и начинают понемногу пропускать воздух. В мастерских же любят предлагать заменить вентили при каждой смене резины в течении года.

Как быть: проверить вентили перед поездкой на шиномонтаж. Если проблем с воздухом нет, то и менять ничего не нужно.

Кривой диск


Во время работы мастер начинает утверждать, что диск кривой и не поддается балансировке. Но, о чудо! Совсем недавно гараж купил новый станок и проблему нарушения геометрии колеса можно решить за 300-500 рублей.

Как быть: не исключено, что геометрия действительно нарушена. В такой ситуации согласитесь на условия мастера, но обязательно попросите посмотреть на процесс из «живого интереса», дабы убедиться, что диск действительно обработают на станке.

Оплата «взрыва»


Дополнительные «опции»


Снятие колпаков, смазка болтов, упаковка покрышек – эти и многие другие подобные операции выполняют бесплатно. Некоторые нечестные мастерские любят сбивать цену, а затем добирать (и перебирать) стоимость работы за счет «дополнительных опций», которые заставят оплатить отдельно после работы.

Как быть: помните о том, что низкая цена за работу – первый (и самый верный) признак обмана. Проявляете дотошность в вопросе согласования цены.

Накачать азотом


«Азот продлевает жизнь покрышек». «Азот уменьшает расход топлива на 249.9%!». «С азотом в колесах машину можно вообще больше не чинить и не заправлять». Какие только небылицы про накачку азотом не выдумывают вруны на шиномонтаже.

Как быть: если в прейскуранте есть строка «Накачка азотом», то обязательно попросите при согласовании цены накачать вам колеса обычным воздухом. Тем самым, которым дышит человек, и который уже состоит на 78% из азота.

Датчики давления


Указать на наличие датчиков давления и потребовать доплаты. Очень популярный метод обмана, особенно автомобилистов из числа прекрасной половины человечества. Надо отметить, что датчики действительно требуют некоторой «дополнительно» осторожности в работе со стороны мастера. Однако, никакого спецоборудования для работы с колесами не нужно.

Как быть: скажите, что прекрасно знаете о том, что датчики давления никак не влияют на процесс замены шин.

О хитрости российских шиномонтажников не знают лишь те, кто никогда не пользуется их услугами. Развести нашего брата-автомобилиста шинных дел мастера могут на раз-два - и опомниться не успеете! Прежде чем ехать в мастерскую, ознакомьтесь с уловками, с которыми вам посчастливится столкнуться лично. Не дайте себя обмануть!

Замена вентиля

Первое, что делает практически любой шиномонтажник, взяв в руки колесо, – отточенным движением руки срезает вентиль. Не глядя, по умолчанию! Ему не важно, в каком состоянии находится это устройство. Заменил – значит, заработал! Притом заработал неоднократно!

За условную сотню рублей мастер монтирует в ваш колёсный диск самый дешёвый 20-рублёвый вентиль ужасного качества. Служит он от силы год, после чего точно так же меняется на новый – аналогичное барахло с китайской родословной. Если по какой-то причине вы не смените вентиль «от шиномонтажника», он всё равно вынудит вас посетить мастерскую: качество монтируемых изделий настолько ужасно, что резина в буквальном смысле рассыпается в руках. Хорошо, если из вашего колеса на ходу внезапно не выйдет весь воздух – и такое возможно!

По теме

Даже два года вентили «от мастеров» служат в исключительных случаях. Не верите? Осмотрите свои. Попробуйте их немного согнуть – обнаружите трещины. Заметили? Бегом в магазин за качественными изделиями от достойных производителей. Прекрасно на роль таковых подходят вентили, которые ставятся на заводе – фирменные, от производителя автомобиля. Стоят они на порядок больше китайских, но и служат не меньше самих покрышек. Менять их каждый год уже не придётся. Главное – вовремя останавливать при визитах на шиномонтаж ушлых мастеров, гораздых пустить под нож действительно качественные и надёжные вентили. Для них это – прямая выгода.

Накачка азотом

Мода накачивать шины азотом пришла в мир обычных водителей из автоспорта. Такую услугу предлагают наиболее дорогие, «брендовые» шинные центры с псевдоспортивным, люксовым уклоном. Стоимость переобувки возрастает на несколько сотен рублей, однако по факту переплата абсолютно бессмысленна. Чудодейственные свойства азота объясняются мастерами тем, что молекулы этого газа довольно крупные – они хуже проходят сквозь стенки покрышки. В действительности разница почти полностью отсутствует - молекулы азота мало чем отличаются от молекул воздуха, который, к слову, состоит из азота на 78%.

По теме

Азот меньше подвержен тепловому расширению, и это действительно так, но, напомним, львиная доля состава воздуха – и есть тот самый азот.

Наконец, азот легче воздуха, а значит, накачанная им шина легче той, что накачана воздухом. Вот только разница в весе исчисляется несколькими граммами, которыми при гражданской эксплуатации обычного автомобиля вполне можно пренебречь.

Смазка колёсных болтов или ступиц

Смазывать колёсные болты и гайки категорически запрещено. Они всегда должны быть сухими и чистыми, закручиваться без дополнительной обработки какими бы то ни было лубрикантами.

Объясняется это просто. Колёсные болты и гайки имеют конусную посадку и выполняют функцию центрирования. Затягиваются они строго предписанным производителем моментом (обычно – от 100 до 110 Нм). Смазав резьбу и конус, вы облегчите процесс затягивания болтов и гаек на нужный момент. Однако стоит помнить, что любое резьбовое соединение по своей сути работает как мощная пружина: при затяжке болтов и гаек резьба немного удлиняется, при этом она пытается вернуть своё первоначальное положение – возникает натяжение, не позволяющая болтам и гайкам раскрутиться. Решающим является момент данного натяжения. При превышении усилия резьба начинает рваться, металл не выдерживает. При недостаточном усилии нужного натяжения не возникает вовсе.

По теме

Во время «сухого» затягивания колёсных гаек и болтов предаваемый момент на 90% тратится на трение в сопрягаемых поверхностях – 50% съедает трение торцевой части головки болта или гайки с диском, до 40% – трение в самой резьбе. Лишь порядка 10% уходит на создание самого натяжения, удерживающего колесо.

Если ту же резьбу перед затяжкой смазать, потери на трение в процессе затягивания болта или гайки резко уменьшатся. Трение на торцевой поверхности гайки можно уменьшить примерно до 20%, а на резьбах – примерно до 10%. Иными словами, приложив то же самое усилие на баллонный ключ, вы потратите на создание натяжения на резьбе до 70% от этого усилия. А это самый настоящий акт насилия над резьбой.

Мода смазывать ступицы объясняется просто: при длительной эксплуатации колёсный диск действительно может «прикипеть», буквально прилипнуть к сопрягаемой поверхности. Однако это возможно лишь в случае, если вы не будете снимать колесо на протяжении ряда лет. В реальных условиях эксплуатации, при ежегодной смене шин, это почти полностью исключено безо всякой дополнительной смазки. Развод на деньги, не более!

«Люксовые» грузики

Нагреть нашего брата могут и при такой банальной операции, как балансировка колёс. В порядочных шиномонтажных мастерских клиент платит за сам факт балансировки – без разницы, сколько грузов устанавливается на тот или иной диск. Но так бывает не всегда.

Ушлые мастера могут посчитать количество установленных грузов и попросить оплатить их отдельно. Но и это ещё не всё: найдутся грузики попроще, подешевле, и подороже – «люксовые», на самоклейке.

По теме

К слову, балансировать уже собранные колёса по мере износа шин не обязательно. Если изначально они были отбалансированы качественно, то при обычной, нормальной эксплуатации автомобиля изнашиваются шины равномерно – разбалансировки не происходит. Если вы используете два комплекта покрышек (каждый на своих дисках), ездить на балансировку каждый год не нужно. В большинстве случаев это пустая трата времени и средств.

Снятие и установка колёс

Перед посещением шиномонтажной мастерской нелишним будет ознакомиться со стоимостью снятия/установки колёс. В комплекс услуг изначально может входить и эта услуга, однако часто она оплачивается клиентом отдельно. Важно не упустить это из виду и не дать себя облапошить. При покупке шин в шинном центре с бесплатным монтажом в подарок о подарке могут попросту «забыть». Весьма распространённая практика в России.

Читайте также: