Как установить катафоты на спицы велосипеда

Опубликовано: 26.03.2024

катафоты на велосипед

Но вместе с преимуществами велосипед – это тот самый вид транспорта, который практически не виден в темное время суток. Передвижение на нем по дорогам ночью становится опасным. Самая серьезная опасность для велосипедиста – столкновение в темноте с автомобилями на дороге. В несколько раз опасней поездка становится, если владелец заранее не позаботится об освещении собственного пути и своевременно не установит отражающие свет катафоты на велосипед.

Ночью велогонщик ставит на карту свою жизнь. Он может стать жертвой движущегося транспорта. Об освещении велосипеда нужно позаботиться не только для того, чтобы ездить по трассе ночью. В темное время суток велосипедист рискует стать жертвой автомобилей даже в городе.

Катафоты на велосипед: установка и особенности

Ситуацию усугубляют сами велосипедисты, игнорируя законы езды на этом средстве передвижения. Установить хотя бы минимальную защиту в виде катафотов на велосипед – основное правило. К тому же производители велотранспорта не уделяют много внимания катафотам, ограничиваясь только установкой небольших светоотражающих деталей на педали некоторых моделей.

Об установке катафотов на велосипед на других его частях владелец обязан позаботиться сам. Их наличие существенно снижает вероятность стать участником ДТП, и тем более - его жертвой. Поэтому, кроме обязательных светоотражателей, необходимо установить дополнительное освещение на руле, катафоты на велосипед на колеса, а также на спицы.

Обязательные правила установки светоотражателей

Установка катафотов на велосипед – правило для обязательного исполнения всеми владельцами велотранспорта. А также это соответствует правилам безопасности передвижения в ночное время суток. Закон обязательной установки катафотов на велосипед подразумевает наличие на транспорте отражателей всех трех цветов: белого, оранжевого и красного.

катафоты на велосипед на колеса

Устанавливать светоотражающие элементы нужно в определенном порядке, к которому все привыкли. Поочередность установки всех цветов нужна для того, чтобы не сбить с толку других участников движения.

Как грамотно установить катафоты

Правильная установка катафотов на велосипед описана в Правилах дорожного движения. Согласно с правилами, светоотражатели ставятся в таком порядке:

  • Белые находятся спереди.
  • Светоотражатели красного цвета устанавливают по центру.
  • Оранжевые катафоты на велосипед нужно ставить по бокам.
  • Боковые светоотражатели оранжевого цвета крепятся на спицы колес.

Габаритные светоотражатели

Катафоты велосипеда – пассивный источник света. Это значит, что в темноте их не видно. Они могут лишь отражать свет. Основной функцией велосипедных катафотов является отражение световых лучей. По закону оптики, угол падения света равен углу его отражения.

катафоты на спицы велосипеда

Если пользоваться велотранспортом только днем, а в ночное время - лишь при крайней необходимости, тогда достаточно установить на велосипед передние и задние светоотражатели. Чтобы чувствовать себя на дороге более уверенно, лучше не экономить на их установке. Желательно поставить на велосипед весь комплект светоотражателей.

На сегодняшний день существует много разных видов катафотов. Они могут быть изготовлены из стекла, из недорогого пластика, полистирола или хромированного метала. Разновидность форм катафотов на велосипед позволяет устанавливать их на любую деталь этого вида транспорта.

Разновидность светоотражателей для велосипеда

На сегодняшний день производство катафотов на велосипед не стоит на месте.

как установить катафоты на велосипед

Кроме обычных пластмассовых и стеклянных вариантов производители изготавливают:

  • светодиодные катафоты;
  • отражатели с креплением на спицы;
  • вращающиеся светоотражатели.

Единственное правило – не переборщить. Если на велосипед поставить все существующие виды катафотов, он превратится в новогоднюю елку. Избыток светоотражающего эффекта так же может стать причиной ДТП, как и его нехватка. Иначе говоря, всего должно быть в меру, и велосипедные катафоты – не исключение.

Основные особенности катафотов

Светоотражатели на велосипеде не помогут в туманную погоду. Поэтому ради своей собственной безопасности нужно позаботиться о дополнительном освещении транспортного средства. Сегодня для этих целей существуют необычного типа катафоты – рефлекторы, о которых раньше никто не знал. Это – универсальный вид приспособлений особой конструкции со встроенными светодиодными отражателями.

установка катафотов на велосипед

Работают катафоты с диодными отражателями за счет источника света. Их видно в любую погоду и на большом расстоянии. Правда, для установки данного приспособления безопасности необходимо им обеспечить питание. Для светодиодных катафотов основным источником питания является установленный фонарик на велосипеде. Кроме того, это могут быть аккумуляторы или батарейки. Но если на переднее колесо транспортного средства установить постоянный источник тока, генератор динамо-машины, то светодиодные отражатели безотказно будут работать на протяжении всего времени передвижения на велосипеде.

Светоотражатели с установкой на колесах велосипеда

Согласно правилам установки, боковые катафоты должны быть оранжевого или красного цвета. Большинство велосипедистов не признают эти требования, считая их бессмысленными. Особенно скептически относились к боковым катафотам гонщики, причин тому несколько:

  • Стеклянные катафоты с конструкцией установки по бокам легко разбить камнем или поцарапать ветками.
  • Раньше светоотражатели были довольно тяжелыми, что могло нарушить центровку колеса.

как поставить катафоты на велосипед

Сегодня же все изменилось. В изготовлении светоотражателей используют легкий материал. Поэтому, установив отражатели на колеса, не нужно опасаться каких-либо изменений. К тому же светящиеся изделия, закрепленные на колесах, повышают собственную безопасность в несколько раз. Светодиодные катафоты на спицах велосипеда являются также водонепроницаемыми элементами. А это значит, что светящимся элементам не страшны ни дождь, ни снег.

На сегодняшний день выделяется более 50 видов светоотражателей по форме, по величине и по цвету. И даже есть светодиодные катафоты со звуковым эффектом. Если же придется постоянно ездить в ночное время, тогда следует подумать над тем, как поставить катафоты на велосипед. Чтобы обезопасить себя от вероятных происшествий, нужно поставить на свой велосипед весь необходимый комплект светоотражателей.

Езда на велосипеде приносит массу удовольствия, укрепляет здоровье и расширяет горизонты, однако такой вид транспорта несет с собой и опасность, особенно в сумерках и ночью, если велосипедист не постарался сделать себя более заметным для несущихся автомобилей, закрепив катафоты на велосипед. Поговорим сегодня о световых отражателях, какие они бывают, где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде, а еще о том, как их можно сделать собственноручно.

Что такое катафоты для велосипеда

Не все райдеры знают, что такое катафоты на велосипеде, потому что в народе их больше знают как светоотражатели. Выглядят они как небольшие пластины разных цветов и нужны для отражения падающего света при помощи минимального рассеивания.

Конструкция катафотов представляет собой несколько зеркал, расположенных под прямым углом. Когда между этими зеркалами проникает световой луч, он отражается на 180. Длина такого отраженного луча довольно значительная — 150 м, потому байк заметен для водителей автомобилей на приличном расстоянии, что помогает успеть сориентироваться в случае непредвиденной ситуации и предотвратить аварию.

Изготавливаются элементы из стекла или из более дешевого пластика, обрамлены хромированным металлом либо полистиролом. Есть модели, которые изготавливают из акрила. Производители более современных катафотов предлагают модели с уже встроенными светодиодами, которые сами по себе уже являются источниками света. У корпуса имеется металлическое крепление. Устанавливают светоотражатели на определенные детали велосипедов.

ПДД о светоотражателях

В Правилах дорожного движения четко указывается, куда нужно прикреплять катафоты на велосипеде. Все дело в том, что отражатели света имеют три разновидности: белого, красного и оранжевого цветов, каждая из которых устанавливается в строго определенное место, чтобы не вводить остальных участников движения в заблуждение:

  • передний катафот на велосипед должен быть белым, его устанавливают над рулевой трубкой либо прикрепляют к багажнику (или корзине), если он находится спереди. Также можно прикрепить между ногами рулевой вилки на перемычке;
  • задний катафот — красный, его можно установить прямо под сиденьем на подседеле либо на заднем крыле. Если сзади установлен багажник, можете закрепить катафот прямо на нем;
  • на спицах по бокам должны быть закреплены оранжевые световозвращатели — по одному на каждое колесо в ситуации с двухсторонними моделями и по два на каждое колесо в случае с односторонними. В принципе, разрешается установить и по одному катафоту на односторонних моделях, только обязательно, чтобы они направлялись влево и вправо.

Разновидности катафотов

виды светоотражателей

Существует четыре разновидности светоотражателей, имеющих свои функциональные особенности. Рассмотрим каждый из них подробно.

Габаритные светоотражатели

Катафоты способны только отражать падающие на них в темноте лучи света, потому их называют источниками пассивного излучения. Если вы будете ездить на велике только при свете дня, поместите на него белый светоотражатель на передней, а красный — на задней части байка.

Катафоты со светодиодами

Катафоты со светодиодами

Также генерировать постоянный ток в процессе покатушек можно динамо-машиной, которую закрепляют на переднем колесе байка.

Отражатели на спицах

К сожалению, не все велосипедисты воспринимают боковые светоотражатели в качестве необходимых деталей велосипеда. Нередко это происходит по причине стереотипного недоброжелательного отношения к ним профессиональных гонщиков. Раньше отражатели были тяжелые и, учитывая то, что их нужно было устанавливать на спицы, нередко они становились причиной появления восьмерки на колесе и цеплялись за соседние спицы. Сейчас же боковые катафоты по весу делаются легкими и, принимая во внимание то, что конструкцию можно закрепить на одной спице, они не повлияют на центровку колеса.

Важно! Светящиеся желтые и оранжевые катафоты на спицах во много раз увеличивают безопасность райдера на трассе в темноте.

Плюс к этому, такие оригинальные элементы украшают сам байк и улучшают настроение его владельца во время катания. Современные отражатели света для спиц имеют несколько десятков различных форм, целую радугу цветов и оттенков, у некоторых даже есть звуковые эффекты.

Свет отражателей питается небольшими батарейками, они не боятся ни проливного дождя, ни грязных луж, так как их делают водонепроницаемыми.

Вращающиеся светоотражатели

Вращающиеся светоотражатели

Райдеры, для которых езда на велосипеде стала стилем жизни, с удовольствием устанавливают на свои агрегаты стильные вращающиеся катафоты. Уже проверено, что мигающее свечение наиболее заметно в темноте и обращает на себя больше внимания, чем ровный поток света без пульсации.

Подвижные элементы находятся внутри прозрачного корпуса, который защищает одежду ездока от вращающихся частей. С запуском специального колесика начинается работа катафота. Производителями также предлагаются настолько чувствительные модели, у которых мигающий свет может появиться даже от небольшого ветерка.

Лет 70 назад в Америке впервые появилась идея разработать вращающиеся модели отражателей света для транспортных средств. Джон Паркер изобрел, а потом и получил патент на устройство, которое «лепестками» цеплялось на спицы колес и за счет мягкой пружины раскачивало зеркальную поверхность. Благодаря этому отражаемый свет начинал мигать. Но у изобретения были свои недостатки, которые не дали широкого распространения этих катафотов на колеса велосипедов:

  • его нужно устанавливать слишком близко к поверхности земли, а в таком положении устройство почти не видимо с высоты роста человека;
  • устройство значительно выпирает в сторону от колеса, из-за чего легко повреждается при столкновении с бордюрами, стойками для парковки байков и прочими объектами.

Другой изобретатель, Ла-Лонд создал свой вращающийся катафот. В нем два вращающихся светоотражателя устанавливаются на оси колесика, зацепленного в максимально верхней точке с передним либо задним колесом. Благодаря высокому положению катафота мигающий свет видим для окружающих людей, но такой катафот получился слишком увесистым и громоздким для байков. Помимо этого, в нем есть открытые подвижные части, которые быстро забиваются травой и дорожным мусором и в них постоянно попадает одежда райдера. Из-за этих недостатков изобретение тоже осталось в стороне.

Майк Курран учел недостатки моделей предыдущих изобретателей и представил свое устройство с прозрачным колпаком, защищающим подвижные элементы от воздействия влаги и грязи, а также от попадания одежды. Катафоты Куррана небольшие, довольно просто прикрепляется к велику. Это устройство и стало самым подходящим для любителей езды на велосипеде.

На сегодняшний день появилась возможность своими руками собрать вращающийся велосипедный светоотражатель, воспользовавшись приводом от небольшого электродвигателя.

Как своими руками сделать катафоты

  1. Самостоятельно сделать светоотражатель на велосипед не составит особого труда. Самое простое: вы можете взять специальные наклейки для велосипедов, которые легко снимаются в случае нужды. Наклейки берите тех цветов, которые будут соответствовать правилам установки отражателей света (спереди, с боков и сзади). Лучше всего, если вы будете комбинировать наклейки со стандартными катафотами в качестве дополнительных элементов для повышения своей видимости для окружающих.
  2. Другим вариантом будет подсветка в виде ленты со светодиодами, которую нужно расположить на раме либо в разных местах байка. Рекомендуется обработать силиконовым герметиком места крепления этой ленты. Также вам понадобится источник питания, который будет обеспечивать ленту энергией.

Рекомендации по выбору

Прежде чем вы приобретете катафоты на свой велосипед, посмотрите, из какого материала они сделаны. Лучше всего, если они будут пластиковые — такой материал более прочный, в отличие от стеклянных моделей, которые могут разбиться либо деформироваться в дороге.

Обратите внимание на размер световозвращателей — чем они крупнее, тем лучше.

Для боковых частей байка выбирайте облегченные модели катафотов, чтобы не утяжелять колеса и не ухудшать управляемость агрегатом.

Заключение

Катафоты на велосипед устанавливаются с целью обезопасить владельца байка от аварии и для благополучного движения других участников на трассе. Не стоит пренебрегать такими важными элементами на своем байке — это залог комфортной езды в темное время суток. Постарайтесь во время катания выбирать дороги с наименее интенсивным движением, но если такой возможности нет, максимально обезопасьте себя от неприятностей, правильно установив надежные светоотражатели для велосипеда.

Ольга Суворова

Автор статей. Люблю велопрогулки, море, горы и свежий воздух. А еще интересуюсь ЗОЖ и правильным питанием.

Передвижение на транспорте в ночное время суток является крайне ответственным и небезопасным делом. Несмотря на романтичность и красоту ночного города, на дороге человека может ждать опасность.

Отражатель для велосипеда

Для того чтобы избежать проблем и сделать свой байк более привлекательным, необходимо устанавливать светоотражатели. В таком случае, велосипедиста будет видно намного лучше.

Что такое катафоты, как они устроены?

Катафоты представляют собой элемент, который необходим для отражения падающего света. Главной задачей катафота является возвращение света в сторону источника, используя минимальное рассеивание.

Катафот возвращает лучи света, которые приходят из любого угла, в тоже самое место. Движение луча на 180° проходит за счет двойного отражения.

Светоотражатели на велосипед в ПДД

Светоотражатели на велосипед в ПДД

В законе о ПДД установлено, что каждый водитель должен прикрепить на транспортное средство катафот. Цвет катафота зависит от места расположения.

На переднюю часть крепятся катафоты белого цвета, а красные и оранжевые на бока. В районе спиц байка крепят оранжевые светоотражатели.

Виды катафотов для велосипедов

Габаритные светоотражатели

Габаритные светоотражатели

Катафоты считаются источником пассивного излучения, так как способны лишь отражать попадающий свет в темноте.

Катафоты со светодиодами

Катафоты со светодиодами

  • Конструкция со встроенными светодиодами подходит для езды в погоду с плохой видимостью, а также во время сильных дождей.
  • Такая конструкция помогает водителю обеспечить безопасное вождение, а также дает возможность видеть дорогу без применения дополнительных источников света.
  • Преимущества светодиодов в хорошей видимости на дороге.
  • Плохая погода не помеха таким катафотам, поэтому являются настоящим спасением велосипедистов.
  • Зачастую на передней части встроен фонарь, который имеет доступ к подключению.

Отражатели на спицах

Отражатели на спицах

  • Отражатели на спицах необходимы для размещения по бокам байка.
  • Бывают: желтого и оранжевого цвета.
  • Устанавливаются на поверхность спицы, из-за этого велосипед может иметь дополнительный вес и доставлять неудобства. Именно поэтому некоторые велосипедисты игнорируют такие отражатели.

Вращающиеся светоотражатели

Продуктивность светоотражателя можно сделать при помощи установки мигающего пучка света. Идея разработки и усовершенствования вращающихся моделей началась в середине 20 века на территории Америки.

Джоном Паркером был издан патент, который содержал изобретение, цепляющееся на бока велосипеда. При помощи «лепестков» прибор крепился к спицам и раскачивал зеркальную поверхность за счет работы пружины. По итогу выходил мигающий свет. Данный патент не нашел широкого применения, из-за ряда недостатков.

Ла-Лонд также занимался изучением вращающихся светоотражателей. Он создал прибор, который выполнял задачу отражения света, но являлся громоздким и тяжелым для велосипеда.

Наиболее подходящим является катафот от Майка Куррана. Он включил в изобретение подвижные элементы, которые защищены от непогоды, а также не запутываются в одежде. Также, светоотражатель имеет небольшие размеры и легко крепится к байку.

Куда и какие катафоты устанавливать?

Куда и какие катафоты устанавливать?

Самые популярные катафоты имеют белый, красный и желтый цвет. Эти модели знакомы каждому еще с детства, так как устанавливаются на многие бюджетные модели.

Снимать их на замену или оставлять, решает каждый водитель самостоятельно. Альтернативой обычных катафот, является велосипедная фара.

Она более надежна в пользовании:

  1. Белые светоотражатели устанавливают впереди байка. В некоторых моделях есть специальное крепление для светоотражателя на руле или под ним. Если такого места нет, то светоотражатель крепят самостоятельно. Такие конструкции позволяют велосипедисту быть заметным на дороге при свете фар других автомобилей.
  2. Красные светоотражатели устанавливают сзади байка для того, чтобы догоняющие автомобили видели велосипед. Их рекомендуют устанавливать под седло, либо на багажник.
  3. Меньше всего пользуются желтыми катафотами. Их крепят к спицам колеса для того, чтобы байк видели автомобили с боковых сторон. Некоторые велосипедисты игнорируют такие светоотражатели, так как считают их бесполезными. На самом деле, при движении, свет бросается в глаза другим водителями, что исключает вероятность аварии.

На некоторых моделях производители изначально делают светящиеся вставки с логотипом бренда и названием. В таком случае, можно обойтись без катафот.

Как сделать катафоты для байка своими руками?

Для того чтобы самостоятельно собрать светоотражатель, не требуется много сил:

  1. Можно использовать специальные наклейки на байк. Их лучше комбинировать со стандартными светоотражателями. Цветовая гамма имеет множество цветов, благодаря которым, байк делают не только заметным, но и стильным. Такие наклейки легко снимаются, что является плюсом. При выборе цвета, рекомендуют останавливаться на стандартных цветах, и устанавливать их на положенных местах.
  2. Можно изготовить светодиодную подсветку. Для этого необходима лента со светодиодами, источник питания и крепление. Ленту располагают на отдельные места велосипеда, или на раме. В конце установки, лучше пройтись по обработанным местам силиконовым герметиком.
  3. Изготовление светоотражателя при помощи фольги.

Для этого понадобится:

  • пенокартон или фанера, размером 60 на 90 см;
  • ножницы;
  • фольга из строительного магазина или утеплитель на основе фольги;
  • скотч или изолента.

Процесс изготовления:

  • на фанеру или пенокартон кладут фольгу и обрезают под необходимые размеры, оставляя на припуски 2 см.
  • при помощи изоленты фольгу крепят к основанию. Изолента легче крепит материал, в отличие от скотча, так как является более мягкой. Фольгу не клеят полностью, дабы она не порвалась при изгибах;
  • светоотражатели на основе серебристой фольги, дают более холодный цвет. Для более насыщенных цветов берут золотистую фольгу. Если нет фольги, допускается использование белой ткани. Белые светоотражатели являются классическим вариантом.

Катафоты поистине считаются главными составляющими велосипеда. Они необходимы каждому человеку, выезжающему на дорогу в темное время. Их наличие на байке снижает шанс аварий и дает возможность другим водителям видеть велосипедиста.


Видимость велосипедиста во время движения – один из важнейших элементов безопасности на дороге. И если днем в яркий солнечный день видимость достаточная, то ночью, в сумерках, просто вечером или в туман и пасмурную погоду увидеть на дороге велосипедиста становится сложно.

Причем это касается не только видимости на трассе, но и в городе, где часто на фоне огней рекламы и света автомобильных фар, совершенно не заметно темную фигуру велосипедиста у края проезжей части.

Видимость велосипеда на дороге обеспечивается

  • Пассивными средствами: катафотами и другими световозвращающими элементами (наклейки, ленты и т.п.).
  • Активными средствами:
    • Передними и задними фонарями.
    • Различными методами светодиодной и неоновой подсветки рамы и колес велосипеда.

    В этой статье мы поговорим о катафотах и других световозвращающих элементах оборудования велосипедов.

    Что такое катафот?

    Прежде всего, давайте определимся – что же такое катафот. В чем его главное назначение и каков принцип действия.

    Катафот – это оптическое устройство, основная задача которого возврат луча света в сторону источника с минимальным рассеиванием.

    Тут нужно немного пояснить – есть отражение луча света, а есть возвращение, и это разные понятия.

    Зеркало - отражает, а катафот - возвращает.

    Разница между отражением и отражением

    Зеркало работает по известному закону физики, гласящему: «угол падения равен углу отражения». Таким образом, при отражении луч света уходит в другую точку пространства, не оттуда, откуда он пришел. Кроме, естественно, случая перпендикулярного падения луча на зеркало.

    Катафот же, возвращает луч света, пришедший с любого угла (в секторе его работы) в то же самое место, откуда он пришел. Такое изменение направления луча на 180° происходит за счет двойного отражения.

    Кстати, считается, что первое в мире такое световозвращающее устройство создал дорожный рабочий из Великобритании, а в России оно же было сконструировано на русском флоте матросом именно для того, чтобы ночью лучше были видны бакены в порту.

    «Световозвращающее устройство» - это официальный и правильный термин. Однако в жизни их часто называют «катафоты», «светоотражатели», «отражатели света» или просто «отражатели», что в принципе не меняет сути задачи, которую они выполняют.

    Принцип работы катафота

    По принципу работы катафоты бывают уголковые и сферические.

    В уголковых катафотах, луч света отражается дважды от двух-трех отражающих поверхностей, которые расположены перпендикулярно друг другу, и разворачивается на 180°.

    Принципы работы уголкового и сферического катафотов

    В общем - это чистая физика и геометрия. Угол падения равен углу отражения, а сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике всегда равна 90°. На рисунке все наглядно видно, а повторять школьный курс физики и геометрии мы не будем.

    У сферического катафота возврат луча на 180° обеспечивается изменением комбинацией показателя преломления среды и однократным отражением.

    В велосипедном деле чаще всего применяют именно уголковые катафоты.

    Установка катафотов на велосипед

    Катафоты выпускают в трех основных цветах и устанавливают согласно правил дорожного движения:

    • Спереди – белого цвета.
    • Сзади – красного цвета.
    • По бокам (обычно на спицы колес) – оранжевого цвета.

    Все аналогично автомобилистам, как основным участникам дорожного движения: спереди белые фары, сзади красные.

    По состоянию на 2018 год в ПДД большинства стран указано об обязательном или рекомендованном наличии световозвращающих элементов на велосипеде.

    Например, в Правилах дорожного движения (ПДД) Украины в п.6.2 четко прописано:

    «6.2. Велосипедист имеет право управлять велосипедом, который оборудован звуковым сигналом и световозвращателями: спереди — белого цвета, по сторонам — оранжевого, сзади — красного.»

    А в ПДД России есть пункт о рекомендуемом наличии светоотражающих элементов при себе:

    “24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.”

    Т.е. это могут быть не только элементы на велосипеде, но и на самом байкере в виде жилета, нашивок или наклеек на одежде или шлеме.

    В ПДД Белоруссии и Казахстана упоминаний о светоотражающих элементах на велосипеде или байкере вообще нет, но есть рекомендации от автомобильных инспекций о желательности их присутствия.

    В общем, исходя из правил дорожного движения, можно сказать так: если Вы собираетесь кататься исключительно в светлое время суток, то можно кататься только с катафотами. Если ездить придется еще и в темное время или при плохой погоде – то без фонарей не обойтись.

    По своему опыту и опыту большинства велосипедистов, катающихся регулярно, скажу так: купил велосипед – проверь катафоты и купи фонари, «не отходя от кассы», жизнь и здоровье гораздо ценнее.

    Чаще всего, на новых велосипедах, катафоты уже идут в комплекте, но если байк старый или просто на нем ничего не установлено лучше сразу же приобрести и установить комплект катафотов – с ними спокойнее ездить даже днем. Часто на трассе «серый» велосипедист «сливается» с дорогой, отблески света фар с катафотов делают его более заметным.

    Иногда бывает так, что единственные катафоты, которые присутствуют на велосипеде – это узкие полоски на педалях. Это совсем плохо – так Вас на дороге будет совсем не заметно.

    В правилах дорожного движения четко не указано количество устанавливаемых катафотов: один, два, три, десять.

    Передний и задний обычно ставят по одному, а боковых (оранжевых) два - по одному на каждое колесо.

    Задача катафотов и световозвращающих элементов на велосипеде:

    1. Главная функция - сделать байкера более заметным на дороге.

    Честно говоря, эту задачу они выполняют не всегда хорошо. Лично на мой взгляд, на велосипеде должны обязательно стоять еще и фонари.

    Здесь все просто:

    Если водитель видит впереди себя белый свет (фонарь или отражение от катафота) значит, велосипедист едет во встречном направлении.

    Красный – велосипедист двигается в том же направлении, что и автомобиль.

    Оранжевые, двигающиеся по окружности световые пятна – велосипедист пересекает дорогу автомобилю.

    При езде в ночное, вечернее время, в сумерках и при плохой освещенности свет от фар автомобиля, попадает на катафот и возвращается в том же направлении, откуда пришел – в результате водитель автомобиля видит велосипедиста на дороге заранее, а не в самый последний момент, когда уже затормозить и предотвратить столкновение невозможно.

    В темноте автомобилист замечает велосипедиста, в прочем, как и пешехода, в среднем на расстоянии в 30-50 метров.

    Машина, едущая по дороге со скоростью 60 км/ч, пролетает в секунду 17 метров. Т.е. у водителя всего 2-3 секунды на принятие решения о торможении или объезде и совершении этого маневра.

    Если машина едет с ближним светом, заметить велосипедиста с катафотами можно на расстоянии порядка 150 м, а при дальнем свете – 400 м. Так что времени на принятие решения у него будет значительно больше, около 10-20 секунд.

    Дальность видимости автомобилистом байка с какафотами

    Минус катафотов

    Минус катафотов в том, что они плохо отражают свет в дождь, туман, в пасмурную погоду. Часто их становится практически не видно.

    Решается этот вопрос двумя путями: можно купить катафоты со светодиодами или еще более кардинально и, на мой взгляд, более правильно – приобретением комплекта фонарей: белого для установки впереди и красного – сзади.

    Катафоты обычные и со светодиодами

    Формы и размеры катафотов

    Геометрическая форма и размеры выпускаемых катафотов не определены никакими правилами и бывают самые разные.

    Очень широкие лучше всего крепить под седло, причем иногда их лучше ставить даже вертикально, а не горизонтально. Главное, чтобы он ни за что не цеплялся при движении.

    Хочется отметить только, что лучше брать современные модели, которые выпускаются с немного загнутыми внутрь краями. Такая форма увеличивает рабочий сектор светоотражения и делает байк немного более заметным с боковых секторов.

    Где крепить катафоты на велосипеде

    Крепление катафотов на велосипеде

    Правилами дорожного движения не установлены точные места крепления, но обычно их крепят так:

    Передний катафот (белый) крепят:

    • над рулевой трубой;
    • на перемычке между ногами вилки;
    • если спереди установлен багажник или корзина, то можно прикрепить к ним.

    Задний катафот (красный) закрепляют на:

      под седлом;
    • багажнике:
    • заднем крыле.

    Боковые катафоты (оранжевые)

    • крепят на спицах колес. Если это двухсторонние модели, то по одному на каждое колесо, а если односторонние, но нужно сделать так, чтобы они были направлены вправо и влево, лучше всего ставить по два на каждое колесо.

    Чаще всего простые и дешевые модели крепятся к спицам на одном или двух винтах с широкими шайбами. Есть более продвинутые, имеющие специальные замки-защелки для надежного крепления на спице.

    С точки зрения правил ПДД (если следовать строго букве закона) только на территории Украины в правилах прописано обязательное присутствие катафотов на велосипеде вообще, а сбоку должен быть хотя бы один оранжевый. Ну а в дополнение к оранжевым можно ставить и другие цвета (синие, красные, зеленые и т.п.).

    Некоторые байкеры крепят на колесо светоотражатели разных цветов, делая свой велосипед похожим на разноцветную гирлянду. Что, в общем-то, не плохо, так как заметность на дороге при этом резко повышается.

    Бытует мнение, что катафоты на спицах нарушают центровку колеса. Считаю, что вес пластикового световозвращателя настолько мал, что его влиянием можно пренебречь. Тем более, что хоть как-то они начинают влиять на таких скоростях, на которых велосипедисты не ездят.

    Если уж Вы такой супер педант, можно поставить одинаковые катафоты симметрично оси колеса, хотя опять же повторюсь, никакого влияния на центровку колеса это не оказывает.

    Катафоты (световозвращатели) со светодиодами

    Это сравнительно новый тип продукции, неизвестный еще несколько лет назад, но сейчас активно продающийся. В этом устройстве дополнительно установлены светодиоды, увеличивающие дальность видимости.

    Лично мое мнение – лучше уж купить нормальный красный или белый фонарь спереди или сзади. Его видимость, а значит и эффективность выше, а по стоимости не намного дороже. Тем более, что батарейки или аккумуляторы нужны и тем и тем. А вот для боковых, тех, что вешают на спицы - это вещь полезная.

    Для улучшения видимости на дороге и красоты своего «железного коня» можно использовать еще два подхода:

    • дополнительные световозвращающие (светоотражающие) элементы;
    • светодиодную подсветку.

    Световозвращающие наклейки, ленты, краски, жилеты

    Это так же пассивные световые элементы, которые отражают попадающий на них свет, но сами его не излучают.

    Дальность их действия не высока, как у обычных катафотов, но цветовая гамма и простор для фантазии безграничен.

    Еще один очень хороший вариант для наклейки такой ленты – велосипедный шлем. Это значительно улучшает узнаваемость байкера на дороге. Есть даже модели шлемов с уже наклеенными светоотражающими элементами.

    Еще существуют специальные разноцветные световозвращающие многоразовые ленты на липучках, которые надевают на ноги, руки при движении и они четко обозначают велосипедиста или небольшие габаритные огоньки. Ленты, надеваемые на ноги, дополнительно еще и защищают брюки от попадания между цепью и звездами системы.

    Свветовозвращающие наклейки

    По поводу нашивок на одежде и наклеек на байкере. Рекомендуется, чтобы они были не в единичном экземпляре, например полоса на шлеме, а присутствовали на разных элементах одежды (брюках, рукавах, туловище, спине или рюкзаке) и в нескольких местах.

    Представьте, что подумает водитель, внезапно увидевший короткую белую полоску с края дороги? Непонятно что это такое: свет в окне домов по сторонам улицы или, может быть, маленькое НЛО летит ему на встречу.

    С другой стороны. Он видит ярко-красный фонарь, установленный под седлом, ниже отражение от катафотов на заднем крыле и педалях, которые постоянно двигаются вверх-вниз, ту же белую светоотражающую полосу от шлема, и еще какие-нибудь элементы на спине или других частях велосипеда. Уже ясно, что это собрание света – велосипедист на дороге, усиленно крутящий педали. Значит, нужно его спокойно объезжать.

    Сам водитель и понимаю насколько приятнее и спокойнее заранее увидеть едущего впереди велосипедиста с правого края полосы, чем очутиться перед внезапно, не известно откуда взявшемуся дедушкой в темно-сером пиджаке и таких же штанах, на старом велосипеде с отлетевшими катафотами, но гордо прущемуся посреди дороги со скоростью 10 км/ч.

    Очень хорошо, если велосипедист имеет светоотражающий жилет - в таком случае он гарантированно будет заметен на дороге.

    Велосипедист в светоотражающем жилете

    В качестве дополнительных световых элементов применяют так же светодиодные браслеты безопасности, или фонари-маячки.

    Сюда же можно отнести и еще одну оригинальную разработку фирмы Volvo – светящуюся в свете автомобильных фар краску под названием LifePaint.

    Интересно то, что она:

    • абсолютно не видима днем, а светится только в темноте при свете автомобильных фар;
    • выпускается в виде спрея в баллончиках и наносится так же как и лак для волос;
    • безопасна, так как создана на водной основе;
    • держится после нанесения до 10 дней;
    • наносить ее можно на сам велосипед, одежду, рюкзаки, шлемы и т.п.

    Светящаяся краска LifePaint

    Светодиодная подсветка

    В отличие от наклеек, подсветка использует источник питания: батарейки или аккумуляторы.

    Их так же крепят на колеса, раму и, что еще более интересно, на спицы.

    Вариантов подсветок, светодиодных колпачков на ниппель колеса, всевозможных "светлячков" и т.п. в интернете продается великое множество на любой вкус. Очень интересные программируемые модели – велосипед становится красивым, и явно не скажешь, что не заметен на дороге. Особенно это проявляется в городе, где на фоне светящихся витрин и окон, автомобильных фар, мелькающей рекламы огни одинокого велосипедиста теряются и блекнут.

    Светодиодная подсветка на велосипедах

    Единственное пожелание при их использовании – не переборщите.

    Более подробно о подходах к подсветке велосипеда рассказано в статье "Подсветка на велосипед - для чего нужно и как выбрать".

    В конце хочется сказать вот что. Как бы Вы ни стремились ездить только в днем и в хорошую погоду, рано или поздно наступит момент, что придется ехать или в темноте, или при плохой видимости. И к этому нужно быть готовым – поэтому установите катафоты и фонари на велосипеде (особенно если это детский велосипед) и катайтесь спокойней.

    Катафоты для велосипеда: разновидности и правила монтажа

    Велосипедные прогулки считаются полезными и приятными, но для повышения их безопасности и комфортности рекомендуется пользоваться специальными средствами, позволяющими выделить велосипедиста на дороге. Это позволит снизить опасность передвижения по трассам. Особенно это актуально, если человек предпочитает кататься в ночное время. Поэтому к байку прикрепляются разные светоотражающие изделия, фонари и иные аналогичные элементы. К ним относится и катафот, представленный надежным и хорошо видимым даже ночью светоотражателем.

    Катафоты на велосипед

    Особенности изделия

    Не все велосипедисты знают, что это – катафот. Он представлен особым светоотражателем, с помощью которого велосипедиста хорошо видно на дороге в любое время суток. К правилам выбора и установки изделий относится:

    • для безопасных ночных велопрогулок рекомендуется ставить светоотражатели трех цветов, а именно белого, оранжевого и красного;
    • катафорты для велосипеда важно монтировать в правильной последовательности, которая привычна для автомобилистов;
    • велосипедисты наравне с владельцами машин должны во время поездки следовать ПДД;
    • спереди устанавливаются светоотражатели белого цвета;
    • сзади ставятся изделия красного оттенка;
    • по бокам прикрепляются оранжевые конструкции.

    Внимание! Хотя по ПДД в ночное время все участники дорожного движения должны пользоваться светом, но для велосипедистов это правило считается рекомендацией, поскольку сложно найти оборудование подходящей мощности для освещения байка.

    Основные разновидности

    Катафот – это светоотражатель, который может обладать разной формой, размером и оттенком. За счет широкого выбора велосипедисты сталкиваются с принятием сложного решения. Поэтому рекомендуется оценить все разновидности, представленные на рынке, чтобы подобрать оптимальный вариант для своего велика.

    Габаритные

    Они представлены пассивными источниками освещения, поскольку ночью не только излучают свет, но и отражают его. В основе работы таких приборов лежит оптический закон, по которому угол падения лучей света к отражающей поверхности равен углу отражения от нее. Поэтому если разобраться что это такое – катафот, то можно грамотно выбрать подходящие светоотражатели. Если покупаются габаритные модели, то учитываются нюансы:

    • если велосипедист предпочитает пользоваться своим оборудованием только в дневное время, то целесообразно купить светоотражатель передний и задний;
    • элементы важно правильно установить на основании их цвета;
    • для изготовления таких приборов применяются разные материалы, причем самыми удобными и экономичными считаются модели из пластика;
    • дорогостоящие изделия делаются из стекла;
    • для создания пластика используется металл, покрытый хромом, а также полистирол.

    Катафоты на велосипед

    При выборе такого габаритного светоотражателя учитывается форма и особенности крепления. Некоторые модели можно установить не только на велик, но и даже на автомобиль, мотоцикл или иные виды транспортных средств.

    Светодиодные

    Во время дождя, тумана или плохой погоде стандартные светоотражатели перестают справляться с поставленными задачами. Катафоты на велосипеде плохо видны ночью. Поэтому целесообразно ориентироваться на модели, оснащенные светодиодами. К их особенностям относится:

    • они являются универсальными изделиями, которые могут монтироваться в любой части байка;
    • эти модели представлены активными источниками освещения, поэтому даже без внешнего воздействия обеспечивается прекрасное выделение велосипедиста на дороге;
    • светодиодные конструкции хорошо видно даже в плохую погоду;
    • нередко сверху монтируется фонарик, к которому подключается светоотражатель;
    • для питания фонарика используются батарейки или аккумуляторы, мощности которых достаточно для подпитки светодиодов, потребляющих минимальное количество энергии.

    Чтобы вырабатывать энергию, велосипедисты часто ставят на переднее колесо небольшой генератор.

    Отражатели, установленные на спицах

    Люди, которые интересуются тем, что такое катафот, даже не предполагают, что разновидностью данного изделия представлены небольшие отражатели, которые устанавливаются непосредственно на спицах. Такие изделия должны обладать оранжевой или желтой расцветкой.

    Внимание! Некоторые велосипедисты считают эти изделия лишними деталями, которые легко ломаются за счет воздействия камней, веток или других элементов, но если гражданин предпочитает кататься ночью, то актуально их монтировать.

    Спортсмены раньше отказывались от фиксации данных светоотражателей, поскольку они обладали значительным весом, поэтому нарушали центровку. Но современные модели отличаются небольшой массой, а также их можно прикрепить к одной спице. Они никаким образом не сказываются на центровке колеса. Рекомендуется располагать на разных сторонах колеса катафот и ниппель камеры, что позволит компенсировать их вес.

    Катафоты на велосипед

    Если на спицах колеса установлены светящиеся элементы, то это значительно повышает безопасность катания в темное время суток. Дополнительно катафоты на велосипеде улучшают внешний вид оборудования. Такие изделия создаются из водонепроницаемого материала, поэтому легко выдерживают разные виды негативного воздействия. Внутри располагаются батарейки, замена которых требуется крайне редко.

    Вращающиеся

    При изучении того, что такое катафоты на велосипеде, обязательно велосипедисты сталкиваются с таким понятием, как вращающиеся светоотражатели. Если отраженный пучок света будет мигающим, то это положительно сказывается на эффективности рефлектора.

    Современные модели оснащаются электроприводом разной мощности. Такие изделия выбираются только велосипедистами, которые действительно много времени катаются в ночное время, поэтому заботятся о своей безопасности.

    Можно ли сделать своими руками?

    Некоторые велосипедисты не только знают, что такое катафот, но и делают их своими руками. Для этого используются доступные и недорогие материалы, с которыми очень просто работать. При этом получаются изделия, которые идеально подходят для имеющейся модели велосипеда, а также прекрасно справляются с поставленными функциями.

    Для изготовления конструкции можно пользоваться следующими методами:

    • Покупка светоотражающих наклеек. Они обладают небольшой стоимостью, а также не возникнет вопроса о том, как снять катафоты, поскольку они легко отклеиваются от любой части велосипеда. Но рекомендуется выбирать наклейки, обладающие подходящими оттенками, чтобы они соответствовали ПДД. Некоторые велосипедисты сочетают наклейки с обычными светоотражательными элементами для безопасности использования велосипеда. из светодиодной ленты. Данная лента используется для освещения рабочей зоны на кухне или для зонирования пространства. Но она эффективно применяется и в качестве катафотов для велосипеда, поскольку ее легко прикрепить к разным частям байка. Для надежности фиксации места крепления обрабатываются силиконовым герметиком. Дополнительно придется установить источник питания для ленты.

    При наличии умений можно сделать полноценные светоотражатели своими руками, для чего собирается корпус из пластика с лампочками.

    Правила выбора

    Если нужно купить катафоты белые, красные или оранжевые, то рекомендуется во время выбора придерживаться простых советов:

    • учитывается материал, из которого выполнено изделие, поскольку он должен быть надежным, прочным и долговечным, а также справляющимся с серьезными механическими воздействиями;
    • желательно покупать пластиковые катафоты, которые отличаются хорошей прочностью, а также не разбиваются и не деформируются;
    • самыми востребованными считаются стеклянные светоотражатели, но они отличаются высокой стоимостью, а также их легко разбить;
    • выбирается оптимальный размер изделий, поскольку желательно ориентироваться на крупные варианты, которые будут хорошо видны на дороге.

    Внимание! Если покупаются модели на спицы, то они должны обладать небольшой массой и размером.

    Заключение

    Катафоты для велосипеда представлены в нескольких разновидностях, отличающихся принципом действия, размером, цветом и местом установки. Они повышают безопасность катания в темное время суток или при плохой погоде. Их можно приобрести или сделать своими руками из подручных и недорогих материалов.

    Читайте также: