Что такое erd обода

Опубликовано: 14.05.2024

С заменой обода велосипедисты сталкиваются очень редко. К такому действию может подтолкнуть только его повреждение или необходимость замены всего колеса. Как правило, поводом для замены обода служит часто появляющаяся «восьмерка» и истощение металла от частого торможения.

Как выбирать обод?

Специалисты указывают на несколько самых важных факторов при выборе. Необходимо:
1. Определиться с денежной суммой, которую можно отвести на покупку, и дальше смотреть на параметры детали колеса с учетом возможных нагрузок.
2. Отдавать предпочтение двойным алюминиевым конструкциям. Они отличаются легкостью, универсальностью и невысокой стоимостью.
3. Выбирать тяжелые модели. Но на них стоит смотреть, если приходится преодолевать большие расстояния. Они понижают скорость на 2-5%.
4. Выбирать бескамерные колеса. Они помогут избежать неприятностей, связанных с проколами.
5. Смотреть на широкие обода, если велосипедист часто любит делать прыжки.

Какой бывает конструкция?

Как правило, во всех велосипедах конструкция обода имеет стандартный вид – это коробчатое сечение с бортами U-образной формы и несколькими ребрами жесткости. Такая конструкция предполагает применение бортовых шин.
Для скоростных велосипедов обод предусматривается другой. Он имеет форму «трубки». При этом покрышки «наклеиваются» на поверхность обода с помощью специальной ленты.

Многостенность

Надежность алюминиевой коробчатой конструкции определяется по показателю жесткости, который, в свою очередь, зависит от многостенности конструкции. Так, в профиле обода сечение U может идти:
- Без перемычек. В этом случае подразумевается одностенный обод.
- С одной перемычкой – двустенный обод.
- С двумя перемычками – трехстенный обод.
Преимущество многостенных сечений заключается в повышении прочности конструкции. Отрицательная сторона в этом случае тоже есть. Она проявляется в утяжелении веса.

Дополнительные элементы

Дополняющими элементами обода являются углубления для крепления шин и отверстия для спиц. Их наличие ослабляет жесткость конструкции, а малейшее повреждение может привести к порче изделия.
В дорогих моделях ободов для усиления прочности конструкции применяются пистоны. С их помощью спицы плотно закрепляются в отверстии.

Материалы

Производители ободов изготавливают их из разных материалов. В основе может быть:
1. Алюминий. Это самый распространенный вариант. Встречается алюминий почти во всех моделях велосипедов.
2. Сталь. Встречается на рынке редко, так как уходит в прошлое. Отрицательная сторона такого металла заключается в сильном утяжелении.
3. Карбон. Такие изделия привлекательны своей легкостью и твердостью, но высокая цена делает их мало востребованными.
4. Фирменные сплавы. Представляют собой комбинации разных металлов. При этом практика подтверждает, что они не превосходят по свойствам алюминий.

Производители ободов

На рынке велотехники можно выделить несколько хорошо зарекомендовавших себя брендов:
- Mavic. Зарекомендовал себя надежными и универсальными изделиями.

- Alex Rims . Компания производит продукцию под маркой ОЕМ и является поставщиком многих знаменитых фирм.

- DT Swiss . Скандинавский производитель, является VIP -поставщиком.

- Mach1. Французская компания, выпускающая шоссейные обода.

По каким параметрам измеряется обод?

Выбирая обод, следует обращать внимание на:
Длину. Представляет собой размер окружности колеса и может обозначаться:
– в ISO (натуральный размер окружности);
– в дюймах (например, 20”x2.0, где 20” – это длина, 2.0 – это ширина);
– знаком ISO , который дополняется буквами от «А» до «D» (буквы указывают на ширину изделия). Такая система обозначения применяется у французского производителя.
Ширину. Это стандартная величина, зависящая от стиля езды:
– для шоссейного стиля и стиля « трекинг » стоит подбирать изделия шириной до 15 мм;
– для стиля «кросс- кантри » оптимальная ширина составляет 17 мм;
– для горных дорог – 19 мм;
– для велотуризма – 21 мм;
– для экстремального велоспорта – 23 мм.

Спицевание характеристики

Изучая спицы, необходимо владеть определенной терминологией и знать некоторые параметры. Необходимо знать:
- Показатель ERD . Это эффективный диаметр окружности обода. Замеряется по двум спицам, расположенным по одной линии. ERD = диаметр обода + 4-6 мм.
- Значение OSB . Это размер поперечного смещения отверстий.
- Количество спиц (в ободах 24”-26” может быть 28, 32, 36 штук; в ободах 29” – стандарт не установлен).

Заключение

На основании изложенной выше информации можно утверждать, что обод относится к достаточно сложным элементам велосипеда и от его надежности во многом зависит жизнь велосипедиста. Поэтому к выбору этого изделия следует подходить ответственно.

Rim.jpg

Обод [1] (англ. rim) — часть велосипедного колеса, на которую монтируется покрышка. Во многом определяет динамические характеристики велосипеда и прочность его колес.

Содержание

Существует великое множество посадочных диаметров шины [2] , выражаемых в различных системах измерения. Для неподготовленного человека такое разнообразие вносит путаницу, особенно если учесть, что, например, шины размером 28 х 2.00 и 29 х 2.00 — совместимы, а 26 х 1.75 и 26 х 1 3/4 — несовместимы.

Используется три способа обозначения посадочного размера:

  • Размер по ISO (ранее — ETRTO) — например, 622 мм. Это истинный посадочный размер обода/шины, в отличие от всех остальных. При возникновении любых вопросов о совместимости данных шины и обода следует ориентироваться на размер ISO.
  • Дюймовый размер — примерно характеризует внешний диаметр шины. Имеет две несовместимые между собой разновидности:
    • с толщиной шины в десятичных дробях — например, 26 х 1,75;
    • с толщиной шины в обыкновенных дробях — например 26 х 1 3/4 ;
    • у российских/советских велосипедов вообще используется своя дюймовая маркировка, не всегда совпадающая с традиционной.

    В таблице приведены известные посадочные размеры и их соотношения между собой:

    Размер по ISO, мм Дюймовая система (пример) Французская система
    787 36 x 2.25
    635 28 x 1 1/2 700B
    630 27 x любое число, США
    622 28 x 1.00. 28 x 2.35; 29 x 1.75. 29 x 2.35; Россия: 28 х 1 3/4 , 28x1 1/2 , 27x1 1/4 700C
    599 26 x 1.25, x 1.375
    597 26 x 1 1/4 , 26 x 1 3/8 (S-6)
    590 26 x 1 3/8 (E.A.3), Россия: 26x1 1/4 650A
    587 700D
    584 26 x 1 1/2 650B
    571 26 x 1, 26 x 1 3/4 650C
    559 26 x 1.00. 26 x 4.00, Россия: 26 x 1 3/4 , 26 x 2
    547 24 x 1 1/4 , 24 x 1 3/8 (S-5)
    540 24 x 1 1/8 , 24 x 1 3/8 (E.5) 600A
    533 Россия: 24 x 1 1/2
    520 24 x 1. 24 x 1 1/8
    507 24 x 1.5. 24 x 2.125, Россия: 24 x 2
    490 550A
    457 22 x 1.75. 22 x 2.125
    451 20 x 1 1/8 ; x 1 1/4 ; x 1 3/8
    445 Россия: 20 x 1 1/4
    440 500A
    419 20 x 1 3/4
    406 20 x 1.5. 20 x 2.125, Россия: 20 x 1 3/4
    390 18 x 1 3/8 450A
    369 17 x 1 1/4
    355 18 x 1.25. 18 x 2.00
    349 16 x 1 1/4 . 16 х 1.35
    305 16 x 1.25. 16 х 2.00
    288 14 x 1 3/8 350A
    254 14 x 2.00
    203 12 1/2 x 1.75. 12 1/2 x 2 1/4 ; 12 x 1.75

    Наиболее распространены посадочные диаметры по ISO 559 мм (26") и 622 мм (28, 29"). В шоссейных велосипедах малых ростовок и в горных велосипедах медленно набирает популярность стандарт 650В. В подростковых и экстремальных велосипедах иногда используется 507 мм (24"). В складных и детских велосипедах используются 305 мм (16"), 349 мм (Brompton), 355 мм (18"), 406 мм (20").

    Ширина обода влияет на его прочность и вес [4] . Также в зависимости от ширины, выбираются рекомендованные толщины покрышек: слишком широкая покрышка для данного обода может подламываться в поворотах и даже слететь, а слишком узкая — будет иметь низкий профиль и может быть легко пробита.

    Как правило, ободья маркируются по внутренней ширине согласно ISO:

    • 15 мм и менее — шоссейные, циклокроссовые;
    • 17 мм — легкие кросс-кантрийные и гибридные;
    • 19 мм — тяжелые кросс-кантрийные и гибридные;
    • 21 мм — часто используются в велотуризме и для легкого экстрима;
    • 23 мм и более — для экстремального спорта;
    • 50 мм и более — фэт-байки.

    Некоторые производители маркируют ободья по внешней ширине. Разница между ширинами — около 5-7 мм.

    В таблице приведены значения, рекомендованные Mavic.

    Mavic widths.jpg

    Эти параметры необходимо знать для выбора спиц при сборке колеса. Как правило, они приведены в документации на обод.

    • ERD (англ. effective rim diameter) — эффективный диаметр обода, рассчитывается между концами противоположных спиц.
    • OSB (англ. offset of spoke bed) — поперечное смещение отверстий для спиц. Равен нулю для симметричных ободьев.

    Если не указано иное, то обод как правило совместим с ободными тормозами. Однако есть и исключения: например, все MTB-ободья DT Swiss, кроме модели XR425, совместимы только с тормозами на втулке (дисковыми или барабанными).

    Модели для ободных тормозов имеют плоские тормозные дорожки на боковинах, стенки соответствующим образом усилены. Разумеется, такой обод можно использовать и с тормозами на втулке. Дорогие ободья имеют тормозные дорожки с керамическим покрытием, значительно улучшающим работу тормозов. Модели, не совместимые с ободными тормозами, как правило, обозначаются словом Disc, не имеют тормозных дорожек и обычно несколько дороже и легче.

    На 559- и 622-мм ободьях, продаваемых в розницу, чаще всего встречается 28, 32 и 36 отверстий для спиц. Ободья в составе фабричных вилсетов обычно имеют меньшее количество отверстий.

    • Алюминиевый сплав — наиболее широко используемый материал, обеспечивает оптимальное сочетание цены, прочности и веса.
      • Maxtal — фирменный сплав Mavic, отличается высокой жёсткостью. Такой обод тяжело погнуть, но обод становится чувствительным к усталости металла.

      Самые простые и дешевые ободья — одностенные (англ. single-wall). В простейшем случае, такой обод изготавливается из металлической ленты, свёрнутой в кольцо. Их прочность и жёсткость крайне невелика, нынче они встречаются только на велосипедах самого низкого уровня, а также на фэт-байках, где использование двустенного обода нерационально.

      После экструдирования горячая заготовка сворачивается в кольцо, которое может быть соединено двумя способами: сваркой и с помощью продольного штифта или вставки.

      • Сварные ободья (англ. welded) — дороже и считаются более прочными, что заметно при экстремальных нагрузках.
      • Штифтованные ободья (англ. pinned, sleeved) — дешевле, но прочность их по-прежнему достаточна для большинства применений [5] . Стык на таких ободьях до сборки может расходиться, что не влияет на итоговое качество собранного колеса, поскольку обод стягивается спицами.

      После соединения ободья могут проходить дополнительную механическую обработку (англ. machining) для сглаживания стыка, что важно для мягкой работы ободных тормозов.

      Для борьбы с вырыванием ниппелей спиц из обода из-за усталостного разрушения отверстий применяется установка во внешнюю стенку обода металлических вставок — пистонов (англ. eyelets), распределяющих нагрузку от спицы по большей площади стенки обода. Эта технология применяется практически во всех ободьях уровнем от среднего. Существуют отдельные модели ободьев с двойным пистонированием, где пистон соединяет обе стенки.

      В гоночных ободьях вместо пистонирования иногда применяется локальное упрочнение стенок обода путём дополнительной механической обработки. Также встречаются резьбовые пистоны, вкручиваемые во внешнюю стенку обода, при этом внутренняя не сверлится, что делает обод совместимым с бескамерными шинами без модификаций.

      Наиболее часто встречаются ободья следующих производителей:

      Один из крупнейших OEM-производителей, на новом велосипеде среднего класс скорей всего будут стоять ободья Alex, даже если на них указан другой бренд (как правило, «самодельный» бренд производителя велосипеда). В целом, считаются выгодным выбором за свои деньги.

      Качественные ободья уровнем от выше среднего до очень высокого. Буквы в названии (например, EXC400) указывают назначение и особенности обода (X — кросс-кантри, M — трейл, Е — эндуро, F — фрирайд, R — легкий гоночный обод, С — карбоновый обод). Цифры указывают приблизительный вес в граммах. Более легкие ободья в сериях имеют сварной стык и гораздо дороже. Почти все ободья совместимы только с дисками.

      Весьма качественные французские ободья, считаются хорошим выбором за свои деньги.

      Одни из самых распространенных в рознице ободьев, очень часто встречаются на самосборных колесах. Есть модели уровнем от низкого до высокого, практически для всех классов велосипедов.

      Буквы в названии (например, XM317) указывают назначение обода (XC — кросс-кантри, XM — трейл, EN — эндуро, EX — экстремальный спорт, TN — найнер, А — гибрид). Первая цифра указывает класс обода: 1 — самые дешевые, без пистонов; 3 — среднего уровня, пистонированные; 7 — высокого уровня, пистонированные и сварные, сплав Maxtal, 8 — высокого уровня, бескамерные (UST), сплав Maxtal. Вторая и третья цифры обозначают внутреннюю ширину обода.

      Как выбрать новый обод

      Глядя на хаотично вращающееся во всех плоскостях колесо, вас посещает мысль о том, что обод, кажется, пора бы уже и заменить. Самый лучший вариант был бы, конечно, менять на точно такой же обод, только новый, но, предположим, что вам нужен обод толще, жестче или у вас просто-напросто нет возможности купить такой же обод, как был до этого.
      Рассмотрим основные причины, по которым обода требуют замены, и расскажем о том, на какие параметры обратить внимание, чтоб купить подходящий обод.

      Распространенные повреждения обода

      Восьмерка

      восьмерка на ободе колеса велосипеда

      Трещина

      трещина на ободе колеса велосипеда


      Когда нагрузка на обод пришлась слишком сильная, или когда он слишком жесткий, чтоб гнуться. Часто трещины возникают от неправильного рассверливания отверстия под ниппель. Треснутый обод, рано или поздно, обязательно сломается до конца, и произойти это может в самый неподходящий момент. Поэтому не испытывайте судьбу, а смело меняйте его.

      Вмятины на бортах

      вмятина на ободе колеса велосипеда


      Езда по камням и бордюрам, особенно на низком давлении, обязательно к этому приведет. Не то что бы это сильно мешало при езде с обычными покрышками и камерами, однако, для бескамерки может отказаться фатальным

      Как выбрать новый обод и на что обратить внимание

      Количество отверстий

      На ободе бывает разное количество отверстий. Самый распространенный вариант - тридцать два. Однако, есть еще тридцать шесть и двадцать восемь. Посчитайте заранее, а то придется еще и втулку докупать.

      Обратите внимание на обода пистонированные, в этих пистонах ниппеля спиц держатся крепче.

      Существуют еще всякого рода уникальные вилсеты с необычной формой, количеством и креплением спиц. Но, если вы сломали обод от такого вилсета, то, увы и ах, вам подойдет только аналогичный и других вариантов нет.

      ERD обода колеса велосипеда


      Effective Rim Diameter. Это то значение, которое необходимо вам для расчета точной длины спиц. Дело в том, что не все обода имеют одинаковую высоту стенок, поэтому может возникнуть ситуация, при которой вместе с ободом вам понадобится менять еще и спицы.

      Расчет длины спиц

      втулка со спицами колеса велосипеда


      Для этого вам придется измерить втулку со штангенциркулем. В интернете есть спицные калькуляторы, введя в которые значение ERD обода и ряд размеров втулки, вы узнаете оптимальную длину спиц для правой и левой стороны.

      Некоторые производители, например DT Swiss, облегчают задачу и предоставляют калькулятор, в котором уже указаны все необходимые размеры для их втулок.
      И не забудьте обратить внимание на крепления под спицы на втулке. Они могут быть классические и прямые, от этого тоже будет зависеть длина и тип спиц.

      Резюме

      В общем, если вы повредили обод и повреждение это критическое, лучше по возможности быстро его заменить. Иначе он может выкинуть вам еще более неприятный сюрприз в самый неподходящий момент. При выборе и покупке нового обода и спиц заранее посчитайте все необходимые вам параметры, чтоб не переплачивать, не покупать по два раза и не собирать абы как.

      Маша и Медведь (Masha and The Bear) - Подкидыш (23 Серия)

      Что такое ERD на велосипедных дисках? 2021 - The healthy post

      Что такое ERD на велосипедных дисках? 2021 - The healthy post

      Велосипеды, как и автомобили, имеют ряд измерений, которые важны для точной конструкции и обслуживания велосипеда. Одним из таких размеров является эффективный диаметр обода, или ERD, измеренный на ободах ваших мотоциклетных шин. Знание ERD и то, как он используется, - это еще одна часть обслуживания велосипедов.

      Видео дня

      Описание обоев


      Ободок велосипеда подключен к ступице с спицами. Фото: Wavebreakmedia / iStock / Getty Images

      Велосипедные диски - это металлические круги, которые формируют форму ваших колес. Шина с внутренней трубкой надежно закреплена на ободе. Оболочки соединены тонкими стержнями, называемыми спицами, к ступице в центре колеса. Все спицы должны быть выровнены правильно и равномерно затянуты до обода, чтобы ваши колеса не раскачивались, когда они вращаются.

      Определение

      Эффективный диаметр обода ERD - это длина, измеренная как диаметр поперек обода, за вычетом длины двух головок сосков, которые соединяют обод с спицами. Большинство колесных дисков для мотоциклов колесят на 26 или 27 дюймов в поперечнике, в то время как соски измеряют около 12-16 мм, что делает ERD большинства дорожных велосипедов несколько меньше 26 или 27 дюймов.

      Расчет длины звонка

      Чтобы рассчитать длину спицы, вам нужно знать ERD и несколько других размеров для обода, ступицы и спиц. Поскольку измерение этих размеров точно может быть затруднено, есть онлайн-калькуляторы длины спицы, которые имеют базы данных колес. Вы можете выбрать марку и модель, и калькулятор автоматически вводит ваши размеры. Вы можете запросить инструкцию перед измерением вашего колеса.

      Конструкция обода

      Колеса обычно были сделаны из стали, но теперь почти всегда изготовлены из экструдированного алюминия. Экструдированная деталь формируется в круг, затем сваривается или иным образом соединяется вместе. Спиральные отверстия трясутся в ободе и иногда укрепляются проушинами. Колесо будет иметь от 16 до 40 спицевых отверстий, в зависимости от вида велосипеда, и является ли это передним или задним колесом.

      Сегодня мы учимся считать длину спиц на калькуляторе, дабы не зависеть ни от кого.

      Будем использовать вот этот калькулятор:

      Рассмотрим все пункты калькулятора:

      1. Choose the Wheel or Tire Size - Выбор диаметра колеса или покрышки. Если Вы собираете 26" колесо, то соответственно выставляете 26 in, если 24", то 24 in, 20" - 20 in.

      2. Effective Rim Diameter (ERD) - Высший диаметр обода. Этото пункт влияет больше всего на то, подойдут ли Ваши спицы или нет, так что измеряйте точнее и аккуратнее! Эффективным (Effective) этот диаметр называется, потому что измерять надо не просто от стенки до стенки обода, а по ниппелям спиц, которые входят в обод.

      Я не думаю, что измерение рулеткой будет лучшим выходом, погрешность даст о себе знать.

      Человек по имени Roger Musson предлагает нам такой способ измерения ERD:

      "Возьмите две спицы и аккуратно обрежьте их до длины 200мм (Рис. 1). Накрутите на них ниппеля, так чтобы спица чуть-чуть НЕ выходила из ниппеля (Рис. 1)."

      "Теперь поместите спицы в противоположные дырки в ободе. Измеряйте расстоние между спицами. Добавьте 400мм к измеренному расстоянию и получите желаемый эффективный диаметр (Рис.2). Для точности можете попробовать измерить еще несколько раз используя другие противоположные дырки в ободе."


      Добавлю от себя. Мне кажется будет удобнее подложить под спицы книжку или еще что-нибудь такое, чтобы спицы не проваливались вниз.

      Сейчас ERD можно узнать на сайтах, торгующих ободами. Например, на добавляют ERD в описание обода. Ваше право - можете довериться информации сайта.

      3. Hub Flange Diameter - Диаметр фланца втулки. Этот диаметр измеряется между двумя противоположными дырками на фланце втулки. На Рис. 3 на одном фланце диаметрально противоположные дырки выделены зеленым цветом.

      Штанген-циркуль Вам в помощь.

      Еще один рисунок относящийся к диаметру фланца:


      4. Hub Center to Flange Center - Расстояние от центра втулки до фланца. В помощь к этому пункту идёт Рис. 5.


      Как Вы видите искомые величины - C и D. (от центра втулки до фланца).

      Roger Musson предлагает нам такой путь решения:

      "Сперва надо найти x и y. Если оба фланца одинакового диаметра Вы можете использовать линейку." Смотрим Рис. 6.

      "Если же фланцы разной длины, то метод линейки не пройдет. Для такого измерения можете искользовать способ показанный на Рис. 7."


      Мне кажется с этим методом всё понятно.

      "Z находится просто - делим на 2 расстояние от края втулки до края, т.е. 135/2, 110/2, 116/2 и т.д.

      Теперь мы просто вычитаем x или y (зависит от того, спицы какого фланца вы считаете) из Z, и получаем C и D.

      Для полной проверки вы можете измерить расстояние между фланцев и проверить его с C+D. Логично, что они должны быть равны."

      Добавлю от себя. Конечно есть такие мастера-умельцы, которые могут положить втулку на лист бумаги и махонько, понаставив чёрточек, всё измерить, но будут ли эти расчеты точными? Зависит от навыка умельца .

      5. Hub Spoke Hole Diameter - Диаметр дырки для спицы на фланце. Всё просто. Измеряете диаметр дырочки. Обычно 2-2.5мм.

      6. Number of Spokes in the Wheel - Количество спиц в спицуемом колесе. Всё зависит от того, что Вы спицуете. Если у Вас втулка и обод 32 - ставите в калькуляторе 32, если 36, то ставите 36.

      7. Cross Pattern (3 cross, 4 cross, etc) - Количество крестов в спицуемом колесе. Большинство колёс спицуются в 3 креста, но ведь Вы теперь знаете, как рассчитываеть спицы, а значит можете рассчитать длину спиц, как для радиальной спицовки, так и для спицовки в 4 или 2, или даже в 1 крест. Выставляете желаемое кол-во крестов или же радиально (0 крестов).

      Нажатие большой кнопки "Calculate!" будет Вашим последним шагом в расчете спиц. Напротив графы "SPOKE LENGTH" появится желаемая длина.


      Помните, что Вам придется посчитать спицы на калькуляторе два раза - для двух фланцев. Исключение составляют только передние втуки без дискового крепления, где расстояние от центра втулки до фланца и диаметр фланца у обоих фланцев одинаковы.

      Читайте также: