Что такое покрышка мтб

Опубликовано: 10.05.2024

Для горного велосипеда создано огромное количество покрышек. Часть из них схожи друг на друга, а другие созданы для кардинально разных условий. На сегодняшний день, главными основополагающими характеристиками покрышек являются: вес, устойчивость к проколам, хороший накат и сцепление. Однако, если углубиться в детали, технологический процесс разных покрышек может значительно отличаться. При выборе покрышек нужно знать, какие покрышки существуют, осознавать свои задачи, а также поинтересоваться отзывами о конкретных моделях.


Прежде чем коснуться темы о видах покрышек, давайте, познакомимся с некоторыми технологиями, которыми обзавелись современные покрышки.

Кевларовый корд. Раньше корд всех покрышек был стальной, совсем недавно новые прогрессивные покрышки получили кевларовый корд, который, несомненно, превосходит стальной, почти по всем параметрам. Покрышки с кевларовым кордом имеют ряд преимуществ, одна из которых — экономия в весе, кевлар намного легче стали, а еще прочнее, его используют в создании бронежилетов и военных шлемов, что подтверждает его надежность. Покрышку с кевларовым кордом, запросто можно свернуть, как велосипедную камеру и положить в сумку, она занимает намного меньше места, чем покрышка со стальным кордом.

Технологичный и защищенный компаудн. Компаундом называется середина покрышки, которая непосредственно контактирует с дорожным покрытием. Ведущие компании-производители покрышек постоянно работают над тем, чтобы компаунд был, как можно надежнее и максимально сопротивлялся проколам. Schwalbe запатентовала свои технологии защиты покрышек, такие как: Smart Guard, Kevlar Guard, Race Guard, Double Defense. У Continental своя система защиты: SafetySystem. У других производителей также присутствуют свои технологии защиты от проколов. Любая защита добавляет вес покрышке, поэтому нужно искать баланс между массой покрышки и ее защитой. Помимо защиты, компаунд может быть твердый, или более мягкий. Твердый компаунд дает лучший накат на ровном асфальте, мягкая резина лучше амортизирует и съедает часть неровностей дороги. Комфорт на мягкой резине выше, но на хорошей дороге ее преимущества теряются.

Бескамерные покрышки, само собой разумеется из названия, используются без привычных велосипедных камер. Устанавливаются на специальные бескамерные, герметичные колеса, как правило и покрышки, и колеса маркируются надписью UST. Воздух в покрышке держится за счет того, что ее боковые стенки заходят в специальные пазы на ободе и не пропускают воздух. Бескамерные покрышки лишены такого недостатка, как «змеиный укус», когда камера пробивается со стороны обода при низком давлении. Такое случается при сильном ударе, скажем, наезде на камень, или после прыжка. Это значит, что бескамерные покрышки можно использовать при низком давлении воздуха, что является преимуществом при езде по сложным лесным тропинкам, корням, камням и т.д. Очень часто в бескамерные покрышки заливают специальную жидкость — герметик, который заклеивает покрышку, в случае прокола. С мелкими проколами бескамерные покрышки отлично справляются, зачастую, даже не будет заметно, что прокол случился.

Шипованные покрышки на зиму. Незамысловатая технология, в покрышки вставляются стальные шипы, которые значительно помогают управлять велосипедом на льду или хорошо утоптанному снегу, повышая сцепление с дорогой. Особые велосипедные умельцы-энтузиасты самостоятельно изготовляют такие покрышки, вкручивая в обыкновенную покрышку саморезы. Настоятельно не рекомендую заниматься подобным, запросто можно испортить покрышку, а еще хуже, если она разорвется по дороге. Это небезопасно.

Итак, вы уже познакомились с новыми технологиями при изготовлении современных покрышек. Теперь, самое время определиться со своим стилем катания и суммой денег, которую вы готовы потратить на новую пару покрышек. Покрышка с агрессивным протектором, для езды по городу, подходит практически всегда, но если скорость вас не устраивает, есть смысл заменить покрышки на слики. При прочих равных, слики быстрее на асфальте за счет того, что меньше деформируются: у них нет протектора, который деформируется, а также давление в сликах, чаще выше, чем у классической МТБ резины. Но учтите, что слик, вместе с тем, более узкий от 1 до 1.6 дюйма, чаще всего. Зубастая покрышка, почти никогда не бывает уже 1.9 дюйма. Это значит, что управлять велосипедом на сликах стоит аккуратнее: объезжать сливные люки, не заходить в повороты на высокой скорости, особенно если асфальт не чистый, на нем рассыпан песок или грунт. Осторожнее стоит быть на мокром покрытии. Во всех других ситуациях, на сликах скорость будет заметно выше, при езде по асфальту.
На пересеченной местности слики лучше не ставить. Здесь нам очень поможет широкая покрышка с хорошим протектором, которая будет поглощать неровности. Ехать будет комфортнее, и как ни странно — быстрее, из-за меньшей тряски. Существуют также некоторые универсальные покрышки, их называют — полуслики. Их центральная часть гладкая, а по краям расположен протектор. Одни их хвалят за универсальность, а кому-то проще переобуть покрышки под специфику своего маршрута. Если же вы собираетесь ездить и по грунтовым дорогам, и по асфальту в одной поездке, пожалуй, полуслик — самый правильный выбор.
Нормальная покрышка, не гоночная должна весить до 600-700 грамм., если ваша тяжелее, стоит поискать варианты полегче. Вес гоночных покрышек с кевларовым кордом, очень часто достигает 250-300 грамм., но и цена на них очень кусается. Простым любителям такие покрышки ни к чему.

А теперь конкретные советы по моделям, со своего опыта, а также опыта знакомых мне людей.

Самое важное правило: для каждого велосипеда и места катания - свои покрышки. Одним важна скорость, другим зацеп, а кто-то постоянно в поисках сочетания этих факторов.

Если сразу углубляться в вопрос, то в покрышках имеется большое количество параметров.

Классическое обозначение - 26X2.0. Значит нужна покрышка на колесо 26 дюймов и шириной 2.0.

Какие параметры есть у велосипедных покрышек?

  • 1)Ширина;
  • 2)Диаметр 20"/26"/29 и др.;
  • 3)Вес; (Чем меньше, тем быстрее катится колесо и его проще проколоть)
  • 4)Плотность каркаса/количество нитей ; (TPI у Maxxis; чем больше тем лучше)
  • 5)Наличие защиты от проколов;
  • 6)Рисунок протектора;
  • 7)Компаунд резины (мягкий/жесткий); (Влият на накат и держак)
  • 8)Корд - метал или кевлар; (влияет на вес и "прокалываемость")
  • 9)+ у каждого бренда могут быть свои технологии и тонкости.

Не просто, да?) Именно поэтому сегодня мы разберем обычный вариант подбора покрышки для любительского катания.

Какова логика подбора покрышек?

"Чем шире покрышка, тем меньше накат (как покрышка катится от одного оборота педалей) и лучше "зацеп" и наоборот"

"Чем более развитый протектор (высокие шипы), тем больше зацепа и меньше скорость - и наоборот. "

В принципе здесь простая физика и ничего более. Гладкие и узкие покрышки - всегда поедут быстрее и легче.

Другой важный момент.

"Чем вес на крае колеса меньше (покрышка/камера/обод), тем велосипед едет быстрее."

Поэтому не советуем покупать совсем тяжелые покрышки. Так как удовольствия от того, что постоянно придется толкать велосипед педалями - мало. (Попробуйте прокатиться на мягкой грязевой резине по городу)

Именно на основе этих составляющих стоит выбирать свои будущие покрышки.


Какие основные типы покрышек бывают?

  • Слики : Если ваша место катания город, асфальт и скорость – покупайте вмеру узкие покрышки со сликовым протектором.
  • Полуслики : Если катаетесь везде, то это ваш выбор. По середине обычно протектор минимален (если даже не совсем отсутствует), а шипы по бокам достаточно крупные. Так решается и задача наката и задача контроля в поворотах;
  • Высокий протектор : В зависимости от частоты вылазок на природу и в грязь, можно подбирать комплект с более крупными шипами.
  • Грязевые : Если вы катаетесь только в грязь – грязевые модели для вас;
  • Зимние : Покрышки с шипами; Тяжелые, но дарят бесконечный контроль в зимнюю погоду.


Как узнать размер своей покрышки?

Посмотрите на ее боковину.

Важно ли покупать именно свой размер покрышки?

Не совсем. Важно купить такой же диаметр, максимальная ширина ограничивается шириной перьев (рамы) на велосипеде, а на сколько покрышка может быть узкая - ограничивает уже ваш обод. Слишком узкая покрышка может не встать в обод, а слишком широкая упереться в раму или вилку.

Пример: Обычно на горных велосипедах стоят покрышки шириной 2.0-2.3. В пределах 1.6 - 2.4 в большинстве случаев можно поменять. На шоссейных велосипедах, обычно цифры будут такие: 700 и 18. Что означает ширина обода 28" (или 700сс) и ширина 18. В среднем ширина на шоссейных велосипедах от 18 до 28 мм.

Покупать ли одинаковые покрышки на зад и перед?

Для обычного катания можно купить одинаковые покрышки и на перед и на зад с продольным рисунком протектора (Если производитель это допускает). Так вы получите большую скорость и накат. А вот если вы спортсмен, то вам может быть важнее торможение/разгон. Тогда будет иметь смысл назад поставить более "гребущую"/"тормозящую" покрышку с поперечным рисунком.

Как снизить количество проколов?

Накачивайте покрышку согласно рекомендации производителя. Так за все лето вы сможете ни разу не менять или клеить камеру.

Также можно купить тяжелые и прочные камеры для даунхилла. Однако они добавят прилично веса.

Какие бренды стоит приобретать?

Наиболее известны в России - Maxxis, Schwalbe, Continental. Однако эти покрышки достаточно дорогие и не всегда уместны в любительском катании, поэтому можно смело обращать внимание на более доступные аналоги от Rubena, Vittoria и даже китайских noname брендов.

Как оценить дешевую покрышку?

Сначала пощупайте в руках нормальную покрышку от известного бренда. Затем потрогайте дешевый аналог. Оцените ее вес, на сколько потенциально шипы могут отваливаться, качество самой резины при нажатии на него ногтем. Если ничего не отторгает от покупки, то можно брать. Даже если она сильно пахнет китайской резиной;)

Какое давление должно быть в покрышке?

Рекомендации чаще всего указаны на боковине покрышки. Подробнее мы писали в специальной статье.


Так что же выбрать?

Проблема - когда нужно выбрать один комплект для всего. У спортсменов обычно несколько комплектов для разного типа грунта. Обычному любителю столько не нужно, да и возни с заменой будет слишком много ради прогулок.

В большинстве случаев достаточно выбрать полуслик или покрышку с невысоким протектором. Особенно важно помнить какая была покрышка до этого и что вы хотите получить. Если накат - уменьшаете высоту шипа, если не хватает держака, выбираете модель с более высокими шипами.

Мой личный совет по выбору.

В России можно найти очень много хороших покрышек. Дам пару советов из опыта моих друзей и своего личного - модели ТОП 1.

Maxxis Minion DH и новые DHR 2 - сверхпопулярная резина для скоростного спуска (задняя покрышка имеет как раз поперечный протектор для торможения);



Maxxis WetScream - мощнейщая грязевая резина. Также отлично катит на очень сыпучем грунте. Не советую для туризма или катания на плоскости;


Schwalbe Nobby Nic - отличная универсальная резина с уклоном в катание по грунту (не город). Не смотря на все - имеет очень хороший накат в городе. Используется в том числе в кросс-кантри;


Maxxis Advantage - крайне накатистая и имеет хороший держак на грунте. Используется в том числе в кросс-кантри;


Vittoria/Geax Morsa и Goma - отличный вариант для универсального катания по цене. Не подламывается при спущенном давлении и крайне прогнозируема в повороте. Обратите внимание - как раз вариант, когда сзади центральные шипы меньше боковых - все в угоду накату и скорости. Однако по качеству проигрывает Maxxis, но он и сильно дороже;



Секрет 1.
Если вам не хватает зацепа. Можно немного приспустить покрышку - так будет бОльшее пятно контакта и зацеп вырастет. Однако не перестарайтесь - главное чтобы покрышка не билась об обод и не подламывалась при катании.

Для совмещения и наката и зацепа, некоторые производители вперед ставят покрышку с развитым протектором, а назад развитый полуслик. Мощные быковые шипы и среднего размера центральные.

Смирнов Денис. Гонщик - даунхил, слалом. Призер соревнований в России и за рубежом.


Бескамерные или обычные, зубастые или менее агрессивные, зависит ли зацеп от состава, какой протектор для чего нужен, влияет ли вес покрышки на качество движения. как видите, вопросов связанных с выбором МТБ покрышек, очень много.
Меньше, чем разновидностей горных велосипедов, конечно, и, тем не менее, отдельной статьи эта тема заслуживает.

Раз уже говорим о покрышках, то попутно можно почитать наши статьи о МТБ трансмиссии. Не забывайте также и о выборе шлема, всё же любой велосипед является источником повышенной опасности, а себя хорошо бы и поберечь.

И всё же, вернемся к МТБ покрышкам и начнём разбираться.

Бескамерные или камерные

Камерные покрышки самые распространенные. Суть их сводится к тому, что внутри покрышки располагается элемент, который герметичен и хорошо удерживает воздух в себе. Здесь всё понятно и все, кто сталкивался с велосипедом, знают что и как устроено. Мы скажем лишь о том, что такие покрышки неспособны на движение при низком давлении, и обладают большим сопротивлением качению относительно бескамерных.

Бескамерные покрышки устанавливаются на обод без камеры, что логично. Безусловно, система “покрышка-обод” должна оставаться герметичной, чтобы воздух никуда не уходил. Для этого промышленность выпускает специальные обода, которые не имеют отверстий для спиц на внутренней части. Если отверстия всё же есть, обода дорогие и желание ездить бескамерно сильно, то в продаже есть специальные ободные ленты, которые эффективно справляются с герметизацией.
Однако любые бескамерные покрышки довольно плохо справляются с удержанием воздуха, поэтому их использование всегда сопряжено с необходимостью заливать специальный жидкий герметик внутрь колеса. Первичная герметизация происходит за несколько дней активной эксплуатации и воздух в колесах начинает задерживаться подольше. Кроме того, герметик позволяет справляться с мелкими проколами в движении.

Основной же особенностью бескамерных покрышек для МТБ является возможность ездить на низких давлениях, что сильно влияет на комфорт движения и на качество сцепления с дорожным покрытием. Чем меньше давление, тем больше площадь контакта с поверхностью, тем сильнее зацеп.
Риск получить “змеиный укус” на низком давлении, когда камера прокалывается ударом обода в двух местах и почти непригодна для ремонта, в бескамерном исполнении отсутствует.


Вес. Конечно, отсутствие камеры положительно сказывается на весе колеса. Можно возразить, ведь в колесо вместо камеры заливается герметик. Мммм, нет, всё же вес жидкости намного меньше, чем вес самых легких камер.
Как итог, получаем возможность ездить на низком давлении с хорошим зацепом на облегченных колесах. Облегченные колеса, кстати, хорошо влияют на качество ускорения и амортизации.

В компании Mavic разработали бескамерную технологию UST. Преимущество перед другими - плотная посадка на обод, при которой не требуется герметик. Обратная сторона - толстые боковины и воздухонепроницаемый слой делают покрышку дорогой и тяжелой относительно других решений. Однако сохраняется великолепная устойчивость к проколам на низком давлении и сногсшибательный зацеп.

Размер и профиль

Диапазон размеров колеблется от 1,5” в кросс-кантри до 5" на фэтбайках, а наиболее часто употребляемые размеры в МТБ находятся на уровне 2,2-2,5”, так как обладают оптимальными характеристиками.
Чем тоньше покрышки, тем меньше способность амортизировать и больше вероятность увязнуть на мягких грунтах из-за невысокой несущей способности. Однако их скоростные характеристики намного выше, чем у более объемных коллег по цеху.
Широкие покрышки обеспечивают хороший зацеп, возможность ездить на пониженном давлении и хорошую амортизацию.

На качество движения также влияет и профиль резины. Скругленный профиль позволяет легко входить в повороты, но обладает сравнительно небольшим зацепом на прямых участках.
Квадратный обеспечивает сильный зацеп, а вот маневренность на таких колесах оставляет желать лучшего.

Корд

В народе под этим термином подразумевают края покрышки, которые насаживаются на обод. Выполняются они из стали или композитных материалов (например, кевлар), что делает их “складными”.
На самом же деле корд из себя представляет сплетение нитей, которые расположены по всей поверхности покрышки и заключены в резиновую оболочку. А то, что в народе привычно именуют кордом, на практике является бортом. Такие дела.

Итак. Покрышка с мягким бортом обладает невероятной гибкостью, её можно сложить вдвое или больше и с ней ничего из-за этого не случится. Жесткий борт, выполняемый из стали, не позволяет такого вольготного обращения с собой и призван сохранять покрышку круглой даже вне колеса.

В движении разницы между двумя разновидностями почти никакой нет. Единственное, на что влияет мягкий борт это, снова, вес. Да, кевлар, а он чаще всех используется, намного легче. Как побочный результат - снижение средств на транспортировку производителем и поставщиками, так как покрышки в сложенном виде занимают меньше места.

Вернемся к корду. Мы уже выяснили, что он из себя представляет сплетение ниток внутри слоя резины. Выполняться он может из разных материалов, но никогда из стали. На велосипедах так точно. Сталь применяется на автомобильной резине и то не везде.
Корд позволяет сохранять форму покрышки независимо от давления воздуха внутри. Чем выше плотность ниток на квадратный дюйм (обозначается как TPI), тем прочнее покрышка и тем меньше сопротивление качению, однако снижается амортизационный эффект.

Антипрокольные свойства

Если есть возможность приобрести покрышки с антипрокольным слоем, то и думать тут нечего. Да, образуется лишний вес, но о проколах можно будет и вовсе забыть.
Степень защиты от проколов зависит от толщины и количества слоев, обеспечивающих эту самую защиту. Антипрокольные свойства придают и боковинам покрышек. Однако, если речь идет об облегченных вариантах, то боковые стенки там крайне тонкие и никакой защиты не имеют.

Летняя или зимняя

На самом деле такое четкое разделение существует в автомобильном транспорте и многие об этом слышали.
Велосипедная резина такой четкой грани не имеет, но составы резины и качество их сцепления с поверхностью заметно различаются в зависимости от назначения.
Покрышки с невысоким профилем протектора рассчитаны на довольно жесткий грунт. В этом случае составы резины применяются жесткие, чтобы обеспечить высокие износостойкие свойства и оптимальный уровень зацепления с дорогой. Такая резина считается летней. Встречаются модели с низким профилем протектора на беговой дорожке (чтобы катились быстрее) и более агрессивным профилем на боковых частях (ради сохранения устойчивости в поворотах на грунтовых дорогах).


Встречаются также модели МТБ покрышек и вовсе без протектора. Они очень похожи на шоссейные, но объём имеют вполне себе горный. Выглядят очень необычно и предназначены для городских поездок по асфальту с редкими заездами на очень плотные грунтовые дороги. Малейший песок или другие рыхлости выводят райдера на таких колесах из гонки мгновенно.

Зимняя резина, как уже и можно было догадаться, имеет более агрессивный протектор и мягкие компаунды для максимального сцепления на рыхлых грунтах, камнях и корнях. Разумеется, снег тоже можно включить в перечень дорожных покрытий. Хотя для снега и льда некоторые производители выпускают модели с металлическими шипами.

Разные покрышки на переднее и заднее колесо

Переднее колесо на МТБ велосипеде часто облачают в покрышку с более агрессивными характеристиками, так как основная нагрузка приходится именно на него при торможении и маневрировании.

Заднее колесо часто несет на себе покрышку с менее агрессивным протектором и меньшим весом для эффективного разгона.

Ошибкой употребление разных покрышек на одном велосипеде не считается, так как продиктовано соображениями практичности. Встретить такой нестандартный подход можно на байках, предназначенных для соревнований или особенно агрессивных условий катания.

Велосипеды из магазина или большинства городских пользователей несут на себе одинаковые покрышки спереди и сзади, так как и нагрузки испытывают совсем другие.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.



Конечно же, велопокрышки являются одним из важнейших элементов велосипеда, так как они являются прямыми точками контакта между Вашим велосипедом и поверхностью, и от них напрямую зависит комфорт, устойчивость и безопасность на дороге. И, что, немаловажно, еще больше все это зависит от правильного подбора велопокрышек.

Об этом и пойдет речь в нашем обзоре, мы рассмотрим разные типы велопокрышек и их предназначение.

Существуют разные типы велопокрышек, и в зависимости от того, какой стиль езды Вы предпочитаете, как часто ездите на велосипеде и по какой дороге, будет зависеть Ваш выбор.

Мы рассмотрим шоссейные, МТБ и городские велопокрышки.

Что нужно знать, чтобы выбрать правильные велопокрышки?

1. Диаметр колёс

2. Тип поверхности, по которой будете ездить

3. Стиль катания

Размер велопокрышки

Традиционно, размер покрышки измеряется по диаметру корда в покрышке.
Существует две системы измерения: система Си и дюймовая система.
Пример: в дюймах - 26", 27"; система СИ - 600 мм, 700 мм.

Второй параметр, ширина покрышки, меряется по непосредственной ширине протектора – плоскости соприкосающейся с поверхностью дороги.

В шоссейных покрышках размер представлен в двух параметрах: диаметр и ширина покрышки, например, 700x23, где 700 мм. – диаметр, 23 мм. – ширина покрышки.

Большая часть шоссейных велопокрышек 700 мм. в диаметре, за редким случаем можно встретить размер 650 мм., он встречается очень редко, и в основном он представлен в велосипедах для триатлона, на старых велосипедах диаметр может быть 27" (еще по дюймовой системе).

Большинство велогонщиков предпочитают более узкие шины – 20-23 мм. Хотя, в последнее время, профессиональные велосипедисты все чаще выбирают ширину 25 мм.

Для боле длительных путешествий для шоссейного велосипеда больше подойдут покрышки – 25-28 мм., которые обеспечат больший комфорт и стабильность

На МТБ покрышках размер выглядит как 26x2.0”, где 26” – это диаметр покрышки в дюймах, а ширина два дюйма.

Для велосипедов МТБ предусмотрены покрышки диаметром 26", 27.5”, 29”. Ширина покрышки, чаще всего варьируется - 1.8" до 2.4". Отдельно стоит отметить покрышки для фэт-байков – велосипедов с очень толстыми покрышками шириной - 2.5" до 3.5".

Тип поверхности?

Если Вы каждый день ездите на велосипеде по асфальту, участкам гравия или другим ровным твёрдым поверхностям, то, без сомнений, Вам нужны покрышки с хорошим накатом и с защитой от проколов. С этой задачей справятся городские велопокрышки , которые представляют собой чаще всего слики и полуслики. Из них можно выжать максимум скорости из-за их гладкой поверхности.

Слики (городская велопокрышка) - ClassicRide 28 дюймов


Если Вы преимущественно ездите на таких поверхностях как бетон, асфальт, то отличным выбором для Вас будут шоссейные велопокрышки слики.

Слики (шоссейные велопокрышки) - UltraSport II 28


Если Вы ездите по бездорожью и Вам приходится часто месить грязь, то чтобы чувствовать себя комфортно, лучше отдать предпочтение велопокрышкам МТБ , которые обеспечат сцепление в самых разных условиях.

Протектор

Велопокрышки в основном отличаются протектором, который представляет собой трёхмерный рисунок на внешней поверхности покрышки. От этого рисунка зависит надёжность сцепления с дорожным покрытием, а также сопротивление качению. Протектор играет важную роль, так как напрямую влияет на Вашу езду, и, в зависимости от Вашего стиля, этот рисунок будет принимать разную форму. Основная цель при подборе велорезины – найти баланс между скоростью и сцеплением.

Проекторы бывают следующих видов:

3. Покрышки с инвертированным протектором


Как подобрать покрышку, в зависимости от Вашего стиля езды?

Велопокрышки МТБ

Чтобы ездить на крутых склонах, каменистых трасах, асфальте и гравийной дороге необходимы покрышки МТБ, которые могут выдержать часы прыжков в парках. Также необходим протектор с агрессивным рисунком и высокими шипами. Отличное сцепление на любых участках дороги, которое будет помогать проходить самые крутые повороты, обеспечит мягкий резиновый компаунд.

Из минусов данной резины, можно назвать её быстрый износ, поэтому будьте готовы понести затраты на велопокрышки.

Шипы протектора, по-разному расположенные на велошине, придают различные свойства покрышки:

1. Для асфальта, легкого бездорожья лучше всего подойдут шины с гладкой или почти гладкой серединой протектора и небольшими шипами по бокам, для зацепа на поворотах и виражах.

Пример: Double Fighter

2. Для более сухого и твердого типа бездорожья шипы идут маленькие с большим промежутком между ними. Это самый скоростной тип покрышек для МТБ, чаще всего его применяют в соревнованиях по кросс-кантри (XC).

Пример: RaceKing


3. Для смешанного типа трассы подходят покрышки, у которых посередине шипы все еще маленькие, а боковой ряд шипов уже большего размера для обеспеения зацепа на виражах и езде по мягкому грунту.

Пример: X-king


4. Для мягкого типа трассы идет самая «злая» резина с большими шипами по всей поверхности проектора. В итоге Вы получаете отличное сцепление и худший накат на прямых и гладких участках трассы.

Пример: Mountain King


Отдельно расскажем о применении различной ширине покрышек на переднем и заднем колесе. Особенно это актуально в дисциплинах МТБ с большим количеством подъемов и спусков. Традиционно, в таком случае спереди ставится колесо большей ширины, а сзади меньшей.

Шоссейные велопокрышки

Рассмотрим два направления, где лучше использовать шоссейные велопокрышки. Первое – это шоссейные гонки. В данном случае необходимо выбирать лёгкие, тонкие и быстрые покрышки. Также необходимо, чтобы было хорошее сцепление на поворотах.



Второе направление – это велосипедный туризм. В данном случае, необходимы более быстрые покрышки, непробиваемость и комфорт. Чаще всего ширина велопокрышки для туризма – 32-35 мм. и 700 мм. в диаметре.



Ознакомиться с шоссейными велопокрышками Вы можете на примерах:


Покрышка Continental UltraSport II – недорогая, высококлассная модель, которая обеспечивает высокое сцепление с хорошей устойчивостью на покрытии.

Прекрасная устойчивость и высокий пробег благодаря компаунду PureGrip.

- с отзывчивой управляемостью и хорошей устойчивостью на покрытии

- прекрасная устойчивость и высокий пробег благодаря компаунду PureGrip

Размеры представлены: 700х25, 700x23


Continental Grand Prix 4000 SII – пользуется популярностью у профессиональных гонщиков. Велопокрышка очень надёжная и обладает непревзойденным уровнем сцепления колеса с мокрой дорогой.

- идеальное сочетание комфорта, защиты от проколов и малое сопротивление качения

- прекрасная всепогодная покрышка для всех мыслимых условий применения

- выдающаяся защита от проколов благодаря подложке из материала Vectran™

- хорошее сцепление, высокая износостойкость и эффективный накат благодаря компаунду BlackChili

Размеры представлены: 700х32


Независимо от погодных условий, велопокрышка GrandPrix 4-Season 28" сохраняет такое же прекрасное сцепление с дорогой, как и при нормальных условиях. Велопокрышки отличаются высокой надёжностью. Беговая дорожка оснащена двойным антипрокольным слоем VectranBreaker, а также специальный протектор, предотвращающим скольжение.

- прочная всесезонная покрышка с прочной защитой от проколов и рекордным пробегом

- надежный компаньон в путешествиях и тренировках, не боится ни дождя ни снега ни песка

- великолепная защита от проколов благодаря двойной подложке из материала Vectran™

- прекрасное сцепление с дорогой и долговечность вместе с прочной боковой поддержкой DuraSkin


Городские велопокрышки

Когда речь заходит о городских велосипедах, то сразу на первый план выходят такие показатели как стабильность и устойчивость. Мы уверены, что никто не захочет по пути на работу менять покрышку, а значит, необходима покрышка устойчивая к проколам.

Нужно обратить своё внимание на пуленепробиваемые широкие велопокрышки, которые с лёгкостью проходят через дорожные ямы.

Ширина городских велопокрышек – 28-35 мм., с диаметром 700 мм.

Чем шире покрышка, тем более она устойчивая, но также, следует учитывать, что она будет медленнее.

В городских покрышках предусмотрен встроенный защитный слой от проколов под протектором.

Для данного типа езды предпочтение отдается велопокрышкам с более гладким протектором, так как они быстрее и более устойчивые на поворотах. На некоторых городских велопокрышках можно встретить маленькие шипы, которые имеют смысл, когда Ваш маршрут состоит не только из плоской поверхности, но и пролегает через грязь или гравийную дорогу. В остальных случаях, эти шипы не нужны, и такие покрышки быстрее стираются.

Ознакомиться с городскими велопокрышками Вы можете на примерах:

E.Contact подходит для езды по любой поверхности.

- отличный накат и сцепление с дорогой

- надежная защита от проколов

Размеры представлены: 28x1.75

Прекрасный выбор для езды по городу и загородных прогулок. ClassicRide обладают хорошим сцеплением с дорогой, а также надежной защитой от проколов.

Размеры представлены: 28x1.6

Городская велопокрышка Continental CityRide II обеспечит Вам незабываемые ощущения во время езды по городу. Гладкая беговая дорожка обеспечивает высокое сцепление с дорогой при минимальных потерях на силы трения качения. Мощная защита Puncture ProTection предотвратит повреждение камеры при наезде на острый камень или осколок стекла.


Мы уже говорили о разновидностях велосипедов и колес для них, пришло время пролить свет и на покрышки.
Делятся они, как вы могли бы уже догадаться, на шоссейные и МТБ. Однако существует еще ряд критериев, по которым велосипедные шины между собой различаются. Что ж, перейдём сразу к делу.

Сопротивление качению велосипедной покрышки


На фото деформированная под нагрузкой покрышка велосипеда.

С другой стороны, если колесо у нас будет идеально твердым, движение станет дискомфортным по асфальту и грунтовым дорогам. Намного комфортнее перейти на идеально гладкую поверхность. Да-да, именно это и происходит на железной дороге, где стальные колеса катятся по стальным рельсам. Упругая деформация металлов там присутствует, что и формирует Ск на ж/д транспорте, однако значения эти в разы меньше, чем на резиновых покрышках. Известен факт, что даже ребенок способен сдвинуть с места железнодорожный вагон на ровном участке пути, настолько там величины Ск малы. По этой же причине товарные поезда способны растягиваться на многие сотни метров и тянуться всего одним локомотивом.

Возвращаемся к велосипедам. Идеально жесткими покрышки сделать невозможно, так как мы потеряем комфорт движения, что тоже влияет на скорость. Тем не менее, на шоссейных велосипедах давление в колесе колеблется от 7 до 12 атмосфер, тогда как некоторые МТБ покрышки спокойно катятся на давлениях меньше 1-й атмосферы.
Такая существенная разница в давлениях серьезно отразится на параметре Ск, у МТБ он будет значительно выше. Следовательно, надо накачивать покрышки посильнее и всё будет ехать быстрее.
Да, этим принципом ранее руководствовались, поэтому шоссейные покрышки и накачиваются так сильно, а их диаметр может достигать 19 мм, совсем тоненькие. Меньше пятно контакта, тверже покрышка – вот и залог низкого Ск. Так было раньше.
Современные исследования показали, что параметр Ск становится меньше, если в той же шоссейной покрышке снизить давление и увеличить ее диаметр. Картина получается следующая, если ранее ездили на 23-мм с давлением 8 атмосфер, то при переходе на 28 мм давление можно снизить до 5 атмосфер без потери скорости и с увеличением комфорта движения. Параметр Ск, при этом, останется прежним. Чудеса.

Дальше присматриваемся к конструкции и материалам покрышки. Чем толще ее беговая дорожка, чем больше разнородных слоев в ней находится, тем больше Ск. И наоборот, чем тоньше слой резины и чем меньше прочих материалов в месте контакта покрышки с дорогой, тем меньше Ск – меньше материалов надо деформировать, меньше энергии затрачивается. Наличие шипов, разнообразных протекторов и рисунков на покрышке также увеличивает Ск. Чем больше шипы, тем тяжелее будет катиться колесо.

Вес райдера также имеет значение, так как при его увеличении деформация покрышек будет происходить в большей степени во всем диапазоне давлений и скоростей. Собственно, здесь вступает в силу гравитация и становится определяющим фактором. Чем меньше весит велосипед с райдером, тем меньше станет показатель Ск.
Резюмируя, можно сказать, что сопротивление качению покрышки зависит от её конструкции, материалов, размеров и давления воздуха, если принимать во внимание вес райдера. Причем, выше давление не значит лучше.


На фото внутреннее строение велосипедной покрышки, виден прорезиненный корд серого цвета, уложенный в три слоя. Желтым отмечен антипрокольный слой.

В народе кордом принято называть борт шины, элемент контактирующий с ободом колеса. В действительности корд представляет из себя внутренний, невидимый каркас покрышки. Внешне мы видим только резину, но в ней есть слой корда, он обеспечивает поддержание необходимой формы. Выполняется корд из шелковых, хлопковых или нейлоновых нитей. В некоторых отдельных ситуациях применяется кевлар, но это редко, так как очень дорого. По сути, это полоска ткани заплавленная внутрь резины. Плотность этой полоски производителями измеряется в количестве ниток на квадратный дюйм (dpi). Чем больше плотность, тем выше прочность покрышки, тем большее давление выдерживает, тем лучше сопротивляется проколам и порезам. Обратная сторона плотного корда – высокое сопротивление качению.
Производители не всегда делают один слой очень плотного материала. Компания Continental, например, в своих топовых покрышках умещает три слоя корда плотностью по 100 dpi. Другие производители кладут один слой плотностью 300 dpi. Гоночные шоссейные покрышки от Pirelli обладают наименее плотным кордом, всего 60 dpi, они очень быстрые. В зависимости от способа укладки корда инженеры добиваются определенных характеристик колеса в движении. В общем, это целая наука, в неё погружаться не будем.


На фото фолдинговые покрышки в сложенном виде.

Фолдинговые покрышки

Темы борта уже коснулись. В своей конструкции он содержит своего рода корд, который также поддерживает форму окружности покрышки. Стальная проволока в его конструкции делает покрышку жесткой, если мы сложим шину пополам, она сохранит эту форму. Замена стали на кевларовую нить позволяет сделать борт очень гибким, теперь покрышка может складываться в несколько раз без ущерба ее форме или функционалу. Такая покрышка называется фолдинговой (Folding - складывание).

Трубки

Готов поспорить, что многие впервые видят такое название, что и не удивительно. Покрышки данного типа распространены в основном в профессиональном шоссейном спорте, так как показатель Ск у них наиболее низкий среди прочих. По крайней мере, так было раньше и ниже подробнее об этом будет сказано.


На фото трубка, зеленым цветом обозначена камера, зашитая в желтый корд.

Трубки предполагают закрепление на ободе колеса с помощью клея. Не удивляйтесь, это правда. Они практически не нагружают боковые стороны обода, отчего экономится материал обода и, следовательно, снижается вес всего колеса. Конструкция у трубки представляет из себя, как бы это ни было странно, трубку. За основу берется камера, оборачивается полотном резины с кордом и… зашивается. Внутренней стороной, где располагается шов, покрышка и приклеивается к ободу.
Профессиональные гонщики считают трубки идеальным вариантом, ведь при проколах на них можно проехать еще какое-то расстояние, чего не скажешь о других видах покрышек.
С другой стороны, прокол на гонке предполагает замену колеса. Отклеивать шину от обода, чистить обод от клея, заклеивать трубку расшивая ее в месте прокола, потом все наклеивать обратно никто в условиях соревнований не станет. Куда проще заменить колесо целиком. Прокол в бытовых условиях тоже не сулит ничего хорошего, количество операций от этого не уменьшится.
Собственно, сложность в обслуживании трубок и сделала их очень непопулярными в массах. Тем не менее, на улицах города они появляются на фикс велосипедах. Это разновидность шоссейников для трека (трековый велосипед), где условия для трубок идеальны – гладкая поверхность полотна и отсутствие колющих предметов на нем.
Трубки, кстати, некоторыми производителями до сих пор производятся вручную, так как спрос на них невелик.

Клинчерные

Готов поспорить, что и такое название велосипедных покрышек для многих становится открытием. Между тем, клинчерные покрышки являются самыми распространенными, а в народе они известны, как “обычные”.
Название, кстати, отражает суть их закрепления на ободе. Напомню, что обычные покрышки внутри содержат камеру. Когда мы ее накачиваем, она увеличивается в размерах и заполняет собой все доступное пространство внутри покрышки. Так как борт шины находится как бы внутри обода, то расширяющаяся камера прижимает его к борту обода. Сформировался клинч. С одной стороны обод не дает двигаться, с другой стороны камера, а между ними в клинче зафиксирован борт покрышки.


На фото клинчерная покрышка, подпираемая изнутри камерой.

Данный тип покрышки применяется на всех видах велосипедов во всех дисциплинах. В профессиональном шоссейном спорте они не применялись долгое время, так как обладали очень высоким сопротивлением качению. В формировании Ск принимает участие уже не только материал покрышки, но и сама камера, ее тоже надо деформировать. Кроме того, возникает паразитное трение между камерой и шиной, что тоже требует энергии.
Всё это удалось нивелировать при усовершенствовании технологий изготовления покрышек и камер. Последние начали делать из латекса, что положительно отражается на толщине и весе. Как итог, трубки перестали быть единственным решением в пропелотоне, клинчеры тоже стали заезжать на подиум. И, чем дальше, тем чаще. Производителям удалось превзойти трубки по показателю сопротивления качению.
Для нас с вами клинчеры во многом более приятны, чем трубки, так как такое колесо в пути достаточно просто заклеить при проколе.

Бескамерные

Про покрышки данного типа многие наслышаны, так как распространены они уже довольно широко, хоть и свет увидели в массовом варианте сравнительно недавно.
Суть конструкции сводится к отсутствию камеры, что должно автоматически делать колесо легче. Но не делает. Дело в том, что покрышка не производится целиком из одного материала. Ну, нормальная покрышка. Всегда присутствует некоторое количество слоев – для беговой дорожки один, для боковин другой, для содержания корда третий. Разумеется, количество и принцип распределения слоев у каждого производителя разный. Однако общей особенностью всех покрышек является их способность пропускать воздух. По этой причине в клинчерах камеры и используются. Если клинчерную покрышку установить бескамерно по всем канонам, то вы увидите, как она стравливает воздух буквально всей своей поверхностью. Причина – много лазеек для воздуха из-за слоистой структуры и наличия ниток корда. Бескамерные покрышки приходится снабжать дополнительным слоем резины, который устилает всю внутреннюю поверхность и играет роль камеры, то есть не пропускает воздух. Получается, что вес клинчерной покрышки с камерой будет примерно равен эквивалентной бескамерной покрышке.


На фото бескамерная покрышка, её борт упирается в замки под воздействием давления воздуха.

Следует отметить, что бескамерки стали всё чаще появляться в профессиональных шоссейных гонках. Они достаточно легкие и обладают низким сопротивлением качению. Низкий вес для шоссейных бескамерок обеспечивается сухой посадкой, то есть герметик в некоторых моделях пар покрышка-обод не требуются. Рискованно, но оправдано низким весом. Риск заключается в том, что при получении прокола продолжить движение не получится. Наличие же герметика в большинстве случаев некоторые проколы делает незаметными, настолько высока его эффективность. Причем давление воздуха существенно не изменяется.
И, да, в шоссе бескамерки также позволяют получить низкий Ск при более низких давлениях, что многократно увеличивает комфорт в движении для райдера.


На фото литая велосипедная покрышка, все тело шины выполнена из однородного пористого матриала.

Литые велосипедные покрышки

Особенность полнотелых шин заключается в том, что полости зависимой от давления воздуха в них нет. Отсюда следует, что проколы и порезы им не страшны. К минусам относится невозможность регулировать давление воздуха, а значит невозможность приспособить его к разным дорожным условиям. То есть, литая покрышка это про городской стиль катания с не очень хорошим комфортом. Все же воздух внутри обычных колес играет роль амортизатора. Первые велосипедные колеса выпускались, как раз, на литых покрышках. Позднее было изобретено пневматическое колесо (с покрышкой и камерой).


На фото антипрокольная покрышка, защитный слой отмечен синим цветом.

Антипрокольные покрышки

Любой перечисленный здесь тип покрышки может обладать антипрокольным свойством. Достигается оно путем внедрения в необходимую область покрышки антипрокольного слоя из очень эластичного материала. Некоторые производители размещают тонкую ленту только в области контакта покрышки с дорогой (на беговой дорожке), кто-то располагает более широкую и толстую ленту, а кто-то распределяет антипрокольный слой по всей площади покрышки. В любом случае, наличие этого слоя многократно увеличивает стойкость колеса к непредсказуемой встрече с колющими предметами на дороге. Годами можно ездить и не знать проколов, если покрышка хорошего качества.
Обратная сторона медали показывает увеличение Ск, так как антипрокольный слой увеличивает количество материалов для деформации. По этой причине самые топовые шоссейные покрышки в своей конструкции его не содержат.

Шоссейные покрышки

Много уже было сказано о том, что покрышки бывают шоссейными и МТБ, это уже не новость. Сказать здесь хочется об особенностях конструкции. В общем-то и об этом было сказано довольно много, так что уделим внимание только поверхности качения.


На фото шоссейная покрышка Continental с протектором для аэродинамики.

Всем известно, что шоссейные покрышки выполняются без “протектора”, то есть абсолютно гладкими. Такая поверхность обладает наибольшим коэффициентом сцепления с гладкими покрытиями типа асфальта, бетона или дерева. Наличие каких-либо шипов и канавок, даже самых незначительных, площадь контакта снизит, что логично приведет к снижению коэффициента трения, а значит и к снижению сцепления. Понятно.
Зачем же тогда на боковины некоторых шоссейных покрышек наносят протектор?
В народе его наличие объясняется необходимостью большего зацепа в поворотах. Но мы уже разобрались, что снижение площади контакта не способствует увеличению сцепления. Вариант нежизнеспособен.
Также в народе говорят, мол это дождевой протектор, для отвода воды от места контакта покрышки с дорогой. Вариант более убедительный, но тоже не имеет права на существование. Эффект аквапланирования с такой незначительной площадью контакта при велосипедных скоростях просто невозможен. Априори.
В действительности нанесенный протектор на шоссейных покрышках (как на фото) призван бороться с аэродинамическим сопротивлением. Набегающий поток разбивается лобовой частью шины и направляется на протектор. Протектор, в свою очередь, формирует особой конфигурации воздушный поток, который меньше “цепляется” за обод и спицы. Такие дела.

МТБ покрышки

Вот здесь поступим таким же образом, уделим внимание поверхности качения.
Сцепление на МТБ покрышках происходит с помощью протектора – зубов, грунтозацепов, шипов. Здесь они нужны, так как вгрызаются в мягкий грунт и создают возможность упираться в стенки созданных выемок вместо того, чтобы уповать только на коэффициент трения. Получается, что работать в полном объеме МТБ покрышки могут только на мягких и сыпучих поверхностях. Зимние модели оборудуются стальными шипами, как на автомобилях. Слишком высокий протектор делать нельзя, так как он не будет обладать необходимой устойчивостью к деформации, а слишком короткий будет неэффективен. В общем-то, по износу протектора и выясняется износ всей МТБ покрышки.


На фото МТБ покрышка с грунтозацепами.

Модели для более твердых грунтов оборудуются невысокими частыми шипами в центре и более развитыми шипами на боковинах. Все видели такое. Причем тут асфальт?
Да, вопрос назрел давно. Дело в том, что МТБ велосипеды, так уж сложилось, в наших широтах самые распространенные. Обувают их производители по канонам, в зубастую резину, но народ ездит по асфальту и… мучается. Поездка шипованного колеса по твердой поверхности означает обязательную деформацию покрышки, камер и еще шипа, сразу нескольких даже. То есть, коэффициент сопротивления качению возрастает до небес. В отдельных случаях в руле ощущается вибрация от быстрого перескакивания с одного шипа на другой. Более того, площадь контакта с поверхность многократно снижается (верхушки шипов), отчего тормозной путь на асфальте у зубастой резины будет больше, чем у “лысой”. Абзац этот призван обратить ваше внимание на данную проблематику и подходить к выбору новой резины для своего велосипеда более осознанно. Рынок предлагает решения для МТБ велосипедов, использующихся в городских условиях. Попробуйте перейти с зубастой резины на незубастую и вы сразу почувствуете, насколько легче велосипед начинает ехать. Сразу почувствуете, что тормозить стало легче, быстрее и предсказуемее. Безопасность – наше всё.


На фото гравийная покрышка, протектор частый, расстояние между ним небольшое, площадь каждого шипа довольно большая, что обеспечивает хорошее сцепление на асфальте.

Гравийные покрышки

По своей сути от МТБ или шоссе они отличаются только устройством поверхности качения. Учитывая универсальность применения гравийных велосипедов, покрышки для них делают с частым и очень мелким протектором. Так и по асфальту проще ехать и на грунтах скользко не будет. Впрочем, нередки случаи установки МТБ покрышек, благо, обод на 28” позволяет.


На фото покрышка для циклокросса, протектор расположен на значительном растоянии друг от друга, чтобы эффективнее вгрызаться в грунт.

Покрышки для циклокросса

Вариант для циклокросса очень тонкий и близок к шоссейным покрышкам по размерностям. На самом деле это скорее шоссейные покрышки с агрессивным протектором, похожим на МТБ. Такая особенность продиктована особыми условиями эксплуатации. А заключаются эти особые условия в геометрических параметрах рамы. Покрышки пожирнее в ней разместить не получится, иначе придется увеличивать дистанцию между перьями, дистанцию до подседельной трубы. В общем, все начинает упираться в вес.

Читайте также: