Как отбалансировать грязевую резину

Опубликовано: 30.04.2024

В обзоре грязевой резины Deestone Mud Crusher D936 («дьявола») я уже упоминал, что меня очень разочаровал существенный дисбаланс колёс, выражавшийся в том, что на скорости выше 60 км/ч ездить нереально из-за сильной дрожи руля. Руль так вибрировал, что за него было трудно держаться.

Но проведя кое-какие процедуры, мне удалось заметно улучшить скоростные характеристики «дьявола». Методикой я и хочу поделиться в этой короткой заметке.

Балансировка

Во-первых, как я писал в обзоре, я отправился на шиномонтаж, где мне отбалансировали передние колёса. Пришлось повесить по 4-5 грузов общей массой 200-250 г на колесо. После этого биение руля сократилось (по ощущениям) в 2-3 раза, и езда на высокой скорости перестала болезненно сказываться на руках. Задние колёса балансировать не стали – там пришлось бы вешать огромные грузы, что просто небезопасно.

Отбалансированное колесо

Я неоднократно читал миф, что, мол, бессмысленно балансировать тракторные колёса. Якобы, лучше от этого не будет, и более того – грузы посрывает в первой же грязи. Вынужден развенчать этот миф собственной практикой. Несмотря на то, что идеального уравновешивания действительно добиться малореально, сам факт проделанной балансировки даёт существенное улучшение комфорта езды. По поводу срыва грузиков вообще полная ерунда: если квадроцикл лежит в колее и опирается на боковину колеса, до грузиков грязь не доходит. А если всё-таки доходит, она не настолько твёрдая, чтобы сместить их крепление и, тем более, сорвать. Сами грузики замечательно лежат в канавке по борту диска (вот ещё один плюс штампованных дисков!), и даже на большой скорости они тоже никуда слететь не могут.

Выправка

Во-вторых, я выправил и выровнял резину. Изначально она была вся кривая и с непостоянным радиусом. На балансировочном станке было особенно видно, как гуляет радиус при вращении: наверное, разница сантиметра в два. То есть, шина представляет собой не идеальный круг, а какой-то овал, если не хуже.

Накачать шину до 2-2,5 атм

После такой процедуры шины стали ровнее, более приближены к форме круга. Но, увы, идеала не получилось.

Давление

И, наконец, можно поиграть мягкостью резины, попробовав её поведение при различном давлении. При давлении 0,2 атм колёса даже с дубовым «дьяволом» или «ведьмой» становятся довольно мягкими, шины амортизируют собственную же неровность.

Давление 0,2-0,4 атм

А накачивать их выше 0,4 атм вообще категорически не рекомендую: это не даст никаких плюсов, только минусы в проходимости и комфорте.

Итоги

Как ни странно, но после проведённых действий проблема оказалась практически устранена! Ну, по крайней мере, существенно уменьшена. Я снова могу ездить на максимальной скорости не испытывая при этом дискомфорта.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

Внедорожник начинается с колёс. Колёса — это единственное, что связывает машину с дорогой, а потому именно от них зависит поведение машины и её возможности. Как-то так сложилось, что по теме колёс я сильно заморочился. Я и сам не знал, что буду настолько требователен к резине, что за три года жизни машины приобрёл уже восьмой комплект покрышек.

Помятуя о том, что ежегодное подорожание колёс у нас происходит к началу летнего сезона, резина была куплена в первых днях марта. Как оказалось, вовремя, на тот момент, цена за единицу была 8150, а сейчас уже 9000 руб. Всем рекомендую покупать летние колеса, еще зимой. В прошлом году покупал Купера, так опоздал на несколько дней, в начале февраля была одна цена, а в середине уже +500-600руб за штуку. А в 2017 году я так остался без Максисов 255\85-16, угодил весной в больничку и пока там был, цена с 7700руб улетела в 10000руб. Вобщем Roadcruza ra3200 285\75-16 в количестве 4шт обошлась мне в 32600руб. В это же время я продал прошлогоднее приобретение — Cooper ST maxx 255\85-16 за 38000руб. Пробег на Куперах был около 17тыс км и я был рад от них избавиться, так как мне они не понравились.

Покупая Роадкрузу преследовал цель уменьшить вес колеса, получить мягкость хода, сэкономить денег, вернуть нормальную проходимость. Полностью осуществить задуманное, пока не получилось. Купера 255/85-16 у меня стояли на дисках Скад Титан, вес которых составляет

11,4кг, вес самих Куперов 26кг, итого 37,4кг. Перед Куперами у меня стояли великолепные Данлопы, которые весили всего 22кг, так вот разницу между 33,4кг и 37,4кг я заметил и мне она не понравилась. Появилось навязчивое желание уменьшить вес колеса, что оказалось не так то просто, ибо сейчас на рынке внедорожной резины царит какое-то странное поветрие безумно раздувать вес резины. Если раньше на Тоё смотрели, как на изгоя, с его избыточным весом, то теперь лидер тут Нитто. А если нужна резина лёгкая, то выбора особо и нет. Приобретенная мною Роадкруза 285\75-16 имеет вес

25,4кг, что, в принципе, совпадает с указанными на сайте продавца цифрами.

Диски хотелось приобрести кованные с авито, но пока, не сложилось. Так как они либо слишком дороги для меня, либо слишком убиты. В итоге пришлось искать легкое, прочное, дешевое, визуально и по параметрам подходящее литьё. Та ещё задачка если честно. Изначально выбор пал на TechLine 652, из-за малого указанного веса — всего 8,1кг. Но оказалось, что с вылетом +10 они не встают из-за суппортов. Пришлось брать модель 622, её заявленный вес 9,2кг, но и прочность указана выше. А потом оказалось, что производитель указывает неверный вес, и приобретённые мною Techline 622-5 шириной 7,5 с вылетом +10 имеют вес 10кг. Я рассчитывал убрать с каждого колеса по 3+кг, а получилось облегчить только на 2кг. Итоговый вес текущей сборки 35,4кг, против прошлогодних 37,4кг. Напомню, что первые мои грязевые колеса, а именно комфорсер 265/75-16 на дисках Скад Титан весили 35кг. Всё-таки без кованных дисков, получить хороший результат невозможно, а потому надеюсь, что когда-нибудь найду себе комплект.

Непосредственно про резину. Вес я уже указывал — 25,4кг. Глубина протектора большей частью 15мм, минимально намерил 13мм. Диаметр заявленный 84см, реальный — примерно так и есть. Я на своих дисках и давлении 2атм намерил 83,5см. Скорее всего, если очень постараться, можно и 84см намерить. Короче, диаметр нормальный. Ширина протекторной части, от края шашки, до края — около 22см, что мне очень понравилось. Яж до этого ездил на резине 255/85-16 и мне она нравилась, для моих условий эксплуатации, считаю, узкая резина больше подходит. У Купер СТ Макс в таком размере ширина протекта около 20см. Вообще, момент с небольшой шириной протекторной части меня прельстил, получается, что эта модель позволит собрать не широкие 35 колеса. В голову закрались мысли о 315/75-16. Степень разряженности протектора хорошая — на небольшой скорости чувствуется вибрация от перепрыгивания с шашки на шашку. Это обстоятельство меня также порадовало, потому что напомнило Данлопы, которые благодаря исключительной разряженности протектора, великолепно показывали себя на бездоре. Скорее всего больше я не буду позорно скатываться вниз по склону как на Куперс СТ Макс.

БФГудрич
Большинство автовладельцев довольно часто задумываются о целесообразности балансировки колес, и поэтому не прибегают к такой процедуре. Однако, неправильно сбалансированные колеса существенно могут сказаться на долговечности подвески и износоустойчивости автопокрышки, что в результате понижает комфорт и безопасность при езде. Балансировка колеса играет довольно важную роль в управлении и безопасности при езде на автомобиле, поэтому не стоит пренебрегать данной процедурой.

Для чего нужна балансировка колес?

Балансировка

Балансировка шины необходима для равномерного распределения давления контактного пятна, что, впоследствии приводит к значительному уменьшению вибрации колеса.

Если разобраться более детально, то можно понять целесообразность процедуры балансировки. На не сбалансированном колесе появляются неровности, которые с различными центробежными векторами силы, создают вибрацию колеса. Данное явление создает следующие последствия:

  • При воздействии вибрации, начинают постепенно изнашиваться основные узлы подвески, а при сильном воздействии подобной нагрузки создается вероятность быстрой поломки данного узла автомобиля.
  • Сильное воздействие вибрации способно нарушить прочность крепления, что впоследствии может привести к потере колеса в процессе езды.
  • Колесо с сильной вибрацией, как правило, имеет плохое сцепление с дорожным полотном, то есть в процессе езды контактное пятно хуже соприкасается, чем сбалансированная покрышка.
  • Плохое соприкосновение контактного пятна приводит к возрастанию тормозного пути и ухудшению управления автомобиля, что сказывается на безопасности езды.
  • Неровности, создающиеся при возникновении вибрации, способствуют более быстрому и неравномерному износу автопокрышки.
  • Вибрация, созданная колесами передней оси, доставляет водителю дискомфорт.

Шины BFGoodrich

Американский концерн BFGoodrich, производит одни из самых качественных шин на мировом рынке. Шины BFGoodrich имеют довольно высокую популярность в Европе и в СНГ.

Производитель выпускает шины BFGoodrich для различных типов автомобилей и под различный манер езды, поэтому любой автолюбитель может выбрать шины данного концерна для езды.

Отличительная черта таких покрышек заключается в том, что они имеют направленный рисунок протектора. Направленный рисунок защитного протектора позволяет более эффективно отводить жидкость и препятствует возникновению эффекта аквапланирования. Именно поэтому направленный v образный рисунок протектора шины BFGoodrich довольно популярен среди владельцев авто.

Кроме того, рисунок протектора на отдельных моделях шин отличается от стандарта. К примеру, на зимних моделях глубина протектора значительно больше. Также для них характерно наличие особых элементов протектора, которые обеспечивают сцепление с дорогой.

Технология производства шины BFGoodrich

Шина BFGoodrich
Шины от данного производителя поддаются регулярному тестированию и усовершенствованию. Это позволяет компании BFGoodrich быть одним из лучших производителей шин. Изделия отвечают даже самым высоким требованиям, которые предъявляются к покрышкам на сегодняшний день.

При изготовлении покрышек применяются самые инновационные решения, которые позволяют добиться непревзойдённого качества. На стадии производства применяется технология TriGard, то есть к резиновой смеси изделия добавляются высокопрочные полимеры, что позволяет снизить вес шины. Кроме того, это дает покрышке повышенную износоустойчивость, что повышает ресурс изделия до 100 тыс. километров пробега. Также полимеры повышают прочность резины, что сводит к минимуму риск деформирования шины, а также вероятность проколов и порезов.

На производстве довольно много времени уделяют тестированию комфорта и безопасности, поэтому тщательно разрабатывают форму покрышки и рисунок протектора. По центру колеса увеличенная водоотводящая канавка, которая довольно быстро удаляет воду из-под контактного пятна с дорогой. Эта особенность протектора обеспечивает автомобилю безопасную и комфортную езду в мокрую погоду.

Как баланcируются шины Гудрич?

Гудрич Urban Terrain

Насколько шины Гудрич не были бы качественными, тем не менее, они, как и все другие аналоги нуждаются в балансировке. Одна из таких шин это Гудрич M/T 265/75 R16 КМ1. Данная покрышка BFGoodrich создана для внедорожных автомобилей, которые не боятся перемещаться по бездорожью, однако, при ее разбалансированности возникает высокая вероятность вращения. Резина Гудрич км1 направление вращения может определить специалист. Поэтому такая резина для внедорожников BFGoodrich нуждается в балансировке.

Однако некоторые факторы, способны повлиять на конечный результат баланса колес. Для того чтобы избежать влияния этих факторов, нужно придерживаться следующих советов:

  • Нельзя выполнять баланс шины с налипшей грязью или забитыми камнями в канавках протектора.
  • Не желательно выполнять балансировку BFGoodrich, не измерив радиальное и боковое значение шины и дисков.
  • Ни в коем случае нельзя выполнять балансировку на станке, который укрыт грязевым слоем. Грязный балансировочный станок будет выполнять не точные измерения, что в следствии приведет к дисбалансу колеса.

При наличии подобных факторов не стоит выполнять балансировку таких шин как Гудрич.

Перед балансировкой необходимо удалить грязевые налипания и застрявшие камушки в канавках протектора, после чего дочиста вымыть колесо. Затем колесо помешается на станок, который выполняет балансировку, и выполняется центровка при помощи конуса. Далее вводятся параметры колеса, после чего система выдает специалисту информацию о точках, которые нуждаются в довеске определенной массы.

Условия, при которых необходимо выполнять балансировку колес

Балансировка
Балансировка может понадобиться, если у владельца автомобиля имеются различные комплекты шин, например, зимние и летние. После смены шин с зимнего на летний комплект, или, наоборот, желательно провести балансировку колес. Это обусловлено тем, что при неправильном хранении резина может деформироваться, но при этом на глаз невозможно заметить. Однако даже такая незначительная деформация способна вызвать дисбаланс, что может привести к возникновению вибрации при езде.

Также баланс колеса Гудрич может нарушиться от сильного удара, например, от попадания в глубокую кочку или наезд на «лежащего полицейского» при скоростной езде. При подобной ситуации если не произошла сильная деформация диска, стоит выполнить балансировку колеса, чтобы в дальнейшем не возникла вибрация. Помимо этого, также рекомендуется проводить балансировку покрышек через каждых 7-8 тысяч километров.

Используемые грузики для балансировки BFGoodrich

Для балансировки колеса применяют два видов грузиков:

  • Клеящиеся.

Клеящиеся грузики располагают во внутренней части диска, что в целом не портит вид колеса. Но у клеящихся грузов имеется существенный минус по сравнению с набивным видом. В условиях низких температур клей теряет свои свойства, что приводит к отпаданию грузов, и, следовательно, нарушается баланс колеса.

  • Набивные.

Грузики для балансировки

Данный тип имеет конструкцию подобную кронштейна, что неплохо подходит для литых или штампованных дисков. В процессе балансировки такие грузики зачастую крепятся на бортики диска.

Преимущество сбалансированного колеса автомобиля

  • Обеспечивается безопасная и комфортная езда.
  • Делает управление автомобиля на дороге белее предсказуемым.
  • Сокращается расход потребляемого топлива примерно на 13%.
  • Увеличивается эксплуатационный срок покрышки.
  • Снижает нагрузку на подвеску.
  • Уменьшает риск поломки ходовой части автомобиля из-за езды по плохим дорогам.

Автопокрышки BFGoodrich обладают довольно высокими показателями комфортности и безопасности езды. Однако при дополнительно проведенной балансировке срок службы такой покрышки увеличится в разы, что, несомненно, является преимуществом для автолюбителей.

Во время осуществления шиномонтажа новая резина не всегда встаёт идеально. Даже микроскопические ошибки и погрешности в распределении баланса масс на высокой скорости способны вызвать сильное биение. В результате подобного воздействия водитель испытывает дискомфорт, ощущая вибрацию руля, а подвеска тем временем сильно изнашивается и может быстро прийти в негодность. Во избежание подобных неприятностей в комплекс услуг на СТО всегда входит балансировка колёс.

Что такое балансировка колёс

Балансировка колёс – это механическая процедура, производимая на шиномонтаже с целью обеспечить изделию равномерное распределение масс по всей окружности и предотвратить вибрации во время движения. Балансировка обязательна для каждого автомобиля, а причиной плохого распределения весов может быть как конструкция диска, так и дефект на покрышке. Если водитель отказывается от балансировки, его могут ждать следующие неприятные последствия:

  • Личный дискомфорт в салоне, так как и водитель, и его пассажиры будут ощущать неприятную вибрацию, особенно при повышении скорости.
  • Сильно изнашивается узел крепления колеса к полуоси – ступица, постепенно разваливается подшипник, что может привести к заклиниванию.
  • Во время вибрации подрессорной части авто передаётся повышенная нагрузка на амортизаторы, из-за чего они могут потечь или треснуть. В свою очередь они передают ударные воздействия на шаровые опоры, постепенно вызывая их разрушение.
  • Во время езды на колёсах, подвергшихся разбалансировке, покрышка не касается дорожного покрытия, что приводит к её повышенному износу с одной стороны, и это вызывает появление грыжи или её разрыв.
  • Из-за того, что тормозной диск, закреплённый на ступице, также подвергается вибрациям, фрикционная часть колодки не может его полноценно зажать. Это вызывает увеличение тормозного пути транспортного средства.


Станок для балансировки колёс

Что такое балансировка и какие технические средства нужны для её выполнения?

Без постороннего участия профессионала и специального оборудования сделать это не удастся. Каждая станция технического обслуживания автомобилей, предлагающая подобные услуги, должна иметь в наличии следующие инструменты:

  • Главное оборудование – это специальный полуавтоматический или автоматический балансировочный станок, на который фиксируется колесо, подвергается вращению и прибор автоматически считывает показатели неравномерности распределения масс.

Далее специальное диалоговое окно на экране показывает, с какой именно стороны колеса имеются проблемы, а аккуратно прокручивая его вручную вдоль оси, мастер определяет положение дефекта вдоль окружности.

  • Электронная линейка, при помощи которой определяется положение установки груза по ширине колеса.
  • Кронциркуль, при помощи которого определяется позиционирование равномерности с обеих сторон колеса.
  • Набор свинцовых забивных грузиков для установки баланса на внешней стороне изделия.
  • Такой же набор самоклеящихся грузов для придания равномерности масс изнутри обода колеса. Каждый из грузиков должен содержать штамповку, которая говорит о его массе. Как правило, для легковых автомобилей используются изделия от 5 до 50 граммов, для балансировки грузовых колес подобные значения существенно выше.
  • Обезжириватель для лучшей адгезии наклеивающегося груза на поверхность стального обода.
  • Ветошь, чтобы было чем растереть обезжириватель по металлу.
  • Металлическая щётка для очистки колеса от дорожной грязи и пыли перед началом процедуры.


Самоклеящиеся внутренние грузики

Отличия статической и динамической балансировок

  • Как балансировать колеса без приведения их в движение до достижения биения? Если речь идёт о статической неравномерности, то ось инерции колеса в сборе соосна с центральной линией его вращательного движения. Если же напротив данные линии пересекаются в обозримом пространстве, то колесо нуждается в балансировке. Оно может начать автоматически вращаться по инерции из-за того, что верхняя его часть весит больше, чем нижняя.
  • Динамическая неравномерность не может быть определена до тех пор, пока на него не начнут действовать центробежные нагрузки от собственного веса колеса в движении. Это означает, что более тяжёлая его часть всегда будет сильнее пытаться изогнуть ось вращения, из-за чего легко будет определить положение дисбаланса в см. В то же время по усилию, которое оказывается из-за вращающегося колеса, можно определить массу дисбаланса в граммах и уравновесить его, приклеив грузик нужного веса в требуемом месте.


Забивные внешние грузики

Как часто нужно делать балансировку колес автомобиля

Водителю следует уделять внимание этой процедуре не только во время плановой сезонной смены колёс или во время возникновения аварийной ситуации, но также и в профилактических целях в следующих случаях:

Проверять балансировку колёс следует хотя бы раз в три месяца, так как каждый раз будет хотя бы минимальный перекос изделия от дефектов на дороге и ошибок при эксплуатации.


Балансировка грузовых шин

Балансировка колёс антифризом

Как отбалансировать колесо в домашних условиях, если до шиномонтажа ехать далеко? Некоторые автолюбители прибегают к своему хитрому методу балансировки колес своими руками. Данный способ заключается в следующих действиях:

  • Необходимо остановиться на ровной поверхности и заглушить автомобиль, заблокировав колёса.
  • Далее из колеса полностью выпускается весь воздух, выкручивается ниппель, либо некоторые водители и вовсе отгибают бортики покрышки от обода, чтобы получить доступ внутрь.
  • После этого через тонкое горлышко в шину заливается 200…400 мл воды.
  • В конце процедуры колесо снова накачивается, и при движении вода равномерно ложится по внутреннему периметру покрышки, устраняя дисбаланс.
  • В зимнее время воду использовать нельзя, так как при сильных морозах она быстро замёрзнет внутри колеса, что приведёт к разрыву изделий. Для этих целей при отрицательных температурах водители прибегают к спиртосодержащим жидкостям или антифризу, имеющему крайне низкую температуру замерзания.


ТО автомобиля

Проверять балансировку колёс нужно всегда и при любых условиях эксплуатации. Эксперты всегда советуют выполнять дополнительную проверку колёс на неравномерность распределения масс при каждой ремонтной работе на шиномонтаже. Только отлично отцентрированное изделие может гарантировать своему владельцу долгую, надёжную и безопасную эксплуатацию транспортного средства без преждевременного износа деталей.

Первые автомобили были внедорожниками. Все без исключения! Других вариантов тогда просто не было. Но появившиеся затем асфальтовые покрытия постепенно разделили машины на «паркетные», вседорожные и совсем внедорожные. В категорию «совсем внедорожных» попали тракторы, карьерные самосвалы и прочая сельхоз- и спецтехника. Их резина обладает мощными грунтозацепами, усиленной боковиной и не пригодна для езды на высоких скоростях. Правда, им это и не нужно. Ведь их назначение – передвигаться и совершать разнообразную работу на грунте, позволяя не только ехать, но и уверенно маневрировать. Эта резина чаще всего имеет явно выраженный направленный рисунок «ёлочкой» и при пробуксовке выбрасывает из протектора прилипшие комья земли, не давая покрышке «замыливаться», превращаясь в слик. Такую же или очень похожую резину стараются применять спортсмены, участвующие в автомобильных гонках по грязи.

Дизайн и конструкция шин MT позволяет ездить
на них по серьезному бездорожью и по дорогам с твердым покрытием

Для снега и болот существует резина другого дизайна – так называемые шины сверхнизкого давления. Они не только легко преодолевают любые болота, но даже придают машине плавучесть. Широкие «дутики» создают настолько низкое давление на грунт, что позволяют двигаться, почти не оставляя следов. Впечатляет! Почему же такими покрышками не оснащают обычные внедорожники? Дело в том, что специальная внедорожная резина, во-первых, из рук вон плохо управляется на асфальте, во-вторых, не рассчитана на высокую скорость и, в-третьих, на твердых покрытиях очень быстро изнашивается. Поэтому для автомобилей, часто съезжающих на грунт, делают специальную, так называемую «грязевую» резину, которая в названии имеет аббревиатуру MT, что буквально означает Mud Terrain – для грязевого покрытия. Ее конструкция и дизайн позволяют совершать и длительные пробеги по асфальту, и довольно уверенные маневры на грунте. Такие покрышки чаще всего выпускаются в больших размерах, потому что обычно их ставят на лифтованные машины. Так что штатного размера МТ-резины может и не найтись.

Рассмотрим особенности дизайна протектора таких шин на примере популярной грязевой покрышки Toyo Open Country MT. Прежде всего, рисунок очень агрессивный, блоки имеют крючкообразный профиль, позволяющий вгрызаться в любой грунт буквально зубами. Открытые, почти прямоугольной формы плечевые ламели работают как шестерни, заглубляются в колеи и позволяют выехать, даже если эти колеи очень глубокие и скользкие. Но и это еще не всё! Рисунок протектора этой MT-покрышки не заканчивается плечевой зоной, а продолжается дальше, на боковине шины. Для чего это сделано? Мало кто знает, что при высокой артикуляции подвески шина зачастую находится в контакте с грунтом только своей боковиной. И, конечно же, покрышка, имеющая грунтозацепы на боковине, в такой ситуации будет работать гораздо эффективнее.

Шины АТ созданы для больших пробегов по асфальту
и уверенного движения по грунту, кроме экстремального бездорожья

Да, но всё это служит для уверенной работы на грунте, а как же на асфальте? Как обстоят дела с управляемостью, износом и шумом? Для длительной службы на твердых покрытиях, а также надежной управляемости машины такая шина имеет конструкцию из трёх слоев полиэстера с высоким заворотом кромок (в обычных шинах два слоя), что даёт ещё и высокую прочность (значительно усиливает весь каркас шины). А для отличного сцепления на мокром асфальте (главная проблема всех грязевых покрышек) в блоках протектора есть глубокие ламели. И чтобы уменьшить шум и избавить от резонансного гула, все детали протектора имеют разные размеры. Но важно помнить, что такая резина всё-таки для тех, кто часто съезжает в реальную грязь, то есть для настоящих любителей внедорожной езды и даже гонок. Например, модель Open Country MT активно применяют на «Дакаре».

А тем, у кого более спокойный темперамент, кто предпочитает серьезную грязь объезжать, но при этом всё же съезжает с асфальта, существует специальный класс резины, который обозначается аббревиатурой AT, или All Terrain , что буквально означает «для всех покрытий». Эта резина с менее агрессивным рисунком протектора, чем MT, и рассчитана она на продолжительную эксплуатацию. Но при этом позволяет уверенно двигаться по грунту. По грунту, а не экстремальному бездорожью! Да и размеры позволяют устанавливать её вместо штатных покрышек на обычный неподготовленный внедорожник или кроссовер. Дизайн и конструкция таких шин продиктованы особенностями их применения. Рассмотрим шины AT на примере той же Toyo Open Country, но на этот раз с обозначением A/T plus. Поскольку на таких покрышках много ездят по асфальту, щебёнке, укатанным грейдерным дорогам и грунтовкам, дизайн протектора тоже довольно агрессивен, но при этом далёк от агрессивности MT. Рисунок протектора у A/T plus сделан асимметричным, позволяющим внешней стороне покрышки работать боковиной на бездорожье. Типичное для работы на грязи агрессивное внешнее плечо позволяет уверенно цеплять грунт в колее. А внутренняя сторона протектора служит для надёжного зацепа на асфальте, обеспечивая отличное торможение, управляемость и высокую износостойкость и одновременно снижая уровень шума. Края центральных блоков протектора ступенчатые, это позволяет увеличить прямой и обратный зацеп на всех видах грунта. Ну, и, конечно же, здесь тоже не обошлось без высоких технологий и особого состава резиновой смеси. Благодаря добавлению в него диоксида кремния улучшены характеристики на мокрой дороге, и снижено сопротивление качению, что, в свою очередь, уменьшает расход топлива и увеличивает срок службы. Понятно? Что ж, движемся дальше.

Высокий заворот слоя каркаса дает отличную управляемость и устойчивость

ОБЫЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Очень часто возникает вопрос, как правильно подобрать диски для MT-резины при установке на лифтованную машину. Общее правило таково – диск должен быть на два дюйма уже покрышки. Это позволяет шине правильно работать протектором при разном давлении и не разбортироваться.

Другой вопрос, надо ли балансировать грязевые шины большого размера. Наше мнение – если дисбаланс шины размерностью 33 и более дюймов укладывается в 100 грамм, балансировать MT не имеет смысла. Она сама по себе очень тяжелая, и кроме того, проехав по обочине и зацепив боковиной большой кусок грязи, вы тут же нарушите балансировку, причем значительно. Общее правило – после каждой поездки по грязи мойте шины и диски и не разгоняйтесь на МТ-резине выше 110 км/ч. Тогда и сильного дисбаланса не будет, и шины прослужат долго. Другое дело – покрышки AT. Они значительно легче и не склонны к переносу грязи на себе, а главное, ездят с гораздо более высокими скоростями. Вот их, конечно же, необходимо балансировать.

Как подобрать размер дисков для монтажа резины
увеличенного размера, и нужно ли балансировать большие колеса?

Ещё один важный вопрос – выбор давления при езде по асфальту. Если речь о покрышках штатного размера, ответ прост – смотрите мануал. А вот при установке больших шин на лифтованный внедорожник ответ уже не столь очевиден. Общее правило – чем больше размер шины по отношению к штатному, тем ниже должно быть рабочее давление в ней на асфальте. Если шина перекачана, то быстро изнашивается центральная дорожка, машина легко срывается в скольжение и неприятно подпрыгивает на каждом стыке асфальта. Недокачанная шина заметно греется и быстро изнашивается. У неё замедляются реакции при рулении, и она чудовищно подламывается в поворотах. Определить оптимальное давление не так уж сложно. Если вы проехали десяток-другой километров и протектор резины на ощупь тёплый – давление в шине нормальное. Если горячий, и это очевидно чувствуется рукой, – повысьте давление, оно слишком низкое. Если протектор совсем холодный, можно смело снизить давление на пару десятых атмосферы и померить ещё раз. А вот о том, какое давление в шинах использовать при езде по грунту, мы расскажем в следующих уроках.

Читайте также: