Как откалибровать датчик положения рулевого колеса

Опубликовано: 16.05.2024

Всех приветствую. Хочу поделиться своим опытом калибровки датчика поворота угла руля, может кому пригодиться. Заранее извиняюсь может где то не грамотно объяснил, не правильно изложил, объяснял обычным не техническим языком как я понимал сам.
Все началось с того, что как-то зимним вечером приходит домой моя любимая супруга и говорит, в нашей машине не работает как она выражается антизанос. Машину сегодня занесло и она не пикала и сама не тормозила. Мне это показалось странным может перестало работать, а хуже всего поломалась система курсовой устойчивости. Взял ключи и поехал проверять начал кидать машину в занос, ее заносит разворачивает и ничего не происходит, система не срабатывает. Пришел домой полез в интернет начал читать искать проблему. Изучая как работает система курсовой устойчивости начал проверять все предположения. ABS проверил, выехал произвел торможение, педаль дрожит, значит работает. Датчики ABS работаю значит они будут работать и в других системах. ESP не работает, изучив принцип работы системы, нужно было проверить датчик поворота руля. Во многих статьях пишут, что он выходит из строя система не видит положения угла руля по отношении к кузову, система не работает. Проверил датчик положения руля Лаунчем (нашел в интернете как это сделать). Заходите в поток данных находите раздел Steering angie sensor где увидите цыфры которые меняютя от того как вы крутите руль.

При выполнении вращения руля цифры от среднего нуля уходят в «+», а превращении в обратную сторону от ноля в «-». За два с половиной оборота цифры где то менялись от 0 до 860 и от 0 до -860 в среднем. Сделал вывод, если значения меняются равномерно в обе стороны то датчик живой. Потом я вычитал, что датчик поворота угла руля нужно калибровать после ремонта рулевой рейки, а также после произведения развал — схождения. И тут я вспомнил, как я летом полтора года назад ремонтировал рейку. Менял втулку, делал сам все помечал (рулевой вал) собрал ровно выставил, когда поехал проверять стук рейки просто обалдел, когда при повороте руля в движении машина жестко тормозила, срабатывала система ESP. Руль немного сместился после сборки, долго не думая открутил гайку на руле и переставил руль ровно. Все машина поехала как надо рейка не стучит доволен, но это была ошибка система ESP перестала работать, об этом я узнал через полтора года зимой. Начал искать информацию как откалибровать датчик поворота угла руля. Калибровку можно произвести при помощи сканера Луанча, что у меня не получалось никак. Потом как оказалось датчик можно откалибровать механическим способом это же Тойота. Наглядного примера в интернете не нашел именно чтобы тойота Рав 4, а за основу взял способ калибровки датчика тойота Камри 40 кузов. Калибровка производится через разъем ОВД2, путем замыкания контактов.

Попытаюсь объяснить доступным языком относительно нашего автомобиля.
Автомобиль поставил на ровную поверхность он должен находиться в неподвижном состоянии. Селектор в положении «Р» и автомобиль поставлен на ручник. Во время проведения процедуры руль не крутите и не раскачивайте автомобиль. Колеса автомобиля строго выставлены прямо (при этом руль может быть немного криво стоять по отношению к прямым колесам). Также перед началом процедуры вставьте провода в 4 и 12 разъем ОВД2 (можно провода с кнопкой сделать для удобства).

Заострив внимание на этом, я решил разобраться, в чем проблема. И оказалось, что машина стала очень плохо слушаться руля. Появилось ощущение, что она за ним не успевает. Крутить руль стало тяжелей. От этого и дискомфорт управления, в следствии и усталость.

Поиск причины дискомфорта от вождения

Поиск причины такого поведения автомобиля начался с проверки ходовой части. Не выявив особых нареканий по механической части, начал искать проблему в электронике. Проведя компьютерную диагностику, нашли ошибку в работе датчика угла поворота рулевого колеса.

В BMW X 5 как у меня датчик находится над крестовиной рулевого вала (в ногах водителя). Хотя большая часть производителей устанавливают их сверху и чтобы добраться до датчика, достаточно снять руль.

Для того чтобы добраться к датчику, мне пришлось выполнить следующие действия:

  1. Начал с того, что освободил подход. Снял пластиковую, черную защиту блока педалей. Затем декоративную панель, которая находиться под рулем. Весь пластик крепиться саморезами под небольшую крестовую отвертку.
  2. Получив доступ к нижней части рулевого вала я, наконец, увидел сам датчик.

Для демонтажа датчика необходимо разобрать рулевой вал. Это занятие также требует знаний, как их выполнять. Мои действия были следующими:

  • двумя накидными ключами на 13, я открутил болт фиксации крестовины и вынул его;
  • затем, чтобы зафиксировать руль, провернул его до шелчка;
  • дальнейшие работы проводить удобней на зафиксированном валу. Аккуратно сбиваю нижнюю часть вала со шлицов (на удлинителе она без труда уходит вниз);
  • перед тем, как окончательно его снять, делаю маркером метки, чтобы при сборке, поставить, как было;
  • отключаю клемму датчика и стягиваю его вниз. Датчик одевается на направляющие, и поэтому он становиться только в одном положении, что избавляет от риска поставить его неправильно.

Выполнение ремонта датчика

Ну вот, датчик у меня в руках. Поскольку оригинальный стоит около 13000 рублей, а контрактный около 5000, я решил попробовать отремонтировать свой. Для этого мне понадобилась маленькая, крестовая отвертка (как у часовщиков).

Как выполнить ремонт датчика углового поворота руля.

Аккуратно открутив мелкие шурупы по периметру, я располовинил датчик. Получил диск с медными дорожками и крышку с четырьмя контактами.

Как выяснилось, слабое место таких датчиков, это контакты. Так случилось и в моем случае. Два из четырех были совсем стерты.

Вооружившись паяльником и мелкой, медной проволочкой, я как смог восстановил контакты. Паяльник не нужен мощный, да и жало желательно тонкое. Убрал всю грязь и пыль. Затем аккуратно собрал датчик обратно.

Установка отремонтированного датчика

После установки датчика, внимательно проверьте соединение клеммы. Пропустите провод так, чтобы он ничего не цеплял.

Дальше можно собирать. Собираем все в обратном порядке. Главное не торопитесь, делайте все аккуратно, чтобы потом не переделывать. Убедитесь, что контрольная лампа гаснет, как и все остальные.

Для меня было приятной новостью, когда все заработало. Если честно думал, что все бесполезно и придется покупать новый датчик. Кстати сказать, эти датчики довольно хрупкая вещь, даже производители советуют их менять не реже чем 20 т. километров пробега.

Итак, все собрано и работает, осталось только откалибровать датчик. Калибровка, это настройка правильной работы и соблюдение всех технических параметров датчика.

Для меня стало новостью, что калибровать датчик положения руля необходимо периодически, а не только по необходимости. После любых работ с передней подвеской, при замене колес на другой диаметр, в случае если машина с большим пробегом, калибровка датчика руля обязательна.

Я не имея навыков и должных знаний, а главное специального программного обеспечения, эту работу доверил специалистам. Благо хороших автоэлектриков, в наше время, достаточно. Приехал, подключили компьютер, полчаса и готово.

За время работы по ремонту датчика положения руля, я понял как незначительная поломка, может сказаться на поведении автомобиля. Ведь в современных машинах, опираясь на показания именно этих датчиков, работают все вспомогательные функции. Такие как: автопилот, удержание в полосе, включение интеллектуального привода и тому подобные.

Управляя полностью исправным автомобилем, не только получаешь удовольствие, но и понимаешь, насколько он безопасен.

Датчиками угла поворота руля (SAS) уже никого не удивишь. Ведь они применяются с начала 1990-х. Однако с развитием систем электронного контроля устойчивости (ESC) их калибровка после планового техобслуживания только недавно стала насущной потребностью. Наряду с тем, что для большинства работ, связанных с обслуживанием системы рулевого управления потребуется выполнение еще одного действия, это также означает и потенциально выгодную возможность обслуживания для автомастерских, знающих об этой особенности. В настоящей статье мы подробнее рассмотрим датчики SAS, их функции, причины, по которым необходима их калибровка, а также по каким признакам можно определить неисправный датчик. Эта информация позволит вам правильно выполнить обслуживание системы рулевого управления, откалибровать датчик и передать исправный автомобиль довольному клиенту.

Что такое датчик угла поворота руля?

За последнее десятилетие автопроизводители внедрили в систему рулевого управления множество датчиков. В их число входят датчики поворота руля, которые по несколько штук устанавливаются внутри рулевой колонки. Являясь неотъемлемой частью системы курсовой устойчивости автомобиля, эти датчики передают точные данные о положении рулевого колеса и скорости его поворота. Он также обменивается данными с датчиками поворота автомобиля вокруг вертикальной оси, акселерометром и датчиками скорости вращения колес для измерения динамики автомобиля; понимания того маневра, который выполняет автомобиль, и того маневра, который пытается сделать водитель, а также для необходимых корректировок в работе гидравлического блока системы ABS для сохранения управляемости автомобиля.

Как работает датчик угла поворота руля?

Существует два вида датчиков поворота руля: аналоговые и цифровые. Последние устанавливаются на большинство современных автомобилей. Аналоговые датчики имеют 5-вольтовое опорное напряжение, заземление на массу и сигнальный выход. При полном повороте рулевого колеса датчик генерирует сигнал от 0 до 5 вольт. Разница в напряжении используется для определения скорости вращения и угла поворота. В отличие от аналоговых цифровые датчики используют для измерения скорости вращения, угла поворота, направления поворота и другой важной информации свет светодиода.

В и в том и в другом случае датчик SAS регистрирует несоответствия между положением рулевого колеса и направлением движения автомобиля. Используя эти данные система курсовой устойчивости подключается и помогает водителю удерживать автомобиль на нужной траектории. Например, в случае обнаружения недостаточной поворачиваемости для исправления ситуации система автоматически активирует тормоз заднего колеса со стороны, в которую осуществляется поворот.

Выходят ли датчики положения руля из строя?

Не смотря на то, что датчики поворота руля спроектированы для исправной работы на всем протяжении эксплуатации автомобиля, как и другие электронные компоненты они подвержены износу. Они также могут получить повреждения при выполнении обслуживания других элементов усилителя рулевого управления. Поэтому на всякий случай полезно знать основные признаки неисправности этих датчиков. Существует несколько распространенных признаков, на которые стоит обратить внимание:

  • Включен предупреждающий индикатор: в случае выхода датчика поворота руля из строя загорается индикатор неисправности, связанный с системой курсовой устойчивости, указывающий на то, что система была отключена и требует обслуживания. На большинстве автомобилей в этом случае загорается индикатор антипробуксовочной системы, однако может загореться и индикатор неисправности двигателя.
  • Люфт рулевого колеса: если датчик поворота руля неисправен или установлен неправильно, он может посылать неверные данные в электронный блок управления двигателем (ЭБУ). Это может стать причиной неправильных действий со стороны системы курсовой устойчивости, проявляющихся в виде люфта руля или неправильного отклика на поворот руля.

Почему необходимо выполнять калибровку датчика угла поворота руля?

Поскольку автомобили, оборудованные системами ESC и ADAS, такими как система контроля положения автомобиля относительно дорожной разметки и система автономного экстренного торможения, а также другими системами обеспечения безопасности, используют данные с датчиков поворота руля, после выравнивания угла установки колес или замены компонентов, способных повлиять на угол схождения и тяги теперь требуется выполнение калибровку этих датчиков. Это позволит данным системам получать точную информацию о движении автомобиля как для его прогнозирования, так и для корректировки с целью обеспечения безопасности. Если датчик попорота руля не будет откалиброван, а угол поворота руля будет слишком большим, система курсовой устойчивости будет работать неправильно и в итоге отключится.

Как откалибровать датчик поворота руля?

Не смотря на значительные различия в выполнении данной процедуры в зависимости от производителя и модели автомобиля, существуют основные методы калибровки датчиков поворота руля, для обеспечения их взаимодействия с другими датчиками, входящими в состав этих систем.

  • Самокалибровка: На некоторых новых автомобилях имеется возможность самокалибровки или автокалибровки путем поворота руля от упора до упора и до центрального положения с последующим поворотом ключа. В других автомобилях для запуска калибровки необходимо выполнить ряд команд.
  • Ходовые испытания: На более новых автомобилях, оборудованных более совершенными датчиками скорости, имеется функция автоматической калибровки датчиков поворота руля во время последующего движения автомобиля по прямой траектории в течение заданного времени. На крейсерской скорости это занимает всего несколько секунд.
  • Калибровка с использованием диагностического сканера: Для калибровки датчиков поворота руля на некоторых автомобилях требуется диагностический сканер. В некоторых системах регулировки угла установки колес даже имеется встроенная функция калибровки датчиков поворота руля, благодаря чему после выравнивания колес отпадает необходимость в отдельной процедуре диагностики.

Большинство производителей рекомендуют выполнять калибровку датчика поворота руля на земле, а не на подъемнике. В случае возникновения сомнений для правильного выполнения процедуры необходимо свериться с руководством по техобслуживанию, предоставленным производителем.

Помните, не зависимо от конструкции автомобиля и порядка выполнения процедуры, калибровка датчика поворота руля с сегодняшнего дня должна стать неотъемлемой частью процедуры выравнивания угла установки колес и соответствующим образом отразиться на ее стоимости для клиента. Для независимых автомастерских это означает появление еще одной дополнительной услуги.

Всем здрассТТТе)
В общем с разу к делу. Давненько, а может и не очень давненько я писал о переборке да и о капиталке рулевой рейки. В первый раз когда я ее снимал, естественно я все пометил, на клапане и корпусе рейки поставил засечки. Заменил сальник на клапане и собрал все) Все было "ГУД". Но по истечению времени, и проезду 1.5

2 тысяч км. Рейка снова потекла у меня… Потек сальник внутренний уже. Который в самой рейке, правый.
Естественно я её полностью уже откапиталил. Разобрал её уже полностью и откапиталиль её. Заменил все и вся… А вот собрал уже как руль встал криво, примерно на пол оборота( Не попал на зуб.
Откидывал её и переставлял снова на зуб (Руль повернулся точно же так, но только в правый бок). И опять фиаско( И да, в третий раз скидвал и снова перекидывал((( И снова фиаско((((
До этого у меня с ESP было все в порядке, ошибок не было. Все работало как часики)
Это все случилось после переборки и капиталки рейки. Естественно у меня загорелся ESP и он ушел в аварию( В общем — Фаулти…
Смирился я с зубьями на рейке. Психанул и поехал на Развал.
Да, я же сами наконечники не трогали и не откручивал их. Развал не должен был уйти по логике… А ушел.
На "Развале" мы выровнили колеса ровно и естественно руль. РОВНО ЖЕ!
Но комп счиатет что машина едет криво! Ошибка как горела… Так и горит! Хммммм… Странно. И лексия не дает ни каких результатов! Скидывай не скидвал. Один фиг Ошибка(
Потом я вспомнил. Что я пытался как-то крутить руль, на вал одеть сам карданчик. И с большой вероятностью я мог попросту перекрутить руль на 1 а то и 2 оборота в какой либо бок… Поехал на гараж и попытался решить проблему с помощью перекрута колеса на 1 или 2 оборота.
Открутил корданчик и скинул его с рейки. И как вы наверное догадались… Правильно:
Результата я не добился( Как выскакивала ошибка так и выскакивает…
В общем уже загрешил на подрулевой блок управления! И от уныния и провала я забыл поставить колесо в исходное положение( И закрутил как есть. А нужно было открутить колесо на один оборот в лево. Вернуть его в исходное положение. Ан нет. Не сделал я. И сразу же к выежать начал с гаража, при выварачивонии колеса в самое правое положение было слышно только — "Счелкккккк" и высветилась ошибка на БК — a-bag/s-belts faulti и естественно сигнал звуковой. Ах да, и "дуделка" так же перестала работать.
Сердечко мое зашалило, глаза по пять копеек… Ступор… И понимаю… 3.14ц пришел шлейфу… Оторвал… Мат…тсссс… мат…и мат… и мат.

Дело было к вечеру, уже не стал разбираться и поехал домой.

Спустя пару дней, потому что спать не мог уже. Потому что не в порядке с рулевым управлением. А это не работающая падушка + сигнал и + писки-визги и ошибки как на панельке и на Экране. Меня это сильно бесило! Да ещё и Техосмотр впереди.
Было принято решение снимать подрулевой блок и разбирать, выяснять причины.
Снял все легко. Четыре фишки снять и отжать хамут. А так же отщелкнуть две защелочки, которые и держат подрулевой к самой трубе(корпуса рулевой колонки). Снял.
И как всегда не читавши форумы и не рывши "Интернайт" начал разбирать! Не бойтесь, разбирал аккуратно и бережно) Ни чего не сломал)
В общем если кому понадобится расскажу детально о разборке. Не буду описывать суть. Но там все понятно)
Разобрал и увил воть что:

Да, дагадки были правильные, оборвало шлейф. Все разбирал и запоминал, в частности интересс предовал как уложен шлейф и как он намотан…

Вот так оборвало:

Да, остался какой то язычек… Выяснил, что этот язычек отвечает за плавность смотываемости шлейфа насколько я, мы поняли, с пацанчиком, который мне восстанавливал шлейф… Спаивал)

Все спаяли. Серега сказал, что все нормально Можешь собирать) Я радостный, язык за плечами рву домой на сборку подрулевого)
Шлейф собрал, кстати отмучался часа 1.5 покуда "допетрил" как его собирать правильно, как наматывается и как найти Нулевую точку в нем!
На белой обойме, подкове (похоже проста) написаны буквы! Не сфоткал. Но помню что-то. G, G-G. D, D-D и ещё какае то буква.
Так вот, из этой Кирилицы я и понял. Что нулем Будет буква — D. от этой буквы и начинается отсчет оборотов рулевого колеса в правый и левый бок вращения. Минимум должно быть 2.5 оборота этой обоймы, так написано на форумах. У меня выходило по 3.5 оборота, как влево так и вправо…

На основе этого, я и выщетал нулевую точке.
А потом и вычитал на форумах…
Ладно, с этим разобрался… Далее ещё сложнее было!

Вот, и пришли мы к Датчику положения руля!

Здесь я и повяз( На целых 2-3 часа(

Я уже хотел выкинуть эту шестерню ваапше нафиг! Но не сдался… Подобрать не удалось и полез в интернет!
На форуме вычитал я про эту звездочку и правильное её выстовление по меткам!
"""Создатель темы. Огромное тебе спасибо! Если ты будешь читать эту запись) Все получилось)"""

И про этот — О, что сам догадался, все было аписанно в этом посте.

Собрал как написано) Накидваю клему. И уРрррАаааа) Даже калибровка прошла успешна)
С первой попытки! До этого не в какую не хотела идти эта калибровка(через лексию). Естественно датчик сошел сума( Перескочили зубья, сбилась метка и такие траблы.
ESP не загорается и ошибок по нему нету.
Но одно но.
Про этот язычек. Когда оторвал шлейф, я прокатался где-то 2-3 дня. И возможно он повредил шлейф в другом месте уже, на спайке, на малом кругу… Ошибки по Подушке все же остались. И да, опять снятие блока и к этому же пацанчику на прием.
Прихожу, давай прозванивать. А не звонятся именно два пина. На подушку. По одному пину звонятся. А два нет.
Прозвонили шлейв. Ещё до распайки. Просто зачистили немного, что б можно было прозвонить. Шлейф оказался целый. Но на месте пайки. Не приходит сигнал, значит пайка отошла. Разобрали, распаял Серега, и отрезал так же 0.5-0.7 мм шлейфа.

Все прозванивается)
Я собрал все до кучи) И побег радостный домой собирать свою лялечку)
Собрал, и на заводку)
Завелся. И какая тишина воцарилась в машине) Не пиканьев и ошибок))) Рад как слон)
Так и пролетело 3 дня((((
Ремонт окончен, На панельке ничего не горит и не пищит)
Все исправно работает — эта курсовая устойчивость) При пробуксовке Лампочка мигает) Градусы в лексии изменяются и пишет, что все откалибровано)
Пробег за сегодня составил уже около 20 км. Ошибки не выскочили.

Привет всем. Много было вопросов о том как правильно делать эту калибровку. По просьбам тех, кто просил выкладываю отчет с фотками. Для чего она делается? . После регулировки схождения, после снятия установки рейки или рулевого вала нужно обязательно делать калибровку-т.е. програмно установить 0 руля. Но самое ВАЖНОЕ и НЕПОНЯТНОЕ- калибровка руля на подвеске ГА3+ возвращает мягкость подвеске.
Начнем. Чтобы не юлозить глобальный тест сразу заходим не в поиск неисправностей, а в Ремонт.
Пункт калибровки датчика положения руля находится в блоке ESP. Выбираем.

Просмотр стандартных параметров---можем посмотреть положение руля и др параметры. У меня физический и программный ноли совпали, но несмотря на это все равно сделал калибровку.

Нам нужен для калибровки пункт РЕМОНТ

Далее выбираем пункт ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ

Выбираем Калибровка датчика руля.

Ну а далее по инструкции, читаем в каких случаях делается калибровка

Если при ровном руле у вас машина едет прямо-начинаем процедуру, если нет- едем на схождение и регулируем(при условии, что ничего не сбито в рулевой колонке и рейке)

Ну и получаем сообщение, что все откалибровано. Ездить не надо, как в лексии на с5-1.

После калибровки появляется ошибка на отсутствие связи с датчиком поворота руля. Заходим и смело трем ошибку.

методика разработана и опробована совместно с 2701bb . Оба радуемся вновь вернувшейся мягкости.
Радуемся и наслаждаемся. ))) Всем удачи на дорогах!
П.С. если для мягкости придется калибровать датчик раз месяц- мне не влом. Главное-это комфорт!

Citroen C5 2009, двигатель дизельный 2.0 л., 136 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — электроника

Машины в продаже


Citroen C5, 2001


Citroen C5, 2006


Citroen C5, 2003


Citroen C5, 2001

Комментарии 64

Подскажите плз что можно сделать с помощью DiagBox, моя проблем в очень мягком руле который не дубеет на скорости, при скорости начиная с 90 становится дискомфортно, машину начинает носить и рулем ее нужно постоянно ловить, при сильном ветре или небольшой выемки машину нужно ловить, руль постоянно ватный.
У меня электрический усилитель руля, машина Citroen C4 Picasso II -2017
DiagBox никаких ошибок не выдает.

Может показалось, но данная операция добавила подвеске немного упругости. У меня снимали рейку для ремонта, поэтому решил сделать калибровку.

А обязательно ехать? На стоячей машине нельзя?

Читайте внимательно текст)))

Все в картинках увидел что написано спс)

Читайте внимательно текст)))

Подскажите, а с помощью этой Лексии можно ли адаптировать/наладить связи с CAN шиной

Читайте внимательно текст)))

И может ли быть часть глюков из за того что севший аккумулятор?( совсем не держит заряд)

Вопрос знатокам, а если у меня горит ошибка U1205 "Нет связи с датчиком угла рулевого колеса, полученное значение не верно" Но эту ошибки выбивает не ESP оно не горит, а именно подвеска гидроактив 3. может кто подскажет, или это тоже калибровку нужно делать?

У тебя диагбокс версии 7.62 вроде, а то плохо видно на фото.Я перешел на простую версию 7.02, как думаешь она сделает калибровку?!

это было так давно. 7.02 должна тоже делать

Спасибо, буду пробовать.

Столкнулся с такой проблемой. Перестали работать кнопки на руле, причина обрыв шлейфа.Поменял шлейф все контакты пропаяли стал загораться "желтый руль" в паре с ESP. Завожу машину проезжаю метров 10 все погасает. В заворот начинаю поворачивать снова загорается (всегда в паре руль и ESP).Ездил к диагностам подключали ВАСЮ диагост. сканером ошибки гасятся. Делали адаптацию руля и все такое… Выезжаю с мастерской первый заворот и все снова загорается.Загорается всегда по разному бывает пол города проедешь и не горит, а во двор заезжаешь и загорается. Делали развал схождение колес не помогает. В рейку не лазили поэтому на нее пока не грешу. Диагносты говорят датчик угла поворотов глючит…, но не мог он вместе с заменой шлейфа заглючить…
Тут еще на одну статью наткнулся
diagmotors/>Теперь не знаю нужна ли в моем случаи калибровка?

Как плавность после калибровки?

что реально мягче стало-или это плацебо только?!
у меня просто после замены гидроцилиндров передних как бы все стало лучше, но на ямках или на рельсах(если заехать на них под прямым углом)появляется такой стучек (как на простых аморах пустых как будто они уже не держат)провал колеса и стук!(у меня чувство надо сферы смотреть!

Стало лучше. Ничто вам не мешает попробовать. Работы на 10минут с кофе)))

попробую, только без кофе_)))))

Это была типа метафора, что много времени не надо)))))

а меня это реальность с лексией в машине!_)))))правда не кофе, горячий шоколад на клаву ноута, это я стаканчик ловил чтоб на сиденье не разлить!все ноут умер_))))

Читайте также: