Как отличить бескамерный обод от камерного

Опубликовано: 15.05.2024

бескамерка

Тема бескамерных колес давно уже обсуждается среди велосипедистов и всё равно остаются неразъясненные моменты в их споре. Имея богатый опыт в этом вопросе, мы попытаемся упорядочить накопившуюся информацию.

За последние пять лет бескамерные колеса стали популярны не только у профессиональных фрирайдеров, но также среди многих любителей горного велосипеда. Ввиду развития технологии производства велосипедных комплектующих, такие новшества становятся доступными для большего числа людей. Велосипедные колеса такого типа имеют определенно лучшие характеристики, по сравнению с громоздкой конструкцией «покрышка-камера». Дело не только в отсутствии ненадежной камеры, но и в удобстве эксплуатации бескамерки.

Если вам надоело кататься по безопасным дорожкам в парке, и вы хотите испытать себя и велосипед на прочность в гонках кросс-кантри, тогда бескамерки для вас явно необходимы, ведь у них масса преимуществ по сравнению с обычными велопокрышками.

Преимущества бескамерок

  • Поставить «змеиный укус» на бескамерном колесе невозможно. Если камеры нет, то она не попадет между ободом и шиной при ударе о кочку. Иначе бы металлический обод легко прорезал зажатую резину в двух местах, оставив след, как будто от укуса змеи.
  • Пробить колесо очень сложно. Резина с кордом плотного плетения хорошо сопротивляется проколам от камней, стекол и даже гвоздей.
  • Можно доехать до пункта назначения с проколом. А если и случится прокол шины, то высока вероятность, что специальный герметик закроет дыру без вашего вмешательства. Из места пореза воздух уходит настолько медленно, что вполне хватит времени добраться до места, где можно отремонтировать покрышку.
  • Возможность ездить на спущенном колесе. Бескамерка имеет корд достаточной жесткости, чтобы даже при давлении в 0,5 атмосферы поддерживать хороший накат. Тогда как ехать на обычной велопокрышке с проколотой камерой весьма тяжело, так как мягкая резина забирает почти всю полезную для качения колес энергию.
  • Легко отремонтировать проколы. Чтобы всунуть шнур из сырой резины в дыру, не нужно снимать колесо с велосипеда, как в случае с наложением латки.
  • Можно забыть о прокручивании камеры. Как следствие, никогда не случится ситуация со срезанием ниппеля.
  • Делают колеса велосипеда более легкими. Сама по себе бескамерка тяжелее обычной покрышки, но из-за отсутствия камеры и применения самых современных легких ободов получается неплохой выигрыш в весе.

Если кто-то ещё сомневается в преимуществе бескамерных колес, то это нормально, ведь любые нововведения всегда вызывали много споров и разногласий. Было время, когда люди противились любым шинам, а теперь 99% транспорта в мире ездят на резиновых колесах.

Колеса стандарта UST

В мире существует два стандарта бескамерных систем, получивших большое распространение. Один из них UST (Universal System Tubeless) — универсальная бескамерная система. Этот стандарт изменил ход истории развития горных велосипедов ещё в 1999 году. Французская компания Mavic совместными усилиями с другими производителями велорезины Continental, Michelin, Nokian, Kenda, Hutchinson, Maxxis, Tioga, Panaracer, Ritchey, WTB, Specialized, Scott разработала и внедрила новаторскую технологию производства велосипедных шин.

стандарт UST


Обод стандарта UST обеспечивает полную герметичность, поскольку в нём с внутренней стороны не сверлятся отверстия для спиц

Для 1999 года стандарт UST был очень прогрессивной технологией, не имевшей конкурентов на рынке. На сегодня колеса, изготовленные по технологии начала XXI века, являются превосходными по качеству изготовления и удобству использования. Они крепкие, и их можно рекомендовать велосипедистам с большим собственным весом. Они удобны в эксплуатации, поскольку нет необходимости использовать герметик, но у них много недостатков:

  • Большой вес из-за немалого количества используемого материала.
  • Ограниченная ремонтопригодность, так как отсутствует возможность использовать стандартные для велосипеда спицы.
  • Высокая стоимость, особенно для моделей от известных производителей Mavic, Continental, Michelin, Nokian, Kenda.

Колеса стандарта BST

Технология BST (Bead Socket Technology) подтолкнула к новому этапу развития бескамерные колеса. Благодаря новому стандарту фирмы Stan’s, стало возможным устанавливать бескамерку практически на любой велосипедный обод. Как следствие, у колес BST появилось много преимуществ:

  • Легкий обод, весом от 290 грамм.
  • Низкая боковая стенка обода, позволяющая работать покрышке максимально эффективно.
  • Простота в обслуживании и ремонте, поскольку при комплектации применяются обычные, распространенные велосипедные спицы.

шины заклееные лентой ZRT


Отверстия для спиц перед установкой бескамерных шин заклеиваются специальной лентой ZTR или NoTubes шириной в 21 или 25 мм

варианты крепления покрышки


В идеале все велопокрышки должны зацепляться бортировочным шнуром лишь за краешек борта (иллюстрация 1). На самом деле такого не бывает, так что покрышка проваливается на дно, от чего её боковины испытывают дополнительную нагрузку, чрезмерно перегибаясь о высокие стенки обода (иллюстрация 2). По стандарту BST покрышка устанавливается на обод со стенками ниже на 2–4 мм, чем у обычного колеса (иллюстрация 3)

Производители велосипедов, учитывая перелом шины на высоких бортах, укладывают защитную ленту чефер. Но провалившаяся в обод покрышка всё равно плохо удерживается на колесе, а при боковых нагрузках может и вовсе подломиться в любой момент. В случае неиспользования камеры, сорванная покрышка мигом нарушит все планы на дальнейшую поездку.

Вследствие того, что стенка обода BST ниже на 2–4 мм, чем у обычного, отсутствует передавливание корда покрышки. Менее зажатая велосипедная шина увеличивается в своём объёме, принимая более совершенную округлую форму. На такой покрышке кататься можно более активно, так как она в разы меньше подвержена срыву при боковом скольжении. Заднее колесо меньше виляет по сторонам при отчаянном раскручивании педалей.

Колеса, изготовленные по стандарту BST, выбирают такие производители премиум велосипедов, как Cannondale, Orbea, NINER, IBIS, KONA. Технологии, повторяющие новый стандарт бескамерных колес, начали применять многие компании: American Classic, FRM, ENVE и другие.

Единственный недостаток колес BST в том, что обязательно нужно применять герметик, без которого невозможно герметизировать места контакта покрышки и обода.

Герметики для бескамерных колес

Жидкий герметик заливается внутрь велопокрышки, его нужно в среднем 100 грамм на колесо.

заливка жидкого герметика

Через разборный ниппель Schrader герметик можно залить большим шприцем с трубочкой. Гораздо неудобнее, когда в колесе установлен ниппель Presta или Dunlop, тогда приходится снимать часть покрышки с борта

1. Герметик с полимерным волокном

В жидкости, имеющей свойства антифриза, взвешены мельчайшие частицы полимерного волокна. Принцип действия герметика банален и прост: в месте прокола шины начинает с большой скорость выходить воздух, захватывая с собой жидкость со взвешенными частицами, постепенно полимерные волокна забивают поврежденное место.

На деле же всё происходит не так красиво: герметик хорошо ремонтирует дыры от гвоздей, а микропоры он закрыть абсолютно не в состоянии, потому что волокна полимера в сотни раз больше размера самих пор. Однако жидкость через имеющиеся в резине микротрещины постоянно сочится, собираясь капельками на её поверхности. В результате на покрышку налипает много пыли, и она имеет ужасный грязный вид. Большие дыры ремонтирует тоже не так, как хотелось бы — из дыры должно выйти много воздуха, прежде чем она забьётся герметиком, а давление в колесе при этом падает до предела.

Плюсы герметика с полимерным волокном в относительной долговечности и дешевизне.

2. Герметик на основе латекса

В жидкости находятся микроскопические частицы каучука в изолирующей белковой оболочке. Эти частицы настолько малы, что поднимаются во взвешенное состояние посредством Броуновского движения.

О принципе работы такого герметика можно рассказать много. Каучук — это материал, родственный резиновой шине, поэтому при соприкосновении они охотно соединяются друг с другом. Это значит, что герметику на его основе потребуется немного времени, чтобы затянуть дыру.

В месте прокола со стремительным потоком воздуха выдавливаются частицы герметика, их белковая оболочка не выдерживает механического перенапряжения в свище и разрывается. Освобожденные молекулы каучука мигом вступают во взаимодействие со свежоразорванной резиной, образуя при этом надежную, неотличимую от остальной поверхности покрышки пробку. Это происходит, благодаря процессу холодной вулканизации сырой резины, которой является каучук.

Атомарные частицы каучука легко проникают в мельчайшие, не видимые глазом поры в резине. При эксплуатации каучук постепенно покрывает внутреннюю поверхность дополнительным тонким слоем резины, который неплохо продлевает жизнь велосипедной покрышки.

3. Герметик силиконовый

В жидкости растворены кремнийорганические соединения. В настоящее время такой состав практически полностью вытеснен с рынка более совершенными герметизаторами на основе латекса. Так как ещё раньше он не получил широкого распространения из-за неудовлетворительной работы.

При использовании бескамерных колес периодической обязанностью становится замена герметика. Срок службы любого герметика ограничен, и это нормально. На время жизни герметика влияет температура и интенсивность его перемешивания. Жаркую летнюю погоду герметизирующий состав хуже переносит, чем холодную. Заправленные бескамерные колеса нужно использовать, а не хранить в гараже. Герметику нельзя давать застаиваться в покрышке.

Монтажки для бескамерных покрышек

Во-первых, следует забыть о пользовании автомобильными лопатками, и в особенности отвертками, поскольку ими так легко повредить внутреннюю важную часть борта.

Есть рекомендации не применять посторонние предметы, в том числе автомобильные лопатки, при работе с велосипедной покрышкой. Подлезть большой автомобильной монтажкой между бортировочным шнуром и стенкой обода никак не получается, чтобы не поцарапать мягкий алюминиевый борт.

Во-вторых, нужно снимать и надевать покрышку только пальцами или приобрести специальные монтажные лопатки с тонким носиком, покрытые прочным пластиком.

монтажки


Слева — безымянная монтажка, идущая в комплекте с бескамерными шинами, справа — марки ParkTool

Появившись впервые на горных велосипедах для даунхилла, бескамерные покрышки уверенно перебираются в мир шоссейников. Уже в октябре 2006 года были торжественно продемонстрированы два шоссейных экземпляра Hutchinson Fusion 2 и Hutchinson Atom. Когда-нибудь бескамерные колеса будут стоять на каждом велосипеде. Пока что их распространение сдерживает высокая цена, ведь стоимость бескамерного комплекта 350–400 долларов.

Установка бескамерной покрышки на обод:

Покрышки Kenda

переднее колесо велосипеда

Комментарии

Максим 1 ноября, 2016 - 03:00

"Атомарные частицы каучука легко проникают в мельчайшие, не видимые глазом поры в резине."
Бред, с научной точки зрения. Почитайте на досуге о том, что такое атом и из чего состоит каучук.

Кутул 20 июня, 2017 - 22:46

А что такое атом?

Александр 11 мая, 2017 - 07:54

Позорники! Какого черта рекламируете Китай. Что бы люди поубевались на ваших хваленых покрышках с Алиэкспреса? Не одной детали нельзя заказывать на Али, если дорого здоровье и жизнь.

Алексей 11 июля, 2017 - 06:32

Ну что за бред ? У многих проверенных продавцов с Али продаются оригинальные ОЕМ комплектующие, а не подделки, которые они закупают большими партиями. Я например взял две недели назад комплект втулок Quando KT-SR6 белых на Али за 1800, со скидками (изначальная цена была 2500) при цене комплекта в московских магазинах 6500 в среднем. За что переплачивать ? За таможню и аппетиты продавца, который накручивает цену вдвое ?

Дмитрий 14 августа, 2017 - 12:16

сомневающийся 28 июля, 2018 - 19:58

imho, безкамерные покрышки логичный ответ на проблему, возникшую в связи с распространением тяжеленных колес форматов 29+ и "фэт-байк".
Велосипеды обзаводятся колесами, как у мотоциклов, но раскручивать их по-прежнему приходится мускульной силой, а ее больше не стало.
Кого может утроить весь камера + покрышка в 1,5 кг??
Колеса 29+ и для "фэт-байк" пропагандируются как колеса "эдвенче-байков" - "турингов" для настоящего бездорожья: песок пляжей и пустынь, болотистая местность, каменные осыпи.
(где классическому "турингу" на его 700х37..40с проехать сложновато). Но, что лично меня Очень смущает, это именно "эдвенче"-применимость этой технологии.
С классическими камерными покрышками, я могу порознь починить и покрышку и камеру.
Камеру можно заклеить (клей и заплатки занимают мало места, мало весят и очень эффективны).В крайнем случае, можно разрезать и связать концы узлом! А накачать обычным вело-насосом.
Покрышку тоже можно отремонтировать заплаткой (из того же "водопроводного скотча"), или зашить (хоть рыболовной леской, хоть стальной жилкой, вплетенной из запасного тросика)
А что делать с "безкамеркой" ? - возить с собой, кроме рем-набора для покрышки, бутылку латекса и "ударную помпу" с баллонами сжатого воздуха??
Потому как обычным насосом безкамерку не накачать -им нужны ударные помпы: с промежуточным резервуаром или баллон сжатого воздуха.
А что делать, когда баллон закончится, а ваши "эдвенчэ" еще далеки от завершения? (или нам навязывают схему "вело поход с автомобилем поддержки"?).
По-моему, это даже хуже чем "победоносное шествие" дисковых тормозов везде, где нужно и где ненужно (шоссейные гоночные велосипеды).

Велосипедная резина играет большую роль в поведении велосипеда на трасе. Правильно подобранные шины будут служить пользователю длительное время.

Бескамерные шины

Применение бескамерных шин для велосипеда становится популярным благодаря длительному сроку эксплуатирования и более комфортного перемещения на устройстве.

Бескамерные шины для велосипеда - описание

Бескамерная система представляет собой обод, который герметично закрывается и не пропускает воздух. Под покрышку наносится специальная лента, которая предотвращает спускание воздуха. В отличие от камерных шин такое устройство имеет большую проходимость и в случае контакта с острыми предметами предотвращает прокол.

Принцип действия

  • Устройство бескамерных покрышек очень простое. Бескамерная покрышка имеет с двух сторон выступ округлой формы.
  • Во время монтажа шины она охватывает края борта за счет чего воздух не выходит с устройства.
  • Изготавливается такой тип шины из специального материала, который намного прочнее обычных покрышек и в случае прокола может самостоятельно затянуться, сдерживая, таким образом, воздух.
  • Нанесённая на обод специальная резиновая лента не только увеличивает герметичность, но и защищает обод колеса от возможных повреждений.

Плюсы и минусы

Преимущество использования бескамерных покрышек для велосипедов:

Недостатки:

  • используется только специальная резина, которая имеет большую стоимость в отличие от простых шин;
  • сложно поддаётся бортированию;
  • следует следить за состоянием герметика и периодически его менять.

Виды бескамерных шин для велосипеда

Виды бескамерных шин для велосипеда

При выборе покрышек велосипедист может столкнуться с проблемой определения вида изделия. На данный момент выделяется три вида резины.

Стандарт UST

  • Стандарт подразумевает универсальные бескамерные покрышки. Данный тип покрышки не предусматривает применение специального герметика.
  • В этом типе отсутствуют отверстия для спиц. Специальная резина охватывает обод и предотвращает выпускание воздуха.
  • Такой тип устройства применяется на данный момент очень редко так как материал, из которого изготовлена покрышка, имеет чрезмерно большой вес.
  • Также устройство сложно подаётся ремонту, связано это с необходимостью использования специальных спиц.

Стандарт BST

Данный тип подразумевает установление специальных камер практически на любое велосипедное колесо.

В отличие от предыдущего виды шин имеет следующие преимущество:

  • легкий вес;
  • боковая стенка низкая за счет чего увеличивается износостойкость изделия;
  • легко поддаётся ремонту, при этом резину нет необходимости снимать с колеса.

Стандарт TLR

Для установки такого типа резины необходимо использовать специальный герметик который повышает герметичность устройства. Устройство может применяться как в бескамерном варианте, так и с применением камер.

Критерии при выборе бескамерных шин

При выборе такого типа резины необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Размер и ширина резины подбирается индивидуально для каждого типа велосипеда.
  2. Вид резины необходимо подбирать в соответствии от типа катания. Для профессионального велосипедного спорта применяются камеры высокого качества.
  3. Плотность специальных вставок, которые имеют вид плетения и размещаются под верхним слоем резины – снижают вероятность повреждения конструкции камнями и острыми предметами.
  4. Материал, из которого изготовлена покрышка.
  5. Тип рисунка.

Протекторы могут быть следующего типа:

  • гладкие пупырышки (слик) – позволяют развить большую скорость, не зависимо от вида велосипеда;
  • ровная поверхность с небольшими выпуклостями – используется для дождливой погоды;
  • глубокий протектор – применяется для езды по бездорожью, имеют большую проходимость и чаще всего применяется для профессиональной езды;
  • шип – применяется чаще всего в зимний период. Имеют высокий уровень устойчивости на льду.

При выборе резины каждый покупатель учитывает личные предпочтения.

Герметики для бескамерных колес

Герметики для бескамерных колес

Герметик для бескамерной шины может иметь различные составляющие компоненты, которые не только повышают прочность изделия, но и может использоваться индивидуально для каждого типа резины.

С полимерным волокном

  • Жидкая консистенция содержит мелкие частицы волокна, которое при повреждении резины блокирует выход воздуха и позволяет проколу самостоятельно затягиваться.
  • Однако такой тип герметика имеет некоторые недостатки. При больших повреждениях герметик легко устраняет проблему, однако если это маленькие проколы вещество плохо справляется с поставленной задачей.
  • При больших повреждениях проходит определённый период времени, прежде чем частички полимера закрывают повреждение.
  • Такой герметик имеет небольшую стоимость и может прослужить длительное время, однако шины имеют непривлекательный внешний вид и часто в трещинах просматривается большое скопление грязи.

Латексный

  • В составе такого герметика содержится большое количество частиц каучука.
  • Использование такого вещества позволяет быстро устранить повреждение.
  • Частицы каучука имеют специальную оболочку, которая разрывается и позволяет каучуку быстро начать взаимодействовать с краями резины, закрывая порыв.
  • Также каучук имеет свойство со временем оседать на резину и образовывать своего рода защитный слой для дополнительной прочности шин.
  • Может устранять как большие, так и мелкие повреждения.

Силиконовый

  • Используется намного реже предыдущих веществ.
  • При повреждении резины силикон постепенно образовывает оболочку, которая закрывает порыв.
  • Однако такой тип вещества имеет большое количество недостатков, таких как необходимость постоянного контроля за герметиком.
  • Также в летнее время герметик быстро высыхает не и защищает резину от повреждений.

Особенности монтажа бескамерных шин

Для того чтобы правильно установить бескамерные покрышки, следует соблюдать алгоритм действий:

  1. Проверить резину на наличие повреждений, обод велосипеда следует протереть тканью.
  2. Монтировать на колесо ниппель.
  3. Нанести по всему ободу специальную смазку.
  4. Начиная с одного края покрышки, следует медленно одевать ее на колесо, постоянно проверяя правильность размещения.
  5. Нанести на внутреннюю часть резины специальный герметик.
  6. Повторить процедуру со вторым краем резины.
  7. Накачать шину воздухом.

Через 10-15 минут подкачать колесо, пока герметик полностью не высохнет

Мифы о бескамерных покрышках

Среди пользователей велосипедами существуют следующие мифы об использовании шин без камер:

Бустер для установки бескамерных колес

Начнём мы всё с самого начала. Кстати, если у вам есть, что добавить к ниженаписанному, то ждем ваших комментариев в нашей группе Facebook.

Что такое бескамерные покрышки?

В самом названии уже содержится весь смысл покрышек данного типа, они применяются без камер. По сути, перед нами обычная покрышка, которая становится на обод совершенно обычно и накачивается воздухом без посредников. Почти. Обод и сама покрышка немного модифицированы, чтобы получить герметичное уплотнение в посадочном месте. И герметик. Он нужен для того, чтобы проколы в пути вас не беспокоили и заделывались без вашего участия.

На горных велосипедах бескамерки прижились уже давно, многие не видят достойных альтернатив. В шоссейном мире всё происходит немного медленнее.


Впервые Mavic и Michelin в 2004 году представили готовое решение бескамерного исполнения для шоссеров, которое встречалось довольно холодно спортсменами. Они предпочитали ездить на трубках или клинчерах . Последние отличаются удобством монтажа и демонтажа. С трубками работать сложнее, так как они приклеиваются к ободу, но их главные преимущества заключаются в том, что они не слетают с обода при полной потере давления воздуха, обладают рекордно низким весом и сопротивлением качению.
В наши дни профессиональный пелотон начинает присматриваться к бескамеркам, технологии шагнули далеко вперед и теперь они позволяют получить характеристики близкие или превосходящие трубки и те же клинчеры. Впрочем, клинчеры в контексте эффективности использования энергии являются самыми неэффективными, так что конкуренция основная разгорается именно между трубками и бескамерками.

Преимущества

Начать хочется со змеиного прокола, который происходит из-за зажатия камеры между ободом и покрышкой во время наезда на препятствие. То есть, проколов получается уже два, и они имеют продолговатую форму из-за обода. Лечатся такие дырки с трудом, а порой отправляют камеру сразу в утиль. Происходит эта неприятность из-за низкого давления воздуха в камере.
Да, так вот, бескамерки полностью исключают такое негативное явление, ведь камеры попросту нет. А даже, если ободом и ударяете покрышку, то риск получения прокола намного ниже и вообще стремится к нулю.
Еще один положительный момент заключается в том, что бескамерки требуют меньшего давления воздуха обеспечивая такой же или лучший накат, чем клинчеры. Клинчерные покрышки содержат камеру, которая представляет из себя дополнительный слой резины, на деформацию которого затрачивается энергия. Вам может показаться, что выгода видна только на бумаге в контексте деформации камеры. но нет, господа, выгода сильно ощущается с первых метров, колеса катят легче.


Кроме хорошего наката бескамерки обеспечивают лучший зацеп с грунтом или асфальтом из-за всё того же пониженного давления. Пятно контакта покрышки с дорогой увеличивается и. вы и так всё поняли. То есть, сами по себе бескамерки не умеют цепляться за грунт, но пониженное давление обеспечивает большую площадь соприкосновения с дорогой.
Также бескамерки позволяют добиться снижения веса . Правда, здесь все очень относительно. Дело в том, что бескамерное исполнение обода вес прибавляет, конструкция покрышки в весе тоже прибавляет, залитый герметик тоже кое-что весит, но отсутствие камеры говорит само за себя.
Тут стоит оговориться. Если речь идет о гоночном вилсете, где стояла лайтовая резина, камера, и обод, то переход на бескамерку веса таки добавит. Я же говорил о снижении веса в контексте среднего велосипеда, где зачастую стоят покрышки весом суммарным около 1 кг и более, а также камеры весом по 250 граммов каждая. Вот в этом случае, да, вес колес удастся снизить, если не экономить на хорошей покрышке с хорошей защитой от проколов.

На личном опыте я убедился, что с МТБ колес реально снять до 1 килограмма веса при переходе в бескамерный режим. Колеса у меня были Fulcrum Red Metal Zero, обод у них без отверстий под спицы и борт с хорошим фиксатором для бескамерного использования. Покрышки стояли Michelin весом по 880 грамм каждая и камеры по 250 граммов примерно. Всё это было в 26-м размере. Вместо всего этого комплекта я поставил комплект Schwalbe Kojak 2.0, который по умолчанию бескамерным не является, но рискнуть очень хотелось. Вес данного комплекта составлял всего 880 граммов. То есть, у меня покрышки весили 1,6-1,7 кг, а стали весить 880 граммов. Отнимаем еще 400-500 граммов камер, прибавляем грамм 30 на двух сосках и 120 граммов герметика на оба колеса. В итоге около 1 кг веса реальной экономии только на колесах!
Конечно, тогда я еще яростно верил в миф о снижении веса колес и был убежден, что разгоняться стало легче. На самом же деле разгоняться стало легче, это правда, да только потому, что 3 атмосферы в клинчере и в бескамерке - это большая разница по накату и сопротивлению качению. Да и с велосипеда, который весил 10 кг я снял фактически 1 кг, конечно, эта разница в руках очень сильно чувствовалась.

Всё это было сказано касательно МТБ бескамерной резины, однако же есть еще бескамерки шоссейные. Здесь ситуация мало, чем отличается от МТБ. При желании получить тот же накат, что и на клинчерах, например, или на трубках, требуется меньшее давление. Правда, происходит это еще и благодаря увеличению ширины покрышки вплоть до 28-32 мм. Да, раньше золотым стандартом были 23-25 мм, но увеличение ширины благотворно сказывается, как на снижении давления, так и на повышении комфорта, так и на увеличенном сцеплении с дорожным полотном. Кажется, что бескамерки идеальны, столько плюшек подъезжает одновременно.

Недостатки Tubeless.

Да, действительно, плюшек подъезжает много, но за всё приходится платить. Во-первых, снова, приходится платить. Бескамерная резина стоит дороже, весит больше. Функция, которую выполняет камера, удержание давления воздуха, теперь ложится на специальный дополнительный герметизирующий слой покрышки. Он есть, и он имеет вес, к сожалению. С шоссейными покрышками разница в весе не так разительна, как в МТБ, но она тоже есть. К сожалению, думается, что вес тут только вырастет. Обода требуются намного крепче, покрышка сама тяжелее и герметик, без него никуда - всё это про лишний вес.

Впрочем, есть уже на рынке предложения, когда бескамерная резина становится на обод безупречно и не требует спецтехники и особых выкрутасов при установке. Таких моделей ободьев и покрышек пока-что единицы, например Mavic UST.

Во-вторых, бескамерных ободьев и покрышек намного меньше на рынке, чем обычных. Правда, с течением времени ситуация немного исправляется.

В-третьих, технология установки бескамерных покрышек сложнее, чем для клинчеров. Для установки потребуется или очень мощный насос или ресивер с большим объемом сжатого воздуха, чтобы можно было покрышку посадить на замки обода. Камеры ведь нету, а раздуть покрышку как-то надо изнутри, чтобы она заполнила собой посадочные места на ободе.


Мне пришлось мастерить свой ресивер. не скажу, что я получил много удовольствия от этого процесса и когда начал ездить на таких колесах, то постоянно молился, чтобы не произошло нечто из-за чего мне пришлось бы бортировать покрышку в пути. А мне пришлось. Неприятно, знаете ли, вытаскивать герметик руками из покрышки, чтобы вновь установить туда камеру. Надо же было как-то и домой добраться. Да, бывают ситуации, когда герметик не спасает и выручить может только запасная камера в велоаптечке.

Четвертый минус не совсем про бескамерки. Упомянутая мною выше немецкая резина мне очень нравилась, да только для бескамерного применения она не была пригодной. Боковины, повторюсь, очень тонкие и первое время подтравливали воздух. Высокое давление (около 3-х атмосфер) покрышки с завидным упрямством отказывались держать. Зато всегда останавливались на отметке в 1 атмосферу, чего мне с головой хватало с учетом моего веса. То есть, я хочу сказать, что бескамерный режим требует именно бескамерных покрышек. Играться с клинчерами можно, конечно, но на свой страх и риск. При этом придется мириться с миллионом издержек.

Пятый недостаток, снова, касается цены. Наборы для перехода на бескамерность стоят, как место в космическом шаттле для полета на околоземную орбиту. Почему и откуда такие цены берутся вполне понятно. От этого и неприятно. Тем не менее, они такие. К тому же, если в ободе есть отверстия под спицы, то придется задумываться еще и о герметизации последних, что тоже добавляет вес.

Стоит ли переходить на бескамерки?

Однозначного ответа, как вы понимаете нет. Хотя есть - да!

Всё зависит от ваших потребностей и желаемого результата. Если речь идет о кросс-кантрийных гонках или о чем-то пожестче, то попробовать стоит. Было бы круто еще иметь своего постоянного веломеханика, который протянет руку помощи. А она точно потребуется.


Вернулся я бы вновь на бескамерки для МТБ и стал бы пробовать подобное в шоссейном велосипеде? Безусловно, да. Не без “поправки на ветер”, разумеется, с удовольствием перейду на бескамерки вновь.

Стекло, камешки, гвозди, колючки − враги велосипеда. Острые мелкие предметы обездвиживают транспортное средство и испытывают на прочность нервы велосипедиста. Чтобы избежать неприятностей, придумали бескамерные шины, у которых борт покрышки герметично прилегает к диску колеса. Появление нововведения на выставках (1999 г.) вызвало горячие споры и разногласия. Первоначально двухкомпонентная система с ободом и покрышкой считалась опасной и ненадежной конструкцией. Через 20 лет колесо завоевало признание профессионалов экстремальных видов спорта и поклонников горного велосипеда.

С развитием технологий в начале XXI века бескамерные шины для велосипеда уверенно перебираются в мир любителей шоссейных поездок. Однако, наряду с явными преимуществами над привычными велопокрышками, бескамерка имеет нюансы в эксплуатации и требует разъяснений.

Устройство бескамерных покрышек

Устройство бескамерных покрышек

Название расшифровывает смысл устройства данного вида покрышек для велосипедов − они изготавливаются без камер. Таким образом, перед нами модифицированная покрышка, которая накачана воздухом без посредников и установлена на специальный обод. Изменения введены для того, чтобы обеспечить герметичное уплотнение на посадочном месте. Обязательный элемент устройства − герметик. Пастообразное вещество заделывает проколы без участия человека.

  • отсутствие отдельной камеры и дополнительных внутренних контуров;
  • внутренний слой герметика (1-2 миллиметра) приваривается к покрышке во время вулканизации;
  • смесь из натурального и синтетического каучука плотно прилегает к диску и предотвращает утечку сжатого воздуха;
  • диски имеют специальные кольцевые выступы (хампы), обеспечивающие надежную фиксацию бескамерных шин на велосипед;
  • специальная резиновая лента защищает обод колеса велосипеда от повреждений;
  • протектор с двумя тысячами рисунков.

Для изготовления шин используют 2 вида натуральных или синтетических эластомеров. Черный каучук содержит сажу, замедляющую износ покрышки. В белый добавляют десяток веществ, которые придают бескамерным шинам эластичность, упругость. Для увеличения прочности используют нейлон, который разогревается и смешивается с резиной.

Протектор состоит из двух соединенных слоев резины необходимой ширины и толщины. На барабане крепятся металлические стержни, на которых устанавливается каркас шин. Резину велопокрышки вулканизируют, а шину надувают мехами под горячим прессом. Готовые изделия тестируют на выносливость, прочность, давление.

Достоинства и недостатки

Бескамерные покрышки на велосипед значительно превосходят громоздкие конструкции камерных шин. Независимо от опыта и стиля катания, велосипедисты на 95% забывают о проколах. Тестирование велосипедных бескамерных покрышек определило плюсы и минусы нового вида шин.

ДостоинстваНедостатки
Легкое управлениеВысокая стоимость
Хорошая амортизация, вибрация, комфортНужны специальные обода, шины, герметик, защитная лента, ниппеля
Минимальный шанс пробить шинуСложность установки бескамерной покрышки (потребуется компрессор или бустер)
Прокол самостоятельно закрывает герметикНеобходимость соблюдать точность в настройке давления шин
Надежное сцепление с поверхностьюРегулярная замена герметика и чистка шин от высохшего вещества
Хорошая тяга на резких поворотахУязвимость в месте стыковки диска и борта шины
Возможность доехать на спущенном колесе
Дополнительные траты
При ремонте не снимают шинуНеобходимость возить «запаску»
Лучший накат, чем у камерных покрышекИспользование бескамерной резины со специальной надписью
Выигрыш в весе (экономия до 200 г. на одном колесе)
«Грязный» процесс установки герметичного уплотнения
Отсутствие ситуаций со срезанием ниппеляСложный капитальный ремонт и тяжелая бортировка колес

Соответствие ширины обода и покрышки

В случае, когда размер обода не подходит покрышке, возникают проблемы:

  • ухудшается управление велосипедом;
  • плохо поглощается вибрация;
  • увеличивается индекс сопротивления качению шин;
  • появляется эффект «плавающей» покрышки;
  • боковые шипы задевают поверхность дороги при прямолинейном движении.

Опытным путем установлены параметры соответствия:

  1. При ширине обода 23 мм, узость покрышки должна составлять 2.0-2.25.
  2. Ободу с шириной 35 мм соответствует покрышка 2.8-3.0.
  3. Оптимальным вариантом для трейлового катания считается ширина обода не менее 24-25 мм и покрышки − 2,25.

Стандарты бескамерных систем

UST

Первая в мире бескамерка была запатентована в 1903 году и предназначалась автомобилям. Позже новшество появилось на мотоциклах и спецтехнике. С 1999 года профессиональные байкеры установили надежные покрышки на велосипед. Стандартные системы подразделяются на три вида:

Появившийся в конце XX в. стандарт не имел соперников на рынке и считался прогрессивной технологией. Маркировка означает двухкомпонентную систему: обод специальной конструкции и покрышка без применения герметика. Для спиц нет отверстий. Их закрывает прочная лента для предотвращения пропуска воздуха. Первый вариант изделия характеризуется большим весом резины, сложным ремонтом, высокой стоимостью. Отсутствует возможность использовать комплектующие других производителей. Колеса выбирают райдеры с солидной массой тела для использования в сложных условиях на многодневных соревнованиях.

Инженеры фирмы Stan’s совершили скачок в развитии технологий бескамерки. Появилась возможность устанавливать модифицированную резину на стандартный велосипед. Колеса BST получили преимущества перед конкурентами:

  1. Обод стал весить 290 грамм, что значительно облегчило колесо.
  2. Покрышка работает максимально эффективно из-за низкой боковой стенки обода.
  3. Райдеры получили возможность при простом ремонте использовать стандартные компоненты.
  4. Инновация позволяет превратить обычную шину в бескамерную, т.к. конструкция состоит из обода с интегрированным ниппелем и резиновой ленты.
  5. Для устройства не нужна камера.

Обязательное условие − наличие герметика, закрывающего места соединения покрышки и обода.

Bontrager

Технология компании Bontrager напоминает UST, но с использованием специального герметика. Стандарт применяется при бескамерном варианте и в шинах с камерами. Для каждого типа велосипеда резина подбирается индивидуально и зависит от стиля катания. Отсутствие вероятности получить прокол объясняется особенностями конструкции: плотные вставки в виде плетения размещены под верхним слоем резины. Протекторы отличаются многообразием типов:

  • с гладкими пупырышками − помогают развить большую скорость независимо от модели велосипеда;
  • глубокий − используется для профессиональной езды по бездорожью;
  • с малыми выпуклостями − для дождя и непогоды;
  • протектор с шипами понадобится для повышенной устойчивости в зимний период.

TLR считается прогрессивным стандартом бескамерных систем.

Рекомендации при выборе бескамерных шин

выбор бескамерки

Профессионалы советуют при выборе бескамерной резины обратить внимание на следующее:

  1. Покупать покрышки со специальной надписью (например, «Tubeless ready»).
  2. Проверить герметичность шин, обода и ниппеля.
  3. Размер резины и ширину подбирать в зависимости от стиля катания и особенностей велосипеда.
  4. Обращать внимание на вес.
  5. Легкие покрышки подходят для велосипедов кросс-кантри, т.к. облегчают набор скорости и позволяют быстро менять направление движения.
  6. Толстая резина неуязвима для мелких проколов, придает велосипеду устойчивость, увеличивает гироскопическую силу.
  7. Проверить по таблице соответствие ширину обода и покрышки.
  8. Осмотреть внутреннюю стенку обода, на которой должно быть углубление. Выемка нужна для прочного, герметичного сцепления и предотвращения срыва резины с колеса.
  9. Купить бустер − необходимый инвентарь бескамерщика.

Герметики для бескамерок

Отсутствие камеры в покрышке компенсирует герметик. Он защищает шины на велосипеде от проколов и избавляет от нудной процедуры заклеивания повреждений. Предпочтение среди разнообразия видов отдают известным брендам. Качественный продукт должен соответствовать двум требованиям: быстро заклеивать проколы и проявлять устойчивость к высыханию. Большинство велосипедистов отдают предпочтение проверенному Stan’s Notubes. Некоторые умельцы придумали собственный рецепт: в герметик добавляют декоративные блестки в качестве загустителя, которые увеличивают скорость заклейки.

С полимерным волокном

Тип герметика характеризуется доступностью по стоимости и длительным сроком использования. В продукте с качествами антифриза присутствуют мини-крупицы полимерного волокна. Жидкость действует следующим образом: воздух при проколе шины под большим давлением выходит из дыры и захватывает вещество со взвешенными частицами. В результате полимерные волокна купируют прокол. При способности отремонтировать повреждения от гвоздей, герметик не закрывает микротрещины. На поверхности резины собираются мелкие капельки, на которых собирается пыль и грязь. Прежде чем дырка закроется, давление в колесе упадет до минимума.

На основе латекса

латекстный герметик

Популярный вид герметика содержит микрочастицы каучука, которые занимают взвешенное положение с помощью Броуновского движения. Частицы изолированы белковой оболочкой и легко соединяются между собой.

  • мгновенное затягивание прокола;
  • при попадании жидкости в место повреждения белковая оболочка разрывается под сильным давлением воздуха;
  • молекулы вступают в контакт с резиной и образуют надежную пробку, которая не отличается от шины;
  • постепенно синтетический эластомер образует на внутренней части покрышки тонкий слой резины. В итоге эксплуатация колеса продлевается.

Силиконовый

Главное отличие состава этого герметика от других видов − кремнийорганические соединения. Ограниченный срок действия, чувствительность к смене температуры, неудовлетворительные результаты от применения вытеснили товар с рынка. Спортсмены предпочитают заправлять колеса более качественной жидкостью с латексом.

Инструкция по монтажу бескамерных колес

установка бескамерных шин

Перед установкой бескамерных шин проверить обод и стенки покрышки, которые не должны содержать посторонние предметы.

  1. Осмотреть ленту, чтобы не было дефектов и порезов.
  2. Протереть тканью комплектующие детали.
  3. С помощью резинового уплотнителя и контргайки закрепить ниппель.
  4. По центру обода разместить и выровнять ленту (для надежности герметизации).
  5. Покрыть обод смазкой или специальным мыльным раствором.
  6. По очереди натянуть борта покрышки на обод.
  7. Проверить правильность посадки.
  8. Через золотник залить герметик (иногда с золотника снимают сердцевину).
  9. На одно колесо уходит в среднем 100 грамм.
  10. Накачать покрышку до требуемого давления.
  11. Щелчок при первом накачивании подтвердит, что бескамерная покрышка правильно установлена.
  12. Прокрутить колесо, чтобы убедиться в правильности монтажа и отсутствии утечки воздуха.

Заключение

Этот набор букв предназначен главным образом для того, чтобы снять все вопросы о современных стандартах избавления от архаичных камер. Речь главным образом идет о легкой резине для кросс-кантри и трейла.


Преимущества:
Многие думают, что изначально бескамерка легче камерного комплекта и в этом ее главное преимущество. Однако, это не так. Современные бескамерные технологии, конечно, позволяют выиграть в весе, но изначальная цель отказа от камер – возможность использования более низкого давления. Низкое давление (1.6 – 2.0 бар), особенно в гонке, позволяет сэкономить массу сил, байк едет намного мягче, позволяя райдеру дольше находится в седле. Переход на бескамерку многими воспринимается очень спокойно, ощущения практически не меняются, зато при обратной пересадке на байк с камерной резиной вы сразу заметите как он долбит по пятой точке.
Камерная резина не позволяет использовать низкое давления из-за того, что камеры очень легко пробиваются на камнях и корнях. Это явление называется «змеиный укус» — при ударе камера пробивается в двух или четырех местах из-за попадания между ободом и гранью, которой могут являться те самые корни, камни и ступени. Бескамерке в случае такого эксцесса практически ничего не грозит, ободом ее не пробить.
Некоторые адепты бескамерки еще верят в то, что отстутсвие трения между камерой и покрышкой также приводит к некоторой экономии энергии.
Второй очень приятной особенностью бескамерки является ее устойчивость к проколам. Стандартная бескамерная покрышка имеет весьма толстый слой резины и воздух в случае прокола выходит из нее достаточно медленно, зачастую времени хватает для того, чтобы в гонке доехать до пункта технической помощи, а то и закончить гонку с гвоздем в колесе. Напомню, что камерная покрышка, очень быстро теряет воздух и камеру приходится менять здесь и сейчас.
В настоящее время бескамерку редко используют без герметика, который заклеивает проколы самостоятельно без участия райдера. Герметик состоит из кучи секретных ингредиентов, главным из которых является жидкий латекс, именно его частички и затыкают дыру в покрышке. Возможности герметика не бесконечны, но с проколами и мелкими порезами покрышки он справляется отлично. По отзывам, лучший герметик на основе латекса выпускает контора NoTubes. Друзья с Украины делают герметик сами, смешивая жидкий латекс с водой. Такая смесь работает лучше, но быстрее высыхает в покрышке. Оригинальный герметик высыхает месяца за два, самопальный за три – четыре недели. Найти жидкий латекс можно у профессиональных гримеров и на строительных рынках в пятилитровых емкостях. Жидкий латекс также можно купить в сексшопах, его используют для изготовления масок и одежды, там его покупка экономически не оправдана… зато только там он бывает цветным!

Теперь немножко про терминологию.

Обычная(камерная) покрышка – просто покрышка для использования с камерой. На самом деле все покрышки можно использовать с камерой, но без нее всегда лучше =)
Обычный обод – просто обод, предназначенный для использования с камерой. Практически все обода можно переделать под бескамерку с помощью Tubeless Kit'ов. В Tubless Kit входит «желтая лента», ниппеля и так называемый rim strip, которые делает соединене покрышка-обод более плотным. Про Rim strip вам расскажут вот тут.

На самом деле имея обычный обод, обычную покрышку и пару рваных камер можно сделать гетто-тублис, о котором вам расскажет вот этот милый китаец.



Такие колеса у меня стояли все лето 2010 года на тренировочном байке – ни одного прокола, пока герметик не высох. Одно из этих колес с подсохшим герметиком Паша порвал на Транс-Байкале 2010, а второе докаталось до грыжи на покрышке =)

Бескамерный (UST) обод – обод специально предназначенный для использования с бескамерной резиной без дополнительных телодвижений. Обод имеет специфический профиль и специальный зацеп, обеспечивающий герметичное соединение в районе бортировочного шнура. Важной особенностью UST обода является отсутствие отверстий под спицы.

Бескамерная (UST) покрышка – покрышка особой конструкции, имеет внутри дополнительный бутиловый слой для того, чтобы удерживать внутри себя воздух и особую конструкцию бортировочного шнура, который позволяет покрышке лучше держаться на ободе. При установке UST покрышки на UST обод слышны характерные щелчки при вхождении бортировочного шнура в специальный уступ на ободе.
Боковины такой покрышки, как правило, намного более толстые чем боковины камерной покрышке, что сказывается на весе. Полноценные бескамерные покрышки весят 500-700 грамм, в зависимости от модели и производителя. Только бескамерные покрышки стандарта UST можно использовать без герметика. На самом деле UST является неким ГОСТом для производителей бескамерных компонентов, гарантирующим их совместимость без латекса и иных ухищрений.

Tubeless Ready покрышка – дитя камерного и бескамерного использования. Не имеет бутилового слоя и толстых боковин, но имеет бортировочный шнур как на полноценных бескамерных покрышках. Такие покрышки были придуманы компанией Hutchinson и все чаще появляются в модельных линейках ведущих производителей, вся линейка Schwalbe 2011 имеет Tubless Ready версии. Использовать ее можно только с залитым герметиком, который герметизирует все микроотверстия в покрышке и одновременно защищает от проколов. Такие покрышки весят намного меньше UST покрышек и именно они чаще всего используются в гонках.
Судя по описаниям технологий Maxxis 2011 tubless ready версии имеют название EXO.
Этот рисунок от Geax наглядно иллюстрирует сказанное. Их Tubeless Ready технология называется TNT.

Tubeless Ready обод – обод, имеющий специальный профиль, совместимый с бескамерными покрышками и позволяющий с минимальными хлопотами устанавливать бескамерно камерную резину. Rim strip при использовании таких ободов уже не нужен! Как правило, когда мы говорим о таких ободах, мы имеем ввиду продукцию все той же американской конторы No Tubes – ободах ZTR. По патенту ZTR производит обода итало-немецкий фетишистский производитель FRM. FRM обода, в отличие от ZTR – пистонированы и ассиметричны. В то же время производитель ободов ZTR уверен в том, что пистоны полезны только для сборки колеса неопытным мастером, во всех остальных случаях это лишний вес.
Такие обода имеют дырки под спицы, которые при использовании заклеиваются специальным скотчем, известным в народе как «желтая лента» или «yellow tape». Оптимальную желтую ленту делает Specialized – за вменяемую цену вы получаете 50 метров отличного продукта, синего, кстати, цвета =)
Лента от Joe's – полный шлак, не покупайте ее. Сечется и рвется.
Берете колеса с такими ободами, обматываете желтой лентой, вставляете бескамерный ниппель и ставите камерную покрышку с герметиком. Лучше всего в первый раз залить герметика чуть больше чем положено по инструкции – 100мл вместо 60-80, чтобы покрышка хорошо заклеилась. После первой установки полезно дать полежать покрышке сначала на одном боку, потом на другом, периодически ее прокручивая – так герметик лучше залепит негерметичные боковины. Таким образом, вы получаете самый легкий из возможных бескамерных вариантов. Многие профессиональные гонщики делают так уже много лет! Единственный недостаток при использовании суперлегких покрышек без камер – их податливость в боковом направлении из-за очень тонкой боковины, особенно это ощущается при езде вдоль крутого склона. Тем, кто любит очень низкое давление или просто остро чувствует это явление, рекомендуется использовать Tubeless Ready резину, в которой боковина более стабильна.

Личное мнение
В грядущем сезоне я буду гонятся на ободах FRM 355/ZTR XMD 333, используя либо Tubeless Ready, либо обычную камерную резину, поставленную без камер. Само собой, и то и то будет использоваться с герметиком.
Для тренировок я уже прикупил себе на распродаже бескамерные (UST) колеса Fulcrum Red Metal 3, на которых будут стоять проверенные в многодневках надежные, накатистые и предсказуемые Maxxic CrossMark LUST 2.0

Читайте также: