Как отрегулировать схождение колес на мтз 80

Опубликовано: 26.03.2024

Схождение колес трактора МТЗ-82

Для легкого управления трактором, устойчивого его движения, нормального износа шин необходимо, чтобы шкворни, вокруг которых поворачиваются управляемые колеса, а также сами колеса имели определенные углы наклона к остову трактора.

Установка передних колес характеризуется развалом в вертикальной плоскости и схождением в горизонтальной, а также наклоном шкворней в поперечной и продольной плоскостях (рис. 53).

Углы установки передних колес:

Угол развала а образуется плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной продольной оси трактора. Развал колес способствует появлению при движении трактора силы, заставляющей колесо прижиматься к внутреннему подшипнику ступицы. Если бы этой силы не было, то колесо даже при небольшом осевом зазоре в подшипниках находилось в неустойчивом положении, прижимаясь то к внутреннему, то к наружному подшипнику. Передвижение колеса вдоль своей оси вызывало бы раскачивание верхней части трактора и вследствие этого повышенный износ подшипников колес, а также ухудшение устойчивости движения.


Кроме того, наклонное положение колес облегчает усилие, необходимое для поворота трактора. Угол развала для трактора МТЗ-80 равен 2°, а для МТЗ-82 -3,5°.

Поперечный наклон шкворня определяется углом b между осью шкворня и вертикальной плоскостью, параллельной продольной оси трактора. Поперечный наклон шкворня способствует устойчивому прямолинейному движению колес. При повороте колеса, поворачиваясь вокруг шкворней, наклонных относительно вертикальной плоскости трактора, приподнимают его переднюю часть. Поэтому повернутые колеса всегда будут стремиться возвратиться в среднее положение.

Угол b для трактора МТЗ-80 равен 5°, а для МТЗ-82 -7°.

Продольный наклон шкворня определяется углом у между осью шкворня и плоскостью, перпендикулярной продольной плоскости трактора. Если нижний конец шкворня наклонен вперед, то угол Y называется положительным, если он наклонен назад-отрицательным. Увеличение положительного угла наклона приводит к повышению сопротивления повороту и к увеличению стремления колес возвратиться в среднее положение. Увеличение отрицательного угла приводит к обратному.

Сходимость колес (см. рис. 47) определяется разностью расстояний между боковинами шин сзади и спереди, если смотреть сверху, на высоте центров колес (L1>L2), наличие сходимости вызывает у колес стремление катиться внутрь трактора, что повышает устойчивость движения и способствует равномерному износу шин.

При эксплуатации трактора сходимость может нарушаться вследствие деформации и износа деталей рулевой трапеции, при изменении колеи передних колес или после разборки переднего моста.

Перед проверкой следует убедиться в отсутствии зазоров в рулевом управлении, для чего проверяют затяжку гаек, труб и шаровых пальцев рулевых тяг, гайки сошки вала гидроусилителя рулевого управления, а также болтов и гаек поворотных рычагов, контролируют осевое перемещение подшипников колес и давление в шинах.

Передние колёса МТЗ

Регулировка схождения

Правильная установка обеспечивает устойчивость положения при движении прямо, равномерный износ передних шин машины и комфортность управления. Колёса передними краями устанавливаются в положение под небольшим углом вовнутрь к оси движения. Для МТЗ 80(82) правильная установка передних колёс особенно важна при использовании тракторов в транспортных работах на дорогах с твёрдым покрытием.

Проверку сходимости передних колёс трактора МТЗ 80(82) осуществляют через каждые 240 рабочих часов, при выявлении неравномерного износа шин приступают к немедленной настройке. Разница от установочного положения более чем 15 мм недопустима. Причинами нарушение сходимости могут быть появление люфтов в сочленениях и деформации деталей рулевой трапеции, а также в результате ремонта переднего моста или изменения ширины передней колеи.

Подготовка трактора

Для успешной регулировки нужно проверить соответствие, и убедится в исправности:

  • затяжка гаек, труб, пальцевых и шаровых соединений рулевых тяг и переднего моста
  • затяжка гаек сошки вала гидроусилителя
  • крепления гаек и болтов поворотных рычагов
  • соответствующий осевой зазор подшипников ступиц и давление в шинах
  • расстояние между поворотными кулаками Б и трубы передней оси в МТЗ 80 или колёсными редукторами и корпусом ПВМ в МТЗ 82 с обеих сторон должны быть одинаковы

Процесс установки сходимости

Проверку положения осуществляют в следующем порядке:

  • Трактор выкатывают на ровную площадку с твёрдым покрытием в положении колёс соответствующему прямолинейному движению.
  • Замеряют расстояние между краями ободьев-дисков с задней стороны на уровне центра оси вращения колёс при горизонтальном положении измерительной планки.
  • Места точек замеров отмечают мелом.
  • Прокатывают трактор вперёд примерно на 1,5 метра так, чтобы метки с проворачиванием колёс на 180˚оказались впереди оси вращения и также по её центру производят второй аналогичный замер.

схема регулировки схождения колёс МТЗ

Не допускается замеры без прокатывания колёс, так как замеры будут некорректны в результате существующего биения ободьев.

схема регулировки схождения мтз

Для проведения замеров используют измерительную телескопическую планку или штангу. Прибор можно изготовить из двух частей ровных деревянных планок или металлических входящих одна в другую труб с фиксирующими длину хомутами. На одну из частей измерительного устройства наносят шкалу. Для проверки схождения тракторов МТЗ 80(82) достаточно изменения длины планки от 1200 до 1800 мм с учётом пределов регулировки ширины передней колеи.


Неправильная регулировка углов установки колес машины может стать причиной нарушения ее управляемости, а также преждевременного износа покрышек. Нормальное элементов обеспечивает устойчивость транспорта и правильную траекторию движения. В этой статье речь пойдет об установке схождения колес МТЗ 80, ее последовательности и основных принципах работы.

Советы по монтажу

Первоначально следует установить необходимую ширину колеи передних колес МТЗ. После проверки схождения при необходимости изменяется длина рулевой тяги. Это позволяет отрегулировать схождения.

регулируем передние колеса трактора МТЗ

Последовательность действий должна быть следующей:

  • В шинах передних колес МТЗ устанавливают требуемый уровень давления;
  • Трактор испытывают на ровной площадке при прямолинейной езде;
  • После остановки машины включают стояночный тормоз;
  • Сзади трактора измеряют расстояние меду противоположными точками на внутренних боковинах покрышек;
  • Замеры производят на высоте горизонтальной оси колес.

После этих манипуляций отключают стояночный тормоз и перемещают трактор вперед. Его колеса должны повернуться на 180 градусов. Спереди ПВМ измеряют расстояние между такими же точками, как и в предыдущем случае.

Если этот размер на 0-8 мм меньше, чем результаты замеров сзади, то схождение колес МТЗ 80 установлено правильно.

регулируем передние колеса трактора МТЗ 80

Особенности работ

При несоответствии показателя указанной норме требуется регулировка схождения передних колес МТЗ 80. Для этого необходимо:

  1. Ослабить контргайки и затяжку трубы рулевой тяги (2);
  2. Поворачивая трубу, установить величину сходимости;
  3. Затянуть гайки.

Наша компания предлагает широкий выбор запасных частей для МТЗ. Вы можете рассчитывать на квалифицированную консультацию и подбор деталей, позволяющих обеспечить правильное схождение колес МТЗ 82. У нас вы найдете все необходимые комплектующие по самой привлекательной цене.

Техническое обслуживание металлической части колес трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заключается в периодической проверке крепежных соединений и устранении выявленных не­ исправностей. Гайки должны быть затянуты равномерно, с одинаковым усилием. Фаски конусных гаек должны плотно прилегать к конусным отверстиям диска. При слабой затяжке образуются трещины в отверстиях, сминается резьба болтов, что приводит к поломкам диска и болтов.

Если по каким-либо причинам один из болтов вышел из строя, его нужно заменить. Работать на тракторе МТЗ-80, МТЗ-82 с неполным числом болтов крепления дисков нельзя, так как
это повредит остальные болты и может вызвать поломки диска или кронштейнов обода. При снятии колес с трактора необходимо перед поддомкрачиванием колес немного отпустить
конусные гайки. Окончательно свинчивать гайки с неразгруженных колес нельзя.

Перед установкой колес на трактор МТЗ-80, МТЗ-82 резьбу болтов рекомендуется протереть и смазать солидолом. Гайки следует затягивать в таком порядке. Навернуть гайки на все
болты от руки и затянуть их предварительно при поддомкраченном колесе. Гайки затягивают крест-накрест. При завертывании гаек нужно следить за тем, чтобы их конусы совпадали с
фасками диска. Окончательно затягивают гайки при опущенном на грунт колесе.

Подшипники ступиц передних колес МТЗ-80, МТЗ-82 регулируют при ТО-3 (960-1000 моточасов работы). Однако, если в процессе эксплуатации обнаружатся осевые перемещения колес более 0,5 мм, устранять их надо незамедлительно, так как это приводит к интенсивному изнашиванию шин и подшипников.

Регулировка подшипников ступиц передних колес МТЗ-80, МТЗ-82:

- поддомкратив колесо, снять колпак, расшплинтовать и отпустить на одну прорезь (на 1/8 оборота) гайку. Толкнув колесо, рукой проверить, насколько свободно оно вращается. В случае тугого вращения нужно выявить и устранить неисправности (заедание манжеты, выход из строя подшипников);
- затянуть гайку так, чтобы колесо проворачивалось с трудом. При затягивании гайки нажимать на ключ плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой гайки следует проворачивать колесо, чтобы ролики в подшипниках заняли правильное положение;
- отвернуть гайку так, чтобы ближайшая прорезь на ней совпала с отверстием под шплинт в полуоси. Провернуть колесо сильным толчком руки оно должно свободно вращаться. Если колесо проворачивается туго, отпустить гайку еще на одну прорезь. По окончании регулировки зашплинтовать гайку и установить колпак, при необходимости добавить смазку в ступицу.

Правильность регулировки подшипников трактора МТЗ-80, МТЗ-82 окончательно проверяют по нагреву ступиц колес в работе. Ощутимый рукой нагрев (до 60-70°С) после 8-10 км пробега указывает на то, что подшипники чрезмерно затянуты и гайку следует отпустить на одну прорезь. Допускается незначительный нагрев ступицы при установке новых подшипников или манжет.

Регулировку требуемой ширины колеи направляющих колес трактора МТЗ-80, МТЗ-82 ведут в следующей последовательности:

- при поднятой передней части трактора МТЗ ослабляют крепежные болты, вынимают пальцы крепления выдвижных кулаков в трубе передней оси;
- передвигают сначала один, а затем другой выдвижной кулак, изменяя одновременно длину рулевых тяг вращением трубы передней оси в наконечниках, при отпущенных контргайках, на величину требуемой ширины колеи, после этого закрепляют кулаки в трубе передней оси;
- при установке ширины колеи 1400 мм и более трубы рулевых тяг заменяют удлиненными, которые прикладываются к ЗИП трактора; опустив трактор, проверяют сходимость и при необходимости регулируют ее.


Рис. 1. Регулировка колеи передних колес тракторов МТЗ-82.1

1 - винт; 2 - прокладка; 3 - клинья; 4 - крышка (снята)

Ширину колеи передних колес тракторов МТЗ-82.1 регулируют бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 1) в трех интервалах (мм): 1200-1500, 1500-1600, 1600-1800. Для регулировки ширины колеи поднимают переднюю часть трактора МТЗ-82.1 (или поочередно передние колеса), а задние колеса затормаживают.

При установке колес на ширину колеи 1500-1600 мм вместо 1200-1500 мм (или наоборот) отворачивают гайки крепления обода колеса к диску и поворачивают колесо так, чтобы
кронштейны обода прошли через прорези в диске. В зависимости от требуемой ширины колеи устанавливают различное взаимное расположение обода колеса и диска (рис, 2).


Рис. 2. Схема установки передних колес трактора МТЗ-80, МТЗ-82 на различную колею

1 - обод; 2 - диск, 3 - болт; 4 - гайка; 5 – кронштейн

Для получения колеи 1600-1800 мм снимают колеса с дисков и меняют их местами. При этом оставляют направление вращения шины прежним (по стрелке, указанной на боковине).
При изменении колеи перестановкой обода на диске и колес с одного борта на другой изменяют положение крыльев за счет крепления кронштейнов через дополнительные отверстия. Изменение ширины колеи винтовым механизмом выставляют при снятой крышке 4 (см. рис. 1) и отпущенных клиньях 3 рукавов, чтобы обеспечивалось свободное перемещение корпусов конических пар.

Вращением регулировочного винта 1 с помощью ключа обеспечивают перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редукторов МТЗ-80, МТЗ-82 с колесами и получение
требуемой ширины колеи. При этом изменяют также длину рулевых тяг.

На левом и правом корпусах верхних конических пар нанесены метки с цифровым обозначением наиболее употребляемых размеров колеи (мм): 1350, 1400, 1500, 1600, 1800. После
изменения ширины колеи передних колес обязательно регулируют их сходимость.

Для изменения ширины колеи задних колес трактора МТЗ-80, МТЗ-82 выполняют следующие операции:

- поднимают домкратом заднюю часть трактора и отворачивают на 2-4 оборота болты крепления вкладыша к ступице одного из колес;
- вращая червяк, перемещают колесо до получения требуемой колеи, после чего болты крепления вкладыша затягивают до отказа;
- устанавливают в требуемое положение второе колесо. Ширина колеи до 1600 мм получается без перестановки колес, свыше 1600 мм колеса переставляют, как показано на рис. 3.


Рис 3. Схема регулировки задних колес тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

размер А - 1400-1600 мм для шин 15,5-38; 1250-1600 для шин 942; размер В - 1800-2100 мм для шин 15.5-38: 1800-2100 мм для шин 9-42

Сходимость передних колес должна быть 4-8 мм. Перед поверкой сходимости обязательно проверяют и при необходимости регулируют зазоры в подшипниках колес и шарнирах рулевых тяг.

Регулировку сходимости передних колес тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 выполняют в следующей последовательности:

- устанавливают трактор на горизонтальную площадку и ставят сошку в среднее положение, для чего поджимают до упора щуп;
- поворачивают рулевое колесо, устанавливают его в положение, когда щуп максимально утоплен;
- проверяют чтобы корпуса конических пар (для тракторов МТЗ-82) или поворотные кулаки (для тракторов МТЗ-80) были выдвинуты на одинаковое расстояние Б (рис, 4) соответственно из корпуса переднего моста и трубы передней оси;
- регулируют левую и правую тяги так, чтобы для обеих тяг расстояние А между шаровыми пальцами было одинаковым;
- при изменении длины рулевых тяг следят, чтобы сошка оставалась в среднем положении (удерживают с помощью рулевого колеса);
- для регулировки длины рулевых тяг задних колес тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 отпускают контргайки и вращением левой и правой труб устанавливают необходимую длину рулевых тяг;
- определяют сходимость колес, для чего замеряют расстояние Г между внутренними закраинами ободьев колес впереди (на высоте оси колеса) и делают мелом отметку в местах замера;
- проезжают трактором вперед настолько, чтобы метки были сзади на той же высоте, и замеряют расстояние В между метками колес. Разница расстояний при двух замерах определяет необходимую величину сходимости, которая должна быть 4-8 мм. Изменяют сходимость регулировкой длины левой и правой тяг на одинаковую величину;
- снова проверяют установку сошки трактора задних колес тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 в среднее положение и разность расстояний Г и В ;
- законтривают трубы рулевых тяг после окончательной регулировки сходимости колес,


Pиc. 4. Схема регулировки сходимости передних колес тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

1, 9 - колеса; 2 - передняя ось; 3, 5, 6 и 8 - контргайки; 4, 7 - трубы рулевых тяг; А - расстояние между шаровыми пальцами; Б - расстояние от корпуса до поворотного кулака; В -
расстояние сзади между колесами; Г - расстояние спереди между колесами

1. Разгружаются подшипники колёс, облегчается управление трактором.

2. Уменьшается износ шин.

3. Всё перечисленное.

Что означают цифры на шине (15,5 – 38)?

1. Наружный и внутренний диаметр шины.

2. Первое число - ширину профиля шины, второе посадочный диаметр шины (обода) в

3. Длину окружности колеса.

Как называются катки балансирной каретки гусеничного трактора?

Тест

Тема: Ходовая часть.

Вариант 2

Что такое колея трактора?

1. Это расстояние между продольными осями правых и левых колес или гусениц.

2. Расстояние от земли до нижней точки трактора.

3. Ширина колеса или гусеницы трактора.

Какой остов трактора ДТ – 75?

3. Ходовая часть МТЗ – 80Л состоит …

2. Подвеска, колёса.

3. Все перечисленное.

Изменяется ли дорожный просвет на тракторе МТЗ – 80?

С помощью чего изменяется колея задних колёс на тракторе МТЗ – 80Л?

1. Перемещением ступицы колеса по оси.

2. Выдвижением полуоси.

3. Обеими способами.

Что такое развал колёс?

1. Расстояние между серединами колёс трактора.

2. Угол между вертикальной плоскостью и плоскостью переднего колеса,

наклоненного в наружную сторону.

3. Все перечисленное.

Чем регулируется развал колёс на тракторе МТЗ – 80Л?

1 Поперечной рулевой тягой.

2 Выдвижением кулака из балки.

3 Не регулируется.

Для чего передние колёса трактора устанавливаются со схождением?

1. Облегчается поворот трактора.

2. Уменьшается износ шин.

3. Все перечисленное.

В чем причина, если при прямолинейном движении гусеничный трактор уводит в

сторону?

1. Правая и левая гусеницы не одинаково натянуты.

2. Так предусмотрено конструкцией трактора.

3. Неисправность в коробке передач.

Как называется ось направляющего колеса гусеничного трактора?

14.04.2020. Составить конспект: Рулевое управление колесных и гусеничных тракторов. Гидроусилители рулевого управления. Решите тест 1 - ого и 2 - ого вариантов.

Тест

Тема: Рулевое управление тракторов.

Вариант 1

Тип рулевого механизма применяемого на тракторе Т – 150К.

1. Механический, червяк – ролик.

2. Гидравлический, винт – гайка.

3. Гидравлический, червяк – сектор.

Какое масло применяется для рулевого управления трактора МТЗ – 80?

1. М – 10В2. 2. М – 10В1. 3. Тап – 15В.

Какого типа насос применяется в усилителе руля трактора МТЗ – 80?

1. Шестеренчатого. 2. Роторный. 3. Поршневого.

С какой целью в рулевом управлении трактора Т – 150 установлен клапан

постоянного расхода?

1. Обеспечивает постоянное давление масла.

2. Обеспечивает подачу постоянного количества масла к рулевому механизму.

3. Обеспечивает подачу постоянного количества масла к цилиндру.

Назначение запорного клапана в рулевом механизме трактора Т – 150К?

1. Стабилизирует движения, исключает самопроизвольный поворот.

2. Срабатывает при завершении поворота руля.

3. Исключает снижение давления масла.

Можно ли буксировать трактор Т – 150К с неработающим двигателем?

1. Можно. 2. Нельзя. 3. Можно, если включить привод насоса руля от колес.

Какая величина свободного хода руля трактора?

Где расположен масляный бак рулевого управления у трактора Т – 150?

1. В корпусе рулевого механизма.

2. Справой стороны трактора под кабиной.

3. Слева под кабиной трактора.

9. Если в шарнирах тяги трактора МТЗ – 80 появился люфт, то необходимо:




1. Заменить пальцы.

2. Поднять пробки и зашплинтовать.

3. Заменить тягу.

Где расположен бак гидроусилителя рулевого управления трактора МТЗ – 80?

1. В корпусе рулевого механизма.

2. Совместно с баком гидравлической навесной системы.

3. Под кабиной трактора.

Вариант 2

Какой тип рулевого управления трактора МТЗ – 80?.

1. Механический, червяк - сектор.

2. Гидравлический, червяк - ролик.

3. Гидравлический, червяк - сектор.

Какое масло применяется в рулевом управлении трактора Т – 150?

1. М – 10Г2. 2. М8 – В1. 3. Индустриальное.

Где расположен насос рулевого управления у трактора МТЗ – 80?

1. На коробке передач.

3. На гидроусилителе.

Что включает в себя рулевой привод трактора?

1. Руль, вал, червяк.

2. Сошка, поворотные рычаги, поперечная тяга.

3. Сошка, поперечная тяга, цапфа.

Что включает в себя рулевая трапеция?

1. Поперечная тяга, продольная тяга.

2. Поперечная балка, продольная тяга.

3. Поперечная тяга, передняя балка, поворотные рычаги.

Какую роль выполняет тяга обратной связи в рулевом управлении трактора

Т – 150К?

1. Осуществляет поворот колес.

2. Осуществляет поворот рамы.

3. Обеспечивает соответствие угла поворота рамы и руля.

За счет чего золотник усилителя занимает нейтральное положение?

1. За счет червяка.

2. За счет ползуна с пружиной.

3. За счет давления масла.

Почему на тракторе Т – 150К не может быть самопроизвольного поворота?

1. В силовых цилиндрах нет давления.

2. Работает клапан постоянного давления.

3. Закрыты запорные клапаны.

Чем регулируется свободный ход руля трактора МТЗ – 80 и сколько он?

1. 0,5 – 1 мм. 2. 1 – 2 мм. 3. Не должно быть.

Сколько масла заливается в рулевое управление трактора МТЗ – 80?

1. 6 - литров. 2. 33 - литра. 3. 2 - литра

16.04.2020.Составить конспект: Назначение, устройство тормозной системы тракторов МТЗ – 80, Т – 150К, ДТ – 75. Стояночные тормоза. Решите тест:

Тест

Тема: Тормозная система тракторов.

Вариант 1

Какой тип тормозного механизма трактора МТЗ – 80?

Привод тормозного механизма трактора Т – 150.

3. Ленточный тормоз применяется на тракторе ……

1. ДТ – 75. 2. МТЗ – 80. 3. Т – 150К.

Где расположены тормозные механизмы на тракторе Т – 150К?

1. В трансмиссии.

2. Колесное расположение.

3. Все перечисленное.

С какой целью установлены приборы пневматического привода на МТЗ – 80?

Читайте также: