Как работать на станке для правки дисков

Опубликовано: 15.05.2024

Стенд для правки дисков

От ям и ухабов на асфальте не застрахован даже самый аккуратный водитель. Небольшая яма глубиной чуть более 10 см может нанести ощутимый вред колёсным дискам. Любой специалист скажет, что нарушение геометрии колеса приводит к искривлению рулевой тяги, системы управления и подвески.

Назначение оборудования для правки дисков

В процессе ремонта и правки изогнутому диску возвращают правильную, первоначальную форму. В зависимости от материала процесс выравнивания можно провести в гараже своими руками. С помощью кувалды специалисты успешно реставрируют штампованные стальные диски. Существующие заметные дефекты удаляются, а поверхность шлифуется. В таком случае не существует гарантии, что вы воссоздали первоначальную геометрию колеса. Скупиться не следует: доверьте рихтовку профессионалам, они выполнят реставрацию качественно и быстро.

Более сложной является реставрация алюминиевых литых дисков. Негативной особенностью сплава является нагревание, при котором качество металла полностью теряется. Грамотный ремонт необходимо проводить исключительно способом холодной прокатки, используя точечный нагрев для сильно повреждённых элементов диска. Провести процедуру возможно только на специальном станке для холодной прокатки. Станок имеет гидравлический привод и комплект насадок для правки.

Виды дископравных станков

Выбрать диск на современный автомобиль — задача не из простых. Диски производят из различных сплавов и материалов, а также они имеют различные конструкции и узоры. Поэтому подобрать дископравный станок нужно с умом. Существуют такие виды ископаемых станков:

  • Для правки дисков из стальных сплавов;
  • Для правки легкосплавных дисков;
  • Для дисков из цветных металлов;
  • Для ремонта «восьмёрки»;
  • Стенды для ремонта дисков грузовиков.

По принципу действия станки делятся на механические и гидравлические. Механические, в свою очередь, используются для устранения таких повреждений:

  • Биения по радиусу и оси;
  • Эллиптичность;
  • Неглубокие вмятины;
  • Правка места для посадки резины.

Использование разных видов станков

На гидравлическом стенде мастер способен реставрировать практически любую вмятину или дефект. Бывают случаи, когда приходится использовать гидравлическое и механическое оборудование.

Для стальных дисков

Универсальный фланец закрепляется на наконечнике вала, после одевается колесо и крепится с помощью гайки. Если колесо имеет несколько отверстий, то на фланец требуется надеть каждое отверстие. Крепёжные проёмы, имеющие деформацию, центрируются с использованием конических гаек. Электромотор размещён в нижней части станины, соединён с редуктором и клиноременной передачей. Натяжение клиноременной передачи также контролируется гайкой. На таком стенде можно проводить прокатку деформированных колёс с размерами от 10 до 15 дюймов.

Для легкосплавных дисков

Использование станков

Сейчас легкосплавные диски пользуются огромной популярностью как среди молодёжи, так и среди машин S-класса. Такие диски смотрятся очень эффектно, они легки и прочны. Они могут быть коварными и литыми.

Литые реставрируются очень просто: давление с помощью гидроусилителя подаётся на повреждённый участок. Кованые обода имеют лучшие характеристики, нежели литые. Существует большое количество методов ремонта кованых ободов с использованием насадок, через которые давление подаётся на деталь.

Самостоятельно повреждённый обод устанавливают на планшайбу. Рабочая поверхность, в свою очередь, оборудована пазами, предназначенными для крепления любой разновидности ободов. Среднее усилие, необходимое для восстановления формы, колеблется от 3 до 3−5 тонн. Такое давление создаётся с помощью гидравлического привода, который, в свою очередь, управляется гидравлическим распределителем с функцией настройки давления и клапаном редукции.

Рабочая жидкость (техническое масло) выталкивает цилиндр под давлением. Давление обеспечивает насос, который находится около двигателя в нижней части станка. Эффективность прокатки напрямую зависит от работоспособности насоса. С электродвигателем насос сообщается посредством муфты. На обратной стороне находится указатель биения — направляющая из металла с заострённым концом. Указатель биения служит для непосредственного выбора точки рихтовки и является важным фактором на завершающем этапе реставрации.

Станок для правки «литья» укомплектован рабочими насадками и штоками для более гладкой рихтовки. Устройство станка предусматривает ящичек для хранения инструментов и запчастей. Реже встречаются модели гидравлических аппаратов с ручным насосом, однако, они менее производительны.

Для правки восьмёрки

Универсальные дископравы

Универсальная станина для ремонта — это комбинированный подход к реставрации с использованием гидравлики и механики. Такие аппараты работают с диаметрами от 10 до 25 дюймов. Устраняют радиальное и осевое биение, восстанавливают место посадки резины и исправляют эллипсность. Ремонт такими аппаратами производится двумя способами:

  1. Двухсторонняя прокатка внутренней и внешней поверхности стационарными и мобильными роликами.
  2. Рихтовка с помощью гидроцилиндра. Управления в этом случае осуществляется гидрораспределителем.

Мощность таких станков 380 вольт, они оснащены трехфазным электромотором. Универсальные станки оснащены резцом для очистки напая после сварочных работ. Встречаются разновидности станков с ножницами для подрезки кромки.

Обзор и сравнение станков

Оборудование для правки дисков

Предположим, вы владелец шиномонтажа и решили ввести в ассортимент своих услуг правку литых дисков. Решение правильное, которое поможет вам заработать в межсезонье. Большинство автолюбителей производит правку и рихтовку колёс вовремя переобувки. Так что ремонт дисков — неплохой заработок в любое время года. Сразу стоит заметить: если при укомплектовке участка шиномонтажа вы можете сэкономить, то при покупке дископравильного оборудования, а также аргонного аппарата экономить не следует. Купить нужно всё по списку: не меньше, не больше.

Итак, вам нужен такой дископрав:

  • Радиусная установка диска до 24 дюймов;
  • Аппарат с двусторонним цилиндром гидравлического действия;
  • Гидростанция на 380 вольт;
  • Аппарат оснащён электрическим вращением шпинделя.

Какие есть виды станков

Может так случиться, что в вашем городе даже нет машин, на которых используются колеса радиусом 22 дюйма. И такого клиента у вас никогда не будет. Помните, что большая рама существенно облегчит работу с колёсами и дисками любого радиуса. А также не забывайте, что если услуга окажется невостребованной, то продать станок R24 проще.

Вы должны понимать, что такое двухсторонний гидроцилиндр. Если шток гидроцилиндра двигается автоматически в обе стороны и оснащён ручкой управления ядра переключателя — то это двухсторонний цилиндр. Существуют станки с односторонним гидроцилиндром. При использовании такого аппарата вам придется рукой накачивать винт клапана, чтобы закрепить детали на станине.

Цена дископравильного оборудования необоснованно высока, поэтому нужно правильно выбрать подходящий образец. Гидроприводы существуют на 380 вольт и на 220. Электродвигатель с мощностью 220v маломощный и вряд ли справится с задачей прокатки серьёзного деформирования. Бывают случаи, когда электропитание цеха не позволяет приобрести станок мощность 380 вольт, тогда придется приобрести маломощный аппарат.

Под электрическими вращением шпинделя мы понимаем вращение осевого крепления диска на универсальных стапелях с роликовой прокладкой или токарной группой. Ручное вращение замедлит работу в несколько десятков раз.

Дископравы на нашем рынке

Особенности использования станка

  • Фаворит или Junior. Похожие друг на друга, малофункциональные, недорогие станки. Справляются с лёгкими деформациями. Мощность таких станков 220 вольт, и они прекрасно подходят для начального уровня реставрации. Когда трафик клиентов увеличится, вы сами поймёте, что пора менять станок на более серьёзный. Цена агрегата 75−95 т. р.
  • Фаворит-П. Станок для правки литых дисков оснащён мобильный токарный группой, вращение рабочего шпинделя происходит с помощью электродвигателя. Недостатком является наличие кнопки пуска, которую нужно удерживать постоянно, что совсем неудобно в работе. Аппарат подойдёт для правки небольших повреждений и сколов. Специалисты говорят что недостатков у станка больше, чем требуется: неустойчивый стол маленького размера, неудобная кнопка пуска, плохо продуманный гидропереключатель. Единственным плюсом является цена агрегата, которая колеблется от 50 до 60 т. р.
  • Титан 5700 и KÖNIG 24″. Многие автомастера и специалисты рекомендуют только этот станок. Титан 5700 — хорошо зарекомендовавший и ходовой аппарат. По данным интернет-магазинов, является самой популярной моделью. При низкой цене имеют сложную токарную группу, хорошо налаженные правочные упоры и редукторный привод вращение шпинделя. Многие автолюбители жалуются на сильное перегревание диска. Для исправления этой проблемы используют токарную группу для обточки внутренней полки. Шпиндель вращается с помощью редуктора и имеет несколько направлений смещения. Цена такого станка от 70 до 80 т. р.
  • Титан 5800 Konig 15T00/56T 00. Станок полностью походит на Титан 5700, однако, не оснащён электрическим вращением вала и токарной группой. Хорошо подойдёт для самостоятельной доработки. В интернете можно найти множество видеороликов по апгрейду такого аппарата. Если у вас есть возможность выточить шкив и установить на него электродвигатель, вы сэкономите хорошую сумму. При покупке такого станка будьте внимательны, т. к. есть праворукие и леворукие стенды. В России также продаются копии моделей (ALU-22). Качество и цена попроще.
  • KraftWell KRWRРL 24. Хорошо зарекомендовавший себя дископравный станок, производимый в Турции. Сейчас существует множество китайских подделок. Фирменные «крафтвелловские» агрегаты оснащены ремённым приводом вращения шпинделя. Скорость вращения более 200 оборотов в минуту. В отличие от редукторных станков, этот вид намного проще и устраивает многих частных автомастеров по цене. В свободной продаже не встречаются, найти можно в интернете под заказ.

Использование станков

Дископравных стендов сейчас огромное количество. Их «лепят» все, кому не лень, поэтому встречаются некачественные и плохо отлаженные аппараты. Качество реставрации для аппарата напрямую зависит от комплектации. Для начала можно приобрести несложный станок по цене от 70 тыс. руб. При увеличении трафика клиентов можно приобрести более современный станок, цена которого 170−380 тыс. руб. Всё зависит от «крутизны» и пафоса вашего сервиса.

Многие автосервисы имеют по несколько станков, главное, выбрать работоспособные модели с регулируемым управлением гидроцилиндров. На таком станке вы сможете отреставрировать обод любой иномарки. Вместе со станком приобретите гидравлическое масло.

Цена на заграничные станки завышена вдвое, отечественное оборудование для шиномонтажа не дешевле и к тому же вряд ли качественнее. По этой причине на большинстве автосервисов присутствуют устаревшее аппараты. Вот и приходится находить опытного специалиста по реставрации литых дисков или обучать ремеслу нового мастера.

Важно помнить, что без специального обучения и опыта работать на дисковом оборудовании строго запрещено. При неправильной реставрации или сварке колёса могут просто разрушиться, не говоря уже об угрозе здоровью при неправильной эксплуатации.


Российские шиномонтажники все-таки очень везучий народ. Многие представители российского бизнеса жалуются на то, что власти их зажимают, не дают нормально работать, придумывают различные ограничения, из-за которых снижается прибыль. Шиноремонтным мастерским жаловаться не приходится. Иногда мне в голову даже приходит крамольная мысль: а может, у них в правительстве имеется мощное лобби, которое не позволяет дорожникам своевременно ремонтировать улицы наших городов. И благодаря этому не зарастает народная тропа в мастерские, которые занимаются сложным ремонтом покрышек и колесных дисков.

Это там, в Европе, шиномонтажки работают 2 месяца в году. У нас хорошие специалисты по ремонту колес могут неплохо зарабатывать круглый год. Особенно благоприятное время – ранняя весна, когда из-под снега начинают пробиваться прошлогодние и новые выбоины. Некоторые из них предусмотрительно прячутся в глубоких лужах, поджидая неосторожного владельца дорогой низкопрофильной резины и легкосплавных дисков. Да и самая доступная по цене покрышка сегодня стоит недешево. Для большинства автовладельцев намного проще отремонтировать даже самое тяжелое повреждение, чем покупать новый диск или колесо. Вопросы ремонта тяжелых повреждений шин мы рассмотрим позже. А сегодня поговорим о рыночных перспективах такой услуги, как правка колесных дисков.

Ремонт стальных штампованных дисков


Пойдем от простого к сложному, в данном случае от «штамповки» к «литью». Было время, когда стальные штампованные диски составляли 80% всего рынка колесных дисков. Это было логичным, учитывая наши сложные дорожные условия. Отрихтовать штампованный колесный диск задача технически не сложная. Стальной диск в отличие от легкосплавного довольно податлив и легко выправляется методом прокатки через опорные и прижимные ролики. Именно этот метод и используется во всех стендах для правки штампованных дисков. Диск закрепляется на специальном валу, а затем на деформированные его участки производят силовое воздействие с помощью роликов, выставленных под определенным углом. Наибольшее распространение в нашей стране получили стенды, производимые двумя омскими компаниями: «Сивик» и «СибЕК». Подробно рассказывать о конструктивных различиях данных стендов не имеет смысла. Они очень похожи. Хочется только заострить ваше внимание на одной из последних разработок компании “СибЕК» - стенде «Премьер». В отличие от всех прочих стендов, «Премьер» имеет гидравлическое управление стола и кареток, которые перемещают ролики правки. Управление гидроцилиндрами осуществляется с панели управления.


Мнение

«Работать на таком станке может практически любой человек, даже тот, кто совсем не знаком с технологией правки, - рассказывает директор компании «СибЕК» Владимир Ермачков. - Станок рассчитан на неподготовленного оператора. Правда, и стоимость его довольно высока, но учитывая, насколько сложно сегодня найти и удержать хорошего специалиста, цена себя оправдывает. Вторая особенность станка - очень компактная форма выпуска. За счет применения гидравлики удалось убрать из конструкции большое количество механических компонентов. Производительность работы гидравлического станка также намного выше, чем у механического».

Отметим, что стенды для прокатки дисков могут ремонтировать любые повреждения закраин и полки, но не в состоянии исправлять «восьмерки». Для этих целей выпускаются дископравные стенды, в основе которых лежит обычный гидравлический пресс. Диск располагается на рабочем столе, а его реставрация осуществляется путем силового воздействия упорной шайбы на конце гидравлического штока на центральную часть диска.

Ремонт легкосплавных дисков

В отличие от прокатки штампованных дисков, правка «литья» - направление довольно новое. Далеко не все шиноремонтники берутся за эту сложную работу, да и отношение к ней неоднозначное. Дело в том, что правка легкосплавных дисков распространена толь-
ко в развивающихся странах. В Европе и Америке такой услуги нет. Считается, что при правке такого диска нельзя гарантировать безопасность при движении. Но надо учитывать, что там совсем другие дороги.

Мнение

«Возможностей погнуть литой диск на европейской дороге намного меньше, чем у нас. К тому же там очень хорошо развита система страхования, - поясняет начальник отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павел Распопин. - Если автомобиль застрахован, то страховая компания выплачивает ущерб, а потом взыскивает эту сумму с компании, которая отвечает за содержание дороги».

Несмотря на это, технология восстановления литых дисков была изобретена именно в Америке. По словам Павла Распопина, пионером в этой области была компания Hatco. Большинство станков, которые сегодня представлены на российском рынке, являются в той или иной степени повторением именно тех станков. Сам станок-пионер в области правки литых дисков RIM PRESS + LATHE от компании Hatco в нашей стране представлен не очень широко ввиду довольно высокой стоимости. Что ж, давайте посмотрим, из чего состоит такой стенд и как он работает. Основание стенда выполнено в виде верстака с отсеками для гидростанции, бака для масла и размещения аксессуаров. Рабочая часть стенда по своей сути представляет собой традиционный токарный станок, доукомплектованный двумя упорами и компактным правочным гидроцилиндром, который собственно и является главным рабочим органом данного стенда.


Как видно на фото, вал стенда имеет специальную круговую площадку с отверстиями под шпильки. Для того, чтобы установить диск точно по центру этой площадки, в комплект стенда входит набор центровочных фланцев. Оператор подбирает фланец необходимого диаметра, закрепляет его в середине площадки, «одевает» на него диск и закрепляет с помощью набора шпилек, входящих в комплект стенда, и штатных болтов. После этого с помощью специального измерителя определяется зона повреждения и производится регулировка упоров. Правка диска заключается в том, чтобы правильно определить угол силового воздействия на диск и соблюдать максимальную осторожность при работе с гидроцилиндром.


Мнение

«Сам цилиндр выдвигается очень плавно и медленно, чтобы у оператора была возможность остановить его в самый нужный момент. Дело в том, что слишком сильное давление на легкосплавный диск приводит к так называемому разрыву металлических волокон. В этом случае прочность отремонтированного участка будет намного ниже, - поясняет Павел Распопин. - Со стороны процесс правки литого диска кажется очень простым. На самом же деле, в этой работе мастерство оператора имеет определяющее значение. Человек должен научиться чувствовать металл».

В комплекте со стендом поставляется очень большой набор сменных рабочих инструментов, с помощью которых можно устранять практически малые и средние неровности. Качество правки можно проверить с помощью того же измерителя, которым мы вначале определяли зону повреждения. Токарная установка стенда необходима только в том случае, если при ударе или после правки произошло повреждение закраины обода. Правда, как показывает практика, многие мастера используют его только при серьезных повреждениях, поскольку после токарной обработки диск следует перекрашивать. Мелкие сколы и царапины, которые не сильно портят внешний вид диска, лучше оставить, как есть. Стоит добавить, что на рынке сегодня представлено две методики правки «литья».

Мнение

У российских производителей станков для правки литых дисков другой подход.

Мнение

Кстати, компания «СибЕК» не ставит на свои стенды для правки литых дисков и токарный модуль. В компании считают эту опцию практически не востребованной при правке литого диска. Правда, при этом руководство компании делает оговорку, что планы по созданию такого модуля есть, но скорее всего, он будет устанавливаться на стенды «СибЕК» в том случае, если на этом будет настаивать заказчик. Пока же, без токарного модуля стенды для правки литых дисков от омского производителя являются самым доступным предложением на рынке автосервисного оборудования. Правда, отечественный станок выглядит намного скромнее импортных аналогов.

К примеру, нельзя производить ремонт литых дисков, на которых есть трещины на спицах. И дело здесь не в недостатке технологий и оборудования, а в потере безопасности эксплуатации диска в дальнейшем. Спицы литого диска являются ребрами жесткости, их повреждение даже при видимой целостности диска всегда ведет к необратимой потере жесткости. Нельзя производить ремонт литых дисков при деформации ступичной посадочной части диска. Если какой-либо шиномонтаж берется осуществить ремонт литых дисков с такими повреждениями, Вы должны знать, что посадить диск на ступицу ровно будет невозможно. Биение при движении будет сохраняться. Проточка же посадочного места на диске приведет в изменению выноса диска по отношению к ступице и условной потере устойчивости автомобиля.

Организация услуг по правке дисков имеет смысл в том случае, если в мастерской предлагают уже не просто замену колес и обычный ремонт покрышек, а полноценный колесный сервис. В этом заключается залог рентабельности этой услуги. Шиномонтажный пост должен быть оборудован двумя станками для правки штампованных и легкосплавных дисков, вулканизаторами для ремонта тяжелых повреждений покрышки. В этом случае у него есть возможность завоевать репутацию профессионального колесного центра, в котором могут решить любые проблемы, связанные с повреждением колес. Естественно, шиномонтажное оборудование в данном случае тоже должно быть выше среднего уровня. Особенно высокие требования предъявляются к балансировочному стенду, поскольку качественно отбалансировать диск после тяжелого повреждения на простейшем стенде практически невозможно. Как показывает практика, довольно высокой живучестью обладают как отдельный сервис по ремонту колес, так и шинный центр в рамках универсального автосервиса.

Итак, в этой статье речь пойдет о ремонте дисков, или как ее еще называют "правка дисков", либо "прокатка дисков". Что же это такое, насколько эффективно и каков технологический процесс такого ремонта?

Все диски делятся, как правило, на две категории: штампованные диски, иначе говоря железные (самый бюджетный вариант, предлагающийся заводом изготовителем) и литые диски (сделаны из легкосплавного алюминия с добавлением в разных пропорциях, в зависимости от завода изготовителя, силумина и магния).

Не секрет, что любые диски, установленные на вашем авто, при каком-то более или менее сильном ударе в результате неровностей на дороге, могут деформироваться, т.е. изменить свою геометрию.

В подавляющем большинстве случаев, погнув диск или диски, не стоит судорожно бегать по магазинам и искать новый, тем более что один диск зачастую достаточно проблематично найти, а бывает и просто невозможно. А покупать комплект дисков — не самое дешевое удовольствие. В таком случае деформированный диск можно попросту отремонтировать.

Пример правки диска в нашем шиномонтаже:



Установка диска на правочный станок



Правка внутреннего борта диска



Правка диска гидравлическим прессом



Исправление радиального биения диска

Штампованные диски ремонтируются достаточно просто, так как железный сплав, из которого они сделаны, не дает трещин в результате деформаций, и поврежденная поверхность возвращается на свое прежнее место достаточно просто — несомненно, при помощи специализированного оборудования.

В данном случае существуют два варианта ремонта таких дисков:

  • прокатка;
  • правка.

Чем же отличается прокатка диска от правки диска?

Во время прокатки диск устанавливается на специальный так называемый стапель для прокатки, к диску подводятся ролики, которые зажимают борта диска, и посредством его вращения ролики восстанавливают погнувшиеся борта, и в общем всю геометрию диска.

Видео прокатки диска:

Что же касается правки диска, то в этом случае диск так же устанавливается на специальный стапель для крепления дисков, но ремонт происходит не за счет роликов, а за счет усилия гидравлического пресса, равного, как правило 5 тоннам, направленным в место деформации. Если в первом случае процесс прокатки диска роликами полностью автоматизирован, то во втором случае процесс напрямую зависит от опыта мастера, выполняющего ремонт.

Видео правки диска:

Теперь разбираем случай ремонта легкосплавного диска, иначе говоря "литого".

Для ремонта литых дисков характерен только один способ — это правка диска. То есть ремонт при помощи уже вышеописанного гидравлического пресса, так как алюминиевый сплав гораздо прочнее и ролики здесь уже не помогут. Точно так же, гидравлический пресс подводится к закрепленному на стапеле диску и под необходимым усилием геометрия диска восстанавливается. Если деформация диска несущественная, то такой ремонт производится, что называется "на холодную". В случае, если деформация диска существенная, предварительно место деформации разогревается до определенной температуры и, затем, происходит непосредственно правка. Нередки случаи, когда после сильного удара диска появляются трещины на диске. В этом случае применяется аргонно-дуговая сварка, позволяющая сварить место разрыва. Кроме того, при сильной деформации также могут возникнуть и микротрещины, которые становятся видны только в процессе правки диска. В этом случае так же используется аргонно-дуговая сварка.

В любом случае, как я уже сказал ранее, подавляющее большинство дисков можно отремонтировать и структура диска от этого слабее не станет.

В этой статье мы с вами разобрались, каков технологический процесс ремонта дисков и чем же отличается правка от прокатки диска.

Станок для правки дисков своими руками

Уход за диском

Даже очень аккуратный водитель не может быть застрахован от появления вмятин и трещин на колесных дисках, которые образовываются при попадании автомобиля в ямы в асфальте. Даже углубление глубиной в 10 см может серьезно нарушить геометрию колеса, что приведет к следующим проблемам:

  • Поломке подвески.
  • Неравномерному стиранию покрышек.
  • Проблемам с рулевой тягой.



Станок для прокатки дисков

Обычно станок для правки литых дисков можно найти только на автосервисе, и там за подобную услугу вы заплатите немалую сумму. Однако не все знают, что станок для прокатки дисков можно изготовить и своими руками, значительно экономя при этом деньги на периодическую прокатку колес в автосервисе. При проведении работы нужно понимать, что ремонт отличается от восстановления диска следующим. После восстановления изделие можно еще долго использовать, в отличие от ремонтных работ.



Чертеж станка для прокатки колесных дисков своими руками

Назначение оборудования для правки дисков



станок для правки литых дисков

В процессе ремонта диску возвращают первоначальную форму. В некоторых случаях этот процесс можно провести своими руками. Технология зависит от материала.

Штампованные стальные диски действительно чинят своими руками с помощью кувалды. Поверхность рихтуется, все заметные дефекты удаляются. При этом нет гарантии того, что вернули изначальную геометрию. Поэтому желательно не скупится и доверить ремонт профессионалам, выполняющим реставрацию быстро и качественно.

Реставрация литых алюминиевых дисков более сложна. Особенности сплавов таковы, что при нагревании первоначальные качества их полностью теряются. Грамотный ремонт проводится исключительно способом холодной прокатки с точечным нагревом особо поврежденных элементов. Процедура возможна только на станке для прокатки с комплектом насадок и гидравлическим приводом.











Прокатка: возвращение былых форм

Во время эксплуатации автомобильный диск может деформироваться. Ямы на дорогах, обочины, бордюры, аварийные ситуации, в которые попадает автомобиль, приводят к тому, что некогда круглый штампованный или литой диск повреждается и из идеального становится гнутым в одном или нескольких местах.

1 Литой диск - Прокатка дисков своими руками


Литой диск

Возврат деформированному литому диску его изначально правильной геометрической формы и называется прокаткой. По сути, это реставрационная работа, выполняет которую специалист на предназначенной для этого технике.

Ездить на колесах с деформированным диском, особенно если дефект сильный, небезопасно, поэтому затягивать с реставрацией не рекомендуется.

Виды дископравных станков

На современные автомобили устанавливают диски различных конструкций, из разных материалов. Поэтому и дископравный станок для каждого вида нужен особый:

  • для ремонта металлических дисков;
  • для ремонта легкосплавных;
  • универсальный;
  • для ремонта дисков грузовиков;
  • для правки «восьмерки».

По принципу действия все стенды делятся на гидравлические и механические. Механические станки используют для устранения следующих дефектов:

  • биения по оси и радиусу;
  • эллиптичность;
  • правка посадочных мест резины;
  • неглубокие вмятины.

Как правило, на механических аппаратах реставрируют стальные.

Гидравлические дископравы способны устранить практически любой дефект. В некоторых случаях необходимо использование и механического, и гидравлического оборудования.

Процесс прокатки и покраски колесных литых автодисков

Прокат литых дисков отличается от раскатки стальных и иных моделей тем, что литые модификации нельзя нагревать (даже точечно). Во время нагревания может произойти разрушение кристаллической решетки материала. В результате этого материал полностью меняет структуру и не справляется с нагрузками, которые на него оказывает автомобиль. Последствия могут быть разными: геометрия снова изменится во время эксплуатации, а также есть риск потерять колесо во время движения из-за поломки спицы или иной части конструкции.

Не нарушить материал и не вывести из рабочего состояния позволяют специальные насадки, которые используют в процессе правки на специальных профессиональных станках.

Как происходит процесс прокатки колесного литого диска:

  • Поверхность очищается от грязи и пыли.
  • Исследуется на наличие трещин.
  • Устанавливается, какое повреждение привело к деформации: осевое или радиального характера биения.
  • Если у элемента есть трещина у основания спиц или посадочных пазов, то такой вариант восстановлению не подлежит.
  • Подлежащий восстановлению образец устанавливается на специальном оборудовании и с помощью специальных роликов, вращаясь, подвергается правке.

5 Покраска - Прокатка дисков своими руками


Покраска

Восстановленное колесо можно покрасить, если центр, предлагающий подобную услугу, обладает хорошим профессиональным оборудованием. Восстановление лакокрасочного покрытия производится после устранения дефектов, на полностью очищенном от старой краски диске. После покраски, по нормам, элемент нужно поместить на оборудование для проверки дисбаланса и, если таковое имеется, устранить его.

Для стальных дисков



станок для прокатки стальных дисков

Правка стальных штампованных дисков осуществляется методом проката сквозь прижимные ролики. На вал надевается диск, ролики воздействуют на искореженные места под необходимым углом. Ободья обрабатываются тремя парами роликов — большими и малыми.

На наконечнике вала закрепляется универсальный фланец, куда надевается колесо и фиксируется гайкой. Если на колесе несколько отверстий, на фланец своими руками надевается требуемое количество поводков. Деформированные крепежные проемы центрируют с помощью конических гаек. В нижней части стенда размещен электромотор, соединенный клиноременной передачей с редуктором. Натяжение передачи контролируется гайкой. Стенд для прокатки работает с размерами от 12 до 16 дюймов.

Изготовление балансировочного станка

Для продления срока службы колес их нужно периодически балансировать на соответствующем станке. Это приспособление для улучшения качества дисков своими руками также можно изготовить.

И для этого нужно выполнить следующие шаги:

Читать дальше: Двигатель ниссан террано где собирают

  • изготовить стойки. Для этого понадобятся 2 стальные полоски 30*4 мм. В верхней части стойки в полукруге с диаметром 32 нужно установить шарикоподшипник;
  • основа изготавливается из стального листа, имеющего толщину 0,5 см и размеры 30*50 см. Лист прикрепляется к паре брусов размером 3*4 см из дерева. Весь узел закрепляется двумя отрезками 3*3 см длиной 13,5 см;
  • вторая стойка делается так же. Расстояние между парой стоек должно составлять 15 см. А их вертикальность можно проверить уровнем.



Простейший балансировочный станок для колесных дисков

Для использования оборудования для исправления дисков своими руками потребуется установить предварительно вырезанную из фанеры стрелку. Она будет указывать статическое равновесие.

Даже самый аккуратный водитель не застрахован от ям в асфальте. Яма глубиной более 10 см может нанести серьезный вред колесным дискам. Нарушение геометрии колеса приводит к неравномерному истиранию резины, поломкам подвески, рулевой тяги.

Для легкосплавных дисков

Легкосплавные диски пользуются большей популярностью: они эффектно смотрятся, прочны, легки. Они могут быть литыми или коваными.

Литые реставрируются так: на поврежденный отрезок с помощью гидроусилителя осуществляется давление, приводящее обод в исходное положение.

Кованые обладают лучшими характеристиками, нежели литые. Различие технологии ремонта в использовании специальных насадок, через которые подается давление.

Поврежденный диск своими руками устанавливается на планшайбу, оборудованную пазами, позволяющими закрепить любую разновидность диска. Для восстановления формы необходимо усилие около 3 тонн, которое создается гидравлическим приводом. Привод управляется через гидравлический распределитель с регулятором давления и клапаном редукции.

Цилиндр толкается под давлением рабочей жидкости (технического масла), обеспечиваемым насосом. Насос находится в нижней части стенда и от его работы зависит эффективность прокатки. Насос посредством муфты сообщается с электромотором. На обратной поверхности струбцины находится указатель биения — металлический штифт с заостренным концом. С помощью указателя своими руками определяется точное место рихтовки, что очень важно на завершающем этапе реставрации.

Станок для правки литых дисков комплектуется рабочими штоками и насадками для рихтовки. Устройство стенда предусматривает короб для хранения инструментов. Существуют модели гидравлических аппаратов с ручным насосом, они менее производительны и используются реже.

Для правки «восьмерки»

Это разновидность гидравлического оборудования, в котором диск своими руками укладывается на горизонтальную поверхность и прижимается гидравлическим устройством.

Изготовление стенда для исправления колес

Стенд предназначается для исправления неровностей штамповки и легкосплавных дисков своими руками и может быть разработан в домашних условиях. По сравнению с ручной обработкой, он значительно повышает производительность и качество правок.

Чтобы изготовить аппарат для правки дисков, следуйте такому алгоритму действий:

Чтобы станок для прокатки литых дисков мог закрепить изделия с разным диаметром, его ступица должна быть оснащена шайбами центрирующего типа нужных диаметров (всего потребуется 18 креплений).

Универсальные дископравы

Универсальные станки для ремонта дисков — это симбиоз механики и гидравлики. Работают с размерами диаметром 12 — 22 дюйма. Устраняют биение осевое и радиальное, эллипсность, восстанавливает место подсадки резины.

Ремонт осуществляется двумя способами:

  • двухсторонняя прокатка внешней и внутренней поверхности мобильными и стационарными роликами;
  • рихтовка гидроцилиндром, который крепится на упор. Управление осуществляется ручкой гидрораспределителя.

Кроме этого, на универсальных станках есть резец для очистки после сварочных работ или подрезки кромки. На шпиндель стенда диск устанавливается своими руками на крепежные отверстия, соответствующие креплениям колеса. Универсальные стенды оснащаются трехфазными электродвигателями.

Раскатка штампованных и стальных автодисков

Раскатать в шиномонтаже можно модификации:

Возможно восстановить смещение геометрии:

Например, наплавляют поврежденные борта или «вылечивают» от «бордюрной болезни».

4 Измерение геометрии - Прокатка дисков своими руками


Измерение геометрии

Раскатка штампованных вариантов заключается в следующем:

  • Поверхность очищается.
  • Станок для раскатки регулируется под конкретную модель.
  • Элемент устанавливается в станок.
  • Ролики станка прокатывают весь обод или то место, которое подлежит реставрации.

Для раскатки стальной модели наличия специального оборудования мало. Результат работы зависит от опыта и мастерства работника. Мастер, выправляющий стальной элемент, должен контролировать процесс выправления, чтобы при работе оборудования не произошло искривление обода, или не возникли проблемы, которые могут повлечь за собой полную порчу.

Как эффективно использовать агрегат для ремонта диска?

По итогам ремонтных работ диск приобретает свой исходный вид. Иногда работу можно сделать самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Техника работы напрямую зависит от используемых средств. Многие тормозные диски, произведенные в слесарных мастерских действительно можно отремонтировать самостоятельно посредством кувалды. При этом делают качественную рихтовку поверхности с удалением видимых дефектов.

А также нельзя гарантировать, что в таком случае будет возвращена начальная геометрия формы. По этой причине практичней всего отдать работу настоящему профессионалу. Он сможет выполнить работу в срок и на высоком уровне качества, используя станок для проточки тормозных дисков, как в условиях мастерской, так и своими руками.

Виды повреждений литых дисков

povrezhdeniya - Прокатка дисков своими руками

Автолюбители должны осознавать, что эксплуатировать «проблемные» литые диски небезопасно. В настоящее время большинство неисправностей успешно устраняются. В зависимости от характера повреждения легкосплавного диска подбирается соответствующая технология ремонта.

Основными видами повреждений литых дисков являются:

  • трещины,
  • радиальное смещение,
  • осевое смещение,
  • сколы,
  • нарушение лакокрасочного покрытия.

Причины повреждений легкосплавных дисков

В каких же дорожных ситуациях появляются эти проблемы?

  1. Причиной трещин на поверхности литья чаще всего становится сильный удар при попадании в глубокую яму или выбоину на дороге. Особенно сильно страдают диски при использовании низкопрофильной резины.
  2. Радиальное биение (смещение) образуется при наезде колеса на высокий бордюр, а также при его попадании в яму. В таком случае на диске появляется вмятина. Эта беда чаще всего случается с «литьем».
  3. При осевом биении появляется «восьмерка», которая становится результатом бокового удара литого диска о бордюр. Аналогичное повреждение возникает и при боковом столкновении с другим транспортным средством.
  4. Сколы и повреждения защитного покрытия не сразу разрушают легкосплавный диск. Действие агрессивной соли проявиться через пару лет, но тогда ремонтировать диск уже будет поздно.

Какие повреждения литых дисков не поддаются ремонту

Перед тем, как обратиться в специализированную мастерскую, которая ремонтирует литые диски, автомобилисту нужно знать, какие проблемы для литья становятся роковыми. Не все работники автосервисов честно и прямо откажутся от работы при серьезных поломках. Некоторые воспользуются наивностью владельца для получения выгоды. Поэтому при отсутствии надежного мастера, следует самостоятельно оценить состояние диска.

Даже самые опытные мастера, оснащенные новейшим оборудованием и приспособлениями, не возьмутся за ремонт следующих повреждений:

  • широкие и длинные трещины,
  • трещины в области ступицы,
  • сильное нарушение геометрических параметров,
  • крупные сколы.

Разновидности станков для правки

Новейшие авто оснащаются дисками с разными конфигурациями из сложных сплавов. По этой причине часто используют особый станок для необходимой правки дисков:

  1. Для исправления дисков из металла.
  2. Для приведения в действия из легких сплавов.
  3. Для универсальных начинаний.
  4. Для исправления дефектов, вызванных восьмеркой.


По своему принципиальному назначению, все стендовые площадки бывают гидравлического и механического устройства. Станки для осуществления правок литых дисков способны выполнять следующее:

  • не допускают потерю гибкости;
  • осуществляют правку резиновых посадочных мест;
  • устранение вмятин небольшой глубины и при незначительном радиусе.

Как грамотно устранить неполадку на станках для проточки тормозных дисков?

Лучшим способом сделать это является осуществить прокатку посредством зажимных роликов. На вал инсталлируют прижимный крутящий момент, в это время специальные ролики оказывают воздействие на деформированные места, прижимаясь под нужным углом давления. Бортовые стороны диска обрабатываются роликами с трех обводных сторон. Их размер имеет функциональное значение.

В самом низу стендовой площадки установлен электродвигатель, который осуществляет передачу посредством редукторных клиньев и ремней. Качество и способ натяжения регулируется гайкой-уплотнителем. Как правило, работы осуществляются с 12-16 дюймовыми прокатками на станках для проточки тормозных дисков.

Как эффективно использовать агрегат для ремонта диска?

По итогам ремонтных работ диск приобретает свой исходный вид. Иногда работу можно сделать самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Техника работы напрямую зависит от используемых средств. Многие тормозные диски, произведенные в слесарных мастерских действительно можно отремонтировать самостоятельно посредством кувалды. При этом делают качественную рихтовку поверхности с удалением видимых дефектов.

А также нельзя гарантировать, что в таком случае будет возвращена начальная геометрия формы. По этой причине практичней всего отдать работу настоящему профессионалу. Он сможет выполнить работу в срок и на высоком уровне качества, используя станок для проточки тормозных дисков, как в условиях мастерской, так и своими руками.

Разновидности станков для правки

Новейшие авто оснащаются дисками с разными конфигурациями из сложных сплавов. По этой причине часто используют особый станок для необходимой правки дисков:

  1. Для исправления дисков из металла.
  2. Для приведения в действия из легких сплавов.
  3. Для универсальных начинаний.
  4. Для исправления дефектов, вызванных восьмеркой.

Станок для правки литых дисков

По своему принципиальному назначению, все стендовые площадки бывают гидравлического и механического устройства. Станки для осуществления правок литых дисков способны выполнять следующее:

  • не допускают потерю гибкости;
  • осуществляют правку резиновых посадочных мест;
  • устранение вмятин небольшой глубины и при незначительном радиусе.

Как грамотно устранить неполадку на станках для проточки тормозных дисков?

Лучшим способом сделать это является осуществить прокатку посредством зажимных роликов. На вал инсталлируют прижимный крутящий момент, в это время специальные ролики оказывают воздействие на деформированные места, прижимаясь под нужным углом давления. Бортовые стороны диска обрабатываются роликами с трех обводных сторон. Их размер имеет функциональное значение.

В самом низу стендовой площадки установлен электродвигатель, который осуществляет передачу посредством редукторных клиньев и ремней. Качество и способ натяжения регулируется гайкой-уплотнителем. Как правило, работы осуществляются с 12-16 дюймовыми прокатками на станках для проточки тормозных дисков.

Правка дисков из легких сплавов

Последнее время круги из легких сплавов становятся все популярней и популярней. Они отличаются высоким уровнем прочности и легкости. Очень изящно смотрятся, но при этом достаточно сильно подвергаются быстрому износу. Как поступить в такой ситуации? Лучше всего отдать такой диск на реставрацию, при этом используют станок для правки литых дисков, который позволяет привести диск в исходное состояние, и сделать работу на высоком уровне.

Как правило, дефектный блин устанавливают на шайбу, она дает возможность закрепить любую форму дисковой поверхности. Форма изделия восстанавливается под трехтонным нажимом, который осуществляет встроенный привод гидравлики. Привод работает благодаря специального редукционного клапана, который управляется распределителем с регулируемым уровнем давления.

Часто устанавливают указатель для рихтовки и биения, это твердый металлический накопитель, который определяет время для полного рихтования ротора из легкого сплава. Станок, который способен в кратчайшие сроки выполнить необходимую работу, укомплектован полным циклом и механизмами для рихтовки.

Видео: правка литых дисков.

Как правило, используют два известных метода для обработки литых дисков своими руками:

  1. Посредством двусторонней прокатки с внутренней и наружной стороны;
  2. Цилиндрическим способом, который осуществляет исправление ручкой гидравлического переходника.

Полный цикл работы завершается обработкой резцами и шлифовальной щеткой по всему периметру ротора.

Читайте также: