Как размер колеса влияет на показания спидометра

Опубликовано: 16.05.2024

Чтобы не ходить "вокруг да около", скажем сразу: влияет. И отнюдь не в вашу пользу!

Знакомый чувак рассказывает: поменял заводские 14-дюймовые колеса на колеса диаметром 16 дюймов. "Смотрю на спидометр, - говорит он, - на нем разрешенные 60. А мне кажется, что все 80".

Врет, конечно. И все же доля правды в его словах есть.

Вспомним физику

На главном валу коробки передач (который идет на колеса) стоит датчик, который считает частоту его вращения. Он соединен с прибором прочным вращающимся тросиком, на противоположной стороне которого находится мудреное (на первый взгляд) устройство, состоящие из пластин, пружин и магнита, соединенное со стрелкой прибора. В электронном спидометре вместо тросика электрический провод передающий сигналы от вала к контроллеру спидометра.

В любом случае, расчет скорости движения (а заодно и пробега) происходит по установленному алгоритму, в котором учитываются два фактора: количество оборотов колеса и длина его окружности. Важно: при расчете предусматривается размер колеса, рекомендованный производителем. То есть, если компания настоятельно рекомендует использовать 14-дюймовые колеса, спидометр будет считать скорость так, как будто на авто стоят именно они. А если вы ставите 16-дюймовые диски (и, соответственно, резину того же диаметра), спидометр будет врать. Сильно?

Знающие люди утверждают: производители авто знакомы с тягой граждан ставить на авто колеса большего диаметра, чем рекомендован заводом, поэтому настраивают прибор так, чтобы он выдавал большую скорость, чем есть на самом деле (погрешность прибора). Таким образом, при установке колеса большего диаметра, погрешности вроде как нивелируются.

На самом деле, спидометр врет в любом случае. Хотя бы потому, что кроме погрешности самого прибора существуют и другие допуски, которые влияют на точность показаний. Датчик, например, тоже может врать. Считается, что для заднеприводных авто скорость измеряется точнее, чем для переднеприводных. А все потому, что у переднеприводных добавляется еще одна погрешность, на которую влияет поворот ведущего (переднего) колеса. Как-то так!

Вернемся к теме нашего разговора. Если вы установили на авто колеса большего размера, оно, проходя то же расстояние, будет делать меньшее число оборотов. На спидометре скорость будет меньше, чем есть на самом деле. Насколько меньше?

Займемся математикой

Если производитель авто указывает в качестве штатной 14-дюймовую "резину", а вы поставили на машину 16-дюймовую, это означает, что показания спидометра будут отставать от реальной величины на 3,5-4%. Может, чуть больше или чуть меньше (не забывайте, что шины могут иметь разный профиль и общий диаметр колеса может зависеть не только от диаметра диска).

Чтобы произвести расчет самостоятельно, вычислите длину окружности колеса для старого комплекта (диск+резина) и для нового. Длина окружности колеса (L) рассчитывается по формуле: L = 3,14 * D, где D - диаметр колеса. Диаметр колеса, в свою очередь, складывается из диаметра диска (в нашем случае 16 дюймов; один дюйм равен 2,54 см) и удвоенной высоты шины. Получить исходные данные по резине не сложно - по маркировке.

Чтобы посчитать погрешность, надо вычислить разницу между длиной окружности новых колес и длиной окружности старых колес и разделить ее на длину окружности старых колес, помноженную на сто.

Предположим, вы получили число 3,5. Это значит, что спидометр на вашем авто врет, как минимум, на 3,5% (а, возможно, еще больше - с учетом первоначальной погрешности). То есть, если вы едете с "как бы разрешенной" скоростью 79 км/ч (за нее не штрафуют), на самом деле вы двигаетесь со скоростью 81,76 км/ч. Та же "фигня" и с пробегом. На спидометре он равен 1000 км, а на самом деле - 1035 км.

Хотите, посчитайте сами. Если "в лом" воспользуйтесь одним из онлайн-калькуляторов. В Интернете таких много.


Важным условием эксплуатации любого транспортного средства является соблюдение норм, регламентируемых производителем и шины в этом вопросе не остаются в стороне. Любое изменение диаметра не пройдет бесследно. Увеличенный диаметр приводит не только к изменению тормозных показателей, но также затрагивает тяговые характеристики, проблему защиты окружающей среды путем увеличения выброса отработавших газов и, конечно, влияет на динамику автомобиля. Чтобы иметь большее представление о громадном ассортименте покрышек, поступающих на российский рынок, стоит пройти на сайт где вы сможете сравнить цены на понравившиеся модели.

Влияние на скорость при изменении размера

Для того чтобы ответить корректно на этот вопрос, достаточно взглянуть на сравнительные данные опытных автолюбителей, которые представлены ниже.

Родной размер 185/60/14.

Вот какие показатели, если поставить 195/60/14, и вот какая разница:

В первой колонке мы видим скорость на спидометре, а во второй - какая реальная скорость в км/ч. Как и предполагалось, разница оказывается небольшая, но она есть. Сравнительные данные подтверждают мнение многих авторитетных изданий, что ширина профиля покрышки влияет на скорость транспортного средства. В рассматриваемом варианте увеличение составляет примерно 2% на каждом скоростном интервале.

Как изменится скорость при изменении диаметра диска, смотрите ниже.

Как видно из данных таблицы, увеличение диаметра диска дает увеличение в скорости транспортного средства примерно на 4,5%.

Влияние на расход

Важно: размер покрышек влияет не только на скорость движения.

Если изменяется ширина профиля шины, расход топлива будет расти, ведь масса покрышек существенно возрастет. Двигателю потребуется больше мощности в момент ускорения транспортного средства. Кроме увеличившейся массы шины, очень часто возрастает шумность в салоне, к тому же, возникающее сопротивление качению приводит к увеличенному потреблению топлива.

Соответствующий рисунок протектора на широком профиле резины - хороший вариант, если речь идет об эксплуатации по рыхлому снегу и грунтовке. На асфальте и в гололед они будут сильно скользить, создавая аварийные ситуации. Для этих условий лучше подойдет узкая резина. Давление на дорожное полотно будет выше, а площадь опоры - меньше. Следует заметить, что производители, все-таки, не советуют устанавливать широкие покрышки в зимнее время, так как это заметно снижает тормозные характеристики.

Внимание! Все производители легкового и грузового транспорта программируют приборную панель автомобиля под определенные заданные значения, одним из них является конкретный типоразмер шин, поэтому своевольное изменение размера покрышки повлечет за собой выведение ложных показаний на спидометр, систему стабилизации и др. электронные приборы. Идеальным решением данной проблемы является калибровка спидометра после установки нестандартных шин или дисков.

Недавно в мире автомобилистов разгорелись нешуточные споры, что же больше влияет на скорость и расход топлива в авто?! Первая половина считает, что это диаметр колеса, вторые придерживаются мнения, что ширина профиля оказывает непосредственное влияние на эти показатели.

На авто с увеличенным диаметром колес мотору понадобится на порядок больше усилий для начала движения. Стартовый разгон потребует большего расхода бензина, при этом скорость, как показали данные таблицы, увеличатся в лучшем случае на 5%. Не удивительно, что определить точный расход проблематично, поскольку этот показатель, помимо диаметра диска, определяет и другие факторы. Во многом сторонники данной версии правы, так как считают, что увеличение расхода во многом предопределяет динамика движения. При меньших показателях скорости разница в потреблении будет практически незаметной, а во время ускорения «прожорливость» авто значительно возрастет.

Ширина покрышки по данным сравнительной таблицы влияет на скорость очень незначительно, в отличие от диаметра диска. А вот высота профиля может сыграть злую шутку с автолюбителем и свести все попытки сэкономить к нулю, если обновленная покрышка станет выше прежней.

Как же трудно бывает найти «золотую» середину, особенно, когда выбор просто зашкаливает и каждый производитель уверяет, что его продукция не подведет. Даже бывалые автомобилисты не всегда могут компетентно разобраться в данном вопросе, что же говорить о неопытных автолюбителях. Необходимо отлично понимать, что от правильно сделанного выбора будет зависеть безопасность вас и ваших близких

КАК ВЛИЯЕТ ДИАМЕТР ШИН НА ПОКАЗАНИЯ СПИДОМЕТРА

Для многих людей автомобиль – это не только удобное транспортное средство, но предмет гордости, а иногда и любви. Кроме того, среди многих автовладельцев силен дух соперничества – у кого машина красивее, мощнее, проходимее, быстрее – другими словами, круче.


И поэтому каждый человек, имеющий собственную машину, наверняка хоть раз пытался самостоятельно улучшить ее.


Одной из наиболее популярных «самоделок» является увеличение скорости автомобиля. Это и не удивительно, ведь еще неизвестно, что сильнее в каждом автовладельце – дух соперничества или жажда скорости. Самым простым из способов увеличить скорость машины является изменение диаметра ее шин в большую сторону. Вопрос в следующем: а так ли действенен этот способ?
Однозначно можно сказать одно: диаметр шины влияет на показания спидометра. Разумеется, скорость автомобиля тоже изменится, но ошибочно полагать, что скорость автомобиля изменяется пропорционально изменению размеру колес. Хотя бы потому, что на это не хватит мощности двигателя.

Но некоторые изменения в скорости все-таки произойдут. Основная их опасность – вовсе не в том, что кто-нибудь будет счастлив, разгоняясь до максимума, выжимая из машины все, что можно и еще чуть-чуть. Опасность состоит в том, что изменения в скорости такого рода занижают показания спидометра, что чревато проблемными ситуациями на опасных участках дороги и в местах с ограничениями по скорости.

Но почему же спидометр неправильно измеряет скорость движения автомобиля из-за такой мелочи, как изменение диаметра колес? Дело в том, что скоростной узел – основа механизма спидометра – состоит из магнита, оси и картушки. Магнит вращается, тем самым порождая магнитное поле, под воздействием которого отклоняется картушка, которая и заставляет двигаться стрелку спидометра. Отклонение картушки напрямую зависит от окружной скорости магнита, которая, в свою очередь, зависит от вращения приводного вала. А вот частота вращения вала пропорциональна частоте вращения колес. То есть, грубо говоря, спидометр замеряет частоту вращения колес, после чего переводит ее в скорость. А чем больше диаметр колеса, тем меньше оборотов на одном и том же отрезке ему придется сделать. Потому показания спидометра и изменяются.


Однако следует отметить, что занижение показаний спидометра возможно только при очень сильном увеличении диаметра шин, а оно возможно только в случае кардинальной переделки всего автомобиля.
Почему же незначительные изменения диаметра шин не могут занизить показания спидометра? Все просто: все заводские спидометры допускают погрешность, причем погрешность эта может быть только в положительную сторону (то есть прибор показывает скорость, которая больше реальной).


Как написано в ЕЭК ООН №39, погрешность может превышать реальную скорость движения не более чем 10% от нее + 6 км/ч. То есть, при реальной скорости в 60 км/ч спидометр может показывать от 60 км/ч до 72 км/ч, но никак не меньше. Как правила, показания спидометра хоть немного, но завышены, поэтому при изменении диаметра колес в большую сторону, показания спидометра, скорее всего, приблизятся к реальной скорости, а не станут ниже.

Соотношение скорости автомобиля с заводскими шинами и автомобиля с шинами большего диаметра легко высчитать по формуле V1/V2 = (12.7*R1 + 0.01*H1*P1)/(12.7*R2 + 0.01*H1*P2), где V – скорость, P – относительная высота шины, R – диаметр диска, H – ширина профиля шины, а цифры 1 и 2 используются для обозначения параметров заводских шин (1) и новых, с измененным диаметром (2). Кроме того, для определения погрешности спидометра можно воспользоваться шинным калькулятором – программой онлайн, которая произведет все необходимые подсчеты самостоятельно.
_________________________________

Перепечатка статьи без гиперссылки на сайт TRASSA.BY - запрещена.

Поделитесь этой статьёй со своими друзьями и знакомыми в социальных сетях и блогах:

Иногда возникает ситуация, когда автомобилисты устанавливают колёса иного размера, чем положено производителем.

Чаще всего они предпочитают ставить диски большего диаметра. При этом у них нередко возникает вопрос о том, как изменятся показания спидометра после этого и изменятся ли вообще?

Влияет ли радиус колес на показания спидометра

На самом деле никаких изменений в показаниях быть не должно. Ведь спидометр показывает скорость движения. А на это размер колёс не оказывает никакого влияния. Но в реальности автомобиль в этот момент будет двигаться с большей скоростью, чем показывает прибор. Кстати, тоже самое произойдёт и с пробегом. На одометре он будет несколько занижаться. На самом деле машина пройдёт чуть больше километров.

Несмотря на наличие разницы значений, она окажется незначительной. И, конечно же, ни на что больше это повлиять не может. Единственное, что, возможно, придётся ехать чуть медленнее и внимательнее под камерами, чтобы не получать лишних штрафов за превышение скорости.

Но желающим установить на свой автомобиль нестандартные колёса радоваться рано. Ведь мнимое изменение показаний спидометра при этом, о котором нередко говорят в Интернете, это не самое страшное, что может случиться после. Тем более, что, как видно из нашей статьи, всё это совсем не так на самом деле.

Поэтому лучше всего использовать колёса штатных размеров. Но незначительные отклонения в большую или в меньшую сторону зачастую допускаются.

Прежде чем решиться на такие изменения, следует внимательно ознакомиться с рекомендациями автопроизводителя. Кроме того, можно посоветоваться со специалистами, занимающимися тюнингом авто. И слишком сильно отступать от рекомендованных параметров, всё же, не стоит.

А, если уж очень хочется, то нужно быть готовым к дополнительным затратам и работам по изменению конструкции машины. Они будут необходимы, чтобы обеспечить нормальную управляемость и безопасность транспортного средства. Кроме того, может потребоваться официальная регистрация преобразований.

Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью замены колес. И здесь встает вполне резонный вопрос - что будет, если поставить на автомобиль элементы другого диаметра? Ответ здесь однозначный - это повлияет на многие параметры в машине, в особенности - на показания спидометра.

Как размер колес влияет на показания спидометра

Сразу заметим, что данные с этого прибора после установки колес другого диаметра пойдут не в пользу владельца. В практике уже есть примеры, когда водители, например, вместо штатных 14-дюймовых элементов, устанавливали колеса на 16 дюймов. После этого обращали внимание на спидометр, который показывал 60 км/ч, а на деле скорость переваливала за 80 км/ч.

Окунемся в науку. Главный вал коробки передач оснащен датчиком, который считывает частоту вращения элемента. Соединение происходит при помощи прочного тросика, который тоже может вращаться. На другой его стороне есть очень непростое устройство, которое состоит из нескольких пластин, пружин и одного магнита. Все это соединяется с приборной стрелкой. В электронных устройствах взамен тросика устанавливается электропровод, который передает все данные от вала к контроллеру.

В одном и другом варианте подсчет скорости движения осуществляется по единому принципу. Здесь в учет берутся только 2 показателя - количество оборотов и длина окружности элемента. Важный фактор - при расчете данных учитывается размер колес, который предусматривался заводом. Например, если в автомобиле рекомендуют применять колеса только на 14 дюймов, спидометр будет учитывать при подсчете только этот размер. Поэтому, при установке большего элемента, прибор начнет выдавать ложные показания. Но так ли сильно отличаются цифры?

Как размер колес влияет на показания спидометра 3

Специалисты заверяют, что многие производители уже давно знакомы с желанием автомобилистов заменять колеса на больший размер. Устройство изначально настраивается так, чтобы в расчет бралась погрешность. После установки более крупных колес, погрешность должна приравнивать показатели. Однако, практика показывает, что спидометр врет всегда. И объясняется это тем, что кроме погрешности есть и другие факторы, влияющие на показания. Например, тот же датчик может выдавать ложные данные. Специалисты говорят, что у автомобилей с задним приводом скорость считывается более точно, чем у авто с передним приводом. Это объясняется тем, что у вторых имеется еще одна погрешность при поворотах.

Как размер колес влияет на показания спидометра 4

Вспомним математику. Если вместо 14-дюймовых колес поставить 16-дюймовые, показания будут отклоняться примерно на 4%. Чтобы просчитать погрешность, нужно вычислить две длины - окружность прежнего и нового элемента. Это нужно делать по формуле - 3.14 * D (диаметр колеса). Диаметр колеса можно узнать путем сложения диаметра диска и высоты шин, умноженной на 2. Для получения данных о погрешности нужно найти разницу между длиной окружности новых и старых колес, затем поделить на длину окружности прежних элементов, умноженную на 100.
Например, если получилось число 3.5, это означает, что отклонения на спидометре составляют 3.5%. Если во время движения скорость на приборе стоит на 79 км/ч, фактически, она достигает 81.76 км/ч. Тот же принцип касается и пробега - стоит 1000 км, а на самом деле 1035 км.

Как размер колес влияет на показания спидометра 5

Итог. На показания спидометра могут влиять колеса другого размера - скорость показана меньшая, то же касается и показателя пробега.

Читайте также: