Как ставить транцевые колеса на лодку пвх правильно

Опубликовано: 13.05.2024

Чувства радости и эйфории от покупки лодки ПВХ с мотором могут быстро смениться на негативные эмоции от неудобства спуска лодки на воду и подъему ее на берег, особенно если рядом нет помощника. Полностью снаряженная лодка длиной в 3,6 м с мотором в 15 л.с. будет иметь вес под 100 кг. Даже с напарником вытащить лодку на берег, не снимая мотора, будет тяжелой физической нагрузкой.

Трение днища лодки о камни при волочении не пройдут бесследно для ткани ПВХ, обязательно появятся царапины и даже порезы. Установка транцевых колес на лодку ПВХ решит проблемы неудобства эксплуатации лодки. Принцип перемещения лодки с установленными колесами на транце напоминает обычную тележку, где основная нагрузка приходится на колеса.
Схема установки транцевых колес на лодку ПВХ.

Транцевые колеса для ПВХ лодки

Транцевые колеса имеют различное конструктивное исполнение. При этом схема установки колес для всех конструкций одинакова:

  1. Ось транцевых колес должна находиться впереди плоскости транца. Это позволяет приблизить ось колес к центру тяжести для распределения нагрузки от массы лодки и мотора.
  2. Расстояние между нижней кромкой транца и поверхностью колеса должно быть не менее 20 мм.
  3. Расстояние между нижней кромкой транца и нижней кромкой кронштейна, прикручиваемому к транцу, должно превышать 5 мм.
  4. Зазор между внутренней частью баллонов и поверхностью колеса должно быть не менее 10 мм, чтобы при поднятии колес, они не задевали баллоны.
  5. Колеса должны находиться снаружи от стойки, то есть колесо должно быть между стойкой и баллоном. В противном случае колеса и мотор будут задевать друг друга.
  6. Колеса необходимо устанавливать строго вертикально.
  7. Конструкция кронштейна и стойки должна соответствовать конструкции лодки.

Один из вариантов размещения транцевых колес

Действия перед установкой транцевых колес на лодку ПВХ.

Перед началом установки ранцевых колес необходимо изучить инструкцию по установке транцевых колес на лодку. После изучения инструкции необходимо заранее приготовить необходимые инструменты и материалы:

  • уровень;
  • электродрель со сверлами по дереву диаметром 4 мм и 10 мм (диаметр необходимый для отверстий под крепежные элементы);
  • отвертку и ключи для крепежных элементов;
  • силиконовый герметик;
  • карандаш, маркер.

Установку транцевых колес необходимо проводить на лодку в накаченном виде. Если лодка пайольная, то пайолы можно не собирать, а накачать только все отсеки кроме киля.
Инструкция по установке транцевых колес на лодку ПВХ.

Накаченную лодку устанавливают на подставки высотой в 40-50 см, позволяющие при монтаже колес свободно проходить последним между нижней кромкой транца и поверхностью, на которой работаете (земля, пол).

Варианты крепления стойки колес к транцу зависят от конструкции стоек и механизма крепления к транцу. Наиболее удобными при эксплуатации и массовыми являются откидные съемные транцевые колеса, которые крепятся к транцу с помощью специального кронштейна. Стойка крепится к кронштейну с помощью болта, играющего роль оси, вокруг которой стойка откидывается наверх или устанавливается в рабочем положении.

Этапы установки транцевых колес

  1. Размечаем место крепления кронштейна на транце. От внутренней части баллона к центру транца на расстоянии 85-90 мм наносим вертикальную линию. От точки пересечения этой вертикальной линии с нижней кромкой транца отмеряем не менее 5 мм (желательно 10-15 мм минимум) и проводим горизонтальную линию в сторону центра транца.
  2. Собираем кронштейн и стойку колес вместе. Прикладываем собранную конструкцию к размеченным линиям. Если разметка с левой стороны, то прикладываем левое колесо, если с правой стороны – правое колесо. Кромки кронштейна должны располагаться на размеченных линиях. Удерживая одной рукой кронштейн проверяем, не задевает ли колесо кромку транца (зазор должен быть не менее 20 мм) и баллон с внутренней стороны.
  3. Если параметры минимальных зазоров не выдерживаются, то перемещаем кронштейн в горизонтальном или вертикальном положении до выполнения требуемых параметров. Если требуемые минимальные зазоры выполняются, то фиксируем положение кронштейна и отмечаем точки под крепления к транцу.
  4. Размеченные точки для отверстий под крепежные элементы сначала просверливаем сверлом меньшего диаметра, а затем сверлом равного по диаметру болта. При рассверливании отверстия сверлом большего диаметра желательно не доходить до конца несколько миллиметров, а рассверлить отверстие с обратной стороны. Это позволит избежать сколов на транце при выходе сверла.
  5. После рассверловки промазываем отверстия силиконовым герметиком для предотвращения попадания влаги внутрь транца во избежание преждевременного гниения. Также промазываем герметиком болты и внутреннюю сторону шайб.
  6. Производим крепление кронштейнов (предварительно отсоединив их от стоек).
  7. Устанавливаем снова стойки на кронштейны и проверяем работоспособность колес в разных положениях.

Особенности установки транцевых колес на лодку ПВХ «Солар»

Лодки компании «Солар» имеют надувное дно низкого давления. Транец находится сверху надувного дна, который выпирает за транец. Снизу по дну лодки по всей длине между баллонами имеется специальный фартук из ткани ПВХ, позволяющий выходить на глиссирование. Этим объясняется применение транцевых колес с удлиненной стойкой и изогнутой конструкции (или установкой стойки в рабочем положении под углом к транцу), чтобы избежать загиба фартука.

При разметке установки кронштейна на транец необходимо учитывать толщину надувного дна. Можно использовать колеса с удлиненной стойкой прямой конструкции, но в этом случае придется вставлять проставки (фанера, текстолит) между кронштейном и транцем, а также использовать болты увеличенной длины.

Установка на лодку ПВХ Касатка

При установке колес на лодку Касатка стоить учитывать, что это достаточно килеватая лодка с пайольным дном. При отступе от нижней кромки транца необходимо установить кронштейн таким образом, чтобы при сверловке крепления были выше держателей пайол с внутренней стороны. Кроме того, располагать нижнюю кромку кронштейна необходимо не параллельно кромке транца, а горизонтально.

На лодку ПВХ Викинг

Установка транцевых колес простая и доступная для выполнения любому водомоторнику операция. Она позволит заметно облегчить нагрузку при перемещении лодки с мотором в одиночку на поверхности, спуску на воду и ее подъему на берег.

Лодка из ПВХ гораздо лучше старых резиновых моделей — это знают практически все. Однако обойтись самим плавсредством в чистом виде не всегда возможно. Весьма часто требуется установка транцевых колёс на лодку ПВХ, и важно знать, как проводится эта процедура.

Зачем это нужно?

Спускать лодку на воду и выталкивать её обратно на берег бывает довольно тяжело. Это вызывает порой трудности и у крепких, физически развитых людей. Часто встречаются плавсредства, которые при длине 3,6 м и установке мотора «тянут» на 100 кг. И это ещё без учёта топлива, без учёта перевозимого груза, улова или охотничьей добычи. Можно, конечно, привлечь к делу помощника, но не всегда это получается, да и зачем, когда есть отличный выход — монтаж специальных колёс.

Но с тяжестью ещё можно как-то примириться. А вот с избыточным трением мириться нежелательно. Когда лодку волочат о камни при высадке на необорудованный берег, она неизбежно покроется царапинами. И, быть может, даже будет немного порезана. Да, современные материалы позволяют конструкции перенести такие события без особых последствий.

Однако если они будут повторяться систематически, ничто не сможет выдержать возникающую нагрузку; решение проблемы то же самое — крепление транцевых колёс на лодке.

Инструкция по работе

Существует достаточно много разных транцевых колёс. Но в любом случае их ось должна быть выдвинута вперёд относительно плоскости транца. Тогда ось оказывается максимально близко к центру тяжести плавсредства. Поэтому нагрузка распределяется наиболее равномерно. Прочие требования таковы:

  • от нижней границы транца до обода колеса должно быть минимум 2 см;
  • от нижней границы транца до основания присоединяемого к нему кронштейна — минимум 0,5 см;
  • зазор между внутренней частью баллонов и колесом должен быть минимум 0,1 см (иначе колёса, поднимаясь, будут задевать баллон);
  • монтаж надо производить на внешней стороне по отношению к стойке, чтобы исключить помехи для мотора;
  • колёса ставят строго вертикально;
  • кронштейн и стойку выбирают так, чтобы они вписывались в конструкцию лодки.

До установочных работ надо сначала внимательно изучить инструкцию на судно и рекомендации по монтажу. Для работы понадобятся:

  • строительный уровень;
  • электрическая дрель со свёрлами для древесины на 4 и на 10 мм;
  • отвёртка;
  • ключи;
  • герметик на базе силикона;
  • маркер;
  • карандаш.

Чтобы правильно установить на транец колёса, нужно сначала накачать саму лодку. На пайольном плавсредстве допускается не подсоединять все пайолы, а ограничиться накачиванием любых отсеков, за исключением киля. Когда лодка накачана, её следует закрепить на подставках высотой не менее 0,4 и не более 0,5 м. Этот размер подобран не случайно — он позволяет монтируемым колёсам без проблем проходить в промежуток от нижней кромки транца до поверхности. Как именно присоединить колёсные стойки к транцу, нужно решить, изучив исполнение этих стоек и вид самого транца.

Если ориентироваться на удобство при эксплуатации, наилучшим выбором оказывается употребление откидывающихся съёмных движителей, присоединяемых через особый кронштейн. Для прикрепления к нему используется болт, заменяющий ось. Вокруг этой оси стойка поднимается вверх либо ставится в рабочее положение. Если решено прикрепить своими руками колёса именно по такой схеме, то начинают с разметки места установки кронштейна. Отсчёт ведут от внутреннего участка баллона.

До середины транца проводят вертикальную линию длиной 8,5–9 см. Там, где она пересечётся с нижней гранью транца, останавливаются и отмеряют минимум 0,5 см, а в идеале 1-1,5 см. Далее, проводят горизонтальную линию до середины транца. Следующий шаг — сбор кронштейна и колёсной стойки. Соединив их, примеряют сборку около разметки. Если линии оказываются справа, то прикладывать нужно правое колесо (и наоборот).

При примерке внимательно смотрят, как именно располагаются кромки кронштейна по отношению к линиям разметки. Они должны строго совпадать. Держа одной рукой кронштейн, смотрят, не касается ли колесо поверхности транца и внутреннего участка баллона. Наименьший допустимый зазор — 2 см.

Если это условие соблюдено, надо запомнить такое расположение кронштейна и пометить маркером точки, в которых будет делаться крепление.

Нужные места, чтобы можно было поставить крепёж, сверлят дважды: с чуть меньшим сверлом и со сверлом, чей диаметр равен диаметру болта. Советуют при втором проходе не пробивать последние миллиметры, а рассверливать отверстие с противоположной стороны. Тогда транец не будет раскалываться, когда из него выходит сверло. Закончив сверление, отверстия обмазывают герметиком на основе силикона. В противном случае транец будет отсыревать и гнить; рекомендуется также использовать герметик для обработки болтов и внутренней стороны шайб.

Кронштейны крепят, заранее вынув их из стоек. Окончательно соединяют эти части, когда кронштейны поставлены жёстко. Следует оценить, насколько работоспособны колёса в различных положениях. Если этого не сделать сразу, можно будет столкнуться с серьёзными неприятностями при эксплуатации. Но, разумеется, описанная только что схема подойдёт не для всех лодок.

Транцевые колёса на плавсредства с НДНД ставят иначе. Примером такой конструкции являются лодки от фирмы «Солар». Транец у них располагается над надувным дном. Внизу вся часть днища, находящаяся между баллонами, покрыта фартуком из ПВХ. Это решение позволяет обеспечить лёгкий выход на глиссаду. Поэтому приходится использовать транцевые колёса особого типа. У них должна быть удлинена стойка, а сама конструкция должна быть изогнута.

Впрочем, есть и альтернативное решение — монтаж стойки под определённым углом к транцу. Если ставить конструкцию прямо, фартук может загибаться, и его работа нарушается. Во время разметки надо принимать во внимание толщину надуваемого днища. На панельную и на обычную лодку в равной степени можно ставить иногда колёса с удлинённой прямой стойкой.

Однако придётся увеличивать расстояние, отделяющее кронштейн от транца, за счёт фанерных или текстолитовых проставок, а также болтов большой длины.

Свои особенности имеет работа с лодкой «Касатка». Она отличается повышенной килеватостью и имеет пайольное днище. Отступая от низа транца, кронштейн крепят так, чтобы крепёж находился над внутренними держателями пайол. При этом низ кронштейна должен находиться не параллельно кромке транца, а по горизонтали. У лодки «Викинг», ввиду её меньшей, чем у «Касатки», килеватости, кронштейны также ставят над пайольными упорами.

Необходимо учитывать ещё несколько тонкостей и нюансов. Так, разнося транцевые колёса максимально широко, упрощают транспортировку лодки. Но при этом надо заранее убедиться, не станут ли колёса касаться баллонов, когда их поднимают в нерабочее расположение. Также следует проверять, не помешают ли они развороту подвесного мотора во время езды. Стоит позаботиться о строгой параллельности колёс по отношению друг к другу. Только при таком расположении двигать плавсредство по земле будет легко.

Кроме того, нарушение параллельности колёс приводит к быстрой порче их при использовании. Исключить ошибки при сверлении отверстий можно, используя строительный уровень. Пробивать отверстия нужно только особым сверлом (так называемым пером). Проходка отверстий сверлом по металлу приводит к вырыванию кусочков фанеры и порче облика транца. Рекомендуется также проверять, что сверло не будет повреждено само и ничего не поломает.

Оси всех крепёжных отверстий располагают под углом 90 градусов к плоскостям транцев. При таком условии обеспечивается плотное прилегание шайб и головок болтов. Когда накручивают гайки на болты, их нельзя затягивать чрезмерно с первой попытки. Пусть будет последовательная подтяжка — она поможет однородно распределить нагрузку между соединениями.

И последний момент — если что-то вызывает сомнения, вопросы, нужно сразу обращаться за консультацией к профессионалам.

Ощущение радости от предстоящей рыбалки может померкнуть, когда возникнет необходимость тащить моторную ПВХ лодку к водоему. Большинство моделей имеет приличный вес. Масса полностью снаряженного устройства длиной больше 3 метров и мотором 15 л.с. составляет около 100 килограмм. Даже в компании с товарищем вытащить такой агрегат из воды без снятия мотора будет весьма сложным занятием.

К тому же если тянуть лодку по земле, это может негативно сказаться на состоянии днища. Есть риск поцарапать материал или даже порезать. Но выход есть. Благодаря конструктивным особенностям таких изделий можно выполнить установку транцевых колес на лодку ПВХ.

установка транцевых колес на лодку

Колеса для лодки ПВХ могут располагаться в двух положениях. Первое положение – перевозка лодки по земле, второе (нерабочее) – ее движение по воде. Габариты транцевых колес и стоек невелики, поэтому не вызывают неудобства в процессе плавания.

Установка транцевых колес не представляет ничего сложного. Достаточно закрепить пару колес к внешней части транца с помощью обычных болтов. Отверстия рекомендуется покрыть специальным составом, чтобы влага не попала внутрь.

Типы транцевых колес

Какие транцевые колеса лучше выбрать для ПВХ лодки? Они делятся на 4 основные группы и отличаются способом монтажа и конструкцией.

Полуавтоматические перекидные

перекидные транцевые колеса

Могут принимать рабочее или транспортировочное положение за счет установленного перекидного подпружиненного механизма.

Когда лодка идет по воде, колеса легко поднимаются и фиксируются по бокам мотора. Для снятия необходимо раскрутить гайку и достать болт.

Не каждого устраивает, что при движении плавсредства по воде колеса подняты вверх. Такое положение может создавать помехи, если к транцу прикреплен эхолот. В результате места остается мало.

В каких случаях выбирают полуавтоматические колеса перекидного типа для надувной лодки? Если их необходимо взять на судно, затем приплыть к берегу, вытянуть лодку и довезти до нужного места.

На шпильках для НДНД

Фиксация к транцу осуществляется с помощью двух шпилек. Имеется два положения: функциональное и транспортировочное. Шпильки устанавливаются в заранее подготовленные отверстия, далее на них надеваются колеса и фиксируются шплинтами. В транспортировочном положении шасси приподняты.

транцевые колеса на шпильках для лодки ПВХ

Чем эта разновидность отличается от перекидной? В данном случае для перемещения колес в верхнее положение придется проделать больше работы. Понадобится убрать шплинты, демонтировать колеса, после чего их перевернуть, а затем снова надеть и зафиксировать.

Быстросъемные транцевые колеса

Принимают одно положение – для перемещения лодки по берегу. После ее доставки на место они легко отщелкиваются от фланца. Далее можно закинуть их в лодку или сложить на берегу.

Предпочтение такому варианту отдают именно благодаря удобному и быстрому снятию колес. А вот брать их с собой на воду нет никакого смысла. Проще оставить на берегу, а после причаливания прикрепить.

Транцевые колеса на струбцинах

Что такое струбцина? Как известно, конструкция состоит из колеса, кронштейна и стойки. В данном случае вместо кронштейна используют струбцину. Она делает колеса съемными, при этом устанавливать и демонтировать их можно за считанные секунды. Нужно лишь ослабить крепление, и стойка легко снимется с транца.

тарнцевые колеса на струбцинах

Для монтажа сверлить отверстия нет необходимости. Это главное преимущество такого вида колес для лодок.

Модель предназначена преимущественно для лодок ПВХ пайольного типа. Именно эти плавсредcтва всем весом транцевой доски опираются на кронштейны колес. Почему нельзя использовать механизмы со струбцинами для моделей с НДНД (надувным днищем низкого давления)? Нижняя часть транца у них не жесткая и выходит за пределы лодки. Поэтому отсутствует возможность установки на такую конструкцию.

Крепление производится на участке транцевой доски с максимальной высотой полметра. Механизм фиксации струбцины довольно широкий и займет немало места сверху транца. Следует определить, хватит ли там места для расположения колес с учетом мотора.

Транцевые колеса на струбцинах выбирают те владельцы лодок, которые не желают проделывать в корпусе отверстия или у них в наличии имеется несколько плавсредств. В таком случае можно менять колеса, устанавливая то на одно судно, то на другое.

Все чаще рыболовы выбирают транцевые колеса без сверления транца. Это эргономичная конструкция оснащена удобной ручкой-ключом. Установка производится на все существующие стандартные транцы. Может принимать рабочее и транспортировочное положение. Рабочая нагрузка таких моделей составляет 120 кг благодаря качественной аргонной сварке. Гальваническое покрытие защищает металлические части колес от коррозии. Такие приспособления оснащены резиновым амортизатором и вставкой, чтобы обезопасить поливинилхлоридную лодку и транец от повреждения. Пластиковая пружина обеспечивает простую, быструю установку и смену функции (с транспортировочной на рабочую, и наоборот).

Вышеназванные варианты относятся к категории «умных» транцевых колес. То есть это конструкции, которые можно снимать и устанавливать без сверления и сложных маневров. Главная особенность – наличие специальной ручки, которая позволяет складывать и раскладывать колеса прямо с лодки. Демонтаж выполняется за пару секунд в отличие от длительных манипуляций с колесами, имеющими стандартное крепление. Такая модель привлекает многих владельцев плавсредств, но цена «умных» колес достаточно велика. Некоторые умельцы изготавливают быстросъемные транцевые колеса без сверления самостоятельно по специальным чертежам.

Преимущества «умных» колес:

  • возможность использовать одну пару для нескольких лодок;
  • совместимость с большинством моделей водных транспортных средств;
  • снятие и крепление колес за пару секунд;
  • экономия места в судне за счет того, что быстросъемные колеса можно демонтировать и оставить на берегу.

Разновидности шасси транцевых колес

Существуют различные виды шасси. Перечислим их:

  • резиновые надувные;
  • литые резиновые (полиуретановые);
  • пластиковые.

Чтобы безошибочно выбрать колеса для лодки, необходимо в первую очередь учитывать местность, где будет происходить эксплуатация.

шасси для транцевых колес

Для транспортировки плавсредства по галечному берегу облегчить задачу помогут надувные колеса. А вот полиуретановые или пластиковые вызовут массу затруднений при перемещении. На обычном берегу без большого количества песка или множественных выступов допускается любой вариант. По песку удобней перемещать судно на широких колесах, которые не проваливаются.

Остановимся более подробно на материале колес.

Резиновые надувные модели популярны благодаря возможности изменить диаметр. Для этого достаточно лишь отрегулировать степень давления в шинах, накачивая колесо сильней или слабей.

Эта опция полезна, если рыбалка происходит на местности с разной почвой, например, побережье песчаное, а берег твердый. Чтобы плавсредство не завязло в песке, достаточно приспустить воздух. Для движения по твердой почве лучше максимально накачать колеса. Главным недостатком надувных колес является риск их прокола.

Полиуретановые колеса прочные и надежные. Выполнены из цельного куска резины, они не рвутся и не сдуваются. Но использовать такие шасси лучше только на твердом грунте. При частой езде по асфальту или другому шероховатому покрытию цельные резиновые модели быстро стираются.

Пластиковые шасси стоят недорого, мало весят, достаточно ударопрочные и износостойкие. Но не подойдут для перемещения лодки по рыхлым и вязкам грунтам, а при езде по слишком твердой поверхности на пластике могут образоваться вмятины.

Важен не только материал, но и диаметр. Большие колеса обеспечивают быстрое и легкое перемещение лодки. Обязательным условием является наличие подшипников, которые дают плавность хода при вращении. Но подшипники имеют свойства ржаветь, поэтому их необходимо регулярно смазывать.

Как правильно выбирать транцевые колеса?

В рыболовных магазинах представлен большой выбор моделей, которые различаются по весу и размерам. Правильно подобранные транцевые колеса обеспечат лодке хорошую проходимость, маневренность и продлят срок ее эксплуатации. Ниже приведены советы по выбору колес:

  • Максимальная нагрузка. Для этого необходимо учесть вес лодки с мотором и всей амуницией. Исходя из полученной цифры, останется выбрать подходящий комплект.
  • Ширина шасси. Небольшие в диаметре и узкие колеса подойдут разве что для доставки лодки по твердому грунту. Если это песок или мягкая поверхность, лучше остановиться на более широких моделях.
  • Материал кронштейна. Оптимальным вариантом считается нержавейка, которая обеспечит надежную защиту поверхности при постоянном контакте с водой.
  • Тип стойки. Бывает изогнутым или прямым. Последний предпочтителен для большинства моделей плавсредств, к тому же он долго служит, не деформируется, стойкий к нагрузкам. Изогнутая форма подойдет для небольших плавучих средств, а также моделей вида НДНД.
  • Материал колес. Достойные характеристики имеет облегченный полиуретан. Он легко ездит по любым поверхностям, не разрывается от попадания на острые участки, а также долго служит.
  • Производитель. Стоит отдать предпочтение ведущим производителям, поскольку от качества колес зависит удобство эксплуатации лодки на суше и ее срок службы.

Требования к установке колес

Крепление колес на транец лодки ПВХ будет выполнено правильно при условии соблюдения ряда требований. Поэтому прежде чем приступить к работам, целесообразно узнать о некоторых нюансах. Это поможет избежать сложностей установки и предотвратит повреждение материала судна.

требования к правильной установки колес на лодку пвх

  • Между днищем плавсредства и поверхностью шины колеса необходимо обеспечить нужное расстояние. Делается это для того, чтобы при перемещении лодки по грязи в плохую погоду зазор позволял колесам вращаться. Оптимальным расстоянием считается 20 мм.
  • Запрещается смещение фланцев к краю нижнего сегмента транца. Необходимо обеспечить минимальное расстояние в 5 мм между наиболее низкой точкой крепления и краем фланца. Для чего это нужно? Причина в многослойной фанере – составной части конструкции. Она не слишком прочная, при этом на нее накладываются немалые нагрузки. Поэтому рекомендуется увеличить расстояние, насколько возможно. Оно зависит от длины стойки колеса.
  • Если у стоек колес имеется изгиб, в ходе установки нужно, чтобы ось располагалась как можно ближе к центру тяжести. Изгиб направляется от кормы к носу, не наоборот. В результате колеса испытывают максимальную нагрузку, а это упрощает перевозку судна по земле.
  • Стойка колеса должна располагаться только вертикально.
  • В ходе монтажа стоек следует позаботиться о возможности складывания колес. Даже при условии, если производится установка быстросъемных транцевых колес для НДНД.
  • В сложенном виде колесо не должно касаться баллона лодки. Необходимо максимально развести колеса так, чтобы увеличить устойчивость при движении судна по твердой суше. Участок между баллоном и колесом не должен быть меньше 10 мм.
  • Как определить, где правая стойка, а где левая? Для этого в процессе установки следует повернуть колесо к баллону. Многие делают на данном этапе ошибку, поворачивая его к мотору. И тем самым, возникает путаница.

Перед установкой необходимо внимательно прочесть инструкцию по эксплуатации, которая входит в комплект колес. Далее следует подготовить следующие приспособления:

  • дрель для образования отверстий;
  • фломастер для нанесения разметки;
  • сверла меньшего и большего диаметра (последний равнозначен диаметру болтов);
  • герметик на силиконовой основе для обработки отверстий и комплектующих;
  • уровень – понадобится для размещения колес, строго параллельно друг другу;
  • ключи для работы с крепежами.

Монтаж колес на транец будет выполнен правильно, только если плавсредство полностью накачано. Как быть с пайольными моделями? В данном случае необходимо накачать все отделения, кроме киля.

Пошаговый процесс монтажа транцевых колес своими руками

В первую очередь необходимо подготовить лодку. Ее накачивают и устанавливают на подставку высотой около 50 сантиметров. Это способствует удобному монтажу колес и их свободному прохождению между нижним сегментом транца и землей.

Тип крепления стойки шасси к транцу определяется с учетом фиксирующего механизма и конструкции стойки. Наиболее удобными считаются съемные откидные модели колес. Они крепятся с помощью специальных кронштейнов болтовым соединением, который обеспечивает фиксацию к стойке и выполняет функцию оси. Вокруг нее стойка крутится вверх/вниз, меняя свое положение с рабочего на транспортировочное, и наоборот.

  1. Создание разметки. Для этого фломастером или карандашом ведется линия по вертикали до центральной части транца. Линия имеет длину около 9 см. Когда она пересечется с нижней частью, следует отмерить 0,5-1,5 см и провести полосу по горизонтали до середины транца.
  2. Сборка колесной конструкции. После их соединения необходимо примерить конструкцию согласно выполненной разметке. Если линии находятся с правой стороны, прикладывается правое колесо, для левой проделываются те же шаги.
  3. Примерка к плавсредству. Предельное внимание уделяется расположению кромки кронштейна, которая должна совпадать с линиями разметки. Придерживая кронштейн свободной рукой, необходимо проверить, не цепляет ли колесо внутреннюю часть баллона или поверхность транца. Минимальный размер зазора составляет 2 см. При достижении нужного расположения эта точка отмечается фломастером. Место будущего крепления рассчитано и зафиксировано.
  4. Сверление отверстия. Этот процесс выполняется два раза подряд. Сначала берется небольшое сверло, а затем устанавливается тот размер, который идентичен диаметру болта. Рекомендуется при втором заходе не проделывать отверстие до конца, а остановиться на последних миллиметрах, после чего закончить начатое с противоположной стороны. Это предотвратит раскалывание транца, когда сквозь него проходит сверло.
  5. Обработка герметиком на основе силикона. Созданные отверстия обрабатываются защитным составом. Это поможет избежать гниения и образования плесени. Герметик необходим в том числе для нанесения на болты и поверхности шайб с внутренней стороны.
  6. Крепление кронштейнов. Предварительно они снимаются со стоек. После того как кронштейны прочно установлены на свои места, все части соединяются окончательно.
  7. Оценка качества работы колес, смена положений с транспортировочного в функциональное.

Такая инструкция подойдет не для любых водных транспортных средств. Например, установка транцевых колес на лодку ПВХ НДНД осуществляется по-иному. Далее будет рассмотрен процесс монтажа на примере продукции от «Солар». У такого судна расположение транца отличается (он закреплен над дном). Нижняя часть днища проходит между баллонами со специальным фартуком из поливинилхлорида. Такая особенность обеспечивает более удобный выход на глиссаду. В данном случае на лодку ПВХ НДНД устанавливаются особые транцевые колеса. Главное их отличие – удлиненная стойка и крепления изогнутой формы. К таким конструкциям относятся модели ТК36п и ТК24п от Калипсо про.

Альтернативный вариант – монтаж стойки под нужным углом в отношение к транцу. При установке конструкции строго прямо произойдет загиб фартука и нарушение его работы. Поэтому на этапе разметки следует учесть толщину днища в рабочем (накачанном) состоянии.

Есть особенности и у монтажа плавсредства «Касатка». Главное отличие – пайольное днище. Кронштейн крепится с отступом от низа транца, в результате чего крепеж располагается над фиксаторами пайол с внутренней стороны. Нижняя часть кронштейна устанавливается по горизонтали. У других моделей расположение параллельное.

Еще одно судно с нюансами в установке колес – «Викинг». Уменьшенный вариант предыдущей модели, производитель – Посейдон. Ее отличие заключается в еще меньшей килеватости. Монтаж кронштейнов производят над пайольными держателями, как и в случае с «Касаткой». Если расположить колеса слишком близко к баллонам или стойкам, они будут цепляться за фартуки.

Существуют и другие нюансы, которые следует принимать во внимание в ходе монтажа. Разносить транцевые колеса лучше как можно шире. Это упростит транспортировку судна. При этом не стоит забывать о баллонах и стремиться к тому, чтобы колеса, находясь в транспортировочном приподнятом положении, не соприкасались с ними. Также необходимо убедиться, что они не станут препятствовать развороту мотора, когда лодка окажется на воде.

Важно соблюсти строгую параллель между колесами в ходе установки. В противном случае управляемость лодки на шасси по берегу вызовет массу трудностей.

При желании любой владелец судна сможет выполнить монтаж транцевых колес. Главное, точно соблюдать пошаговую инструкцию. В результате удастся значительно упростить перемещение моторной лодки ПВХ без посторонней помощи по суше, во время спуска к воде или при подъеме на береговую часть.

Как тащить моторную ПВХ-лодку к водоёму, да ещё и так, чтобы поберечь днище? Поставить транцевые колёса! Их установка делает судно похожим на тележку, за счет чего вы легко переместите его в воду, даже если рыбачите в одиночку. Мы расскажем и покажем, как поставить транцевые колёса на лодку, а вам останется воплотить в реальность столь увлекательный процесс. А если вы хотите обзавестись качественной ПВХ-лодкой, добро пожаловать в наш магазин!

Немного о транцевых колёсах

Для начала вспомним, какие бывают транцевые колёса:

  1. Полуавтоматические перекидные. Есть перекидной подпружиненный механизм, за счет которого диски или колёса принимают нужное положение. При перемещении по воде они располагаются по бокам двигателя. Снимаются раскручиванием гайки. Проблема в том, что в поднятом положении колёса могут стать помехой, особенно если к транцу прикрепляется эхолот.

2. На шпильках для НДНД. Конструкция присоединяется к транцевой поверхности двумя шпильками. Они ставятся в отверстия, на них надевают колеса и фиксируют шплинтами. Отличие первого вида в том, что нужно больше сделать, чтобы колеса приняли верхнее положение.


3. Быстросъёмные колеса. Они не поднимаются, то есть с их помощью можно только переместить судно по суше. Зато после этого их не сложно отсоединить.


4. На струбцинах. Они заменяют кронштейны. Система съёмная, ставится и убирается очень быстро. Не приходится делать отверстия для установки таких колёс. Но такой вариант не подходит для лодок с НДНД, потому что нижняя транцевая зона не жёсткая, не выходит за лодочные границы, то есть колёса поставить не получится.


Выделяют и несколько видов шасси: надувные, из полиуретана и пластика. Первый тип подходит для галечного берега.

А теперь самое время рассмотреть правила расположения транцевых колёс.

Правила и особенности установки

Перед тем, как поставить транцевые колеса на лодку, учтите следующие моменты:

  1. Ось колёс должна быть впереди транцевой плоскости. Благодаря этому ось приближена к центру тяжести, благодаря чему распределяется груз от лодочной и моторной массы.
  2. Нижняя транцевая кромка должна располагаться от поверхности колеса на 2 см, а от кромки снизу кронштейна, который прикручивается к транцу, минимум на 0,5 см.
  3. Колёса должны располагаться так, чтобы не затрагивать баллоны.

Установка должна выполняться вертикально.


Перед тем, как устанавливать колеса, накачайте лодку. Если у вас лодка с пайолами, не обязательно собирать их. Накачайте все секции, но не трогайте киль. У нас есть отдельная статья о том, как правильно накачивать ПВХ лодки.

Как поставить транцевые колёса на лодку: пошаговая инструкция

На форумах можно найти немало полезных советов, как поставить транцевые колёса на лодку.

На фото представлено несколько чертежей, которыми делятся талантливые «самоделкины»:




Мы вам покажем, как устанавливать съёмные колёса своими руками, а ниже будет отличное видео на эту тему.

Для начала убедитесь, что у вас есть:

  1. Уровень.
  2. Дрель, шуруповёрт.
  3. Силиконовый герметик.
  4. И, конечно, сам набор, состоящий из транцевых колёс, кронштейна и элементов крепежа. Болты лучше ставить нержавеющие (обычно именно такие идут в наборе).
  1. Примерка. Для начала нужно разметить место расположения колеса и самого кронштейна. Для этого прикладываем всю конструкцию и обводим кронштейн карандашом, а также отмечаем места, где будем сверлить отверстия. Делаем так и с правой стороны.
  2. Сверлим отверстия, вставляем болты (на этом этапе тоже делаем примерку перед финальной сборкой), примеряем кронштейн и проверяем, как он будет держаться.
  3. Снимаем кронштейн, который примеряли, а также болты.
  4. Устанавливаем с обратной стороны пластину от кронштейна. Будем использовать силикон, чтобы вода не попадала в просверленные отверстия. Наносим герметик на пластину, загоняем немного силикона в каждое отверстие. Затем устанавливаем пластину и сам кронштейн, закручивая болты в отверстия.
  5. Устанавливаем гайки и всё обтягиваем. Лучше использовать самоконтрящиеся гайки, чтобы крепление со временем не ослабло.
  6. Убираем остатки герметика, которые вылезли при стягивании.
  7. Устанавливаем транцевое колесо.
  8. Проделываем всё то же самое со вторым кронштейном транцевого колеса.
  9. Проверяем качество установленных колес.

Подробности (и возможные сложности) того, как поставить транцевые колёса на лодку, показаны на видео:

Надеемся, наша статья о том, как поставить транцевые колеса на лодку, была вам полезна и понятна. Делитесь своим опытом в комментариях. И помните, что у нас есть отличные лодки под мотор, с которыми любая водная прогулка будет в удовольствие!

Как установить транцевые колеса на лодку ПВХ

Надувная лодка на колесах

Выходов из этой не простой ситуации два: не выезжать на водоем в одиночку, чтобы была возможность перенести лодку; либо же установить специальные колеса — транцевые. Логичней выбрать второй вариант, так как не всегда будет возможность выезжать на водный объект с товарищем. Лодка, оснащенная транцевыми колесами, напоминает тележку. Взявшись за рем-кольцо спереди, водное транспортное средство легко перевозить. Большая часть массы лодки переносится именно на транцевые колеса.

Не стоит бояться установки колес, так как этот процесс конструктивно не сложный. Как правильно установить колеса на лодку ПВХ? — для этого нужно закрепить пару колес к наружной части транца простым болтовым соединением. Перед окончательным монтажом колес, нужно проделанные отверстия обработать специальным составом, который не даст попасть влаге в сам транец.

Также необходимо знать, что транцевые колеса могут находиться в двух положениях. Рабочее положение — в момент перевоза лодки, и нерабочее положение — в момент плавания по воде. В основном габариты заводских колес такие, что не доставляют никаких неудобств при плавании. То же самое касается и стоек.

Как установить

Для начала запаситесь инструментом, измерительными приборами (понадобятся длинная линейка и угольник). Приготовьте маркер для разметки.

Из инструмента нам потребуются: ключи (можно заменить их трещоткой с головкой), качественные сверла, шуруповерт (проверьте перед использованием, не должно быть биения, т.е. люфта патрона), герметик (будет достаточно маленького тюбика) и, конечно, установочный комплект болтов. Также приготовьте небольшой прямоугольный кусочек фанеры, он понадобится, чтобы избежать сколов. А убрать пыль после засверливания фанеры поможет пылесос.


Подготовительный этап

Сколько бы литературы вы ни изучили относительно изготовления, покупки и установки транцевых колес, обязательно следует ознакомиться с инструкцией, идущей в комплекте с устройством. Основой подготовительного этапа считается подготовка необходимых инструментов и материалов. Те, кто пренебрегает данной процедурой, рискуют испортить весь процесс.

К примеру, закрепив стойку на один болт, мастер отлучился в поисках подходящего ключа. В это время конструкция не выдержала нагрузки, транец разрушился, лодка упала, и острый край стойки повредил ПВХ. Естественно, пример смоделирован, но схожего рода неприятности часто встречаются.

Подробный чертеж №1

К работе можно приступать, если имеются следующие инструменты:

  • уровень;
  • электрическая дрель с комплектом сверл по дереву;
  • карандаш или маркер;
  • силиконовый водостойкий герметик;
  • отвертка;
  • ключи.

Подробный чертеж №2

Перед всеми работами лодку следует накачать. В процессе придется примерять стойки, а сделать это на спущенной лодке невозможно. В случае пайолной лодки днище можно не устанавливать, так как относительно него не рассчитывается ни один габарит.

Требования при креплении колёс

Чтобы установка изделий не показалась слишком сложной, необходимо знать нюансы.

1. Между дном лодки и поверхностью шасси должно быть расстояние два сантиметра. Это необходимо для обеспечения возможности вращения колёс в ненастную погоду. 2. Между самой низкой точкой монтировки и краем транца – больше пяти миллиметров. Многослойная фанера не так прочна, как хотелось бы. Желательно увеличить это расстояние до предела. Оно связано с длиной стойки шасси. 3. При наличии изгиба у стоек нужно, чтобы ось находилась поближе к центру тяжести. Изгиб имеет направление от кормы к носовой части судна. Когда колёса испытывают максимальную нагрузку, это облегчает передвижение лодки по суше. 4. Вертикальное расположение стойки колеса. 5. При монтаже следует подумать о способности колёс складываться. 6. В сложенном положении шасси не должно прикасаться к баллону плавсредства. С целью сделать лодку более устойчивой при передвижении, следует широко развести шасси. Между поверхностью баллона и транцевым колесом – не меньше одного сантиметра. 7. При монтаже нельзя забывать, что изделие должно быть повёрнуто к баллону. 8. Установленные шасси не должны соприкасаться с мотором. 9. Структура кронштейна и стойки должна подходить к модели лодки.

Читать: Топ-5 палаток для зимней рыбалки

Разновидности транцевых колёс

По способу крепления и особенностям конструкции выделяют четыре типа этих аксессуаров.

1. Полуавтоматические перекидные. За счёт механизма на пружинах способны менять транспортировочное положение на рабочее и наоборот. Когда рыбак или охотник не нуждается в транцевых колёсах, они поднимаются и закрепляются. Положение изделий может быть крайне неудобным, если к транцу приделан эхолот. 2. На шпильках для надувного дна низкого давления (НДНД). Крепление к транцу происходит с участием двух шпилек. Существует рабочее (функциональное) и транспортировочное положения (колёса приподняты). Шпильки монтируются в отверстия. На них нанизываются колёса и закрепляются шплинтами. Переместить изделия в транспортировочное положение не так просто. Потребуется снять шплинты, открепить колёса, перевернуть их, надеть заново и закрепить. 3. Быстросъёмные транцевые колёса. Они имеют единственное положение – функциональное. Легко открепляются и прикрепляются к транцу. Быстросъёмные аксессуары очень удобны. 4. Транцевые колёса на струбцинах. Транцевое колесо состоит из шасси, кронштейна и стойки. В конкретном случае кронштейн заменяется струбциной. Крепление позволяет монтировать и демонтировать изделия за несколько секунд.

Если возникает необходимость демонтировки, просто ослабляют крепёж. Стойка легко отходит от транца. Для установки колёс на струбцине нет нужды в просверленных отверстиях.

Это их главное достоинство.

Выбор транцевых колёс на струбцинах обусловлен наличием у хозяев двух-трёх лодок. Они могут переустанавливать изделия с одного судна на другое.

Читайте также: