Когда переставлять летнюю резину

Опубликовано: 23.04.2024

Зимой необходимо использовать зимние покрышки с протектором не менее 4 мм. Но для установки такой резины не нужно дожидаться определенных календарных дат. Когда правильно переобувать автомобиль, что об этом говорится в законах и какие шины выбирать – читайте в статье.

Замена летней резины на зимнюю

Замена летней резины на зимнюю

Оптимальное время замены резины. Законы и штрафы

В Российских регионах погодные условия разные, поэтому менять покрышки рекомендуется с наступлением первых похолоданий, когда среднесуточная температура воздуха опускается до +5 0С. На современных машинах установлены датчики, которые при достижении этой температуры воздуха сигнализируют о необходимости перехода на зимнюю резину.

Законом точные даты замены покрышек не регламентированы. Но в пунктах 5.5 и 5.6 технического регламента транспортных средств (ТР ТС) сказано, что зимой нельзя ездить на летней резине, а летом – на зимней.

При этом наказаний за нарушение таких предписаний не предусмотрено. Оштрафовать могут за изношенный протектор – если на зимних покрышках его глубина окажется меньше 4 мм, придется заплатить 500 рублей.

Различия между сезонными комплектами шин

Среди автолюбителей распространено заблуждение, что разница между зимней и летней резиной заключается лишь в протекторе. Отчасти это так, поскольку от протектора во многом зависит качество сцепления колес с дорожным покрытием. Но главное различие между сезонными шинами – диапазон температур, в которых они сохраняют заданные технические характеристики и эффективность.

Различия между сезонными комплектами шин

Различия между сезонными комплектами шин

Летняя резина при низкой температуре «дубеет» – становится слишком жесткой. Транспортным средством с такими покрышками трудно управлять. Если автомобиль вовремя не переобуть, возникают проблемы:

  • с рулевым управлением и разгоном – машину заносит;
  • при торможении – не удается своевременно остановиться;
  • с расходом топлива – тратится больше горючего.

Причина подобных осложнений в том, что в зимних и летних покрышках различается состав резины. В отличие от зимних, летние шины гарантируют хорошее сцепление при плюсовой температуре, потому что резина становится вязкой и липкой.

Принцип действия зимних шин другой – за счет своего состава они остаются гибкими и обеспечивают надежное сцепление колес с дорогой даже на морозе. А летом они слишком твердые по сравнению с мягкой летней резиной.

Что лучше – шипованные шины или «липучки»

Мы выяснили, что каждый вид шин необходимо эксплуатировать в свое время. Но среди зимней резины есть 2 разновидности – «липучки» и шипованные. Чтобы понять, какой вариант лучше, рассмотрим достоинства и недостатки обоих типов.

Виды зимней резины: шипы и «липучка»

Виды зимней резины: шипы и «липучка»

Шипованные шины

Этот вид автомобильных покрышек рекомендуется использовать жителям загородной или пригородной местности, где нужен повышенный уровень проходимости. Как правило, в этих краях дороги не чистят или чистят редко. В итоге они остаются покрыты снегом или наледью. В таких условиях шипованная резина проявляет свои преимущества. У машины:

  • отличное сцепление с дорогой;
  • короткий тормозной путь;
  • нет заносов;
  • хорошая устойчивость.

Зимняя резина с шипами

Зимняя резина с шипами

Покрышки с шипами позволяют быстрее развивать скорость на обледеневшей или заснеженной дороге, а также своевременно тормозить. Но в отличие от «липучек» шипованные шины создают повышенный уровень шума при езде, а также приводят к увеличенному расходу топлива.

«Липучки»

На этой авторезине рекомендуется ездить жителям больших городов. Если в зимний период не предполагается покидать свой населенный пункт и предстоит передвигаться между домом и работой, лучше поставить на машину «липучки».

Зимняя резина «липучка»

Зимняя резина «липучка»

Обычно в крупных городах за состоянием дорог следят соответствующие службы, поэтому автомобили ездят по чистому асфальту, как и летом. Разница только в температуре воздуха. Но «липучки» за счет состава намного мягче резины, которая используется в шипованном варианте, поэтому обеспечивают более надежный контакт с дорожным покрытием. Достоинства «липучек»:

  • остаются эластичными при – 30 0С;
  • нет шума при движении;
  • топливо расходуется оптимально;
  • эффективный разгон и своевременное торможение.


Итак, если нужно ездить только по городским дорогам, которые регулярно посыпают реагентами и чистят, лучше обуть автомобиль в зимнюю резину без шипов. Если же приходится часто выезжать за город и передвигаться по заснеженным или покрытым льдом трассам, разумнее установить шипованные покрышки.

Рекомендованное давление в колесах с зимней резиной

Нам уже известно, какую зимнюю резину лучше выбирать и когда ее ставить. Остается поговорить о том, как ее правильно эксплуатировать. А конкретнее – какое давление поддерживать в колесах, чтобы медленнее изнашивалась резина и истирались шипы.

Давление в шинах

Давление в шинах

Единой формулы для всех автомобилей (легковых или грузовых) нет. Наиболее грамотное решение – придерживаться рекомендаций производителя. Обычно информация о приемлемом уровне атмосфер указана на заводской наклейке, расположенной на стойке водительской двери либо на люке бензобака.

Рекомендованное давление зависит от ряда параметров автомобиля. В частности, на показатель влияет ось установки и типоразмер. Например, среднее значение для легковых машин – 2,2 Bar.

Для правильного понимания информации с наклейки важно разбираться, сколько PSI в КПа, а атмосфер в Bar. Если не усложнять, 1 атмосфера равняется:

  • 1 Bar;
  • 14,5 PSI;
  • 100 КПа.

Когда наклейки нет на стойке или крышке бензобака, посещают официальный сайт производителя и пользуются инструкцией по эксплуатации.

Замена летней резины на зимнюю. Подведение итогов

Несмотря на то, что резина называется зимней, не стоит ждать декабря, если уже в середине осени похолодало до +5 0С. При этом выбор вида покрышки («липучки» или с шипами) зависит от местности и качества дорог, где предстоит совершать большинство поездок. Кроме своевременной замены, важно заботиться о правильной эксплуатации установленных шин и поддерживать в них оптимальное давление, рекомендованное производителем.

В России каждый регион индивидуален погодными условиями, которые ежегодно меняются до неузнаваемости. В одном регионе, благодаря климату, температура всю зиму может не опускаться ниже ноля, а на расстоянии нескольких тысяч километров воздух не прогревается выше -30 С о . В следующем году ситуация запросто может измениться. В связи с этим каждый водитель с приходом весны уже начал задаваться вопросом: когда можно переобувать машину на летнюю резину в 2020 году и чем лучше руководствоваться?

Как требует закон

Если быть максимально точным, то правила о смене автомобильных покрышек прописаны только в технических регламентах. Они, в свою очередь, законом не являются. Сотрудники ГИБДД сегодня имеют право измерять только высоту протектора, но не более того.


Измерение высоты протектора колес

В регламенте написано: «Запрещено эксплуатировать машину, укомплектованную резиной с шипами против скольжения в летний период, а именно: с июня по последнее число августа». Это пункт ТР ТС «О безопасности колесных ТС» 018/2011.


Запрещено использовать шипованные шины летом

По предварительным данным, власти подготавливают законопроект, который будет соответствовать регламенту и обязывать каждого водителя менять резину в соответствии с сезоном.

Ориентируемся на погодные условия

Именно погодные условия смогут точно подсказать автовладельцу, когда можно переобувать машину на летнюю резину в 2020 году. Нормой считается, когда устанавливается среднесуточная температура со значением в +5 С о .

Однако опытные водители советуют дождаться среднесуточных показателей в +10 С о . Особенно это касается тех, кто совершает поездки за город по трассе. На этих участках особенно опасно передвигаться на летних шинах тем, кто переобул их раньше положенного срока.

Помимо значений термометра, важно учитывать следующее:

  • наличие снега;
  • степень обледенения дорожного покрытия;
  • предварительный прогноз погоды;
  • общее техническое состояние машины.

Лучше ездить на «шипах» или на комплекте резины, предназначенной для зимы, немного дольше положенного срока, чем остаться пешеходом, если вдруг наступят нежданные заморозки.

В связи со всем вышесказанным, пока не ввели в действие новые законопроекты и административные наказания за езду на «шипах» или «зиме» в летний период, каждый владелец должен переобувать свой автомобиль, согласно опыту и имеющимся знаниям. Тем же, кто эксплуатирует машину первый год, лучше спросить совета у профессионалов.

Сроки перехода в зависимости от маркировки и типа шин

Переход с зимней резины на летнюю по закону не имеет конкретных дат, а вот если опираться на регламент, то смена покрышек должна осуществляться в зависимости от маркировки и типа шин:

  • летнюю резину, не имеющую значков М&S, можно использовать с марта до ноября;
  • зимние шипованные комплекты с маркировкой М&S можно использовать с сентября до мая;
  • зимние шины без шипов с выбитым обозначением М&S можно использовать круглый год.

Согласно различным опросам и статистике, при смене колес маркировку и тип шин никто не учитывает. Для многих водителей такие значения не то что непонятны, они даже не догадываются об их существовании.

Существуют ли штрафы за езду летом на зимней резине

Сегодня никаких штрафов и ответственности за езду на шипованной резине в летний период не предусмотрено, однако по данной теме ведутся активные споры уже не первый год.

Водители уверены, что власти скорее заботятся не о том, как сделать правила дорожного движения более безопасными, а как пополнить государственную казну. Чаще всего споры в этом плане касаются именно зимней резины.


Зимняя шипованная резина в жару портит дорожное полотно

Представители закона, со своей стороны, руководствуются тем фактом, что шипы на резине портят дорожное полотно, разогретое солнечными лучами в теплое время года.

Специалисты напоминают всем, что использовать зимнюю резину в жару невыгодно и опасно в первую очередь для владельцев. Она мягкая по составу. Под воздействием высоких температур истирается быстро. Ее устойчивость на дороге в условиях летнего дождя хуже.

Нюансы смены зимней резины на летнюю


Установка изношенных шин на ведущую ось

Специалисты технических сервисных центров при использовании колес рекомендуют каждый сезон менять попарно их местами. Запаску тоже необходимо учитывать.

Не нужно забывать про балансировку. Ее следует проверять. Таким образом можно продлить срок эксплуатации шин и разгрузить следующие системы:

  • ходовую;
  • рулевую.

Необходимо запомнить, что независимо от типа привода, новые покрышки всегда нужно устанавливать сзади. И главное: не забывайте о запасном колесе. Оно вас выручит в самый неподходящий момент.

Итоги

Какого числа менять зимнюю резину на летнюю — закон не регламентирует. В южных регионах условным периодом считается середина апреля. В северных широтах временной промежуток может сдвигаться на 2 – 4 недели.

Также нужно опираться на технический регламент, требования региональных органов и среднесуточные показатели погоды. Ведь самое главное — это безопасность ваша и пассажиров, а не стоимость новой резины.

Когда переобуваться на лето?

Сезонная смена покрышек даёт спокойствие в безопасности не только собственного здоровья и имущества по результату ДТП, но и состояния души за невозможность инспектором выписать штраф. Но есть ли он, этот штраф? А, главное, когда нужно менять резину с зимней на летнюю по закону 2021 года, то есть в текущем сезоне? Многие источники заявляют, что уже в марте, другие – в апреле и мае. А вот где правда, мы и выясним в статье.

Когда можно ездить на летних шинах?

Очевидно, летом. Именно для этого сезона она и создана. Но также можно управлять автомобилем на летней резине весной и осенью – соответственно, в марте, апреле, мае, сентябре, октябре и ноябре.

И если инспектор ДПС на дороге пытается оштрафовать вас за использование несезонных покрышек в эти месяцы, то он действует вне рамок закона, и даже если постановление будет вынесено, его обязательно нужно оспорить. А вот по каким основаниям, мы сейчас и выясним!

Когда переобуваться на лето?

Менять шины на летние в России нужно в июне 2021 года.

Так говорит действующее на сегодняшний день законодательство и только в том случае, если у вас шипованные шины. И даже это относительно – почему, мы выясним ниже. А регулирует данный вопрос вовсе не ПДД, как полагают многие. Правила использования покрышек на колёсах урегулированы разделом 5 Основных положений (Приложение к ПДД), и здесь ни слова не сказано о сезонности использования резины.

Правила замены резины на летнюю после зимы

Предписание сезонов, когда нужно ставить зимние шины, а когда – летние, содержится в Техническом регламенте – это на сегодняшний день вариация ГОСТа по техническому оснащению современных машин. Но и в нём ни слова о дате, когда нужно переходить на летнюю резину по закону. Здесь говорится лишь о запретах в определённые сезоны использовать зимнюю резину и только с шипами:

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Таким образом, правовые акты 2021 года вообще не устанавливают правило, когда ставить летнюю резину после зимы. Лишь один из них предписывает, что на "зиме" нельзя ездить в 3 летних месяца – с июня по август включительно.

Но есть важная тонкость!

Заключается она в том, что тот же Техрегламент содержит примечание, указывающее, что в каждом городе возможно изменение такого запрета, но только в сторону увеличения:

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств-членов Таможенного союза.

Региональные органы – это и есть регионы, субъекты России. О том, внесены ли такие изменения конкретно в вашем регионе, вы можете узнать из официальных сайтов дорожных служб или ГИБДД вашего города. Но, как правило, появление таковых широко освещается в местной прессе.

Одно можем сказать точно – в марте, апреле и мае текущего года в наиболее крупных городах их нет.

Наступила весна, а что это означает для большинства автолюбителей нашей страны? Верно – пришло время менять резину на летнюю. Но когда именно можно записываться в шинные центры и вставать в очередь на переобувку? Что по закону? Сурово накажут, если опоздать со сроками? И, в конце концов, может быть вообще не стоит переобуваться – и то резина, и эта резина, какая разница?

Вопросы, вопросы, вопросы… Ниже ищите ответы на все.

Есть ли смысл переобувать шины на летний сезон?

Причины менять резину каждый год весной и осенью достаточно банальны, но, к сожалению, не все хотят задумываться о них. Очень многие автолюбители до сих пор думают, что если ездить потише, то никакого вреда не будет, а если и обувают колеса, то только под страхом неприятного разговора с автоинспекторами.

Здравый рассудок диктует, что шины назвали летними не за красивые глаза, и ездить в зимних покрышках под палящим солнцем и с полным отсутствием снега и льда на дороге не стоит. Если водителю так уж неприятно перекидывать свои колеса каждый сезон, то он вполне может один раз поставить на свой автомобиль всесезонки и ездить на них круглый год.

На деле это далеко не праздный вопрос – речь идет в первую очередь о безопасности всех участников дорожного движения. Разносезонные покрышки отличаются друг от друга очень сильно, вплоть до технологии производства.

Основных отличий всего два, и они существенны. Протектор – это первая из них. Его рисунок моделируется с учетом специфических условий, для которых резина создается. Зимний «нордический» дизайн отличается глубокими дренажными канавками, крупными блоками с острыми гранями, обильным трехмерным ламелированием и наличием шипов (только на шипованных моделях, на фрикционных покрышках они конструктивно не предусмотрены). Такое устройство выступают одним из факторов грамотного зацепа, быстрого самоочищения и хорошей управляемости машины на зимних поверхностях – снег, лед, снежная каша и др. Вообще сколько-нибудь спокойно передвигаться по дорогам в холода, не боясь заносов и скольжений, можно только на тех шинах, у которых подходящий, зимний протектор. Летняя резина в плане «оснащения» сильно слабее, но в условиях теплой погоды ей это будет только мешать. Шины для легковых автомобилей предназначены для сухой и мокрой дороги, где главным врагом колес становится эффект аквапланирования. Так что их дренажная система должна эффективно избавлять рабочую площадь протектора от излишков влаги.

Если копнуть чуть поглубже, то окажется, что протектор – это только вершина айсберга. Более существенным отличием является состав компаунда, технология производства которого сильно отличается у резины разных сезонов. Например, шины для зимы намного мягче своих летних собратьев, так как они призваны работать на холоде и сохранять хорошее сцепление даже после морозной ночи. В теплое время года такая резина становится настолько мягкой, что износить ее до «лысого» состояния можно буквально за несколько месяцев. Летняя резина напротив значительно тверже и это помогает ей качественно цепляться за сухой и влажный асфальт, грунтовую дорогу и др. На морозе ее эксплуатировать противопоказано, так как с понижением температуры за отметку 0 С летняя резина превратится в камень, и ни о каком хорошем сцеплении машины с холодной трассой можно и не мечтать.

Когда разрешается переобувать резину на летнюю по закону?

Сначала рассмотрим официальную информацию – когда можно менять резину на летнюю по закону. Все данные о сезонности шин зафиксированы в регламенте Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств», а именно: пункт 5.5 Приложения №8 сообщает, что зимние шины для автомобиля (они имеют на боковине значок снежинки на фоне гор, а также маркер M+S ) обязательно использовать в зимний период, т.е. в декабре, январе и феврале. Про лето говорится только, что покрышки с шипами запрещается эксплуатировать в июне, июле и августе.

Еще раз обратите внимание на формулировку: шины на зиму обязательно обувать в декабре, январе и феврале, а шипованные нельзя использовать летом – в июне, июле и августе. Т.е. закон прямо не запрещает «нордические» покрышки летом – главное, чтобы на их поверхности не было шипов, а значит, «липучки» вообще вне закона. Теоретически на них можно ездить круглый год, словно это какая-то всесезонка.

Из этих скудных данных мы можем сделать вывод, что рамки для того, чтобы менять колеса на машине, установлены с 1 марта по 1 июня 2021 года – не раньше, не позже. Если вы по каким-то причинам решили, что февраль – это отличный момент для того, чтобы ехать в шиномонтаж, вы нарушили требования Таможенного союза. Соответственно ездить на шипованных шинах после 31 мая также запрещено. Про формальное «разрешение» пользоваться фрикционными покрышками весь год мы уже писали выше.

Закон, однако, дает региональным властям право самостоятельно устанавливать крайние сроки для смены резины на летнюю. Понятно, что делается это из-за огромной разницы в погодных условиях в России. В Москве сроки на 2021 год стандартные – с 1 марта по 31 мая. Если вы сомневаетесь, когда вам переобуваться, то можете посетить сайты региональных СМИ или зайти на ресурс дорожных служб – как правило, вся информация публикуется там.

Когда нужно менять зимнюю резину на летнюю по погоде?

Лучшее время для замены зимней резины для жителей средней полосы России – это апрель. В этот месяц холода обычно окончательно уступают место потеплению, и столбик термометра окончательно уходит в положительные значения. Оптимальная температура для поездки в шиномонтаж – это 5-7 С, когда асфальт уже не скрыт льдом и снегом, и погода держится на одном уровне уже, как минимум, неделю, а лучше две. Если вы живете в южных регионах, то смена шин на летние начинается уже в марте. Жителям северных областей придется отложить замену зимней резины до мая. Конец этого месяца – это крайний срок, чтобы поменять резину на летнюю для всех жителей нашей страны.

Это очень гладко выглядит на бумаге, но российская погода зачастую непредсказуема, так что слишком торопиться менять резину на летнюю не стоит. Если на улице температура колеблется вокруг 0 С, то подождите со сменой. Компаунд летней резины даже на холоде начнет твердеть и станет очень хрупким. Сцепление на дорогах в таком случае будет никуда не годным, и вы заработаете только лишние повреждения протектора.

Есть ли штрафы за езду в зимних шинах летом?

Невероятно, но факт – штрафов за зимние шины летом не существует. Даже если водитель попадется инспектору ГИБДД в шипованных шинах, наказывать его будет не за что, ведь формально он не нарушил ни одного требования «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств». Ст. 12.5 КоАП РФ , которая ссылается на этот документ, подразумевает наказание только за езду с поврежденным протектором, не давая никаких ссылок ни на регламент Таможенного Союза, ни на что-либо иное.

Сейчас эта «дыра» в законе уже заинтересовала чиновников, и законопроект о дополнении КоАП РФ проходит начальные стадии разработки, но когда он будет окончательно оформлен – неизвестно. На 2021 год до поры действуют старые правила, где штрафов за неправильные покрышки не предусмотрено.

В 2021 году по ст. 12.5 КоАП РФ предупреждение или штраф в 500 руб. положен только за езду с протектором, остаточная глубина которого составляет 1,6 мм и меньше, либо на его поверхности имеются проколы, разрезы или иные повреждения, которые могут помешать его безопасной эксплуатации. Также наказывают за покрышки, которые не соответствуют автомобилю – нарушен типоразмер, индексы скорости и грузоподъёмности. Еще один повод для санкции – это покрышки разной сезонности или типа на одном автомобиле. К примеру, запрещается ставить на одну ось летнюю резину, а на другую зимнюю, либо шипованные и фрикционные одновременно на разные оси машины.

Какие будут последствия, если не менять шины на лето?

Отсутствие штрафов в 2021 году – это уже хороший повод для некоторых водителей пренебречь обязательной процедурой замены шин. Мы уже говорили выше, что зимняя резина теряет почти все свои полезные свойства в теплую погоду. Добавим, что уже на скорости в 100 км/ч машина перестанет справляться с дорогой, с торможением и поворотами будут большие проблемы.

И самое главное – поскольку зимние покрышки мягче летних, износ летом будет просто катастрофическим. За три жарких месяца постоянных поездок нерадивый водитель износит их практически полностью, а тут уже избежать наказания не удастся, ведь по статье 12.5 КоАП РФ за езду в шинах с испорченным протектором полагается либо предупреждение, либо 500 руб. Вам в любом случае придется ехать в шиномонтаж устранять повреждения или полностью менять весь комплект.

Давайте подведем итоги и определимся, когда переобуваться на лето. Пусть в нашем несовершенном законодательстве есть упущение (ездить на зимней шипованной резине летом запрещено, однако, за это не наказывают) пренебрегать летней резиной, значит совершать серьезную ошибку. Надо понимать, что летняя резина основательнее держит автомобиль на мокром и сухом асфальте при положительных температурах. Зимние шины на летней дороге начнут быстро изнашиваться, а колеса очень плохо управляться, – ездить так нет никакого смысла ни в плане экономии, ни по эффективности. По букве закона менять покрышки нужно в период с 1 марта по 31 мая. Переобувайтесь в начале-середине апреля, когда на улице окончательно растает снег, а температура начнет стабильно повышаться в течение двух недель – хороший знак это постоянные 5-7 С на термометре. Как только переобуетесь в новое, первое время крутите руль аккуратнее, несмотря на хороший зацеп. После зимы колеса могут показаться вам слишком резкими и вам нужно будет немного привыкнуть к слишком точному отклику колес машины.

Сегодня в интернет-магазине BlackTyres у вас есть отличная возможность купить шины с выгодой. За комплект Nokian мы дарим денежную карту, а за Continental вы можете получить промокод на бесплатное топливо. Новинки и модели, проверенные временем, ищите в нашем каталоге. Вы можете отсортировать их по сезонности, марке и производителю, чтобы выбрать ту резину, которая идеально подойдет запросам вашего автомобиля.

Ставь 👍 , если понравилась статья, и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!

На дорогах России все меньше снега, и все меньше проку от зимних шин. Пора уже задуматься о том, чтобы менять резину на летнюю. Многие до сих пор задаются вопросом о том, когда именно нужно заняться этим, и по закону, и по погоде. Когда же нужно переобуваться и стоит ли это делать вообще?

В статье мы разберем все вопросы, связанные со сроками замены шин, а также поговорим о том, нужно ли бояться штрафов, если припоздниться с ежесезонной переобувкой машины.

Зачем переобуваться на лето?

Для замены шин на летние существует множество причин, которые не ограничиваются простой необходимостью действовать в рамках требований закона.

К сожалению, до сих пор остаются владельцы автомобилей, которые до последнего откладывают посещение шинного центра, а то и вовсе забывают менять шины на новый сезон. Есть и такие, кто сознательно отказывается менять резину на летнюю, думая, что если они не будут лихачить, то и обувать новые колеса – это вещь лишняя, придуманная продавцами, чтобы взять с них еще больше денег за платные услуги. И не убедишь их, что не просто так летние шины получили такое название, ибо они намного качественней цепляются за дорожное покрытие и управляются в критических ситуациях, когда от каждой секунды зависит жизнь и здоровье. В конце концов, самые упертые могут просто поставить на автомобиль всесезонные покрышки и успокоиться на долгие годы.

Мы же руководствуемся фактами, а они таковы: летние и зимние шины – просто небо и земля по своим полезным свойствам, и ставить их на одну доску, чтобы заявить безапелляционно: они, мол, одинаковые, – не очень умно.

Отличие между ними бросается в глаза с первого взгляда. Это рисунок протектора – их главный рабочий элемент, который взаимодействует с дорожным покрытием и обеспечивает надежное сцепление на ледяной и заснеженной дороге. Устройство протектора зимних шин отличается крупными блоками, «расписанными» трехмерными ламелями, и глубокими канавками для дренажа воды, снега и слякоти. У шипованных моделей на блоках также присутствуют шипы – дополнительный аргумент для работы с обледенелыми дорогами. Элементы протектора работают в комплексе и благодаря этому обеспечивают приличную управляемость и торможение на ледяном и снежном покрытии.

Летняя резина – иной случай. Для условий мокрой дороги и высушенного на солнце асфальта не нужны шипы и большое количество ламелей, они летом будут только мешать. Для нее важна хорошая дренажная система, которая будет выводить воду из пятна контакта и не давать аквапланированию подчинить себе колеса машины.

Но дело не только во внешнем устройстве шины. Важнее то, по какой технологии создана шина, из каких компонентов состоит ее резиновая смесь. Для зимней резины компаунд выполняет задачу защиты от низких температур – он не должен твердеть на морозе, терять свои сцепные свойства и разрушаться, именно поэтому он значительно мягче, чем его летний собрат. Тот в свою очередь наоборот значительно тверже зимнего варианта, менее восприимчив для воздействия иссушающей жары и эффективней цепляется за влажную и сухую трассу.

Не в свой сезон, что летние, что зимние колеса полностью теряют все свои полезные свойства, начинают сильно шуметь и изнашиваться (об этом поговорим ниже). Летние покрышки начинают сдавать уже при 0 оС. Ездить на них крайне не рекомендуется даже в том случае, если на улице нет снега, но при этом термометр показывает отрицательную температуру.

В какие сроки можно менять резину на летнюю по закону в 2021 году?

Чтобы понять, когда нужно ехать в шинный центр, можно обратиться к официальной информации на 2021 год – к закону, где зафиксирован период, когда необходимо менять резину на летнюю. Смотрим в регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» пункт 5.5 Приложения №8, где закрепляется необходимость использовать зимние шины в зимний период – с декабря по февраль 2021 года. Зимними закон признает только те покрышки, на боку которых есть метка в виде снежинки на фоне горной гряды или значок M+S. Про летний период в этом же пункте также есть несколько строк, но говорится там сугубо о шипованной резине – ее нельзя использовать в летний период (с июня по август).

Внимательный водитель может прочитать закон таким образом, что он запрещает ездить летом лишь на шипованной резине, а вот насчет шин «липучек» в этом регламенте нет ни слова, и будет прав. Действительно, буквальное прочтение законодательного акта запрещает в летнее время только шипованные модели, ничего не говоря о фрикционных покрышках, на поверхности которых нет ни грамма железа. Если идти этой тропой еще дольше, то разрешенной окажется и шипованная резина, которая за долгий период своей эксплуатации лишилась всех шипов – ее тоже можно использовать смело.

Резюмируем эту информацию: ограничение на шипованные шины действует с 1 июня, а запрет летней резины зимой до 1 марта – это и есть искомые данные. Смена резины ограничена законодательством с 1 марта до 1 июня 2021 года. Если у вас шипованные покрышки, то последний день езды на них – это 31 мая 2021 года.
В законодательстве, однако, есть уточнение, что эти сроки могут отличаться от региона к региону, так как в некоторых областях чиновники сами устанавливают границы сезонного периода, и водителю следует быть более внимательным, осуществляя замену зимней резины с приходом весны. В Москве и Московской области действует стандартные требования смены резины – с 1 марта по 31 мая 2021 года включительно. Жителям других регионов, особенно это касается округов со сложными погодными условиями, нужно искать информацию на местных административных сайтах, на ресурсе дорожной службы или в СМИ. Как правило, вся актуальная информация о последних изменениях местного законодательства на 2021 год публикуется там.

Когда менять резину на летнюю по погоде?

Официальные сроки теперь не секрет, но это, конечно же, не значит, что нужно бежать в шинный центр менять колеса уже в первых числах марта – на дорогах еще лежит снег, да и температура далека от той, при которой принято эксплуатировать летнюю резину.

Когда переобуваться на лето – это владелец автомобиля может понять сам, просто наблюдая за погодой за окном. Видите, что тепло уже входит в свои права, снег и лед уже практически полностью сошли на нет – это знак того, что вскоре придется тот самый момент, когда пора собираться обувать новые покрышки. Оптимальная температура для этого – 5-7 оС, которая держится примерно неделю-две. Уверены, что снега и холода больше не вернутся, проверяем прогноз погоды и отправляемся менять резину на летнюю. Обычно лучшее время для этого – начало-середина апреля. Если вы живете в южных регионах, куда весна приходит значительно раньше, то для вас период переобувки машины – это март. У тех, кто живет севернее, все может затянуться и до мая, но предел один для всех – 1 июня.

Штрафы за езду в зимних шинах летом

А вот теперь самое интересное. Несмотря на то, что зимняя (шипованная) резина формально запрещена для использования в летние месяцы, за нее не положено никаких санкций. Не верите? Давайте заглянем в Административный Кодекс РФ.

Правила для использования шин и наказание за их неисполнение изложены в ст. 12.5 КоАП РФ, где дается ссылка на «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств». В этом документе в число неисправностей автомобиля входят повреждения протектора – разрывы, проколы, разрезы и др. повреждения, которые делают колеса особо опасными. Ничего про зимнюю резину – ни про шипованную, ни про фрикционную – здесь не говорится. А руководствуясь принципом «все, что не запрещено, то разрешено», легко сделать вывод, что все штрафы за зимние шины (шипованные или «липучки») будут незаконными.

Сколько будет продолжаться такая половинчатая ситуация, сказать сложно. Поправки к Административному законодательству уже приняты к разработке, но когда мы увидим новые положения – неизвестно. Что понятно точно – на 2021 года все останется по-прежнему.

В этом году можно получить штраф за поврежденный протектор – за это по ст. 12.5 КоАП РФ придется заплатить 500 руб. или можно обойтись предупреждением (как правило, на последнее можно не рассчитывать). Поврежденным протектор считается, если на его поверхности не только есть видимые повреждения, но и если он уже истерт до экстренного состояния – глубина дренажных канавок составляет 1,6 мм и меньше.

Также предусмотрены санкции за несоответствие шин размерности автомобиля: на машине стоят покрышки не того диаметра, индекса скорости или грузоподъемности. Штрафуются машины, у которых на одной оси стоят летние шины, а на другой зимние, или же шипованные и фрикционные одновременно.
За все нарушения предусмотрено одно наказание – по ст. 12.5 КоАП РФ придается платить 500 руб. или получить предупреждение.

Насколько опасно ездить летом на зимних шинах?

Если у кого-то из читателей возникла крамольная мысль «сэкономить» на летней резине для автомобиля и кататься на исключительно зимней весь год (ведь все равно не оштрафуют!), таким стоит подумать еще раз.
Как только зимние шины выйдут из своих температурных условий и начнут эксплуатироваться в теплую погоду, с ними может произойти все, что угодно. Мы уже писали про то, что они полностью потеряют свои сцепные свойства – повторим еще раз: про грамотную управляемость, торможение и тем более какую-либо защиту от аквапланирования можете забыть. Уже поездках на автомобиле в 100 км/ч не может быть и речи.

Но если кто-то думает, что все это можно пережить, если ездить медленно, то вот вам еще одна причина потратить лишний час в шиномонтаже – увеличенный износ. При каждодневной эксплуатации шин они сотрутся в ноль в течение сезона и уже с наступлением холодов станут бесполезным еще и по своему прямому назначению: на снегу и льду на такой резине лучше вообще не показываться. Добавим также, что вы при этом станете объектом повышенного внимания со стороны инспекторов ГИБДД – наказание по ст. 12.5 в 500 руб., о котором мы говорили выше, вам гарантировано.

В итоге никакой выгоды от использования зимних шин в летний период нет и быть не может. Законодательство в России постепенно совершенствуется и скоро ездить на зимних шинах летом будет запрещено уже официально и с наложением штрафов на особо «экономных» водителей.

Потепление уже приходит на улицы наших городов, поэтому в ближайшие недели двери всех шиномонтажных мастерских будут широко открыты для водителей, которые хотят менять резину на летнюю. Не избегайте этой важной процедуры, иначе потеряете всякий комфорт и уверенность во время управления автомобилем.
Следите за погодой за окном и как только на вашем градуснике будет стабильно держаться 5-7 оС, а солнышко окончательно уничтожит все признаки снега и льда, запасайтесь хорошей летней резиной и вперед в шиномонтаж – менять зимнюю резину на летнюю.

Сегодня в интернет-магазине BlackTyres у вас есть отличная возможность купить шины с выгодой. За комплект Nokian мы дарим денежную карту, а за Continental вы можете получить промокод на бесплатное топливо. Новинки и модели, проверенные временем, ищите в нашем каталоге. Вы можете отсортировать их по сезонности, марке и производителю и выбрать ту резину, которая идеально подойдет запросам вашего автомобиля.

Ставь 👍, если понравилась статья, и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!

Читайте также: