Колеса на велосипед хвз какие брать

Опубликовано: 15.05.2024

Ещё несколько лет назад , мне и в голову не могло прийти , что я куплю советский велосипед,да ещё и шоссейный.

Я в них совершенно не разбирался, хотя и в детстве пару раз катался на чём то подобном и смутно помнил название "Спутник"

А привело меня в эту тему стремление сделать свой простой горный велик чуть более быстрым.

Это была просто блажь от скуки, динамические характеристики моего стального хардтейла Старк меня вполне устраивали ,просто хотелось какого то прогресса и новых ощущений при езде в магазин за хлебом.

И прогресс был, эксперименты с жёсткой вилкой , покупка второго велика с алюминиевой рамой вместо старого со стальной, замена покрышек на суперлёгкие из Чаоянг из Китая 300гр , замена втулок с насыпными подшипниками на втулки с промышленными подшипниками. (кстати втулки на промах -это наиболее эффективный способ сделать любой велик накатистей и шустрее)

Когда все способы были исчерпаны ,мысль моя обратилась в сторону мощного электровелосипеда и вскоре он у меня появился, спокойно едет 50кмч , быстро разгоняется. Но вес и прочие особенности делают его уже мало похожим на велосипед. С ним немного скучно ,но это другая тема.

Есть конечно долгий и увлекательный путь - покупать себе брендовые велосипеды и железки за многие сотни долларов ,но я не такой) Даже если есть деньги ,мне ценно чтобы было дёшево и сердито ,чтобы не жалко было оставлять велосипед прицепленным на улице и вообще веломажоров не люблю,если они не спортсмены)

Ещё до покупки элекровелосипеда я начал изучать тему шоссейников , в том числе и ХВЗ ,но в продаже их по близости не было.
И где то через год ,зимой в продаже появился Старт-Шоссе поздних годов ,и всего за две тысячи рублей. Вот его то я и купил.

Он был несколько расхлябанный , руль криво ,подседельный штырь не зафиксирован ,цепь слетает. Колёса и покрышки были не каноничные трубки ,а обычные туринговые "лапти" от Спутника или Туриста.

От долгого стояния в гараже в сдутом виде покрышки слегка искривились и при недостаточной накачке заднее разбортировалось на ходу.

Если кто не знает ,с завода на СШ стоят низкпрофильные шины трубки и особые обода, лёгкие , гоночные . Эти колёса быстро едут ,но их легко пробить , а клеить из за конструктивных особенностей весьма трудно.
В моём случае стоят колёса от ХВЗ Турист-Спутник , они значительно тяжелее ,за то с ними нет никаких проблем вообще в плане проколов.
Так же можно поставить импортные колёса.

В Шинах трубках нет ничего сложного ,это как бы камера внутри шины ,которая в форме трубки и приклеена на обод.
Да именно приклеена клеем, только на клее она за обод и держится
При торможении может провернуться наверное.
В общем современные гоночные клинчерные покрышки ничем не уступают ,но гораздо проще в обслуживании.
Ну а у меня то вообще от Туриста колёса)

Причём покупал я его зимой и вот так ,кое как ,скрипя шатунами ,своим ходом проехал по городу километров 6, заправляя разбортировавшуюся покрышку каждые 500 метров)
Я просто не знал что её надо посильнее качать чтобы держалась.

Но сделаю небольшое отступление : Я понимал ,что шоссейный велосипед создан для асфальта и скорости , а не для тротуаров и бордюров.
А я то как раз на автомобильные дороги без надобности на велике не суюсь , езжу по тротуарам , мне нравится лавировать между пешеходами и не бояться столкнуться с машиной.

Шоссейный велосипед в это всё, не особо вписывается. Тем более Стартон с "тяжёлыми" колёсами от Спутника-Туриста это уже и не шоссейник получается. Да и вообще Старт Шоссе с технологиями 70-80х годов и стальной рамой давно устарел на фоне современных велосипедов.

Кроме того шоссейные велосипеды ассоциируются не только с перспективой быть раздавленным фурой. Но и с тусовкой лисапедистов ,которые специфически одеваются и вообще для стороннего чела шоссейные дела попахивают каким то гейством)

Чего только стоят гоночные подгузники или изготовление лепёшки из теста для пиццы с целью сделать слепок своей аэродинамичной задницы ,для того чтобы отлить под эту форму силиконовую накладку на седло.
Короче это какие то особые люди ,и я таким стать не стремился)

Но было любопытно катнуть на таком велике. Я был уверен ,что покатаюсь сезон и не жалея ,сдам крокодила обратно в комиссионку.

Но был приятно удивлён тем ,что Стартон оказался не хуже ,а в чём то может и лучше моих горных великов с втулками на промах .

Во первых он просто меньше весит. Да несмотря на стальную раму ,за счёт тонких ,лёгких колёс и прочего он весит где то 12кг ,что на киллограм легче моего алюминиевого Старка.

Во вторых Стартоновские втулки да и велик в целом имеет такой накат ,что втулки на промподшипниках могут даже немного позавидовать ,хотя я думаю причина всё таки в узких 28 колёсах и высокой инерции.

Их чуть труднее раскрутить ,чем 26 на мтб,но они лучше держат скорость и накат .

Приятным сюрпризом оказалось то ,что даже несмотря на немалое давление в узких шинах , мягкость хода на мелких неровностях не особо уступает мтб с толстыми 26 колёсами и меньшим давлением шинах.

И да Старт-Шоссе неплохо валит даже с колёсами от Спутника.
Хотя возможно это отчасти самовнушение , так как если верить велокомпьютеру (который отстроен на радиус 28 колёс) Разгон и скорость не особо отличаются от обычного мтб.
И мтб наверное даже чуть быстрее и легче разгоняется с места до 15 кмч.
Да и по максимальной скорости они близки.
Но почему то на СШ кажется ,что едешь быстро . и мне кажется на нём ты не поедешь быстрее ,чем на мтб ,но сил потратишь несколько меньше и вообще поездка получается более лёгкой и не напряжной .

И я полюбил Старт Шоссе . Конечно большую роль тут играет и его внешний вид ,и так сказать дух старины)
Не знаю , отзывался бы я так же хорошо о велосипеде с такими же ездовыми характеристиками ,если бы он был новодельный и выглядел ординарно.

Всё таки внешность старых шоссеров и турингов это страшная сила.
На любителя конечно ,но если вы тот самый любитель , то смотреть на такие велики с 28 колёсами ,советскими шильдиками и рулём бараном - это отдельное удовольствие.
Выглядит он одновременно как гибрид спортбайка и царской кареты)
Кроме того он редкий и все на тебя смотрят. Думают правда разное )

Можно понять хипстеров которые имеют интерес к таким велосипедам из за чего в Москве цены на ХВЗ раза в три выше чем по России)

И внешность манящая ,и обаяние старой вещи . А когда эта вещь ещё и функциональна , то вообще замечательно.

Повторюсь , по ездовым качествам ХВЗ не уступают современным МТБ . И когда меня спрашивают : "Быстрее ли эта штука ,чем мтб?"
Я говорю,что если и быстрее ,то чуть чуть ,важнее что ХВЗ даёт новые интересные ощущения ,и это самое главное. Это как отдельный мир , и если вы ценитель таких ощущений то вам стоит попробовать велик на узких 28 колёсах.
Но как замена горного вела , для езды на работу , он не имеет большого смысла. Он будет исправно вас возить , он вопреки предрассудкам не боится бордюров и трещин в асфальте , он не тряский (если учитывать жёсткую вилку) .
Ведь шоссейники обычно представляют хрупкими . А на деле это вполне прочная рама и обода(от Спутника) Он вполне может ездить по грунтовке, (хотя из за узких шин риск упасть выше) но всё же мтб сделает это всё комфортней ,пусть и будет чуть менее стремительный.

Отдельная тема - стальная рама. В наше время у большинства даже бюджетных велосипедов она алюминиевая. Такие рамы весят меньше ,жёсткость выше. И да они чуть более тряские чем стальные, но разница не большая.
Однако по моему опыту езды на великах с алюминиевыми рамами , есть ощущение бездушности. Они пустые напоминают просто тряскую табуретку.
А стальные ,будь то Стартон или даже мой Старк Фортуна 2007 немного уступают в разгоне ,но при этом стальная рама едет мягче,благородней и обаятельней, лучше держит скорость ,меньше трясётся. На стальном велике просто интересней катать , он как живой и респектабельный. И у СШ рама тоже сталь.

Таким образом плюсы СШ - узкий руль , придаёт необычный вид и экономит место на парковке ,позволяет проползать между машинами и тд.
Никакого дискомфорта не доставляет ,хотя и требует привычки.

Накат у СШ приятный и уверенный , велосипед хорошо держит крейсерскую скорость 30кмч ,в отличии от 26 колёс.
Хотя возможно дело не в СШ ,а просто любой велик с 28 колёсами и узкими шинами так едет.

Никаких проблем с проколами и восьмёрками за год я не наблюдал , 28 колесо просто перекатывается через неровности и получает ударов заметно меньше чем 26 колесо

Стальная рама придаёт обаяния его поведению на дороге.

Стильный внешний вид.

Минусы : тормозные ручки устроены так что их нельзя перенести на вверх руля ,для более удобного верхнего хвата.
В итоге вы вынуждены ездить согнувшись в нижнем хвате ,а это ОООЧЕНЬ неудобно. И это главная проблема таких велосипедов.

Мне удалось найти компромиссный вариант , но это не идеал.

Что касается тормозов , то они не сильно хуже обычных вибрейк , но тут скорее фишка в узких шинах а не тормозных колодках.
В итоге тормозной путь у СШ будет чуть побольше чем у обычного мтб.
Скажем так, тормоза компромиссные но для обычной езды сойдут.
Плюс советских клещевых тормозов в том ,что им не требуется очень маленький зазор ,как это бывает на вибрейк,когда малейшая восьмёрка и обод трётся о колодку.

А вот установить обычные тормозные ручки на руль СШ - проблематично , диаметр трубы руля большой ,нестандартный.

Так как великам 50-30 лет , то он может развалиться прямо под вами , всё таки бывает скрытая коррозия внутри трубы рамы,или где нибудь на вилке. Падать будет больно.

Стандартные переключатели скоростей - штука архаичная и неудобная, но менять их на современные манетки - значит лишить велосипед части исторического духа . Лучше так не делать, а возможность переключать передачи на ощупь ,по дедовски ,это не недостаток ,а скорее такая фича позволяющая вам окунуться в атмосферу 70х) Это как коробка передач без синхронизатора на старом грузовике)

Шатуны на клинах бывает скрипят , масло для швейных машинок решает это ,иногда скрип проходит и сам.

Вообще меня немного удивило ,что у велосипеда 80х годов ,многие вещи точно такие же как на современных.
такой же стандарт для спицевого ключа , и многие другие мелочи.

А вот что я буду делать ,когда стандартные тормозные колодки сотрутся и как их менять на современные ,я пока не думал.

И в завершении скажу ,что не стоит воспринимать СШ как гоночный болид . Нет в этом плане он давно устарел , когда его создавали , алюминиевых рам просто не существовало в мире.
А когда они появились , то шоссейники со стальной рамой мгновенно стали неконкурентноспособными.
Поэтому старый ,ржавый Стартон это надо брать для души , для катания в удовольствие ,а для соревнований это глупо.

Это просто такой Харлей в мире велосипедов,устаревший но стильный , и количество кастомных проектов подтверждает это.
Кроме того в продаже есть аналоги из Европы , такие же шоссейники 70-80х , по идее они круче. Но интересны они узкому кругу лиц , в отличии от советского "супервелосипеда" который в СССР могли купить себе по блату только мажоры ,наряду с колонками S90 , мотоциклом Ява и автомобилем Волга)

Если брать велосипеды, то мое мнение, что реставрация должна проводиться по максимуму с использованием оригинальных запчастей и с использованием оригинальных технологий. Сколько смотрю форумы, группы, блоги и тд. по Харьковским велосипедам — все неи**тьсяврот риставраторы, при этом кто-то подкрашивает раму краской из балончика, а кто-то покрасив "Рекорд" с впаянным рулевым стаканом от "Старт-Шоссе" (далее СШ) гордо называет проделанную работу громким словом Реставрация. Смешно просто, чем только люди не тешат свое самолюбие, дриставраторы хреновы.

Ну а "ребилд" от build — строить/собирать. В моем случае "переборка".

А теперь ближе в теме:

События, предшествующие покупке данного велосипеда, начались три с небольшим года назад — как-то раз друг позвал на рыбалку, ехать решили на одно озеро и ехать решили через лес. На велосипедах. Я резонно взял двуподвес — дорога подразбитая и не очень близкая и потому я вдвойне недоумевал почему друг решил ехать на старенькой "Десне". "Дурак, " — подумал я — "у него же есть "горный" велик". Оказалось, что дурак я — дорога проходила ведь через лес, причем через старую его часть — кустарники, куча поваленных деревьев и прочие прелести. Естественно почти вся дорога через лес прошла пешком и с великом наперевес — "Десна" легкая — несешь и не чувствуешь, а у двуподвеса моего вскрылся один тяжелый, во всех смыслах, минус — весит он 20 кг с небольшим. А тащить эту тушку было то еще удовольствие, а ведь еще удочки, наживка и куча всякой мелочи…

Та рыбалка и стала отправной точкой — я понял, что для таких вылазок двуподвес не годится совсем и надо что-то делать. Покупать новый велик было слишком просто и неинтересно. На тот момент был еще жив Stels, размером с ту же "Десну", да еще и пятискоростной, но на нем менять надо было всю навеску — игра не стоила свеч. Уже была мысль взять дедов ММВЗ "Аист", он же "взрослик" в простонародье, но его было просто жалко, он был односкоростным да и вес у него от двуподвеса не сильно отличался — шило на мыло. Были еще мысли, но сезон закончился и все благополучно забылось…

Зато весной 2015 года у меня было четкое осознание чего я хочу — "взрослик", но многоскоростной, естественно советский. Тогда я совсем не имел понятия какие модели выпускали в СССР — повторись такая ситуация сейчас я бы искал "Салют-5", но это сейчас, а тогда я не знал ничего.

Естественно в первую очередь начал мониторить авито — на всю область продавался один, удовлетворяющий критериям, велик, но в удручающем состоянии и дорого. Раза четыре я порывался его купить, но отталкивало, что чуть ли не все хромированные детали просились на замену. А тк. планировалось собрать велик на советских запчастях, да так, чтоб смотреть на него приятно было. Соответственно цена за исходник была неоправданно высокой. В довершении велик тот был сильно некомплектным. Обдумывая все это вспомнил, что у знакомого был трехскоростной "Аист" (хотя сейчас я прихожу к мнению, что это "Урал" или вообще "Сура"). Спросил его насчет этого велика — он начал отнекиваться, что его выкинули на мусорку (ну конечно — выкинуть полностью комплектный и рабочий велосипед. Алкаши и те их на металлолом сдают). Остался последний вариант — подключил к поискам одного из друзей. Надо отдать ему должное — уже через неделю появился результат — у одного парня в подвале стоит "какой-то старый велик с кривым рулем". Меня это заинтриговало, но выловить этого парня было проблемой — велик я увидел только через две недели. Первое впечатление — "какая-то пыльная старая хрень под кучей хлама и с кривыми колесами". Это было явно не то, что я себе представлял и сказал, что за 1000 заберу, но не более — колеса и с "восьмерками", и с "яйцами". Однако условие оказалось удовлетворительным и появилась новая проблема — велик отца его и неизвестно, что он скажет. Ожидаемо ответ был отрицательным.

Спустя две недели мне в вк пришло одно обалденно радостное сообщение — "Велик еще нужен?" К слову за прошедшее время больше никаких вариантов не появилось и я понял, что этот шанс нельзя опускать. В общем договорились на 1200р за сие чудо. А следующим утром (как сейчас помню — 27 июня) пошел я за великом этим. Спустились в подвал, достали велик и началось — оказалось, что камеры уже менянные (я надеялся на советские), но это было не столь важно. Важно, что они держали давление. В довершения попросил я тряпку протереть от слоя пыли покупку и тут я был очень приятно удивлен — можно сказать, что за редким исключением хром был живой.

Расплатившись решил сразу прокатиться на нем — б**ть, как же непривычно после двуподвеса с его широченным рулем было ехать на это чудо-агрегате с нереально узким рулем и ненастроенной навеской. + колеса у него были нереально узкими (опять же после двуподвеса), тем не менее ехал велосипед крайне достойно. Колеса, надо сказать, были нереально кривыми — при скорости около 30 км/ч в голове всплывали картины из родео. Связавшись с одним хорошим человеком узнал я, что купил я достаточно массовый ХВЗ "Спутник" 1980 года, модель вроде В-153-424. Кажется от него же я узнал, что это один из последних годов, когда завод еще делал нормальные рамы — далее "пластилиновые" были. В общем-то при всех косяках покупка была стоящей. Люди более-менее в теме сейчас читают и смеются — это же все очевидно. Так-то оно так, но тогда я этого ничего не знал, опять же если хоть одному новичку эта запись поможет, то написано это все не зря.

Но я отвлекся — в общем-то велик оказался живым. За остаток сезона и выставил шатуны и добавил шариков в переднее колесо. Кстати о колесах — я не знаю как это возможно, но после нескольких прогулок по Донскому они стали заметно ровнее. Такая вот отсылка к качеству дорог. В общем-то за прошедшие два года стало только хуже, но это лирика. Эксплуатируя "Спутника" "на убой" я отметил, что велик умирать не собирается и появилась мысль сделать из него… впрочем всему свое время. Итогом сезона стало то, что велик купленный за копейки и при минимальном обслуживании на свалку не просился. Эх… опять я вперед забежал. Недели через три после покупки, посетив барахолку, что на Урванке, в поисках "плюшек" на дедов "Аист", я случайно купил фару с креплением. Оказалось, что фара эта под "Спутник" сделана. Это было отправной точкой, после этого я подумал "А не довести-ли его до ума?", все же велик терпел все мытарства — соответственно запас прочности хороший.

Впоследствии, провернув, громко сказано, комбинацию получил я бесплатно от Жени ХВЗ В-542 "Спорт" 1978, кажется, года и еще пару великов.

Сняв со "Спорта" некоторые детальки отдал его другу — загорелся он таким велом и быстро им же перегорел, не будем о грустном. Хотя оказалось, что рама у него кривая, так что оно и к лучшему. В итоге этот "Спорт" сыграл свою роль и в судьбе "Спутника" и еще одного велика. А в августе произошла одна история, давшая стимул сделать велик пошустрее: во время одной из прогулок по Донскому я догнал деда на СШ, ну и обогнал его. Через пару км этот дед догнал меня и ушел в недосягаемый отрыв. Примечательно, что на раме этого СШ сидел еще мелкий пацан. Было вдвойне обидно. После этого я решил, что "Спутник" будет на СШ втулках и на 10 скоростей — это и комфорт и возможность наказать те же СШ)

Небольшое отступление — местный военком обладает даром предвидения и он лучше знал, где я проведу следующий год, потому на "Спутник" я лишь закупал потихоньку детали.

Помню на все той же барахолке я впервые увидел ХВЗ "Старт-Шоссе". Вид у него был удручающий — крашенная кисточкой гнилая рама, мертвая навеска… зато на нем стояли втулки с высоким фланцем, которые мне ну очень понравились. К слову за СШ тот просили 5000р, если его и купили, то люди явно нездоровые. А тем временем сезон подходил к концу и по бартеру на сборный кит драгового bnr32 мне с Томска матерый разборщик маркообразных Роман отправил мне некомплектный СШ. В общем оба остались довольны. Примечательно, что кит я отправил только после того, как получил СШ и отдельное спасибо Роме за оформление велика под видом небольшой коробки)

После был антракт на год, за время которого я умудрился найти и упустить СШ за копейки, ну и определился, что "Спутник" заслуживает ребилда. После прихода из мест не столь отдаленных (по иронии судьбы несколько раз возил военных зэков) все не решался заняться им, а потом подумал, что летом времени может не найтись и надо сделать его за зиму, тем более что вдруг будет открытие велосезона (его не было. Фэйл/). Боялся я, что родители буду против. Получилось все с точностью до наоборот, но у условием, что я его именно сделаю, а не брошу. Мало-ли.

Но это было потом, а в начале декабря совершенно случайно узнал я о существовании советских спидометров на велики и еще более неожиданным было то, что нашел я такой в продаже уже на следующее утро. Короче поехал я в Балашиху за сим девайсом, попутно купил советскую камеру. У спидометра было пару недочетов — треснутое стекло + ободок гнутый.

Стекло вырезал и прозрачного "елочного" шарика. Обод выровнял, внимание, с помощью палочек от мороженного… Смех смехом, а результат налицо. Заодно пробег скрутил до нуля. А вообще еще в сентябре 15 года пришла мне от Антона посылка с передней перекидкой и абсолютно новым счетчиком, пускай и на 24 дюйма.

В общем числа пятого января принес домой велик и разобрал его за остаток дня.

Самым сложным было снять эмблему и при этом не задеть заклепки снаружи. Почему так? Все просто — делать новые заклепки в планы не входило — эмблему было решено клеить либо на двусторонний скотч, либо, если прижмет, на клей (впоследствии именно в этой последовательности все и произошло). Сажать эмблему на болты или еще чего попахивало уже мазохизмом. Равно как и покраска ее вместе с рамой. А ведь некоторые после этого громко кличут велосипед риставрираванным! Блин, смешно просто. Вообще еще проблема была цепь снять — износа у нее было мизер и хваленый съемник банально согнулся. Одно хорошо — съемник выправил и со второго раза цепь расклепалась.

В тот же вечер нашел объявление о продаже деталья на ХВЗ и следующим утром съездил туда. Изначально хотел купить СШ втулки с низким фланцем, но оказалось, что в наличии есть втулки с высоким фланцем и естественно купил я их). Продавца звать Алексеем и известен он тем, что продает СШ рули по 900р и Спецзаказовскую (далее СЗ) систему "под квадрат" за 5000. Да, за пять тысяч рублей. И это при условии, что за эту сумму люди умудряются покупать СЗ велики со сток навеской… Хотя у него же можно за адекватную сумму найти интересное деталье. Впрочем снова я отвлекся.

Постепенно докупая необходимые запчасти и отмыв за неделю все нужные мне детали начал готовить раму с крыльями к покраске. Кстати о мойке — алюминий отлично очищается от всякой дряни железными мочалками для мойки посуды.

Хотя не думаю, что это малоизвестный способ. В общем настала пора снимать краску. Погуглил — ах*ел — люди, причем называющие себя "шарящими", неделю с металлическими щетками на дрели краску снимают. Решил попробовать смывкой, а она вонючая до ужаса, мне это уже стоило одной проблемы, но не об этом речь. Позвонил одному товарищу — согласился предоставить комнату в квартире под мои мытарства. С ним же потом потом и возили раму на квартиру, обратно, на покраску. Не факт, что он сюда зайдет, но все-равно ему человеческое спасибо.

Тем временем за 5 вечеров краска снята и надо бы красить уже. Созвонился со знакомым сервисменом — сказал спросит маляра. К слову в том сервисе же я практику проходил не столь давно. Маляр согласился покрасить раму, вилку, два крыла и корпус спидометра и всего за 1000р. Образцы цветов я ему оставил, но он сказал, что точно подобрать не получится. Причем он сам же сказал, что затрет это все дело еще раз и, естественно, покрасит с грунтом.

С грунтом бл*ть. Этот чудак на букву "м" решил обойтись без грунта вообще. Ну не делается так. Причем уверял меня потом, что красил с грунтом. Это что за покраска такая, что краска сбивается керхером с приличного расстояния?) В общем велик буду красить "порошком", но не буду забегать.

Тем временем все было покрашено и началась сборка. Часть хромированных болтов были со ржавчиной, потому встал вопрос о их хромировке. В Новомосковске за горстку кремежа один чудик запросил 5000р и это не опечатка, в Туле 2000р, но все равно ну ооочень много. В итоге в преобразователь на пару часов, потом шкуркой мелкой и под лак. В конце концов велик не выставочный. Сама ведь идея была простой — собрать советский многоскоростной велосипед на советских же компонентах. При этом, чтобы внешне он сходил за новый. В общем велик собрал за несколько дней — к шестому февраля сего года все было готово. Ну как все — оставались мелочи, но на то это и мелочи. Изначально "Спутник" был четырехскоростным, но тк. втулки я поставил от СШ, то сзади уже стоял пятерник (сейчас я понимаю, что пятерник этот как бы не от В-551), ну а спереди повесил вторую звезду. естественно поставил перекидку, что Антон прислал, и манетки от СШ с Томска. СШ тот оказался модели В-555 58 ростовки и с ровной рамой.

Жалею, что продал остатки его. Впрочем деталья я с него поснимал много и ушел он с плюсом. Получился "Спутник" на 10 скоростей. Впоследствии купил две новые СССР'ские передние фары, заказал заклепки под седло с Китая, пересобрал заднюю перекидку, по новой провел провод до передней фары, докупил насос. Список можно продолжать долго. Пожалуй стоит упомянуть только седло — покрышка была неплохой, а каркас со ржавчиной. В итоге все это дело в преобразователе привел в человеческий вид и покрыл лаком, пружины вывалял с смазке для цепи, заклепки поставил винтовые. Вообще при сборке велика я активно пользовался медной смазкой. Впоследствии, а именно при снятии пятерника со втулки, она себя здорово оправдала. Аппетит приходит во время еды — потому в апреле, числа так 17, купил я СШ интересной модели. Впрочем этот велосипед заслуживает отдельной записи.

Подбор велосипедных колес - таблица размеров

Колесо – важнейшая деталь велосипеда. При его выборе следует опираться на два параметра: вес и размер. И если вес определить просто – что легче, то и лучше, то при подборе размера велосипедист может быть озадачен, ведь эта характеристика напрямую зависит от области применения байка. Для упрощения этой задачи специалисты составили таблицы с величинами велосипедных колес и внедрили традиционную систему маркировки. О них мы и расскажем.

Величины, единицы измерения и традиционная маркировка

При определении параметров колеса производят замер следующих величин:

  • Внешнего диаметра колеса;
  • Ширины обода и покрышки.

wheels-x1900

Полезно узнать, что посадочный диаметр ободьев встречается лишь в пяти вариациях: 406, 507, 559, 584 и 622 миллиметров. При этом 622 мм предназначается для 27″, 28″ и 29″ покрышек. Использование ободьев с посадочным диаметром меньших размеров для них не предусмотрено.

Маркировка Международной Организации Стандартизации (ISO)

Для исключения путаницы с параметрами была разработана универсальная маркировочная система ISO. Ей пользуются все производители.

Эта маркировка базируется на двух величинах:

  • Ширина покрышки (дм);
  • Ширина посадочного диаметра посадочного обода (мм).

размеры колес

При выборе резины необходимо обращать внимание на посадочный диаметр: он обязательно должен совпадать с исходными параметрами велосипедного обода. Так, найнерная покрышка размером 29-622 взаимозаменяема шоссейной 27-622, несмотря на то, что их ширина различна.

Самое важное правило: для каждого велосипеда и места катания - свои покрышки. Одним важна скорость, другим зацеп, а кто-то постоянно в поисках сочетания этих факторов.

Если сразу углубляться в вопрос, то в покрышках имеется большое количество параметров.

Классическое обозначение - 26X2.0. Значит нужна покрышка на колесо 26 дюймов и шириной 2.0.

Какие параметры есть у велосипедных покрышек?

  • 1)Ширина;
  • 2)Диаметр 20"/26"/29 и др.;
  • 3)Вес; (Чем меньше, тем быстрее катится колесо и его проще проколоть)
  • 4)Плотность каркаса/количество нитей ; (TPI у Maxxis; чем больше тем лучше)
  • 5)Наличие защиты от проколов;
  • 6)Рисунок протектора;
  • 7)Компаунд резины (мягкий/жесткий); (Влият на накат и держак)
  • 8)Корд - метал или кевлар; (влияет на вес и "прокалываемость")
  • 9)+ у каждого бренда могут быть свои технологии и тонкости.

Не просто, да?) Именно поэтому сегодня мы разберем обычный вариант подбора покрышки для любительского катания.

Какова логика подбора покрышек?

"Чем шире покрышка, тем меньше накат (как покрышка катится от одного оборота педалей) и лучше "зацеп" и наоборот"

"Чем более развитый протектор (высокие шипы), тем больше зацепа и меньше скорость - и наоборот. "

В принципе здесь простая физика и ничего более. Гладкие и узкие покрышки - всегда поедут быстрее и легче.

Другой важный момент.

"Чем вес на крае колеса меньше (покрышка/камера/обод), тем велосипед едет быстрее."

Поэтому не советуем покупать совсем тяжелые покрышки. Так как удовольствия от того, что постоянно придется толкать велосипед педалями - мало. (Попробуйте прокатиться на мягкой грязевой резине по городу)

Именно на основе этих составляющих стоит выбирать свои будущие покрышки.


Какие основные типы покрышек бывают?

  • Слики : Если ваша место катания город, асфальт и скорость – покупайте вмеру узкие покрышки со сликовым протектором.
  • Полуслики : Если катаетесь везде, то это ваш выбор. По середине обычно протектор минимален (если даже не совсем отсутствует), а шипы по бокам достаточно крупные. Так решается и задача наката и задача контроля в поворотах;
  • Высокий протектор : В зависимости от частоты вылазок на природу и в грязь, можно подбирать комплект с более крупными шипами.
  • Грязевые : Если вы катаетесь только в грязь – грязевые модели для вас;
  • Зимние : Покрышки с шипами; Тяжелые, но дарят бесконечный контроль в зимнюю погоду.


Как узнать размер своей покрышки?

Посмотрите на ее боковину.

Важно ли покупать именно свой размер покрышки?

Не совсем. Важно купить такой же диаметр, максимальная ширина ограничивается шириной перьев (рамы) на велосипеде, а на сколько покрышка может быть узкая - ограничивает уже ваш обод. Слишком узкая покрышка может не встать в обод, а слишком широкая упереться в раму или вилку.

Пример: Обычно на горных велосипедах стоят покрышки шириной 2.0-2.3. В пределах 1.6 - 2.4 в большинстве случаев можно поменять. На шоссейных велосипедах, обычно цифры будут такие: 700 и 18. Что означает ширина обода 28" (или 700сс) и ширина 18. В среднем ширина на шоссейных велосипедах от 18 до 28 мм.

Покупать ли одинаковые покрышки на зад и перед?

Для обычного катания можно купить одинаковые покрышки и на перед и на зад с продольным рисунком протектора (Если производитель это допускает). Так вы получите большую скорость и накат. А вот если вы спортсмен, то вам может быть важнее торможение/разгон. Тогда будет иметь смысл назад поставить более "гребущую"/"тормозящую" покрышку с поперечным рисунком.

Как снизить количество проколов?

Накачивайте покрышку согласно рекомендации производителя. Так за все лето вы сможете ни разу не менять или клеить камеру.

Также можно купить тяжелые и прочные камеры для даунхилла. Однако они добавят прилично веса.

Какие бренды стоит приобретать?

Наиболее известны в России - Maxxis, Schwalbe, Continental. Однако эти покрышки достаточно дорогие и не всегда уместны в любительском катании, поэтому можно смело обращать внимание на более доступные аналоги от Rubena, Vittoria и даже китайских noname брендов.

Как оценить дешевую покрышку?

Сначала пощупайте в руках нормальную покрышку от известного бренда. Затем потрогайте дешевый аналог. Оцените ее вес, на сколько потенциально шипы могут отваливаться, качество самой резины при нажатии на него ногтем. Если ничего не отторгает от покупки, то можно брать. Даже если она сильно пахнет китайской резиной;)

Какое давление должно быть в покрышке?

Рекомендации чаще всего указаны на боковине покрышки. Подробнее мы писали в специальной статье.


Так что же выбрать?

Проблема - когда нужно выбрать один комплект для всего. У спортсменов обычно несколько комплектов для разного типа грунта. Обычному любителю столько не нужно, да и возни с заменой будет слишком много ради прогулок.

В большинстве случаев достаточно выбрать полуслик или покрышку с невысоким протектором. Особенно важно помнить какая была покрышка до этого и что вы хотите получить. Если накат - уменьшаете высоту шипа, если не хватает держака, выбираете модель с более высокими шипами.

Мой личный совет по выбору.

В России можно найти очень много хороших покрышек. Дам пару советов из опыта моих друзей и своего личного - модели ТОП 1.

Maxxis Minion DH и новые DHR 2 - сверхпопулярная резина для скоростного спуска (задняя покрышка имеет как раз поперечный протектор для торможения);



Maxxis WetScream - мощнейщая грязевая резина. Также отлично катит на очень сыпучем грунте. Не советую для туризма или катания на плоскости;


Schwalbe Nobby Nic - отличная универсальная резина с уклоном в катание по грунту (не город). Не смотря на все - имеет очень хороший накат в городе. Используется в том числе в кросс-кантри;


Maxxis Advantage - крайне накатистая и имеет хороший держак на грунте. Используется в том числе в кросс-кантри;


Vittoria/Geax Morsa и Goma - отличный вариант для универсального катания по цене. Не подламывается при спущенном давлении и крайне прогнозируема в повороте. Обратите внимание - как раз вариант, когда сзади центральные шипы меньше боковых - все в угоду накату и скорости. Однако по качеству проигрывает Maxxis, но он и сильно дороже;



Секрет 1.
Если вам не хватает зацепа. Можно немного приспустить покрышку - так будет бОльшее пятно контакта и зацеп вырастет. Однако не перестарайтесь - главное чтобы покрышка не билась об обод и не подламывалась при катании.

Для совмещения и наката и зацепа, некоторые производители вперед ставят покрышку с развитым протектором, а назад развитый полуслик. Мощные быковые шипы и среднего размера центральные.

Смирнов Денис. Гонщик - даунхил, слалом. Призер соревнований в России и за рубежом.

Велосипеды ХВЗ были популярны и любимы велосипедистами в годы существования СССР, не потеряли свою привлекательность и в наше время. Причиной для всенародной любви к велосипедной продукции Харьковского завода является её доступность, качество и неприхотливость при эксплуатации.

Велосипеды ХВЗ

Во время Великой Отечественной Войны велосипедный завод был переброшен в Бухару, где всю войну выпускал военную продукцию. После возращения в родные пенаты, ХВЗ продолжил свою деятельность на предвоенном поприще.

После постановки на серийное производство детских и женских велосипедов, в 1948 году под началом инженера конструкторского отдела завода, К. С. Гладким, а после с В. М. Майбородой была начата разработка легковесных и спортивных велосипедов.

Старт-Шоссе В-553

Старт-Шоссе В-553

  • 155-411, 1976-1978 и 1982-1992 гг. в.
  • 155-412, 1979-1982 гг. в.
  • 155-441, 1991-1994 гг. в.
  • 155-461, 1991-2002 гг.в.

Достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки

Основное отличие от современных аналогичных велосипедов – это металлическая рама, что облегчает её ремонт в случае поломки. Вес (за счёт тонкостенных трубных деталей) аналогичен современным байкам.

Модельный ряд велосипедов ХВЗ Старт-Шоссе

ХВЗ "Старт-Шоссе" В-553

  • Рама и рулевая вилка выполнены, из трубных элементов – марка 30ХГСА, узловых элементов и коронки вилки – марка 30Л, наконечников – сталь 10.
  • База велосипеда (расстояние между втулками колёс): 1040, 1060 мм.
  • Высота рамы или ростовка (расстояние между подседельным узлом и центром каретки): 560, 580, 600 мм.
  • Руль-баран.
  • Тормоза клещеобразного типа.
  • Втулки колёс дюралюминиевые марки В95, цельноточённые (большой фланец).
  • Спицы, утолщённые к концам.
  • Обода колёс выполнены из спецплава.
  • Однотрубные покрышки, 27 Х 600 мм.
  • Шатуны из алюминиевого сплава марки В95, оснащённые стальными турклипсами.
  • Задняя втулка, оснащена пятиступенчатой, бестормозной трещоткой. Звёзды стальные с кол-вом зубьев от 13 до 21 с шагов в 2 зуба.
  • Две передних звезды из алюминиевого сплава марки В95. В двух вариантах (кол-во зубьев): 47 и 50 или 48, 51.
  • Всего передач: 2 Х 5=10.
  • Пластиковое седло (встречаются кожаные) посаженное на стальной каркас.
  • Масса велосипеда без обвесов: 10 кг.

ХВЗ "Старт-Шоссе" В-555

От своего предшественника отличается незначительно:

  • Изменена база велосипеда: 1020, 1040 мм.
  • Добавлена дополнительная ростовка (высота рамы): 540 мм.
  • Увеличился вынос руля (в ассортименте) – 75-130 мм.
  • Обода приобрели дополнительную жёсткость.
  • Вес велосипеда составил от 10,5 до 11 кг.

ХВЗ "Старт-Шоссе Олимпиада (Москва) 80" 155-412

Выпуск модели 155-412 приурочен к проходившей в Москве (1980 г.) олимпиаде. Согласно мифу, этот велосипед (один из лучших) должен был выступать в соревнованиях, чего не случилось.

Отличительными чертами юбилейного велосипеда является:

  • Материал, используемый в производстве труб (титан, алюминий). Стенки трубных деталей с переменной толщиной.
  • Новая геометрия рулевой вилки.
  • Увеличенный вынос.
  • Колёса, оснащённые однотрубными покрышками: камера обёрнута тонкостенной покрышкой и приклеена.
  • Облегчённые агрегатные узлы: полый титановый вал каретки, лёгкие шатуны, титановая трещотка.
  • Общий вес велосипеда – 8,25 кг.

Отзывы велосипедистов

Отзывы велосипедистов

В общем, получился гибрид: сити-байк, плюс вылазки на природу (установил багажники). Не уступает новомодным МТБ и всяким горным, а порой даже превосходит. В любую горку – легко, грязь не помеха. Очень доволен: хорошо, что не повёлся на покупку нового вела. Из желаний – нужно тормоза усилить, а то с нагрузкой на крутых спусках их уже не достаточно.

Читайте также: