Можно ли жечь покрышки

Опубликовано: 16.05.2024


Не самый привычный лайфхак для современного автомобилиста. /Фото: dexpens.com

Резина в Советском Союзе была всесезонной, которую использовали в течение всего года, либо летняя. Однако и последнюю могли не менять в течение двенадцати месяцев, потому что другой у автомобилиста попросту не было. Зимняя же резина появилась на советских авторынках только с семидесятых годов, но была таким дефицитом, что большинство попросту не могли ее ухватить.

Зимой советским водителям тоже приходилось ездить на зимней резине. /Фото: lada-xray2.ru

В отличие от легковых автомобилей, грузовые в подавляющем своем большинстве «одевали» только во всесезонные покрышки: так, считалось, что малые скорости, на которых они эксплуатируются, позволяют дольше использовать один вид резины. Однако у всех шин, которые можно было достать в СССР, была одна проблема: выдержать суровые русские морозы они были не в состоянии. От низких температур резина замерзала и трескалась, и покрышки просто разрушались.

Найти лишний набор резины на грузовики было еще сложнее, чем на легковушки. /Фото: quto.ru

Даже появление зимней резины советского производства - знаменитой «Снежинки» - не изменили ситуацию в корне. Со своей главной целью в виде улучшения сцепления на скользкой дороге она справлялась, однако морозы все так же приводили к растрескиванию материала.

Именно подобные условия и заставляли советских водителей прибегать к довольно интересному лайфхаку, который однажды был заснят на пленку и до сих пор гуляет по Интернету и поражают неискушенных обывателей. А все потому, что на кадрах автомобилисты обливают покрышки горючим и поджигают их.

Вот так справлялись с растрескиванием покрышек в морозы полвека назад. /Фото: back-in-ussr.com

Поразительно, но этот странный лайфхак действительно работал. При низких температурах резина от такой тепловой обработки не загоралась - горело только топливо. А покрышки прогревались, материал становился эластичным, и разрушение их на морозе таким образом предотвращалась. Более того, до начала восьмидесятых годов данный процесс был обязательным во время дальних поездок в зимнее время, а водители повторяли процедуру время от времени и в пути, если потребуется.

Горящие покрышки от автомобильных шин зимой – довольно частое явление в далекие советские времена, и делалось это не всегда для того, чтобы погреться. Были и другие причины, о которых мы сегодня поговорим. Итак…

Дефицит, все-таки, был.

Описание советского дефицита в современных источниках часто бывает весьма утрировано. Во всяком случае, обычные продукты и предметы первой необходимости никогда дефицитом не были. Но при этом дефицит, все-таки, был. Например, для советских автолюбителей было довольно проблематично достать зимнюю резину, а до конца 70-х годов ее в СССР вообще не было.

Нередко эта проблема решалась обыкновенным простоем машины в гараже в течение всего зимнего периода. Грузовые же и специальные машины обходились всесезонными покрышками, на которых зимой можно было сносно передвигаться на небольшой скорости.

Проблема советских покрышек.

В СССР в производстве резины применялся натуральный каучук, что не самым лучшим образом сказывалось на качестве автомобильных покрышек: при низких температурах такие полкрышки лишались эластичности и становились менее прочными. В результате страдало сцепление шин с поверхностью дороги, а сами покрышки в сильные морозы нередко разрушались и даже лопались.

Решение проблемы.

Это именно тот случай, когда все гениальное просто, ибо советские водители действительно решали эту проблему очень просто. Они обливали резину бензином с высоким октановым числом, а затем поджигали. Но ведь тогда покрышки могли сгореть!

Отнюдь! Дело в том, что резина на морозе гореть не могла – сгорал только бензин. И единственным эффектом от этого сжигания, причем, эффектом положительным, было повышение у прогретой резины эластичности. В 60-е – 70-е годы прошлого столетия прогрев шин зажженным бензином перед зимней поездкой был почти ритуалом. Во всяком случае, это делалось строго регламентировано. Причем, эта процедура в пути совершалась неоднократно.

Иногда покрышки бензином не обливались – прогрев осуществлялся при помощи паяльной лампы. Не спасла положение даже известная в то время «Снежинка» - первая советская зимняя резина, появившаяся во второй половине 70-х. Зимних нагрузок она тоже не выдерживала. Поэтому шины на морозе продолжали жечь. И лишь только в 80-е годы советские разработчики начали экспериментировать с протекторными рисунками и химическими свойствами резины.

Собираешься сжигать шины на Пасху? Готовься вдохнуть весь спектр вредных веществ, начиная от сажи и заканчивая диоксинами, которые вызывают рак!

Автомобильные шины наряду с резиной содержат металл, полимерные нити и другие материалы. Интересно, что шины даже во время эксплуатации выделяют в атмосферу целый букет канцерогенов и аэрозолей, вызывающих онкозаболевания. Сжигать под открытым небом автомобильные шины нельзя - продукты их сгорания вредны для окружающей среды и здоровья человека. Подробнее об этом мы расспросили государственного инспектора РТ по охране природы Гульнур Сабирову.
- Гульнур Насиховна, в городе существует традиция сжигания шин. Чем это опасно?
- При горении шины в окружающую среду выделяется множество загрязняющих веществ - сажа, диоксид серы, бифенил, антрацен, флуорантен, нафталин, хризен, пирен, бензапирен хлорированные диоксины, фураны и фенолы.
- Какой вред это наносит экологии и здоровью человека?
- Сажа оседает в легких человека, ухудшает обмен кислорода, приводит к заболеваниям дыхательных путей, крови и, как следствие, других органов.
Высокие концентрации диоксида серы в воздухе вызывают повреждения растительности. Даже при малых дозах он может негативно воздействовать на людей, страдающих бронхиальной астмой. Последствиями отравления этим газом являются заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, а также аллергические реакции.
По воздействию на человека фураны сходны с диоксинами, их концентрации при сжигании шин много выше, поэтому их действие увеличивается в разы.
Пожароопасна пыль антрацена - при ее вдыхании у человека наблюдается отек век, раздражение слизистых оболочек, жжение и зуд кожи. Флуорантен, нафталин и хризен - очень сильные канцерогены. Пирен раздражает и вызывает заболевания кожи, дыхательных путей и глаз.
- Правда ли, что выделяющиеся при сжигании вредные вещества могут привести даже к раку и другим смертельным заболеваниям?
- Да, это так. Бифенилы при тепловом воздействии трансформируются в особо токсичные хлорированные диоксины, которые являются канцерогенами, то есть веществами, приводящими к онкологическим заболеваниям.
Бензапирен обладает свойством накапливаться в тканях, он вызывает рак и изменения в структуре ДНК, системе кроветворения. При отравлении беременных этим веществом увеличивается вероятность рождения неполноценных детей и детей с мутациями. Бензапирен в первую очередь поражает кожу, органы дыхания и пищеварительный тракт человека.
Таким образом, весь набор высокотоксичных веществ становится главным аргументом против сжигания шин.

«Единственная красота, которую я знаю - это здоровье», - утверждал выдающийся немецкий поэт Генрих Гейне. Вряд ли кто из нас будет с ним спорить. Однако в жизни нередко возникают моменты, когда в погоне за разными красотами люди забывают о скрытом вреде «золота». Пример из нашего бытия редакции сообщила председатель домового комитета из пгт Приморского, в прошлом мичман Военно-Морского флота, Елена Божко.

Во дворах красота - да, увы, ядовита

Раскрашенные шины, вероятно, украсили детские площадки, но сделали их опасными для здоровья.

- На меня могут обидеться крымчане, пускающие в дело отработанные автомобильные покрышки, изготавливая из них вазоны для цветов, лебедей и прочее, но все-таки выскажу свое мнение, - говорит Елена Алексеевна. – О красоте не стану спорить, ведь известно, что на вкус и цвет товарищей нет. Но вреда такие изделия приносят немало. Недавно я прочитала интервью ученого химика Валерия Чарушина, и была поражена его данными. К примеру, по статистике, у нас в России сейчас оборот шин составляет почти миллион тонн в год. При их изготовлении для ускорения процесса вулканизации добавляют полимеры и другие химические компоненты. Когда шины износятся и выбывают из эксплуатации, начинается процесс их разложения, который длится почти сто лет, причем в указанное время идет выделение в атмосферу вредных веществ. А моя соседка болеет астмой, и ей не добавляют здоровья лежащие под балконом цветники-покрышки…


По просьбе автора ситуацию комментирует председатель Крымского регионального отделения, член ЦС партии "Зелёные" Татьяна Бобра:

- Тема весьма актуальная. В связи с тем, что за последние 5-6 лет количество автомобилей в Крыму увеличилось более чем в 4,5 раза, намного больше стало и отработанных шин. К сожалению, их в основном увозят на полигоны ТКО и оставляют вместе с другими отходами. Экологические риски при этом достаточно велики, так как на свалках эти покрышки часто становятся источником самовозгораний, выделяя в атмосферный воздух вредные вещества диоксины, углеводороды, соединения тяжелых металлов, угарный газ и пр. В этом плане удивляет стремление некоторых «активистов» использовать шины для «облагораживания» городских общественных пространств, придомовых территорий. Эстетическая ценность при этом весьма сомнительна, зато экологический вред очевиден. Находясь постоянно на открытом воздухе под воздействием прямых солнечных лучей, часто в условиях довольно контрастных смен температур, резина начинает разрушаться механически, расслаиваясь и образуя мелкие частицы. Печально то, что они нередко попадают и накапливаются в песочницах на детских площадках, угрожая здоровью ребят


Председатель Крымского регионального отделения, член ЦС партии "Зелёные" Татьяна Бобра.

Далее Татьяна Валентиновна предлагает: экономически гораздо эффективнее отработанные покрышки использовать для нового производства. Старые шины должны рассматриваться лишь как вторсырье и подвергаться переработке с целью изготовления новых колес. Кроме того, на основе полученного из отработанных покрышек материала можно производить сопутствующие резиновые товары для транспорта, в качестве добавок в автодорожные покрытия.

Возникает вопрос, как оценивают ситуацию российские власти? Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему, и не могут быть размещены на придомовых территориях. При нагревании шин вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду. Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний. Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку, превращая ее во вторичное сырьё.


Несмотря на четко обозначенные российскими законодателями меры, вопросы о ликвидации объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, до настоящего времени остаются открытыми. Убирать их или нет, управляющие компании чаще всего решают в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда – суда.

Еще один ответ на мой запрос пришел из Министерства экологии и природных ресурсов Крыма. Вот что сообщает Заместитель министра названного ведомства Ю.В. Бобарева:

«В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с дополнениями и изменениями) «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накоплением отходов является их складирование на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Согласно ст. 13.4. Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в специаотнол отведенных местах (на площадках), соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. По истечении одиннадцати месяцев отходы должны быть переданы согласно договору специализированной организации, имеющей лицензию. Ответственность за сбор, накопление и учет отходов несут хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются данные виды отходов.


Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», эта деятельность осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Согласно пункту 1 Положения о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Южное межрегиональное управление), утвержденного приказом от 27.08.2019 № 476, Южное межрегиональное управление является территориальным органом, осуществляющим отдельные функции по надзору в сфере природопользования на территории Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Крым и города Севастополя.

По имеющейся в Минприроды Крыма информации, прием отработанных шин с целью дальнейшей утилизации осуществляют следующие субъекты хозяйствования: ООО «РабберЭкоСервис» (г. Евпатория, Черноморское шоссе, 24); ООО «Экосервисгрупп» (г. Симферополь, ул. Балаклавская, 68); ООО «Песок» (г. Евпатория, ул. Ленина, 42/19); ООО «Аластар» (Сакский район, с. Червоное, ул. Северная, 1Б); ООО «Фирма Вагант-2» (г. Ялта, ул. Дарсановская промзона, северная сторона); ООО «Агентство «Ртутная безопасность» (г. Симферополь, 9 км Московского шоссе); ООО «Крым-Экогидротех» (г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 159); ООО «Грин-Крым» (г. Симферополь, ул. Севастопольская, 31 А).


Пожалуй, комментарий здесь не нужен. Хочу в заключение порадовать противников размещения резиновых изделий во дворах пгт Приморского: руководители МУП «Приморский» поддержали автора письма в редакцию Е.А. Божко. Жителям, «украсившим» придомовые территории отработанными шинами, сообщена информация о том, что они нарушили законы РФ и должны добровольно убрать вредные изделия. В противном случае к ним будут приняты административные меры воздействия. Последует ли этому примеру администрация Феодосии и остальных регионов Крыма?


Вы когда-нибудь задумывались о том, может ли покрышка, в которой ваша пожилая соседка по подъезду каждую весну высаживает цветочки, вас уничтожить? Не отравляют ли старые покрышки, вкопанные по периметру детского сада, ваших детей, скачущих по ним каждый день? Что, если изящный покрышечный лебедь, которого вырезал у себя в гараже дядя Вася и воткнул в палисадник, – это лебедь-убийца?

В России отработанные автомобильные покрышки, согласно ГОСТу, относятся к 4-му классу опасности (наряду, например, с бетонной пылью или конским навозом). Это условно малоопасные отходы, однако они нарушают экологическую систему, которой требуется на восстановление не менее 3-х лет.

В 2016 году Костромская межрайонная природоохранная прокуратура отнесла отработанные шины с кордом к отходам 2-го класса опасности (высокоопасные) по степени токсичности и воздействия на среду обитания и здоровье человека, без корда – к 3 классу опасности (умеренно опасные).


Основная часть вредных веществ попадает в окружающую среду непосредственно при использовании покрышек (в виде резиновой пыли при стирании о дорожное покрытие) и при их сжигании. Однако даже в "спокойном" состоянии покрышка может выделять около 100 химических веществ.

Наиболее опасные из них – бензапирен (канцероген), нитрозамины (канцерогены, мутагены), фенолы (токсичные вещества).


Проблема только в том, что почти невозможно определить, сколько таких веществ выделяет за год одна покрышка или 20 покрышек во дворе, а также оценить эффект, который они оказывают на людей. Подобных исследований, кажется, ещё никто не проводил.

Тем не менее, власти некоторых городов России не рекомендуют использовать старые покрышки на клумбах и детских площадках или прямо это запрещают. В ряде регионов, например в Ярославской (как ни странно), Владимирской, Ростовской, Костромской областях борьба со старыми покрышками и их производными во дворах ведётся с переменным успехом. Во многих других субъектах об этом ещё не задумывались.


Комитет по охране окружающей среды Ростова-на-Дону (2016 г.):

"В последнее время на территории города, в том числе на детских игровых площадках широко применяются населением отработавшие шины и автомобильные покрышки в качестве поребриков для деревьев и кустарников, оформления цветочных клумб, которые относятся к 4 классу опасности согласно классификатору отходов производства и потребления.

При этом в атмосферу могут выделяться вредные вещества, такие как полиароматические углеводороды и канцерогены. Во время дождей и осадков происходит вымывание токсичных химических соединений в грунт и почву".


Администрация Ленинского района Владимира (2017 г.):

"Отслужившие и выброшенные покрышки разлагаются в земле более ста лет, при этом происходит загрязнение почвы, вымывание токсинов и канцерогенных веществ грунтовыми водами.

При высокой температуре воздуха так же происходит выделение высокотоксичных соединений. По этой причине крайне не рекомендуется размещать покрышки на детских площадках.

Основным законом природы является закон о кругообороте веществ: вредоносные вещества продолжат мигрировать.

Убедительно просим не использовать дополнительные покрышки для создания новых клумб и цветников, а также самостоятельно утилизировать их в специализированных организациях, занимающихся данным видом работ".


Главный эколог Владимира Сергей Сухопаров:

"Повторное использование, а тем более вкапывание в землю в учреждениях, где занимаются дети, и во дворах домов, может быть опасным, ведь вместо положенного срока службы они будут выделять опасные вещества намного дольше.

Автомобильные отработанные шины являются отходами четвёртого класса опасности. Вреднейшие химические вещества, многие из которых являются сильными канцерогенами, ядовитые пары, которые они выделяют – тяжелее воздуха, они оседают на земле, детских горках, скамейках. То есть там, где возятся дети".


Превращение покрышек в спортивные снаряды, клумбы и лебедей также противоречит федеральному закону "Об отходах производства и потребления":

Читайте также: