На сколько подорожала резина

Опубликовано: 14.04.2024

В России заработал закон об обязательной маркировке автомобильных шин и покрышек. Готов ли рынок, ожидаются ли сбои и подорожание товара из-за нововведения?

C 15 декабря 2020 года запрещается оборот шинной продукции без маркировки всеми участниками рынка. Однако еще разрешено хранение шин «старого образца».

С 1 марта 2021 года все участники оборота шин и покрышек будут обязаны передавать сведения о движении маркированных шин в Государственную информационную систему (ГИС) мониторинга товаров. При этом хранение шин допускается только в «закодированном» виде.

Таким образом, сначала в процесс вовлекаются производители и крупные импортеры, а за ними — компании оптового и розничного звена.

По-прежнему не нужно маркировать велосипедные, авиационные шины, а также резиновые камеры, ободные ленты, взаимозаменяемые протекторы. Также новые правила не распространяются на восстановленные и б/у шины.

В чем смысл?

Маркировка станет своего рода уникальным цифровым паспортом шины. Согласно сообщению Минпромторга, она призвана гарантировать качество и безопасность товара, сократить нелегальный оборот.

В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, эта организация является оператором маркировки) заявили, что каждый покупатель сможет убедиться, что шина легальная, сертифицированная, не восстановленная из старой. Для проверки товара достаточно просканировать код приложением «Честный знак».

Так ли актуальна проблема подделок и контрафакта? Мнения опрошенных участников рынка разошлись. В «Мишлен» нам заявили, что на рынке не существует проблемы контрафакта.

«Шина — это высокотехнологичный продукт, подделать который фактически невозможно, — отметили в компании. — Крупные производители шин защищают свои торговые марки в рамках действующего регулирования. Кроме того, шины подлежат обязательной сертификации».

В Continental считают, что проблемы нелегального ввоза/контрафакта/подделок в настоящее время нет. Шина — это продукт обязательной сертификации, тоже напомнили в Continental. Однако не исключили, что

Дело в высокой цене крупногабаритных шин и наличии резервов для уменьшения себестоимости (речь о физическом количестве резины в покрышке и о том, что резиновые смеси, при желании, легко подменить дешевым компаундом).

В Nokian Tyres не видят проблем, от которых якобы должна спасти маркировка. «На рынке шин отсутствуют контрафакт и подделки во всех сегментах, в том числе и в сегменте шин для коммерческого транспорта, — заявили в компании. — Примеры нелегального ввоза нам не известны».

Представитель «КОРУС Консалтинг» Наталья Семичастнова считает, что

Ввиду сравнительно небольшого объема рынка контрафактное производство нерентабельно, пояснила она. Подделки, по оценке эксперта, маловероятны еще и потому, что компании работают только с официальными поставщиками. Более того, нелегальный ввоз новых шин в принципе маловероятен, поскольку большинство махинаций связаны с б/у шинами, считает эксперт.

Директор «АВИЛОН. Ford» Олег Сережников отметил, что

Технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов считает, что рынок подделок и контрафакта в России есть, хоть и невелик. И он составляет те же 10 %. Эксперт, как и коллеги, отметил, что подделывать шины невыгодно. «Есть редкие примеры, когда частные лица пытаются провезти контрафакт по территориям стран Евразийского экономического союза, однако зачастую это заканчивается уголовным делом и конфискацией товара», — добавил он.

«Нам не известны случаи подделки шин Bridgestone/Firestone в сегменте коммерческого транспорта, — заявили в "Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ". —

Тем более если говорить о коммерческих шинах».

Голоса "за"

Исполнительный директор торгового дома «Кама» KAMA TYRES Тимур Шарипов придерживается несколько иной точки зрения. С поддельными шинами для коммерческого транспорта рынок все же периодически сталкивается, свидетельствует он. «В основном, такая продукция идет из Китая. При выявлении подобных случаев мы оповещаем потребителей и рекомендуем приобретать шины только через официальные каналы продаж», — уточнил эксперт.

Обязательная маркировка, считает он, будет на руку покупателям данной продукции, да и шинному рынку в целом. Ведь, «чтобы самостоятельно отличить оригинал от подделки, нужно провести анализ компаунда шины, рисунка протектора и строения каркаса, что невозможно вне специализированных лабораторий».

Директор грузового направления Hankook Tire Rus Игорь Журилов тоже ожидает положительного влияния нововведений. По его оценке, подделок или контрафакта (в чистом виде) в шинной отрасли нет или крайне мало. «А вот что касается нелегального ввоза, данная проблема хоть и не в значительных масштабах, но существует, — заявил он. — Особенно это касается ввоза шин в Россию из стран Юго-Восточной Азии (в основном из Китая)». Журилов привел примеры, когда импортеры ввозят шины, декларируя их как резинотехнические изделия, или ввозят такой товар на дисках из фольги, снижая, тем самым, таможенные пошлины.

«Имею в виду прежде всего финансовую и налоговую составляющие тех компаний, которые работали или работают по так называемым серым схемам», — уточнил он. Ведь регулятор теперь сможет отслеживать финансовую чистоту сделок на всех этапах движения товара от завода до потребителя, пояснил Журилов. Да и производителям с импортерами шин, по его словам, тоже весьма пригодится такая информация.

Руководитель направления маркировки Edisoft Игорь Петрашкевич заявил, что контрафакт имеет место на рынке — в первую очередь в сфере легкого коммерческого транспорта (из-за более высокого спроса). Подделки, добавил он, в основном, ввозятся из Азии и с производств на территории России. По его прогнозу, полностью рынок сможет избавиться от нелегального товара к 2022 году, ведь новые процессы доставки продукции от производителя до дилера будут налаживаться в течение года.

Готовность неполная

Нравится или не нравится нововведение — жить с ним придется. Но готов ли рынок?

Отметим, что власти дали отрасли полтора года на подготовку и предварительно запустили пилотный проект. По информации ЦРПТ на начало ноября, в системе зарегистрировалось от 60 до 80 % участников рынка. В Минпромторге перед первым этапом оценили готовность как высокую. Производители отчитались ведомству о полной готовности к процессу. И все же министерство не стало исключать проблем в дилерской сети.

В компаниях ближе к концу ноября нам подтвердили, что

В «Мишлен» свидетельствуют, что большинство представителей оптово-розничного звена не успели полноценно наладить свои процессы и системы для работы с маркированным товаром, а также закупить оборудование и материалы для маркировки. Кроме того, в компании сообщили, что до сих пор не завершена разработка некоторых важнейших операционных процессов, а государственная система мониторинга работает нестабильно. «Таким образом, ряд операций осуществляются в ручном режиме с привлечением дополнительного персонала, наблюдаются сбои по некоторым автоматическим процессам, — отметили в "Мишлен". — В связи с этим существует риск того, что после 15 декабря часть дилеров не сможет работать с маркированными шинами».

В Hankook Tire Rus заявили, что значительная часть дилерской сети «не полностью или совсем» не готова к работе с новой системой маркировки. «И основная проблематика состоит в неготовности дилеров (IT-инфраструктуры, складов), а также в непонимании правил администрирования новой системы, — уточнил представитель компании Игорь Журилов. — Безусловно, дилерская сеть еще должна проделать значительный объем работы для того, чтобы эффективно и качественно начать работать в новых реалиях».

В KAMA TYRES напомнили, что на рынке представлены игроки разного масштаба — от небольших магазинов до крупных федеральных сетей. И все они обладают разным потенциалом к организации рабочего процесса с учетом новых требований, отметил представитель компании Тимур Шарипов.

Наталья Семичастнова подтвердила наличие компаний, которые «спохватились в последний момент и только сейчас ищут решение, активно сопротивляясь процессу маркировки». Поэтому дилеры готовы в разной степени, согласна представитель «КОРУС Консалтинг».

В Bridgestone ответили «за себя»: к 1 ноября 2020 года более 75% дилеров компании по коммерческим шинам были готовы к работе в системе маркировки, а к 15 декабря готовность должна стать 100‑процентной.

В Nokian Tyres рассказали о слабой готовности товаропроводящей сети к работе в системе. К приемке маркированного товара, продолжили в компании, дистрибьюторы, в принципе, готовы, но ведь еще надо наладить передачу данных в ГИС мониторинга товара, интеграцию учетных систем, произвести модернизацию складских помещений. «Пока рано говорить о такой полномасштабной подготовке», — резюмировали в компании.

Максим Рязанов тоже не подтвердил официальные данные по полной готовности производителей — по его информации, она низкая. Представитель Fresh Auto также отметил, что пока не до конца понятен механизм нанесения маркировки: «Наклейка непосредственно на поверхность чревата ее потерей при транспортировке, соответственно, перемаркировкой всей партии». Рязанов, кроме того, не исключил, что требования в перспективе могут распространить на восстановленные покрышки и взаимозаменяемые протекторы.

Пошли сбои

Ряд участников рынка рассказали о проблемах, которые уже наблюдаются — и это до массового этапа маркировки. Игорь Петрашкевич сообщил, что существуют сложности с приемкой маркированных товаров. «Производители допускают ошибки на производстве с маркировкой, — сообщил представитель Edisoft. — Как правило, такие проблемы удается вскрыть у конечного продавца или дилера при приемке. Процесс затягивается на недели».

По его словам, на складах скопились маркированные шины, которые не могут принять из-за несоответствия УПД-кодов маркировки. Причины самые разные — от банальной потери кода до ошибок при документообороте.

подтвердил Олег Сережников. «Ярким примером является ситуация, когда на склад от производителя поступает партия из ста автошин, а в системе указано другое количество — 80, — рассказал глава "АВИЛОН. Ford". — Соответственно, оптовик не может реализовать товар и ничего не может сделать, так как система не пропускает поставку». Таким образом, нововведение, заявил он, уже отразилось на конечных покупателях.

В Nokian Tyres ожидают, что введение маркировки может отразиться на времени поставки заказанных шин. Так как процесс приемки и отгрузки шин стал занимать больше времени, заявили в компании.

В Bridgestone не исключают некоторых трудностей на начальном этапе, однако рассчитывают, что перебои удастся минимизировать.

Маркировка и цены

А возможны ли негативные последствия от введения маркировки в ценовом плане?

В Минпромторге прокомментировали ряд рисков, связанных с удорожанием шин и покрышек, которые якобы могут привести к росту конечной стоимости продукции на 2–3%. Опасения являются необоснованными, подчеркнули в министерстве.

На сегодняшний день на таможенных складах стоимость маркировки шин «под ключ» составляет 50 руб. за шину, подсчитали в Минпром-торге. И это актуально только для тех компаний, которые не наладили маркировку импортной продукции на производстве за границей. Прямыми же затратами на маркировку шин, по данным министерства, является стоимость генерации кода, которая составляет 50 копеек, плюс стоимость материалов для маркировки (от 1,5 рублей за этикетку). В среднем прямые затраты на маркировку одной шины составят порядка 2–2,5 рублей. Есть также капитальные затраты на приобретение оборудования, доработку программного обеспечения. Но при средней стоимости шин (4 тыс. рублей за штуку — легковые шины, и порядка 20 тыс. рублей за штуку — грузовые шины) влияние маркировки на конечную стоимость продукта не может быть значительным, резюмировал Минпромторг.

Впрочем, влияние на цены все же может произойти, предполагают эксперты.

— не обрадовали в Continental.

В «Мишлен» также заявили, что введение маркировки окажет влияние на розничные цены, так как процедура внедрения потребовала существенных инвестиций. «На данный момент довольно сложно оценить влияние маркировки на конечную стоимость продукта, так как нет понимания финальных затрат», — отметили в компании.

Наталья Семичастнова («КОРУС Консалтинг») тоже полагает, что в связи с учетом существенных затрат, которые дилеры понесли в процессе подключения к маркировке, цены будут расти — на сколько, пока сказать сложно.

Как отметил Максим Рязанов, в 2020 году в связи со снижением спроса производство покрышек для коммерческого транспорта сократилось на 10%. В перспективе он ожидает дальнейшее снижение спроса из-за того, что расходы на оборудование для маркировки будут включены в стоимость новых покрышек. А это, по прогнозу представителя Fresh Auto, увеличит цену для потребителей на 10–15 %. Кроме того, считает он, удорожание станет стимулом роста серого рынка подделок и контрафакта — так что авторы реформы могут добиться эффекта, противоположного задуманному.

Олег Сережников тоже ожидает дальнейшего повышения цен — по мнению руководителя «АВИЛОН. Ford», это произойдет в связи с уменьшением рынка сбыта для автошин, ввезенных серыми схемами.

Впрочем, тенденция к удорожанию шин наблюдается и без маркировки. И это затруднит точное определение ее влияния на стоимость товара.

Фото: Christian Vorhofer / Global Look Press

В разгар сезона замены летней резины зимней в России вступил в силу закон об обязательной маркировке автомобильных шин и покрышек. Опрошенные РБК производители и дистрибьюторы шин усомнились в эффективности такой меры и предупредили о возможных проблемах с поставками.

Теперь, в соответствии с законом, компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством, хранением и продажей шин и покрышек, не смогут их реализовывать без нанесения специальной маркировки. Для нее используют двухмерный штриховой код Data Matrix — последовательность из 75 букв и цифр.

С 1 ноября производители и импортеры обязаны маркировать всю новую продукцию, оптовики — передавать сведения о перемещении и продаже товара в ГИС, а представители розницы — фиксировать продажи в системе «Честный знак». Немаркированные покрышки, которые попадут в оборот, могут конфисковать (статья 15.12 КоАП РФ). Также за нарушение закона о маркировке предусмотрены штрафы.

Предполагается, что наличие маркировки обезопасит рынок от нелегальной продукции, а государство получит контроль над передвижением товаров.

Технические проблемы и опасения дефицита

В пресс-службе компании «Кордиант» сообщили РБК, что к 1 ноября, по их оценке, около 70% участников оптово-розничной цепи не будут готовы к работе с маркировкой из-за отсутствия необходимой ИТ-инфраструктуры. Оптовики и магазины на протяжении 2020 года готовились к внедрению маркировки и установке необходимого оборудования, однако все сроки сорвала эпидемия коронавируса.

Фото:Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

В компании отметили, что есть ряд факторов, которые дополнительно осложняют введение маркировки. Например, от 20 до 50% наклеек отваливаются от шины даже при маркировке на производстве, при ее нанесении в розничных точках ситуация еще хуже. «Проблема с отсутствием адгезии между клеевым слоем на наклейке и шиной на текущий момент не решена ни у кого на рынке: изыскания ведутся с начала эксперимента в 2018 году. Наклейки не держатся на шине из-за оклейки остатков в холодное время года на складах без отопления, что влечет за собой потерю индивидуального кода во время перевозки или отгрузки между участниками. При этом единой работающей системы восстановления наклеек просто не существует», — указывают в компании.

Большие трудности есть и с переводом торговли шинами на электронный документооборот (ЭДО). Существующую систему в «Кордианте» назвали несовершенной. По данным компании, из 13 тыс. участников всей цепочки, через которую проходят шины от производителя до покупателя, лишь небольшой процент готовы к ведению продаж через ЭДО — и в первую очередь это крупные оптовые поставщики.

«Все это может парализовать продажу зимних шин на следующей неделе. А с учетом того, что во многих регионах установилась холодная погода, ситуация ставит под угрозу безопасность дорожного движения и, как следствие, жизни автомобилистов и пешеходов», — указывают в компании.

В компании-ретейлере «СТО-Колес» отметили, что в условиях сезона «переобувки» автомобилей на зимнюю резину уже сейчас наблюдается дефицит шин. Если дефицит вырастет, автовладельцы будут вынуждены ремонтировать старые шины вместо покупки новых, считают в «СТО-Колес».

Фото:АГН «Москва»

Введение маркировки способно осложнить и то, что оборудование, необходимое для продаж, «может работать некорректно», сообщили РБК в автосервисе «Ртп Авто». «Как всегда, когда что-то новое вводят, куча подводных камней возникает, а это, естественно, на сам процесс очень сильно влияет. Конечный клиент будет, естественно, из-за этого страдать, и пострадают также организации, которые будут это продавать. У более мелких контор [могут возникнуть такие проблемы]», — рассказали там.

Руководитель обособленного подразделения ООО «Шинсервис» в Санкт-Петербурге Владислав Солодовников также считает, что из-за внедрения системы маркировки может сложиться определенный дефицит, хотя, по его мнению, серьезного влияния на рынок он все же не окажет. «После введения маркировки — да, определенный дефицит резины возможен на рынке. Но так как резина завозится заранее на территорию России, на склад дистрибьюторов, я думаю, что в этот зимний сезон и предстоящий летний сезон особого дефицита рынок не почувствует. В последующие годы возможно, что европейские импортеры, китайские, японские бренды, которые не успеют подготовиться к маркировке, каким-то образом ограничат количество поставок на территорию России, и тут, возможно, будет какой-то определенный дефицит», — говорит он.

Проблемы будут связаны не с недостатком шин на складах дистрибьюторов, подчеркивает Солодовников. Рынок шин цикличен и продукция завозится заранее, поэтому зимние шины начали поступать на склады еще летом. «Проблемы [с маркировкой] возникнут, потому что вообще весь механизм маркировки пока до конца не понятен, очень много пробелов есть. Есть понимание того, что нам просто эти остатки товара — немаркированной резины, которые у нас находятся на складах, руками наших сотрудников нужно будет маркировать и как-то вносить в базу», — заключает он.

В компании «Север-Авто-М» считают, что за счет того, что склады были заполнены заранее, дефицита зимних шин в предстоящий сезон не будет. Проблемы могут начаться тогда, когда закончатся остатки шин, промаркированных дистрибьюторами, и с необходимостью контроля маркировки от производителя столкнется таможня. «Под сезон у нас шины будут. Тут вопрос скорее по летнему предстоящему сезону, потому что мы не ощущаем готовности всей системы, начиная от таможенных органов и систем, которые входят в состав Минпромторга, к полноценной работе с маркированным товаром. Там сложностей очень много», — пояснил представитель компании.

Дистрибьюторы спорят о целесообразности

В компании «Север-Авто-М» отметили, что не видят смысла в системе маркировки. «Шины — единственный настолько низкобюджетный товар, смысл маркировки которого теряется. Потому что это та продукция, для которой не существует на данный момент или практически не существует ни черного импорта, ни подделок», — уверены в «Север-Авто-М».

Представитель ретейлера «СТО-Колес» в разговоре с РБК также усомнился в необходимости введения системы маркировки шин в России. «Автомобильная шина — это не водка, подделать ее в подвале нельзя. Отсюда следует простой вывод — маркировка шин никак не защищает от контрафакта. Проблема продажи поддельных шин связана с контрабандой. Соответственно, бороться надо с коррупцией на таможне. Сомнительно, что маркировка шин решит проблему контрабанды», — указал он.

Среди опрошенных РБК компаний позитивно о новой системе маркировки отозвались только в сети шинных центров Vianor. «Дефицита не будет. Все основные поставщики уже работают в этом поле, то есть шины уже маркированы, и основные закупщики также уже работают с маркированными шинами, и, по сути, уже оборудование налажено. К этому готовились последние два года», — заявили в компании. В Vianor подчеркивают, что смотрят на внедрение системы маркировки «очень положительно». «Шина — это товар, от которого очень сильно зависит ваша безопасность: относиться к этому безответственно не стоит. Кроме того, шинный рынок сейчас очень цивилизованный — хорошо выстроены цепочки от производителей к оптовому звену и затем к розничным ценам. Она [маркировка] только нам помогает контролировать ситуацию», — сообщили в Vianor.

Готовность рынка к маркировке

В Центре развития перспективных технологий, операторе системы маркировки, в ответ на запрос РБК заявили, что не видят причин для затруднений с продажей зимних шин из-за введения системы. «Во-первых, маркировка шин не стала сюрпризом для отрасли: пилотный проект, в ходе которого компании должны были подготовиться к обязательным требованиям, шел с 20 июня 2019 года, то есть у компаний было полтора года и многие заранее перешли на работу с маркированной продукцией. Во-вторых, до 15 декабря автосалоны, магазины, дилеры смогут продавать немаркированные шины, которые были произведены или завезены до 1 ноября. Это запасы, которые сформированы как раз для массовой смены летних шин на зимние», — объяснили в центре.

Готовность участников рынка в центре оценили как высокую. В ответ на претензии продавцов к ИТ-инфраструктуре в ЦРПТ утверждают, что на рынке представлено уже много ИТ-решений «под ключ», а для розницы задача еще проще — маркировка уже встроена в онлайн-кассы. «К первой дате обязательной маркировки в рынке замаркировано более 17 млн шин, из них в обороте находится около 6 млн. Зарегистрировались почти 8 тыс. участников, это от 60 до 80% рынка», — указывают в центре.

В отношении проблем с электронным документооборотом в ЦРПТ указали, что компании сами выбирают поставщика этих услуг: «Это высококонкурентный рынок, многие компании работали в ЭДО до маркировки». Для того чтобы еще больше упростить работу, ЦРПТ запускает бесплатный сервис «ЭДО-лайт», где обеспечена настройка роуминга с 16 операторами ЭДО. «Мы видим, что технологически задача роуминга решаема, в большинстве случаев это уже решено, в то же время важно понимать, что это вопрос прямых отношений между компаниями и их поставщиками — провайдерами», — заметили в центре.

Пандемия коронавируса действительно отразилась на процессе подготовки к введению системы, признают в центре, но напоминают, что подготовка к внедрению обязательной маркировки началась задолго до появления COVID-19. «Даже те компании, которые заявляли о пандемии как об основном факторе риска в подготовке к введению обязательной маркировки, подготовку вели. Некоторые процессы отрабатывались в удаленном формате. Безусловно, ряд компаний — разработчиков информационных систем, которые оказались в принципе отстранены от работы, вынуждены были пересматривать планы внедрения и, вероятно, отказываться от каких-то высокотехнологичных решений в пользу их упрощения, чтобы выдержать сроки. И мы видим, что компании с этим справились», — заключили в ЦРПТ.

Фото:«Комсомольская правда» / Global Look Press

Что думают власти

В Минпромторге РБК рассказали, что понимают опасность возникновения дефицита шин в высокий сезон, поэтому маркировка вводится поэтапно. Сейчас вступили в силу требования об обязательной маркировке шин производителями и импортерами, а также требования об отражении в информационной системе сведений о продаже маркированных шин. «Запрет на оборот немаркированной продукции вступит в силу только 15 декабря, а до 1 марта 2021 года участники оборота смогут домаркировать остатки продукции. С 1 марта вступят в силу требования о сообщении в систему всех сведений по товародвижению маркированных шин всеми участниками без исключения», — отметили в министерстве.

В ведомстве пояснили, что внедрение технологии по этапам было согласовано с представителями бизнес-сообщества при обсуждении постановления правительства. На сегодняшний день в системе уже зарегистрировались около 8 тыс. участников оборота. «И хоть требования о маркировке только вступили в силу, в обороте уже находится более 6 млн единиц промаркированной продукции, также участниками продано уже 500 тыс. маркированных шин», — говорится в ответе на запрос РБК.

Вопрос отслеживания маркировки шин зарубежных производителей находится в ведении Федеральной таможенной службы, а система маркировки «дает необходимый функционал для осуществления контроля», отметили в министерстве.

На жалобы представителей автосервисов и дистрибьюторов о том, что маркировка некачественная и плохо клеится на шины, в министерстве отметили, что эта проблема неоднократно обсуждалась Минпромторгом, оператором системы и участниками оборота шин. «На рынке представлены различные решения по маркировке шин, включая надежные этикетки, выдерживающие особенности хранения и транспортировки, а также погодные условия», — отметили в Минпромторге.

Внедрение аналогичной системы маркировки для лекарств вызвало проблемы с поставками препаратов в аптеки. Из-за двух сбоев, в сентябре и октябре, примерно 40 млн упаковок лекарств застряли на складах, поскольку производители не могли отгрузить их дистрибьюторам.

Бизнес-ассоциация «Опора России» направила письмо главе Минпромторга Денису Мантурову с просьбой отказаться от введения обязательной маркировки товаров в тех областях, где и так уже есть механизмы отслеживания контрафакта. Организация указывает на то, что введение маркировки товаров может негативно отразиться на деловой активности в экономике, которая и без того пострадала от коронавирусного кризиса. В конце октября систему маркировки лекарств временно перевели в уведомительный режим.

Рынок покупателей и продавцов устроен просто – одни хотят продать, другие купить, когда количество первых перевешивает, условия для вторых улучшаются и наоборот. В случае с продавцами шин, каждый сезон, ближе к началу периода массовой “переобувки”, возрастает спрос на шины грядущего сезона, продавец поднимает цену. По крайней мере именно так многие представляют рынок, но забегая вперед это сильно упрощенная его модель.

На примере ТОП-3 (по мнению разных авторитетных изданий) летних шин, хочу посчитать и показать вам есть ли реальная выгода от покупки шин до начала высокого спроса. Спрос на летние шины имеет две волны – с марта по апрель, вторая волна начинается в июле и длится практически до ноября месяца.

Итак, начнём с шины Michelin Primacy 4 , что-что, а летние шины Michelin делать умеет, но касается это далеко не всех моделей. Primacy 4 достойная модель, которая понравится нашим водителем в рамках критерия износостойкость. Обычно премиальные бренды гонятся за лучшими характеристиками – комфорт, управляемость, тормозной путь, чаще всего, чтобы получить хорошие показатели по этим направлениям, нужно пожертвовать сроком службы = износостойкостью, как например, происходит с известными моделями Continental или Nokian, да они классные, но менять надо раз в пару сезонов.

Что же по ценам, спросите вы, выше виджет с ценами в разных магазинах на данный момент. По статистике же за 19 и 20 год, имеем следующее в оба год летние шины плавно дорожали начиная с января месяца, дальше ближе к июню начинался спад, который длился до начала августа. В среднем к началу июня шины дешевели на 5-6%.

Дальше рассмотрим шины Goodyear EfficientGrip Performance – популярные шины, их любят за малошумность и износостойкость. Есть опыт езды на таких шинах, даже спустя 10 лет, внешний вид был отличный, как и остаток протектора, но резиносмесь уже начала высыхать, в дождь и на серпантинах уже ощущалось не то поведение автомобиля.

Перейдем к цене и тому, как она меняется в зависимости от спроса. Для данной шины история практически повторяется, что и ожидалось. Шина дорожала по весне как 19, так и в 20 году и несколько дешевела (местами до 12-13%) в начале лета.

Следующие шины Bridgestone Turanza T 005 – флагманская модель среди универсальных шин от “Бриджей”. В 20 году немецкая общественная организация ADAC поставила данные шины на 2 место. Если обратить внимание на рисунок протектора, то у всех представленных в данном материале шин он очень схож – классический рисунок и лучше видимо на данный момент придумать не могут. Turanza T 005 любят за общее качество – покрышка не боится наших дорог, особо не шумит, хорошо катится (разгон – расход).

Актуальные цены можете видеть выше. Что касается статистики цен и того, как они меняются в зависимости от сезона – ситуация повторяется и с этими шинами, цена поднимается примерно на 6-10% перед сезонами, а наиболее актуальное время для покупки начало лета.

С 1 ноября 2020 года маркировка шин может стать обязательной, проект постановления правительства об «Утверждении правил маркировки шин» разработал Минпромторг. Предполагается, что для борьбы с контрафактом и контрабандой на шины будет нанесена идентифицирующая гравировка либо непосредственно в тело покрышки будет интегрирована радиометка, которая позволит считывать информацию о шинах на расстоянии. И в том, и другом случае потребуются серьезные изменения в технологические процессы производства покрышек, что повлечет их удорожание, говорят шинники. Электронные метки в будущем смогут контролировать перемещение автовладельцев, предостерегают эксперты. Подробности в материале «Известий».

Контраргументом по контрафакту

По инициативе Минпромторга, пилотный проект по маркировке шин стартовал 20 июня этого года, создана рабочая группа. Минпромторг со ссылкой на экспертные оценки сообщает, что сейчас на рынке порядка 10–15% покрышек имеют признаки контрафакта, в особенности это касается сегмента импортируемых грузовых, цельнометаллокордных, сельскохозяйственных и индустриальных шин.

Цех по производству грузовых шин

Цех по производству грузовых шин


— Помимо борьбы с нелегальной продукцией (контрафакт, контрабанда), цифровая маркировка увеличит собираемость таможенных, налоговых, иных обязательных платежей, обеспечит аналитику импорта, производства и оборота товара в РФ, создаст инструмент общественного контроля, когда как проверяющий, так и потребитель смогут проверить любой товар с помощью приложения для мобильного телефона, — рассказал «Известиям» статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.

В настоящий момент проект постановления правительства об «Утверждении правил маркировки шин» проходит стадию общественных слушаний.

Как маркировать

Окончательного решения, какой именно способ выбрать для маркировки шин в рабочей группе, пока не выбрали. Основной рабочий вариант — цифровой код DataMatrix, который может наноситься на этикетку или непосредственно на шину методом гравировки. Цифровой код позволит проследить товар на всех этапах реализации, включая розничных дистрибьюторов, и зафиксировать его продажу через кассу.

В качестве дополнительного метода прорабатывается использование радиочастотной RFID-метки, которая встраивается в шину или этикетку.

Спиральная RFID-метка используемая в процессе производства шины

Спиральная RFID-метка, используемая в процессе производства шины

— За такой метод высказывается ряд участников отрасли, которые уже используют RFID. Использование метки может существенно ускорить процедуры отгрузки и приемки товара, идентификации на складе, в том числе с реализацией группового считывания, автоматизировать работу складов и логистических компаний, а также обладает рядом преимуществ с точки зрения выживаемости средства идентификации в товаропроводящей цепи, — уточнил замминистра Минпромторга. — Также указанная технология может использоваться после вывода товара из оборота и для реализации дополнительных бизнес-процессов: контроль жизненного цикла шины, допуска транспортного средства на различные объекты, иные сервисы, многие из которых уже реализованы крупнейшими производителями шин для отдельных сегментов продукции.

123

Метка RFID — это довольно распространенное решение для идентификации предметов на расстоянии. Наиболее часто такие метки встречаются в магазинах, где ими защищают товары от воровства. Выполненная из полиэтилентерефталата и алюминия метка работает по принципу транспондера при температурах от –40°C до +85°C, чаще всего на частоте 865–870 МГц. В зависимости от типа транспондера сигнал может быть считан на расстоянии от 20 см до 300 м.

Возможность идентификации покрышки с помощью метки и, как следствие, автомобиля и его владельца вызывает обеспокоенность у правозащитников.


Процесс внешней установки патч метки на готовую шину


Процесс внешней установки патч метки на готовую шину


Процесс внешней установки патч метки на готовую шину

— Каждый RFID-датчик имеет уникальный номер и в принципе нет ничего технически сложного в том, чтобы привязать этот номер к автомобилю. Датчики, размещенные в дорожном полотне, смогут считывать передвижение автовладельцев. В этом смысле возникает вопрос — не будет ли это еще одним способом контроля за передвижением граждан, — задается вопросом Ифанов.


Идея с радиочастотной идентификацией автомобилей уже обсуждалась в правительстве. В августе 2013 года премьер Дмитрий Медведев поручил МВД, Минкомсвязи, Минпромторгу и Минфину подготовить соответствующие предложения для внедрения чипов в регистрационные знаки. Пока что это поручение не нашло фактического воплощения.

Дорогое удовольствие

В тоже время сами шинники с недоверием относятся к идее маркировки.

— По нашим экспертным оценкам, на рынке шин низкий уровень контрафакта. Крупные производители защищают свои торговые марки в рамках действующего регулирования, к тому же шины подлежат обязательной сертификации. Тем не менее шины были включены в перечень первоочередных товаров, на которых предлагается апробировать маркировку, — объяснила «Известиям» исполнительный директор «Ассоциации производителей шин» Надежда Чурмеева.

Продажа автомобильных шин

Продажа автомобильных шин


По ее словам, шины существенно отличаются от других товаров, которые уже маркируются: у них нет упаковки, на которую можно было бы нанести маркировку, их транспортируют «навалом», и сами бизнес-процессы в шинном деле существенно отличаются. Не менее серьезную озабоченность в «Ассоциации производителей шин» вызывает сохранность этикетки при их обороте — ее потеря чревата угрозой массовой перемаркировки.

— Очевидно, что введение маркировки повлияет на розничные цены, поскольку потребует не только от производителей и импортеров шин, но и от торгующих организаций существенных инвестиций в ее внедрение. А именно оснащение необходимым оборудованием, введение электронного документооборота, перестройка производственного цикла, логистики, а также бизнес-процессов. Оценить масштабы влияния сейчас сложно. Главный тревожный момент сейчас — время: эксперимент начался, но времени, оставшегося до 1 декабря 2019 года (дата регистрации в системе мониторинга, — «Известия»), когда должна быть введена обязательная маркировка, по нашему мнению, совершенно недостаточно для проработки всех правил и процедур, их апробации, а главное — подготовки отрасли к введению нового регулирования, — рассказала Чурмеева.

Производство шин Pirelli на Воронежском шинном заводе

Производство шин Pirelli на Воронежском шинном заводе


Компании Bridgestone, Michelin, Good Year, Continental, Nokian Tyres и Pirelli заявили, что полностью солидарны с позицией ассоциации. В Nokian Tyres уточнили, что у шин всех их брендов отсутствуют проблемы с контрафактом в России.

— В случае внедрения маркировки шин придется менять все процессы управления производством и логистикой, внедрять новые программы. Это всё очень дорого для компании. Однозначно, что внедрение маркировки скажется на стоимости шин, но озвучить точную сумму сейчас не представляется возможным, — рассказала «Известиям» руководитель направления по связям с общественностью российского офиса Nokian Tyres Карина Соколова.

Фокус на безопасность

Интеграция датчиков RFID вызывает у шинников дополнительные вопросы по безопасности их продукта. Если в некоторые грузовые шины за рубежом датчики уже «вшиваются», то для покрышек легковых автомобилей это первичный опыт.

Сотрудник в цехе вулканизации

Сотрудник в цехе вулканизации

— Легковые шины гораздо меньше и легче, чем грузовые, их боковина существенно тоньше, и это существенный фактор. В случае с легковыми шинами внедрение дополнительного предмета приводит к различным деформациям, таким как расслоение или вытягивание боковины или даже взрыву шины. Сегодня нельзя однозначно утверждать, как поведет себя покрышка с внедренной меткой на скорости и при выполнении экстренных маневров. Еще один немаловажный фактор, который ограничивает внедрение подобной технологии, — это то, что внутри шины уже присутствует металлокорд. Его металл в свою очередь экранирует метку, — отметила Соколова из Nokian Tyres.

Шинники сходятся во мнении, что для внедрения подобной технологии в производство необходимы полномасштабные ресурсные испытания на безопасность. Проведение таких испытаний потребует длительного времени.

В России собираются сделать обязательной маркировку шин. С 1 ноября 2020 года на них должны будут наносить либо идентифицирующую гравировку, либо радиометку, чтобы считать информацию о шине на расстоянии. Эксперты считают, что контрабанды станет меньше, но шины подорожают.

Как стало известно газете «Известия», Минпромторг разработал проект постановления правительства об «Утверждении правил маркировки шин». Сейчас он проходит стадию общественных слушаний.

Вторая жизнь для покрышки. Около 5 млн шин ушло на переработку в Подмосковье за пять лет

«Помимо борьбы с нелегальной продукцией (контрафакт, контрабанда), цифровая маркировка увеличит собираемость таможенных, налоговых, иных обязательных платежей, обеспечит аналитику импорта, производства и оборота товара в РФ, создаст инструмент общественного контроля, когда как проверяющий, так и потребитель смогут проверить любой товар с помощью приложения для мобильного телефона», — объяснил инициативу статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.

Каким именно способом будут маркировать шины, пока не выбрали. Рабочий вариант — цифровой код DataMatrix, который может наноситься на этикетку или непосредственно на шину методом гравировки. Он позволит отследить товар на всех этапах реализации.

Еще один возможный вариант — радиочастотная RFID-метка. Как объяснил Евтухов, ее использование может существенно ускорить процедуры отгрузки и приемки товара, идентификации на складе, она также пригодится уже после продажи, например, для контроля жизненного цикла шины.

Каждому товару свою метку. Сможет ли маркировка продукции очистить рынок от контрабанды

Однако эксперты задумались, не станет ли это еще одним способом контроля за передвижениями граждан. Ведь связать RFID-датчик и конкретный автомобиль технически несложно.

Исполнительный директор «Ассоциации производителей шин» Надежда Чурмеева, кроме того, отметила, что введение маркировки повлияет на розничные цены, поскольку это потребует от производителей существенных инвестиций. Такие же опасения высказали в Pirelli и Nokian Tyres. По их мнению, маркировка шин потребует изменения всех процессов управления и логистики.

Читайте также: