Почему оригинальные диски такие дорогие

Опубликовано: 17.04.2024

Диски на автомобиль (в отличии от шин), как элемент дизайна, чаще всего выбирают с точки зрения внешнего вида. При этом качество зачатую не учитывается, как важный критерий принятия решения.

Обычно причин покупки дисков несколько:
— приход в негодность дисков в результате аварии, неожиданной встречи с ямой или бордюром;
— решение иметь 2 комплекта дисков для лета и для зимы (зимой химические реактивы, песок/соль на дорогах носят травмоопасный для покрытия дисков характер — потому на зиму чаще ставят одноцветные диски с “простым” рисунком (проще мыть и меньше грязи застревает);
— желание заменить старые потёртые диски;
— желание перейти на другой диаметр шин.
И вот тут встает вопрос: как быть? И собственно, где и, что важнее, какие диск/диски купить.

Если поврежден один диск, то кажется, что проще заменить один диск, чем покупать новый комплект. Достаточно обратиться в дилерский центр (представительство/центр сервисного обслуживания марки авто), где был куплен автомобиль, и заказать 1 диск. Проще, но есть пара нюансов.

Во-первых, непосредственно производитель автомобилей диски не производит, он делает заказ по определенным параметрам и уникальному дизайну производителю дисков. Получившийся диск устанавливается при сборке автомобиля на заводе и доступен к заказу в виде оригинальной запчасти, и не попадает в модельную линейку производителя дисков — то есть они недоступны для заказа простым пользователем.
Так, например, Hyundai, Chevrolet, Suzuki, Opel в оригинальной комплектации используют диски Devino. Более известные и дорогие производители Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Maserati предпочитают диски OZ. А вот Merсedes преимущественно используют литые диски Ronal (премиум-модели, например, AMG) и Rial (Alutec). В России для комплектации серийных автомобилей Ford, Kia, Hyundai закупаются колеса СКАД (SKAD). В первичной комплектации автомобилей Audi, BMW, Chrysler, Porsche, Ferrari, Jaguar, Volkswagen в том числе используются колесные диски BBS. Но ни одного оригинального диска в линейках этих производителей в их интернет-магазинах нет. Этими брендами автомобилей и дисков список не ограничивается.

Во-вторых, при необходимости замены OEM-дисков (оригинальной комплектации) автопроизводитель их покупает, а затем перепродает их автовладельцу с немаленькой наценкой.

Обычно цена замены играет существенную роль, а потому взгляды многих обращаются к реплике. Replica — с английского "копия", — это изделие (в нашем случае диск) визуально идентичный оригиналу. Важное тут слово — визуально. С виду и по основным параметрам реплика ничем не отличается от оригинала, и по формату производства напоминает чеканку монет: есть форма, которая используется для отливки диска, и вроде бы все в порядке, но вот только материалы, который будут заливаться в такую форму могут и будут значительно отличаться от оригинала. Почему это плохо — читай ниже.

При разработке OEM-диска учитывается несколько важных требований:
— жесткость перед неровностями дорожного покрытия (выбоинам и т.д.);
— защита от дорожных солей, кислот автомойки, химикатов и т.д;
— прочность для того, чтобы свести к минимуму претензии по гарантии и / или возвраты;
— грузоподъемность т.е. способность выдержать вес автомобиля, груз и его пассажиров с огромным запасом надежности;
— надежный крепеж для обеспечения работы подвески и тормозной системы без вибраций, в соответствии с проектными характеристиками;

Например, один из важных показателей качества дисков — это максимальная нагрузка на диск, которая проверяется через испытание "сопротивление удару заявленным производителем весом при наклоне в 13 градусов. Ниже на видео можно посмотреть, как проходят такие испытания. Под самой низкостоящей категорией имеется в виду реплика.

Реплика производится без существенных исследований и разработок, чтобы минимизировать производственные затраты, а также потому, что производители просто не имеют денег на осуществление таких исследований.
А требования к производству реплики разительно отличаются от требований к OEM-дискам. Здесь важно максимально удешевить стоимость производства за счет использования непрофессиональных техник, технологий и дешевых методов производства и материалов.
При этом покупателю могут сказать, что у дисков есть сертификат соответствия ГОСТу — но это не точно. Такую бумажку можно отредактировать в фотошопе и распечатать на цветном принтере, вряд ли покупатель будет самостоятельно проверять его (действительное) наличие. А про гарантию производителя тут и говорить не о чем.

Как результат — мы имеем подделку не лучшего качества. Так как при производстве реплики используется один из самых дешевых методов производства — гравитационное литье (сплав заливается в форму и остывает там до полного затвердевания без каких-либо дополнительных усилий), получившийся продукт имеет маленькую плотность алюминия, а значит устойчивость диска к механическим повреждениям значительно снижена. А внешнее покрытие диска (также из самых дешевых материалов) разрушится от солей и химикатов в несколько раз быстрее, так как не имеет защитного покрытия как у оригинальных дисков.

К тому же реплика не будет абсолютно идентична оригиналу, возможно, будут неточности линий и изъяны с лицевой стороны и отличия с внутренней.

Так что, желая сэкономить (цена реплики ниже цены оригинального в несколько раз) и, покупая реплику, автовладелец получит не совсем то, что ожидает (отличия все же есть), да и рискует через кратковременный период вновь искать замену, хорошо если без трагических последствий ввиду аварии из-за треснувшего или даже развалившегося на ходу диска.

Компания Mercedes Australia провела тест оригинальных дисков и дисков реплики, чтобы показать, насколько важно их качество.

Если же первые 2 варианта не подходят по цене или качеству, есть 3ий вариант выбора замены дисков — брендовые диски. Это довольно обширная категория, которая включает в себя как недорогие диски, так и настоящий хай-энд со стоимостью за комплект сравнимой с ценами оригинальных дисков. Такие диски не поставляются для оригинальной комплектации, но имеют сертификаты качества о том, что в таких-то параметрах подходят для установки на определенные модели автомобилей (например, сертификат TÜV SÜD). Доступны такие диски повсеместно через интернет-магазины. Почти все колёса с известным именем отличаются хорошим качеством используемого сплава, наличием сертификатов качества и гарантией на изделие от производителя.

К брендовым дисками относятся:
AEZ, Alutec, BBS, Dezent, Enkei, Lumma, MAK, MSW, OZ Racing, Skad, Vissol, Vossen и другие.

Основная особенность этих дисков заключается в том, что диск с определенными параметрами может быть установлен на несколько автомобилей с разными параметрами центрового отверстия и вылета (небольшой шаг в 5 мм). Эта разница в параметрах нивелируются при помощи суппортов и супинаторов. Но и в этом случае на диск, который устанавливается с помощью этих элементов, имеется сертификат качества и гарантия.

Также существует заблуждение, что брендовые диски не дешевле оригинальных. Это не так. Как говорилось ранее, действительно есть модели, стоимость комплекта у которых около полумиллиона. НО! Есть и такие, которые могут в цене сравниться с репликой, но не теряют качества. Например, AEZ, Alutec и Skad. Более того некоторые модели имеют дизайн очень близкий к некоторым оригинальным дискам.

Еще одним плюсом брендовых дисков является то, что среди моделей литых дисков есть модели кованых. Они более легкие, но более прочные нежели литые. Но это уже отдельная тема для разговора.

Компаний, которые изготавливают колёса, существует огромное множество. Большая часть дешёвых колёс родом из Азии, а крупные известные бренды имеют гражданство в основном США, Германии и Японии. Всех производителей можно разделить на несколько групп.

Реплика. То есть копия, которая может подражать как оригинальному заводскому диску, так и какой-то известной модели незаводских колёс. Причём существует масса дисков, которые так и называются — Replica. Сложно что-то говорить об их качестве, но хорошие реплики существуют — их вполне можно брать, если важно сэкономить сколько-то денег. Но лучше по рекомендации.

Главное помните — копии дорогих тюнинг-колёс за копейки брать нельзя! Это то же самое, что носить поддельные сумки LV из перехода или очки Ray Ban за 5 баксов с турецкого пляжа. В лучшем случае вас ждёт средненькое «литьё», а в худшем — проблемы с балансировкой и повреждение даже на безобидных неровностях.

Оригинал (OEM). Это те диски, которыми машины комплектуются на заводе. Автопроизводители заказывают их у проверенных поставщиков, и иногда на колесе даже выбито соответствующее клеймо — например, Enkei, BBS или OZ. Эти колёса можно купить только по каталогам фирменных запчастей (кроме штамповок). Поэтому всё похожее, что продаётся в автомагазинах — реплики. Оригинальные диски бывают в виде «штампов», «литья» и «ковки». Обычно заводские колёса отличаются высоким качеством и такой же высокой ценой.

Выгоднее всего искать оригинал в состоянии немного б/у по объявлениям и на клубных форумах — иногда владельцы новых машин сразу меняют диски на тюнинговые и продают оригинал, считая его недостаточно привлекательным. Но отличить оригинал от реплики на вид бывает непросто. Проще всего сравнить массу (понадобится безмен) и обозначения на внутренней стороне диска с таковыми у заведомо оригинального колеса, а также внимательно осмотреть поверхности — часто реплика отличается в мелочах вроде формы плоскости, где насверлены посадочные отверстия, или формы огранки спиц.

Ноунейм. Так называемые «безымянные» колёса от никому не известных производителей. Чаще всего это дешёвые и не очень качественные литые диски с претенциозным внешним видом: либо копирующим какие-то известные фирменные колёса, либо демонстрирующим взгляд азиатского дизайнера на то, как должны выглядеть «чёткие» диски. В ход идут красные полосы на ободе, логотипы в виде клетчатого флага или пасти тигра, а также дерзкие маркировки вроде GT или RS. При некотором везении и старании в этой куче можно откопать даже сносные с точки зрения дизайна и потребительских характеристик варианты по интересной цене. Но куда больше шансов купить барахло.

Брендовые колёса. Обширная категория, которая включает в себя как недорогие диски, так и настоящий хай-энд со стоимостью больше полумиллиона рублей за комплект. На конвейер не поставляются и продаются только на рынке запчастей и аксессуаров. Почти все колёса с известным именем отличаются хорошим качеством. Разнообразие моделей велико, но прямого копирования не встречается — скорее интерпретации одних и тех же дизайнов. Например, как у культовой пары Work Meister S1 и SSR Professor SP1 — найди 10 отличий! Кстати, почти все российские заводы выпускают приличные легкосплавные диски, и их можно смело относить к категории брендовых.

Определить, брендовый это диск или ноунейм, обывателю может быть непросто — даже новоявленные производители колёс щеголяют яркими названиями и логотипами, широкой модельной линейкой и в дизайне уверенно подражают грандам. При наличии сомнений советуем найти в интернете историю бренда, почитать о технологиях, отзывы, информацию о поставках на конвейер автопроизводителям. А также сравнить массу диска с массой похожего колеса от заведомо проверенной марки — она не должна сильно отличаться в ту или иную сторону.

Зачем покупать дорогие диски в авторизованном или обычном магазине шин, если вы можете купить фирменные диски в Интернете с доставкой на дом за гораздо меньшие деньги?

В интернет-магазинах и на аукционах соблазнительно выглядят сотни комплектов фирменных дисков, хотя они и недорогие. «Диски Мерседес», «АМГ», «Альпина» и др. - все новое и недорогое.

Правда, даром их не раздают, ведь за набор «восемнадцатых» обычно приходится платить много, а цена комплекта 19-дюймовых колесных дисков обычно приближается еще большим числам. Все дело в том, что оригинальные диски - китайские дешевые, потому что это то, чем мы занимаемся, качественно и с точки зрения безопасности эксплуатации - никак не подходят.

Как их распознать?

Если вы видите, что кто-то предлагает набор 18-дюймовых новых колесных дисков, например AMG или Alpina, за указанную выше сумму, вы определенно можете сказать, что это подделка. Часто на фотографиях в Интернете значок на задней крышке или на самом ободе размывается, но это не правило.

Прочтите описание - вы узнаете, что это продукт «уважаемого» производителя (имя здесь), но это точно не BBS, Alpina или какой-либо другой брендовый продукт. Продавец должен что-то написать, чтобы его не обвиняли в продаже контрафактной продукции, но он может быть спокойным: если он назовет производителя дешевых и плохих колесных дисков, покупатель не будет знать, с чем имеет дело. Значок AMG действует успокаивающе - по крайней мере, в отношении ожидаемого качества.

Еще одна ловушка для покупателя - обещание трехлетней гарантии, которую можно получить на дешевые поддельные диски. К сожалению, как и любая гарантия, она не распространяется на механические повреждения продукта, а что касается окраски и защиты от окисления сплава. большинство этих дисков не выдержат тягот эксплуатации в течение трех лет!

Самая большая проблема - это абсолютно ужасная долговечность большинства дисков, претендующих на звание брендовых. Вам даже не придется повредить шину, вам не нужно заезжать на бордюр на большой скорости, достаточно небольших ямок или даже неровностей на поверхности, чтобы покоробить обод, который с одной стороны мягкий, а с другой - не очень пластиковый.

Тот факт, что количество поддельных дисков обычно намного больше, чем оригиналов, в этой ситуации не имеет значения. Сегодня вы платите большие деньги за так называемый эксклюзивный продукт, и скоро появятся проблемы с ободом. А гарантия? Какая гарантия - если вы погнули диски во время работы, вы в долгу перед собой!

Весной при приближении визита на шиномонтаж я снова задумался о приобретении дополнительного комплекта колесных дисков. В Москве за переобувку одного 15-дюймового колеса просят 400 рублей (можно найти и дороже — не вопрос). Комплект — 1600, две переобувки в год (лето-зима) — 3200. А это цена неплохого литого диска.

То есть покупка комплекта отобьется за четыре года. Понятно, при условии, что я буду менять колеса в сборе самостоятельно с помощью домкрата, баллонного ключа и волшебных слов. Выполнять такую операцию два раза в год — лениво, но приемлемо. Если совсем невмоготу, можно перекинуть колеса на том же шиномонтаже. Переброска существенно дешевле, чем монтаж-демонтаж шин на дисках — 100 руб. за колесо. Не разорит.

«Литьё» и «ковка»

Постойте, а почему именно литые диски? И вообще, сначала разберемся в определениях. Штампованные — сиречь стальные, во многих случаях (в моем — тоже) это неказистые диски первой комплектации для недорогих машин. Многие стесняются их внешнего вида и прикрывают пластиковыми колпаками.

Литые и кованые логично объединить в одну группу под названием «диски из легких сплавов», упомянув, что магниевые сплавы на данном поприще в целом предпочтительнее алюминиевых. Но потом разделить обратно, поскольку различны технологии их изготовления (и, соответственно, цена). Литые льют в форму, затем обрабатывают на станках. Кованые, несмотря на название, не куют — применяют разновидность горячей штамповки. При этом кованые совмещают некоторые достоинства штампованных и литых. Они прочнее, чем литые, что позволяет их делать более легкими. И, как штампованные, достаточно эластичны — склонны скорее гнуться, а не трескаться. Если уж инвестировать средства в улучшение автомобиля или упрощение его обслуживания, то лучше, конечно, вложиться в кованые. Хотя это самый дорогой вариант.

Муки выбора

Ни на одной из моих личных машин никогда не было легкосплавных колес. А проблемы с деформацией штамповок возникали (вполне регулярно) только на «Таврии» в достопамятные времена, но это вообще была ахиллесова пята украинской машинки. Проблемы лечились просто и элегантно — молотком. То, что легко согнуть, нетрудно и разогнуть. К услугам квалифицированных механиков в те времена по таким мелочам не обращались. Поэтому мне вообще непонятно, в какой момент и почему диски из легких сплавов стали вдруг модны и столь востребованы? Опять маркетинговые разводы?

Из всего списка достоинств литых дисков безоговорочно принимаю только высокую устойчивость к коррозии и эстетичный внешний вид. Огромный выбор «литья» на прилавках (некоторые считают, что богатство выбора это несомненный плюс) — скорее недостаток. Слишком разбегаются глаза. Одних только фирм с мировыми именами (OZ Racing, Momo, Enkei, Dotz, Fondmetal и прочие) наберется десятка три. Но мировые имена — это всегда дороже, чем местные (читай бюджетные). Как выбирать из местных? Что с чем сравнивать? Никаких полноценных данных вы не найдете. Каждый изготовитель хвалит свой товар. В лучшем случае что-то порекомендует продавец. И напирать будет, скорее всего, на мировые имена.

Между тем сами же продавцы и предупреждают, что в сфере легкосплавных дисков полно некачественного контрафакта, выдаваемого за оригинальную продукцию. Иногда его можно выявить по подозрительно низким ценам. Но иногда и цена такая, как положено. Получается, все это — коты в мешках?

Плюс на минус

Чем любят завлекать продавцы легкосплавных дисков? Помимо красивой внешности непременно упомянут благотворное уменьшение «неподрессоренной массы». Это действительно важный конструкционный параметр (особенно для гоночных машин и спорткаров). Возможно, вам сообщат, что легкие колеса улучшат плавность хода и динамику движения, управляемость и устойчивость автомобиля, облегчат жизнь всем деталям подвески и трансмиссии, двигателю и тормозам. А заодно уменьшат расход топлива — ведь легкое колесо проще крутить, чем тяжелое.

Всему этому и правда есть инженерные обоснования, но все эти улучшения настолько микроскопичны в масштабах серийного автомобиля, что среднестатистический водитель нипочем не ощутит разницу при переходе со штамповки на «литье» или обратно. Ни на динамике, ни на расходе топлива, ни на управляемости.

У кованых дисков обычно выделяют лишь два недостатка: очень дорого и гораздо меньше дизайнерского разнообразия, нежели у литых. И нередко забывают про третий: диск слишком прочный. Есть некоторый риск, что при сильном ударе он не поглотит часть энергии, как это сделают штампованный (погнувшись) или литой (треснув), а всю ее любовно передаст подвеске, рулевому механизму и приводным валам. По крайней мере, в теории именно так.

Главный недостаток литых дисков широко известен и понятен: низкая ремонтопригодность. При неудачном стечении обстоятельств литой диск может разрушиться насмерть. В тех же случаях, когда возможен ремонт, его стоимость может оказаться недалека от стоимости нового диска. Не всегда выйдет найти в магазине другой точно такой же новый диск взамен убитого (ассортимент очень быстро обновляется), а многие вообще продают литые диски не поштучно, а только комплектами.

Добавим, что в эстетичные вырезы легкосплавных дисков любят набиваться снежная каша или грязь (при езде по густым грязям), после чего затвердевают. Эксперты по дискам сетуют, что прикипевшая грязь трудно поддается извлечению и ее остатки нарушают балансировку колеса. Короче, легкосплавные диски хороши только для качественных дорог.

Я нередко езжу по классическим российским дорогам, и мне подобные перспективы не нравятся. И вот что думается: если уж покупать еще один комплект дисков, то пусть это будут нормальные стальные штампованные. Отобьются они не за четыре, а за два сезона. Симпатичные пластиковые колпаки у меня уже есть. Осталось дождаться ближайшей весны.

Как отличить оригинальные литые диски от дешевой и опасной подделки

Они способны сильно изменить внешний вид автомобиля, сделать его более уникальным. Из-за большого спроса появились мошенники, которые довольно качественно и профессионально подделывают, продают диски за приемлемые цены. Так как же отличить оригинальные изделия от реплики?

Возможные проблемы выбора. Литые диски не только имеют привлекательный внешний вид, ещё они отличаются большим запасом прочности и устойчивости. Однако стоимость оригинальных, качественных моделей довольно высока. Такая сумма сильно ударит по кошельку большинства водителей. Из-за этого людям приходится искать б/у модели в интернет-магазинах, на рынке или в объявлениях. Основная проблема - отличить качественные и оригинальные б/у модели от китайских подделок. Далеко не каждый владелец автомобиля сможет сделать это.

На сегодняшний день Китай является основным и самым большим поставщиком подделок. Умельцы настолько хорошо копируют оригинальные модели, что неопытные покупатели вряд ли визуально смогут найти отличия. Однако такие диски всегда изготавливаются из низкопробной стали. Этот материл не гарантирует долговечности и надёжности. В большинстве случаев, владельцам подделки придётся в скором времени менять изделие, а как говорилось ранее, это довольно дорогостоящая покупка. Специалисты в данной сфере вовсе рекомендуют не покупать реплики, ведь это попросту небезопасно.

Основные отличия. Стоит отметить, что универсального способа, который позволит легко отличить оригинальные диски и подделки, не существует. Изготовители делают максимально правдоподобные реплики, поэтому их сложно разоблачить. Даже делая покупки у официальных представителей или в известных магазинах, есть большой шанс попасть на контрафакт. Чтобы не остаться обманутым, не стоит экономить деньги, ведь быстрая замена реплики обойдётся намного дороже.

Основное, на что нужно обращать внимание - это маркировка. Она должна располагаться на внутренней стороне колеса. На ней отображаются все необходимые сведения и заводское клеймо производителя. Маркировка должна быть ровной, легко читаемой. Если присутствуют дефекты и непонятные символы, то скорее всего представленный диск является обычной копией. В интернете имеется немало сервисов, которые позволяют произвести бесплатную онлайн-проверку маркировки. Для этого достаточно найти серийный номер и ввести его в указанное поле. Аналогичные сервисы часто встречаются на официальных сайтах производителей.

Итог. Во время покупки литых дисков не стоит экономить. Более дешевые варианты чаще всего являются подделкой. Нужно всегда обращать внимание на маркировку и серийный номер. Желательно внимательно и тщательно осмотреть колесо. Если видны дефекты, мелкие недочёты, то лучше воздержаться от покупки, поискать продукцию на других торговых площадках.

Читайте также: