Почему у фур нет зимней резины

Опубликовано: 15.05.2024

Почти все "легковые" автолюбители переобувают своих железных коней на зимний период. У грузовых же авто ситуация обратная - очень маленький процент водителей управляют машиной, которая обута в зимний вариант шин. Этому есть несколько причин.

Сегодня узнаем почему грузовики не ездят на зимней резине.

Существует ли такая резина

Долго время представители различных профсоюзов дальнобойщиков и прочих организаций заявляли, что такого понятия как "зимняя резина для грузовика" попросту не существует.

Однако это не так. Зимняя резина для тягачей очень даже есть и очень даже применяется. Правда, в основном это происходит в северных регионах европейских стран.

В России крайне мало грузовиков оборудованы зимней резиной. Она если и используется, то только в тех широтах, где температура сильно ниже нуля держится бОльшую часть года.

Если такие шины существуют, то почему их не используют? Рассмотрим причины.

Почему грузовики не используют зимнюю резину

1) Производство "обувки"

Масштабы производства таких шин нельзя даже близко сравнить с традиционными "легковыми" колёсами.

Возможна и такая ситуация, что даже если все вдруг захотят переобуть свои грузовики в "зимнюю обувь" - на всех может не хватить.

2) Высокая цена

Как известно, покрышка у грузовика работает при сильных нагрузках . Зимой она нагружается ещё больше, потому что помимо массы автомобиля, резине нужно ещё и удержать его на дороге.

По этой причине зимний вариант "грузовых" шин требует специальных материалов, которые бы добавили прочности и упругости, а также мягкости, дабы она (покрышка) не страдала от сильного минуса на улице.

Специальная технология изготовления + дорогостоящие материалы = высокая стоимость.

Такие шины продают и в России, приведём цены на примере одного интернет-магазина.

3) Способность грузовиков ездить без зимних покрышек

Да, они на это способны благодаря своей массе. Даже если машина обута в свежий летний или всесезонный вариант, под её весом продавливается и снег, и лёд. Если резина не имеет сильного износа, то зацепа для движения будет достаточно.

Существует другая проблема . Дело в том, что обычно можно увидеть грузовик, покрышка которого сильно изношена, она почти "лысая". При таком варианте будет более-менее безопасно проезжать по очищенным дорогам, но при сильном снегопаде сцепления с поверхностью может не хватать.

К сожалению, организации и частные перевозчики часто экономят на обслуживании рабочей техники.

Если для вас это было интересно, ставьте большие пальцы вверх и подписывайтесь на наш занимательный канал!

«Зима» для дальнобоя: стоит ли переобуваться?

Отправляясь в Швецию, я вспомнил, как прошлой весной в испанской Малаге на показе строительных шин Conti эффектно перевернулся — разумеется, неспециально — наш гоночный КАМАЗ. Авось и на этот раз удастся увидеть что-нибудь эффектное, скажем торможение фуры на льду!


Увы. Из-за налетевшего циклона температура в шведской глубинке доходила до плюс десяти — это и разрушило планы организаторов вместе со снежно-ледяной коркой. В итоге на военном аэродроме, где проходило мероприятие, образовалась типичная для весенней России дорога — слегка заснеженный местами асфальт со скользкими вкраплениями.


Разумеется, заезды грузовиков на таком покрытии (друг за дружкой, на скорости 30 км/ч), равно как и «покатушки» по местному шоссе на фургончиках (тоже колонной, без торможений и резких маневров), не особо позволили продемонстрировать свойства зимних шин. Как говорят немцы, langweilig — «скучно».


Могу лишь отметить, что в линейке грузовых и автобусных шин Conti есть зимние модели трех типов, по возрастающей: обычные M+S, сертифицированные на соответствие эмблеме «трех пиков» и превосходящие их Scandinavia.


У фуры на «зиме» Conti Scandinavia по сравнению с аналогом на «M+S», короче и тормозной путь (с 50 км/ч, рисунок слева), и путь разгона (с места до 50 км/ч, рисунок справа). Приведены данные для негруженых автопоездов

Вот только для нас знакомство с зимними еврошинами носит скорее познавательный интерес: шансов увидеть их на наших грузовиках немного. Знаете, какой процент в российских продажах грузовых шин занимают зимние? По данным продавцов, не более пяти! Потому что на выбор большинства российских перевозчиков влияют в основном два фактора: ресурс и дешевизна. Понятно, что о шипованных моделях речи и вовсе не идет, поскольку единственный сегмент, где они были востребованы — перевозка рыбы из Норвегии — закрылся в связи с ответными санкциями.


Широкопрофильные шины спереди наши дальнобойщики называют батонами

А обычные зимние покрышки у нас покупают лишь две маленькие группы дальнобойщиков. Во-первых, те, кто ездит в европейские страны, в которых необходимо наличие «зимы». Интересно, что, помимо Скандинавии, такие требования встречаются и в теплых краях, например в Испании, где на горных участках дорог обязательны либо цепи, либо — правильно, зимние шины.

Вторая группа — частники, которым выгоднее держать комплект «зимы», нежели убивать шлифовкой-пробуксовкой всесезонку. Хотя переобувка — удовольствие весьма недешевое: новая еврошина стоит примерно 30 тысяч рублей, колесо для нее от трех тысяч, шиномонтаж — 300 рублей за штуку. Итого комплект «зимы» с установкой на один только тягач (без полуприцепа!) обойдется в двести тысяч.

Есть и еще одна категория покупателей, но уже не дальнобойная — это частники-самосвальщики. Наиболее продвинутые из них в конце осени ставят самые дешевые зимние шины, какие смогут найти, — китайские наварные. И ездят на них не только зиму, но и следующий год, а потом выбрасывают, повторяя все снова.

Кстати, китайские грузовые шины, только новые и всесезонные, несколько лет назад лидировали у нас с большим отрывом, но сейчас из-за падения курса рубля даже они стали многим не по карману. Не помогает даже изворотливость китайских шинников, которые дошли до копирования более качественных марок из своей же страны (скажем, известного у нас бренда Aeolus).


Распределение затрат на эксплуатацию автопоезда в Евросоюзе ( в процентах)

А «большая тройка» российского грузошинного рынка представлена отечественными марками Кама, Tyrex, Cordiant. Их активно используют крупные перевозчики, в частности ритейлеры: при автопарке в несколько сотен машин они покупают шины с приличной скидкой — и одна штука обходится им примерно в 18 тысяч рублей. В розницу она же на две—четыре тысячи дороже. А аналог премиального импортного бренда (Michelin, Bridgestone и тот же Continental) — упомянутые 30 тысяч рублей.


Более-менее приличный российский дальнобой обут сейчас примерно так: на рулевой оси — импортный «премиум», на ведущей — шины среднего уровня типа Cormoran или Sava, на полуприцепе – Кама, «Китай» или наварка. А по нисходящей можно встретить любое сочетание, но опять же с одним общим признаком — подешевле. Истертые до корда прицепные шины считаются вполне рабочими, нарезанные по второму кругу или, скажем, самосвальные на дальнобойных машинах — тоже. Частники нынче покупают в шиномонтажах покрышки по пять тысяч, на которые раньше даже и не глядели.


Напоследок реальная история: некий частник в результате проигранного спора переобул свою фуру в новый Michelin (конечно, не зимний). И теперь всем рассказывает, что перед маневрами задним ходом веником очищает путь, чтобы не наехать на арматуру или гвоздь.

Существуют ли зимние шины для грузовых автомобилей

06.02.2017

Движение по автомобильным дорогам в зимнее время имеет специфику, знакомую всем. Скользкая и заснеженная дорога не обеспечивает необходимого сцепления с колесами, чтобы движение было полностью контролируемым. К этому накладывается еще и то, что большинство материалов, которые достаточно эластичны при обычных температурах, теряют такое свойство тем сильнее, чем ниже температура окружающей среды. Все уже давно знают, что шины для легковых автомобилей делятся на две большие группы — летние и зимние. А вот существуют ли зимние шины для грузовых автомобилей?

Типы шин для грузовых автомобилей

Высокая стоимость, большие нагрузки и противоречивость требований к характеристикам обусловили появление нескольких разновидностей шин грузовых автомобилей, которые могут подразделяться по месту установки и по условиям эксплуатации. Подобная классификация существует только для грузовых шин:

  • для управляемых осей;
  • для ведущих осей;
  • для прицепов;
  • универсальные шины.

Более понятно разделение по условиям работы:

  • для движения по автомагистралям;
  • для движения по городу;
  • для строительных работ и езде по бездорожью.

Все перечисленные типы характеризуются специально рассчитанным рисунком протектора и составом резиновой смеси.

Существуют ли зимние грузовые шины?

Ответ на этот вопрос однозначен. Да, существуют, как и для других автомобилей. В основе зимних шин — специальный рисунок протектора для устойчивого сцепления с рыхлым снежным покровом или скользкой поверхностью льда и специально подобранный состав резины, позволяющий оставаться ей эластичной даже при значительных отрицательных температурах.

существуют ли зимние грузовые шины

Существуют ли зимние шины для грузовых автомобилей с шипованным протектором? Существуют, но они крайне редко распространены, так как высокие нагрузки на шины не позволяют выполнить надежное крепление шипов, а если учесть запрет на шипы в некоторых странах на легковых автомобилях, то грузовые тем более попадут под запрет.

Альтернатива шипованной резине

Как временное решение на замену шипам может послужить применение специальных цепей, надеваемых на колеса в сложных условиях. Постоянно эксплуатировать цепи нельзя, поскольку это приведет к быстрому разрушению протектора. Движение с цепями по чистому асфальту вызовет разрушение самих цепей, а также дорожного покрытия.

11 ноября в России начинает действовать новый технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. Теперь тяжелые грузовики и автобусы могут ездить на летней резине круглый год. Для владельцев легковых автомобилей требование использовать зимние покрышки остается, но оштрафовать за нарушение инспектор по-прежнему не может: Госдума за долгие годы так и не ввела штрафы.

Поправки в технический регламент таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств утверждены решением Совета евразийской комиссии 16 февраля 2018 года, и вступают в силу 11 ноября. Прежняя редакция содержала запрет на эксплуатацию транспортных средств, «не укомплектованных зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль)», причем обязанность эта распространялась на все категории ТС.

В регламенте впервые появилось упоминание цепей противоскольжения для большегрузов. Страны—члены таможенного союза теперь могут национальным законодательством установить требование для водителей грузовиков возить цепи. Оговаривается, что требования эти касаются только определенных транспортных средств — категорий М2 (автобусы с количеством мест более восьми, массой менее 5 тонн), М3 (автобусы с количеством мест более восьми, массой более 5 тонн) N2 (грузовики массой от трех с половиной до 12 тонн) и N3 (грузовики массой более 12 тонн).

Раньше также существовала норма, согласно которой региональные власти могли устанавливать собственный период обязательного использования зимней резины (например, с ноября по март для северных районов). Теперь в техрегламенте уточнено: временной диапазон может быть установлен не только на региональном уровне, но и на государственном, например федеральным законом.

Вступающий в силу пакет изменений в техрегламент был готов еще в 2015 году, и с тех пор проходил согласования на разных уровнях, пояснил “Ъ” заместитель генерального директора ФГУП НАМИ по техническому регулированию Сергей Аникеев. «На момент разработки проекта изменений зимних шин для грузовиков и автобусов как таковых не было, покрышки у них, как правило, всесезонные,— уточнил он.— Для устранения разночтений на этот счет и была внесена поправка. Решение на этот счет было принято давно, но из-за сложностей согласительных процедур оформлено в виде документа только сейчас».

Как выбрать шины для авто

Как выбрать шины для авто

Большая часть грузового транспорта и автобусов круглый год ездят на резине типа M+S (mud + snow) — с точки зрения техрегламента это зимние покрышки, пояснил “Ъ” координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко, хотя их часто называют всесезонными. «Поэтому логично, что обязанность применения зимней резины на уровне техрегламента уже давно не нужна была»,— сказал он. При этом, пояснил он, выпускаются специальные грузовые модели покрышек на ведущую, рулевую оси, для прицепов. «Нормальная практика, когда на грузовике стоят разные покрышки с разным рисунком, предназначенные для разных целей»,— добавил он. Что касается цепей, то, по словам господина Войтко, «вменяемые» водители и сегодня всегда берут с собой цепи при рейсах в Сибирь или за Урал, независимо от требований регламента.

« Самое главное, чтобы дороги чистили, а то никакая резина не поможет»,— резюмировал Валерий Войтко.

Напомним, тема неправильного выбора резины водителями грузовиков активно обсуждалась в 2012 году после того как на трассе М10 случился транспортный коллапс из-за буксующих фур.

Поясним, что де-юре техрегламент таможенного союза является международным документом наднационального уровня, нормы которого обязаны соблюдать водители в России, Республике Беларусь, Казахстане, Киргизии, Армении. В России ответственность за нарушение норм безопасности движения прописаны в КоАП РФ, который ссылается не на регламент, а на правила дорожного движения. В ПДД существует специальный раздел с перечнем неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. В нем ничего не говорится про запрет использовать летние шины зимой, соответственно, штрафа за это не предусмотрено — это подтвердили в пресс-центре МВД, отвечая на запрос “Ъ”.

За последние несколько лет депутаты и сенаторы несколько раз пытались принять поправки в КоАП РФ, введя наказание за неправильный выбор покрышек, но до закона дело так ни разу не дошло: последний раз эта тема обсуждалась в Совете федерации в 2016 году.

А вот за нарушение остальных норм «перечня неисправностей» инспектор имеет право оштрафовать автомобилиста на 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ): за остаточную глубину протектора зимних шин менее 4 мм; за установку на одну ось покрышек разных размеров, моделей, с различными рисунками протектора, а также шипованных и нешипованных покрышек; за отсутствие болтов крепления колеса, а также за трещины на диске.

"У грузовиков нет такого понятия - "зимняя резина", "шипованная резина", - цитирует "Взгляд" председателя межрегионального профсоюза дальнобойщиков Валерия Войтко. По его словам, причина транспортного коллапса - в неэффективной работе дорожных служб, не следящим своевременно за состоянием дороги.

Войтко пояснил, что из всего спектра шин, которые выпускают, доли процента - именно резина для зимы, для карьеров, "но это специальное наименование резины для специальных машин. Магистральнику зимняя резина не нужна".

всего: 10067 / сегодня: 2

Комментарии /18

Опять, опять и снова два перворанговых чиновника расписались в абсолютной некомпетентности, более того - вопиющей глупости. В который уж раз. И оба ведь в свое время назначены на свои посты одним и тем же лицом. И с тех пор столько идиотизма наделали и наговорили, а вот поди ж ты - никто глупцов не гонит из руководства страной, наоборот - привечают их и лелеют. Вот такая политика в вертикали.

Куда уж тут "вставать с колен" стране при таких-то "орлах" у власти, скорее - все глубже в навоз погружаться при их непосредственном неутомимом пособничестве.

Дороги надо шире делать, чистить, посыпать вовремя. И дорожную сеть развивать, чтоб если что, можно было по другому пути такую фуру объехать.

А эти уроды? Палец о палец ведь не ударили за все время у власти в плане дорожного строительства, развития инфраструктуры дорог. Зато до 70-80% откаты-распилы при этой власти выросли в дорожной сфере, коррупция выросла до запредельных размеров, контроль утерян практически за беспределом чиновных - ответственных за это лиц.

Вот эта пустопорожняя болтовня медведорогозы - сваливание, что называется, с больной головы на здоровую - со своих больных глупостью голов, на головы россиян. Перекладывание результатов своего безделия и некомпетентности на плечи всех других граждан.

Это бездарность полная - не понять до сих пор, что во всем мире львиная доля грузов перевозится фурами - выгоднее. Под это и дороги строят с плавными спусками и подъемами, где даже зимой невелика опасность "шлифануть" и застрять.

Читайте также: