Причины заедания или затрудненного поворота рулевого колеса при движении автомобиля

Опубликовано: 12.05.2024

Особенности системы управления транспортных средств
Неисправности рулевого управления.Основными деталями узла являются его привод и механизм. Также в конструкцию включено еще несколько дополнительных элементов. Например, гидравлический или электрический усилитель передачи крутящего момента на колеса. В основном он является частью конструкции рулевой системы большегрузных транспортных средств, и в последнее время устанавливается на абсолютное большинство современных моделей легковых авто.

Его наличие помимо дополнительного комфорта во время вождения автомобиля, обуславливается еще и появлением дополнительных неисправностей в рулевом управлении, в случае некорректной работы или выхода усилителя из строя. Главной проблемой гидроусилителя руля является потеря герметичности его системы. Поэтому очень важно постоянно контролировать этот узел.

Что вызывает неисправность системы рулевого управления?
Можно выделить несколько причин, из-за которых случаются повреждение элементов системы управления транспортными средствами:

плохое дорожное покрытие;
пренебрежения рекомендациями производителя (игнорирование регламентными сроками обслуживания, использование рабочей жидкости плохого качества в ГУР и т. д.);
постоянные перегрузки;
неправильная эксплуатация усилителя.
Помимо этого, возможные неисправности рулевого управления, проявляющиеся в плохой динамике управления транспортным средством, могут быть вызваны неправильной балансировкой автомобильных колес, нарушением параметров развал-схода, повреждением деталей подвески, износом покрышек и неправильным давлением в них.

Также необходимо обратить внимание на геометрию кузова. Например, после незначительных ДТП может немного согнуться лонжерон, при этом владелец автомобиля может об этом не знать, а списывать все на неполадки в системе рулевого управления. Поэтому, крайне важно следить за состоянием кузова и элементов подвески транспортного средства и поддерживать их все время в исправном состоянии.
Основные неисправности рулевого управления
Признаки неисправности ГУР.Несмотря на идентичность поведения автомобиля, различают различные неполадки в системе рулевого управления. Перечислим главные из них:

Люфт рулевого колеса (руль может люфтить в любую сторону).
Выработка элементов рулевой системы, в результате чего они выходят из строя.
Заедание руля, либо слишком затрудненный его ход.
Неисправность ГУР или ЭУР.
Описанные проблемы препятствуют комфортному управлению транспортным средством и создают реальную угрозу безопасности движения. В связи с этим, их необходимо устранять в срочном порядке. Люфт руля является одной и наиболее распространенных неисправностей системы. Зачастую его вызывают: износ червячной передачи, втулок, маятникового рычага или его кронштейна, плохое крепление картера. Установить причину люфта можно как при визуальном осмотре рулевого управления, так и при движении. Также в определении местоположения причины люфта руля поможет его скрип при вращении.

Что касается гидроусилителя, то на современной автомобильной технике этот узел имеет надежную конструкцию, и при правильной эксплуатации отличается продолжительным сроком функционирования. Даже если ГУР выйдет из строя, машина все равно останется управляемой, правда для поворотов руля придется прикладывать определенные усилия. В основном неисправности гидроусилителя вызваны неправильным уходом за ним, в результате чего возникает разгерметизация его системы, ослабление натяжки или обрыв ремня.
Признаки неисправности рулевого управления
Основные неисправности рулевого управления.О появлении проблем в системе управления транспортным средством сигнализируют следующие внешние и косвенные признаки:

возникновение стуков и шумов при повороте рулевого колеса. При этом они могут раздаваться как в области рулевой колонки в салоне, так и в подкапотном пространстве в области передней колесной пары;
значительно увеличенный свободный ход руля либо его затруднительное вращение (в некоторых случаях и вовсе невозможно повернуть «баранку»), проявление биения;
некорректная работа усилителя. Шум в области его расположения;
разгерметизация системы ГУР.
Что касается последнего пункта в списке, то потеря герметичности узла проявляется несколько иначе. В отличие от течи жидкости в системе охлаждения, разгерметизация ГУР не проявляется наличием маслянистых луж под автомобилем. Определить протечку жидкости можно лишь при тщательном визуальном осмотре гидроусилителя. Разгерметизировавшийся элемент будет покрыт небольшим количеством влаги, которое по внешнему виду напоминает запотевание.

Для поддержания узла в исправном состоянии и предотвращении серьезных поломок, которые потребуют проведения продолжительных и дорогостоящих ремонтных работ, необходимо проводить своевременное техническое обслуживание рулевого управления. При отсутствии определенных знаний и навыков, в этом помогут специалисты сервисного центра.

Руль автомобиля

Давно прошли те времена, когда, чтобы выкрутить руль автомобиля в стационарном положении, нужно было проявить богатырскую силушку. Сегодня благодаря наличию гидроусилителя (ГУР) или электроусилителя, руль буквально можно крутить одним пальцем – он слушается беспрекословно. По этой же причине многие неисправности рулевой системы достаточно легко отследить. Если есть проблемы, то руль будет поворачиваться с немалым усилием. Причин, почему руль стал тяжело крутиться, может быть довольно много. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные из них, но прежде разберем один важный момент.

Можно ли продолжать ездить, если руль тяжело вращается?

Гидроусилитель отвечает не только за более легкий поворот рулевого колеса, но также позволяет лучше контролировать направление движения машины. Именно он не даст ей съехать с дороги, если внезапно начнет спускать колесо. А также он частично компенсирует удары во время преодоления разных препятствий, что также облегчает управление автомобилем. Если гидроусилитель вышел из строя, это значит, что во время опасной ситуации на дороге и при плохих условиях для вождения, риск попасть в аварию будет гораздо выше. Не говоря уже о том, что, продолжая прокручивать руль через силу, вы продолжите увеличивать урон рулевой системы, ремонт которой и так обходится совсем не дешево. Поэтому наилучшим решением будет сразу отогнать машину на автосервис либо самостоятельно разобраться в проблеме с рулем, если имеется достаточно опыта.

Косвенные дефекты

Гидроусилитель является сложной системой, которая состоит из бачка для жидкости, насоса, регулятора давления, силового гидроцилиндра и золотника. Электроусилитель является более простыми по конструкции, но электрика, как известно, тоже весьма капризна. Дефекты со временем могут возникнуть в любом месте. Но прежде давайте обсудим те причины, которые напрямую с гидро или электроусилителем не связаны.

Низкое давление в шинах

Если давление ниже заводского, то площадь колеса, которая соприкасается с дорогой, увеличивается, а это, в свою очередь и затрудняет поворот руля, ведь его усилие направлено как раз на колеса. Поэтому первым делом стоит проверить давление в шинах с помощью манометра. Если у вас его нет, то его можно найти на ближайшей заправке. Узнать, каким должно быть давление можно из информационных карточек-наклеек на автомобиле (на крышке бака, двери и других местах), инструкции по эксплуатации или у официального дилера. Если точно выяснить, до какого давления нужно накачивать шины автомобиля, не удалось, тогда можно воспользоваться общими рекомендациями. Для авто А-класса – это 1,5-1,8 атмосферы, для B, C, D – 2,0-2,5, для внедорожников – 3,0-3,5.

Давление в шинах

Отклонения в развал-схождении

Развал-схождение отвечает за то, чтобы колеса находились под правильными углами относительно друг друга и дороги. Если углы будут неправильными, тогда мы получаем всю ту же большую площадь соприкосновения колес с дорогой, что затрудняет поворот руля, а также это в целом серьезно подрывает устойчивость машины на дороге. Если руль стал тяжелее крутиться после того, как вы поездили по бездорожью, попали в глубокую яму, ударились в бордюр или слишком быстро проехали лежачего полицейского, то обязательно стоит одним из первых проверить развал-схождение.

Сбилась балансировка колес

Многие сомневаются, нужно ли делать балансировку колес в принципе. Нужно обязательно, так как она отвечает за равномерное распределение массы колеса относительно его центра. Ее неравномерное распределение приводит к скорейшему износу шин, дисков и подвески, а также вызывает сильную вибрацию кузова, которая хорошо чувствуется в салоне. Если руль ходит ходуном в руках, то поворачивать его и просто удерживать на месте будет крайне сложно. Поэтому при возникновении сильной вибрации, стоит провести балансировку колес.

Если у вас электроусилитель

Если рулевое колесо стало тяжело крутиться, то с вероятностью в 99 процентов ремонта уже не избежать. Наиболее частые неисправности электроусилителя руля заключаются в перегоревшем предохранителе или связаны с перегоранием мотора из-за контакта с влагой. Немного реже проблема кроется в отказе датчика вращения рулевого руля, ну и, конечно, банальный износ деталей отметать не стоит. В любом случае, чтобы выяснить точно и выполнить ремонт, вам понадобиться помощь профессионального автоэлектрика.

Если у вас гидроусилитель

Он, как уже отмечалось, имеет более сложную конструкцию, поэтому, чтобы выявить причину неисправности, придется попотеть.

Проблемы с жидкостью для ГУР

Проверка жидкости гидроусилителя

Абсолютно все жидкости в машине имеют важное значение для нормальной работы механизма, для которого они предназначены. Масло для гидроусилителя не является исключением. С ним могут случиться две большие неприятности.

  1. Уровень упал ниже минимально допустимого значения. Если жидкости для ГУР недостаточно, то руль станет очень тяжело крутиться, так как гидроусилитель в худшем случае перестанет выполнять свои функции полностью. Проверить уровень масла легко – просто посмотрите, не упало ли оно ниже отметки MIN в бачке. Если это произошло, не стоит ехать на автомобиле. Найдите другой способ добраться до ближайшей точки продажи жидкостей для авто и купить масло, а затем вернуться и долить его. Если вы не знаете, какую жидкость заливают в гидроусилитель, то ее можно узнать в одном из следующих источников:
    • в технических документах на машину;
    • на крышке бачка масла;
    • в дилерских центрах.
    А также можно проконсультироваться у продавцов, так как сегодня рынок предлагает большое разнообразие аналогов. После того, как дольете жидкость, не забудьте через некоторое время проверить ее уровень снова. Возможно, бачок утратил свою герметичность, и она просто постоянно выливается.
  2. Жидкость пришла в негодность. Со временем она теряет свои свойства, поэтому даже если масла достаточно в бачке, это еще не значит, что с ним все в порядке. Проверить, годится ли еще жидкость для работы, довольно просто. В нормальном состоянии она имеет темно-красный цвет. Если он уже больше напоминает темно-бордовый (коричневый, багряный), а само масло мутноватое, то пришло время его менять. Лучше доверить это дело специалистам, чтобы избежать появления воздушных пробок.

В целом при обычной эксплуатации авто менять жидкость ГУР необходимо один раз в два года при пробеге до 10 тысяч км в год. При интенсивном использовании машины – раз в год или каждые 30 тысяч км пробега.

Неисправности гидроусилителя руля

Если качество и уровень жидкости никаких вопросов не вызывают, тогда следует искать проблемы гидроусилителя руля. И вот они могут быть очень разнообразными.

Схема работы гидроусилителя

  • Износ гидронасоса. Руль может плохо поддаваться, если снижено помогающее усилие на рулевом колесе. Это происходит из-за того, что насос не обеспечивает нужное давление. В этом случае он будет гудеть или скрежетать в рабочем состоянии. Практически с полной уверенностью можно сказать, что проблема в нем, если руль плохо вращается на холостых или малых оборотах, но в движении на больших оборотах двигателя крутится легко. Решением здесь будет только капитальный ремонт гидронасоса.
  • Слабое натяжение приводного ремня гидронасоса. Об этом будут свидетельствовать руль, который тяжело вращается на месте и писк ремня из-под капота. Иногда за компанию подклинивает и шкив насоса гидроусилителя. В этом случае нужно подтянуть ремень и проверить его состояние. Не должно быть трещин и оголения корда.
  • Обрыв приводного ремня. Если это произойдет, гидроусилитель откажет полностью и выявить такую поломку достаточно просто визуально. Нужно будет заменить ремень, а если при обрыве пострадали шкивы, то и их тоже.
  • Неисправность перепускного клапана. Случается, что его заклинивает в открытом положении, из-за чего насос перекачивает жидкость внутри себя, не обеспечивая нужного давления к рулевой рейке. Встречается такая поломка довольно редко, поэтому рассматривать ее стоит в последних рядах.
  • Износ рулевого механизма. Проявляет себя повышенном люфтом руля и увеличенным сопротивлением его вращению. При этом рулевое колесо будет крутиться то тяжелее, то легче с периодическим закусыванием в определенном положении. А если вы вообще не можете повернуть руль, значит, рулевой механизм разрушился полностью.
  • Есть воздух в системе. Когда воздух попадает в масло, гидроусилитель гудит, а руль плохо вращается. Чтобы его вывести можно попробовать несколько раз резко вывернуть руль из одного крайнего положения в другое. Если лучше не стало, тогда придется «сканировать» механизм и искать, где происходит подсос воздуха.

Это, конечно, далеко не все проблемы, которые могут случиться с гидроусилителем, но определить большинство остальных можно только полным разбором всего механизма, что без негативных последствий может сделать только профессионал. Да и для точного определения вышеперечисленных, кроме разве что обрыва ремня насоса, его помощь тоже пригодится.

Неполадки с рулевой рейкой

Отдельно стоит поговорить о рулевой рейке. Она не так уж редко становиться объектом пристального внимания автовладельцев и механиков, однако имеет свой характерный набор признаков поломки. Говорить о том, что с ней что-то не так, можно только в том случае, если помимо вращения руля с усилием, наблюдаются целый ряд «симптомов».

  • постоянное снижение уровня жидкости ГУР в бачке;
  • стук при езде, в особенности хорошо слышимый при движении по неровной дороге;
  • поворот руля сопровождается гулом (иногда с вибрацией);
  • после поворота рулевое колесо не возвращается в исходное положение или возвращается слишком медленно;
  • при движении по прямой автомобиль не держит траекторию.
  • закусывание руля и стук при его повороте;
  • неравномерное усилие на рулевом колесе и его самопроизвольное вращение;
  • на приборной панели горит красным индикатор руля.

Чем больше признаков наблюдается, тем более вероятно, что вам предстоит снятие и замена рулевой рейки. Нередко дефекты в этом механизме являются побочным эффектом других проблем с гидро- или электроусилителем, что является еще одной причиной как можно быстрее обратиться в автосервис.

Устранение неисправностей рулевого управления без ГУР

Увеличенный свободный ход рулевого колеса возможен по следующим причинам: наличие зазоров в шарнирах рулевых тяг передних колес, нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ, износ втулок или оси маятникового рычага, ослабление крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага. Для определения зазоров в шарнирах рулевых тяг рекомендуется одному человеку резкими движениями поворачивать рулевое колесо вправо-влево, а второму на ощупь или визуально выявлять зазоры, прижав пальцы к двум деталям, соединяемым шарнирами.

Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется люфт; если же перемещаются обе детали одновременно, то люфта нет . Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например, продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирном соединении отсутствует. Обнаруженный даже малый зазор в шарнире необходимо устранить (заменить шарнир).

Нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ также определяются при резком покачивании рулевого колеса (вправо-влево от среднего положения) по возникновению при этом стуков в рулевом механизме. Можно это сделать и непосредственно, покачивая рукой сошку рулевого привода. Устраняется неисправность регулировкой зацепления червяка и ролика, а в случае их большого износа — заменой деталей.

Износ втулок или оси маятникового рычага определяется по скрипу и стукам при повороте колес вправо и влево, а также при непосредственном покачивании маятникового рычага вверх и вниз. Устраняется неисправность подтяжкой гайки оси маятникового рычага или заменой изношенных деталей. Ослабление крепления картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага устраняется подтяжкой соответствующих болтов и гаек.

Тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме может быть из-за неправильной регулировки бокового зазора в зацеплении червяка, чрезмерной затяжки подшипников червяка, увеличенного износа ролика или червяка, погнутости рулевых тяг, недостаточного количества масла в картере рулевого механизма, загустевания смазки при низкой температуре воздуха, пониженного давления в шинах передних колес.

Течь смазки из картера рулевого механизма может происходить вследствие износа сальника вала сошки или червяка, ослабления крепления крышки картера или повреждения прокладок. Дефект устраняется заменой изношенных сальников или поврежденных прокладок, протяжкой болтов крепления крышки.

Обслуживание системы рулевого управления с ГУР

На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе. Как правило, рулевой механизм с гидроусилителем обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля.

Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на автомобиле можно продолжать, хотя для поворачивания рулевого колеса в этом случае потребуется прикладывать значительно больше усилий, чем даже на автомобиле без гидроусилителя. Причиной полного отказа гидроусилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Регулярно проверяйте состояние ремня – он может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.

Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость только указанной в руководстве по обслуживанию марки. Учтите, что жидкость, предназначенную для АКПП, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей.

Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Так как жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следите также за чистотой жидкости. Грязная или просроченная жидкость быстро разрушит насос и уплотнения гидросистемы, расположенные на реечном механизме, что потребует потом дорогостоящего ремонта. Замена жидкости требуется редко. Если же вы хотите слить жидкость, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько раз повернуть рулевое колесо из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы.

Специальное отверстие для слива жидкости обычно отсутствует. Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. Как правило, при этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Проще всего сделать это следующим образом. Запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое.

По мере прокачивания гидросистемы уровень жидкости в бачке будет понижаться. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не стабилизируется. После этого долейте жидкость до требуемого уровня и закройте крышку, предварительно проверив, не засорено ли в ней вентиляционное отверстие (если оно имеется).

Наиболее частой неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. У некоторых старых гидросистем допускалось небольшое просачивание жидкости через подшипники, валы и т.п., поскольку их практически невозможно сделать полностью герметичными. Регулярно осматривайте узлы системы со всех сторон для своевременного обнаружения возможных подтеканий из трубопроводов и штуцеров, а также из не туго закрепленных трубопроводов и других деталей. Выясните, не трутся ли трубки и шланги о детали шасси и подвески.

Неисправность гидропровода может приводить к прорыву жидкости через чехлы. Производя проверку, поворачивайте рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. Небольшие течи часто можно устранить, введя в жидкость специальные герметизирующие добавки, которые имеются в продаже. Однако это будет только кратковременной мерой. В случае неисправности насоса его можно отремонтировать, воспользовавшись ремонтным комплектом новых сальников. Замена сальников мало что исправит, если насос сильно изношен.

6 наиболее распространенных причин, вызывающих затруднения при поворотах рулевого колеса и методы устранения

Нерегулярное и несвоевременное прохождение технического обслуживания вкупе с износом деталей являются факторами, которые вызывают затруднения при поворотах руля. Очень важно иметь представление о них, так как раннее обнаружение и устранение их симптомов позволит избежать наступления неблагоприятных последствий.

1. Давление воздуха в шинах

Удивительно, но давление воздуха в шинах, отличающееся от нормативного, может быть причиной затруднений при поворотах рулевого колеса. Это особенно заметно в случае, если шины недостаточно накачаны. Всегда соблюдайте рекомендации производителя и поддерживайте требуемое значение давления.

Кроме того, важное значение имеет положение передних колес. Неравномерный износ протекторов повлечет за собой увод автомобиля от траектории при прямолинейном движении или в поворотах. Колеса смещаются относительного заданного положения, что также может быть причиной затруднений при рулении.

2. Неисправность рулевой рейки

Рулевая рейка соединяется с управляемыми колесами посредством валов и шарниров. Эти детали, как и сама рейка, могут изнашиваться и повреждаться в процессе эксплуатации. Если вы ощущаете трудности при повороте руля сразу же после запуска двигателя, то проблема определенно в рулевой рейке. Впоследствии при езде рулевое колесо становится немного легче. Это происходит из-за нагрева рейки, в результате чего улучшается смазка деталей. Вы можете управлять автомобилем с подобной неисправностью, но имейте в виду, что картина будет только усугубляться.

3. Повреждение приводного ремня

Еще одной распространенной причиной затруднений при поворотах рулевого колеса является обрыв или повреждение приводного ремня. Ремень со временем изнашивается, так как он постоянно испытывает нагрузки при работе двигателя. При износе или ослаблении натяжения ремня вращение рулевого колеса становится затрудненным. Если вовремя не заменить ремень, то произойдет его обрыв, после чего рулевое колесо будет поворачиваться с большим трудом.

4. Утечка жидкости из гидропривода рулевого управления

Частой причиной тугости рулевого колеся является низкий уровень жидкости в системе гидроусилителя рулевого управления. Падение уровня жидкости происходит в случае возникновения утечек или ослабления крепления гидравлических трубок. Недостаточный объем жидкости в системе не позволяет насосу развить давление, необходимое для нормальной работы рулевого управления.

5. Неисправность насоса

Наряду с жидкостью, насос гидроусилителя рулевого управления играет важную роль в обеспечении необходимого давления в системе. При некорректной работе или неисправности насоса поворачивать рулевое колесо становится очень трудно. Руль не будет полностью возвращаться в начальное положение. Для управления автомобилем в таких условиях вам понадобится приложить гораздо больше усилий, что может быть опасно при прохождении поворотов.

6. Густая жидкость

Как и остальные технические жидкости, которые используются в автомобиле, жидкость гидропривода рулевого управления со временем загрязняется. Она становится густой, а ее текучесть и способность обеспечивать достаточную смазку деталей уменьшаются. При этом рулевое колесо становится труднее поворачивать, что особенно заметно на небольших скоростях. Данная проблема предполагает только одно решение – слив старой жидкости и заполнение системы новой.

Затруднения при повороте руля на небольших скоростях

Затруднения при повороте рулевого колеса становятся особенно заметными на небольших скоростях, так как большинство водителей притормаживает перед поворотом. Если вы столкнулись с такой проблемой, то скорее всего ее причиной является неисправность гидроусилителя рулевого управления. Это может быть жидкость, насос или приводной ремень. Перечисленные элементы работают согласованно для облегчения поворота колес, поэтому выход из строя хотя бы одного из них приводит к затруднениям в работе рулевого управления.

Далее приведены несколько методов устранения затруднений при повороте рулевого колеса.

1. Контроль давления воздуха в шинах

Первое, что вы должны сделать – проконтролировать значение давления воздуха в шинах. При этом необходимо следовать рекомендациям производителя.

2. Контроль состояния элементов системы усилителя рулевого управления и уровня жидкости

Как уже отмечалось, затруднения при поворотах рулевого колеса могут быть связаны с состоянием элементов гидропривода и уровнем жидкости. Поэтому, при появлении признаков затруднений при вращении руля вам необходимо проверить оба этих параметра. (Замечание: уровень жидкости определяется по меткам на бачке, который изготавливается из пластика или металла). При недостаточном уровне необходимо долить жидкость в бачок. Она должна быть темно-красного цвета. Если жидкость густая и имеет симптомы загрязнения, то следует заменить ее.

3. Контроль шкива системы гидроусилителя

Далее вам нужно проверить работу шкива системы гидроусилителя рулевого управления. Делать это необходимо на заглушенном двигателе. Как правило, провисание приводного ремня не должно превышать 3 см. Для проверки натяжение просто нажмите на ремень большим пальцем. Убедитесь, что на шкиве отсутствуют трещины и повреждения.
Кроме того, вы должны проверить шкив на работающем двигателе. В случае проскальзывания ремня вы можете периодически ощущать затруднения при вращении рулевого колеса.

4. Контроль состояния элементов гидропривода

Следующий шаг – проверка состояния элементов гидропривода. Так как утечка из шлангов высокого давления приведет к понижению давления и трудностям при поворотах руля, то вам необходимо тщательно проверить компоненты системы на наличие признаков утечек жидкости.

5. Контроль состояния деталей рулевой трапеции

Проверьте наконечники рулевых тяг и шарниры на наличие признаков износа и недостаточной смазки. Чрезмерный износ этих деталей очень опасен и может привести к серьезным последствиям. Убедитесь, что положение управляемых колес не нарушено. Симптомами проблемы могут быть неравномерный износ шин и увод автомобиля в сторону от траектории движения. Неправильные углы установки колес способны вызвать затруднения при вращении руля.

Кроме того, регулярное и полноценное техническое обслуживание – лучший способ предупредить подобные проблемы. Вам необходимо с определенной периодичностью проверять уровень жидкости в системе. При любом обслуживании не забывайте проводить диагностику состояния системы гидроусилителя рулевого управления.


Основные неисправности рулевого управления следующие:

  • люфт руля. Люфтом называется зазор, минимальная величина которого требуется для свободного перемещения рулевого колеса. Величина люфта прямо пропорциональна затрачиваемым усилиям. Потому слишком большой люфт будет затруднять управление автомобилем;
  • износ деталей рулевой системы. В данном случае причиной неполадки может служить поломка элементов, составляющих механизм рулевого управления. К таким деталям относят кронштейн, втулки, картер рулевого механизма, демпфер и другие части;
  • о неисправности рулевого управления свидетельствует и тугое проворачивание руля. В данной ситуации опытный мастер обязательно поинтересуется о качестве и количестве используемой смазки, а также проверит давление в передних шинах;
  • поломка гидроусилителя. Гидроусилителем руля (ГУР) называется механизм, облегчающий усилия, затрачиваемые водителем для поворота руля. Кроме того, эта система смягчает удары при езде и является элементом системы безопасности при чрезвычайных ситуациях. ГУР устанавливается в грузовых автомобилях, например в рулевом управлении КАМАЗа, ВАЗа, ГАЗелей и других крупных транспортных средств. Неисправности рулевого управления с гидроусилителем являются довольно редким явлением в наше время;
  • неполадки с электроусилителем. Электромеханический усилитель рулевого управления (ЭМУР) устанавливается только в легковых автомобилях. Неприятности с ЭМУР часто возникают по причине его меньшей мощности и большего перегрева.

При детальном осмотре можно конкретизировать место неисправности: передающая пара, износ подшипника, истирание шарниров и ремня привода насоса, порча шлангов, засорение насоса, клапана и т. д.


Техническое обслуживание автомобилей

Основные неисправности и техническое обслуживание рулевого управления

Тормозные системы автомобилей

Основные неисправности и техническое обслуживание рулевого управления

Рулевое управление должно обеспечивать устойчивое движение автомобиля в заданном направлении, работать без стуков и повышенных усилий водителя. Неисправность рулевого управления, затрудняя движение по прямой и маневрирование, быстро утомляет водителя, резко усиливает износ деталей и может привести к аварии.

Для обеспечения безопасности движения запрещается эксплуатация автомобиля с неисправным рулевым управлением.

Повышенный свободный ход рулевого колеса, ухудшающий управляемость автомобиля, обусловливают следующие неисправности: — зазор в подшипниках ступиц управляемых колес; — зазор в шкворневом соединении; — увеличенные зазоры в шарнирах подвески; — зазоры в шарнирах рулевых тяг; — осевой зазор в подшипниках червяка рулевого механизма; — зазор в зацеплении червяка и ролика.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Затрудненный поворот рулевого колеса вызывают следующие причины: — чрезмерная затяжка подшипников червяка; — нарушение регулировки зацепления червяка и ролика; — падение уровня масла в картере рулевого механизма; — повреждение рабочих поверхностей червяка, ролика, вала сошки или их подшипников; — повреждение или чрезмерная затяжка подшипников рулевого вала; — нарушение работы гидроусилителя, связанное с ослаблением натяжения ремня насоса, понижением уровня масла в бачке, попаданием воздуха в гидросистему, заеданием золотника I или перепускного клапана.

Стук и скрип при повороте возникают по следующим причинам: — ослабление крепления рулевой колонки; — ослабение крепления наконечников рулевых тяг; — отсутствие смазки в подшипниках рулевого вала; — задевание ступицы рулевого колеса за кожух указателя поворотов или трубу колонки.

Течь масла из картера рулевого механизма связана со следующими неисправностями: — повреждение прокладок или ослабление крепления крышек картера; — износ или повреждение сальников вала сошки или вала червяка.

Ежедневное обслуживание. 1. Проверить осмотром состояние и герметичность узлов рулевого управления. 2. Проверить свободный ход рулевого колеса и легкость его поворота. 3. Проверить натяжение ремня привода насоса гидроусилителя.

Первое техническое обслуживание. 1. Проверить крепление рулевой сошки и рулевого колеса. 2. Проверить крепление поворотных рычагов и шарниров рулевых тяг. 3. Проверить клиновое крепление карданных шарниров рулевого вала. 4. Смазать шарниры рулевых тяг солидолом УС-1.

Второе техническое обслуживание. 1. Проверить крепление картера рулевого механизма, рулевой колонки, насоса гидроусилителя. 2. Проверить крепление кронштейна и оси маятникового рычага. 3. Проверить и отрегулировать рулевой механизм.

Свободный ход рулевого колеса должен составлять 5—10° и определяется регулировкой затяжки подшипников червяка и зацепления червяка с роликом. Перед этой регулировкой необходимо установить нормальное давление в шинах, отрегулировать затяжку подшипников колес, подтянуть все ослабленные крепления узлов передней подвески и рулевого управления. Затем установить колеса в положение движения по прямой и. поворачивая рулевое колесо в обе стороны на небольшой угол, рукой проверить осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно колонки. Наличие такого перемещения требует осевого зазора в подшипниках червяка. Для этого еобходимо уменьшить количество прокладок под нижней крыш-картера рулевого механизма или подтянуть регулировочную гайку («Москвич-2140»), У автомобилей ГАЗ-24 «Волга» и ГАЗ-53A при этом следует снять рулевой механизм и вывести ролик из зацепления с червяком.

Для проверки зазора в зацеплении червяка с роликом надо отсоединить сошку от рулевой тяги и рукой покачивать ее, поворачивая рулевое колесо на 30° в ту и другую сторону. Наличие люфта при покачивании сошки требует регулировки зацепления винтом или гайкой в боковой крышке картера. Регулировка должна устранить люфт, обеспечить нужный свободный ход рулевого колеса, легкость его поворота и возврата в среднее положение при движении автомобиля.

На автомобиле ЗИЛ-130 перед проверкой свободного хода дополнительно надо устранить зазоры в карданной передаче и подшипниках рулевого вала. Свободный ход регулируется винтом вала сошки, при этом усилие поворота от среднего положения на ободе рулевого колеса не должно превышать 2,8 кг при работающем двигателе.

4. Проверить уровень масла в картере, в бачке гидроусилителя, раз в год сменить масло. В картер рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2101 заливается масло ТАд-17, автомобиля «Москвич-2140» — масло ТАд-17И, автомобиля ГАЗ-24 «Волга» — масло ТСп-14, автомобиля ГАЭ-53А — масло ТАп-15В, автомобиля ЗИЛ-130 — масло Р всесезонно или летом — турбинное 22, зимой — веретенное АУ. 5. Очистить от грязи сапун бачка. 6. Промыть фильтры бачка через два ТО-2.

Рекламные предложения:

Читать далее: Тормозные системы автомобилей

атегория: — Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Признаки появления

Признаки неисправности рулевого управления могут быть как внешними, так и внутренними. К внешним признакам мы относим звуковые, визуальные и механические сигналы. Так, стуки, биения, посторонние звуки и шумы являются явными свидетельствами проблем с системой управления автомобилем.

Визуальными сигналами поломки могут быть трещины на элементах системы, выявленные при техническом осмотре. Механические сигналы обычно проявляются в увеличенном люфте руля, а также затрудненном управлении и тугом повороте рулевого колеса.

Внутренние признаки обычно может выявить только специалист, поскольку они не сигнализируют о своем наличии. Так, протекание жидкости в каком-либо из мест системы управления незаметно невооруженным глазом. Однако технический работник может отметить наличие влаги, так называемого «запотевания». Во время тщательного осмотра применяются специальные средства для проверки конкретных деталей, что способствует выявлению малозаметных, но существенных проблем.


Основные причины

Причин неисправности рулевой системы может быть несколько. Все они связаны, главным образом, с неправильной эксплуатацией транспортного средства. Однако есть и более актуальная для наших условий причина – плохое состояние дорог. Вследствие постоянного «скаканья» по ухабам и ямам происходят регулярные микроповреждения различных деталей, что в дальнейшем приводит к крупным поломкам.

Система рулевого управления может стать неисправна вследствие использования низкокачественных материалов, как на этапе сборки автомобиля, так и на этапе эксплуатации. Нередко водители, стремясь сэкономить, при ремонте пускают в дело самые некачественные детали механизмов, которые быстро и часто повреждаются. Кроме того, к нарушениям может привести использование дешевых и низкосортных смазочных веществ, масел и жидкостей.

Еще одной причиной поломок становится длительное отсутствие технического осмотра автомобиля. В результате вы получаете не только проблемы с собственным автомобилем, но и законом, ведь вождение неисправного транспортного средства является административным правонарушением. Проведение технического осмотра должно проходить у проверенных специалистов, которые не будут халатно относиться к своей работе.


Также не следует забывать о влиянии колес на всю езду. Так, сниженное давление в подшипниках может стать причиной затрудненного вождения транспортного средства.

Кроме вышеперечисленных причин, поводом к поломке может стать окончание срока службы какого-либо элемента управления. Вне зависимости от качества материалов, все имеет свой срок эксплуатации. Потому детали, находящиеся на грани разрушения, подлежат замене.

Исправлять поломки рулевого управления автомобиля можно как самостоятельно, так и обратившись к техническим специалистам на станции техобслуживания.

Если проблема касается низкого давления в подшипниках или снижении количества масла, то эти проблемы можно устранить самостоятельно. Первая решается подкачкой колес, а вторая – заливом масла до нужного количества.


Если неисправность вызвана деформацией конкретных деталей, то тут может потребоваться квалифицированная помощь.

Что касается регулировки деталей сцепления и гаек механизма, то в данном случае проблема решается вручную путем подтяжки или ослабления элементов системы. Часто регулировки требуют гайки и болты рулевых тяг, оси маятникового рычага, крышек картера.

Люфты и зазоры устраняются путем замены деталей рычагов подвески или поворотных кулаков. Также не следует забывать о возможной порче прокладок, ремней и уплотнителей, которые заменяются в срочном порядке.

Неисправности рулевого механизма

  • Ремонт рулевых реек

Тяжело переоценить значимость рулевой системы автомобиля. Она отвечает непосредственно за управление транспортным средством, и любая поломка может привести к повреждениям «железного коня», а в худшем случае – к гибели пассажиров и водителя. Именно поэтому не стоит недооценивать любые признаки того, что с управлением происходит что-то не то. Симптомы «болезни» могут быть следующими:

— вращение руля требует отличных от привычных усилий – действие происходит либо слишком туго, либо слишком легко;

— при повороте руль вращается не плавно, присутствуют рывки и заедания;

— раздается стук в рулевом колесе, а также иные нехарактерные звуки вроде скрипа, хруста, скрежета и так далее;

— автоматический возврат руля в исходное нейтральное положение неполное или происходит с излишними задержками;

— требуется постоянно подкручивать руль из-за мелкого юза автомобиля из стороны в сторону;

— в области рулевой системы появляются протечки масла.

Это лишь основные симптомы неисправности системы, которых, по факту, еще предостаточно. Так или иначе, если вы замечаете любое нетипичное поведение руля при езде, то следует немедленно обратиться к мастеру.

Причин также может быть масса. Основными являются низкое качество автомобильных дорог, неправильная эксплуатация транспорта, использование некачественных комплектующих при ремонте, низкоквалифицированная работа по техническому обслуживанию, а также общий износ системы. Причиной может стать даже проблемы непосредственно с колесами – неправильное давление в шинах, износ покрышек, некачественная балансировка и так далее. Помните, что своевременное обращение в квалифицированную мастерскую поможет вам избежать неприятностей на дороге.

Некоторые проблемы может устранить лично автолюбитель. К числу таковых относятся подтягивание ослабленных креплений, замена изношенных шлангов, герметизация швов, пополнение запаса масла в гидроусилителе и прочее. После самостоятельной диагностики системы следует еще раз проверить рулевое колесо и послушать своего «железного коня». Если посторонние звуки или механические дефекты не исчезли после гаражного ремонта, то следует воспользоваться помощью специалистов со своим оборудованием, которые досконально проверят все элементы рулевой системы.

Возьмем для примера такой симптом, как люфт рулевого колеса. Он может возникнуть, если зазор в ступицах управляемых колес увеличится, или наконечники рулевой тяги повреждены, или крепления рулевых сошек ослаблены, или рулевая рейка изношена. Весьма внушительный список того, что без специального оборудования не узнать, не так ли? Здесь не подойдет метод «на глазок», в данной ситуации нужен научный подход. Дело в том, что некоторые из этих проблем можно устранить самостоятельно, но никто не даст гарантии того, что вы сделали всё верно, учтя каждую мелочь. А дьявол, как известно, кроется в деталях. Поэтому стоит повторить рекомендацию о том, что не следует всё доверять воле случая, а надо обратиться в сервис-центр. Вы заплатите за эту процедуру деньги, зато не заплатите потом жизнью.

Не стоит забывать и о плановой диагностике. Ее требуется проводить каждые 10-15 тысяч километров пробега. Это позволит вам исключить вероятность возникновения неполадок, которые могут безвозвратно повредить столь сложный и дорогостоящий элемент системы, как рулевой механизм. А после 100 тысяч километров пробега требуется полная замена подверженных быстрому износу элементов этого механизма – наконечники рулевых тяг, втулки, прокладки, подшипники и сальники.

Вывод из всего этого достаточно прост – всегда обращайте внимание даже на самое незначительное нехарактерное поведение руля вашего автомобиля. Посторонние звуки, слишком тугое или легкое кручение, а также иные симптомы, могут стать причиной ДТП. Своевременное устранение недочетов и поломок позволит избежать неприятностей и сделает поездки на автомобиле более безопасными и приятными.

Читайте также: