Продажа шин без маркировки штрафы

Опубликовано: 16.05.2024

С 1 ноября 2020 года началась обязательная маркировка колесных шин и автомобильных покрышек. Рассказываем, как работать дальше, какое оборудование нужно подготовить, что делать с остатками и сколько стоят нарушения.

Нет времени разбираться? Поможем!

Что вы узнаете

Закон о маркировке шин

Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года определило, какие шины и автопокрышки, подлежат маркировке.

Постановление Правительства РФ № 1958 от 31 декабря 2019 года установило сроки и правила маркировки шин.

Сроки и этапы

  • С 1 декабря 2019 — регистрация участников оборота в системе Честный знак.
  • С 1 ноября 2020 — производители и импортеры маркируют всю новую продукцию, оптовики передают сведения о их приемке и реализации, а розница фиксирует продажи и списания в Честном знаке.
  • До 15 декабря 2020 — маркировка шин, ввезенных в РФ после 1 ноября 2020, но купленных до 1 ноября 2020.
  • С 15 декабря 2020 — запрещен оборот немаркированных шин.
  • До 1 марта 2021 — маркировка остатков, нераспроданных до 15 декабря 2020.
  • Зарегистрироваться в системе маркировки участники обязаны в течение 7 дней со дня возникновения необходимости оборота шин.

Специалист ЦРПТ рассказал об этапах внедрения и правилах работы в системе «Честный знак», а эксперт СБИС показал весь процесс от приемки до продажи.

Схема работы

1. Производитель получает коды в системе маркировки, размещает их на товар.

2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с шин и автопокрышек.

3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.

4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами.

5. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара.

6. При продаже кассир сканирует код маркировки с шин, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.

За работу без маркировки — штраф и конфискация

Какие шины маркируем

Новые пневматические шины и покрышки:

  • для легковых автомобилей;
  • для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей;
  • для мотоциклов;
  • резиновые для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин;
  • резиновые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.

Конкретные коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС указаны в таблице.

ТоварОКПД 2ТН ВЭД ЕАЭС
Шины и покрышки для легковых автомобилей новые22.11.114011 10 000 3 4011 10 000 9
Шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов и квадроциклов22.11.12.1104011 40 000 0
Шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новые22.11.13.1104011 20 100 0 4011 20 900 0
Шины и покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин; шины и покрышки пневматические прочие новые22.11.144011 70 000 0 4011 80 000 0
Шины резиновые сплошные или полупневматические22.11.15.1204011 90 000 0

Какие шины не маркируем

В результате эксперимента из маркировки исключили несколько подгрупп.

  • велосипедные шины;
  • авиационные шины;
  • камеры резиновые, ободные ленты, взаимозаменяемые протекторы.

Также не маркируем восстановленные и Б\У шины — для них правила торговли прежние.

Код маркировки: куда наносить и какие данные содержит

На каждую шину наносят знаки с цифровым криптокодом, его формат определяет ЦРПТ. Код маркировки является буквенно-числовой последовательностью, преобразованной в формат двумерного штрихового кода DataMatrix.

Код маркировки содержит:

  • код товара,
  • индивидуальный серийный номер,
  • ключ проверки,
  • код проверки.

Пример кода маркировки:

Маркированные шины на складе

  • Первые 2 символа «01» — идентификатор применения;
  • Следующие 14 символов «04607428679090» — код товара, GTIN;
  • Следующие 2 символа «21» — идентификатор применения;
  • Следующие 13 символов «6eJIjoWH54DdU» — уникальный серийный номер;
  • Следующий 1 символ « » — Group separator, разделитель, непечатаемый машиночитаемый символ, имеющий код 29 в таблице символов ASCII;
  • Следующие 2 символа «91» — идентификатор применения;
  • Следующие 4 символа «ffd0» — ключ проверки;
  • Следующий 1 символ « » — Group separator;
  • Следующие 2 символа «92» — идентификатор применения;
  • Следующие 44 символа «sz6kSPirApfMBftvLboE1dlWC/58hExQUqv7BBkZmk4=» — код.

Куда можно наносить

Основной способ маркировки шин — наклеивание этикетки с Data Matrix кодом на боковину или протектор.

Чтобы работать законно, нужно будет продавать шины с кодами маркировки — Data Matrix. По ним покупатель узнает основные данные о шине (страна производства, дата изготовления, срок годности, технические особенности). Это полезно для потребителей — у них будут все данные о купленных шинах, которые можно просмотреть через приложение «Честный ЗНАК».

Лучше подготовится к маркировке заранее — так переход на новую систему пройдёт без спешки и нервов. Подробно рассказываем, как это сделать.

Как работает система маркировки шин

К системе маркировки должны подключиться все, кто хочет торговать шинами — производители, импортёры, дистрибьюторы и предприниматели. Для этого каждый должен подключиться к системе «Честный ЗНАК» и электронному документообороту (ЭДО), приобрести онлайн-кассы, если её еще нет, и специальное программное обеспечение для работы кассы с кодами маркировки, а также понадобится 2D-сканер.

Как работает система маркировки:

  • Производитель или импортёр заходит в ЛК на сайте «Честного ЗНАКа» и заказывает там коды маркировки для каждой шины. Как только коды готовы — он распечатывает и наклеивает их на товары;
  • После производитель вместе с товаром передаёт поставщику накладную через ЭДО. Данные о передаче шин автоматически отправляются в Честный ЗНАК;
  • Поставщик продаёт товары и выставляет документы на отгрузку рознице также через ЭДО — для этого он оформляет новые электронные накладные. При приёмке нужно отсканировать каждый код на шинах и сверить данные с накладной. Если всё верно — предприниматель подписывает документы и принимает товар. Информация об этом попадает в Честный ЗНАК;
  • Во время продажи продавец сканирует коды на шинах. Касса отправляет данные об этом в ОФД. А тот — в Честный ЗНАК. Проданная шина выбывает из системы маркировки.

Через приложение «Маркировка» от Эвотора вы сможете быстро подключиться к системе маркировки, удалённо или прямо на кассе в торговой точке принимать маркированные шины и покрышки по электронным накладным и торговать по закону.

Что нужно магазину для торговли маркированными шинами


Для подключения к системе маркировке нужно:

  • Купить электронную подпись и установить средство криптозащиты информации (СКЗИ). Электронная подпись необходима для регистрации в системе “Честный ЗНАК”, а также пригодится для того, чтобы подписывать электронные накладные при приёмке товара.
  • Подключиться к ЭДО.
  • Зарегистрироваться в системе маркировки. Это можно сделать на официальном сайте «Честного ЗНАКа».
  • Обновить программное обеспечение кассы и купить 2D сканер, чтобы считывать коды маркировки. 1D сканер не подойдёт — он не считывает двухмерный код маркировки Data Matrix.
  • Зарегистрироваться в системе маркировки «Честный ЗНАК» прямо в приложении.
  • Подключиться к ЭДО, за которое не придется отдельно платить.
  • Подписывать электронные накладные, где вам удобно: на терминале, компьютере или в мобильном приложении.
  • Использовать встроенный товарный учёт. С ним можно в один клик создавать карточки товаров на Эвоторе и позиции товаров в номенклатуре прямо из электронных накладных.
  • Избежать ошибок при продаже — программа проверяет каждый код маркировки и не даст продать товар, если он уже выбыл из оборота.

А ещё — вы можете установить приложение «2-D сканер». Оно научит Эвотор 5 и 5i считывать коды маркировки с помощью встроенной камеры — и вам не нужно будет покупать сканер.

Как и когда маркировать остатки шин и покрышек

До 1 марта 2021 года нужно промаркировать остатки шин и покрышек, если предприниматель ввел их в оборот до 1 ноября 2020 и не продал до 15 декабря 2020 года. За нарушение закона немаркированные товары могут конфисковать, а предприниматель получит штраф.

Как маркировать остатки шин и покрышек:

  • Пересчитайте товарные остатки.
  • Получите доступ к СУЗ и подпишите электронный договор на получение кодов маркировки в личном кабинете “Честного ЗНАКА”.
  • Пополните баланс в личном кабинете “Честного ЗНАКА”.
  • В личном кабинете на сайте «Честного ЗНАКа» внесите сведения по остаткам по упрощённой или полной схеме.
    Упрощённая схема. Подайте сведения по остаткам в «Честный ЗНАК» вручную. У вас есть два способа:
    1. Введите идентификационный номер налогоплательщика заявителя; код товара (при наличии); товарный знак (при наличии); модель шины; двузначный код товарной группы товарной номенклатуры,
    2. введите сведения об остатках в Excel и загрузите документ в систему маркировки в формате XML или CSV. Как оформить файл с остатками в Excel.
    Полная схема. Внесите подробное описание товара на сайте «Честного ЗНАКа»: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; код товара (при наличии); полное (приближенное к регистрационному) наименование товара; четырехзначный код товарной подгруппы единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - товарная номенклатура); товарный знак; модель шины; ширина профиля шины; номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине; тип конструкции каркаса шины; номинальный посадочный диаметр обода; индекс нагрузки на шину, числовое значение; категория скорости, буквенное обозначение; сезонность (виды шин); тип шины по способу герметизации. Как вводить данные по остаткам по полной схеме.
  • Закажите коды маркировки в системе «Честный ЗНАК».
  • Купите принтер этикеток или обычный принтер. Распечатайте этикетки.
  • Наклейте этикетки с маркировкой на шины.
  • Введите шины в оборот.

Если у вас Эвотор, маркировать остатки шин можно через приложение «Маркировка остатков». Что можно делать в сервисе:

  • Маркировать остатки шин и покрышек в приложении. Вам не придётся постоянно подключаться к системе управления заказами в Честном ЗНАКе;
  • Создавать и отправлять заказы на коды маркировки через кассу и в ЛК на компьютере;
  • Печатать коды на обычном офисном принтере, принтере этикеток или прямо на чековой ленте Эвотора;
  • Продавать маркированные шины в одно сканирование, считывая только код маркировки.

Штрафы за торговлю шинами без маркировки


Лучше не торговать шинами без маркировки — за это вас могут оштрафовать или даже посадить в тюрьму (ст. 171.1. УК РФ и ст. 15.12 КоАП РФ).

Получить большой штраф или срок просто, потому что шины стоят дорого. Чем больше оборот, тем суровее наказание.

При обороте более 1,5 млн. ₽ нарушителю грозит:

  • Штраф в 400 000 ₽/зарплата за 24 месяца;
  • 3 года принудительных работ;
  • Лишение свободы до 3 лет и штраф — 80 000 ₽ или доход за 6 месяцев.

Если производитель выпускает шины и не маркирует их, ему грозят штрафы:

  • Юридическим лицам — 50 000-100 000 ₽;
  • Должностным лицам — 5 000-10 000 ₽.

Если розничный торговец нарушает правила маркировки, ему грозит изъятие шин. И штрафы:

В 2019 году вышло несколько Постановлений Правительства РФ (№№ 515, 577, 1955, 1958), которые легли в основу проекта по маркировке шин. Их общая суть – ввод в России новых правил маркировки автомобильных шин и автомобильных покрышек, которые позволят следить за оборотом шинной продукции.

Реализует проект компания «Честный знак», она же Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), она же Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ).

Обязательная маркировка шин в России началась с 1 ноября 2020 года, согласно Постановлению № 1958 от 31.12.2019. Цель нововведений – сделать шинный бизнес максимально прозрачным и исключить появление на рынке некачественной «серой» продукции.

Как осуществлять розничную продажу шин по новым правилам? Как упростить приемку и продажу шинной продукции. Об этом и многом другом далее в статье.

Код маркировки для шинной продукции Data Matrix код

В качестве шинной маркировки выбран Data Matrix код – двумерный штрих-код. Он состоит из двумерного изображения и читаемой части в виде последовательности цифр. В этот штрих-код производителем «зашивается» следующая информация:

ИНН участника оборота шин,

код товара GSTIN,

полное наименование товара,

тип конструкции каркаса,

тип изделия по способу герметизации,

индекс максимальной нагрузки и категория скорости,

сведения о сертификатах.

Расшифровка маркировки читаемой части кода: код товара GSTIN (14 знаков), индивидуальный серийный номер (13 знаков), код ТН ВЭД (его первые 4 знака).

Сведений, как видите, здесь гораздо больше, чем в обычном штрихкоде.

Этикетка - основное средство идентификации

Основным средством идентификации, т. е. кодом маркировки, который наносится на товар, является этикетка с изображением кода. Постановлением № 1958 не установлено каких-то дополнительных требований к товарным этикеткам. На сегодняшний день есть несколько вариантов нанесения кодов:

стандартные товарные этикетки, которые клеятся на протекторы (в них предусматривается поле под Data Matrix код);

различные специализированные этикетки, которые наносятся на протектор или внутреннюю сторону;

специальные этикетки, которые клеятся на боковину покрышки и наносятся на производстве до вулканизации, то есть фактически вплавляются в шину. Способ надежный и долговечный.

Дополнительным способом идентификации является RFID-метка – код идентификации записывается в микросхему и вваривается в шину при ее изготовлении. У данного способа есть недостатки:

высокая стоимость, т. к. требуется специальное оборудование для работы с шинами с RFID-метками;

таким способом нельзя маркировать остатки шин и делать перемаркировку.

Но у RFID-меток есть и преимущества: высокая скорость идентификации, возможность идентификации партий без поштучного сканирования, высокая физическая надежность (устойчивость к повреждениям и условиям эксплуатации) и другие.

Что делает каждый участник оборота шин

Сразу надо сказать, что все действия с шинами оформляются только в электронном виде. Участники оборота шин обмениваются друг с другом универсальными передаточными документами (УПД) через систему электронного документооборота (ЭДО).


Как происходит процесс оборота шин через ЭДО:

Производитель формирует заказ в ГИС МТ на генерацию кодов маркировки, получает их и наносит на товар.

Производитель отправляет электронный УПД с кодами оптовику или импортеру.

Оптовик или импортер сверяет поступивший товар с УПД. Если все правильно, то утвержденные данные кодов через оператора ЭДО передаются в систему маркировки.

При отгрузке товара в розницу, оптовик или импортер формирует новый УПД с кодами. Коды из УПД снова передаются в систему маркировки.

Магазин сравнивает прибывшую партию товара по наименованию и количеству с УПД в ЭДО. (от автора: к сожалению, при классической приемке УПД через ЭДО, сверится по кодам у вас не получится. Об этом мы еще поговорим в этой статье). Если все ОК, подтверждает приемку.

Во время продажи сотрудник магазина сканирует Data Matrix код на товаре, онлайн-касса его распознает и формирует чек с кодом маркировки.

Касса отправляет чек оператору фискальных данных (ОФД), и уже ОФД передает в ГИС МТ код для списания. После этого данный код маркировки больше не существует.

Таким образом, цифровая маркировка позволяет узнать не только подробные сведения о важной детали колеса автомобиля, но и о том, как и когда шина попала от производителя или импортера к продавцу, а затем к покупателю. То есть всю историю продукта.

Для работы через ЭДО необходимо подключиться к оператору ЭДО, коих в России уже немало. Их услуги платные. ЦРПТ предлагает альтернативный бесплатный вариант – сервис ЭДО Лайт, который значительно упрощает процесс подключения пользователей к системе «Честный Знак». Сервис интегрирован в личный кабинет каждого участника системы. Все взаимодействия с системой осуществляются только через ЛК, количество операций в год – 1000.

Для покупателя информация о товаре и подлинности кода маркировки доступна в специальном мобильном приложении «Честный Знак».

Этапы внедрения системы цифровой маркировки

Шаг 1: Получение усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП)

УКЭП нужна для регистрации в системе маркировки «Честный Знак». Любой электронный документ с такой подписью приравнивается к бумажному. Поставляется на специальном защищенном USB-носителе. Если такая подпись у вас уже есть, надо связаться со службой поддержки ЦРПТ и уточнить возможность ее использования.

УКЭП получается в одном из удостоверяющих центров. Список находится на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Шаг 2: Подключение к системе электронного документооборота (ЭДО)

Все действия с маркированными товарами оформляются только в электронном виде в системе электронного документооборота. Для возможности обмена электронными документами необходимо подключиться к ЭДО через оператора ЭДО.

Список операторов вы найдете на сайте ФНС РФ. Подключение к ЭДО при наличии действующей УКЭП займет 1-2 дня.

Необходимо завести личный кабинет в системе, подписать договоры: на подключение к системе ГИС МТ, на выпуск кодов маркировки (понадобится всем участниками оборота шин, не только производителям), о предоставлении устройств регистрации эмиссии (криптографическая защита кодов). Генерация одного Data Matrix кода обходится в 50 копеек (без НДС).

Шаг 4: Обучение персонала работе по новым правилам

Обучение требует времени, поэтому, чтобы потом не нарваться на штрафы, позаботьтесь об этом заранее. Есть два варианта: вы самостоятельно штудируете инструкции и нормативные документы, либо обращаетесь в компанию, где покупали кассу. В основном все предоставляют услуги по обучению.

Какое оборудование необходимо розничным продавцам шин

Если у вас уже есть касса, необходимо узнать у разработчика кассы, возможно ли работать на ней с маркированными товарами. Работа с маркировкой у всех реализована по-разному. Где-то понадобится установка на кассу приложения для продажи маркированных товаров, где-то потребуется обновление, где-то модернизация или смена тарифа кассы.

ККТ должна поддерживать печать чеков с тегом 1162 (код товара).

Если онлайн-кассы у вас нет – надо обязательно приобрести или взять в аренду. Одно из популярных арендных предложений – это касса напрокат от МТС.

2. 2D-сканер. Подключается к онлайн-кассе с установленной ТУ системой. Потребуется для считывания кодов Data Matrix при следующих операциях:

приемка маркированного товара от поставщика;

передача маркированного товара другому участнику оборота;

реализация маркированного товара конечному потребителю.

Если у вас обычный торговый зал, где товар находится рядом с кассой или недалеко от кассы (места сканирования), вам подойдет обычный или беспроводной сканер. Но так как шины чаще всего отпускаются со склада, удобнее всего при сканировании на отдаленном от кассы месте использовать терминал сбора данных, интегрированный с кассой.

Терминал сбора данных (ТСД). Представляет собой микрокомпьютер с монитором, кнопочной панелью и встроенным сканером штрих-кода. ТСД подключается к кассе через беспроводное соединение Wi-Fi. При отпуске товара со склада, кладовщик сканирует коды с шин. Эти коды с ТСД автоматом передаются в кассу. Касса выбивает чек и отправляет коды вместе с фискальными данными чека в ОФД.

3. Принтер маркировочных этикеток. В ряде случаев рознице потребуется самостоятельно печатать этикетки:

маркировка складских остатков;

перемаркировка при повреждении или утере этикетки;

перемаркировка при возврате от потребителя без этикетки.

Для опта и розничной торговли вполне подходят компактные портативные или стационарные принтеры среднего или начального классов, а совсем небольшим магазинам достаточно и офисного принтера.

В решении от МТС Кассы есть все необходимое для приемки, постановки на учет и продажи маркированных товаров:

Онлайн-касса. Распознает коды маркировки, добавляет их в чек и передает информацию ОФД;

2D-сканер. В отдельные модели онлайн-касс 2D-сканер уже встроен, а к каким-то его нужно подключать;

Товароучетная система, интегрированная с системами ЭДО (электронного документооборота). Благодаря этому вы сможете загружать УПД из ЭДО и осуществлять документооборот по маркированным товарам в соответствии с требованиями закона:

сверять УПД с поступившим товаром;

создавать возвратные документы и отправлять их поставщику;

автоматически ставить на баланс все товары с принятых УПД, вести сквозной учет и хранить коды маркировки.

С какими проблемами столкнулись розничные магазины, торгующие шинами

Как не пытались упростить для розницы переход на продажу маркированных товаров, а сложностей все-таки хватает:

Приемка товара стала сложнее. Надо принимать УПД только через ЭДО. С бумажными накладными все было привычнее и быстрее.

Обычно шины хранятся на складе, а оплачиваются на кассе в торговом зале. Поэтому кладовщику для сканирования Data Matrix кода с шин не обойтись без специального терминала сбора данных, а кассе интеграции с этим устройством.

Товар поступает непосредственно в магазин, и продавцу требуется принять УПД в личном кабинете ЭДО. Для этого нужен ПК, с установленной там подписью УКЭП. Если ПК в магазине нет, готовьтесь раскошелиться. И да, еще придется предоставить доступ к ЭДО продавцу, в надежде, что он ничего там не напутает.

Неизвестно, с правильными ли кодами привезли шины. Если поставщик напутал коды в УПД, то при приемке через ЭДО никак не проверить, соответствуют ли фактические коды маркировки на шинах заявленным в УПД.

Потеря контроля над приемкой. В магазине товар зачастую принимают разные продавцы, поэтому возникает путаница. В итоге какие-то УПД остаются незакрытыми, а поступивший товар принят без проверки.

В МТС Кассе, кроме перечисленных возможностей, есть и дополнительные:

Быстрый поиск нужно УПД. В кассовом сервисе МТС документы сортируются по разным признакам (поставщик, вид продукции, дата, статус и др.).

Автоматическое создание карточек на новые товары и новых контрагентов. При поступлении УПД ТУ система проверяет справочник своих поставщиков, и если не находит поставщика, предлагает создать на него карточку.

Есть возможность проверить подлинность поставки. При приемке через кассу продавцы могут сканировать коды, а кассовый сервис сам проверяет их наличие в УПД.

Ведение складского учета актуальных остатков и оприходование товаров по подразделениям.

Сбор статистики продаж. Выручка, возвраты, время открытия и закрытия смены и другие.

Формирование более 50 аналитических отчетов о продажах.

На случай, если вы не хотите полностью доверить работу с УПД кассиру, работайте с документами в личном кабинете кассового сервиса МТС через компьютер. Во время приемки товара кассир проверяет УПД с кассы, а вы подписываете документы самостоятельно в личном кабинете на своем ПК.

Какие шины должны маркироваться

Перечень шин, подлежащих обязательной маркировке.

4011 10 000 3,
4011 10 000 9

Шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые

Шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, квадрициклов

4011 20 100 0,
4011 20 900 0

Шины и покрышки пневматические новые для автобусов, троллейбусов, грузовые шины

4011 70 000 0,
4011 80 000 0

Шины и покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин; шины и покрышки пневматические прочие новые.

Шины резиновые сплошные или полупневматические

Маркировка остатков шин

В личном кабинете на сайте «Честный Знак» надо описать товарные остатки;

заказать на них коды маркировки;

полученные коды выгрузить под печать;

и ввести коды в оборот.

При маркировке остатков для кода достаточно всего четырех параметров: ИНН участника, модель, код ТН ВЭД и товарный знак (при наличии). Перед заказом кодов маркировки на остатки не забудьте пополнить лицевой счет, с которого будут списываться деньги за генерацию кодов.

Возврат маркированных шин

Возврат маркированного товара осуществляется между участниками оборота шин или от конечного покупателя продавцу с помощью универсального корректировочного документа УКД.

Возврат маркированных шин поставщику

Причин на то бывает несколько: пересорт, несоответствие кодов маркировки и т. д.

Магазин сообщает поставщику о возврате шин и высылает их коды маркировки (КМ);

Поставщик формирует УКД в рамках своего ЭДО с учетом возвращаемых шин, подписывает и направляет магазину;

Магазин подписывает УКД со своей стороны и осуществляет возврат. Маркировочные коды переходят от магазина обратно поставщику. Эта операция отражается в ГИС МТ.

Возврат от розничного покупателя

Если код маркировки сохранился на шине:

Надо отсканировать код маркировки.

Выбить чек возврата.

Шина без брака: ОФД передает КМ из чека в ГИС МТ, и товар возвращается в оборот.

Шина с браком: ОФД передает КМ из чека в ГИС МТ, товар возвращается в оборот, участник оборота шин списывает товар с КМ через вывод из оборота по причине «уничтожение».

Если код маркировки не сохранился или не читается:

Надо выбить чек возврата без КМ.

Шина без брака: в ЛК сделать перемаркировку товара по процедуре «возврат товара с поврежденным КМ/без КМ при розничной реализации». Ввод в оборот не требуется, т. к. товар уже включен в процесс перемаркировки.

Шина с браком: данные в ГИС МТ подавать не надо.

Какие шины не маркируются

Производителям и импортерам данной продукции повезло больше:

шины и покрышки пневматические новые для использования на воздушных судах, для велосипедов;

шины и покрышки пневматические резиновые восстановленные и б/у;

Бывают шины, предназначенные не для массовой продажи, а для частного пользования. Они тоже не маркируются.

Системы налогообложения и код ОКВЭД для торговли шинами

В соответствии с Федеральным законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 ЕНВД с 1 января 2021 года отменен.

Организации и ИП, торгующие шинами в розницу, теперь вправе использовать любой из действующих режимов налогообложения: ОСН, УСН, ПСН и НПД. Данный вид деятельности относится к ОКВЭД2 45.32.2.

Если вам нужна помощь в выборе СНО, оставьте заявку. Наш сотрудник проконсультирует вас.

Штрафы за оборот немаркированных шин после 1 ноября 2020 года

За продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи немаркированных товаров последует их конфискация и штрафы:

2 000 - 4 000 руб. – для граждан;

5 000 - 10 000 руб. – для должностных лиц;

50 000 - 300 000 руб. – для ИП и ООО.

Штрафы такого же размера для должностных лиц, ИП и ООО назначаются за производство шин без маркировки.

За продажу на сумму свыше 1,5 млн руб. применяется уголовное наказание.

С 1 февраля 2021 года надо обязательно вносить наименование товара в чек. Поэтому могут быть штрафы за неисполнение данного требования:

1 500 - 3 000 руб. – для должностных лиц;

5 000 - 10 000 руб. – для ИП и ООО.

Этапы введения обязательной маркировки шин и покрышек

30 ноября 2019 года:

Завершился эксперимент по маркировке шин и покрышек.

С 1 ноября 2020 года:

Запрещается производство немаркированных шин. Производители обязаны наносить на шинную продукцию цифровой код маркировки Data Matrix.

Запрещается импорт немаркированных шин и приобретение таких шин участниками оборота, работающими напрямую с производителями и импортерами.

Оптовики должны подавать информацию о покупке и продаже маркированных шин в систему «Честный знак», а розничные продавцы – информацию о продаже.

15 декабря 2020 года:

С 15 декабря запрещается оборот и вывод из оборота немаркированных шин. В розничных магазинах можно торговать только маркированными шинами и автопокрышками.

До 15 декабря необходимо промаркировать шины, ввезенные в РФ после 1 ноября 2020 года, но приобретенные до 1 ноября.

1 марта 2021 года:

До 1 марта все немаркированные товарные остатки, нереализованные до 15 декабря 2020 года, необходимо посчитать и промаркировать.

С 1 марта все участники оборота обязаны передавать сведения в отношении всех действий по обороту шин в систему маркировки «Честный знак».

Маркировка шин и покрышек с 2020 года: последние новости, сроки, требования

С 1 ноября 2020 года производители и импортеры покрышек (шин) не смогут реализовывать эти товары без нанесения маркировки. А розница с этой даты должна передавать в систему мониторинга сведения о каждой проданной маркированной шине. Для изделий, произведенных до ноября, предусмотрен переходный период. Он завершится 1 марта 2021 года. Тем, кто не выполнит новые требования, придется платить штраф. О том, как подготовиться к маркировке шин и избежать штрафных санкций — читайте в нашей статье.

Обязательная маркировка шин с 2020 года

Под нее подпадают компании и индивидуальные предприниматели, которые импортируют, производят и реализуют шины (покрышки).

Не участвуют в маркировке организации и ИП, которые:

  • приобретают шины не для продажи;
  • оказывают почтовые услуги по доставке покрышек при торговле по образцам или при дистанционных продажах.

Обязательная маркировка — это нанесение кодов идентификации DataMatrix на товар, а также обмен сведениями между компаниями (ИП) и государственной информационной системой (ГИС) мониторинга « Честный знак ». Оператором системы является Центр развития перспективных технологий.

Какие шины подлежат маркировке с 2020 года

Коды товаров, подлежащих обязательной маркировке, приведены в постановлении Правительства от 28.04.18 № 792-р (см. табл.). Средства идентификации следует наносить, в частности, на шины (покрышки) для легковых автомашин, мотоциклов, автобусов, троллейбусов, грузовиков и сельскохозяйственных автомобилей.

Коды шин и покрышек, подпадающих под маркировку

Коды по ОКВЭД 2

Коды по ТН ВЭД

22.11.11; 22.11.12.110; 22.11.13.110; 22.11.14; 22.11.15.120

4011 10 000 3; 4011 10 000 9; 4011 20 100 0; 4011 20 900 0; 4011 40 000 0; 4011 70 000 0; 4011 80 000 0; 4011 90 000 0

Есть перечень исключений. В него, в числе прочего, включены изделия:

  • транспортируемые изготовителем до момента ввода в оборот;
  • находящиеся на хранении у производителя;
  • образцы для испытаний (не маркируются при доставке и хранении);
  • ввезенные в РФ образцы и экспонаты для международных ярмарок и выставок (если товар не предназначен для продажи).

Код маркировки шин

Двумерный штриховой код DataMatrix представляет собой уникальную последовательность букв и цифр. В общей сложности он содержит 75 знаков.

Коды идентификации наносят также на транспортную тару. Но, в отличие от DataMatrix, они одномерные. Их создают в соответствии с ГОСТ ISO 15394-2013.

Требования к маркировке шин

DataMatrix, знакомый многим по другим товарам (например, сигаретам), наносят на изделие или товарную этикетку методом, не позволяющим отделить чип без повреждения. Существуют различные технологические решения для наклейки марок на шины. Иногда код вплавляют в резину еще на стадии производства — до момента вулканизации.

Дополнительно код можно разместить на шине или внедрить внутрь в виде радиочастотной RFID-метки.

Нельзя печатать марку на прозрачной оберточной пленке или ином внешнем оберточном материале. Запрещается перекрывать код другой информацией.

Не исключено, что потребитель вернет покрышку. Если марка окажется поврежденной или сорванной, и считать код станет невозможно, продавцу придется делать перемаркировку. У оператора ГИС мониторинга нужно запросить новый код. Далее нанести его на покрышку и передать информацию в «Честный знак». Если марка не пострадала, ее можно оставить, и передать в систему только данные о возврате.

Правила маркировки шин и покрышек

Все участники рынка шин должны соблюдать правила маркировки, утвержденные постановлением Правительства от 31.12.19 № 1958. Согласно этим правилам:

  • импортеры и изготовители получают коды для новых единиц товара и наносят средства идентификации на изделия или товарные этикетки. Плюс к этому маркируют транспортную упаковку. Сведения об этом, а также об отгрузках продукции передают в ГИС мониторинга;
  • оптовые торговцы сообщают в систему о получении и отгрузке шин, о трансформации транспортной тары;
  • розница направляет в «Честный знак» данные о получении покрышек; о трансформации транспортной упаковки; о списании, реализации и возврате продукции.

Сроки маркировки шин

Этап 1: с 1 ноября 2020 года

По общему правилу изготовители и импортеры должны наносить средства идентификации на покрышки, которые вводятся в оборот 1 ноября 2020 года и позднее. Информацию о маркировке и отпуске указанного товара они обязаны передавать в ГИС мониторинга.

Оптовики, покупающие маркированные шины непосредственно у изготовителей и импортеров, получают универсальные передаточные документы (УПД). Они поступают через систему электронного документооборота (ЭДО). Оптовик подписывает УПД своей квалифицированной электронной подписью и направляет сведения об этом в «Честный знак».

У розничных торговцев тоже появляется новая обязанность — передавать в ГИС «Честный знак» информацию о продаже и списании каждой шины с кодом DataMatrix.

Для покрышек, которые были приобретены у иностранного поставщика до 1 ноября 2020 года, но ввезены в РФ позже этой даты, действуют особые правила. Вплоть до 15 декабря 2020 года импортеры вправе не маркировать такой товар, а оптовики и ретейл могут принимать и продавать без средств идентификации. Изделия, введенные в оборот до ноября 2020 года (и по этой причине не отмеченные средствами идентификации) можно продавать без марок вплоть до 15 декабря 2020 года. До этой даты передавать сведения о них в «Честный знак» не нужно.

Этап 2: с 15 декабря 2020 года

Стартует запрет на продажу немаркированных импортных покрышек, купленных до 1 ноября 2020 года, но ввезенных в Россию после этой даты.

Оптовикам и рознице необходимо посчитать остатки немаркированных шин по состоянию на 15 декабря 2020 года. Далее до 1 марта 2021 года на остатки нужно нанести средства идентификации. Сведения об этом передать в ГИС мониторинга. В период с 15.12.20 по 28.02.21 немаркированные остатки можно хранить, но нельзя продавать.

Этап 3: с 1 марта 2021 года

Оптовая и розничная продажа, а также хранение немаркированных шин и покрышек запрещено. Производители, импортеры, оптовики и розница обязаны передавать в ГИС мониторинга информацию о каждом получении и отпуске товара.

При приеме продукции с DataMatrix оптовик получают универсальный передаточный документ и ставят на нем свою электронную подпись. При отгрузке товара оптовики формируют и подписывают УПД, далее направляют его покупателю. В случае, когда покупателем является юрлицо, не планирующее продавать шины (например, автопарк), УПД не нужен. Достаточно отразить списание изделий в системе «Честный знак», без использования ЭДО.

У ретейла появляется еще одна обязанность. При приемке шин надо получать электронный УПД, заверять его своей усиленной квалифицированной подписью и сообщать об этом в ГИС мониторинга.

Что нужно для продажи маркированных шин

Все участники рынка должны приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись. Она нужна для регистрации в «Честном знаке» и для подписания УПД. Помимо этого, необходимо подключиться к системе электронного документооборота.

Рознице дополнительно понадобится:

  1. Онлайн-касса с прошивкой, поддерживающей маркировку.
  2. Программное обеспечение для кассы, способное формировать и направлять в адрес ОФД чеки с кодами идентификации DataMatrix.
  3. Договор с оператором фискальных данных, у которого есть модуль маркировки.
  4. 2D-сканер для считывания штрихового кода Data Matrix.

Что делать с немаркированными шинами

Их необходимо снабдить кодами DataMatrix в следующие сроки:

  • импортную продукцию, купленную до ноября 2020 года и ввезенную в Россию в ноябре или позднее — до 15 декабря 2020 года;
  • шины, введенные в оборот до ноября 2020 года (и по этой причине немаркированные) — до 1 марта 2021 года.

Штрафы за шины и покрышки без маркировки

Если вопреки закону немаркированные покрышки попадут в оборот, их могут конфисковать. Это предусмотрено статьей 15.12 КоАП РФ. Помимо конфискации шин, возможны штрафы:

  • за изготовление продукции без средств идентификации или с нарушением правил маркировки: для юрлиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; для предпринимателей или должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • за хранение, перевозку, реализацию и приобретение с целью сбыта изделий без марок: для юрлиц — от 50 тыс. до 300 тыс. руб.; для предпринимателей или должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

В случае, когда стоимость немаркированных шин превысила 1,5 млн. руб., нарушителю грозит уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ. Это может быть штраф до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет. Либо принудительные работы на срок до 3 лет или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. (или в размере зарплаты, либо другого дохода осужденного за период до 6 месяцев).

Если нарушение правил маркировки шин и покрышек совершено организованной группой лиц и (или) в особо крупном размере, уголовная ответственность будет более строгой.

Прием обращений граждан

Обращение к руководителю

Инструкции для пользователей

Об обязательной маркировке шин и автопокрышек

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре в г. Югорске и Советском районе информирует, что с 1 марта 2021 г. запрещается хранение немаркированных шин и покрышек. До конца февраля владельцы должны промаркировать остатки и внести информацию в систему «Честный ЗНАК». Если не сделать это вовремя, маркированные товары уже нельзя будет продать.

Какие виды изделий необходимо маркировать

Право на самостоятельную маркировку остатков есть у оптовых дилеров и розничных магазинов. Маркировать следует шины и покрышки, которые введены в оборот до 1 ноября и не проданы до 15 декабря 2020 г.

Какие виды шин и покрышек нужно маркировать:

  1. для легковых и грузовых автомобилей;
  2. для мотоциклов, мопедов, квадроциклов;
  3. для автобусов и троллейбусов;
  4. для сельскохозяйственной техники;
  5. сплошные резиновые и полупневматические.

Если товар уже был в употреблении, то маркировать его не нужно. Требования по обязательной маркировке распространяются на новые изделия. Не нужно маркировать шины для велосипедов, самолетов, вертолетов. Не подлежат маркировке восстановленные покрышки; камеры и ободные ленты.

Напоминаем, что за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также за хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (ст. 15.12 ч.2 КоАП РФ).

Читайте также: