С 1 декабря зимняя резина штраф

Опубликовано: 16.05.2024


Новый штраф для водителей за резину не по сезону

МВД РФ подготовило новый перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация ТС. Планируется, что езда на резине не по сезону, а именно на зимней, будет запрещена в течение трех летних месяцев. Передвигаться на летней резине власти хотят запретить с декабря по февраль.

В зависимости от особенностей климата в каждом регионе срок действия правил может изменяться. Соответствующее постановление правительства пока не подписано.

В ноябре 2020 года в очередной раз поднимался вопрос возможного запрета на шипованную резину в России, единой точки зрения у властей по этому поводу нет.

«Я считаю, что какой-то необходимости для жителей Центральной России в шипованной резине нет. Она необходима там, где асфальта зимой практически не видно. Там действительно надо выбирать шипованную резину»

Российские автомобилисты отметили, что именно шипованная резина стоит дешевле других “зимних” аналогов. Однако, ездят на ней не только зимой, что является небезопасным. Такая резина опасна для дорог на любой скорости, ведь шипы портят любой асфальт.

Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас

и перестань уже переплачивать страховщикам!

Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее

Ежегодно на восстановление дорожного покрытия расходуется от 60 до 220 млрд рублей. На ремонт колейности, которая «чаще всего возникает из-за шипов», ежегодно уходит 53 млрд рублей.

Новый штраф для водителей за резину не по сезону

В феврале 2020 года Минтранс заявил, что нет смысла запрещать использование резины не по сезону, так как в транспортном потоке значительная доля ТС, пересекающих несколько климатических регионов.

В России погодно-климатические условия разных регионов сильно отличаются, а единые жесткие ограничения на резину не по сезону являются нецелесообразными.

Новый штраф для водителей за резину не по сезону

Кроме того, Минтранс отметил, что зимой многие участки региональных дорог имеют более плотный снежный покров, на котором сцепление с дорогой получается ниже, чем на мокром асфальте. Движение на таких участках дорог без использования шипованной зимней резины будет существенно снижать безопасность и увеличивать риск возникновения ДТП.

Осенью 2020 года МВД начало оснащать сотрудников ГИБДД измерительной аппаратурой для проверки остаточной глубины протектора шин, а также для диагностики и проверки тормозной системы и рулевого управления автомобиля. Вдобавок, инспекторов вооружают люксметрами для измерения освещенности дороги автотранспортным средством и дымомерами для контроля выхлопных газов дизельных ДВС.

С 1 декабря вступили в действие обновленные нормы технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которым в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) запрещена эксплуатация автомобилей, не оснащенных зимними шинами. Зимняя резина должна присутствовать на всех колесах, и протектор должен иметь глубину не менее 4 мм.

В вязи с этим МВД подготовило новые поправки в виде приложения к ПДД относительно «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств». Однако законодательно в этом году наказание за отсутствие зимних шин еще не утвердили, как и размер штрафа.

Напомним, что еще в 2016 году некоторые депутаты ГД РФ предлагали ввести штраф как за использование летней резины зимой, так и за шипованные шины летом – в размере 2000 рублей, но проект не прошел. А в феврале нынешнего года на обсуждениях в Госдуме эксперты согласились, что шипы наносят вред дорогам, но решений по изменению правил использования шипованных шин принято не было. Все предложения были отправлены на доработку.

Вероятнее всего, наказывать за неправильные шины сотрудники ГИБДД начнут в следующем сезоне. Но…

Как отмечает издание «Коммерсантъ», в Кодексе РФ об административных правонарушениях уже действует статья 12.5, согласно которой к водителю могут применяться санкции в виде штрафа (500 руб.) за использование шин, изношенных сверх нормы (глубина протектора менее 4 мм для зимних шин), а также за использование на автомобиле шипованных и нешипованных шин одновременно или за установку на одну ось автомобиля шин различных моделей, конструкций и размерностей.

Так что водителям все еще нужно быть начеку в зимнем автосезоне 2020-2021.

alt="Сейчас инспектор может оштрафовать только за лысую шину. Если она есть. Фото: Михаил Синицын" />
Сейчас инспектор может оштрафовать только за лысую шину. Если она есть. Фото: Михаил Синицын

В СМИ появилась информация о том, что с 1 декабря вступили в силу некие нормативные акты, запрещающие водителям ездить на летних шинах зимой. Непереобувшимся якобы грозит штраф 500 рублей. Однако эта новость не более чем фейк, которым пугают автомобилистов из года в год.

Фото: https://www.gibdd.ru

Впрочем, некие основы у этого слуха есть. Дело в том, что в техническом регламенте Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств давно закреплен запрет на эксплуатацию в зимний период (декабрь, январь, февраль) автомобилей, не укомплектованных зимними шинами. А также запрет в летний период (июнь, июль, август) эксплуатировать машины, укомплектованные шинами с шипами.

Но для применения этой нормы в России она должна была быть закреплена в российском правоустанавливающем документе. Например, в правилах дорожного движения либо в основных положениях по допуску к эксплуатации или в перечне неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. Все эти документы утверждаются постановлением правительства.

Проект поправок в перечень неисправностей был разработан и даже вынесен на общественное обсуждение еще в сентябре. Однако пока документ дорабатывается, и когда он выйдет в свет, неизвестно.

Напомним, что в нем предусматривается не просто запрет на использование летних шин зимой, а шипованных летом, но еще и уточняется, что такие шины должны стоять на всех осях автомобиля. То есть экономным гражданам не получится, например, зимой поставить шипованные покрышки только на ведущую ось.

Когда эти поправки утвердит правительство, тогда у сотрудников ГИБДД появится основание привлекать непереобувшихся автомобилистов к ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Впрочем, санкция этой статьи не самая суровая - предупреждение или штраф 500 рублей.

Напомним, еще в начале года депутаты выступали с инициативой закрепить в КоАП штраф за использование шин не по сезону. И такие предложения звучат регулярно - либо когда выпадет снег и начнутся пробки из-за застрявших на подъеме в горку фур, либо летом, когда дорожники будут списывать колейность на дорогах на использование шипованных шин.

Любой вменяемый автомобилист прекрасно понимает, что смена шин - это прежде всего его же собственная безопасность на дорогах. На заснеженной дороге тормозной путь на зимних шинах при торможении с 50 км/ч составит около 30 метров. На летних - около 60. И это при том, что летом тормозной путь на тех же летних шинах на сухом асфальте не превышал 25 метров. И эта огромная разница может спасти чью-то жизнь.

Причем проблема заключается не в рисунке протектора, а в составе резины. Зимняя мягче, эластичнее, не дубеет на морозе. Поэтому производители рекомендуют устанавливать зимние шины не тогда, когда выпадет снег, а когда среднесуточная температура опустится ниже +5 градусов. Даже на сухом асфальте более мягкая зимняя резина будет эффективнее летней.

Казалось бы требование о смене шин по сезону абсолютно логичное. Почему же оно до сих пор не было закреплено в нашем законодательстве? Ответ прост. Слишком сложно этим требованием всех удовлетворить.

Одними из главных противников нововведения были владельцы фур и автобусов. Уж слишком дорого стоят для этой техники зимние покрышки. И колес, которые надо переобуть на них, несколько больше, чем на легковых машинах.

Впрочем, владельцы такой техники давно используют восстановленные шины. А в поправках к перечню неисправностей впервые прописаны требования к таким шинам. Например, запрещено устанавливать восстановленные шины, которые старше 7 лет. Или устанавливать шины с восстановленным протектором на переднюю ось.

Еще один аргумент "против" заключается в том, что страна у нас большая. И продолжительность лета и зимы в разных регионах разная. Да и характер этой зимы сильно отличается. На юге может вовсе снега не выпасть, зачем тогда вообще там зимние шины устанавливать?

Поэтому в проекте постановления правительства установлена возможность регионам самим определять, когда у них наступает запрет на использование тех или иных шин.

А пока в действующем перечне установлен только запрет на эксплуатацию автомобиля на лысой резине. Остаточная глубина протектора зимних шин должна быть не менее 4 мм. Да прописано, какие шины считать зимними. Это шины, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также знаками "М+S", "М&S", "М S".

Кстати, будущие поправки в перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация, одними только шинами не ограничиваются. Устанавливается также новое требование по тонировке, соответствующее положениям технического регламента Таможенного союза. В требованиях к обзорности четко прописано, что запрещается эксплуатация автомобилей, у которых светопропускание ветрового стекла и стекол, обеспечивающих переднюю обзорность для водителя, менее 70 процентов. Именно такое требование установлено в техническом регламенте.

Сейчас в перечне неисправностей указан ГОСТ, который предусматривает прозрачность ветрового стекла 75 процентов, а боковых передних - 70 процентов. По сути, российский документ приводят в соответствие с международным.

С декабря по февраль все легковушки должны «носить» зимнее

Не важно, выбрали вы шипованные или фрикционные шины, главное, чтобы они были зимними

Фото: Артем Краснов

С началом календарной зимы все легковые автомобили в России обязаны переобуваться в зимние шины — таковы требования технического регламента «О безопасности транспортных средств. ». Отвечаем на самые популярные вопросы: что грозит за езду на летней резине, нужен ли знак «Шипы» и можно ли использовать «всесезонку»?

Новая редакция регламента вступила в силу ещё в ноябре прошлого года, поэтому уже вторую зиму с декабря по февраль зимняя резина обязательна для легковых машин и лёгких грузовиков полной массой до . Для большегрузов подобных требований нет.

У легковушек зимняя резина должна быть на всех колёсах автомобиля, а остаточная глубина протектора должна составлять не менее . Не допускается установка на одну ось шин разного типа, например, отличающихся моделью. Требования относятся ко всем регионам России, включая южные.

Фото: Полина Авдошина / Сеть городских порталов

Введение штрафа за использование летней резины зимой обсуждается с : депутаты предлагают сумму в . Однако законопроект до сих пор не принят, поэтому наказать водителя по статье КоАП РФ за езду на летней резине не могут. Но есть и неявный способ наказания.

— Если автомобилист на летней резине попадёт в ДТП и экспертиза установит, что причиной является использование летней резины в нарушение регламента, это может стать одним из факторов в пользу виновности водителя, — объясняет автоэксперт Юрий Панченко. — Такая же ситуация с превышением скорости: штрафа за превышение в пределах нет, но если доказано, что водитель нарушал, допустим, на , его могут признать виновным в аварии.

Правда, эта логика применима в основном к сложным ДТП, для разбора которых назначается экспертиза. В мелких авариях, как правило, виновным признаётся водитель, получивший административный штраф. И в этом смысле ездоки на летней резине оказываются «вне закона», потому что штрафа по КоАП за подобное не предусмотрено.

Зимняя резина маркируется значком в виде снежинки и горной вершины, а внедорожные типы — литерами M+S

На протяжении последних 10 лет регулярно обсуждается необходимость ввести штраф за зимнюю резину летом. Основное его назначение обязать водителей вовремя менять резину на своем автомобиле. Это связано с обеспечением достаточного уровня безопасности на дороге.

Штраф за зимнюю резину летом

Все водители знают, что езда на резине без шипов зимой опасна. В связи с ухудшением сцепления с дорогой, неподготовленные колеса не будут обладать достаточным уровнем сцепления, что может привести к созданию различных непредвиденных ситуаций. Несмотря на это, многие все еще забывают менять резину перед началом зимы.

Обстановка обстоит еще хуже с приходом лета: далеко не все автомобилисты понимают необходимость повторной замены резины и продолжают использовать зимнюю резину. По их мнению, на этом можно сэкономить, а ходовые качества автомобиля никак не изменяться. Такое мнение является ошибочным и использование любой резины в неподходящее время года является опасным для безопасности на дороге. По этой причине в нормативно правовые акты стали вноситься соответствующие поправки. Самым важным стало изменение положение технического регламента. Сразу стоит отметить, что на сегодняшний день не внесено поправок в административное законодательство, позволяющих штрафовать именно за неправильно подобранную резину.

Почему важно менять резину

Большинство людей осознает факт того, что покрышка без шипов не способна обеспечить достаточный уровень сцепления с дорогой в холодное время года. Этому способствуют физические свойства резины и ее конструктивные особенности. Неприспособленная для зимы резина на морозе превращается в крайне твердый материал, в результате чего теряется сцепление и какая-либо управляемость.

Казалось бы, что летом подобных проблем не должно возникать и можно ездить с любой резиной.

Однако это не так и шипованные покрышки летом несут в себе следующие опасности:
  • зимняя резина должна отвечать иным требованиям – например, она гораздо более мягкая, по сравнению с летней. Такое свойство при высокой температуре значительно повышает тормозной путь автомобиля;
  • из-за конструкционных и физических свойств покрышки она не будет иметь достаточного сцепления с дорогой при плюсовых температурах. Поэтому теряются не только тормозные качества, но и управляемость автомобилем;
  • зимняя резина будет быстро нагреваться, а под воздействием дорожных условий это можно негативно на ней сказаться. Нередко случается, что буквально после нескольких выездов по не очень хорошей дороге, покрышка приходит в полную негодность;
  • шипованная резина может разрушительно действовать на дорожное полотно. Это воздействие практически незаметно и непосредственно для водителя не представляет каких-либо неблагоприятных последствий, однако это стоит учитывать.

Законодательное ограничение

Впервые задумываться о введении запрета за использование неподходящей резины стали еще в 2010 году. Аналогичные попытки проводились в 2013 и 2014 годах. В рассматриваемых проектах предлагалось применять различные меры к нарушителям: от штрафа в 2000 рублей до лишения возможности получать страховые выплаты в случае аварии. Однако ни один из законов е был принят.

ВНИМАНИЕ . В 2015 году были внесены крупные изменения в технический регламент, который устанавливает основные правила по безопасной эксплуатации транспортных средств. Именно этот документ закрепил в себе запрет на использование неподходящей резины.

Читайте также: