Шины к какой промышленности относится

Опубликовано: 10.05.2024

Обострение конкуренции на мировом рынке СК, связанное с демонополизацией этого рынка, делает неизбежным снижение цен на синтетические каучуки. Цены на универсальные СК, используемые в шинной промышленности (бутадиен-стирольный и др.), в 90-е годы установились на уровне 1200-1300 долл./т.  [c.52]


Огромное значение имеют синтетические материалы для шинной промышленности. Потребность в шинах во многом определяется сроком их службы. Срок службы автомобильных шин с кордом из искусственных и синтетических волокон (капрон, анид и др.) увеличивается более чем в 1,5 раза.  [c.6]

Предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности были переведены на полный хозяйственный расчет, минуя стадию крупномасштабного эксперимента (кроме шинной промышленности). При этом впервые в отечественной промышленности, как указывалось, в практику планирования и оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятий введен показатель чистой продукции для измерения динамики роста производительности труда и формирования фонда заработной платы.  [c.23]

В шинной промышленности, производстве резинотехнических  [c.43]

Об устойчивой тенденции снижения материалоемкости продукции свидетельствует динамика использования основных видов сырья и материалов в шинной промышленности. Ниже показано  [c.99]


Шинная промышленность — одна из важнейших отраслей народного хозяйства. Без шин невозможна эксплуатация легковых и грузовых машин, автобусов и троллейбусов, самолетов, тракторов и комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Шинная промышленность, оказывая заметное влияние на развитие автомобилестроения, транспорта, сельского хозяйства, предопределяет развитие таких подотраслей нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, как промышленность синтетического каучука, технического углерода. За 20 лет производство шин увеличилось более чем в 3 раза, расширился их ассортимент. Удельный вес шин радиальной конструкции возрос почти в 10 раз.  [c.9]

В шинной промышленности планируется освоить производство сверхкрупногабаритных, бескамерных, низ-  [c.15]

В промышленности технического углерода намечается внедрение прогрессивной технологии получения продукта на высокоавтоматизированных установках большой единичной мощности, оснащенных большегрузным оборудованием. Будет внедряться принципиально новая технология получения технического углерода с использованием реакторов термохимического инициирования, позволяющих уменьшить расход сырья, электроэнергии и снизить себестоимость производства. Планируется освоить производство улучшенных марок и расширить ассортимент технического углерода для резинотехнической и шинной промышленности.  [c.17]

В пятилетних планах устанавливают предприятию норматив отчислений от прибыли в государственный бюджет, который является стабильным на пятилетку. Для каждого предприятия в зависимости от сложившихся финансовых условий этот норматив устанавливают индивидуально. Для предприятий шинной промышленности он был установлен на 1986 г. от 10 до 80%. При перевыполнении плана по прибыли часть сверхплановой прибыли по этому нормативу отчисляется в бюджет, а остальная часть остается в распоряжении предприятия, что создает возможность укрепить финансовое состояние предприятия, обеспечить дополнительное экономическое стимулирование коллектива, создать финансовый резерв для будущих лет. При этом резко возрастает ответственность предприятия за расчеты с бюджетом, так как при недовыполнении плана прибыли в размере до 2% нормативные отчисления от расчетной прибыли, предусмотренной финансовым планом, вносятся в государственный бюджет в установленных суммах за счет соответствующего уменьшения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При недовыполнении плана прибыли в больших размерах отчисления в бюджет и часть прибыли, оставляемая в распоряжении предприятия, уменьшаются в соответствующих пропорциях по нормативу.  [c.40]


В резиновой промышленности в целях снижения расхода синтетического каучука проводятся мероприятия по совершенствованию технологии, конструкции изделий, рецептур резиновых смесей, внедрение экономичных видов сырья, проведение организационно-технических мероприятий (упорядочение норм, увеличение содержания регенерата и т. д.). В результате только в 1983 г. его расход уменьшился на 0,84%. Разработка ресурсосберегающей технологии в производстве резиновых технических изделий, совершенствование конструкций в шинной промышленности являются основными направлениями экономии каучука, составляющего в себестоимости продукции резиновой промышленности 40—50%.  [c.56]

Анализ эффективности работы бригад более 110 предприятий показал, что в бригадах производительность труда рабочих на 10—15% выше, меньше потери рабочего времени, ниже текучесть кадров. Так, на предприятиях шинной промышленности и предприятиях по производству резиновых технических изделий и резиновой обуви внутри-сменные потери в бригадах в среднем в 1,4 раза меньше, чем у рабочих, которые трудятся индивидуально, целодневные простои в 1,9 раза меньше, текучесть кадров в 1,2 раза ниже.  [c.98]

Институт шинной промышленности при разработке рецептуры пошел по пути изыскания химических модификаторов, позволяющих преодолеть технологические затруднения, возникающие при переработке стереорегулярных каучуков. Такие модификаторы были найдены и рекомендованы промышленности, но практически эти рекомендации использовать не удалось из-за отсутствия производства модификаторов в нашей стране. Модификаторы закупались за границей в ограниченном количестве и промышленность ими до сих пор не обеспечена.  [c.110]

Шинная промышленность. Главными направлениями в повышении качества шин в девятой пятилетке приняты  [c.129]

В настоящее время шинная промышленность располагает шинами Р для грузовых автомобилей и автобусов, опробованных в массовом производстве со средней ходимостью 100—110 тыс. км.  [c.129]

Научно-исследовательским институтом шинной промышленности разработаны и успешно испытаны в эксплуатации радиальные шины для автомобиля ЗИЛ-ISO с пробегом по усовершенствованным дорогам 180—200 тыс. км и со средним пробегом 130—140 тыс. км — таков качественный задел по шинам автомобильным на пятилетку.  [c.129]

Отсутствие или недостаточная достоверность данных о повышении эксплуатационных свойств новых видов изделий. Хотя в эталоне технологического регламента и есть требование давать качественную характеристику изделий, нам не всегда представляют такие данные. Пожалуй, только научно-исследовательский институт шинной промышленности, и то только по массовым размерам, выдает данные по ходимости шин, предусмотренных к выпуску на проектируемом производстве.  [c.133]

Очень медленно идет освоение поточных линий для шинной промышленности. Первый чертеж линии сборки радиальных шин появился в 1963 г., а в серию линия еще не пущена.  [c.133]

При разработке проекта шины 320-508 для автомобилей Кременчугского и Минского автозаводов конструкторы предусмотрели для каркаса этой шины вискозный корд типа 22В. Это соответствовало и рекомендациям научно-исследовательского института шинной промышленности. Но проведенные испытания опытных шин на дорогах Узбекской республики показали их меньшую надежность и долговечность по сравнению с шинами, изготовленными с применением корда капрон типа 23К- Техническим советом завода были учтены рекомендации испытателей, и проект шины 320-508 был передан конструкторами в производство с капроновым кордом в каркасе. Последующая массовая эксплуатация шин полностью подтвердила целесообразность такого решения. Большую роль в проверке оптимальности выбранной конструкции шин, их высокой эксплуатационной надежности играет экспериментальная автоколонна и испытательная база, которыми располагает завод.  [c.168]

ЦК КПСС и Советское правительство высоко оценило труд нашего коллектива. За успехи в повышении качества выпускаемой продукции и развитии производства шин повышенного качества завод был награжден орденом Октябрьской Революции. Коллектив завода понимает, что высокая оценка нашего труда в восьмой пятилетке обязывает нас внести еще больший вклад в развитие шинной промышленности, дальнейшее повышение качества продукции. Вот почему большие задачи поставили перед собой инженерные службы и коллектив завода по дальнейшему значительному повышению эксплуатационного качества шин. их надежности и долговечности, поднять уровень пробега шин, в текущей пятилетке на 25%. При осуществлении намеченных мер шины для автомобилей Минского и Кременчугского заводов будут иметь ходимость на пути пробега 75—80 тыс. км, для автомобилей — ЗИЛ — 80—85 тыс. км, для автобусов внутригородских маршрутов — 85—90 тыс. км шины марки 750—20 со съемным протектором будут выдерживать пробег в 180— 200 тыс. км. Другими словами, эти шины будут иметь уровень качества, запланированный на 1980 г.  [c.172]

Продукция шинной промышленности.  [c.150]

Устойчивая привлекательность Отрасли, ориентированные на гарантированно платежеспособный спрос населения пищевая, торговля, общественное питание, строительство, шинная промышленность оптовая торговля продукцией производственно- технического назначения, электроэнергетика, производство строительных материалов  [c.56]

Прямо противоположна ситуация на фирмах, выпускающих шины. Успех здесь в основном зависит от того, насколько быстро удовлетворяется спрос, и поэтому готовые изделия должны иметься в наличии. Производство шин на заказ осуществляется редко, та к как потребители отдают предпочтение определенному сорту или марке продукции. Здесь характерным является неоднократная продажа одному потребителю одного и того же (по номенклатуре) товара. Инвестиции в запасы сырья и незавершенное производство на фирмах шинной промышленности поддерживаются на минимальном уровне.  [c.217]

Из всей номенклатуры продукции шинной промышленности России был выделен наиболее перспективный для экспорта товар — шины для грузовых автомобилей и автобусов. Эти шины успешно прошли испытания в условиях жаркого климата в странах Ближнего Востока и Африки. Для развертывания рекламы был выбран рынок Эфиопии, являющейся наиболее перспективной страной в сравнении с другими развивающимися государствами Африки в связи с большой потребностью в шинах, так как основной вид транспорта в стране — автомобильный.  [c.451]

В научно-исследовательском институте шинной промышленности координация работы по научно-техническому творчеству молодежи осуществляется советом молодых ученых и специалистов в тесном контакте с партийной, профсоюзной, комсомольской организациями и администрацией института.  [c.32]

В годы первых пятилеток начала развиваться промышленность синтетического каучука. Не имея собственных источников снабжения резиновой промышленности каучуком, СССР вынужден был полностью покрывать потребность в нем за счет импорта натурального каучука, что сдерживало рост шинной промышленности и промышленности резинотехнических изделий.  [c.19]

ПРОДУКЦИЯ ШИННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  [c.121]

Огромное значение имеет применение синтетических материалов для шинной промышленности. Потребность в шинах во многом определяется сроком их службы. Производство автомобильных шин с применением корда из искусственного и синтетического волокон увеличивает срок службы шин более чем в 1,5 раза. Это в свою очередь дает возможность сократить мощности по выработке шин и производству сырья, что дает экономию более 40 млн. руб. капитальных вложений на каждый миллион автомобилей.  [c.14]

Установленные пятилетним планом задания по экономии каучуков выполнены в результате внедрения усовершенствованной технологии производства, современного оборудования, улучшения рецептур, применения новых видов каучуков и улучшения качества продукции. Против уровня 1985 г. в целом по отрасли в 1987 г. сэкономлено 59,2 тыс. т каучука, в 1988 г.— 85,3 тыс. т, в том числе в шинной промышленности 69,9, резинотехнической — 12,5, в асбестотехнической — 1,5, резиновой обуви — 1,42 тыс. т.  [c.101]

Руководство основной деятельностью Министерства нефтехимической промышленности СССР осуществлялось пятью главными управлениями (Главное управление по переработке нефти и нефтехимии, Главное управление синтетического каучука, Главное управление шинной промышленности, Главное управление резиновой промышленности и Главное управление слан-цепереработки).  [c.97]

В 80-е годы предполагается создать новые виды химических волокон с уникальными свойствами, относимые к третьему поколению. Это — высокомодульные и высокопрочные волокна. В шинной промышленности они высвободят дорогостоящий ме-таллокорд, при этом улучшатся эксплуатационные характеристики шин за счет значительного уменьшения их массы. Разрабатываются полупроницаемые полые волокна для разделения жидких и газовых смесей, хемосорбционные волокна для очистки газов и сточных вод, термостойкие волокна, позволяющие решать ряд сложных технических задач (создание термостойкой электротехнической бумаги, фильтровальных тканей и т. п.). Термостойкие волокна используются для создания надежной защитной одежды для рабочих, занятых в горячих цехах, на сварочных работах, специальной защитной одежды, применяющейся при тушении пожаров и других целей.  [c.24]

В шинной промышленности стоит задача освоить автоматизированные комплексы на основе резиносмесителей большой единичной мощности в подготовительном рези-носмесительном производстве, червячные машины холодного питания при изготовлении протекторных заготовок, оснастить автоматические системы контроля устройствами для механизации отбора заготовок на основе промышленных роботов-манипуляторов, осуществлять сборку и вулканизацию покрышек на поточных автоматизированных линиях.  [c.123]

И.Крицков В.Ф., Ягудин С.Ю. Особенности оценки эффективности создания и освоения новой техники в шинной промышленности. — М. ЦНИИТЭНЕФТЕ-ХИМ, 1991.  [c.315]

Жидкие сополимеры по данным НИИШП могут найти применение в шинной промышленности при изготовлении безводных адгезивов для пропитки шинного корда. Применение таких адгезивов вместо латексной пропитки позволяет повы-  [c.152]

Решениями XXIV съезда КПСС перед шинной промышленностью страны в девятой пятилетке поставлена очень серьезная задача — повысить ходимость выпускаемых шин на 20—25%. Для этого Ярославские шинники наметили комплекс мероприятий, к осуществлению которых завод уже приступил.  [c.167]

Промышленность волокон и нитей химических 13120 Промышленность синтетических красителей 13170 Другие производства химической промышленности 13199 Нефтехимическая промышленность 13300 Шинная промышленность 13350 Производство шин 13351 Ремонт шин 13352 Автомобильная промышленность 14340 Производство автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов к автомобилям и тракторам 14341 Производство мотоциклов и велосипедов 14342 Производство прочего оборудования и инструмента 14344 Электронная промышленность 14770 Электронная промышленность (без производства специального технологического оборудования) 14771 Производство специального технологического (включая контрольно-испытательное) оборудования 14772 Промышленность металлических конструкций и изделий 14800 Производство фанеры 15250 Легкая промышленность 17000 Изготовление валенок по заказам населения 17162 Кожевенная, меховая и обувная промышленность 17300 Прочие производства легкой промышленности 17900 Крахмал о-паточная промышленность 18149 Плодоовощная промышленность 18150 Плодоовощная (без производства плодоовощных консервов) промышленность 18151 Производство плодоовощных консервов 18152 Мясная промышленность 18210 Мясная промышленность (без клеежелатиновой) 18211 Клеежелатиновая промышленность 18212 Рыбная промышленность 18300 Охота, пушной промысел и разведение дичи 21400 Вылов рыбы и других биоресурсов 21500 Обслуживание сельского хозяйства 22000 Эксплуатация ирригационных и мелиоративных систем 22100 Лесное хозяйство 30000 Производственные предприятия лесного хозяйства 31000 Лесоводство 31100 Сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов 31300 Строительство 60000 Общестроительные и специализированные организации, осуществляющие строительные, монтажные и другие работы подрядным и хозяйственным способом 61000 Общестроительные организации 61110 Специализированные организации, осуществляющие земляные работы 61121  [c.123]

На Омском шинном заводе по инициативе сборщика покрышек Л.Бержеминского была организована первая в шинной промышленности бригада сборщиков. Бригада не только выполнила задания десятой пятилетки за два года и восемь месяцев, но и привлекла в свой коллектив пятерых молодых отстающих рабочих и подтянула их до уровня передовых. Этому примеру последовали 18 бригад Омского шинного завода, две бригады на Свердловском шинном и 28 бригад сборщиков на Волжском шинном заводе.  [c.9]

Шинная промышленность — одна из важнейших отраслей химического комплекса. Она тесно связана с производством синтетического каучука. Производствоы шин — заключительное звено технологической цепочки: добыча нефти и газа — получение бензина — производство синтетического каучука — производство шин. Размещение шинных заводов подчинено прежде всего сырьевому фактору, второй по значению фактор — потребительский. Поэтому так много шинных заводов размещается близ центров нефтепереработки: Нижнекамск, Омск, Ярославль, Волгоград, Москва.

Со времени появления пневматической шины прошло почти 160 лет: в июне 1846 г. патент на ее изобретение получил шотландец Роберт Уильям Томсон. Первые шины накладывались на колеса с деревянными спицами. Камера шины изготавливалась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон натуральным каучуком. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся шина крепилась на обод болтами. Пневматические шины на автомобилях первыми стали использовать французы Андре и Эдуард Мишлен (1895 г.).

Современные автомобильные шины различаются по разным показателям.

По типу рисунка протектора шины делятся на дорожные (летние), всесезонные (универсальные), зимние (в том числе шипованные), повышенной проходимости, спортивные (скоростные, гоночные), карьерные.

По способу герметизации шины бывают камерными и бескамерными. Бескамерные шины безопаснее, их легче монтировать.

По расположению нитей корда (своеобразной укрепляющей арматуры) в каркасе шины делятся на диагональные и радиальные. Диагональные шины относительно дешевы и имеют более прочную боковину. Шины, предназначенные для эксплуатации на дорогах с плохим покрытием, изготавливаются диагональными. В радиальных шинах нити направлены поперек центральной линии колеса, по радиусу. Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, пониженным теплообразованием, их использование позволяет сократить расход топлива.

Крупнейшие мировые производители шин — «Мишлен» (Франция), «Гудьир», «Файрстоун» и «Гудрич» (США), «Бриджстоун», «Сумитомо» и «Иокогама» (Япония), «Данлоп» (Великобритания), «Континенталь» и «Метцелер» (Германия), «Пирелли» (Италия).

По данным Росстата, в 2004 г. общее производство шин в России составило 39,3 млн штук. Это наиболее высокий уровень производства с 1990 г. Одним из основных направлений структурной перестройки автомобильной промышленности в последние годы стало развитие производства малотоннажных автомобилей грузоподъемностью от 0,3 до 1,5 т («Газель» и ей подобные модели), что повлекло переориентацию шинных заводов на изготовление легкогрузовых шин.

Шинная промышленность России в 2002 г. включала 12 предприятий. Шинные производства имеются во всех экономических районах страны, кроме Северного, Северо-Кавказского и Дальневосточного.

Крупнейшее предприятие отрасли — Нижнекамскшина (торговая марка «Кама») создано в 1968 г.
В последние годы предприятие вводит в эксплуатацию новые производственные мощности, этому в немалой степени способствует поддержка хозяина — компании «Татнефть». Предприятие является основным поставщиком КамАЗа, а также поставляет шины на АвтоВАЗ.

Ярославский шинный завод — первое в России и, пожалуй, самое известное предприятие отрасли (c 1932 г.). Многим оно знакомо по названию ярославской футбольной команды «Шинник». Завод занимает первое место в стране по выпуску шин для сельскохозяйственной техники. Потребители продукции — УАЗ, Липецкий и Минский тракторные заводы, а также МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, авиационные заводы.

Омский шинный завод был введен в эксплуатацию в 1942 г. Изначально он был ориентирован на выпуск грузовых шин, но в последние годы ассортимент выпускаемой продукции изменился в сторону производства шин для легковых автомобилей. При омском предприятии в 1995 г. было создано совместное российско-словацкое предприятие «Матадор-Омскшина». Оно специализируется на производстве легковых радиальных автопокрышек по словацкой технологии.

Кировский шинный завод был открыт в 1943 г. для обеспечения потребностей фронта. В настоящее время предприятие сотрудничает с ГАЗом, УАЗом, ЗИЛом, ИжАвто, Арзамасским машиностроительным заводом, «Павловским автобусом». В феврале 2002 г. между владельцем завода — компанией «Амтел» и финской компанией «Nokian Renkaat» был подписан контракт о начале совместного производства шин в России.

Волгоградский шинный завод (ОАО «Волтайр») основан в 1964 г. Это предприятие — признанный лидер в производстве шин для сельхозтехники. Сельскохозяйственные шины марки «Волтайр» эксплуатируются во всех странах ближнего зарубежья и во многих других странах Европы, Азии, а также Африки.

Воронежский шинный завод был пущен в эксплуатацию в 1950 г. Впервые в стране завод освоил производство двухцветных велосипедных шин и крупногабаритных шин для строительно-дорожных машин.

Московский шинный завод вступил в строй в ноябре 1945 г. Около 60% производимой продукции реализуется в Москве и Московской обл. Само расположение завода в районе Дубровки, вблизи крупнейших столичных автопроизводств, предопределяет тесный характер технологических связей. Шинами московского завода (торговый знак «Таганка») комплектуются автозаводы ЗИЛ, ГАЗ, ВАЗ, ИжАвто, СеАЗ.

Датой основания Уральского шинного завода считается 1943 г., когда было запущено оборудование эвакуированного в Свердловск Московского опытного шинного завода. Предприятие производит диагональные шины для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, электропогрузчиков и электротележек. Предприятие поставляет свою продукцию на Урал, в Сибирь, в Центральную Россию.
В 2001 г. произведен пуск новой линии радиальных грузовых шин, открылось производство радиальных легковых шин.

Барнаульский и Красноярский шинные заводы, помимо автомобильных шин, выпускают широкий ассортимент шин для авиации. В 1993 г. в Красноярске было создано ОАО «Супершина» для производства крупногабаритных шин для БелАЗов (сказывается близость угледобывающих и горнопромышленных районов Красноярского края, Кемеровской и Иркутской обл., Хакасии).

Петербургский завод «Петрошина» в 1990 г. вышел из состава объединения «Красный треугольник». Предприятие специализируется на выпуске шин для мотоциклов, велосипедов, мопедов.

В последние два-три года в России возникли еще два совместных предприятия отрасли. Во Всеволожске (Ленинградская обл.) открылся завод финского концерна «Нокиан» (сходство природных условий в России и Финляндии повышает популярность зимних шин этого известного брэнда). В подмосковной деревне Давыдово (Орехово-Зуевский р-н Московской обл.) пущен шинный завод «Мишлена».

Доля зарубежных марок на российском рынке легковых шин составляет не более 15%, и в ближайшем будущем она вряд ли вырастет. Ведь на российских шинных заводах отмечается рост производства, улучшается качества шин, используются современные технологии. Росту импорта препятствуют высокие ставки импортных пошлин на восстановленные шины и шины для легковых автомобилей.

Россия ввозит шины, но и экспортирует их. Около 15% всех производимых в России покрышек для легковых автомобилей идет за рубеж, в основном в страны СНГ. Экспорт российских легковых шин в промышленно развитые страны мира в обозримом будущем вряд ли приобретет сколько-нибудь заметное значение. А вот грузовые шины из России успешно конкурируют на внешних рынках.

Российское производство шин*
2002 г., тыс. штук

* Включая шины автомобильные, автобусные, для сельскохозяйственных машин, мотоциклов и мотороллеров.


Производство автомобильных шин является ведущей отраслью химического комплекса и конечным результатом полного цикла (цепочки) нефтепереработки. Шинные заводы – это высокотехнологичные производства, бесперебойная и слаженная работа которых зависит от множества сопутствующих факторов.

Шинная промышленность связана с другими отраслями, например, нефтепереработкой и автомобилестроением. Игроки последней являются основными потребителями шин. В этой связи размещение заводов сконцентрировано в районах с развитыми нефтеперерабатывающими и автомобильными комплексами.

Изготовление шин является одним из крупнейших источников загрязнения окружающей среды. Из-за этого в мире прослеживается тенденция по отказу от традиционных производственных процессов в пользу более экологичных и безопасных. Это требует значительных инвестиций, направленных на модернизацию заводов и строительство новых линий.

Мировой выпуск автомобильных шин продолжает развиваться. Экономисты и промышленники прослеживают закономерную тенденцию роста показателей отрасли в зависимости от успехов автомобилестроения. В последние годы производство транспортных средств находится на подъеме. Однако любые спады в этом сегменте негативно сказываются и на шинной промышленности.

Ведущими мировыми производителями автомобильных шин в настоящее время являются США, Япония, Китай, Южная Корея, Франция, Германия, Россия.

Сырье, используемое в шинной промышленности

Для производства шин применяются натуральные, а также синтетические материалы, выпущенные химической и нефтехимической промышленностью. Среди них следует выделить:

  • Каучук

Является основой для изготовления резиновой массы. Относится к группе полимеров, характеризующихся водонепроницаемостью и эластичностью. Выделяют природный и синтетический каучук.

Для получения натурального материала используется млечный сок каучуконосных растений. Это гевея – вечнозеленый однолетник, произрастающий в условиях тропического климата. Крупнейшие плантации этого растения находятся в странах Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Также для получения природного каучука применяются некоторые другие однолетние побеги. Ареал их произрастания – регионы с достаточно теплым климатом.

Искусственный каучук получают из углеводородного сырья путем углубленной переработки нефти. Именно этот материал и используется по большей части в современной шинной промышленности из-за его доступности и меньших затрат при производстве.

  • Технический углерод

Применяется для улучшения эксплуатационных свойств готовых изделий. По сути, он представляет собой сажу – побочный продукт промышленной переработки. В последнее время мировые производители отказываются от него в пользу кремниевой кислоты – вещества более экологичного.

  • Вулканизационные агенты

Представляют собой различные материалы, используемые для вулканизации – химического процесса, который обеспечивает превращение сырого каучука (естественного или синтетического происхождения) в резиновую массу. К ним относятся оксиды различных металлов, производные углеводородов, смолы и так далее.

Особенности шинного производства

Изготовление автомобильной резины – сложный технологический процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.

  • Подготовка составляющих частей изделия

Здесь осуществляется выпуск:

  • резиновой ленты;
  • каркаса и брекера;
  • боковых частей.
  • Сборка шины

Делается путем наложения друг на друга составных частей будущего изделия. Для этого используется специальный сборочный барабан.

  • Вулканизация

Важна для получения необходимых эксплуатационных свойств. Осуществляется на специальном оборудовании (вулканизаторе) путем нагнетания в заготовку сжатого пара, содержащего вулканизирующие агенты и катализаторы.

  • Формирование рельефа протектора

Для этого используется соответствующий пресс. Данный этап завершает процесс изготовления автомобильной шины.

Шинная промышленность

Общий обзор состояния шинной промышленности в России

Производство автомобильной резины хорошо развито в Российской Федерации. Это объясняется как наличием необходимой сырьевой и производственной базы, так и расширенным потребительским рынком.

Так, по статистическим данным, в 2018 году в России было выпущено более 60 млн автошин. Среди них для легковых транспортных средств – 49 млн. Несмотря на то что производство показывает стабильный рост, оно не покрывает внутренних потребностей, в связи с чем порядка 35 млн шин было импортировано. В основном Россия закупает их у стран СНГ.

Стоит отметить, что вышеупомянутое не касается резины для грузовых автомобилей. Ее производство полностью покрывает внутренние потребности и обеспечивает определенную долю экспорта за рубеж.

История развития отрасли и ее перспективы

Первая в мире шина была изобретена в 1846 году британским ученым Робертом Томсоном. Это были несколько соединенных между собой полотен парусины, пропитанной каучуком, полученной из сока гевеи.

Свое развитие шинная отрасль получила в 1895 году, когда начало формироваться машиностроение. Чуть позже был изобретен процесс вулканизации. В Советском Союзе производство шин началось в начале 30-х годов.

До середины XX века основным сырьем в данной отрасли служил натуральный каучук. С развитием нефтепереработки постепенно его начали вытеснять синтетические полимеры.

Наибольшего роста отечественная шинная отрасль достигла к 1990 году. После распада Советского Союза производство в значительной мере было сокращенно. Это связано с кризисом автомобилестроения. В 2000 г. выпуск резины в стране начал увеличиваться благодаря иностранным инвестициям.

На сегодняшний день отрасль успешно развивается. В РФ действуют как отечественные производители, так и иностранные, разместившие в ряде регионов локализованные производства. Основой задачей является увеличение объемов продукции для полного удовлетворения внутреннего спроса.

Значимые игроки в отрасли

Среди крупнейших отечественных производителей следует выделить:

Иностранные производители, имеющие заводы в России:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Шинные заводы.

Шинная отрасль является одной из составляющих химического комплекса. Размещение шинных заводов определяется двумя факторами – сырьевым и потребительским. Изготовление шин завершает цепь технологических процессов, включающих добычу нефти и газа, производство бензина, получение синтетического каучука, и, наконец, производство шин. В связи с этим шинные заводы расположены в основном вблизи крупных центров нефтепереработки: Омска, Нижнекамска, Ярославля, Волгограда, Москвы.

Процесс производства шин включает в себя:

Приготовление резиновых смесей, состоящих из:

  • каучука – их основы;
  • технического углерода (промышленная сажа);
  • кремниевой кислоты (применяется вместо сажи западными производителями; она повышает сцепление изделий с мокрой дорогой);
  • смолы и масла;
  • вулканизационных активаторов и вулканизирующих агентов.

Изготовление составляющих частей шины – подразделяется на ряд параллельных процессов:

  • изготовление прорезиненной ленты, являющейся заготовкой для протектора;
  • изготовление брекера и каркаса (из стекловолокна, обрезиненного текстиля или металлокорда);
  • изготовление боковой части и борта.

Сборка шины выполняется на сборочном барабане наложением друг на друга каркаса, борта и протектора с боковинами.

Вулканизация. Для ее производства используется пресс-форма вулканизатора, при этом внутрь шины нагнетается сжатый пар, и в результате химической реакции происходит связывание молекул в пространственную сетку. На боковины и протектор выдавливается рельеф.

Предприятия шинной отрасли России: ОАО Нижнекамскшина; Ярославский шинный завод (старейший в России, работает c 1932 г.); Омский шинный завод; Московский шинный завод и др.

К крупнейшим мировым производителям шин относятся компании «Мишлен» (Франция), «Файрстоун», «Гудрич» и «Гудьир» (США), «Сумитомо», «Бриджстоун» и «Иокогама» (Япония), «Метцелер» и «Континенталь» (Германия), «Данлоп» (Великобритания), «Пирелли» (Италия).

Пневматическую шину изобрел Роберт Уильям Томсон в 1846 г. Первые шины изготавливались из парусины, пропитанной натуральным каучуком, и покрывались снаружи соединенными заклепками кусками кожи. Пневматические шины на автомобилях впервые применили французы Эдуард и Андре Мишлен в 1895 г.

Страница для вашего предприятия!

Шинная промышленность - это одна из важнейших отраслей в составе химического комплекса. По итогам 2018 года, рост производства легковых шин составил 12 %, а грузовых 10%. Если считать в абсолютных цифрах, то объем производства за прошлый год оказался на уровне 60,1 миллионов штук. Из них на легковой сегмент пришлось 49,7 миллионов штук. В целом отрасль растёт уже не первый год. Отечественные бренды занимают на нашем рынке около 40%. Остальные заводы в России выпускают покрышки под иностранными брендами, среди которых Nokian, Michelin, Pirelli, Bridgstone, Continental и Yokohama. Кроме этого в 2018 году в страну импортировали 35,5 миллионов шин, в основном для легковых машин. Сегодня я хочу вам рассказать про крупнейших игроков отечественного шинного рынка.

ТОП-9 крупнейших шинных заводов в России, годовая мощность млн. штук:

1 место – Nokian Tyres - 17 млн шт.

Nokian Tyres - это самый северный в мире производитель шин. Родом компания из Финляндии. Штаб-квартира компании находится в городе Нокиа, Финляндия. Частью концерна является крупнейшая сеть шинных центров Vianor. В России компания производит шины на своём заводе в Всеволожске Ленинградской области, который был запущен в 2005 году.

2 место - ПАО «Нижнекамскшина» - 9,7 млн шт.

ПАО «Нижнекамскшина» (входит в состав ПАО «Татнефть») – это крупнейшее отечественное предприятие шинной промышленности. Первая автокамера на предприятии была выпущена в апреле 1973 года, а уже в октябре 1974 года на заводе выпустили миллионную покрышку. В ассортименте предприятия - более 250 позиций легковых и легкогрузовых шин шинных брендов KAMA и Viatti.

3 место – АО «Кировский шинный завод» - 6 млн шт

Кировский шинный завод ведёт свою историю с ноября 1943 года. Именно это предприятие первым в стране освоило производство: грузовых шин 240-508Р радиальной конструкции (в 1965 году); шин, позволяющих эксплуатацию при отсутствии давления в шине, - 13,00-18 модели КИ-80Н (в 1982 году); выпуск шин радиальной конструкции с регулируемым давлением 12,00R20 модели КИ-113 (в 1990 году). С 14 декабря 2011 года принадлежит итальянскому холдингу Pirelli.

4 место - ООО «Континентал Калуга» - 4 млн шт.

Концерн Continental, основанный в Ганновере (Германия) в 1871 году, является одним из ведущих поставщиков автомобильных комплектующих. Старт серийного производства их завода в Калуге состоялся в октябре 2013 года. ООО «Континентал Калуга» выпускает зимние и летние шины для легковых и легкогрузовых автомобилей трех брендов компании: Continental, Gislaved и Matador. В 2015 году калужский завод начал поставки своих шин на экспорт в 15 стран Европы, Скандинавии, бывшего Советского Союза и Азии.

5 место – ПАО «Ярославский шинный завод» - 3 млн шт

ПАО «Ярославский шинный завод» - это крупнейший завод центрального региона России по производству шинной продукции. Завод основан в 1932 году и до начала 40-х годов был основным предприятием шинной промышленности СССР. Сейчас он входит в состав холдинга АО «Кордиант»

6 место - Воронежский шинный завод - 2,2 млн шт

С 29 февраля 2012 года ВШЗ входит в состав совместного предприятия международной компании Pirelli и Государственной корпорации «Ростех». В настоящее время ВШЗ осваивает и серийно производит легковые шины премиального сегмента с посадочным диаметром от 16" до 21", которые уже экспортируются в Швецию, Казахстан, Беларусь, Украину.

7 место – ООО «Мишлен - Русская компания по производству шин» - 2 млн шт.

Michelin - это французская компания, производитель шин, один из лидеров в своей отрасли. Полное наименование - Compagnie Générale des Établissements Michelin. Штаб-квартира - в Клермон-Ферране. Основана в 1889 году. Официальная деятельность в России началась в 1907 году и была прекращена после революции 1917 года. Возобновление деятельности в стране произошло только в 1992 году. С июля 2004 года у «Мишлен» работает завод по производству шин в посёлке Давыдово Орехово-Зуевского района Московской области. Там выпускаются автомобильные шины под марками Michelin, BF Goodrich.

8 место - ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» - 1,6 млн шт.

Компания «ЙОКОХАМА Р.П.З.» была основана в 2008 году в Грязинском районе Липецкой области и является первой компанией - производителем автомобильных шин марки «YOKOHAMA» в России. А материнская компания Yokohama Rubber Co., Ltd была основана в 1917 году. Штаб-квартира расположена в Токио.

9 место - ПАО «Омскшина» - 1,0 млн шт.

ПАО «Омскшина» тоже входит в холдинг Кордиант. Завод специализируется на выпуске шин для грузового транспорта и автобусов. Омский шинный завод был введен в эксплуатацию в 1942 году.

Ваш Промблогер №1 Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу:

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandexБерите пример с лидеров!

На данный момент я уже лично посетил более 400 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Читайте также: