Шины какой класс опасности

Опубликовано: 16.05.2024

Отход изношенных шин

Отход шин (изношенные шины) представлен целым перечнем наименований: шины пневматические автомобильные отработанные, шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные. Чтобы выяснить, какой именно отход образуется у вашего предприятия вам надо поговорить со специалистом автотранспортного цеха, поскольку визуально различить эти виды отходов шин экологу или специалисту, ответственному за экологию может быть и не под силу.

Отход шин - класс опасности

Все перечисленные виды отходов шин относятся к 4 классу опасности.

Код ФККО отходов шин (изношенных шин)

Код ФККО принимается в соответствии с:

Приказ по ФККО

Ниже представлены коды ФККО отходов шин (изношенных шин):

Отход шин (изношенные шины) - ФККО

Состав отхода шин

Состав отхода шин принимается по литературным данным:

  • резина - 83,67 %,
  • текстильный корд - 3,67 %,
  • металлокорд - 8,28 %,
  • бортовая проволока - 4,38 %.

Для оформления паспорта отхода делать количественно-химический анализ отхода не требуется, так как отход довольно таки распространенный. Состав отхода принимается по литературному источнику.

Вес изношенных шин в калькуляторе расчета отхода

Как определить количество изношенных шин?

1 вариант (для крупных предприятий) - необходимо ежеквартально поднимать в бухгалтерии акты списания и вести учет списанных шин по их типам. Далее, с помощью калькулятора, представленного ниже, вы рассчитываете количество образования отходов шин по типам шин. Суммируете это количество и получаете количество образования отходов шин в тоннах.

2 вариант: производить передачу отходов ( не реже, чем 1 раз в 11 месяцев) и по количеству сданных отходов (т) осуществлять учет образования данного вида отхода. Дата передачи будет соответствовать кварталу, в котором образуется отход шин.

Отработанные покрышки относятся к отходам четвёртого класса опасности. Согласно ГОСТу 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» к четвертому классу отходности относятся малоопасные отходы. Такие отходы повреждают систему экологии. Возвращение до прежнего уровня будет происходить не менее 3 лет. Это официальная классификация. Однако покрышки вообще не разлагаются, а значит будут приносить вред экологии целыми столетиями.

Изношенные автомобильные шины подлежат только утилизации. Утилизация отработанных покрышек – это некая процедура по переработке, результатом которой вред экологии не наносится.

В процессе утилизации покрышки превращают в резиновую крошку, из которой затем изготавливают «мягкие покрытия» для спортивных и детских площадок.


Санкции за выброс отработанных автомобильных покрышек

Существенные штрафы и иные меры ответственности (вплоть до дисквалификации и приостановления деятельности) предусмотрены для юридических лиц за несанкционированное захоронение, сброс таких отходов.

И для физических лиц предусмотрена ответственность.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «об охране окружающей среды» запрещается:

  • сброс отходов потребления (а покрышки — это отходы потребления) в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов (а покрышки относятся к 4 классу опасности) на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Чтобы запрет соблюдался, законодатель предусмотрел ответственность.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сжигание, захоронение отработанных покрышек предусмотрено наложение административного штрафа в следующих размерах:

  • на физических лиц от 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц от 2000 до 30000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей от 2000 до 50000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц от 10000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Перечень отходов 4 класса опасности:

  • Содержание аккумуляторных батарей, содержащих никель, железо, кадмий без электролита.
  • Пластиковая тара (непищевая).
  • Масляный обтирочный материал.
  • Изношенные покрышки.
  • Пневматические камеры.
  • Резиновая транспортировочная лента.
  • Песок, содержащий не более 15% масла, мазуты или бензина.
  • Древесная стружка, содержащая не более 15% смазывающих средств.
  • Медицинские пришедшие в негодность приборы или инвентарь не бывшие в использование.
  • Грунт, глина, и прочие виды, пород загрязнённые нефтепродуктами.

Отходы 1 4 класса опасности могут быть различные, медицинские, промышленные и бытовые остатки жизнедеятельности или производства.

Проблема переработки отслуживших свой срок шин стоит остро во многих странах. В этом вопросе важен не только экологический аспект, но и экономический, ведь материал, полученный при переработке, является хорошим сырьем для химической промышленности. Узнаем, какие способы переработки сейчас используются в мире, насколько они эффективны и безопасны.


Уголовная ответственность за выброс шин

Статьей 247 Уголовного кодекса предусмотрены следующие меры ответственности.

При угрозе причинения вреда:

  • штраф в размере от 200 до 500 МРОТ;
  • или в размере заработной платы за период от 2 до 5 месяцев;
  • или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 2 лет.

При причинении вреда окружающей среде:

  • лишение свободы на срок до 5 лет.

Если деяние повлекло смерть человека или массовое заболевание людей:

  • лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.

Расследованием уголовных дел данной категории занимается Следственный комитет Российской Федерации.

Утилизация использованных покрышек осуществляется бесплатно. Однако на завод, который утилизирует покрышки, их нужно доставить. А вот доставка платная. В районе 50-100 рублей за шину. Не такая уж и большая цена за улучшение экологии и спокойный сон.

Статья 47. Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства

1. Предприятия, учреждения, организации, граждане, лица без гражданства, иностранные физические и юридические лица, независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, находящиеся на территории государства и использующие в производственных и личных целях автомобильные шины и резинотехнические изделия, обязаны сдавать их на переработку на лицензированные предприятия, занимающиеся централизованным сбором и (или) утилизацией отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства.

2. Отработавшие автомобильные шины, резинотехнические изделия и отходы резинотехнического производства до отправки на переработку должны храниться на специально отведенных бетонированных или асфальтированных площадках, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Хранение отработанных шин

Вопрос: Подскажите пожалуйста НПА на правильное складирование и хранение старых шин грузового транспорта и спецтехники Ответ: Обращение с отходом «Покрышки отработанные» должно осуществляться в соответствии со следующими нормативными документами:

— Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

— СанПиН 2.1.7.1322-03. «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80;

— ГОСТ Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин».

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

Временное складирование отходов производства и потребления допускается (п.3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03):

— на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;

— на приемных пунктах сбора вторичного сырья;

— на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;

— на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить (п.3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03):

— в производственных или вспомогательных помещениях;

— в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);

— в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;

— в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;

— на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

При этом хранение отходов IV класса опасности разрешается навалом, насыпью, в виде гряд.

При временном хранении отходов на нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия (п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03):

— временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

— поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.);

— поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

— по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

— поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.

В соответствии с п.3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами (ПНООЛР).

Отработанные покрышки передаются на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, на основании договора.

Если отходы хранятся на площадке более 6 месяцев, это будет являться размещением отходов. Площадка будет являться объектом размещения отходов и должна быть внесена в государственный реестр объектов размещения отходов.

Обращаем Ваше внимание на то, что согласно пп.30 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

При размещении отходов Вашему предприятию необходима лицензия на соответствующий вид деятельности.

Автор Светлана Подберезина

Вес изношенных шин в калькуляторе расчета отхода

Как определить количество изношенных шин?

1 вариант (для крупных предприятий) – необходимо ежеквартально поднимать в бухгалтерии акты списания и вести учет списанных шин по их типам. Далее, с помощью калькулятора, представленного ниже, вы рассчитываете количество образования отходов шин по типам шин. Суммируете это количество и получаете количество образования отходов шин в тоннах.

2 вариант: производить передачу отходов ( не реже, чем 1 раз в 11 месяцев) и по количеству сданных отходов (т) осуществлять учет образования данного вида отхода. Дата передачи будет соответствовать кварталу, в котором образуется отход шин.







В основном к этой группе принадлежат отходы, содержащие ртуть. Это могут быть градусники, ртуть содержащие лампы, элементы гальваники, люминесцентные лампы, монометры, барометры и другие приборы.

В результате того, что приборы, содержащие ртуть, постоянно отправляются на мусорную свалку, в природе сохраняется стабильное количество ртути. От 20 до 500 мг элемента содержат лампы. В России каждый год применяют около 500 млн таких ламп, причем 100 из их числа ломаются. А поскольку основная часть просто выкидывается, природа вбирает в себя до 10 т ртути. Ртуть содержащие лампы предельно опасны с точки зрения загрязнения природы. Если они разбиваются, испарение происходит предельно быстро. Немалую роль в загрязнении ртутью оказывают выбрасываемые градусники и элементы гальваники. Сейчас специальные органы занимаются контролем беспорядочного выброса опасных предметов.

Законом по охране природной среды обусловлена необходимость отдельного сбора опасных отходов 1 класса. Собранные отходы помещаются в особую тару, которая является цилиндрообразным контейнером покрытым цинком с чехлом. После наполнения тары, она выделяется наклейкой. На ней отмечаются порядок сбора, разновидность веществ, контакты организации, которые должны вывезти и утилизировать. Ртутные отходы хранятся в контейнере в особом месте с жестким покрытием, доступ к которому ограничен. Особый чехол должен покрывать емкость.

2 класс опасности отходов

Большинство отходов этого класса представлены батареями аккумулятора. Поскольку подобные отходы трудно контролировать, они вредят нашей экологии. Примерно 3 млн аккумуляторов от автомобилей каждый год выбрасывают в России. Это означает, что в природу попадет свинец в количестве около 90 тыс. тонн, раствор кислоты серы — 22 тыс. тонн, а также другие опасные элементы – примерно 10 тыс. тонн. Следовательно, опасность аккумуляторов заключается в заражении природной среды свинцом и кислотами.

Защитники природы утверждают – сбор осуществлять в особом месте без присутствия других отходов. Обязательно необходим поддон. Это нужно для предотвращения разлива электролита. Участок, сохраняющий отходы 2 класса, покрывается навесом для укрытия от дождя и имеет жесткое покрытие. Механические действия по отношению к аккумуляторам осуществлять нельзя.

3 класс опасности отходов

К нему относятся масла и фильтры, отслужившие свой срок. Лишь небольшая часть масел подвергается естественному обезвреживанию. Оставшаяся значительная часть загрязняет водоемы, воздух, подземную среду обитания. В результате этого популяции водных обитателей, почвенных, а также существ, которые основное время своей жизни проводят в воздухе, уменьшается. Стоит отметить, что сбор и переработка продуктов из нефти позволяет производить вторичные масла, стоимость которых меньше на 70 %, а качество практически на прежнем уровне.

Существует еще один метод утилизации масел – сжигание. Однако, экологи не одобряют его, в ходе процессе образуются вредные для человека вещества. Альтернативным методом восстановления является возврат маслам прежних свойств. Их использование возможно по основному назначению.

Собирают данные отходы в особые емкости. Их можно размещать в зоне ремонта при соблюдении определенных условий: покрытие должно быть жесткое, наличие навеса и поддона.

Отслужившие срок фильтры разделяются на топливные и масляные. Последние в автомобиле должны заменяться хотя бы дважды в год. Если взять за пример 700 тыс. машин, то получается 1,5 т отходов за год, из них 700 т – это масло. Значительная их часть просто закапывается, после чего подземные воды загрязняются опасными веществами. В результате в наших водопроводах течет эта самая вода.

В автосервисах иногда отдают владельцам старые фильтры, а они их выкидывают на свалку. Законодательство в этом отношении несовершенно. Осложняется все тем, что масло из фильтра является отходом 3 класса, а непосредственно фильтр – 4.

Собираются эти отходы в особые контейнеры, не контактирующие с посторонними предметами. После наполнения отходы утилизируются.

4 класс опасности отходов

Это остатки, в составе которых содержится нефть. Их образование происходит во время бурения скважин для нефти и газа, разработки месторождений, мойки оборудования и емкостей, очистки нефтесодержащих сточных вод. Шламы нефти имеют разный состав в зависимости от разновидности сырья, оборудования и многих других факторов. В основном они состоят из воды на 31 – 86 %, остатков нефти на 10 – 57 %, примесей в твердом состоянии на 1,3 – 45 %. Собираются такие отходы в бункеры или особые участки без их сортировки. Если шламы правильно хранить, она восстановятся самостоятельно. В шламонакопители проникают атмосферные осадки, начинаются процессы окисления, развиваются бактерии. Но в случае небольшого количества кислорода восстановление будет очень долгим, до десятков лет.

Утилизацию нефтесодержащих отходов следует производить правильно. Если сжигать и при этом не очищать выделившиеся газы, атмосфера будет загрязняться. Несоответствие утилизации нормативно правовым актам приводит к штрафам. Их сумма зависит от того, насколько опасны методы утилизации отходов.

5 класс опасности отходов

Эти отходы практически не представляют опасности природе. Это пластик, резиновые изделия, металлические предметы. Выброс их на свалку разрешен. Но все же для сохранения ресурсов природы, предпочтительнее собирать отходы. Переработанное вторсырье применяется для производства новых изделий.

Как избежать непоправимых последствий?

Оптимальным решением этой остростоящей проблемы выступает вывоз и утилизация покрышек. Переработка отработанных шин позволяет получать экономическую выгоду и, в то же время, сократить урон, наносящийся окружающей среде. Экологическая составляющая заключается в предотвращении долгосрочного разложения автомобильных покрышек, уничтожении пристанища многочисленных грызунов, сокращение территорий, отведенных для свалок. Экономическая польза состоит в переработке использованных шин для вторичного использования в качестве ценного сырья химической и резиноасбестовой промышленности.

Определение класса опасности отходов

Существует два способа определения: расчет и эксперимент.

Метод расчетов

  • Отнесение к классу опасности отхода производится по индексу (К), он определяет уровень опасности для окружающей природной среды (ОПС). Он рассчитывается по сумме опасности каждого элемента отхода (Кi).
  • Индекс уровня опасности элементов отхода (Ki) равняется

Ci –концентрации элементов,

Wi – коэффициент уровня опасности для ОПС. Коэффициент является относительным показателем, который в численном значении равен количеству компонента, ниже данного значения он не вредит ОПС. Существует таблица, в которой приведен коэффициент для основных элементов. Размерность — мг/кг.

  • K = K1 + K2 + … + Kn,

K – индекс уровня опасности отхода для ОПС;

K1, K2, … Кn — индексы уровня опасности каждого элемента отхода для ОПС.

Экспериментальный метод

Если расчет показал 5 класс опасности, это нужно подтвердить путем эксперимента. Иначе отходу присвоят 4 класс. Метод экспериментов проводится в специальных лабораториях тогда, когда:

  • нельзя определить количество и качество элементов состава;
  • заинтересованная сторона желает уточнить результат, полученный методом расчетов.

В основе метода лежит биотестирование вытяжки воды на тест-объектах.

Опасные отходы нельзя выкидывать на свалку! Если каждый из нас отнесет аккумулятор, градусник, люминесцентную лампу или другой предмет на место сбора и переработки, окружающая нас природа станет значительно чище.

Огород и прочее

Ее предназначение исключительно техническое — она указывает на заготовку, от которой был отрезан материал для шины.

17. МРО 8-99 Методика расчета объемов образования отходов. Отработанные автомобильные шины. Сборник методик по расчету объемов образования отходов.

Поэтому если у одной шины эта полоса желтого цвета, а у другой — синего, то это свидетельствует лишь о том, что данные покрышки из разных партий.

Наиболее информативной маркировкой является надпись на боковине шины, состоящая из набора цифр и букв. Давайте же научимся «читать» такие маркировки и для наглядности разберем следующую надпись — 195/65 R15 91T, где: 195 — указывает на ширину профиля шины в мм;65 — является процентным отношением высоты профиля шины к ее ширине.

Эта цифра определяет высоту шины при ее заданной ширине.

В маркировке некоторых шин эта цифра может отсутствовать.

В этом случае значение равно 80%, а такие покрышки называются «полнопрофильными»;R — данная буква используется для обозначения конструкции каркаса шины, хотя некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что она обозначает радиус.

В данном случае она радиальная — R.

Ранее также выпускали покрышки с диагональной конструкцией, однако сейчас их уже не найти; 15 — указывает на диаметр диска в дюймах, то есть внутренний диаметр шины. Все эти цифры и буквы используются для обозначения типоразмера покрышки. Ориентируясь на них, автомобилист сможет без труда подобрать соответствующие шины для конкретных дисков и под конкретный автомобиль.

Это очень важные параметры, так как для определенного диска подходит только определенный размеры шины. Цифры и буквы, идущие следом за типоразмером шины, указывают на ее силовые и скоростные характеристики.

ГОСТ Р 54095-2010. Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети ИнтернетОбщемировые запасы отработавших (изношенных) автомобильных шин оцениваются в 25 млн т при ежегодном приросте не менее 7 млн т.

На европейские страны приходится около 2 млн т (3 млрд шт. отработавших автомобильных шин).Из этого количества в мире только 23% отработавших шин находят применение (экспорт в другие страны, сжигание в целях получения энергии, механическое измельчение для покрытия дорог и др.), а оставшиеся 77% не утилизируют из-за отсутствия рентабельного способа утилизации.Отработавшие шины хранят легально и нелегально как на полигонах/свалках, предназначенных исключительно для отработавших автошин, так и на смешанных полигонах/свалках с другими отходами. Это очень опасно, так как на подобных полигонах/свалках возникают пожары, которые трудно потушить из-за хорошей воспламеняемости шин.Уровень переработки отработавших шин в различных странах колеблется в пределах от 10%-15% до почти 100% в Германии, Японии и скандинавских странах; средний уровень переработки отработавших шин в государствах — членах ЕС составляет 82%.В связи с запретом в государствах — членах ЕС на складирование

Отработанные покрышки относятся к отходам четвёртого класса опасности. Согласно ГОСТу 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» к четвертому классу отходности относятся малоопасные отходы. Такие отходы повреждают систему экологии. Возвращение до прежнего уровня будет происходить не менее 3 лет. Это официальная классификация. Однако покрышки вообще не разлагаются, а значит будут приносить вред экологии целыми столетиями.

Изношенные автомобильные шины подлежат только утилизации. Утилизация отработанных покрышек – это некая процедура по переработке, результатом которой вред экологии не наносится.

В процессе утилизации покрышки превращают в резиновую крошку, из которой затем изготавливают «мягкие покрытия» для спортивных и детских площадок.


Перечень отходов 4 класса опасности:

  • Содержание аккумуляторных батарей, содержащих никель, железо, кадмий без электролита.
  • Пластиковая тара (непищевая).
  • Масляный обтирочный материал.
  • Изношенные покрышки.
  • Пневматические камеры.
  • Резиновая транспортировочная лента.
  • Песок, содержащий не более 15% масла, мазуты или бензина.
  • Древесная стружка, содержащая не более 15% смазывающих средств.
  • Медицинские пришедшие в негодность приборы или инвентарь не бывшие в использование.
  • Грунт, глина, и прочие виды, пород загрязнённые нефтепродуктами.

Отходы 1 4 класса опасности могут быть различные, медицинские, промышленные и бытовые остатки жизнедеятельности или производства.

ГОСТ 8407 — 89 Сырье вторичное резиновое. Покрышки и камеры шин

Хранение на открытых бетонированных или асфальтированных площадках в штабелях.

Транспортировка осуществляется всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов. Содержатся требования к вторичному резиновому сырью.

  • 314 3 пыль асбоцементная
  • 314 4 отходы асбоцемента в кусковой форме
  • 314 3 асбестовая пыль и волокно
  • 314 4 отходы асбеста в кусковой форме
  • 314 4 отходы асбестовой бумаги, отходы асбестовой крошки
  • 316 044 01 0400 4 шлам асбестовый, не загрязненный опасными веществами и др.
  • 575 4 — резиноасбестовые отходы (паронит, шайбы и прокладки из него) и т. д.

Опасные отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичные, канцерогенные)

Твердые отходы (связанный асбест, асбоцемент, отходы от расшивки швов, разбитые тормозные колодки, остатки пропитанной битумной мастикой резины и др.) должны храниться в местах, где они не будут подвержены разрушению в ожидании удаления.

Сыпучие отходы — в непроницаемые мешки, контейнеры.

Санкции за выброс отработанных автомобильных покрышек

Существенные штрафы и иные меры ответственности (вплоть до дисквалификации и приостановления деятельности) предусмотрены для юридических лиц за несанкционированное захоронение, сброс таких отходов.

И для физических лиц предусмотрена ответственность.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «об охране окружающей среды» запрещается:

  • сброс отходов потребления (а покрышки — это отходы потребления) в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов (а покрышки относятся к 4 классу опасности) на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Чтобы запрет соблюдался, законодатель предусмотрел ответственность.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сжигание, захоронение отработанных покрышек предусмотрено наложение административного штрафа в следующих размерах:

  • на физических лиц от 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц от 2000 до 30000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей от 2000 до 50000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц от 10000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В каком положении хранить шины

Совместно с отработанными шинами не хранят отработанные масла, химические вещества и материалы, которые могут вызвать возгорание или ухудшить качество резины как вторсырья.

Может, это потому что сами производители не соблюдают это требование? Шины к нам завозятся морскими контейнерами и в них же хранятся, пока ждут растаможки. Даже если покрышки там расположены вертикально, как это предписывает ГОСТ, то никто в здравом уме не будет их регулярно поворачивать на определенный угол. Часто шины транспортируют, уложив их «елочкой».

Каковы последствия неправильного хранения шин? Разные и печальные. Из-за чрезмерной влажности становится хрупким каучук, шины начинают быстрее стареть, а диски и сердечники в шипах ржавеют.

Сбор и временное хранение отработанных покрышек регламентированы требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.1.7.1322-03 и постановления Правительства Москвы № 981-ПП.

Также шины являются вторичными материальными ресурсами и подлежат сбору и использованию в качестве вторичного сырья.

Временное хранение твёрдых отходов 4-го и 5-го классов опасности в зависимости от их свойств допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках.

Если отходы хранятся на площадке более 6 месяцев, это будет являться размещением отходов. Площадка будет являться объектом размещения отходов и должна быть внесена в государственный реестр объектов размещения отходов.

Отработавшие шины хранят легально и нелегально как на полигонах/свалках, предназначенных исключительно для отработавших автошин, так и на смешанных полигонах/свалках с другими отходами. Это очень опасно, так как на подобных полигонах/свалках возникают пожары, которые трудно потушить из-за хорошей воспламеняемости шин.

Беларусь будущего без одноразовой посуды, полиэтиленовых пакетов и трубочек для напитков. Министерство антимонопольного регулирования и торговли разработало постановление для борьбы с пластиком. В ведомстве отметили, что намерены существенно сократить объем таких отходов, которые серьезно влияют на загрязнение окружающей среды. Чем можно заменить пластик?

Серия SBS N 02/10, ноябрь 2002 г.»* (Technical Guidelines on the Identification and Management of Used Tyres.

Малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.

В США 115 млн отработавших шин используют в качестве топлива. Согласно американским данным, теплота сгорания одной шины типичной пассажирской автомашины эквивалентна теплоте сгорания 26,5 л нефти. Применяемая в качестве топлива дробленая автомобильная резина дает на 10%-16% больше тепла, чем каменный уголь. Также отработавшие шины используют при строительстве автомобильных дорог.

Серия SBS № 02/10, ноябрь 2002 г.» (Technical Guidelines on the Identification and Management of Used Tyres.

ГОСТ 26585-2003 Шины пневматические крупногабаритные и сверхкрупногабаритные для внедорожных карьерных автомобилей.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

ГОСТ 26585-2003 Шины пневматические крупногабаритные и сверхкрупногабаритные для внедорожных карьерных автомобилей.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Правильным считается хранить шины без дисков, в вертикальном положении, например, на стеллаже, а не сложив друг на друга. Считается, что у нижнего колеса из-за постоянного давления может деформироваться борт покрышки. При переобувке такие шины не смогут правильно отбалансировать, и не факт, что вообще получится надеть их на диск. Помимо вертикального положения шины рекомендуется переворачивать на определенный угол. Какой именно? Никто толком не знает. В ГОСТе Р 54266-2010 есть только упоминание, что нужно поворачивать, меняя зону опоры. В рекомендациях по хранению шин от компании Continental о том, какой это должен быть угол, не сказано ни слова.

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В вопросе хранения шин специалисты и те, кто ими прикидывается, обычно ссылаются на ГОСТ Р 54266-2010 «Шины пневматические. Упаковка, транспортирование и хранение». Разбираемся, насколько применимы его рекомендации на практике, и что может случиться, если хранить колеса где попало и как попало.

Подскажите, пожалуйста, НПА на правильное складирование и хранение старых шин грузового транспорта и спецтехники.

Малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ. Целью данных правил является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления путём предупреждения их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования.

Например, во Франции 18% отработавших шин сжигают, 21% измельчают в крошку, 11% используют в парках, портах и т.д., для 46% находят возможность восстановления, остальные размещают бесконтрольно.

В Швеции функционируют более 100 пунктов сбора отработавших шин. Конечные потребители платят 0,8 евро за прием отработавшей шины легкового автомобиля и 8 евро за прием отработавшей шины грузового автомобиля, что позволяет финансировать процессы дальнейшей переработки и утилизации отработавших шин.

Уголовная ответственность за выброс шин

Статьей 247 Уголовного кодекса предусмотрены следующие меры ответственности.

При угрозе причинения вреда:

  • штраф в размере от 200 до 500 МРОТ;
  • или в размере заработной платы за период от 2 до 5 месяцев;
  • или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 2 лет.

При причинении вреда окружающей среде:

  • лишение свободы на срок до 5 лет.

Если деяние повлекло смерть человека или массовое заболевание людей:

  • лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.

Расследованием уголовных дел данной категории занимается Следственный комитет Российской Федерации.

Утилизация использованных покрышек осуществляется бесплатно. Однако на завод, который утилизирует покрышки, их нужно доставить. А вот доставка платная. В районе 50-100 рублей за шину. Не такая уж и большая цена за улучшение экологии и спокойный сон.

Статья 47. Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства

1. Предприятия, учреждения, организации, граждане, лица без гражданства, иностранные физические и юридические лица, независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, находящиеся на территории государства и использующие в производственных и личных целях автомобильные шины и резинотехнические изделия, обязаны сдавать их на переработку на лицензированные предприятия, занимающиеся централизованным сбором и (или) утилизацией отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства.

2. Отработавшие автомобильные шины, резинотехнические изделия и отходы резинотехнического производства до отправки на переработку должны храниться на специально отведенных бетонированных или асфальтированных площадках, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Утилизация отработанных автомобильных шин и покрышек

На сегодняшний день проблема утилизации автомобильных отходов очень актуальна, так как с каждым годом увеличивается количество автотранспортных средств. В особенности это касается автомобильных шин и покрышек, так как они представляют собой отходы четвертого класса опасности.

К воздействию внешних факторов автомобильные шины и покрышки чрезвычайно устойчивы – период их распада составляет около 100 лет!

При этом в атмосферу выделяются токсичные вещества, тем самым они наносят вред окружающей среде.

Пункт 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается с 1 января 2021 г.:

— шины пневматические автомобильные отработанные;

— шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом;

— камеры пневматических шин автомобильных отработанные;

— покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные;

— покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные

Куда можно сдать отработанные автомобильные шины на утилизацию?

  • ООО «Экохимпром»

адрес: г. Пермь, ул. Промышленная, 98 (корпус 152),

по будням с 9:00 до 18:00 часов,

г. Пермь, ул. Кокорятская 1-я, 7а, в течение суток

  • ООО «Буматика»

— Экотехнопарк

адрес: Пермский край, Краснокамский район, Оверятское ГП, в 2,5 км от с.Чёрная, по будням с 9:00 до 17:00 часов,

по предварительной заявке: e-mail, тел.: 8-950-468-70-80

— Пункты приема «Разделяю сердцем»

адрес: г. Пермь, ул. Нейвинская, 14 (выходные дни: понедельник и воскресенье),

г. Пермь, ул. Целинная,31/3 (выходные дни: среда, воскресенье),

г. Пермь, ул. Свиязева, 58 (выходные дни: понедельник и воскресенье)

не более 20 штук от одного человека за один раз,

тел.

Конкурс по сдаче покрышек в пункты приёма «Разделяю сердцем» принимаются покрышки только от легковых автомобилей, не более 20 штук от одного человека за один раз.

При сдаче покрышек участник акции получает отрывную часть талона с указанием их количества. С 10 по 20 декабря 2021 года на основании данных документов будет объявлен победитель, сдавший больше всех покрышек

— Вывоз по заявкам управляющих компаний и объединений собственников жилья можно накопить от 10 до 30 покрышек на контейнерной площадке, а затем подать заявку на их вывоз. «Экомобиль» заберёт шины в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявки: сайт: e-mail тел.: 8-950-468-70-80

  • ПКГУП «Теплоэнерго»

Вес изношенных шин в калькуляторе расчета отхода

Как определить количество изношенных шин?

1 вариант (для крупных предприятий) – необходимо ежеквартально поднимать в бухгалтерии акты списания и вести учет списанных шин по их типам. Далее, с помощью калькулятора, представленного ниже, вы рассчитываете количество образования отходов шин по типам шин. Суммируете это количество и получаете количество образования отходов шин в тоннах.

2 вариант: производить передачу отходов ( не реже, чем 1 раз в 11 месяцев) и по количеству сданных отходов (т) осуществлять учет образования данного вида отхода. Дата передачи будет соответствовать кварталу, в котором образуется отход шин.

Калькулятор расчет отхода шин (изношенных шин):

Как правильно хранить шины

Требования к хранению отработанных шин

Дважды в год автовладельцы сталкиваются с необходимостью замены резины.

Сложности возникают не столько с заменой (она производится в любом шиномонтаже), сколько со спецификой хранения шин в разное время года.

Новый комплект «обуви» для автомобиля обходится очень дорого. Поэтому нужно заранее позаботиться о том, как хранить шины.

Общие принципы

Хранение шин в подвешенном положении

Первое, что нужно усвоить каждому автолюбителю, это то, что шины не должны валяться где попало в неприспособленных для этого местах (лишь бы где: на даче, балконе и т.д.).

Для их хранения нужно выбрать прохладное темное помещение. При этом показатель влажности в помещении должен быть низким – влага оказывает пагубное воздействие на шины.

Равно как и грязь, высокая температура и длительное воздействие ультрафиолета.

Любой из указанных факторов при длительном воздействии может привести к тому, что покрышки постареют, на них образуются микротрещины, а сама резина потеряет свою эластичность. Эксплуатировать такие шины не рекомендуется, так как автомобиль может потерять устойчивость управления.

Перед укладыванием шин на хранение необходимо очистить их от грязи, промыть и просушить. Для улучшения сохранности можно обработать резину специальным консервирующим составом.

Не помешает и маркировка – специальные метки для правых и левых колес задней и передней оси. Маркировка поможет в дальнейшем установить колеса на их «родные» места.

А чтобы сбалансировать износ шин можно поменять их местами: задние установить на переднюю ось и наоборот.

Принципы хранения шин

Дальше следует решить вопрос, как хранить автомобильные шины: с дисками или без них. В первом случае нельзя ставить шины вертикально.

Их необходимо подвесить или уложить стопкой. Во втором случае приемлемо вертикальное хранение шин.

Но для предотвращения деформации колеса нужно раз в месяц его переворачивать.

Летом жители домов и управляющие организации активно благоустраивают дворы. Использование для организации клумб и площадок автомобильных шин – весьма распространённое явление. Рассказываем, можно ли размещать такие объекты на придомовой территории и как должны утилизироваться старые шины.

Автомобильные шины отнесены к отходам III – IV группы опасности

Отработавшие свой век автомобильные шины с советских времён активно используются для обустройства клумб, парковок, детских и даже спортивных площадок. В них сажают цветы, ими отделяют газоны от проезжей части, их вкапывают в землю для игр детей.

Найти шины для создания подобных объектов несложно: весной, после таяния снега, автомобилисты десятками складывают их на контейнерных площадках или даже во дворах, не говоря уже о стихийных свалках в лесополосе или за городом.

Сложенные на контейнерных площадках шины могут лежать там неделями или даже месяцами: они не относятся к твердым коммунальным отходам и поэтому регоператор в рамках договора по обращению с ТКО их не вывозит.

Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.

К III – IV группе опасности отходов автомобильные шины отнесены из-за токсичного химического состава. При нагревании шины эти вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду.

Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний.

Шины нельзя складировать в местах сбора ТКО и утилизировать вместе с бытовым мусором

Автомобильные шины вредны для экологии, и поэтому их не стоит размещать на территории многоквартирного дома в качестве клумб, ограждений и спортивных объектов. Нельзя их складировать на контейнерных площадках, потому что регоператор в рамках договора по обращению с ТКО вывозить их не будет. Это запрещено из-за IV класса опасности автопокрышек как отходов.

Просто сжечь их тоже нельзя: при сгорании происходит выделение опасных химических веществ, которые загрязняют атмосферу. Полностью разлагаются шины более века.

Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку. Утилизированная шина становится вторичным сырьём, которое используется на химпредприятиях и при изготовлении дорожного покрытия.

Остаётся вопрос о том, кто должен доставлять шины на утилизацию, то есть нести финансовые затраты на доставку отходов к месту утилизации. Озадачиться этим должен автовладелец: ему следует узнать, куда можно сдать старые покрышки. Обычно приёмом отработавших свой век покрышек занимаются компании, специализирующиеся на шиномонтаже или работающие с вторсырьём.

Но иногда автовладельцы решают этот вопрос просто: шины складируются на мусорной площадке или во дворе вплоть до возникновения на придомовой территории стихийной свалки из покрышек.

Случаются ситуации, когда у собственников нет иного выхода, кроме как оставить шины в месте сбора ТКО: например, в таком положении оказались автовладельцы Петрозаводска в 2018 году. Ни один из пунктов приёма покрышек не брал шины от физических лиц. Для ликвидации стихийных свалок из опасных отходов муниципалитету пришлось заключать договор со специализированной компанией.

Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора

Шины с территории многоквартирного дома вывозятся по отдельному договору

Складирование автошин в месте сбора ТКО может стать головной болью УО/ТСЖ. Ведь именно они отвечают за надлежащее содержание придомовой территории, которая входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В том числе они следят за состоянием контейнерных площадок и дворов.

Размещённые на земельном участке шины – нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований к безопасному проживанию граждан в многоквартирном доме. И ответственность за эти нарушения при проверке надзорным органом будет возложена именно на УО/ТСЖ.

Возникает закономерный вопрос: что делать управляющей домом организации или ТСЖ, если на придомовой территории складируются отработанные шины. Конечно, можно попытаться установить личности автовладельцев, которые оставили шины на территории дома, если, например, двор оснащён камерами видеонаблюдения.

В таком случае УО/ТСЖ может обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь нарушителей к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Чтобы не получить предписания от органа Госжилнадзора за свалку колёс на контейнерной площадке, УО следует заключить договор со специализированной компанией на вывоз опасных отходов. Затем УО имеет право через суд взыскать убытки с бывшего владельца шин.

Вывоз шин с оформленной придомовой территории должны оплачивать собственники

Найти того, кто оставил использованные шины на контейнерной площадке многоквартирного дома, все-таки сложно. И управляющей организации придётся самостоятельно решить проблему, заключив договоры на вывоз автопокрышек с придомовой территории. Если контейнеры расположены на муниципальной земле, то соответствующий договор заключает орган местного самоуправления.

Если же земля принадлежит собственникам, то возникает вопрос о финансировании таких работ. Если УО из года в год сталкивается с проблемой складирования шин на придомовой территории, то при формировании перечня работ и услуг по договору управления в него следует включить услуги по вывозу этого вида отходов.

В ином случае УО придётся самостоятельно искать средства для оплаты услуг компании, которая вывезет автопокрышки. Или же оплачивать штраф, выписанный надзорным органом за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома.

Кто должен вывозить отходы после субботника: мнения и опыт

Вопрос о легитимности арт-объектов из шин во дворах МКД решается на муниципальном уровне и в судах

Если ситуация с вывозом шин с мусорных площадок и стихийных свалок в общем ясна, то вопрос с ликвидацией объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, остаётся открытым. Убирать их или нет, УО чаще всего решает в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда – суда.

Сейчас надзорные органы редко обращают внимание на шины во дворах домов и штрафуют за это: слишком много в жилфонде других проблем. Однако в некоторых городах России муниципалитеты уже начали бороться не только со складированием шин на мусорных площадках, но и с «арт-объектами» во дворах многоквартирных домов.

Так, во Владивостоке в п. 2.4 Правил благоустройства от 15.08.2018 № 45-МПА прописано, что на территории городского округа запрещено использование автомобильных покрышек в качестве декоративного ограждения или малых архитектурных форм. Мэрия посчитала, что покрышки экологически небезопасны. Подобные ограничения есть во Владимире.

О запрете на размещение покрышек во дворах говорят администрация Перми и профильный комитет в органах исполнительной власти Волгоградской области:

Письмо комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

В 2018 году в Хабаровске судья счёл вред от покрышек недоказанным и отказался привлекать УО к ответственности из-за отсутствия состава нарушения. Судья отметил, что шины в виде клумб под цветы, фигур, ограждений по периметру двора в результате окраски, резьбы, заполнения землёй, частичного вкапывания стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории и к категории отходов производства и потребления не относятся.

А как дело с утилизацией шин обстоит в вашем городе? Следует ли убирать с придомовых территорий арт-объекты из этих отходов? Поделитесь мнением в комментариях.

Читайте также: