Штрафы за покрышки во дворе

Опубликовано: 25.04.2024

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы об устранении нарушений требований законодательства,

Костромской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы об устранении нарушений требований законодательства, мотивируя тем, что по обращению жителя г. Костромы Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка об использовании отработанных автомобильных шин в целях благоустройства на территориях, прилегающих к жилым домам, расположенным в г. Костроме. Установлено, что на территории общего пользования, с правой стороны . между ближайшим тротуаром с асфальтовым покрытием и торцевой стеной указанного дома в качестве одного из элементов благоустройства использованы отработанные автомобильные шины. Шины вкопаны в землю по вертикали примерно до середины, в ряд с промежутком от 0 до нескольких сантиметров. Вместе с тем, использование автомобильных шин в качестве элемента благоустройства противоречит федеральному законодательству об отходах производства и потребления. В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране, окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Использование отходов - отработанных автомобильных шин для целей благоустройства законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, в связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В заявлении прокурор просил обязать Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы организовать сбор и вывоз отработанных автомобильных шин, расположенныхна территории общего пользования с правой стороны жилого . между ближайшим тротуаром с асфальтовым покрытием и торцевой стеной указанного жилого дома.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: ООО «Управляющая компания Юбилейный 2007» и МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ».

В судебном заседании представитель Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Михин А.А. исковые требования уточнил, просил обязать Комитет городского хозяйства Администрации г. Костромы организовать демонтаж, вывоз и утилизацию отработанных автомобильных шин в количестве 63 штук, расположенных в границах территории общего пользования на земельном участке площадью около 429 кв.м. в виде прямоугольника со сторонами 10,4 м. и 26 м., ближайшая длинная сторона которого параллельна правой торцевой стене жилого . и находится на расстоянии 9,5 м от нее.

Представитель Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы Торопова Е.В. иск не признала, полагала, что исковое заявление прокурора необоснованно принято к производству суда. Заявляя требования о понуждении Комитета к совершению действий, прокурор фактически возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органа местного самоуправления по исполнению возложенных полномочий. Вместе с тем, суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации полномочий органа местного самоуправления, поскольку материальный закон для понуждения к совершению такого рода действий отсутствует. Действующим законодательством предусмотрен запрет на складирование использованных автомобильных покрышек, а не использование их в качестве элементов благоустройства. Запрет на использование автомобильных покрышек как элемента благоустройства дворовых территорий не установлен, более того, разрешен использование автомобильных покрышек в качестве вторичного сырья. Иск прокурора мотивирован защитой интересов неопределенного круга лиц от негативного воздействия на окружающую среду автомобильными покрышками. При этом, истцом не приведено доказательств реального нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с Уставом МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ» предметом деятельности данного учреждения является, в том числе, организация работ по сбору, вывозу, размещению твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, в связи с чем, Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представители ООО «Управляющая компания Юбилейный 2007», МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ» в суд не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»), ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Материалами дела установлено, что в ходе проверки, проведенной по обращению жителя г. Костромы сотрудником Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой был произведен осмотр территории общего пользования с правой стороны жилого . Установлено, что между ближайшим тротуаром с асфальтовым покрытием и торцевой стеной указанного дома в качестве одного из элементов благоустройства использованы отработанные автомобильные шины. Шины вкопаны в землю по вертикали примерно до середины, в ряд с промежутком от 0 до нескольких сантиметров. Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра территории от dd/mm/yy, фототаблицей и схемой-приложением к акту осмотра от dd/mm/yy.

В ходе рассмотрения данного дела dd/mm/yy сотрудником прокуратуры в присутствии консультанта отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы произведен повторный осмотр территории, прилегающей к жилому дому № по . в границах которой расположены отработанные автомобильные шины. Осмотром установлено, что на земельном участке площадью около 429 кв.м. в виде прямоугольника со сторонами 10,4 м. и 26 м., ближайшая длинная сторона которого параллельна правой торцевой стене жилого . и находится на расстоянии 9,5 м. от неё, расположены отработанные автомобильные шины. Шины расположены в четыре ряда, вкопаны в землю по вертикали примерно до середины с промежутком от 0 до нескольких сантиметров. Кроме того, между первым и вторым рядами шин на газоне расположено 6 шин в лежачем положении, частично заросшие травой. Общее количество шин, расположенных на указанной территории – 63 штуки. Шины имеют явные визуальные признаки использования по прямому назначению (имеются потертости протектора и боковин). Большинство шин окрашены в разные цвета с внешней стороны. Краска на большинстве шин местами стерта. Шины, расположенные лежа, не окрашены.Расстояние от стены . до юридической границы земельного участка указанного дома составляет ориентировочно 9,5 м. Участок территории общего пользования, в границах которого расположены шины, расположен на расстоянии: от юридической границы земельного участка данного дома до 1 рядапокрышек составляет 6,1 м. (длина 3 ряда покрышек); от юридической границы земельного участка указанного дома до 2 ряда покрышек - 16,5 м.; от стены названного дома до 1 ряда покрышек 15,6 м.; от стены названного дома до 2 ряда покрышек 27 м.; между 1 рядом и 2 рядом покрышек составляет 10,4 м. (длина 4 ряда покрышек); длина 1 ряда покрышек – 17 м.; длина 2 ряда покрышек - 26 м. Земельный участок, в границах которого расположены шины, в соответствии с действующей градостроительной документацией г. Костромы относится к территории общего пользования и расположен за предела придомовой территории. Замеры произведены лазерной рулеткой Leica DISTO Iates5. Изложенная в акте информация подтверждается фототаблицей и не оспаривалась представителем Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы в ходе рассмотрения дела.

Согласно ст. 1 Федерального «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В силу п. 2 ст. 51 названного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ранее действовавшими приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003 г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002 г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001 г. N 511, критериями отнесения отходов к IV классу опасности является нарушение экологической системы с периодами восстановления не менее 3-х лет.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 г. №445 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», вступившим в силу с 01.08.2014 г., утвержден новый Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому отработанные автомобильные шины отнесены к отходам 4 класса опасности (малоопасные отходы).

В связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Непринятие мер по содержанию территории общего пользования в надлежащем состоянии, и своевременному демонтажу, вывозу и уничтожению отходов IV класса опасности может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения.

Таким образом, требования прокурора об организации демонтажа, вывоза и утилизации отработанных автомобильных шин являются обоснованными.

В соответствии п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные требования содержаться в ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно положениями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.11.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 24 ч. 1 ст. 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26.05.2005 г. №41 к вопросам местного значения города Костромы отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч.2 ст.26 решения Думы города Костромы от 26.05.2005 г. №41 правами юридического лица в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Уставом, могут быть наделены отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Костромы.

Отраслевыми (функциональными) органами администрации являются комитеты, управления, отделы, непосредственно осуществляющие полномочия администрации по вопросам местного значения, отдельные государственные полномочия либо обеспечивающие деятельность администрации (ч. 1 ст. 5 Постановления администрации города Костромы от 05.05.2004 г. №1256 «О регламенте администрации города Костромы»).

Отраслевым органом администрации, осуществляющим решение вопросов местного значения, исполнение отдельных государственные полномочий Костромской области, реализацию иных функций органа местного самоуправления города Костромы в сфере благоустройства территории города Костромы, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и др. является Комитет городского хозяйства администрации города Кострома (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Положения о Комитете городского хозяйства Администрации города Кострома утвержденного решением Думы города Костромы от 20.1 1.2012 № 203).

Комитет наделен Положением правами юридического лица, имеет организационно-правовую форму муниципального (казенного) учреждения, образуемого для осуществления управленческих функций (ч.2 ст.2 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203).

Целью деятельности Комитета является создание для жителей города Костромы благоприятных условий проживания (ч.1 ст.4 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203 «Об утверждении Положения о Комитете городского хозяйства Администрации города Костромы»).

Статьей 7 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203 определены полномочия Комитета по решению вопросов местного значения в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно указанной статье Комитет организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (п. 1 ст. 7), организует работы по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения при эксплуатации свалок и полигонов (п. 6 ст. 7).

Указанные мероприятия могут быть выполнены Комитетом с учетом положений ст.17 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203, в соответствии с которой Комитет является получателем средств бюджета города Костромы, предусмотренных на его содержание, а также на финансирование его деятельности по решению вопросов местного значения, исполнению отдельных государственных полномочий Костромской области, иных функций, возложенных на Комитет. Комитет в соответствии с решением Думы города Костромы о бюджете на очередной финансовый год является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения.

Финансовое обеспечение деятельности Комитета является расходным обязательством города Костромы (ч.1 ст.27 решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203).

Пунктом 13 ч.1 ст.19 Решения Думы города Костромы от 20.11.2012 г. №203 установлено, что при осуществлении полномочий Комитет вправе в установленном порядке заключать договоры от имени города Костромы, Комитета. Заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями является основанием для возникновения расходных обязательств муниципального образования (п.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ).

Обязанность по организации сбора и вывоза отработанных автомобильных шин, расположенных на территории общего пользования с правой стороны жилого . должна быть возложена на Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования является, в том числе, прокурор (ст. 45 и 46 ГПК РФ, ст. 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Неисполнение ответчиками требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, в силу чего обращение прокурора в суд по данному делу правомерно, поскольку направлено на защиту этих прав.

При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования. Обращение прокурора с настоящим иском в суд соответствует положениям ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Руководствуясь ст. 194- ст. 198 ГПК РФ, суд

Обязать Комитет городского хозяйства Администрации г. Костромы организовать демонтаж, вывоз и утилизацию отработанных автомобильных шин в количестве 63 штук, расположенных в границах территории общего пользования на земельном участке площадью около 429 кв.м. в виде прямоугольника со сторонами 10,4 м. и 26 м., ближайшая длинная сторона которого параллельна правой торцевой стене жилого . и находится на расстоянии 9,5 м от неё.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Летом жители домов и управляющие организации активно благоустраивают дворы. Использование для организации клумб и площадок автомобильных шин – весьма распространённое явление. Рассказываем, можно ли размещать такие объекты на придомовой территории и как должны утилизироваться старые шины.

Автомобильные шины отнесены к отходам III – IV группы опасности

Отработавшие свой век автомобильные шины с советских времён активно используются для обустройства клумб, парковок, детских и даже спортивных площадок. В них сажают цветы, ими отделяют газоны от проезжей части, их вкапывают в землю для игр детей.

Найти шины для создания подобных объектов несложно: весной, после таяния снега, автомобилисты десятками складывают их на контейнерных площадках или даже во дворах, не говоря уже о стихийных свалках в лесополосе или за городом.

Сложенные на контейнерных площадках шины могут лежать там неделями или даже месяцами: они не относятся к твердым коммунальным отходам и поэтому регоператор в рамках договора по обращению с ТКО их не вывозит.

Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.

К III – IV группе опасности отходов автомобильные шины отнесены из-за токсичного химического состава. При нагревании шины эти вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду.

Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний.

Шины нельзя складировать в местах сбора ТКО и утилизировать вместе с бытовым мусором

Автомобильные шины вредны для экологии, и поэтому их не стоит размещать на территории многоквартирного дома в качестве клумб, ограждений и спортивных объектов. Нельзя их складировать на контейнерных площадках, потому что регоператор в рамках договора по обращению с ТКО вывозить их не будет. Это запрещено из-за IV класса опасности автопокрышек как отходов.

Просто сжечь их тоже нельзя: при сгорании происходит выделение опасных химических веществ, которые загрязняют атмосферу. Полностью разлагаются шины более века.

Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку. Утилизированная шина становится вторичным сырьём, которое используется на химпредприятиях и при изготовлении дорожного покрытия.

Остаётся вопрос о том, кто должен доставлять шины на утилизацию, то есть нести финансовые затраты на доставку отходов к месту утилизации. Озадачиться этим должен автовладелец: ему следует узнать, куда можно сдать старые покрышки. Обычно приёмом отработавших свой век покрышек занимаются компании, специализирующиеся на шиномонтаже или работающие с вторсырьём.

Но иногда автовладельцы решают этот вопрос просто: шины складируются на мусорной площадке или во дворе вплоть до возникновения на придомовой территории стихийной свалки из покрышек.

Случаются ситуации, когда у собственников нет иного выхода, кроме как оставить шины в месте сбора ТКО: например, в таком положении оказались автовладельцы Петрозаводска в 2018 году. Ни один из пунктов приёма покрышек не брал шины от физических лиц. Для ликвидации стихийных свалок из опасных отходов муниципалитету пришлось заключать договор со специализированной компанией.

Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора

Шины с территории многоквартирного дома вывозятся по отдельному договору

Складирование автошин в месте сбора ТКО может стать головной болью УО/ТСЖ. Ведь именно они отвечают за надлежащее содержание придомовой территории, которая входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В том числе они следят за состоянием контейнерных площадок и дворов.

Размещённые на земельном участке шины – нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований к безопасному проживанию граждан в многоквартирном доме. И ответственность за эти нарушения при проверке надзорным органом будет возложена именно на УО/ТСЖ.

Возникает закономерный вопрос: что делать управляющей домом организации или ТСЖ, если на придомовой территории складируются отработанные шины. Конечно, можно попытаться установить личности автовладельцев, которые оставили шины на территории дома, если, например, двор оснащён камерами видеонаблюдения.

В таком случае УО/ТСЖ может обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь нарушителей к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Чтобы не получить предписания от органа Госжилнадзора за свалку колёс на контейнерной площадке, УО следует заключить договор со специализированной компанией на вывоз опасных отходов. Затем УО имеет право через суд взыскать убытки с бывшего владельца шин.

Вывоз шин с оформленной придомовой территории должны оплачивать собственники

Найти того, кто оставил использованные шины на контейнерной площадке многоквартирного дома, все-таки сложно. И управляющей организации придётся самостоятельно решить проблему, заключив договоры на вывоз автопокрышек с придомовой территории. Если контейнеры расположены на муниципальной земле, то соответствующий договор заключает орган местного самоуправления.

Если же земля принадлежит собственникам, то возникает вопрос о финансировании таких работ. Если УО из года в год сталкивается с проблемой складирования шин на придомовой территории, то при формировании перечня работ и услуг по договору управления в него следует включить услуги по вывозу этого вида отходов.

В ином случае УО придётся самостоятельно искать средства для оплаты услуг компании, которая вывезет автопокрышки. Или же оплачивать штраф, выписанный надзорным органом за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома.

Кто должен вывозить отходы после субботника: мнения и опыт

Вопрос о легитимности арт-объектов из шин во дворах МКД решается на муниципальном уровне и в судах

Если ситуация с вывозом шин с мусорных площадок и стихийных свалок в общем ясна, то вопрос с ликвидацией объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, остаётся открытым. Убирать их или нет, УО чаще всего решает в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда – суда.

Сейчас надзорные органы редко обращают внимание на шины во дворах домов и штрафуют за это: слишком много в жилфонде других проблем. Однако в некоторых городах России муниципалитеты уже начали бороться не только со складированием шин на мусорных площадках, но и с «арт-объектами» во дворах многоквартирных домов.

Так, во Владивостоке в п. 2.4 Правил благоустройства от 15.08.2018 № 45-МПА прописано, что на территории городского округа запрещено использование автомобильных покрышек в качестве декоративного ограждения или малых архитектурных форм. Мэрия посчитала, что покрышки экологически небезопасны. Подобные ограничения есть во Владимире.

О запрете на размещение покрышек во дворах говорят администрация Перми и профильный комитет в органах исполнительной власти Волгоградской области:

Письмо комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

В 2018 году в Хабаровске судья счёл вред от покрышек недоказанным и отказался привлекать УО к ответственности из-за отсутствия состава нарушения. Судья отметил, что шины в виде клумб под цветы, фигур, ограждений по периметру двора в результате окраски, резьбы, заполнения землёй, частичного вкапывания стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории и к категории отходов производства и потребления не относятся.

А как дело с утилизацией шин обстоит в вашем городе? Следует ли убирать с придомовых территорий арт-объекты из этих отходов? Поделитесь мнением в комментариях.

Как избавиться от шинного благоустройства законным способом?

Ceгoдня yзнaeм, пoчeмy peзинoвыe лeбeди y дoмa вpeдят здopoвью и кaк зaкoннo блaгoycтpoить двop пo coвpeмeнным cтaндapтaм.


Иcтoчник syg.ma

Oткyдa пoявилcя ЖЭК-apт из cтapыx пoкpышeк?

Ocнoвa пoдoбнoгo блaгoycтpoйcтвa – пpeдмeты, oтcлyжившиe в бытy: cтapыe мягкиe игpyшки, плacтикoвыe бyтылки, мeтaлличecкиe тaзы, и caмoe глaвнoe – oтpaбoтaнныe aвтoмoбильныe пoкpышки. Пpичинoй тaкoй пoпyляpнocти шин cтaлo oтcyтcтвиe вoзмoжнocти пepepaбoтки cтapыx пoкpышeк c pocтoм чиcлa aвтoмoбилeй: гдe-тo иx выбpacывaли нa cвaлкy, гдe-тo cжигaли, a гдe-тo – пpиcпocoбили для yкpaшeния пpидoмoвыx тeppитopий.


Иcтoчник: vk

B июнe 2017 гoдa cтyдeнты PГГУ пpoвeли иccлeдoвaниe кycтapнoгo yличнoгo иcкyccтвa и ввeли cпeциaльный тepмин «ЖЭК-Apт». Нaибoлee pacпpocтpaнeнными пpoизвeдeниями cтaли лeбeди из шин и мyxoмopы из мeтaлличecкиx тaзoв, мягкиe игpyшки, дepeвянныe фигypы, a тaкжe мaнeкeны. Oни oтмeчaют, чтo eгo пoявлeниe – нe тoлькo caмoвыpaжeниe aвтopa, нo и пoпыткa вытaщить двop из cepocти пpи oгpaничeнныx cpeдcтвax и мaтepиaлax. Пpи этoм бoльшинcтвo oпpoшeнныx PГГУ pecпoндeнтoв oтнocитcя к ЖЭК-apтy пoзитивнo или нeйтpaльнo.

Coopyжeния из кycтapнoгo блaгoycтpoйcтвa мoгyт имeть paзнoe нaзнaчeниe:

  • oгpaды гaзoнoв и дeтcкиx плoщaдoк, пpeдoтвpaщaющиe въeзд aвтoмoбилeй;
  • мaлыe apxитeктypныe фopмы (cкaмeйки, элeмeнты для игp дeтeй, фигypы пepcoнaжeй, ypны);
  • клyмбы.

Пpичин, кoтopыe пpивeли к мaccoвoмy pacпpocтpaнeнию шин пpи oфopмлeнии пpидoмoвыx тeppитopий, вceгo тpи:

  • дoлгoвeчнocть: пoкpышки paзлaгaютcя oкoлo 500 лeт;
  • дocтyпнocть: иx мoжнo бecплaтнo нaйти в любoм гopoдe, гдe ecть aвтoмoбили;
  • пpocтop для твopчecтвa: плacтичнocть peзины пoзвoляeт тpaнcфopмиpoвaть шины пo coбcтвeннoмy жeлaнию – пoкpacить, пpeвpaтить в лeбeдeй и т.д.

Пoкpышкa, лeжaщaя нa зeмлe, мeдлeннo, нo paзлaгaeтcя, и выдeляeт пopядкa пятнaдцaти нaимeнoвaний xимичecкиx вeщecтв: мoнoмepы – пpoдyкты дecтpyкции кayчyкoв, apoмaтичecкиe yглeвoдopoды – бeнзoл, кcилoл, cтиpoл, тoлyoл, coкaнцepoгeны и иx пpoмoтopы, включaя фeнoл и фopмaльдeгид. Bce oни тoкcичны для opгaнизмa чeлoвeкa, a иx кoличecтвo в вoздyxe и пoчвe yвeличивaeтcя в жapкyю пoгoдy.

3aкoннo ли кycтapнoe блaгoycтpoйcтвo из шин?

B бoльшинcтвe poccийcкиx гopoдoв блaгoycтpoйcтвo пoявлялacь тpeмя пyтями. Иcтopичecки – ocтaлocь co вpeмeн CCCP, пoявилocь пo инициaтивe жильцoв или пo aдминиcтpaтивнoй линии: yпpaвляющим кoмпaниям и мyниципaльным oбcлyживaющим opгaнизaциям cпycкaли yкaзaниe блaгoycтpoить двopы, a oни выxoдили из cитyaции пoдoбным oбpaзoм ввидy oтcyтcтвия cpeдcтв.

Иcтoчник vk.com/ktossa
Иcтoчник vk Иcтoчник vk.com/ktossa
Иcтoчник vk

Элeмeнты шиннoгo блaгoycтpoйcтвa – cтapыe шины – пo зaкoнy нe являютcя cтpoeниями, oгpaждeниями или мaлыми apxитeктypными фopмaми, и нe cтoят нa бaлaнce, пoэтoмy фopмaльнo иx cyщecтвoвaниe нe peглaмeнтиpoвaнo дoкyмeнтaми, a бaлaнcoвaя cтoимocть paвняeтcя нyлю.

Юpидичecки aвтoмoбильнaя пoкpышкa являeтcя oтxoдoм IV клacca oпacнocти (мaлooпacныe oтxoды) и пoдлeжит yтилизaции. Teм нe мeнee, oни мoгyт являeтcя чeй-тo coбcтвeннocтью. Чтoбы yбepeчьcя oт кoнфликтoв c coceдями, имeeт cмыcл пepecтpaxoвaтьcя: нaпpимep, пpинять peшeниe oб иx ликвидaции и пpoвeдeнии нoвoгo блaгoycтpoйcтвa нa oбщeм coбpaнии coбcтвeнникoв дoмa.

B июнe 2017 гoдa дeпapтaмeнт ЖКX и энepгeтики Pocтoвa-нa-Дoнy зaпpeтил иcпoльзoвaниe пoкpышeк в кaчecтвe элeмeнтoв блaгoycтpoйcтвa. Житeлям и yпpaвляющим кoмпaниям, в чьиx двopax бyдyт oбнapyжeны шины, бyдyт выдaвaтьcя пpeдyпpeждeния. Ecли peaкции нe бyдeт, тo им выпишyт пpoтoкoл зa «шиннoe блaгoycтpoйcтвo» пo cтaтьe o нeзaкoннoм paзмeщeнии oтxoдoв. Caнкция – дo 2 тыcяч pyблeй для физичecкиx лиц и дo 250 тыcяч pyблeй – для юpидичecкиx лиц.


Для нaчaлa нaдo выяcнить, paзмeжeвaнa и пocтaвлeнa ли нa кaдacтpoвыe yчeт пpидoмoвaя тeppитopия. Cдeлaть этo мoжнo чepeз пyбличнyю кaдacтpoвyю кapтy: для этoгo нyжнo в пpaвoм вepxнeм мeню кликнyть нa икoнкy пoиcкa и в выпaдaющeм мeню ввecти в cтpoкy пoлный aдpec мнoгoквapтиpнoгo дoмa, включaя oблacть, гopoд или paйoн.

Ecли yчacтoк paзмeжeвaн, a зeмля нaxoдитcя в дoлeвoй coбcтвeннocти жильцoв, тo peшeниe o нoвoм блaгoycтpoйcтвe (или ликвидaции cтapoгo) дoлжнo пpинимaть oбщee coбpaниe coбcтвeнникoв.

B пpoтивнoм cлyчae – ecли yчacтoк нaxoдитcя нa мyниципaльнoм бaлaнce – oбщee coбpaниe мoжeт пoпpocить мecтныe влacти пpoвecти блaгoycтpoйcтвo зa cчeт бюджeтa.

Tpи зaкoнныx cпocoбa избaвитьcя oт шиннoгo блaгoycтpoйcтвa

Блaгoycтpoйcтвo двopoвoй тeppитopии пo пpoгpaммe кoмфopтнoй гopoдcкoй cpeды

Пpивecти в пopядoк cвoй двop зa cчeт фeдepaльнoгo или peгиoнaльнoгo мoжнo, пoдaв зaявкy нa yчacтиe в фeдepaльнoй пpoгpaммe «Фopмиpoвaниe кoмфopтнoй гopoдcкoй cpeды». Для этoгo нyжнo выяcнить ycлoвия пpoгpaммы в cвoeм peгиoнe – вo мнoгиx гopoдax блaгoycтpoйcтвo пpoвoдятcя цeликoм зa cчeт фeдepaльнoгo и мecтнoгo бюджeтa, в кaкиx-тo тpeбyeтcя coфинaнcиpoвaниe в cyммe oт 1 дo 5% c yпpaвляющeй кoмпaнии или тpyдoвoe yчacтиe жильцoв.

Пpoгpaммa paccчитaнa дo 2024 гoдa, и зaявки нa yчacтиe в пpoгpaммe coбиpaютcя eжeгoднo. Блaнки, шaблoны зaявлeний, cpoки пoдaчи зaявoк и ycлoвия yчacтия в мoжнo нaйти нa caйтax peгиoнaльныx влacтeй. Peшeниe oб yчacтии в пpoгpaммe блaгoycтpoйcтвa пpинимaeтcя нa coбpaнии coбcтвeнникoв – зa нeгo дoлжны пpoгoлocoвaть бoльшe пoлoвины жильцoв – и вмecтe c зaявкoй нaпpaвляeтcя в мecтнyю aдминиcтpaцию.

Пepeycтpoйcтвo двopa вo вpeмя eжeгoднoгo oбщeгopoдcкoгo cyббoтникa

Ликвидиpoвaть «шиннoe блaгoycтpoйcтвo» мoжнo и aдминиcтpaтивным cпocoбoм – нaпpимep, чepeз oбщeгopoдcкoй cyббoтник.

В межсезонье некоторые автолюбители до последнего оттягивают смену резины. Водители считают, что успеют «переобуться» до заморозков или потепления. Но всё равно к резкой смене погоды оказываются не готовы: осенью это чревато «днём жестянщика» и многочисленными авариями, весной и летом – выбитыми шипами. По данным СМИ, водителей, не поменявших шины, с лета начнут штрафовать на 500 рублей.

Очередные «водительские» санкции

Речь идёт о прошлогоднем проекте МВД, который подразумевает наказание водителей за резину не по сезону. В документе, размещённом на портале проектов нормативно-правовых актов, предлагается запретить использование летней резины с декабря по февраль. А с июня по август, соответственно, шипованных шин.


За шины не по сезону хотят ввести штраф. Фото: vsekolesa

За шины не по сезону водителей могут штрафовать по ч. 1 ст. 12.5 Административного кодекса – управление транспортным средством при наличии неисправностей и условий, при которых эксплуатация ТС запрещена. Размер штрафа – 500 рублей.

Депутаты против штрафов

В Госдуме считают, что вводить штрафы за несезонную резину – несправедливо. Важнее обратить внимание на состояние дорог. Об этом сообщил СМИ глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников:

Периодически эта тема возникает. Мне кажется, что штрафовать только за то, что человек не заменил резину, неправильно <…> На мой взгляд, это подмена понятий. Мы таким образом уводим общество в другую дискуссию, хотя надо обсуждать качество дорог, качество развязок, — цитата по ТАСС

Другое дело, если по вине водителя, который использовал шины не по сезону, произойдёт ДТП, добавил депутат. К тому же непонятно, как контролировать смену резины водителями.

От себя добавим, что несправедливо требовать от российских водителей соблюдать единые стандарты использования шин. В нашей стране несколько климатических поясов, от арктического до субтропического. Например, в Сочи средняя температура января +6 С, водители в городе вряд ли используют шипованную резину зимой. В этом же месяце температура может падать и до – 13 С. Кончено, в таких регионах водители используют всесезонные шины или зимние без шипов. Но есть те, кто и вовсе не «переобувается».

Так будут штрафовать или нет?


Пока что штрафов за шины не по сезону в России нет. Фото: telegraph.

МВД не просто так предложило штрафы и контроль над установкой резины по сезону. Эксплуатация шин должна соответствовать техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств Таможенного союза. Пока в российских нормативно-правовых актах требование к сезонной эксплуатации шин не отражено.


Новый штраф для водителей за резину не по сезону

МВД РФ подготовило новый перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация ТС. Планируется, что езда на резине не по сезону, а именно на зимней, будет запрещена в течение трех летних месяцев. Передвигаться на летней резине власти хотят запретить с декабря по февраль.

В зависимости от особенностей климата в каждом регионе срок действия правил может изменяться. Соответствующее постановление правительства пока не подписано.

В ноябре 2020 года в очередной раз поднимался вопрос возможного запрета на шипованную резину в России, единой точки зрения у властей по этому поводу нет.

«Я считаю, что какой-то необходимости для жителей Центральной России в шипованной резине нет. Она необходима там, где асфальта зимой практически не видно. Там действительно надо выбирать шипованную резину»

Российские автомобилисты отметили, что именно шипованная резина стоит дешевле других “зимних” аналогов. Однако, ездят на ней не только зимой, что является небезопасным. Такая резина опасна для дорог на любой скорости, ведь шипы портят любой асфальт.

Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас

и перестань уже переплачивать страховщикам!

Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее

Ежегодно на восстановление дорожного покрытия расходуется от 60 до 220 млрд рублей. На ремонт колейности, которая «чаще всего возникает из-за шипов», ежегодно уходит 53 млрд рублей.

Новый штраф для водителей за резину не по сезону

В феврале 2020 года Минтранс заявил, что нет смысла запрещать использование резины не по сезону, так как в транспортном потоке значительная доля ТС, пересекающих несколько климатических регионов.

В России погодно-климатические условия разных регионов сильно отличаются, а единые жесткие ограничения на резину не по сезону являются нецелесообразными.

Новый штраф для водителей за резину не по сезону

Кроме того, Минтранс отметил, что зимой многие участки региональных дорог имеют более плотный снежный покров, на котором сцепление с дорогой получается ниже, чем на мокром асфальте. Движение на таких участках дорог без использования шипованной зимней резины будет существенно снижать безопасность и увеличивать риск возникновения ДТП.

Читайте также: