Влияет ли размер колес на показания спидометра

Опубликовано: 15.05.2024

Иногда возникает ситуация, когда автомобилисты устанавливают колёса иного размера, чем положено производителем.

Чаще всего они предпочитают ставить диски большего диаметра. При этом у них нередко возникает вопрос о том, как изменятся показания спидометра после этого и изменятся ли вообще?

Влияет ли радиус колес на показания спидометра

На самом деле никаких изменений в показаниях быть не должно. Ведь спидометр показывает скорость движения. А на это размер колёс не оказывает никакого влияния. Но в реальности автомобиль в этот момент будет двигаться с большей скоростью, чем показывает прибор. Кстати, тоже самое произойдёт и с пробегом. На одометре он будет несколько занижаться. На самом деле машина пройдёт чуть больше километров.

Несмотря на наличие разницы значений, она окажется незначительной. И, конечно же, ни на что больше это повлиять не может. Единственное, что, возможно, придётся ехать чуть медленнее и внимательнее под камерами, чтобы не получать лишних штрафов за превышение скорости.

Но желающим установить на свой автомобиль нестандартные колёса радоваться рано. Ведь мнимое изменение показаний спидометра при этом, о котором нередко говорят в Интернете, это не самое страшное, что может случиться после. Тем более, что, как видно из нашей статьи, всё это совсем не так на самом деле.

Поэтому лучше всего использовать колёса штатных размеров. Но незначительные отклонения в большую или в меньшую сторону зачастую допускаются.

Прежде чем решиться на такие изменения, следует внимательно ознакомиться с рекомендациями автопроизводителя. Кроме того, можно посоветоваться со специалистами, занимающимися тюнингом авто. И слишком сильно отступать от рекомендованных параметров, всё же, не стоит.

А, если уж очень хочется, то нужно быть готовым к дополнительным затратам и работам по изменению конструкции машины. Они будут необходимы, чтобы обеспечить нормальную управляемость и безопасность транспортного средства. Кроме того, может потребоваться официальная регистрация преобразований.

Некоторые автовладельцы со временем принимают решение поставить диски большего диаметра, чем предусмотрено изначально на заводе. С одной стороны машина преображается, но за эстетической красотой скрывается техническая погрешность в показаниях спидометра, о чем многие либо не знают, либо просто не принимают это во внимание. Это конечно выбор каждого, но согласитесь, что может возникнуть неприятная ситуация, когда вы едите на своем автомобиле, придерживаетесь скоростного режима, а остановивший Вас инспектор ДПС утверждает, что вы ехали с превышением. Кому верить, инспектору или спидометру ? Давайте разбираться .

Калькулятор погрешности спидометра при замене шин и дисков

Тут ситуация может быть двоякая. Если установленный типоразмер шин и колесных дисков соответствует заводским нормам (одобренный производителем), то проблем с показаниями спидометра (если конечно же он исправен) быть не должно. А вот если размеры отличаются от рекомендованных производителем, то может быть прав и инспектор.

В идеале, после установки на автомобиль нестандартных шин, или дисков, или того и другого одновременно, необходимо произвести калибровку спидометра. По умолчанию производители калибруют спидометры под те типоразмеры, которые указаны на кузове автомобиля в дверном проеме с водительской стороны, но если типоразмеры отличаются, то спидометр начинает показывать не совсем достоверные данные.

На днях наткнулся на очень интересную небольшую программку. Калькулятор погрешности спидометра при замене шин и дисков является вспомогательным инструментом, для производства правильной замены установленных на автомобиле дисков и шин. Если вы хотите изменить типоразмеры шин или поставить диски другого радиуса, данная программа поможет узнать, как изменятся внешние показатели, просчитает погрешность спидометра, покажет изменения дорожного просвета автомобиля (клиренса).

185/60/R14 — заводские значения резины для гражданских версий сивок 6 поколения;
195/55/R15 — заводские значения резины для Honda Civic Type R 6 поколения.

Калькулятор погрешности спидометра при замене шин

Внимание! Производители и многие автосервисы не рекомендуют устанавливать на автомобиль широкие шины во время зимнего сезона - это обусловлено ухудшением тормозных качеств автомобиля.

Еще одним полезным инструментов будет калькулятор расчета ширины автомобильного диска, т.к. при изменении параметров шин, очень важно свериться с совместимостью ширины автомобильного диска установленным на автомобиле. В худшем случае вам просто не удастся натянуть резину на диск. Этот небольшой калькулятор поможет рассчитать минимальные и максимальные показатели ширины колесного диска, подходящие под выбранный типоразмер автомобильной покрышки.

Расчет ширины диска автомобиля

Диаметр диска (R): 14
Ширина диска: Min значение 5
Max значение 6,5

Оперируя двумя этими калькуляторами, вы без труда сможете определиться с типоразмером автомобильной резины или же подобрать новые колесные диски под необходимую размерность шин.

Пожалуй, на сегодня это все, что я хотел вам показать и рассказать.

Внимание №2! Калькулятор расчета погрешности спидометра и сравнения типоразмеров шин предоставлен исключительно в ознакомительных целях и не гарантирует 100% верных данных. За консультацией обратитесь к специалистам шиномонтажа .

Начинающие водители нередко ставят на машину разномастные катки, не учитывая конструктивные особенности авто. При этом, никогда не учитывается вопрос, может ли размер колес влиять на показания спидометра, что действительно важно. Постоянно получать штрафы за превышение скорости не понравится никому.

Может ли размер колес влиять на показания спидометра

Как работает спидометр

Для понимания дальнейшего вопроса, следует разобраться в принципах работы спидометра автомобиля.

Механическая система

На классических авто использовалась система механического спидометра. На выходящий вал коробки передач устанавливается механический сенсор, который считывает число его оборотов. Далее вращение передается на гибкий вал (стальной трос) и подается на сам прибор. Внутри устройства находится магнитная вставка, которая раскручивается и тянет за собой стрелку прибора.

Электронная система

В электронном варианте физическая связь прибора и вала коробки передач отсутствует. Принцип работы механизма следующий.

  1. Датчик монтируется на МКПП и считывает количество оборотов выходящего вала.
  2. От сенсора подается сигнал на модуль управления.
  3. БУ обрабатывает импульсы и передает их на визуальную часть прибора.

Калибровки спидометра

Независимо от принципа действия, спидометр каждого автомобиля калибруется под его конструкционные особенности. Наиболее важным здесь является размер дисков и высота покрышки. Суть заключается в том, что чем больше общий диаметр колеса, тем дальше авто проезжает за один оборот. Так для авто с дисками R13 потребуется сделать большее количество оборотов чем у модели с катками R17, для преодоления одинакового расстояния.

Как колеса влияют на показания спидометра

Из вышеописанной информации становится понятно, что если на авто изначально стояли колеса одного размера, при их замене на увеличенные катки, спидометр будет показывать скорость меньшую, чем есть на самом деле.

Основа проблемы заключается в том, что изготовитель всегда калибрует спидометр строго под определенный размер колесных дисков и покрышек. Даже незначительное изменение заводской конструкции, будет нарушать калибровки.

С другой стороны есть интересный момент. В 2021 году существуют ЭБУ с открытым кодом, что позволяет изменить настройки спидометра под определенные шины.

Видео

При вопросе, может ли размер колес влиять на показания спидометра, можно дать простой ответ – да. Обе детали жестко связаны между собой и измеритель тщательно подгоняется под шины.

КАК ВЛИЯЕТ ДИАМЕТР ШИН НА ПОКАЗАНИЯ СПИДОМЕТРА

Для многих людей автомобиль – это не только удобное транспортное средство, но предмет гордости, а иногда и любви. Кроме того, среди многих автовладельцев силен дух соперничества – у кого машина красивее, мощнее, проходимее, быстрее – другими словами, круче.


И поэтому каждый человек, имеющий собственную машину, наверняка хоть раз пытался самостоятельно улучшить ее.


Одной из наиболее популярных «самоделок» является увеличение скорости автомобиля. Это и не удивительно, ведь еще неизвестно, что сильнее в каждом автовладельце – дух соперничества или жажда скорости. Самым простым из способов увеличить скорость машины является изменение диаметра ее шин в большую сторону. Вопрос в следующем: а так ли действенен этот способ?
Однозначно можно сказать одно: диаметр шины влияет на показания спидометра. Разумеется, скорость автомобиля тоже изменится, но ошибочно полагать, что скорость автомобиля изменяется пропорционально изменению размеру колес. Хотя бы потому, что на это не хватит мощности двигателя.

Но некоторые изменения в скорости все-таки произойдут. Основная их опасность – вовсе не в том, что кто-нибудь будет счастлив, разгоняясь до максимума, выжимая из машины все, что можно и еще чуть-чуть. Опасность состоит в том, что изменения в скорости такого рода занижают показания спидометра, что чревато проблемными ситуациями на опасных участках дороги и в местах с ограничениями по скорости.

Но почему же спидометр неправильно измеряет скорость движения автомобиля из-за такой мелочи, как изменение диаметра колес? Дело в том, что скоростной узел – основа механизма спидометра – состоит из магнита, оси и картушки. Магнит вращается, тем самым порождая магнитное поле, под воздействием которого отклоняется картушка, которая и заставляет двигаться стрелку спидометра. Отклонение картушки напрямую зависит от окружной скорости магнита, которая, в свою очередь, зависит от вращения приводного вала. А вот частота вращения вала пропорциональна частоте вращения колес. То есть, грубо говоря, спидометр замеряет частоту вращения колес, после чего переводит ее в скорость. А чем больше диаметр колеса, тем меньше оборотов на одном и том же отрезке ему придется сделать. Потому показания спидометра и изменяются.


Однако следует отметить, что занижение показаний спидометра возможно только при очень сильном увеличении диаметра шин, а оно возможно только в случае кардинальной переделки всего автомобиля.
Почему же незначительные изменения диаметра шин не могут занизить показания спидометра? Все просто: все заводские спидометры допускают погрешность, причем погрешность эта может быть только в положительную сторону (то есть прибор показывает скорость, которая больше реальной).


Как написано в ЕЭК ООН №39, погрешность может превышать реальную скорость движения не более чем 10% от нее + 6 км/ч. То есть, при реальной скорости в 60 км/ч спидометр может показывать от 60 км/ч до 72 км/ч, но никак не меньше. Как правила, показания спидометра хоть немного, но завышены, поэтому при изменении диаметра колес в большую сторону, показания спидометра, скорее всего, приблизятся к реальной скорости, а не станут ниже.

Соотношение скорости автомобиля с заводскими шинами и автомобиля с шинами большего диаметра легко высчитать по формуле V1/V2 = (12.7*R1 + 0.01*H1*P1)/(12.7*R2 + 0.01*H1*P2), где V – скорость, P – относительная высота шины, R – диаметр диска, H – ширина профиля шины, а цифры 1 и 2 используются для обозначения параметров заводских шин (1) и новых, с измененным диаметром (2). Кроме того, для определения погрешности спидометра можно воспользоваться шинным калькулятором – программой онлайн, которая произведет все необходимые подсчеты самостоятельно.
_________________________________

Перепечатка статьи без гиперссылки на сайт TRASSA.BY - запрещена.

Поделитесь этой статьёй со своими друзьями и знакомыми в социальных сетях и блогах:

Чтобы не ходить "вокруг да около", скажем сразу: влияет. И отнюдь не в вашу пользу!

Знакомый чувак рассказывает: поменял заводские 14-дюймовые колеса на колеса диаметром 16 дюймов. "Смотрю на спидометр, - говорит он, - на нем разрешенные 60. А мне кажется, что все 80".

Врет, конечно. И все же доля правды в его словах есть.

Вспомним физику

На главном валу коробки передач (который идет на колеса) стоит датчик, который считает частоту его вращения. Он соединен с прибором прочным вращающимся тросиком, на противоположной стороне которого находится мудреное (на первый взгляд) устройство, состоящие из пластин, пружин и магнита, соединенное со стрелкой прибора. В электронном спидометре вместо тросика электрический провод передающий сигналы от вала к контроллеру спидометра.

В любом случае, расчет скорости движения (а заодно и пробега) происходит по установленному алгоритму, в котором учитываются два фактора: количество оборотов колеса и длина его окружности. Важно: при расчете предусматривается размер колеса, рекомендованный производителем. То есть, если компания настоятельно рекомендует использовать 14-дюймовые колеса, спидометр будет считать скорость так, как будто на авто стоят именно они. А если вы ставите 16-дюймовые диски (и, соответственно, резину того же диаметра), спидометр будет врать. Сильно?

Знающие люди утверждают: производители авто знакомы с тягой граждан ставить на авто колеса большего диаметра, чем рекомендован заводом, поэтому настраивают прибор так, чтобы он выдавал большую скорость, чем есть на самом деле (погрешность прибора). Таким образом, при установке колеса большего диаметра, погрешности вроде как нивелируются.

На самом деле, спидометр врет в любом случае. Хотя бы потому, что кроме погрешности самого прибора существуют и другие допуски, которые влияют на точность показаний. Датчик, например, тоже может врать. Считается, что для заднеприводных авто скорость измеряется точнее, чем для переднеприводных. А все потому, что у переднеприводных добавляется еще одна погрешность, на которую влияет поворот ведущего (переднего) колеса. Как-то так!

Вернемся к теме нашего разговора. Если вы установили на авто колеса большего размера, оно, проходя то же расстояние, будет делать меньшее число оборотов. На спидометре скорость будет меньше, чем есть на самом деле. Насколько меньше?

Займемся математикой

Если производитель авто указывает в качестве штатной 14-дюймовую "резину", а вы поставили на машину 16-дюймовую, это означает, что показания спидометра будут отставать от реальной величины на 3,5-4%. Может, чуть больше или чуть меньше (не забывайте, что шины могут иметь разный профиль и общий диаметр колеса может зависеть не только от диаметра диска).

Чтобы произвести расчет самостоятельно, вычислите длину окружности колеса для старого комплекта (диск+резина) и для нового. Длина окружности колеса (L) рассчитывается по формуле: L = 3,14 * D, где D - диаметр колеса. Диаметр колеса, в свою очередь, складывается из диаметра диска (в нашем случае 16 дюймов; один дюйм равен 2,54 см) и удвоенной высоты шины. Получить исходные данные по резине не сложно - по маркировке.

Чтобы посчитать погрешность, надо вычислить разницу между длиной окружности новых колес и длиной окружности старых колес и разделить ее на длину окружности старых колес, помноженную на сто.

Предположим, вы получили число 3,5. Это значит, что спидометр на вашем авто врет, как минимум, на 3,5% (а, возможно, еще больше - с учетом первоначальной погрешности). То есть, если вы едете с "как бы разрешенной" скоростью 79 км/ч (за нее не штрафуют), на самом деле вы двигаетесь со скоростью 81,76 км/ч. Та же "фигня" и с пробегом. На спидометре он равен 1000 км, а на самом деле - 1035 км.

Хотите, посчитайте сами. Если "в лом" воспользуйтесь одним из онлайн-калькуляторов. В Интернете таких много.

Читайте также: