Какие колеса подходят на старт шоссе

Опубликовано: 23.04.2024

Начну, пожалуй, с того, что я с самого детства неровно дышал к старой технике, и в том числе, к велосипедам. Я не фанател по шоссерам и туристам, но мне было интересно их попробовать…
В детстве они еще частенько встречались, а что сейчас — думаю, объяснять не нужно. Запомнился случай, как у одного мальчугана из нашего двора какие-то незнакомые пацаны попросили дать велосипед, чтобы съездить на соседнюю улицу и дали ему сколько-то денег (вроде бы, рублей пятьдесят). Само собой, что потом был плач — никто не вернулся и велосипед исчез навсегда.
Вообще, у моего дяди из соседнего города было аж несколько таких велосипедов. Точное число не помню, но много, может даже штук пять-десять. В свое время они на них катались, и достаточно увлеченно, а затем они остались стоять в стайке. Я втайне лелеял надежду, что один из них мне подарят, и на это были определенные намеки, но стайку вскрыли однажды ночью, и все велосипеды, а заодно и другие вещи, канули в лету…

И вот, я уже совершеннолетний, и мне все больше интересна не только тема старых великов, но именно тема советских шоссеров и прочих подобных с рулем-бараном. Я никогда в жизни не сидел на таких, я никогда даже не трогал его руками, но я всегда о них помышлял, а после совершеннолетия и вовсе загорелся. Другое дело, что на авито их толкали и по десять тысяч рублей за не самое лучшее состояние, и по двадцать тысяч за велосипед, в котором остался дух шоссейника, но нет духа времени — все перекрашено, навеска новая и т.п. и т.д. Поэтому шоссер оставался для меня мечтой. Мне удалось найти ранний Урал в оригинале — ссылка на запись, но это тоже был не шоссер. Он красив, он очень редкий в наше время, но за все время он просто стоял на балконе и не сильно вызывал во мне желание рассекать по улицам, а потом я его и вовсе продал другу Asseons за ту же цену, во сколько он обошелся мне на приемке, плюс пересыл седла.

А дальше все сложилось так, что тот самый друг из Уфы Rebel67 , который прислал мне седло для Урала, начал рекомендовать найти в городе барахолку со старыми вещами и сходить на нее. Я отнекивался, но однажды все-таки уточнил у своего местного друга о местонахождении подобного рынка, и на выходных мы туда отправились.
Что сказать — мне очень понравилось. Я первый раз в жизни был в подобном месте. Ассортимент не такой уж и необычный, большую часть того, что там продавали, я даже на помойках гаражных никогда не подбирал, ибо это хрень и неликвид))) Но все же что-то интересное мелькало, да и в целом, атмосфера подобного рынка была приятной.

Ещё несколько лет назад , мне и в голову не могло прийти , что я куплю советский велосипед,да ещё и шоссейный.

Я в них совершенно не разбирался, хотя и в детстве пару раз катался на чём то подобном и смутно помнил название "Спутник"

А привело меня в эту тему стремление сделать свой простой горный велик чуть более быстрым.

Это была просто блажь от скуки, динамические характеристики моего стального хардтейла Старк меня вполне устраивали ,просто хотелось какого то прогресса и новых ощущений при езде в магазин за хлебом.

И прогресс был, эксперименты с жёсткой вилкой , покупка второго велика с алюминиевой рамой вместо старого со стальной, замена покрышек на суперлёгкие из Чаоянг из Китая 300гр , замена втулок с насыпными подшипниками на втулки с промышленными подшипниками. (кстати втулки на промах -это наиболее эффективный способ сделать любой велик накатистей и шустрее)

Когда все способы были исчерпаны ,мысль моя обратилась в сторону мощного электровелосипеда и вскоре он у меня появился, спокойно едет 50кмч , быстро разгоняется. Но вес и прочие особенности делают его уже мало похожим на велосипед. С ним немного скучно ,но это другая тема.

Есть конечно долгий и увлекательный путь - покупать себе брендовые велосипеды и железки за многие сотни долларов ,но я не такой) Даже если есть деньги ,мне ценно чтобы было дёшево и сердито ,чтобы не жалко было оставлять велосипед прицепленным на улице и вообще веломажоров не люблю,если они не спортсмены)

Ещё до покупки элекровелосипеда я начал изучать тему шоссейников , в том числе и ХВЗ ,но в продаже их по близости не было.
И где то через год ,зимой в продаже появился Старт-Шоссе поздних годов ,и всего за две тысячи рублей. Вот его то я и купил.

Он был несколько расхлябанный , руль криво ,подседельный штырь не зафиксирован ,цепь слетает. Колёса и покрышки были не каноничные трубки ,а обычные туринговые "лапти" от Спутника или Туриста.

От долгого стояния в гараже в сдутом виде покрышки слегка искривились и при недостаточной накачке заднее разбортировалось на ходу.

Если кто не знает ,с завода на СШ стоят низкпрофильные шины трубки и особые обода, лёгкие , гоночные . Эти колёса быстро едут ,но их легко пробить , а клеить из за конструктивных особенностей весьма трудно.
В моём случае стоят колёса от ХВЗ Турист-Спутник , они значительно тяжелее ,за то с ними нет никаких проблем вообще в плане проколов.
Так же можно поставить импортные колёса.

В Шинах трубках нет ничего сложного ,это как бы камера внутри шины ,которая в форме трубки и приклеена на обод.
Да именно приклеена клеем, только на клее она за обод и держится
При торможении может провернуться наверное.
В общем современные гоночные клинчерные покрышки ничем не уступают ,но гораздо проще в обслуживании.
Ну а у меня то вообще от Туриста колёса)

Причём покупал я его зимой и вот так ,кое как ,скрипя шатунами ,своим ходом проехал по городу километров 6, заправляя разбортировавшуюся покрышку каждые 500 метров)
Я просто не знал что её надо посильнее качать чтобы держалась.

Но сделаю небольшое отступление : Я понимал ,что шоссейный велосипед создан для асфальта и скорости , а не для тротуаров и бордюров.
А я то как раз на автомобильные дороги без надобности на велике не суюсь , езжу по тротуарам , мне нравится лавировать между пешеходами и не бояться столкнуться с машиной.

Шоссейный велосипед в это всё, не особо вписывается. Тем более Стартон с "тяжёлыми" колёсами от Спутника-Туриста это уже и не шоссейник получается. Да и вообще Старт Шоссе с технологиями 70-80х годов и стальной рамой давно устарел на фоне современных велосипедов.

Кроме того шоссейные велосипеды ассоциируются не только с перспективой быть раздавленным фурой. Но и с тусовкой лисапедистов ,которые специфически одеваются и вообще для стороннего чела шоссейные дела попахивают каким то гейством)

Чего только стоят гоночные подгузники или изготовление лепёшки из теста для пиццы с целью сделать слепок своей аэродинамичной задницы ,для того чтобы отлить под эту форму силиконовую накладку на седло.
Короче это какие то особые люди ,и я таким стать не стремился)

Но было любопытно катнуть на таком велике. Я был уверен ,что покатаюсь сезон и не жалея ,сдам крокодила обратно в комиссионку.

Но был приятно удивлён тем ,что Стартон оказался не хуже ,а в чём то может и лучше моих горных великов с втулками на промах .

Во первых он просто меньше весит. Да несмотря на стальную раму ,за счёт тонких ,лёгких колёс и прочего он весит где то 12кг ,что на киллограм легче моего алюминиевого Старка.

Во вторых Стартоновские втулки да и велик в целом имеет такой накат ,что втулки на промподшипниках могут даже немного позавидовать ,хотя я думаю причина всё таки в узких 28 колёсах и высокой инерции.

Их чуть труднее раскрутить ,чем 26 на мтб,но они лучше держат скорость и накат .

Приятным сюрпризом оказалось то ,что даже несмотря на немалое давление в узких шинах , мягкость хода на мелких неровностях не особо уступает мтб с толстыми 26 колёсами и меньшим давлением шинах.

И да Старт-Шоссе неплохо валит даже с колёсами от Спутника.
Хотя возможно это отчасти самовнушение , так как если верить велокомпьютеру (который отстроен на радиус 28 колёс) Разгон и скорость не особо отличаются от обычного мтб.
И мтб наверное даже чуть быстрее и легче разгоняется с места до 15 кмч.
Да и по максимальной скорости они близки.
Но почему то на СШ кажется ,что едешь быстро . и мне кажется на нём ты не поедешь быстрее ,чем на мтб ,но сил потратишь несколько меньше и вообще поездка получается более лёгкой и не напряжной .

И я полюбил Старт Шоссе . Конечно большую роль тут играет и его внешний вид ,и так сказать дух старины)
Не знаю , отзывался бы я так же хорошо о велосипеде с такими же ездовыми характеристиками ,если бы он был новодельный и выглядел ординарно.

Всё таки внешность старых шоссеров и турингов это страшная сила.
На любителя конечно ,но если вы тот самый любитель , то смотреть на такие велики с 28 колёсами ,советскими шильдиками и рулём бараном - это отдельное удовольствие.
Выглядит он одновременно как гибрид спортбайка и царской кареты)
Кроме того он редкий и все на тебя смотрят. Думают правда разное )

Можно понять хипстеров которые имеют интерес к таким велосипедам из за чего в Москве цены на ХВЗ раза в три выше чем по России)

И внешность манящая ,и обаяние старой вещи . А когда эта вещь ещё и функциональна , то вообще замечательно.

Повторюсь , по ездовым качествам ХВЗ не уступают современным МТБ . И когда меня спрашивают : "Быстрее ли эта штука ,чем мтб?"
Я говорю,что если и быстрее ,то чуть чуть ,важнее что ХВЗ даёт новые интересные ощущения ,и это самое главное. Это как отдельный мир , и если вы ценитель таких ощущений то вам стоит попробовать велик на узких 28 колёсах.
Но как замена горного вела , для езды на работу , он не имеет большого смысла. Он будет исправно вас возить , он вопреки предрассудкам не боится бордюров и трещин в асфальте , он не тряский (если учитывать жёсткую вилку) .
Ведь шоссейники обычно представляют хрупкими . А на деле это вполне прочная рама и обода(от Спутника) Он вполне может ездить по грунтовке, (хотя из за узких шин риск упасть выше) но всё же мтб сделает это всё комфортней ,пусть и будет чуть менее стремительный.

Отдельная тема - стальная рама. В наше время у большинства даже бюджетных велосипедов она алюминиевая. Такие рамы весят меньше ,жёсткость выше. И да они чуть более тряские чем стальные, но разница не большая.
Однако по моему опыту езды на великах с алюминиевыми рамами , есть ощущение бездушности. Они пустые напоминают просто тряскую табуретку.
А стальные ,будь то Стартон или даже мой Старк Фортуна 2007 немного уступают в разгоне ,но при этом стальная рама едет мягче,благородней и обаятельней, лучше держит скорость ,меньше трясётся. На стальном велике просто интересней катать , он как живой и респектабельный. И у СШ рама тоже сталь.

Таким образом плюсы СШ - узкий руль , придаёт необычный вид и экономит место на парковке ,позволяет проползать между машинами и тд.
Никакого дискомфорта не доставляет ,хотя и требует привычки.

Накат у СШ приятный и уверенный , велосипед хорошо держит крейсерскую скорость 30кмч ,в отличии от 26 колёс.
Хотя возможно дело не в СШ ,а просто любой велик с 28 колёсами и узкими шинами так едет.

Никаких проблем с проколами и восьмёрками за год я не наблюдал , 28 колесо просто перекатывается через неровности и получает ударов заметно меньше чем 26 колесо

Стальная рама придаёт обаяния его поведению на дороге.

Стильный внешний вид.

Минусы : тормозные ручки устроены так что их нельзя перенести на вверх руля ,для более удобного верхнего хвата.
В итоге вы вынуждены ездить согнувшись в нижнем хвате ,а это ОООЧЕНЬ неудобно. И это главная проблема таких велосипедов.

Мне удалось найти компромиссный вариант , но это не идеал.

Что касается тормозов , то они не сильно хуже обычных вибрейк , но тут скорее фишка в узких шинах а не тормозных колодках.
В итоге тормозной путь у СШ будет чуть побольше чем у обычного мтб.
Скажем так, тормоза компромиссные но для обычной езды сойдут.
Плюс советских клещевых тормозов в том ,что им не требуется очень маленький зазор ,как это бывает на вибрейк,когда малейшая восьмёрка и обод трётся о колодку.

А вот установить обычные тормозные ручки на руль СШ - проблематично , диаметр трубы руля большой ,нестандартный.

Так как великам 50-30 лет , то он может развалиться прямо под вами , всё таки бывает скрытая коррозия внутри трубы рамы,или где нибудь на вилке. Падать будет больно.

Стандартные переключатели скоростей - штука архаичная и неудобная, но менять их на современные манетки - значит лишить велосипед части исторического духа . Лучше так не делать, а возможность переключать передачи на ощупь ,по дедовски ,это не недостаток ,а скорее такая фича позволяющая вам окунуться в атмосферу 70х) Это как коробка передач без синхронизатора на старом грузовике)

Шатуны на клинах бывает скрипят , масло для швейных машинок решает это ,иногда скрип проходит и сам.

Вообще меня немного удивило ,что у велосипеда 80х годов ,многие вещи точно такие же как на современных.
такой же стандарт для спицевого ключа , и многие другие мелочи.

А вот что я буду делать ,когда стандартные тормозные колодки сотрутся и как их менять на современные ,я пока не думал.

И в завершении скажу ,что не стоит воспринимать СШ как гоночный болид . Нет в этом плане он давно устарел , когда его создавали , алюминиевых рам просто не существовало в мире.
А когда они появились , то шоссейники со стальной рамой мгновенно стали неконкурентноспособными.
Поэтому старый ,ржавый Стартон это надо брать для души , для катания в удовольствие ,а для соревнований это глупо.

Это просто такой Харлей в мире велосипедов,устаревший но стильный , и количество кастомных проектов подтверждает это.
Кроме того в продаже есть аналоги из Европы , такие же шоссейники 70-80х , по идее они круче. Но интересны они узкому кругу лиц , в отличии от советского "супервелосипеда" который в СССР могли купить себе по блату только мажоры ,наряду с колонками S90 , мотоциклом Ява и автомобилем Волга)


Виды

Двухколесная безмоторная техника во времена СССР пользовалась популярностью у населения благодаря низкой стоимости, надежности и доступности. В отдельную категорию выделяют «ХВЗ Старт-шоссе», велосипед, который привлекает многих ценителей и сейчас. Это был первый серийный байк, способный на то время развивать до 45 км/ч. Сегодня любители раритетной техники восстанавливают подобные модели, модернизируют, экспериментируют в создании гибридов.

Отличительные особенности

Пару десятков лет назад велосипед «Старт-шоссе» от ХВЗ считался одним из лучших в своем классе и был популярен на всей территории Советского Союза. Потребители оценили его отличительные технические характеристики:

  • стальную раму с тонкостенными трубками;
  • наличие 10 рабочих скоростей;
  • размер колес велосипеда — 2,7 х 60 мм;
  • колесную базу — от 0,99 до 1,025 м;
  • пластиковые седла на стальной основе;
  • вес велосипеда— от 10,4 до 11,0 кг.

В масштабное производство пустили две модификации — «Старт В-553» и «В-555». Между собой они отличались незначительными изменениями в геометрии и параметрах. Велосипеды были доступны не только профессиональным спортсменам, но и рядовым людям. Цвет ретро-байков преимущественно был зеленым.

Только в 1967 году выпускалась юбилейная модель велосипеда «В-553». Эту серию приурочили к 50-летию Октябрьской революции. Агрегат отличался эксклюзивным дизайном, имел соответствующую отметку на рамной части. В остальном различий между серийными аналогами велосипедов не было.

Велосипед со стальной рамой «ХВЗ Старт-шоссе» выпускался заводом имени Петровского в Харькове. Разработка легковесных и спортивных моделей началась в послевоенное время конструкторами Гладким и Майбородой. Среди первых модификаций велосипеда — «Турист», «Харьков», «Спутник» (с 1949 года). Они и стали предшественниками линейки «Старт-шоссе».

Велосипедный комбинат внедрил ряд доработок, использовал новые технологии. В результате на свет появился «первенец» в категории Старт-шоссе — «Харьков В-552». Завод в серию эту модификацию не пустил, заменив ее в 1966 году усовершенствованным вариантом «В-553». С конвейера указанные вариации велосипедов сходили вплоть до 2002 года. Шоссейники постоянно модернизировались, всегда пользовались популярностью у любителей, профессионалов.

Наилучшие времена предприятие ХВЗ пережило в 60-80-е годы ушедшего столетия. Ключевая роль в этом досталась подготовке к Олимпиаде-80. В честь этого события выпустили небольшим тиражом две модификации: «Рекорд», «Чемпион-шоссе», сегодня представляющие собой коллекционную ценность. Сейчас Харьковский велосипедный завод специализируется на производстве бюджетных велобайков под наименованием «Водан».

В отличие от велосипеда «Спутник», «Старт-шоссе» ориентирован на шоссейные гонки. Его основные преимущества:

  1. Рама из металла, что упрощает ее ремонт при поломках.
  2. Езда на велосипеде комфортнее по сравнению с предшественниками.
  3. Доступная стоимость восстановления указанной техники. Работа обойдется около 10 тысяч рублей даже с использованием самых современных деталей.
  4. Увеличенный параметр скорости по сравнению с велосипедами «Турист» и «Спутник» (плюс 10-12 км/ч).

Среди недостатков отмечают то, что велосипед от ХВЗ «Шоссе-старт» уже давно снят с производства. Это затрудняет поиск комплектующих элементов и запасных деталей. Особенно проблема актуальна для жителей небольших городков и поселков, где велосипеды данной марки можно найти в большом количестве. Там они просто гниют в сараях и гаражах.

Приводные системы, включая манетки и переключатели, морально устарели, хоть и выполняют свои прямые задачи. При тюнинге велосипеда от ХВЗ «Шоссе-старт» возникают затруднения при модернизации. Это связано с заменой заднего колеса, поскольку втулки больше по размеру, чем у современных байков. Часто приходится выгибать перья, что при самостоятельном вмешательстве без соответствующего оборудования приводит к нарушению геометрии велосипеда.


«Турист»
«Харьков»
«Спутник»
«Рекорд»
«Чемпион-шоссе»
«Старт-шоссе»

Разновидности

Модификации «В-552» и «В-553» велосипедов «ХВЗ Старт-шоссе» идентичны по характеристикам. Юбилейная модель, а также «В-555» немного отличаются от них. В любом случае, каждый из велосипедов достоин внимания коллекционеров.

В-552 и В-553

Характеристики модификаций «В-552» и «В-553»:

  • материал рамы/втулок/основных узлов — сталь 30ГСА/30Л/10;
  • база колес — 104–106 мм;
  • руль — лежачей конфигурации;
  • ростовое деление — 560/580/600 мм;
  • тормоза на ободах — клещевой разновидности;
  • втулки — дюралевые с цельной проточкой;
  • спицы — баттированные с утолщением на концах;
  • ободья колесные — из дюралюминиевого сплава;
  • тормозная трещотка — с 5 скоростями, 13-21 зубцом;
  • пластиковая «сидушка» на стальном каркасе;
  • педальная втулка — 2-скоростная с парой звездочек на 47–50 либо 48–51 зубьев.

Отличия модификации «ХВЗ Старт-шоссе В-555» от предшественников:

  • база колесная — 102 мм;
  • ростовой показатель — от 540 мм;
  • вынос руля по высоте — 75 или 130 мм;
  • наличие двойных ободов.

Вес велосипеда «В-555» — не менее 11 кг.


Олимпиада (Москва)80 155-412

Отличительная характеристика юбилейной версии велосипеда «Старт-шоссе» от ХВЗ:

  • рамные трубы из сплава титана и алюминия;
  • конфигурация стенок элементов — с переменной толщиной;
  • рулевая вилка получила иную геометрию с увеличенным выносом;
  • колеса с однотрубными покрышками;
  • облегчение массы агрегатных элементов за счет использования титана;
  • общая масса — 8,25 кг.

Изготовление модели «Олимпиада (Москва)-80 155-412» приурочено к Олимпийским играм в столице. Велосипед относился к улучшенной категории, должен был выступать в соревнованиях, что так и осталось в планах.


Советы по выбору

От серии «Старт-шоссе ХВЗ» на действующих моделях из оригинальных запчастей остались преимущественно рамы, вилки, рулевые колонки. Именно на аутентичность этих деталей нужно обращать внимание при выборе велосипеда. Они не просто подтверждают оригинальность изделия, но и позволяют создать настоящий шедевр с «родными» запчастями.

Поскольку указанную технику можно найти только в состоянии б/у, ее дополняют современными парными ободами коробчатой конфигурации, покрышками известных фирм с беговой конструкцией без протекторов, под которой предусмотрено мощное усиление против проколов. Кроме того, обновленные велосипеды «Старт-шоссе ХВЗ» комплектуют педальной кареткой с втулкой, которая крепится по системе «квадрат». Такая переделка превращает шоссейник в гибридную версию.

Призывы за возобновление выпуска рассматриваемого велосипеда были проигнорированы. Выбирая модель под восстановление, не стоит забывать проверить степень коррозии рамы, ободов, руля, прочих металлических элементов.




Варианты тюнинга

Степень модернизации велосипеда «Старт-шоссе ХВЗ» зависит от состояния техники и желания умельца его реанимировать или осовременить. Минимум сил и вложений потребуется, если исходное состояние байка приближено к заводскому исполнению. Колеса менять придется в большинстве случаев. Ободья подвержены износу, вряд ли сохранятся в хорошем состоянии. Современные аналоги значительно улучшат не только внешний вид элементов, но и общие характеристики.

Самыми сложными деталями при тюнинге велосипеда «ХВЗ Старт-шоссе» считаются манетки и каретки. Правильный подбор этих элементов — только полдела. Необходимо собрать весь узел так, чтобы не наблюдались люфты и разбалтывания сопряженных деталей. Специалисты рекомендуют заменить штатную каретку современным вариантом с картриджем. Для этого нужно:

  • подрезать резьбу под новую заготовку; иногда требуются переходники с одного на другой размер;
  • на раму наварить добавочные бонки, служащие для фиксаторов тормозов V-break, креплений тросиков;
  • если внешний вид ключевой роли не играет, лучше приварить кантилевры с удлиненными лапками.

Правильный и грамотный тюнинг велосипеда «ХВЗ Старт-шоссе» порадует владельца и окружающих изяществом тонкой стальной рамы, узкими колесами, хорошим ходом по асфальту. Реставрированные модели однозначно не подходят для соревнований, они ориентированы на визуальное любование и неспешную туристическую прогулку. Иногда можно встретить реплики с высокой посадкой и прямым рулем.





Видео

Давайте условимся о термине. Под "гибридом" я понимаю велосипед с 28-дюймовыми колесами, с прямым MTB рулем, т.е. наш родной Турист или Старт-Шоссе, прикинувшийся маунтинбайком. Такого рода велосипеды зарубежного производства продаются и в России и в Екатеринбурге в том числе. Диапазон цен - примерно от 10 до 25 тыс.руб.

Почему есть смысл задуматься о гибриде?

Во-первых, у многих из нас осталось стремление собрать что-то своими руками. Это нормальное стремление человека к творчеству, которое может реализоваться, в том числе и через самостоятельную или с помощью знающего человека сборку велосипеда.

Во-вторых, использовать то железо, которое осталось с прежних времен.

В-третьих, убрать недостатки, которыми обладают детища российской велоиндустрии и добавить достоинства, которые есть у зарубежных велопроизводителей.

В-четвертых, гибрид имеет преимущества перед MTB при движении по шоссе (просто лучше катит).

В-пятых, практика сборки таких велосипедов показывает, что гибрид, собранный на базе рамы от Старт-Шоссе при меньших денежных затратах обладает лучшими качествеными характеристиками навески, чем MTB за более высокую цену.

Постановка задачи

Итак, мы хотим иметь велосипед. На балконе валяется рама от Старт-Шоссе, пара колес, что-то из навески. Хочется пустить все это в пользу, можно вложить некоторое количество денег в восстановление велосипеда. Будущий велосипед будет использоваться в покатушечных целях, для поездок по городу, на природу и, может быть, даже в многодневных велопоходах. Надежность компонентов должна быть на достаточном уровне, передачи должны покрывать шоссейно-туристический диапазон. Вес, скорее всего, особой роли не играет, если стоит выбор полегче или понадежнее, предпочтение отдается надежности. Поехали!

Рама. Уже решили, что от Старт-Шоссе, очень желательно, чтобы где-то до 1984-85 годов выпуска. В середине 90-х годов ХВЗ стал выпускать рамы отвратительного качества, криво собранные, с отступлением от ранних довольно высоких стандартов. Если нет Старт-Шоссе, можно от Туриста или Спорта, качество металла здесь хуже, рамы легче гнутся при ударах, но если сильно хочется - то можно.

Вилка. Родная. Позволяет поставить резину 622×32 от Туриста, иногда даже 622×40 от дорожного велосипеда. Можно заказать амортизационную под имеющуюся раму, но при этом надо учесть, что добавляется килограмм дополнительного веса, затраты увеличиваются на стоимость вилки (1500-1800 руб) и то, что уровень самой вилки весьма невысок. Пока предпочтение отдаем жесткой от Старта.

Вынос. Ставим вынос байковский на 1" стандарт под прямой руль. В целях экономии можно оставить и родной, но вынос MTB поудобнее.

Руль. Прямой MTB. Предпочтительнее алюминиевый из недорогих, т.к. разница в цене со стальным небольшая, надежность вполне достаточна, а разница в весе довольно существенна. Прямой руль позволяет установить манетки (механизм управления переключением передач) от MTB, существенно облегчающие переключение передач по сравнению с манетками от ХВЗ.

Обода. Один из самых существенных моментов. Вот здесь денег жалеть не нужно. Выбор ободов на 28" в Екатеринбурге крайне ограничен, лучше через знакомых или через наш велосервис заказать нужные и подождать какое-то время, чем брать что под руку попадет. Однозначно не берем продукцию российских заводов. Та массовка, которая ими производится, имеет отвратительное качество. Обода от велосипедов Турист. Во-первых, похоже, в природе уже не существуют. Во-вторых, даже если они и остались где-то, лучше вложить деньги в зарубежные двойные обода. Одинарные и двойные зарубежные. Не стоит брать узкие клинчерные (сделанные специально для узких гоночных шин) обода. В этом случае вы вынуждены будете использовать только гоночные покрышки (622-20/23/25), а это сильно скажется на проходимости велосипеда. Подойдут обода шириной 18-21 мм и предпочтение однозначно нужно отдать двойным. Цена? В пределах 350-400 руб. за штуку.

Втулки. Передняя - можно оставить от Старт-Шоссе. Втулку нужно перебрать, проконтролировать состояние конусов, шариков. Шарики промерить микрометром. Если расхождение превышает 0,01 мм - бракуйте и подбирайте дальше. Если втулка плохая или хочется заменить - рекомендуемый уровень качества - от Shimano Asera и выше.
Задняя - если есть большое желание сэкономить - оставляйте от Старта. Проделать те же операции, что и с передней. Что следует иметь в виду - как втулки от Старт-Шоссе, так и простенькие зарубежные имеют весьма примитивную защиту от грязи и воды, поэтому при интенсивной езде пару раз в год придется втулочки перебирать. Кроме того, на этой втулке не очень надежное эксцентриковое крепление заднего колеса. Или покупаем втулку от зарубежного производителя. Наиболее распространены втулки под резьбовое присоединение блока задних звездочек и под кассету. Более надежными следует считать втулки под кассету. Конструкция таких втулок такова, что меньше гнутся и ломаются задние оси и кроме того, кассету проще снять при замене спиц. Кассетную втулку нужно покупать под 7 задних звезд, восьмерная слишком широка для стартовской рамы.

Спицы. Родные с гоночных колес не советую по двум причинам - эти спицы тоньше, диаметр спицы 1,8 мм. Если постоянно не следить за равномерным натяжением спиц на колесе, возможен быстрый выход их из строя - и тогда пойдите, найдите им замену. Ниппели для таких спиц тоже имеют резьбу меньшего диаметра, тоже пойди купи. Спицы от дорожного велосипеда, от Туриста использовать можно, но надо сразу брать с запасом и - необходимой длины. Кстати, если обод высокопрофильный, спицы нужны меньшей длины, так что с ходу просто так закупать нельзя, лучше посоветоваться со специалистом или посчитать по методике расчета длины спиц. Ниппели зарубежные к нашим спицам не подходят, нужно иметь это в виду. Рекомендация - лучше сразу покупать импортные. Если слишком длинные, то в нашем велосервисе есть возможность укоротить и накатать новую резьбу.

Кассета или трещотка. Если у вас задняя втулка под кассету, то кассету и нужно покупать. Количество зубов на звездочках под велотуризм должно быть примерно 11-28 как минимум, лучше 11-30(32). Если втулка под трещотку (с резьбой), то приобретается трещотка. Лучше приобрести зарубежного производства и наша статистика показывает, что надежнее ведет себя Shimano. Если втулка от Старта - трещотка нужна на 6 звезд (ограничение диктует длина вала), если импортная, то можно приобрести на 7 звезд.

Владимир Семенов <otool@ntmk(г. Нижний Тагил): Из личной практики - в стартовскую раму, на стартовской втулке, со стартовской осью установил трещотку на 7 звезд. Все отлично стыкуется. Длины оси хватает.

Задний переключатель. Если денег мало - ставьте любой. Если есть 400-500 руб, начните хотя бы с Shimano TY40 или Altus. Российские дюралевые слишком хрупки, железный от ХВЗ достаточно надежен, хотя и примитивен донельзя. При установке особенно обратите внимание на ограничители перемещения переключателя (такие болтики). Любимое занятие неотрегулированных переключателей - в наиболее неподходящее время залетать в спицы. Нужно иметь в виду, что если вы приобрели трещотку или кассету с большой задней звездой на 34 зуба, нужен однозначно зарубежный переключатель, приспособленный под работу с такой звездой. Внешне у такого переключателя ролики большего диаметра.

Система (шатуны со звездами). Если экономим - оставляем систему ХВЗ 51-40 зубов, заодно остается и родная каретка. Не очень хорошо для гор ездить на таких передачах, но в конце концов десятки лет катались на таких звездах и были счастливы. Если средства позволяют, ставим каретку с валом под квадрат или даже картридж каретки (рама по резьбе позволяет) и систему зарубежного производства. Это может быть все тот же Shimano Tourney или Altus. С такими передачами можно уже довольно смело ехать в приличный подъем. Поскольку велосипед довольно резвый, то лучше, если передние звезды будут иметь следующий набор: 48-38-28(30).

Цепь. Если на шестерной трещотке цепь от Старта еще худо-бедно работать может, то на 7 звезд сзади уже нужна узкая импортная (ширина 7,1 мм).

Покрышки/камеры. Камеры от Туриста не подходят по одному параметру - слишком короткий ниппель. Из высокопрофильного обода он просто не может высунуться на длину, достаточную для насоса. Покрышки можно ставить российские 622×32 (на некоторых рамах даже 622×40), но есть один нюанс - на импортные обода наши покрышки ложатся неаккуратно и где-то обязательно проседают. Результат - постоянное периодическое потряхивание при езде. Кроме того то ли резина неравномерная, то ли корд положен кое-как, но покрышки отечественные все время каким-то местом норовят выпучиться. Не люблю я их.

Владимир Семенов: Опять же, я собрал колеса на высокопрофильных двойных ободах Remerx 622×18. Спицы использовал на заднем толстые итальянские шоссейные, а переднем стартовские. Брал самые длинные. Спицевал без проблем, просто больше разваливаешь перекрестную пару (которая в соседних дырках на одной стороне) и получается много крестов. Камеры использовал Traks с обычным коротким ниппелем. Для этого на 2 мм увеличил ниппельное отверстие в ободе. Теперь гайка, фиксирующая золотник, выступает над ободом наполовину, что позволяет ее без проблем откручивать-закручивать. Накачиваю шоссейным насосом без шланга.

Тормоза. Конструкция рамы и вилки диктует применение стандартных ХВЗ тормозов с центральной тягой. Есть гоночные варианты, есть туристские. В гоночные едва-едва проходит покрышка 622×32. Лучше поискать туристские - у них большие размеры. Колодки лучше заменить на более эффективные импортные.

Тормозные ручки. На безрыбье сойдут и прямые ХВЗ. Импортные, даже из дешевых - работают помягче, но на дешевых часто применяют хрупкий пластик, который частенько ломается.

Седло. Как вашей душеньке угодно. Хоть столь любимое нами когда-то кожаное от Старта со знаменитыми неубиваемыми заклепками, хоть от Туриста с пружинами, хоть импортное. Лишь бы вам нравилось.

Все. Примерно комплектовка обдумана.

Фото велосипеда, который получился.

Вот полная комплектация велосипеда такого типа, собранного в октябре 2002 года. Цены представлены в российских рублях, поэтому делите суммы на 6.


Производитель – Харьковский велосипедный завод имени В. И. Петровского.

Назначение – для соревнований по шоссе. Велосипед заказывала Федерация велоспорта СССР. Изготавливался из отечественных или импортных труб индивидуально для каждого спорсмена для лучших гонщиков страны.

Годы выпуска – (1962 ? -1964 ?).

Устройство и технические данные велосипеда ХВЗ В-552 “Чемпион Шоссе”.

1. Передняя вилка – трубы овального сечения (легированная сталь).

– улучшенной геометрии, тонкостенные трубы (легированная сталь);

– высота – 520 – 600 мм (через каждые 5 мм).

3. Руль – спортивный;

– передний и задний тормоза – клещевые, тросовые с прижимом на обода.

– втулки – дюралюминиевые (сплав В 95), цельноточенные, фланцы увеличенные;

– обода – дюралюминиевые (из спецсплава);

– спицы – редуцированные, утончённые в средней части;

– размер шин – 600 х 24 мм (27″ х 1,1/8″) или 600 х 27мм.

– шатуны – дюралюминий (сплав В95) с квадратным креплением на кареточном валу;

– педали – стальные, челночные с туклипсами;

– задний и передний переключатели – параллелограмного типа;

– передние звёзды – дюралюминиевые (сплав В 95), 48 и 51 зубьев;

– задние звёзды – 13, 15, 17, 19, 21 зубьев;

– цепь (размер) – 12,7 х 2,4 мм;

– количество передач – 10.

7. Седло – удобной формы, пластмассовое;

8. Покраска велосипеда – эмали разных цветов, концы цепной и передней вилки, а также стойки рамы с хромированным покрытием.

Обзор моделей и отзывы владельцев велосипедов хвз старт-шоссе
Спортивно-шоссейный велосипед старт
Велосипед турист
Велосипеды ХВЗ «Старт шоссе»
Велосипеды ХВЗ «Старт шоссе»
Велосипед (хвз) старт-шоссе
Обзор моделей и отзывы владельцев велосипедов хвз старт-шоссе
Велосипед (хвз) старт-шоссе
Обзор моделей и отзывы владельцев велосипедов хвз старт-шоссе

9. Вес велосипеда – 10,5 – 11,0 кг.

Несколько фотографий В-552 ”Чемпион-шоссе” из коллекции велосипедов Влада Карганова Здесь серийный В-552, который являлся прообразом и прародителем спецзаказовского В-552-и. У В-552 ”Чемпион-шоссе” рама оказалась очень удачная и после доработок была принята за основу для производства В-552-и и для других спецзаказов.Фото с сайта













Этап первый отмывка старых запчастей:

    1. Педали на этом велосипеде стоят с туклипсами. Я у них только меняю смазку и максимально счищаю грязь. Ремешки же в достаточно хорошем состоянии их возвращаю обратно.
    2. Каретка. Разборки показала, что смазка там уже давно засохла, а подшипники имеют заметные повреждения. Меняю подшипники и смазку. (В итоге по мере эксплуатации, старая каретка показала себя не с лучшей стороны, так как быстро захрустела из-за попавшего в нутрь песка)
    3. Манетки оставляю родные, конечно я представляю какие это будут мучения, но хочется для начала поездить на родных.
    4. Задний переключатель тоже пока останется родной в дальнейшем поставлю что-нибудь современное. Остается отмыть его и поменять смазку в подшипниках. Еще кстати не знаю подойдет ли он для современных цепей, так как у него в место шестеренок ролики. В итоге поставил переключатель shimano claris.
    5. Тросики на велосипеде и рубашки еще стоят родные я их меняю на современные. Сталкиваюсь с проблемой, что современные колпачки на рубашки не подходят в упоры рамы и рубашки вставляются без них. (Также было и изначально)
    6. Рулевая колонка пока я не нашел к ней сепараторных подшипников поэтому хорошенько отмыл старые и с новой смазкой поставил обратно. (Старые кстати оказались в хорошем состоянии)
    1. Клещевые тормоза. Разбираю тщательно мою и смазываю ставлю обратно, но уже с новыми тросиками. (Выявилась проблема, что задний томоз немного выступает за втулку из-за чего нельзя за крутить сильно болт, так как тогда клешня не будет двигаться, но не критично посмотрим, что будет дальше)

    Модельный ряд велосипедов ХВЗ Старт-Шоссе

    Характеристики семейства «Старт-Шоссе» не значительно, но отличаются.

    ХВЗ «Старт-Шоссе» В-553


    • Рама и рулевая вилка выполнены, из трубных элементов – марка 30ХГСА, узловых элементов и коронки вилки – марка 30Л, наконечников – сталь 10.
    • База велосипеда (расстояние между втулками колёс): 1040, 1060 мм.
    • Высота рамы или ростовка (расстояние между подседельным узлом и центром каретки): 560, 580, 600 мм.
    • Руль-баран.
    • Тормоза клещеобразного типа.
    • Втулки колёс дюралюминиевые марки В95, цельноточённые (большой фланец).
    • Спицы, утолщённые к концам.
    • Обода колёс выполнены из спецплава.
    • Однотрубные покрышки, 27 Х 600 мм.
    • Шатуны из алюминиевого сплава марки В95, оснащённые стальными турклипсами.
    • Задняя втулка, оснащена пятиступенчатой, бестормозной трещоткой. Звёзды стальные с кол-вом зубьев от 13 до 21 с шагов в 2 зуба.
    • Две передних звезды из алюминиевого сплава марки В95. В двух вариантах (кол-во зубьев): 47 и 50 или 48, 51.
    • Всего передач: 2 Х 5=10.
    • Пластиковое седло (встречаются кожаные) посаженное на стальной каркас.
    • Масса велосипеда без обвесов: 10 кг.

    ХВЗ «Старт-Шоссе» В-555


    От своего предшественника отличается незначительно:

    • Изменена база велосипеда: 1020, 1040 мм.
    • Добавлена дополнительная ростовка (высота рамы): 540 мм.
    • Увеличился вынос руля (в ассортименте) – 75-130 мм.
    • Обода приобрели дополнительную жёсткость.
    • Вес велосипеда составил от 10,5 до 11 кг.

    ХВЗ «Старт-Шоссе Олимпиада (Москва) 80» 155-412


    Выпуск модели 155-412 приурочен к проходившей в Москве (1980 г.) олимпиаде. Согласно мифу, этот велосипед (один из лучших) должен был выступать в соревнованиях, чего не случилось.

    Читайте также: