Запасное колесо не подходит

Опубликовано: 16.04.2024

Прокол автомобильной шины знаком каждому. Неприятно, но не страшно. Всегда можно поставить запаску и продолжить путь. Однако запасное колесо в автомобиле часто отличается протектором от основных колес.

А, как известно, эксплуатация автомобиля на разных покрышках запрещена ПДД. Инспектор ДПС может оштрафовать водителя. И сегодня хотелось бы объяснить Вам, почему действия сотрудника ДПС не всегда законны.


Разберёмся в вопросе

Использование запасного колеса связано с временными трудностями. И чаще всего «запаска» отличается не только рисунком протектора, но еще размером и типом шины. Вот, например, хозяин ездил на базовых шинах, подкопил и решил поставить более модную низкопрофильную резину.

Денег хватило только на 4 колеса, поэтому в качестве запасного стал возить старое колесо. Вдруг в дороге он обнаружил прокол. До ремонта далеко, поставил запаску с другим рисунком протектора, и едет дальше. А ведь такая конфигурация запрещена ПДД.

И что тогда ожидать от сотрудника ДПС, если он заметит несимметричность? Начнет выписывать штраф, или всё-таки можно остаться безнаказанным?


Использование запрещено

Запрет использования автомобиля, на котором установлены колеса разных моделей, размера или рисунка прописан в 5-ом пункте перечня неисправностей. Получается, что запасное колесо должно быть идентичным с основным.

И если это действительно так, то водитель может использовать его неограниченное время. Сотрудник ДПС не имеет никакого права штрафовать водителя, у которого все колеса одинаковые.

Когда в багажнике лежит старое запасное колесо, пользоваться им разрешается только в определенном случае. Иначе водитель рискует нарваться на неприятности.

Пункт 2.31. ПДД гласит, что перед выездом на дорогу, водитель должен проверить исправность транспортного средства. А если поломка произошла уже в пути, то постараться устранить ее.

При невозможности обеспечить исправное состояние автомобиля, водителю разрешается передвигаться по дороге к месту ремонта или стоянки. Конечно же, при соблюдении всех мер безопасности.

Из вышеперечисленного следует, что проколотую шину можно заменить запаской, которая отличается протектором или размером. Но ехать разрешено только до места ремонта. А ремонтировать покрышку можно где угодно: на СТО, у себя в гараже или на месте стоянки транспортных средств.


Почему нельзя ездить на разной резине?

Ездить на разных колесах рекомендуется предельно спокойно. Скорость не должна превышать 50 км в час, нельзя резко ускоряться, тормозить, а также выполнять различные маневры. В случае несоблюдения рекомендаций, водитель рискует уйти в занос. А это, в свою очередь, может быть опасным для других участников движения.

Как избежать наказания?

Обнаружив отличие, сотрудник ГИБДД начнет заходить издалека. Поэтому не удивляйтесь, если у Вас вдруг спросят: «А куда Вы направляетесь?». Вообще, Вы можете не отвечать на подобные вопросы ДПС, но в конкретном случае лучше включить смекалку.

Ни в коем случае не говорите, что едете по своим делам. Так у него не появится веских оснований для оформления протокола о нарушении. А ответить лучше так: «Только, что пробил колесо, а сейчас еду в ближайшую мастерскую ремонтировать его».

Полностью прекратить передвижение на неисправном автомобиле водитель обязан только в некоторых случаях. Среди них:

  • неисправность тормозной системы автомобиля;
  • неисправность в работе стеклоочистителей (ездить на автомобиле запрещается только в снежную и дождливую погоду)
  • поломки в рулевом управлении;
  • неисправность сцепного устройства;
  • неисправность световых приборов (в тёмное время суток).

И как вы уже заметили, в перечне нет никаких упоминаний о запасном колесе. Поэтому можете смело устанавливать его и ехать дальше к месту устранения неполадки.

Штрафовать водителя и отправлять его автомобиль на штрафстоянку запрещено. Так что будьте внимательны. А то сотрудники ДПС могут попытаться вменить Вам наказание в виде штрафа.

Однако злоупотреблять лазейкой не стоит. Первые два раза может еще и прокатит, но если попадать всегда на одного и того же стража порядка, то на третий раз штрафа не избежать.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Новичок российского рынка Renault Kaptur определенно недосчитается какого-то числа покупателей из-за особенностей комплектации, которые производитель, видимо, счел не очень важными в конкурентной борьбе. Речь о некоторой алогичности в оснащении этой модели запасным колесом. Это ни в коем случае не наезд на достаточно яркий и инженерно-гармоничный Kaptur, а просто пример. Но у многих конкурентов Каптюра с запасным колесом полный порядок. Например, в Hyundai Creta полноразмерная запаска, как минимум на стальном диске, уложена в багажник — для всех комплектаций. Это нормальный подход производителя, намеревающегося добиться хороших продаж (и заодно репутации) в России.

Renault Kaptur

Думали о хорошем

И мы с коллегой недалеко от Северного Полярного круга как-то имели случай созерцать Nissan Juke, плетущийся с хлипкой докаткой на передней оси по бескрайнему карельскому грейдеру. Надеемся, его экипаж благополучно добрался до какой-нибудь мастерской.

Замена колеса

С другой стороны, прокол колеса — явление отнюдь не повседневное и не регулярное. Многие ездят годами, по нашим вот этим самым дорогам и вокруг них, и все нормально! Стоит ли переживать, если в багажнике бублик-недоросль? Может, сгодится и докатка?

Ремкомплектом по бездорожью

Ремкомплект

Ремкомплект вместо запаски становится вполне распространенной опцией и потихоньку перебирается из премиум-сегмента на более простые машины. Хотя ковыряться с ремонтом колеса в нашей специфичной стране, где подчас и обочины-то нет, занятие на тонкого ценителя. Впрочем, владельца Kia Rio по-любому проще представить с «затычкой» и клеем в руках, чем водителя Porsche или Cadillac.

Технология «Run Flat» (дословно — «бежать на спущенном») до бюджетных машин если и доберется, то очень нескоро. Шины с усиленными боковинами и бортовым кольцом, не дающим спущенной шине сползти с диска, — вещь сама по себе хорошая. Они менее подвержены повреждениям в принципе, а с проколом вполне выдержат сотню километров. Для чего и придуманы.

RunFlat

Надо сознавать, что для обитателей премиум-сегмента перечисленные недостатки недостатками не являются. Бог им в помощь! Но и нам тоже, поскольку ремкомплекты и докатки по объективным причинам не внушают должного спокойствия и уверенности на дальних дистанциях.

Половина россиян, по данным одного из опросов, считает российские дороги плохими либо очень плохими — и именно такие они и есть в половине случаев. Само количество шиномонтажных пунктов в России дает понять, что с дорогами у нас что-то не так, и шиномонтажный бизнес востребован отнюдь не только в сезоны перекидывания комплектов.

Докатка — добро или зло?

докатка

Всё остальное неоднозначно и требует изучения. Не исключено, что докатка дороже в производстве, чем обычное колесо, и потому ее присутствие удорожает автомобиль. Не исключено, что при эксплуатации докатки могут возникнуть перегрев дифференциала и ступицы, а также капризы системы ESP (при большой разнице диаметров со штатными колесами).

Естественно, никто и не требует от докатки подвигов, это всего лишь костыль, его задача — помочь доковылять до мастерской. Поэтому избегайте героизма и, если придется, старайтесь ставить докатку все же на заднюю ось — так безопаснее. И внимательно читайте инструкцию относительно давления в докатке — привычные значения ей не годятся.

Отдельная тема — взаимоотношения докатки с законом. Пункт 5.5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» прямо запрещает устанавливать на одну ось шины различных размеров и конструкций, с различными рисунками протектора и т.д. В то же время в ПДД есть пункт 2.3.1: «При возникновении в пути прочих неисправностей (…) водитель (…) может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Пробитое колесо или докатка не входят в число неисправностей, при которых движение категорически запрещено.

Каким должно быть запасное колесо автомобиля?

Мой первый опыт прокола колеса был похож на финал фильма «Вокзал для двоих». Там герой Олега Басилашвили бежит по зимней дороге, опаздывая в тюрьму на перекличку, не успевает и прямо на дороге начинает играть на аккордеоне. Вот, все то же самое было и у меня, только без музыки.

Запутанные дворы вокруг колонии на окраине города, документы на аукцион по поставке мяса и 7 минут, чтобы успеть довезти их до КПП. И в этот момент я зацепляю колесом металлический штырь, резина мгновенно опадает, я бросаю машину и бегу с документами к входу в колонию. Все получилось, но вместо триумфа мне предстояла установка запасного колеса, а как поставить запаску я только предполагал. Каково же было мое удивление, когда в багажнике обнаружилось новое, но меньшее по диаметру колесо. Я в тот момент еще не знал, что редко, какая запаска соответствует штатным шинам.

В новых автомобилях запасное колесо почти всегда входит в обязательную комплектацию. И когда владелец открывает багажник и смотрит в поддон, его ждет 4 варианта развития событий. Конечно, если, они, как и я, не обратили на это внимания в автосалоне. Есть так же машины с запасным колесом сзади.

Колесо для докатки

Это диск с покрышкой меньшего диаметра, как правило, на 1 дюйм относительно основных колес. Его нельзя считать запасным в полном смысле, оно предназначено для временного использования, чтобы попасть в ближайший шиномонтаж или магазин, где можно сделать подбор шины. Диски на докатке обычно стальные. Весь смысл такого колеса – снижение себестоимости комплектации авто при производстве. Многие говорят еще и о снижении веса снаряженного автомобиля, но это совершенно некритичное влияние.

Итак, в докатке перед установкой проверяют давление. При возможности подкачивают больше, чем штатные колеса, до 4-4,2 атмосфер. По правилам эксплуатации ездить на разных диаметрах нельзя, но передвигаться к месту ремонта – можно. Установка запасного колеса займет время, и чтобы его сократить, хорошо хранить докатку в собранном и уже накачанном виде.

Полноразмерное запасное колесо

Имеет шину, как и на самом автомобиле. Диск может быть попроще, так называемый тазик или кастрюля. Если остальные колеса – литые, то использовать длительное время запасное колесо «на стали» тоже не советуют. Разная весовая нагрузка на ось, неравномерный износ ходовой. Какая запаска подойдет для постоянной езды? Только полноценное идентичное остальным пятое колесо, причем в двух вариантах – зимнем и летнем.

Баллон со спецсредством

Он предназначен для быстрого ремонта проколотого колеса, но не поможет при значительных повреждениях. Именно тот случай, когда лучше перестраховаться - все равно нужен самостоятельный подбор шины. Диски для запасного колеса можно использовать самые дешевые.

Шины runflat

Установка такого запасного колеса, в основном, на автомобили класса «люкс», им не нужны запасные варианты. Состав резины и конструкция корда таковы, что позволяют машине ехать до ремонта даже со спущенным колесом: покрышка не спадет, сцепление с дорогой сохранится.

Если же в специальном отсеке багажника, на крыше или на задней двери предусмотрено место для хранения запасного колеса, то оно должно входить в комплектацию нового автомобиля. Машины с пробегом могут быть в разном состоянии, но и у них, как правило, запаска в наличии. Каким должно быть запасное колесо, чтобы им можно было максимально быстро воспользоваться?

1. Существующим. То есть оно в принципе должно быть. Есть водители, которые даже не представляют, какая запаска лежит в их автомобиле и лежит ли вообще. Тем не менее, информирован, значит вооружен, все это знают.
2. Накачанным. Проверять давление в нем рекомендуют ежемесячно вместе с диагностикой штатных колес. Или возите с собой компрессор, тогда установка запасного колеса потребует больше времени, но хватит своих сил.
3. Целым. Разговоры на счет износа запасного колеса от трения в багажнике, конечно, вызывают улыбку. Но если у вас уже б/у автомобиль, то на целостность шины влияет срок ее хранения.Проверяйте резину запаски хотя бы 1-2 раза в год: трещины, белый налет – поводы для замены, иначе и до ремонта можно не доехать.

Пользование запасным колесом связано с рядом трудностей. Часто оно имеет не только иной рисунок протектора, но и размеры. К примеру, владелец поставил на машину более модные диски и низкопрофильную резину, а «запаска» осталась прежней. Или на колесах с прошлого сезона еще стоят зимние нешипованные покрышки. Поэтому после прокола или пробития покрышки на ямах на одной оси оказываются колеса с разным рисунком протектора. А такая конфигурация запрещена правилами дорожного движения. Как будут реагировать на нее стражи порядка, которые в период отпусков очень зорко следят за мелкими нарушениями, оборачивающимися большими штрафами?

Эксплуатация запрещена


Таким образом, запасное колесо должно быть таким же, как и другие. Тогда при его установке можно ездить неограниченное время, и никто из инспекторов ГИБДД не скажет ничего плохого.

Если в багажнике лежит старое колесо, положенное туда еще на заводе, то пользоваться им необходимо аккуратно и ограниченное время. Такое колесо можно ставить, но с большими оговорками.

«Водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности», — указано в пункте 2.3.1 ПДД

Таким образом, при проколе колеса автомобилист вправе поставить запаску даже с другим протектором и размером. Правда, ехать он может только к месту ремонта. Это может быть личный гараж, шиномонтажная мастерская или другое удобное место, пригодное для исправления повреждения колеса.

При этом лучше не превышать скорости в 80 км/ч. Иначе при экстренном торможении начинаются проблемы с управляемостью на машинах с разным протектором. Ездить на автомобиле по бытовым надобностям запрещается.

Поезжайте в мастерскую

Сотрудники ГИБДД при осмотре машины с запасным колесом могут поинтересоваться, куда едет автомобилист. И если он ответит, что на курорт или в винный магазин, то у инспектора ГИБДД могут появиться все основания для составления протокола на штраф в 500 рублей. Поэтому отвечать в такой ситуации необходимо грамотно: «Проколол колесо и еду к месту ремонта: в ближайшую мастерскую».

Если же инспектор ГИБДД будет настаивать на том, что ездить на машине нельзя даже в этом случае, и заговорит о возможности постановки автомобиля на штрафстоянку, это будет ошибкой с его стороны.


В соответствии с ПДД, немедленное прекращение эксплуатации транспортного средства может потребоваться только в ряде случаев. Исходя из Перечня неисправностей, изложенных в ПДД, это:

  • повреждение тормозной системы;
  • неработающие стеклоочистители в снежную или дождливую погоду;
  • отказ рулевого управления;
  • неработающие фонари головной оптики в темное время суток;
  • неполадки в сцепном устройстве.

В этом списке нет упоминания о колесах, а значит, к месту ремонта передвигаться не возбраняется. Автомобиль может следовать в мастерскую своим ходом. Останавливать его и забирать на штрафстоянку нельзя, так как эта мера может применяться исключительно к автомобилям с серьезными неисправностями, изложенными в приложении к ПДД РФ.

Почему крайне опасно устанавливать запаску на ведущую ось машины?

Вот только немногие водители задумываются на тему того, чем может обернуться установка "докатки" на ведущую ось автомобиля. Все дело в том, что "докатка" существенно отличается размерами от стандартных колес, поэтому может становиться причиной возникновения различных неприятностей.

Предназначение. Каждый водитель может столкнуться с такой неприятностью во время эксплуатации автомобиля, как прокол колеса. В данном случае "докатка" может выручить. Но нужно обязательно помнить о том, что данный вариант запасного колеса предназначен только для краткосрочных поездок, которые обычно должны происходить до ближайшего сервисного центра.

Почему крайне опасно устанавливать запаску на ведущую ось машины? 3

Вообще, главным отличием "докатки" конечно является размер, поэтому специалисты категорически не рекомендуют использовать такое колесо продолжительный период времени, поскольку это может стать существенной проблемой для большинства водителей и даже обернуться возникновением дорожно-транспортного происшествия.

Почему крайне опасно устанавливать запаску на ведущую ось машины? 4

Параметры. Технические параметры такого колеса отличаются. Его вес как правило не более 15 килограмм, что на 5 килограмм меньше обычного колеса. Такой размер придуман не случайно. Дело в том, что меньшее по размеру колесо легче перевозить в специально созданном отсеке багажника, куда порой не помещается обычное колесо.

Заблуждением водителей становится мнение о том, что докатка влияет на тормозной путь из-за своих параметров. На самом деле это не так, ведь тормозной путь не зависит от площади прикосновения или ширины диска. Но все же эксплуатация автомобиля с "докаткой" отличается. Машину часто ведет в сторону и управляемость существенно снижается.

Ведущее колесо. Установка "докатки" на ведущее колесо не рекомендуется автослесарями, поскольку они уверены в том, что это может привести к возникновению аварийной ситуации из-за плохой управляемости. Именно поэтому, если получилось так, что пробито переднее колесо, то водителю лучше поставить на его место заднее, а назад уже установить "докатку", но только до ближайшее автосервисного центра.

Важно помнить о том, что если "докатка" будет установлена на переднюю ось автомобиля, то при срабатывании системы ABS, она обеспечит увеличение тормозного пути и начнет вдобавок отклоняться от прямой траектории движения. Именно поэтому водители должны понимать, что особенно в городских условиях это действительно может стать причиной возникновения аварийных ситуаций, в которых могут пострадать и другие участники дорожного движения.

Итог. "Докатка" придумана производителями только для того, чтобы у водителей была возможность, в случае прокола колеса, установить ее и доехать до ближайшего сервисного центра, в котором можно починить основное колесо. В случае продолжительного использования "докатки", существенно снижается управляемость автомобиля, что может привести к неожиданным и весьма неприятным последствиям, поэтому лучше всего их избегать.

Читайте также: