Что такое средний ремонт колесной пары

Опубликовано: 22.09.2022

В случае ослабления гайки, деформации хвостовика планки стопорной или при наличии коррозии под витками резьбы гайка демонтируется. При этом, снимают проволоку с болтов М12 планки стопорной, болты освобождают от стопорения и вывертывают, планку стопорную снимают. Болты и планку осматривают. Гайку отворачивают, кольцо плоское упорное переднего подшипника снимают, протирают насухо, осматривают и производят МПК или ВТК (при использовании автоматизированных средств неразрушающего контроля). Проверяют состояние резьбы на шейке оси, гайки и болтов М12, а также планки стопорной.

Колесная пара с поврежденной резьбой М110 оси или в отверстиях под болты М12 планки стопорной к дальнейшей эксплуатации не допускается. Гайка с поврежденной резьбой и следами механического воздействия на шлицы, неисправные болты М12, планка стопорная и кольцо плоское упорное бракуются и заменяются на исправные.

2. Оси колесных пар, независимо от даты изготовления, должны быть проверены методом УЗК (шейки, предподступичные и средние части), кроме колесных пар, проходивших последний средний ремонт не более шести месяцев назад.

При невозможности проверки методом УЗК шеек, предподступичных, подступичных и средних частей оси с цилиндрических поверхностей оси (отсутствие необходимых дефектоскопов и преобразователей) торцевое крепление подшипников на шейке оси демонтируется и УЗК производится со стороны торца оси.

Средние части осей колесных пар должны быть проверены методом МПК или ВТК (при использовании автоматизированных средств НК), кроме колесных пар, не бывших в эксплуатации после последнего среднего или текущего ремонта не более шести месяцев.

  • 3. Каждая колесная пара после проведения ей текущего ремонта должна быть принята мастером или бригадиром.
  • 1.5.2 Средний ремонт колесных пар (полное освидетельствование)

Средний ремонт колесным парам выполняется:

  • 1. после крушений и аварий поездов всем колесным парам поврежденных вагонов;
  • 2. после схода вагона с рельсов (колесным парам сошедшей тележки);
  • 3. при повреждении вагона от динамических ударов падающего груза при погрузке;
  • 4. при отсутствии или невозможности прочтения знаков и клейм о проведении последнего среднего ремонта на торце шейки оси;
  • 5. при отсутствии бирки на буксовом узле или невозможности прочтения клейм на ней при ремонте колесной пары или подкатке ее под вагон.

Таблица 3 - Допускаемые размеры колесных пар при выпуске их из текущего и среднего ремонтов Оси

через два восстановления профиля поверхности катания колес об­точкой (или шлифовкой) колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими.

Количество обточек колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными подшипниками сдвоенными или подшипниками кассетного типа, не регламенти­руется в течение гарантийного межремонтного срока для подшипников;

колесным парам с буксовыми узлами, оборудованными:

двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими и сдвоенными, про­шедшим последний средний ремонт пять и более лет назад,

подшипниками кассетного типа, прошедшим последний средний ремонт восемь и более лет назад;

при демонтаже буксовых узлов с последующим их ремонтом;

при отрицательном результате входного вибродиагностического контроля подшипников колесных пар, поступивших в текущий ремонт;

при повреждении наружных колец подшипников кассетного типа с адаптером в виде трещин, отколов, раковин;

при выбросе смазки на диск колеса через уплотнения корпусов букс или уплотнения подшипников кассетного типа;

при наличии в передней части корпуса буксы воды или льда;

при сдвиге буксового узла вдоль шейки оси;

при наличии на поверхности катания колес колесных пар:

а) неравномерного проката - 2,0 мм и более,

Проверка неравномерного проката производится измерением его в сечении с максимальным износом и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм;

б) ползуна - глубиной 1,0 мм и более,

в) навара - высотой 1,0 мм и более;

при капитальном ремонте колесных пар;

при проведении сварочных работ на кузове вагона или тележке без соблюдения требований п. 32.3;

при капитальном ремонте (КР) и капитальном ремонте с продле­нием срока службы (КРП) вагонов;

при недопустимом нагреве буксовых узлов.

При среднем ремонте колесных пар производят:

обмывку колесных пар, корпусов букс и адаптеров, элементов тор­цевого крепления и демонтированных блоков (наружные кольца с роликами и се­параторами) и внутренних колец подшипников роликовых цилиндрических (п. 18);

Запрещается производить обмывку, разборку и ремонт подшипников сдво­енных и кассетного типа в условиях ремонтного предприятия. После демонтажа они отправляются в сервисные центры предприятий-производителей подшипни­ков.

демонтаж (п. 22) и монтаж буксовых узлов (п. 26) (полную реви­зию);

ремонт подшипников роликовых цилиндрических (п. 27.2);

восстановление профиля поверхности катания колес (при необхо­димости) (п. 19);

НК элементов колесных пар и деталей подшипников (п. 21);

контроль геометрических параметров и величин износов элементов колесных пар на соответствие нормам, установленным и приведенным в таблице

производится в соответствии с требованиями РД 32 ЦВ 058-97;

выходной вибродиагностический контроль буксовых узлов на установках, соответствующих техническим требованиям № 741 -2011 ПКБ ЦВ, по технологии в соответствии с РД 32 ЦВ 109-2011. Результаты контроля заносятся в журнал формы ВУ-90 в графу «Примечание» (приложение Ж).

При неисправности одного буксового узла колесной пары в обяза­тельном порядке производится демонтаж второго буксового узла.

При проведении среднего ремонта колесных пар наносятся знаки и клейма (п. 28.6):

на торце оси с левой стороны колесной пары;

на бирке, устанавливаемой под левый верхний болт крышки крепи­тельной с правой стороны колесной пары, оборудованной буксовыми узлами с подшипниками в корпусах букс;

на шайбе стопорной с левой стороны колесной пары, устанавлива­емой под болты М20 торцевого крепления подшипников, установленных в кор­пус буксы, и М20 или М24 крышки передней подшипника кассетного типа с адаптером.

При монтаже буксовых узлов на том же предприятии, где произво­дился капитальный ремонт колесной пары дополнительно наносятся знаки и клейма в соответствии с п. 28.6.4.

При монтаже буксовых узлов на предприятиях, не производивших ремонт колесных пар, знаки и клейма наносятся в соответствии с п. 28.6.5.

При использовании в буксовых узлах смазок Буксол или ЗУМ уста­навливается бирка в соответствии с п. 28.6.6.

При использовании в буксовых узлах опытных подшипников или смазок дополнительная маркировка производится по согласованию с железнодо­рожными администрациями в установленном порядке.

Каждая колесная пара после проведения ей среднего ремонта должна быть принята мастером или бригадиром.

Данные о проведении среднего ремонта колесной пары заносятся в журналы форм ВУ-53 (приложение Г), ВУ-90 (приложение Ж) и Ремонтную кар­точку колесной пары грузового вагона (приложение Д).

Т а б л и ц а 12.1 - Допускаемые размеры колесных пар при выпуске их из текущего и среднего ремонтов

Измеряемые параметры

Значения, в мм

Колесные пары

Расстояние между внутренними боковыми поверхностями ободов колес

Разность расстояний между внутренними боковыми по­верхностями ободов колес, измеренных в четырех точках, расположенных в двух взаимноперпендикулярных плоско­стях, не более

Разность расстояний между торцами предподступичной части оси и внутренними боковыми поверхностями ободов колес с одной и другой стороны колесной пары, не более

Измеряемые параметры

Значения, в мм

Разность диаметров колес по кругу катания в одной колес­ной паре, не более:

при восстановлении профиля поверхности катания колес;

без восстановления профиля поверхности катания колес.

Отклонение от соосности круга катания относительно по­верхности шейки или подступичной части оси, не более *):

при восстановлении профиля поверхности катания колес;

без восстановления профиля поверхности катания колес.

Диаметр шейки оси, типа *): РУ1 иРУ1Ш

130 + 0,052

130 +0,005

1 гл +0,090 150 +0,045

Диаметр оси в месте зарезьбовой канавки у колесных пар с осями типа РУ1 *)

Ширина зарезьбовой канавки колесных пар с осями типа РУ1 *)

Занижение (уменьшение) диаметра шейки оси у галтели (глубина на сторону) *)

Расстояние от торца предподступичной части до начала занижения диаметра на шейке оси типа *):

РУ1 иРУ1Ш РВ2Ш

Конусообразность и овальность шейки оси, не более *)

Измеряемые параметры

Значения, в мм

Радиальное биение шейки оси, не более *)

Диаметр предподступичной части оси типа *): РУ1 иРУ1Ш

1 /гг +0,2 1 /г л +0,02 165 +0,02 • 164 ,

1 RS +0,165 ! о с +0,165 185 +0,091 • • 185 + 0,066

Овальность и конусообразность предподступичной части оси, не более *)

Диаметр подступичной части оси типа, не менее:

Диаметр средней части оси типа, не менее *): РУ1 иРУ1Ш

ось с конусообразной средней частью

ось с цилиндрической средней частью РВ2Ш

Вмятины, забоины и протертости средней части оси, не более

Наружный диаметр резьбы М110 *)

Овальность по кругу катания колес, не более:

при восстановлении профиля поверхности катания колес;

без восстановления профиля поверхности катания колес.

Толщина обода колеса, не менее:

при восстановлении профиля поверхности катания колес;

без восстановления профиля поверхности катания колес.

Измеряемые параметры

Значения, в мм

Равномерный прокат, не более

- при восстановлении профиля поверхности катания колес;

не допускается

- без восстановления профиля поверхности катания колес.

Неравномерный прокат

не допускается

Ширина обода колеса

Зазор между профилем колеса и рабочей поверхностью максимального шаблона (при восстановлении профиля по­верхности катания колес), не более:

- по высоте гребня

- по поверхности катания, гребня, внутренней боковой по­верхности обода

Толщина гребня (без восстановления профиля поверхности

катания колес)

Разность толщин гребней колес в одной колесной паре,

Толщина диска у обода колес: исполнение по рис. 8.1

- изготовления до 1988 г.

17,0+ 3,0

- изготовления с 1988 г. по 2011 г.

190+ 3,0

- изготовления после 2011 г.

19,0+ 4,0

исполнение по рис. 8.2.1

20,0+ 4,0

исполнение по рис. 8.2.2

19,0+ 4,0

исполнение по рис. 8.2.4

22,0+ 4,0

Измеряемые параметры

Значения, в мм

Кольцевые выработки на поверхности катания у основания гребня и на коничности 1:3,5, не более:

при восстановлении профиля поверхности катания колес;

без восстановления профиля поверхности катания колес.

не допускаются

шириной 10,0 глу­биной 0,5

не допускается

Выщербины без трещин, идущих вглубь обода колеса

допускаются

длиной не более 15,0 мм или глу­биной не более 1,0 мм

не допускается

*) при текущем ремонте колесной пары измерения не производятся. **) уточняется в процессе накопления опыта в эксплуатации

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Средний ремонт колесным парам грузовых вагонов выполняется:

- после крушений и аварий поездов всем колесным парам поврежденных вагонов;

- после схода вагона с рельсов (колесным парам сошедшей тележки);

- при повреждении вагона от динамических ударов падающего груза при погрузке;

- при отсутствии или невозможности прочтения знаков и клейм о проведении последнего среднего ремонта на торце шейки оси;

- при отсутствии бирки на буксовом узле или невозможности прочтения клейм на ней при ремонте колесной пары или подкатке ее под вагон;

- после выполнения допустимых вырубок волосовин, неметаллических включений и других неисправностей на оси в пределах установленных норм;

- через два восстановления профиля поверхности катания колес обточкой (или шлифовкой) колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими.

Количество обточек колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными подшипниками сдвоенными или подшипниками кассетного типа, не регламентируется в течение гарантийного межремонтного срока для подшипников;

Колесным парам с буксовыми узлами, оборудованными:

- двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими и сдвоенными, прошедшим последний средний ремонт пять и более лет назад,

- подшипниками кассетного типа, прошедшим последний средний ремонт восемь и более лет назад.

При наличии на поверхности катания колес колесных пар:

а) неравномерного проката - 2,0 мм и более, проверка неравномерного проката производится измерением его в сечении с максимальным износом и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм;

б) ползуна - глубиной 1,0 мм и более,

в) навара - высотой 1,0 мм и более;

г) при капитальном ремонте колесных пар;

д) при проведении сварочных работ на кузове вагона или тележке без соблюдения требований;

е) при капитальном ремонте (КР) и капитальном ремонте с продлением срока службы (КРП) вагонов.

При среднем ремонте колесных пар производят:

- обмывку колесных пар, корпусов букс и адаптеров, элементов торцевого крепления и демонтированных блоков (наружные кольца с роликами и сепараторами) и внутренних колец подшипников роликовых цилиндрических;

- НК элементов колесных пар и деталей подшипников;

- контроль геометрических параметров и величин износов элементов колесных пар на соответствие нормам;

- выходной вибродиагностический контроль буксовых узлов на установках, соответствующих техническим требованиям № 741-2011 ПКБ ЦВ. Результаты контроля заносятся в журнал формы ВУ-90 в графу «Примечание» (приложение Ж).

- при неисправности одного буксового узла колесной пары в обязательном порядке производится демонтаж второго буксового узла.

- при проведении среднего ремонта колесных пар наносятся знаки и клейма: на торце оси с левой стороны колесной пары; на бирке, устанавливаемой под левый верхний болт крышки крепительной с правой стороны колесной пары, оборудованной буксовыми узлами с подшипниками в корпусах букс; на шайбе стопорной с левой стороны колесной пары, устанавливаемой под болты М20 торцевого крепления подшипников, установленных в корпус буксы, и М20 или М24 крышки передней подшипника кассетного типа с адаптером.

Средний ремонт колесным парам пассажирских вагонов выполняется:

- после крушений и аварий поездов всем колесным парам поврежден­ных вагонов;

- после схода вагона с рельсов (колесным парам сошедшей тележки);

- при отсутствии или невозможности прочтения знаков и клейм о про­ведении последнего среднего ремонта на торце шейки оси;

- при отсутствии бирки на буксовом узле или невозможности прочтения на ней знаков и клейм;

- после выполнения допустимых вырубок волосовин, неметаллических включений и других неисправностей на оси в пределах установленных норм;

- через одно восстановление профиля поверхности катания колес об­точкой колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими.

Количество обточек колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными подшипниками сдвоенными или подшипниками кассетного типа, не регламентиру­ется в течение межремонтного срока для подшипников;

- колесным парам с буксовыми узлами, оборудованными:

а) двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими и сдвоенными типа 46-882726Е2МС43, прошедшим последний средний ремонт четыре и более лет на­зад;

б) подшипниками кассетного типа и сдвоенными типов Н6-882726Е2К1МУС44, Н6-882726Е2К2МУС44, прошедшим последний средний ремонт восемь и более лет назад или имеющим пробег > 1,2 млн. км;

- при демонтаже буксовых узлов с последующим их ремонтом;

- при отрицательном результате рекомендуемого входного вибродиаг­ностического контроля (показатель - «брак») буксовых узлов колесных пар, посту­пивших в текущий ремонт;

- при выбросе смазки на диск колеса через уплотнения корпусов букс;

- при недопустимом нагреве буксового узла или повреждении буксо­вого узла, требующего его демонтажа;

- при отказе в работе привода подвагонного генератора от торца оси, требующего его демонтажа;

- при наличии в передней части корпуса буксы воды или льда;

- при сдвиге буксового узла вдоль шейки оси;

- при наличии на поверхности катания колес колесных пар:

а) неравномерного проката - 2,0 мм и более, а у колесных пар с приводом под­вагонных генераторов всех типов - 1,0 мм и более.

б) ползуна - глубиной 1,0 мм и более;

в) навара - высотой 0,5 мм и более;

- при капитальном ремонте колесных пар;

- в случае, когда колесные пары с подшипниками всех типов не были в эксплуатации (находились на хранении в цехах, колесных парках и под неэксплуа- тируемыми вагонами) после их последнего среднего или текущего ремонта более двадцати четырех месяцев;

- при всех видах капитальных ремонтов вагонов (КР-1, КР-2, КРВ,

При среднем ремонте колесных пар пассажирских вагонов производят:

- обмывку колесных пар, корпусов букс, элементов торцевого крепле­ния и демонтированных блоков (наружные кольца с роликами и сепараторами) и внутренних колец подшипников роликовых цилиндрических;

Запрещается обмывка, разборка и ремонт подшипников сдвоенных и кассет­ного типа в условиях ремонтного предприятия. После демонтажа с оси они переда­ются в сервисные центры предприятий-производителей подшипников.

- демонтаж и монтаж ведущего шкива привода подвагонного генерато­ра от торца оси;

- демонтаж и монтаж буксовых узлов (полную ревизию);

- ремонт подшипников роликовых цилиндрических;

- восстановление профиля поверхности катания колес обточкой (при необходимости);

- НК элементов колесных пар и деталей подшипников;

- контроль геометрических параметров и величин износов элементов колесных пар на соответствие установленным нормам;

При проведении среднего ремонта колесных пар наносятся знаки и клейма:

- на торце оси с левой стороны колесной пары;

- на бирке, устанавливаемой под левый верхний болт М20 крышки крепитель­ной с правой стороны колесной пары;

- на шайбе стопорной с левой стороны колесной пары, устанавливаемой под болты М20 торцевого крепления подшипников.

На крышке смотровой корпуса буксы с опорами под рессорный ком­плект, в зависимости от типа и конструктивной компоновки подшипников, установ­ленных в буксу, белой краской высотой 100-150 мм должна быть нанесена надпись:

- К-1 - для подшипников кассетного типа в габаритах 130х250х160 мм торго­вой марки Бренко;

- СП - для подшипников сдвоенных производства АО ХАРП;

- СПС - для подшипников сдвоенных производства ОАО «СПЗ» и АО «СПЗ»;

- БУКСОЛ - для подшипников роликовых цилиндрических, заправленных этой смазкой.

Каждая колесная пара после проведения ей среднего ремонта должна быть принята мастером или бригадиром.

Данные о проведении среднего ремонта колесной пары заносятся в журналы форм ВУ-53, ВУ-90.

Капитальный ремонт колесных пар (ремонт со сменой элементов)

Капитальный ремонт колесным парам грузовых вагонов выполняется:

- при необходимости замены одного или двух колес;

- при признаке сдвига на оси одного или двух колес;

- при признаке ослабления прессовой посадки на оси одного или двух колес;

- при несоответствии расстояния между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес установленным величинам;

- при необходимости распрессовки колес при восстановлении поврежденной или изношенной резьбы осей РУ1 под гайку торцевую М110х4 и болты М12 крепления планки стопорной с ее последующей механической обработкой;

- при отсутствии или невозможности прочтения знаков и клейм на торцах осей, относящихся к их изготовлению и предыдущему капитальному ремонту (формированию) колесной пары.

При капитальном ремонте колесных пар производят:

- демонтаж и монтаж буксовых узлов;

- обмывку колесных пар;

- распрессовку колес с осей;

- расточку отверстий ступиц новых или старогодных колес цельнокатаных;

- механическую обработку подступичных частей новых или старогодных осей;

- прессовую посадку новых или старогодных колес на новые или старогодные оси;

- восстановление поврежденной или изношенной резьбы М110 и М12 осей РУ1;

- УЗК и МПК (или ВТК при использовании автоматизированных средств НК) подступичных, предподступичных, средних частей и шеек осей перед прессовой посадкой колес. Допускается производить УЗК и МПК (или ВТК при использовании автоматизированных средств НК) шеек, предподступичных и средней частей осей после прессовой посадки колес на ось. УЗК и ВТК старогодных колес цельнокатаных производится после их прессовой посадки на ось.

- контроль геометрических параметров колесных пар и их элементов.

Капитальный ремонт колесным парам пассажирских вагонов выполняется:

- при необходимости замены одного или двух колес;

- при признаке сдвига на оси одного или двух колес;

- при признаке ослабления прессовой посадки на оси одного или при несоответствии расстояния между внутренними боковыми по­верхностями ободьев колес установленной величине;

- при разности расстояний от торцов предподступичных частей оси до внутренних боковых поверхностей ободьев колес одной и другой сторон колесной пары более установленной величины;

- при необходимости распрессовки колес для восстановления повреж­денной или изношенной резьбы осей РУ1 под гайку М110 и болты М12 крепления планки стопорной с ее последующей механической обработкой;

- при отсутствии или невозможности прочтения знаков и клейм на тор­цах осей, относящихся к их изготовлению и предыдущему капитальному ремонту (формированию) колесной пары;

- при признаке сдвига на оси одного или двух тормозных дисков;

- при неисправности тормозных дисков, требующих их замены;

- при неисправностях редуктора подвагонного генератора с приводом от средней части оси.

При капитальном ремонте колесных пар производят:

- демонтаж и монтаж буксовых узлов;

- обмывку колесных пар;

- распрессовку колес с осей;

- расточку отверстий ступиц новых или старогодных колес;

- механическую обработку подступичных частей осей;

- распрессовку и прессовую посадку тормозных дисков (при необходи­мости);

- прессовую посадку новых или старогодных колес на оси;

- восстановление поврежденной или изношенной резьбы М110 и М12 осей РУ1;

- демонтаж и монтаж редуктора привода подвагонного генератора от средней части оси (при необходимости);

- динамическую балансировку колес (при необходимости);

- УЗК и МПК (или ВТК при использовании автоматизированных средств НК) подступичных, предподступичных, средних частей и шеек осей перед прессовой посадкой колес.

Допускается производить УЗК и МПК (или ВТК при использовании автомати­зированных средств НК) шеек, предподступичных и средней частей осей после прессовой посадки колес на ось. УЗК и ВТК старогодных колес производится после их прессовой посадки на ось.

- контроль геометрических параметров колесных пар и их элементов.

Требования к колесным парам и их элементам при капитальном ремонте.

Новые элементы колесных пар, поступающие на вагоноремонтные предприятия, должны иметь сертификаты соответствия.

Новые оси и колеса должны иметь знаки маркировки и клеймения, относящиеся к их изготовлению в соответствии с требованиями ГОСТ 31334 и ГОСТ 10791.

Оси и колеса с отсутствующими приемочными клеймами и клеймами ОТК завода-изготовителя, а также с отсутствующей или плохо различимой маркировкой бракуются.

Колесные пары с неясными или отсутствующими знаками и клеймами, относящимися к формированию колесной пары, должны быть расформированы, при этом старогодные оси и колеса могут быть использованы при ремонте колесных пар.

Старогодные оси с неясными или отсутствующими знаками и клеймами завода-изготовителя бракуются.

Старогодные колеса с неясной или срезанной маркировкой завода-изготовителя могут быть использованы при ремонте колесных пар.

Колеса цельнокатаные и оси, изготовленные в Германии, Польше, Румынии, Югославии, Китае и т.д., с отсутствующими приемочными клеймами используются при ремонте колесных пар на общих основаниях при наличии сертификата соответствия.

При прессовой посадке колес на оси может быть использована как система вала, так и система отверстия.

Разрешается заменять неисправные или неудовлетворяющие установленным нормам элементы колесных пар на новые или старогодные.

Колесные пары, предназначенные для вагонов с эксплуатационной скоростью свыше 140 км/ч, должны быть подвергнуты динамической балансировке на специальных балансировочных станках. Колесная пара базируется на призмы ба­лансировочного станка по шейкам оси. Место и величина дисбаланса каждого колеса опре­деляется в автоматическом режиме.

Допускаемый дисбаланс в плоскости каждого колеса относительно оси, проходя­щей через центры кругов катания колес, для колесных пар, подкатываемых под вагоны с эксплуатационной скоростью 140 км/ч < Ук < 160 км/час, должен быть не более 0,6 кгм.

При обнаружении дисбаланса более допустимого значения, колесная пара должна быть обточена на специальном станке. При отсутствии станка колесную пару расформиро­вывают.

После проведения динамической балансировки колесной пары на наружной боковой поверхности обода каждого колеса слева от его маркировки в холодном состоянии выбива­ется клеймо «Б» (п. 28.5.2). Результаты балансировки заносятся в журнал свободной формы

Каждая колесная пара должна быть принята мастером (мастером ОТК) или лицом, в обязанности которого в соответствии с технологическим процес­сом или распоряжением по ремонтному предприятию, входит приемка колесных пар.

Требования, предъявляемые к колесным парам в эксплуатации

Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны после сходов, с трещиной в любой части оси колёсной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, а также при следующих износах и повреждениях колёсных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:

- в межгосударственном сообщении, для грузовых вагонов, толщина гребня более 33 мм или менее 24 мм при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;

- неравномерный прокат по кругу катания (при обнаружении) у грузовых вагонов 2 мм и более; у пассажирских вагонов 2 мм и более, а у колесных пар с приводом генераторов всех типов (кроме плоскоременных) - 1 мм и более.

- протертость средней части оси глубиной более 2,5 мм (5 мм по диаметру);

сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси (рисунок 1). Признаком ослабления посадки ступицы колеса на оси является разрыв краски по всему периметру в месте сопряжения с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса ржавчины или масла. Колесная пара не бракуется, если при разрыве краски выделение из-под ступицы колеса ржавчины или масла не наблюдается. Признаками сдвига ступицы колеса на оси служит полоска ржавчины или блестящая полоска на поверхности металла с внутренней стороны ступицы (при сдвиге колеса наружу), полоска ржавчины или блестящая полоска на оси с противоположной стороны ступицы (при сдвиге колеса внутрь).

- выщербины по поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов и более 25 мм у пассажирских вагонов. Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускаются. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой.

Выщербины глубиной до 1 мм не бракуются независимо от их длины; При обнаружении во время осмотра на промежуточных станциях пассажирских вагонов с выщербинами на поверхности катания колес длиной от 25 мм но не более 40 мм, разрешается дальнейшее следование вагона без ограничения скорости (с установленной скоростью). При выщербине длиной более 40 мм но не свыше 80 мм, разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда со скоростью не более 100 км/ч (не более установленной скорости) до ближайшего пункта, имеющего средства для замены колесных пар . Выщербины на колесных парах пассажирских вагонов при скорости 140 км/ч и выше не допускаются.


В грузовых поездах, а также в пассажирских, обращающихся со скоростью не выше 120 км/ч, допускается устранять «навар» абразивным кругом. При этом зачищенные участки должны удовлетворять следующим требованиям: на зачищенном месте не должно быть трещин, переход от зачищенной поверхности к не зачищенной должен быть плавным, зачищенная поверхность должна располагаться заподлицо с прилегающими бездефектными участками; в месте зачистки допускается углубление не более 0,5 мм.

Рисунок 8.1 Смещение металла ("навар") на поверхности катания колеса

остроконечный накат - выступ, образовавшийся в результате пластической деформации поверхностных слоев металла гребня в сторону его вершины (рисунок 2) (определяется визуально);

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Полная и промежуточная ревизия буксового узла. Текущий ремонт колесных пар (Обыкновенное освидетельствование колесных пар).

  • при каждой подкатке колесных пар под вагоны;
  • при положительном результате входного вибродиагностического контроля буксовых узлов;
  • при восстановлении профиля поверхности катания колес без демонтажа буксовых узлов;
  • при проведении профилактических мероприятий по отдельным указаниям железнодорожных администраций или владельцев инфраструктуры.
  1. предварительный осмотр колесных пар до очистки с целью лучшего выявления ослабления или сдвига ступиц колес на оси и трещин в элементах;
  2. очистку от грязи и смазки;
  3. проверку магнитным дефектоскопом шеек и предподступичных частей осей колесных пар для подшипников скольжения;
  4. проверку магнитным дефектоскопом средней части оси;
  5. проверку ультразвуковым дефектоскопом подступичных частей осей колесных пар для подшипников скольжения;
  6. осмотр, а также проверку соответствия размеров и износов всех элементов установленным нормам;
  7. промежуточную ревизию букс колесных пар для роликовых подшипников.

Перед промежуточной ревизией у выкаченных колесных пар буксы проворачивают, при вращении буксы с толчками и ненормальным шумом производят полную ревизию.

При промежуточной ревизии снимают крышку буксы. Места прилегания крышки предварительно очищают от грязи и протирают. Из передней части буксы смазку перекладывают в снятую крышку для контроля и дальнейшего использования. Букса с загрязненной и обводненной смазкой (стальные, латунные включения, механические и другие примеси) подлежит полной ревизии. При хорошем состоянии смазки производят дальнейший осмотр. Проверяют состояние переднего подшипника. При обнаружении масла от редукторно-карданного привода (пассажирские вагоны), излома или износа сепаратора, приставного упорного кольца или других дефектов буксу подвергают полной ревизии.

При торцевом креплении гайкой независимо от состояния крепления снимают стопорную планку для проверки и клеймения, торцевую гайку и упорное кольцо для визуального осмотра резьбы шейки оси и гайки. Колесные пары или гайки с поврежденной резьбой к дальнейшей эксплуатации не допускаются. При исправном состоянии резьбы производят затяжку гайки с последующей установкой стопорной планки.

При торцевом креплении тарельчатой шайбой болты М20 освобождают от стопорения и проверяют их затяжку. При наличии хотя бы одного из болтов с крутящим моментом менее 5 кгс/м все болты вывертывают и проверяют визуально состояние резьбы отверстий в торце оси и болтов крепления, а также состояния места перехода стержня болта к головке. При обнаружении повреждений болты к дальнейшей эксплуатации в торцевом креплении не допускаются. При повреждении более шести первых ниток резьбы в резьбовых отверстиях оси колесная пара не допускается к дальнейшей эксплуатации.

При обточке поверхности катания колес с торцевым креплением шайбой взамен снятой смотровой или крепительной крышки устанавливают специальную временную крышку с отверстием для прохода центра станка. После обточки колесной пары снимают временную крышку, проверяют состояние смазки, надежность крепления торцевой гайки. Ослабленные гайки снимают и осматривают состояние резьбы шейки оси и гайки. Колесные пары и гайки с поврежденной резьбой к дальнейшей эксплуатации не допускают. При торцевом креплении тарельчатой шайбой и болтами М 20 производят проверку состояния крепления, осмотр резьбовых отверстий в оси и болтов, а также последующую их затяжку.

При промежуточной ревизии в случае необходимости в буксу добавляют свежую (не бывшую в употреблении) смазку. Затем устанавливают смотровую или крепительную крышку.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОСМОТРУ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ, РЕМОНТУ И ФОРМИРОВАНИЮ ВАГОННЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР

Дата введения 2006-01-01
(с изменениями)

Утверждена МПС России от 20 июня 2003 г. N ЦВ-944

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар (далее настоящая инструкция) распространяется на колесные пары вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм (за исключением колесных пар специальных вагонов, а также моторных и прицепных вагонов электро- и дизель-поездов), эксплуатируемых в поездах со скоростями движения не выше: пассажирские - 160 км/ч; грузовые при нагрузке от оси на рельсы не более 230,3 кН (23,5 тс) - 90 км/ч, а при нагрузке от оси на рельсы не более 235,2 кН (24 тс) - 80 км/ч.

При эксплуатации вагонов со скоростями движения поездов и нагрузками от оси на рельсы выше указанных, колесные пары должны удовлетворять специальным Техническим требованиям.

1.2. Инструкцией устанавливаются:

1.2.1. Порядок и сроки осмотра, освидетельствования, ремонта и формирования колесных пар;

1.2.2. Нормы и требования, которым колесные пары должны удовлетворять при осмотре, освидетельствовании, ремонте, формировании и подкатке под вагоны;

1.2.3. Перечень контролируемых параметров при осмотре, освидетельствовании, ремонте, формировании и подкатке колесных пар под вагоны

1.3. Каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям настоящей Инструкции, выполнение которой обязательно для всех работников, связанных с осмотром, освидетельствованием, ремонтом, формированием и подкаткой колесных пар под вагоны

Требования к колесным парам, оборудованными элементами и узлами приводов генераторов пассажирских вагонов должны соответствовать настоящей Инструкции.

1.4. Освидетельствование, ремонт и формирование колесных пар, а также полная ревизия букс с роликовыми подшипниками должны производиться в пунктах, имеющих соответствующее оборудование и разрешение на выполнение этих работ.

1.5. Каждая колесная пара должна иметь четко нанесенные знаки и клейма, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями и настоящей Инструкцией, за исключением колесных пар, поставляемых по импорту, которые не имеют приемочных клейм Министерства транспорта России

1.6. Размеры колесных пар и их элементов при эксплуатации, ремонте и формировании должны соответствовать нормам, установленным настоящей Инструкцией.

1.7. Технология ремонта и формирования колесных пар для вагонных (ВЧД) и пассажирских (ЛВЧД) депо и вагоноколесных мастерских (ВКМ) устанавливаются Департаментами: вагонного хозяйства и дальних пассажирских перевозок.

1.8. Перечень измерительного инструмента и шаблонов, правила пользования ими, а также порядок ведения учетных и отчетных форм по колесным парам устанавливаются Департаментами вагонного хозяйства и дальних пассажирских перевозок.

1.9. В заказах, актах и другой служебной переписке и документах типы колесных пар, название элементов, виды ремонта следует употреблять в соответствии с терминологией, используемой в настоящей Инструкции.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОЛЕСНЫХ ПАРАХ И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ

2.1 Под вагонами в эксплуатации применяются следующие типы колесных пар: РУ1-957 (рисунок 1а) и РУ1Ш-957 (рисунок 1б).

А) Колесная пара типа РУ1-957

Б) Колесная пара типа РУ1Ш-957

Рисунок 1. Типы колесных пар

Основные размеры новых колесных пар приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции.

2.2. Вагонные колесные пары, находящиеся в эксплуатации, в зависимости от способа торцевого крепления подшипников имеют следующие типы осей:

- с креплением гайкой - РУ1 (рисунок 2а);

А) Ось с креплением гайкой - РУ1

Б) Ось с креплением шайбой - РУ1Ш

Рисунок 2. Типы осей

- с креплением шайбой - РУ1 (рисунок 2б)

Новые оси изготавливаются только для роликовых подшипников, как с цилиндрической, так и с конусообразной средними частями.

Основные размеры новых осей колесных пар приведены в приложении 2 к настоящей Инструкции.

2.3. Для установки на станках каждая ось должна иметь на торцах центровые отверстия (рисунок 3).

Рисунок 3. Центровые отверстия на торцах осей

2.4. Все типы колесных пар, указанные в п.2.1, имеют цельнокатаные колеса. Размеры новых колес приведены на рисунке 4 и в приложении 3 к настоящей Инструкции.

* Размеры обеспечиваются инструментом

** Размеры для справок

Рисунок 4. Цельнокатаное колесо

2.5. Обработанный обод колеса должен иметь один из профилей поверхности в соответствии с рисунком 5 (а, б, в).

А) Профиль стандартный по ГОСТ 9036-88* с исходной толщиной гребня 33 мм

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 10791-2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Б) Профиль ремонтный с исходной толщиной гребня 30 мм

В) Профиль ремонтный с исходной толщиной гребня 27 мм


* Размеры обеспечиваются инструментом

** Размеры для справок

Параметр шероховатости поверхности A мкм.

Рисунок 5. Профиль поверхности катания обода колеса


3. ВИДЫ, СРОКИ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР

3.1. Основные положения

3.1.1. Для проверки состояния и современного изъятия из эксплуатации колесных пар с неисправностями, угрожающих безопасности движения поездов, а также для контроля за качеством подкатываемых и отремонтированных колесных пар установлена система их осмотра и освидетельствования, состоящая из:

- осмотра колесных пар под вагонами;

3.1.2. Осмотр колесных пар под вагонами должны производить осмотрщики вагонов или работники других служб, имеющие права осмотра вагонов, а при текущем отцепочном ремонте вагонов - мастера и бригадиры. Указанные лица должны при поступлении на работу, а в дальнейшем один раз в два года, сдавать испытания в знании правил и инструкций.

3.1.3. Обыкновенное и полное освидетельствование колесных пар разрешается производить лицам, испытанным в знании настоящей Инструкции, технологического процесса и организации ремонта колесных пар и получившим право на выполнение этих работ.

Лицам, сдавшим испытания, выдается удостоверение по форме, указанной в приложении 4 настоящей Инструкции. Проверочные испытания для таких работников проводятся ежегодно.

3.1.4. Удостоверение на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар должны иметь:

- в отделениях железных дорог - начальники отделов вагонного хозяйства и их заместители;

- вагонных депо, вагоноколесных мастерских - начальники вагонных депо, вагоноколесных мастерских, их заместители, главные инженеры, старшие приемщики и приемщики вагонных депо, начальники пунктов технического обслуживания, старшие осмотрщики вагонов, связанные с подкаткой колесных пар, мастера и бригадиры колесных и роликовых цехов, мастера и бригадиры по подкатке, мастера и бригадиры текущего отцепочного ремонта и технологи колесно-роликовых цехов;

- на ремонтных заводах - главные инженеры и их заместители, начальники колесных и роликовых цехов и их заместители, начальники отдела технического контроля (ОТК) и их заместители, главные технологи, технологи, мастера, бригадиры, инспектора и контролеры ОТК колесных цехов, заводские инспектора-приемщики;

- на вагоностроительных заводах - заводские инспектора-приемщики соответствующих департаментов ОАО "РЖД".

3.1.5. Прием испытаний и выдачу удостоверений на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар осуществляют комиссии в составе:

а) начальника Дирекции по ремонту грузовых (пассажирских) вагонов или его заместителя (председатель), начальника службы вагонного (пассажирского) хозяйства или его заместителя и дорожного ревизора по безопасности движения по вагонному хозяйству. Комиссия испытывает: начальников вагонных (пассажирских) отделов и их заместителей, начальников, их заместителей и главных инженеров вагонных депо, начальников и их заместителей вагоноколесных мастерских, приемщиков и старших приемщиков вагонов, заводских инспекторов-приемщиков, работников ремонтных заводов, мастеров ВКМ и колесно-роликовых цехов.

Начальники пассажирских отделов и их заместители, а также начальники дирекций по обслуживанию пассажиров и их заместители испытываются в случае подчинения им пассажирских вагонных депо.

Список работников пассажирского хозяйства определяется приказом по железной дороге;

б) начальника вагонного (пассажирского) отдела или его заместителя (председатель) и ревизора по безопасности движения отделения железной дороги по вагонному хозяйству.

Комиссия испытывает работников вагонных депо, за исключением указанных в п.п."а" настоящего пункта.

При отсутствии в составе железной дороги отделений или в отделении железной дороги отдела вагонного (пассажирского) хозяйства испытания и выдача удостоверений производится в вагонном депо комиссией в составе: начальника или главного инженера вагонного депо (председатель), ревизора по безопасности движения по вагонному хозяйству и старшего приемщика вагонов.

3.2 Осмотр колесных пар под вагонами

3.2.1. Колесные пары под вагонами осматривают:

а) на станциях формирования поездов с ходу в момент прибытия, после прибытия и перед отправлением поездов,

б) на станциях, где графиком движения поездов предусмотрена их стоянка для технического обслуживания вагонов;

в) при подготовке вагонов к перевозкам и перед постановкой в поезд;

г) после крушений, аварий поездов, столкновений подвижного состава, схода с рельсов вагонов;

д) при текущем отцепочном ремонте вагонов.

3.2.2. При осмотре колесных пар под вагонами проверяют:

а) состояние элементов колесных пар;

б) соответствие размеров и износов элементов колесных пар установленным нормам.

3.3. Обыкновенное освидетельствование колесных пар

3.3.1. Обыкновенное освидетельствование колесных пар производится при каждой их подкатке под вагоны, кроме колесных пар, не бывших в эксплуатации после последнего полного или обыкновенного освидетельствования менее 6 месяцев.

Читайте также: