Домкрат для шиномонтажа какой лучше

Опубликовано: 20.04.2024

Весеннее солнце уже греет жителей нашей необъятной страны. С каждым днем погода становится все теплее и лучше. А это значит, что уже очень скоро наступит время сезонной переобувки.

В этот период особенно высок спрос на подкатные домкраты, ставшие неотъемлемым атрибутом шиномонтажных мастерских. Их правильный выбор может существенно повлиять на производительность и прибыльность шиномонтажа. Неправильный выбор домкрата — напротив — способен на время парализовать всю работу или сделать ее неудобной и медленной.

Технические специалисты компании «ГаражТулс», эксклюзивного дистрибьютора Licota в России, сделали все возможное, чтобы ваш выбор оказался правильным. Мы собрали воедино 12 важных особенностей, которые следует учитывать при выборе домкратов. Вот несколько из них:

ПЕРВЫЙ НЮАНС:

"Узлом домкрата, который получает особенно высокие нагрузки, является механизм передачи усилия от рукоятки к запорному клапану. К исполнению данного узла предъявляются повышенные требования, в противном случае подкатной домкрат быстро придет в негодность. Различают две конструкции таких механизмов: с зубчатой передачей и c карданной.

В бюджетных моделях чаще всего применяется зубчатая передача, так как эта конструкция дешевле. Однако ее нельзя назвать надежной. По мере эксплуатации зубцы подвергаются коррозии и забиваются грязью, выходя из строя. Нередко они слизываются из-за высоких нагрузок. Обычно это приводит к проскальзыванию зубчатых дисков, что требует ремонта или замены механизма.

Для профессионального использования лучше всего выбрать подкатной домкрат с иным типом конструкции — карданной передачей. Она значительно надежнее, ее износоустойчивость выше. Но даже в том случае, если она износится, отремонтировать ее будет дешевле чем зубчатую."

Хотите узнать обо всех двенадцати нюансах? Читайте нашу новую статью —
«Как выбрать лучший подкатной домкрат для шиномонтажа».

СРАВНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДКАТНЫХ ДОМКРАТОВ

Кроме того, мы сравнили технические характеристики профессиональных подкатных домкратов Garwin и отметили в сводной таблице все их особенности. Данную таблицу можно найти в заключительной части статьи.

Тем, кто предпочитает видео, мы предлагаем ознакомиться со специальным репортажем от нашего технического директора. Репортаж целиком посвящен правильному выбору хорошего подкатного домкрата в шиномонтаж, приятного просмотра!

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
✪ Профессиональные подкатные домкраты для шиномонтажных и автосервисных мастерский от Garwin
✪ Все модели подкатных домкратов для автомобилей, представленные в «ГаражТулс»
✪ Специальный каталог домкратов в «ГаражТулс»: подкатные, бутылочные, реечные, трансмиссионные, пневмогидравлические и принадлежности для них
✪ Общий каталог, где все шиномонтажное оборудование разбито на тематические подразделы — купить шиномонтажное оборудование
✪ Общий каталог, где все оборудование для СТО разбито на тематические подразделы — купить гаражное оборудование
✪ Полезные статьи о профессиональном инструменте и оборудовании для авторемонта от наших специалистов

Домкрат – необходимая принадлежность, без него невозможно поменять колесо в случае прокола. Применяют инструмент и в других ситуациях, например, при ремонте или обслуживании тормозной системы.

Мы решили сделать обзор, в который вошли лучшие домкраты для автомобиля 2020 года, доступные на рынке . В этом нам помог Константин Паршин , главный менеджер сервиса «АвтоДом» .

Моделей разной конструкции множество. Все они имеют свои особенности, преимущества и недостатки. Понять, какой домкрат лучше для легкового автомобиля, довольно сложно.

В топ-10 вошли самые надежные устройства:

Лучший гидравлический домкрат подкатного типа Stels 51132 (2.5 т)

  • легкий подъем;
  • 3 положения фиксации;
  • высота подхвата – 140 мм;
  • поворотная рукоятка.

Домкрат подкатного типа с длинной ручкой можно устанавливать, практически не наклоняясь. Легко накачивается. Вес механизма – 15 кг, в комплекте идет пластиковый кейс для хранения. Рассчитан на подъемную массу в 2,5 т. Минимальный клиренс автомобиля – 140 мм, высота подъема – 385 мм. Предусмотрено 3 фиксатора для положений на 225, 295 и 350 мм. Можно использовать как стойку или подставку для автомобиля. С домкратом лучше работать на асфальте или бетонной поверхности – он имеет 4 колеса для передвижения. На грунте он неудобен.

Модель можно посоветовать для условий города тем автовладельцам, которые предпочитают проводить обслуживание машины самостоятельно. Также годится как вариант для гаража.

Отзывы

Владельцы хвалят инструмент за удобство, легкость поднятия машины, наличие фиксаторов и кейса для хранения. Но особенности конструкции делают его не слишком удобным для грунтовых дорог.

Плюсы:

  • поворотная ручка;
  • низкая высота подхвата;
  • не нужно прилагать больших усилий;
  • 3 фиксированных положения;
  • поворотная на 360 градусов рукоятка;
  • кейс.

Минусы:

  • неудобен для использования на грунте.

Лучший бутылочный домкрат для автомобиля Matrix 50756 (5 т)

  • недорогой;
  • надежный;
  • грузоподъемность – 5 тонн;
  • кейс.

Модель Matrix 50756 лидирует в категории лучшие бутылочные домкраты для автомобиля. Надежный механизм традиционного вида. Подобные широко использовались еще во времена СССР. Рассчитан на нагрузку до 5 т. Высота подхвата – 216 мм, поднимает до 413 мм. Рабочий ход – 127 мм. Легкий – масса всего 4,7 кг вместе с поворотной ручкой. В комплекте есть пластиковый кейс.

Особенность конструкции – выдвижной винт вверху, который позволяет увеличить высоту устройства до 70 мм, ее можно регулировать в пределах 216–286 мм и 413–483 мм. Это удобно для машин с большим просветом.

Инструмент подходит для замены колес на автомобилях с клиренсом не менее 216 мм – внедорожников, кроссоверов, небольших коммерческих грузовиков и фургонов. Грязи он не боится.

Отзывы

Владельцам нравится исключительная надежность, цена всего 1300–1800 рублей, возможность устанавливать на грунтовых дорогах, даже в грязи, подъем до 5 тонн, складная ручка и кейс в комплекте. Не годится для легковых авто с просветом ниже 216 мм.

Плюсы:

  • хорошая грузоподъемность;
  • недорогой;
  • не боится воды и грязи;
  • можно использовать на мягком грунте;
  • надежный.

Минусы:

  • для машин с малым просветом не подойдет.

Лучший домкрат винтового механического типа ЗУБР Мастер 43040-2 (2 т)

  • подхват – всего 120 мм;
  • бюджетный;
  • вес – 3,5 кг;
  • рабочий ход – 275 мм.

Ромбический домкрат справляется с небольшими легковыми автомобилями, использовать его лучше для Приоры, например, вес которой около 1 тонны. Устройство надежное, может применяться как на твердых поверхностях, так и на грунте, устанавливаться в грязь. Пятка небольшая, поэтому на мягкой земле нужно подкладывать под домкрат доску.

В качестве упора инструмент не годится, при ремонтных работах после подъема нужно поставить опору либо заводскую, либо импровизированную из отрезков бруса и перенести вес машины на нее. Чтобы винт вращался легко, он должен быть хорошо смазан. Рекомендуется применять консистентные смазки на основе графита.

ЗУБР Мастер 43040-2 (2 т) хорош для небольших автомобилей массой до 1,5 т и с низким клиренсом, когда другие приборы для подъема трудно или невозможно установить.

Отзывы

Владельцы хвалят за небольшую стоимость, высоту подхвата 120 мм, надежный механизм, возможность использования на грунте. Нарекания на долгий и тугой ход.

Плюсы:

  • дешевый;
  • для просвета от 120 мм;
  • большой рабочий ход;
  • надежный.

Минусы:

  • ход туговат, нужно долго вращать.

Как выбрать домкрат для легкового автомобиля

Видов и марок подъемных механизмов существует множество. Выбрать оптимальный вариант непросто. У каждого свое видение вопроса, чаще всего диаметрально противоположное.

Чтобы понять, как выбрать домкрат для легкового автомобиля, стоит разобраться во всех характеристиках устройств:

  • Грузоподъемность . Правильно совокупно учитывать массу самого автомобиля, полную заправку топливом, а также загрузку багажника. Иначе можете столкнуться с необходимостью разгружать машину. Не стоит брать механизм намного больше – это лишняя трата денег. Для седана весом до 1,2 т достаточно модели, рассчитанной на вес 1,5–2 тонны. Вполне хватит ромбического типа устройства. Для небольшого внедорожника берите модель до 3 т, лучше гидравлику. Большой фургон потребует грузоподъемности до 5 т. Для автосервиса необходим инструмент на 3–8 т. Для небольших коммерческих грузовиков хватит 8–10 т. А вот фуры нуждаются в усилии 15–30 т.
  • Высота подъема . Почти у всех моделей она составляет максимально 30–50 см. Этого достаточно для замены колеса, получения доступа для ремонта механизмов. Реечные домкраты способны на подъем груза свыше 1 метра. Обычно подобная возможность требуется только для внедорожников, передвигающихся по бездорожью. В этом случае соответствующая модель поможет даже в глубокой грязи, на песке, других слабых грунтах.
  • Высота подхвата . Находится для разных моделей в районе 6–25 см. Подбирается в зависимости от клиренса автомобиля. Если остановить выбор на изделии с высотой больше величины клиренса, то домкрат под машину просто не влезет. Владельцам внедорожников и машин с увеличенным просветом подойдет практически любая модель. Для авто с малым просветом подойдет подкатная конструкция (от 60 мм) и зацепная (от 20–30 мм).
  • Рабочий ход . Величина, на которую домкрат поднимает груз. Для смены колеса достаточно 20 см. Для проведения различных работ лучше брать больше.
  • Привод, виды конструкций . Существуют 3 типа привода: механические, гидравлические, пневматические. Последние используют на СТО, для любительского пользования они достаточно экзотичные. Для постоянных работ применяют механический и гидравлический тип. Первые бывают ромбические и реечные. Перемещение обеспечивается вращением винта или нажимом на рукоятку. Они бюджетные, достаточны для смены колеса на легковом автомобиле массой до 1,5 т. Вторые могут применяться для внедорожников, чтобы поднять их из грязи. Гидравлические конструкции делятся на подкатные, бутылочные. Какой домкрат лучше: подкатной или бутылочный? Первый подойдет для машин с низким клиренсом, для работы на твердом покрытии. Вторые лучше для тяжелых автомобилей: внедорожников, фургонов, грузовиков. Есть еще зацепной тип – он конструктивно схож с бутылочным, но подходит для машин с самым малым просветом.
  • Какую фирму лучше выбрать . При покупке домкрата важно, чтобы он полностью соответствовал заявленным характеристикам и требованиям безопасности. Поэтому лучше отказаться от неизвестных марок и обратить внимание на популярные фирмы, которые используют качественные материалы в своих изделиях. Лучшие производители: Stels, Matrix, JET, Kraftool, Sivik, Сорокин, Зубр, Kraft, AE&T.

Технические особенности

Двухштоковый бутылочный Kraftool Double Ram 43463-6 (6 т) для внедорожника

Мощный двухштоковый гидравлический домкрат бутылочного типа, используемый для подъема автомобилей и в строительстве. Рассчитан на нагрузку до 6 тонн. Высота подхвата – 170 мм, поднять может до отметки 420 мм. Кроме того, над штоком имеется выдвижной винт, который может увеличить подъем на 40 мм. Весит 5 кг. В комплект входит составная телескопическая ручка из 2 частей.

Модель имеет двухступенчатую конструкцию с двумя штоками. Это позволило увеличить рабочий ход за счет поднятия сначала одного, а затем другого цилиндра.

Хороший домкрат для кроссовера, тяжелого внедорожника, легкого коммерческого грузовика, вмещающего до 1,5 т груза.

Отзывы

Покупатели хвалят за высокую грузоподъемность, надежность, наличие выдвижного винта, увеличивающего уровень подъема, возможность применения в строительстве. Не подойдет для машин с клиренсом менее 17 см.

Плюсы:

  • подъем груза весом до 6 т;
  • рабочий ход – 250 мм;
  • надежный;
  • выдвижной болт на 40 мм;
  • плавное перемещение;
  • легкое поднятие без усилий;
  • возможно применение для строительных работ.

Минусы:

  • для машин с клиренсом менее 17 см не подойдет.

Электроприводный ромбический KRAFT КТ 850001 с гайковертом (2 т) для легкового автомобиля

Модель от Крафт представляет собой интересную конструкцию обычного механического типа, но с электроприводом от аккумулятора. Вращать рукоятью его не нужно. В комплект кроме самого устройства входят пульт ДУ с встроенным фонариком, кабель 4,3 м для установки в прикуриватель, переходник с крокодилами для подключения к аккумуляторной батарее, 3 запасных предохранителя, гайковерт и головки на 17–19 и 21–23, ручка для управления домкратом.

Все принадлежности уложены в кейс из прочного пластика, весит комплект 7,4 кг. Высота подката – 12 см, подъема – 35 см. Максимальная грузоподъемность – 2 т.

Такая концепция в целом вызывает сомнения. Чтобы поменять одно колесо, автоматизация вряд ли требуется, выигрыш времени всего 2–3 минуты, которые придется потратить на разматывание и подсоединение кабелей. Проблемой выглядят шестерни механизма – они пластиковые (вряд ли долговечные), так же как и ручка для механического вращения. Работает шумно, реально справляется с массой не более 1,5 т, больший вес электродвигатель тянет уже с трудом.

KRAFT КТ 850001 с гайковертом (2 т) подойдет для небольших легковых авто, владельцы которых предпочитают пользоваться электроинструментом даже для того, чтобы поменять одно колесо.

Отзывы

Пользователям нравится, что не нужно ничего крутить, есть гайковерт, возможно подключить мотор к аккумулятору, наличие пульта, фонарика. Не нравится шумность, а также пластиковые шестерни и ручка.

Плюсы:

  • электропривод;
  • наличие гайковерта;
  • прочный кейс;
  • есть зажимы для аккумуляторной батареи;
  • выносной пульт управления;
  • фонарик.

Минусы:

  • шумный;
  • шестерни механизма и ручка не из металла.

Реечный Matrix 505155 (3 т)

Модель от китайской фирмы сделана грубовато, на металле могут попадаться заусеницы – возможно, придется доработать напильником. В целом домкрат надежен, массивен, весит 10,5 кг. Уровень подхвата – 135 мм. Поднимает груз на высоту 660 мм. Рабочий ход механизма превышает полметра – 525 мм.

Модель грузоподъемностью в 3 тонны сделана для внедорожника. Большой рабочий ход помогает вытянуть колесо даже из глубокой колеи или грязи. Кроме того, на концах устройства есть специальные петли, в которые можно пропустить трос. В этом случае домкрат превращается в ручную лебедку, с помощью которой можно вытащить застрявшую машину или иной тяжелый груз. По отзывам, с помощью Matrix 505155 (3 т) без проблем можно перетаскивались железобетонные блоки и кольца для колодца.

Рекомендуется для комплектования внедорожных автомобилей для путешествий, использования в качестве лебедки.

Отзывы

Владельцы хвалят за значительный поднимаемый вес, большую площадь основания, почти не вязнущую в грязи, высокий рабочий ход, подъем, использование в качестве лебедки. Есть жалобы на грубость исполнения и на резкое опускание.

Плюсы:

  • 3 т грузоподъемности;
  • ход – 525 мм;
  • применим в качестве лебедки;
  • плавный подъем;
  • высота перемещения – 660 мм;
  • мощная, надежная конструкция;
  • большое основание.

Минусы:

  • опускается резко;
  • механическая обработка деталей грубая.

Подкатной Stels 51131 (2 т) для малого клиренса

Хороший инструмент для легкового авто малого и среднего класса, тяжеловатый, но удобный. Лучше работать на твердой поверхности, в этом случае изделие легко закатывается под машину, оператору даже не требуется наклоняться. Подъем очень легкий, буквально в несколько качков ручкой.

Для использования в мороз не пригоден, выдерживает температуру эксплуатации до –20 градусов. Производители позаботились и о мелочах: есть лоток для гаек, удобная ручка для переноски, прорезиненная рукоять для подъема. Металл массивный, стыки тщательно проварены.

Stels 51131 (2 т) отлично подойдет для авто малого и среднего класса при использовании в гараже и на асфальте.

Отзывы

Водителям нравится за легкость подъема, плавное опускание при открытии клапана, низкую высоту подхвата, прочную конструкцию. Нарекания есть на пластиковую проставку. Она быстро заминается и начинает жевать ребро жесткости. Лучше заменить ее на резиновую.

Ориентир на рынке автомобильных домкратов: разбираемся, какой домкрат выбрать для гаража.

  1. Лучшие подкатные домкраты
  2. Лучшие бутылочные домкраты
  3. Лучшие ромбические домкраты
  4. Лучшие реечные домкраты

Типы автомобильных домкратов

Ромбические домкраты в этом плане гораздо безопаснее – нагрузка на опорную площадку у них направлена строго по центру пятна контакта с землей, в результате чего автомобиль может стоять на таком домкрате надежно. Однако прочие минусы винтовых домкратов у них сохранены – медленное движение, быстрый износ пары «винт-гайка», ограниченная грузоподъемность. Ромбический домкрат станет лучшим выбором для владельца автомобиля с массой до 1,5 т, которому домкрат нужен исключительно как аварийный вариант для замены запаски.

Другой тип механических домкратов – это реечный, он же хайджек. Грузоподъемность и огромный (по меркам других домкратов) ход сделали их неотъемлемым атрибутом автомобилей, подготовленных к бездорожью – в любом другом случае крупногабаритный и тяжелый механизм практического смысла не имеет.

Если же Вы предпочитаете самостоятельно обслуживать свой автомобиль, то оптимальным выбором станет гидравлический домкрат. Бутылочные домкраты имеют ограниченный вертикальный ход и удобны в первую очередь владельцам автомобилей с солидным дорожным просветом – их высота с убранным штоком остается приличной. Зато, сварив нехитрую стальную раму, бутылочный домкрат всегда можно использовать в качестве гидравлического пресса. Подкатные же домкраты, хотя и ощутимо дороже, не только наиболее удобны для владельцев городских автомобилей, но и незаменимы при ремонте: например, с их помощью легко вывесить двигатель или коробку передач при необходимости снять одну из опор.

Менее всего распространены пневматические домкраты. Такой домкрат – это по сути пневмобаллон, поднимающий автомобиль при раздувании. Главное их достоинство – минимум занимаемого места в «сложенном» виде и отсутствие необходимости в приложении физической силы: достаточно подключить компрессор. Однако чувствительность к повреждениям и склонность к «игре» под нагрузкой делают их не самым лучшим выбором.


Рейтинг топ-10 по версии КП


Механический винтовой домкрат или, как его еще называют, ромбовидный - это своеобразная классика жанра. В данном случае механизм имеет удобную ручку с трещоткой, которая намного упрощает процесс подъема автомобиля. Но многим он все равно не понравится - крутить приходится относительно долго, да и нагибаться. Максимальная масса для Forsage F-ST-105С .King составляет 1,5 т, а значит подойдет он легковушкам, а вот кроссоверам уже не всяким. Опять же, дорожный просвет от порога до земли должен составлять минимум 104 мм. Максимальная высота подъема - 385 мм. В целом, надежное устройство для эпизодического использования. Только учтите, что сумки под него в комплекте нет.

+ Качественная сборка
+ Трещотка для подъема
+ Недорог

- Максимальная масса авто - 1,5 т
- Нет комплектного чехла


Бутылочные домкраты заслужили популярность у автомобилистов из-за своей компактности. Конструкция Matrix 50756 гидравлическая, а значит, чтобы поддомкратить машину потребуется всего несколько нажатий на рычаг. Максимальная масса автомобиля, который способен приподнять этот домкрат - 5 т. Но учтите, что высота подхвата здесь составляет 216 мм. Т.е. для "Лады Гранты" он не подойдет, а вот "Ниве" в самый раз. Максимальный подъем составляет 413 мм. Кстати, в комплекте идет удобный кейс с органайзером, куда помещается не только "бутырка", но и складная рукоятка.

+ Гидравлика
+ Пластиковый кейс в комплекте
+ Нагрузка до 5 т

- Для большинства легковушек не подойдет


Подкатные домкраты любят в сервисах и шиномонтажах. Фактически, это самый быстрый и удобный вариант приподнять автомобиль для замены колеса или мелкого ремонта. Гидравлический Stels 51132 относится именно к этому классу устройств. Конечно, его с собой возить часто трудно - это габаритная штука массой 15 кг. Но если вы хоть раз попробуйте поменять комплект колес, то влюбитесь в этот подкатной домкрат. Особенно, если в семье два и больше "железных коня". Высота подхвата составляет 140 мм, а значит с большинством "пузотерок" Stels справится. Максимальная высота подъема 2,5-тонного авто составляет 385 мм. Кстати, тут в конструкции предусмотрен предохранитель, который в непредвиденной ситуации не даст свалиться авто.

+ Быстро поднимет любую легковушку
+ Крайне удобен в использовании

- Недешев
- Вес домкрата 15 кг


Недорогой подкатной гидравлический домкрат, который хочет быть белорусским, но сделан он в Китае. Сделан он бюджетнее предыдущей модели, если не сказать - кондовее. Но это только первое впечатление. Вес инструмента составляет всего 5,5 кг, а значит возить с собой его проще. Однако металлическая рама домкрата практически не имеет запаса по жесткости, поэтому если допустить перекос при работе, то инструмент с высокой долей вероятности выйдет из строя. Такая вот особенности изделия, так что возите с собой помимо домкрата еще и доску под него - лишней не будет. Под порогом машины должно быть минимум 135 мм, а максимальная высота, на которую БАК.00531 поднимет авто - 320 мм. Машина не должна быть тяжелее 2 т.

+ Доступный вариант подкатного домкрата
+ Относительно мало весит

- Качество изготовления не самое высокое
- Может покорежить раму из-за перекоса


DVB-20 Lo представляет собой механический винтовой домкрат в форм-факторе бутылочного. При весе в 3,5 кг он может поднять 2-тонную машину. Конечно, крутить ручку здесь придется намного дольше, чем в гидравлических аналогах. Зато ломаться в механике практически нечему. Но высота подхвата здесь составляет 150 мм, а значит многим легковушкам он просто не подойдет. Максимальная высота - 310 мм. В общем, эта модель явно ориентирована на небольшие паркетники.

+ Высокое качество изготовление
+ Компактность

- Для большинства легковых машин не подходит
- Скорость и удобство подъема сильно уступают гидравлике


Можно сказать, самый дешевый домкрат на российском рынке. Настолько, что даже имени не имеет, обходится цифровым индексом 50384. Помимо смехотворной цены в достоинства этого ромба можно отнести и высоту подхвата в 75 мм. Впрочем, вряд ли владельцы спорткаров воспользуются таким инструментом. Максимальная масса авто - 1,2 т. Главный недостаток - крайне неудобная рукоятка, которую мало того, что надо много крутить, так она еще и под кузовом может не провернуться. В общем, нужно дорабатывать. Зато домкрат соответствует требованиям ТУ 5.16-469-0213-04. Мелочь, а приятно.

+ Дешевле уже некуда
+ 75 мм для подхвата

- Крайне неудобен в работе
- Сколько проживет - неизвестно


Нечасто встречающийся надувной домкрат от известного в России бренда автоинструментов СОРОКИН. Сделан из армированного полимера и надувается от выхлопных газов. Отличается очень низкой высотой подхвата в 50 мм - разумеется, подкладываем домкрат в спущенном состоянии. А максимальный подъем - аж 580 мм. Сам "мешок" весит меньше 2 кг, но может держать 3-тонный автомобиль. Огромным плюсом надувного домкрата является то, что даже неопытный водитель не сможет им повредить кузов авто. Но под него обязательно нужна твердая опора, а на проселочной дороге материал может быть проткнут щебенкой или ветками. Ну и ресурс у такого инструмента намного ниже железных домкратов - через пару лет начинают расходиться швы или теряется соединение клапана с баллоном.

+ Очень просты в использовании
+ Ничего не надо крутить
+ 50 мм высота подхвата и 580 мм максимальный подъем

Разновидности домкратов и какой для чего лучше подходит

Домкрат — это приспособление для подъема тяжелых габаритных предметов. Автомобильная версия изобретена в 1925 году американцем Питером Лунати и с тех пор входит в комплект любого авто. За столетнюю историю инженеры создали множество разновидностей этого приспособления, каждая из которых обладает своими преимуществами.

Для начала стоит уточнить, что домкраты бывают не только автомобильными, хотя это первая ассоциация, которая приходит в голову. Простейшие подъемные механизмы использовались человечеством всю его историю. Сейчас это приспособление широко применяется в строительстве, складских, промышленных объектах и везде, где нужно поднять груз на определенную высоту. Разумеется, специализированные решения более сложны по своей конструкции и устройству, имеют огромную грузоподъемность и рабочий ход.


Виды домкратов

Этот инструмент вместе с набором ключей можно найти в любом автомобиле. Наши дороги полны сюрпризов, поэтому пробитым колесом никого не удивишь. Практически каждый автолюбитель умеет менять колеса, а для этого нужно поднять одну сторону автомобиля, чтобы снять нагрузку и выполнить процедуру.


Основные виды домкратов по типу конструкции:

    ;; ;
  • пневматический (воздушная подушка).

По методу установки приспособление бывает:

  • переносным;;
  • стационарным.

Домкраты по типу приложения усилия:

  • ручные;;
  • пневматические;
  • электрические.

Свойства устройства определены типом конструкции, поэтому поговорим об особенностях подъемных механизмов.

Винтовой домкрат

С точки зрения внутреннего устройства считается самым простым решением. Механизм приводится в движение посредством вращения ручки, реже — гидравликой или электроприводом.

Основные разновидности винтовых домкратов:

    ;
  • рычажно-винтовой; .

Ромбический винтовой домкрат — самая многочисленная категория на прилавках магазинов. Как и следует из названия, конструкция имеет форму ромба, а подъем осуществляется за счет стягивания рычагов корпуса. Такой домкрат часто входит в базовый комплект легкового автомобиля.


Среди преимуществ ромбических винтовых домкратов:

  • высота подъема;
  • большой рабочий ход;
  • стоимость;
  • простота;
  • долговечность;
  • прочность конструкции и механизма.

К недостаткам относятся:

  • низкая устойчивость на неровной поверхности;
  • относительно небольшая грузоподъемность;
  • проблемы с установкой на мягком и сыпучем грунте;
  • ощутимые усилия на подъем.

Эта разновидность подходит для большинства легковых автомобилей, но не для внедорожников. Рекомендуется выбирать модель с резиновой накладкой на упорном пятаке или приобрести ее отдельно. Иначе установка возможна только в специальных точках под автомобилем.

Рычажно-винтовой домкрат состоит из двух или четырех реек и визуально похож на урезанную версию ромбического. Конструкция стала проще, но вот проблема с устойчивостью возросла,
а грузоподъемность снизилась. Преимуществом устройства является уменьшенный вес
и габариты.


Телескопические винтовые домкраты подходят для внедорожников и более тяжелых видов техники. По внешнему виду напоминают модели гидравлического типа с бутылочной формой. Преимуществом этой разновидности является хорошая грузоподъемность, устойчивая платформа, работоспособность при любых температурах и в любой плоскости. Винтовая конструкция хорошо выдерживает нагрузку, что будет полезна при подъеме автомобиля
в гараже для хранения, но не работы под ним. Недостатком устройства является небольшой упор и рабочий ход.

Среди профессиональных разновидностей можно выделить ножничный подъемный механизм, который по своему устройству состоит из нескольких модулей. Решение используется на СТО
и складах. Оно может быть полезно для подъема автомобиля на пару метров или для поднятия груженых контейнеров на высоту в несколько этажей.

Реечный домкрат

Это разновидность механических подъемных устройств, в основе которого лежит зубчатая рейка и храповик с собачкой. Приспособление подходит для перемещения груза
в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Сильными сторонами втда являются низкий подхват и огромная высота подъема, что позволяет поднимать груз буквально с земли.

Подвиды реечных домкратов:

    (Хай-Джеки);
  • зубчатые (подъемники с шестернями).

Рычажные реечные модели оснащены простым подъемным механизмом. Для движения рейки используется качающий рычаг, а храповик фиксирует положение. Решение пригодится для поднятия застрявших в грязи внедорожников или квадроциклов, но для этого необходимы специальные проушины или усиленный бампер с точками для крепления. Альтернативный вариант — специальные захваты для колеса. Это настоящий король бездорожья.

К преимуществам устройства можно отнести надежность, неприхотливость и долговечность конструкции, но габариты рейки означают необходимость в надежной фиксации приспособления в салоне.


Зубчатые реечные домкраты имеют совершенно другое внутреннее устройство, если не считать рейки. Для подъема используются шестерни, которые приводятся в действие через редуктор путем вращения ручки. Положение также фиксирует храповик с собачкой. Количество передач зависит от грузоподъемности приспособления. Решение подходит для подъема и удержания груза, надежность внутреннего устройства не вызывает нареканий, а в случае поломки без проблем можно заменить поврежденную деталь механизма.


Модернизированные подъемные устройства на основе зубчатых реечных домкратов активно применяются в промышленности, на складах, на СТО, в железнодорожной сфере.

Бутылочный домкрат

Бутылочные конструкции бывают одноштоковыми (одноплунжерные), где высота подъема зависит от высоты штока, а также телескопическими (многоплунжерные), где шток состоит из нескольких частей. В большинстве случаев используется гидравлическая система, работающая по принципам Закона Паскаля о сообщающихся сосудах с тормозной жидкостью или маслом. При поступательных движениях рычага рукоятки нагнетается давление, под силой которого система выдавливает шток. После эксплуатации давление нужно стравить через клапан, чтобы можно было опустить плунжер в исходное положение.

К преимуществам бутылочных домкратов относятся:

  • грузоподъемность;
  • минимальные усилия для подъема;
  • устойчивость;
  • жесткость;
  • вес;
  • компактность;
  • плавный ход.
  • небольшая высота подъема за рабочий цикл;
  • сложность конструкции;
  • сложности с регулировкой опускания;
  • проблемы при работе на морозе;
  • высота подхвата.

Важно следить за состоянием сальников, уровнем жидкости, периодически менять масло. Небольшая точка опоры говорит о необходимости выбора места установки, ведь опорный пятак легко может проломить кузов.


Бутылочные домкраты гидравлического типа хранятся и работают только в вертикальном положении. Недостатком конструкции является ограничение рабочего хода высотой штока. Телескопическая конструкция решает проблему, но это снижает надежность
и грузоподъемность приспособления.

Модифицированные версии бутылочных домкратов могут исправлять часть недостатков, например, иметь зацеп или накладку для увеличения точки опоры. При весе в 2-3 кг приспособление может поднимать вес в несколько тонн. Профессиональное оборудование может иметь грузоподъемность в 100 т и более.

Это решение подходит для различных сценариев вне автомобиля, включая создание самодельного бытового пресса.

Пневматический домкрат

Пневматические домкраты по устройству напоминают камеру колеса, а подъем осуществляется за счет подачи сжатого воздуха. Здесь используется герметичная воздушная подушка
и ниппель, через который по шлангу внутрь резервуара накачивается воздух или газ. Пневматические домкраты бывают подкатными и переносными. Для накачивания воздуха может использоваться воздушный насос, выхлопная труба, компрессор, работающий от электросети, прикуривателя или аккумулятора.


Преимуществом этой разновидности является широкая платформа и точка опоры, а также возможность работы при минимальном зазоре между грузом и поверхностью. Приспособление имеет высокий КПД, быстрый и плавный подъем, отличаясь простотой эксплуатации. Пневматический домкрат можно использовать для подъема застрявшего в грязи автомобиля даже на болотистой местности.

Для безопасной эксплуатации необходимо следить за состоянием клапанов и кранов, проверять герметичность воздушной подушки и состояние материала. Подушка изготавливается из усиленной ткани с резинокордной оболочкой, но от времени и перепадов температур она может растрескаться. К слабым сторонам этой разновидности относятся сложности в контроле спуска и цена на фоне аналогов.


Подкатные пневматические домкраты удобны в повседневной эксплуатации, поэтому их можно увидеть на СТО. Переносные версии в виде воздушной подушки можно брать с собой в дорогу, но для профессионального пользования они не подходят.

Типы привода

Простейшими и самыми надежными считаются механические домкраты винтового и реечного типа. Они подразумевают приведение подъемного механизма в действие вращением ручки или поступательными движениями рычага вручную. В зависимости от типа устройства, для этого могут потребоваться усилия со стороны пользователя.

Следующей в списке идет гидравлическая система. Здесь также вручную нужно работать
с рычагом, но усилий прилагается меньше, а скорость подъема увеличивается.

Альтернативой ручной работе является пневматическая система или электропривод. Пневматика только в одном случае подразумевает приложение усилий — при использовании ножного насоса. Переносные воздушные подушки можно накачать от выхлопной трубы или используя компрессор, запитанный от аккумулятора. Подкатные пневматические домкраты обычно используются в сервисных центрах, где давление создают мощные компрессоры.


Модели с электроприводом — самая дорогая разновидность. Вместо человеческих усилий всю работу выполняет электрический двигатель. Как правило, подобные решения оснащены простым пультом управления, где можно отрегулировать подъем до нужного уровня. Для переносных версий источником энергии может быть аккумулятор. Профессиональные модели обычно работают от сети, имея тяжелый мощный привод, поэтому они статичны. Например, классические подъемники в мастерских.


Стоит отметить, что существуют гибридные решения с нестандартным приводом. Например, пневмогидравлические, электрогидравличекие, электромеханические домкраты.

При эксплуатации подъемных устройств не стоит забывать о технике безопасности. В случае поднятия только одной стороны автомобиля, под колеса на противоположной стороне ставят стопорные башмаки. Сам же домкрат, в большинстве случаев, предназначен для поднятия груза, но не его удержания на высоте. Вот почему для фиксации используют опоры-подставки. Особенно, когда нужно работать под автомобилем.

Читайте также: