Как менять колеса по сезонам

Опубликовано: 16.04.2024

Споры о необходимости ротации положения колес ходят уже давно. Одни автолюбители постоянно сохраняют шины на своем месте, а другие стремятся регулярно менять их местами. Однозначного ответа на этот вопрос мне найти не удалось, поэтому я сам решил заняться изучением вопроса. Для объективности мнения я проконсультировался со специалистом из шиномонтажа, который высказал свое мнение о необходимости процедуры.

Важность смены положения колес связывают с несколькими факторами. На моноприводных автомобилях такой подход якобы позволяет продлить срок службы комплекта резины за счет равномерности износа. Как известно, колеса, расположенные на ведущей оси, получают более высокую нагрузку. Резина быстрее изнашивается, а шипы могут вылетать при резких стартах на асфальте.

К тому же, неравномерный износ резины может негативно сказываться на управляемости автомобиля. Полноприводные машины подвержены этому явлению не столь сильно, но и на них рекомендуют менять шины местами при смене сезона, что обусловлено разницей в нагрузке на переднюю и заднюю ось при отключенной системе 4WD. Но будет ли от этого польза на самом деле? Давайте разбираться.

Специалист шиномонтажа рассказал мне, что к ним часто приезжают люди с подписанными колесами и просят поменять их местами. При этом, далеко не все автолюбители знают об особенностях модели их резины. Некоторые водители просят поменять колеса по диагонали, как этого многие советуют в Интернете. При этом, они имеют резину с направленным протектором, которую нельзя переместить по диагонали. На объяснение всех нюансов специалистам приходится тратить много времени.

Алгоритмов ротации расположения шин на автомобиле много. Одни автовладельцы меняют местами передние и задние колеса, другие — по диагонали, а некоторые вовсе регулярно задействуют «запаску», чтобы полностью исчерпать ресурс одного комплекта шин.

Некоторые автолюбители вовсе не подписывают колеса, а просят лишь сотрудников шиномонтажа оценить износ резины и поставить наиболее сохранившуюся на ведущую ось. Но не все знают, что при потере сцепления с дорогой на другой оси также повышается риск заноса. Ротация расположения колес необходима исключительно для сохранения резины на более долгий период.

В целом специалисты рекомендуют менять шины местами, но не стоит преувеличивать пользу от такого подхода. Ошибочно думать, что «лысая» резина еще походит один-два сезона на задней оси, если будет использоваться на переднеприводном автомобиле. Если два колеса из комплекта сильно изношены, а остальные два еще в нормальном состоянии, то есть смысл заменить пару на новую, тем самым обеспечить себе максимальный уровень безопасности.

Сезонная замена шин это еще не все. Что должны сделать на шиномонтаже при замене шин?

Замена шин - это, несомненно, самый важный сервис после зимы. Большинство водителей помнят, когда менять шины на лето. Но сервис шин также требует выбора правильной мастерской, где замена шин производится правильно. И используя правильные инструменты.

Какие мероприятия должны включать смену шин? Как найти мастерскую, которая будет правильно обслуживать ваши шины? Когда менять шины на лето?

8zamena shin

Исследования, проведенные различными исследовательскими центрами, в том числе по запросу компаний из шинной промышленности, показывают, что для большинства водителей сезонная замена шин уже стала стандартом. В то же время растет популярность всесезонных шин, на которые в настоящее время приходится около 7% всех продаж новых шин.

Рынок замены шин очень велик, и неудивительно, что такие услуги, как сервис шин, хотят предлагать все больше и больше мастерских. Однако для правильной замены шин и обслуживания шин необходимы три вещи:

  1. Соответствующий уровень технических знаний работников цеха;
  2. Оснащение мастерской соответствующими инструментами и устройствами, которые обеспечивают обслуживание спущенных шин, обслуживание алюминиевых и стальных дисков (выпрямление при необходимости), обслуживание систем TPMS (систем контроля давления в шинах);
  3. Проведение операций в течение всего года, так что у клиента будет возможность подавать любые жалобы. Хорошо, если мастерская принадлежит сети, это предполагает, например, внутренний контроль качества.

Специализированное оборудование для вулканизации является дорогостоящим. Такой цех должен работать круглый год, чтобы он мог окупить оборудование и заработать.

Поэтому логично, что мастерские, работающие только во время сезонных обменов, обычно имеют плохое оборудование.

Замена шин с ошибками - может ли быть произведена неправильная замена шин?

К сожалению, сезонные изменения шин могут быть связаны с ошибками. Это самые распространенные из них:

  • Заметные вибрации колеса после замены шин - шины были неправильно установлены на ободе, ржавчина не была удалена из-под борта или колесо не было сбалансировано;
  • Неправильная затяжка колеса - с помощью пневматического гаечного ключа. Колесные гайки на ступице должны быть затянуты динамометрическим ключом с правильным крутящим моментом. Водитель может позже не сможет открутить болты, когда он хочет поменять колесо.
  • Не наносить смазку на борт шины или использовать неправильную смазку.
  • Неправильный способ хранения шин в мастерских, предлагающих такие услуги. Шины не должны иметь долговременного контакта с землей, солнцем или влагой, что приводит к ускоренному повреждению резины. Они также не могут храниться горизонтально, что вызывает деформацию. Они не должны вступать в контакт с химикатами или маслами.
  • Крепление двух новых шин на передней оси. Новые шины (независимо от того, имеет ли автомобиль передний или задний привод) всегда устанавливаются на заднюю ось, поскольку это влияет на поведение автомобиля на дороге.
  • Неправильная установка направленных и асимметричных протекторных шин, имеющих маркировку вращения с направлением вращения, а также внутри и снаружи, которые указывают сторону монтажа.
  • Сезонная замена шин Run Flat (усиленных, проколотых) типичным оборудованием для обычных шин. Специальное сборочное оборудование необходимо для шин Run Flat. Аналогично проблема замены низкопрофильных шин.
  • Замена шин без замены клапана. Их следует заменять раз в год. Причина? Во время вождения они подвергаются сильному износу.
  • Замена шин с зимы на лето без вращения. Изменение положения шин обеспечивает оптимальный износ протектора. Это особенно важно при обслуживании всесезонных шин.
  • Слишком много ремонтов на одной шине. Максимум три ремонта. И это при условии, что проколы были равномерно распределены по шине (каждое происходило в отдельной части круга, обозначенного углом 120 градусов).

Есть также проблемы с ободами.

Вы должны очистить места коррозии если такие есть, особенно, такие как внутренний край, поверхность ободного диска рядом с тормозным диском, седла болтов и место, соприкасающееся с бортом шины.

Ободья (стальные и алюминиевые) должны быть вымыты перед установкой шины. В противном случае они не могут быть сбалансированы должным образом (песок и грязь также весят).

Установка кривых обода без предварительной проверки, не изогнуты ли они.

Датчики, контролирующие давление воздуха в шинах TPMS, также проблематичны - это прямая система (каждое колесо имеет клапан с передатчиком). Замена шин в автомобиле с TPMS требует соответствующих знаний и осторожности. Вам также понадобится программатор, который позволит вам программировать датчики после установки новых шин.

Геометрия подвески также важна - после каждой установки новых шин геометрия должна быть установлена. Это не всегда так, вулканизаторы не сообщают об этом, потому что . они сами не предоставляют такие услуги. Между тем, геометрия должна быть установлена, чтобы продлить срок службы шин и уменьшить расход топлива.

И еще одна вещь, не связанная с техническими ошибками, но очень раздражающая клиентов, и, к сожалению, часто встречающаяся. Это долгое время ждать смены шин или новых шин. В разгар сезона замены вы должны подождать 2 или 3 часа для замены или сборки. И это слишком даже для спокойного человека.

Так как должна выглядеть соответствующая замена шин? Давайте начнем с основной проблемы.

Когда менять шины на лето? Предлагаете использовать календарь?

Летние шины устанавливаются, когда среднесуточная температура превышает 7 градусов по Цельсию в течение нескольких дней. Затем зимние шины должны быть удалены как можно скорее, поскольку они подвержены ускоренному износу.

Теперь, когда мы знаем, когда пришло время выбирать место, где это стоит делать.

Как найти хорошую мастерскую, где шины будут заменены правильно?

Вы можете найти мастерскую в вашем районе, в которой в течение нескольких минут будут правильно обученный персонал, опыт и хорошее оборудование.

Вам не нужно посещать его лично - посещение бронируется онлайн на указанное время. Это позволяет избежать очередей в так называемых «Горячие периоды».

Благодаря аутентичным отзывам клиентов, вы можете выбрать мастерскую, которая пользуется отличной репутацией.

Сезонная замена шин или примерка новых шин - так должно выглядеть

Визит клиента в мастерскую должен быть организован на определенное время. Благодаря этому, после входа в зону мастерской, клиент может сразу же войти на рабочую станцию.

При установке новых дисков или шин обслуживающий персонал должен убедиться, что они совместимы друг с другом и их размеры могут использоваться в данной модели автомобиля. Просто проверьте, какие размеры шин и ободов рекомендованы производителем автомобиля (рекомендуется и приобретается дополнительно). Стоит помнить, что новые диски также должны быть сбалансированы.

Сезонная замена шин начинается с проверки состояния шин и ободов, которые должны быть установлены. Необходимо проверить ряд параметров: среди прочего, высоту протектора, возможное повреждение и деформацию шины, а также не изогнуты ли колеса. Если они есть - они расправляются на специальном устройстве.

Также стоит взглянуть на сменные шины - любое повреждение или неправильный износ протектора будет указывать, например, на неверно заданную геометрию.

Использованные диски должны быть тщательно вымыты и очищены от коррозии.

Ободья и борт шины должны быть смазаны специальной смазкой.

Новые клапаны должны быть установлены на шинах.

В случае Run Flat , в мастерской должен быть изготовлен специальный шиномонтажный станок (специальная плита, другой последний, специальный прижимной ролик).

После установки шин все колеса сбалансированы.

Шины (стандартные сезонные и всесезонные) вращаются в соответствии с рекомендациями изготовителя автомобиля (включая запасное колесо, если оно имеется в автомобиле). Вращение шин направлено на равномерный износ протектора. Исключение составляют шины с асимметричным протектором. В их случае возможно только поменять оси, не меняя местами страницы.

Болты крепления колеса сначала собираются вручную, а затем затягиваются динамометрическим ключом в соответствии с моментом затяжки, указанным изготовителем транспортного средства.

Датчики программируются в автомобиле с системой TPMS (прямой).

Если в автомобиле был установлен новый комплект шин, водитель отправляется в мастерскую, которая занимается настройкой геометрии.

Соответствующий совет при покупке шин и дисков

Не каждый водитель знает шины и диски. Информацию о том, какой размер шин и обода можно использовать для данной модели автомобиля, можно найти без каких-либо проблем в руководстве по эксплуатации автомобиля или в Интернете. Но водителю может потребоваться точная информация: например, какой тип шины лучше всего подходит для его стиля вождения и как используется автомобиль. Профессиональные консультанты, которые также продают шины и диски, обязательно дадут такой совет. Многие из них также предлагают услуги в области восстановления алюминиевых колес.

Шины и ободья оказывают огромное влияние на безопасность и комфорт вождения. Поэтому вы должны сделать все, чтобы максимально увеличить срок их службы.

Всего существует четыре основных модели поведения автовладельцев при соблюдении обязательных требований к сезонной смене шин.

Приобрести на зиму комплект колесных дисков и покрышек (шипованных или нешипованных), собрать его и два раза в год переставлять. При этом финансовые затраты максимальны, но появляется определенная независимость от сезонных очередей в шиномонтажных мастерских. Колеса можно сменить в оптимальные сроки самостоятельно или попросить кого-нибудь помочь. Этим способом часто пользуются люди, ездящие относительно мало и планирующие эксплуатировать автомобиль достаточно длительный срок.

Несколько дешевле обойдется покупка только зимних шин и переобувка весной и осенью по полной программе. К этому способу, как правило, прибегают те, кто имеет очень большие годовые пробеги. Тогда вредное влияние на шины от перебортировок будет не так значительно, ведь их на жизнь каждой шины придется всего две-три. С целью экономии часто так поступают автовладельцы, которые не планируют ездить на данном автомобиле больше трех лет.

Еще менее затратно использование одного комплекта всесезонных шин. Настает зима, а делать ничего не надо. Но подход этот довольно опасен в средней полосе России, безрассуден в северных регионах и только на юге может быть как-то оправдан. Так порой поступают автолюбители с низким достатком, приобретшие автомобиль неновым и с сильно изношенными покрышками.

Справедливости ради должен рассказать об еще одном способе, который практикуют иногда и владельцы дорогих иномарок, ездящие много и круглый год. Чаще это хозяева автомобилей с колесной формулой 4х4, но и на моноприводных машинах приходилось встречать такое явление. А суть этого способа такова. Осенью приобретаются хорошие зимние нешипованные покрышки. К весне протектор уже заметно изношен и шины меньше «плавают» на сухом асфальте. Проходимость по весенней грязи на таких покрышках несколько выше, чем на летних «малозубастых». Конечно, летом темп износа велик и к осени шины лысеют. Пора в шинный магазин! Круг замкнулся за год, все официальные требования соблюдены. Главным минусом этого способа являются недостаточные характеристики зимней покрышки на летнем разогретом асфальте.

Шины Nitto

Балансировать или нет?

Судя по опросам, проведенным нашим издательством, три четверти ответивших предпочитают иметь комплект колес в сборе на каждый сезон. Но балансировкой при этом озадачиваются чуть менее половины респондентов. При этом они руководствуются следующими соображениями. Сразу после установки резина еще какое-то время восстанавливает форму после сезонного хранения. Вибрации от дисбаланса, которые на ходу незаметны во всем диапазоне скоростей, не будут вредными ни для подшипников, ни для остальных элементов подвески и рулевого управления. Во всяком случае, вред будет мал по сравнению с прочими воздействиями от наших, порой очень сильно разбитых дорог.

После перестановки колес следует поездить несколько дней во всем диапазоне скоростей, который присущ вашей манере вождения, — и если не ощущаются вибрации, балансировкой можно пренебречь. При возникновении ощутимых вибраций — прямой путь на балансировку.

По второму способу балансировка проводится практически всегда, а вот любители не менять резину и балансировкой обычно не озадачиваются.

Шипы или не шипы?

Хакапелитта 8, Хакапелитта R2 и Нордмен 5

Предположим, вы ответственный автомобилист и собираетесь приобрести зимние шины. Какие брать?

Нешипованные или фрикционные шины — их еще называют липучками, могут в некоторых условиях тормозить на льду лучше шипованных. В чем же причина?

Зависимость тормозного пути автомобиля на льду с разными типами шин от температуры

По мнению специалистов компаний, производящих шины, температура приблизительно одинаковой эффективности на льду липучек и шипованных покрышек —15 °C . Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее — липучки. Но не забывайте, это справедливо только для голого льда. Хотя, как говорят в народе, за зиму достаточно один раз попасть на голый лед, и все преимущества нешумной и комфортабельной липучки полетят под хвост. тормозящему впереди автомобилю.

При выборе шин следует учесть климат вашего региона. Если зимы суровы и снежны, то лучше себя покажут липучки. А если зимы в ваших краях мягкие и теплые, температура часто переходит через ноль, то лучше шипованной резины ничего не придумано.

Как хранить?

способы хранения шин

Вариантов несколько. Наилучший способ хранения — это свой гараж или сарай на даче. Покрышки на дисках можно сложить стопкой в уголке. Внутреннее давление не позволит шинам деформироваться. Шины без дисков следует хранить только вертикально. Если сложить их стопкой, то нижние получат необратимую деформацию, из-за чего их невозможно будет установить на диски.

Сейчас в крупных городах часто встречается услуга по сезонному хранению шин. Если не воспользоваться ею, то последним вариантом является пристроить колеса на балконе, укрыв их от солнечного света.

Мнение автомобилистов по вопросу смены колес на машине местами расходятся. Первая группа утверждает, что процедура бесполезна, вредит покрышкам. Вторая категория постоянно пользуется процедурой по убеждению, что это позволяет максимально сохранить равномерность износа шин. Оба утверждения по-своему верны, но в отдельных случаях.

На легковых авто менять покрышки нужно постоянно. Требование обусловлено неравномерной нагрузкой на разные колеса и как следствие отличающимся износом. Требование в особенности актуально для грузовиков. Здесь при переобувании машины и прицепа требуется менять покрышки обязательно. Нагрузка тягача и фуры сильно отличается.

поменять шины местами


Ограничение процедуры накладывается на автомобили, оборудованные системой контроля давления. Блок управления определяет что, с какой стороны стоит и при проколе показывает водителю место пробоя. Если перепутать диски местами, возможно появление ошибок бортовой системы.

Переброс шин делается по определенной схеме. Если ставить свои колеса неправильно необходимый эффект не будет достигнут.

Как правильно менять местами колеса на автомобиле

Правильно менять скаты местами необходимо по определенной схеме. Последовательность действий отличается для каждого типа привода. Есть нормы, общие для всех авто:

  • переставляются все элементы одновременно;
  • процедура выполняется после пробега 8-9 тысяч километров;
  • направленный протектор недопустимо переставлять накрест;
  • шины с ненаправленным рисунком переставляются по диагонали.

Схема

Схема замены шин



На рисунке указана последовательность действий для разных приводов, типов покрышек.
  1. Передний.
  2. Задний.
  3. Полный.
  4. Метод перестановки при наличии асимметричного протектора. Не зависит от конструкции ходовой части машины.

По схеме замена выполняется таким образом.

  • задние колеса переставляют крестом на перед;
  • передняя ось смещается параллельно на кормовую часть.

Для заднего привода смена покрышек выполняется зеркально инструкции, где указан носовой ведущий мост. В случае с автомобилями 4х4, все скаты переставляются диагонально.

Если же используется резина с асимметричным протектором, перестановка выполняется исключительно параллельно. Перед на зад и наоборот.

Как менять резину местами по сезону

Летние шины



Сезонная замена покрышек выполняется каждый год. Если необходимо переставить зимние шины на летние, все действия выполняются по указанной выше схеме. Для того чтобы поменять колеса правильно, опытные автолюбители рекомендуют перед складированием делать на резине метки, указывающие на прежнее расположение скатов.

Как правильно менять местами зимнюю резину

Зимние шины


Зимние модификации не выделяются особенными требованиями к последовательности замены. Так, симметричную шипованную версию или липучку нужно переставлять по стандартной схеме с соблюдением направления протектора.

Некоторые покупатели задают вопросы, можно ли переставлять шипованную резину. Ответом служит то, что металлические вставки не влияют на износ самой резины.

Отзывы

Мнение автомобилистов о процедуре.

Переставляю покрышки два раза за сезон. Начал после того как заметил, что на задней оси немного поджирает внешнюю сторону протектора. Теперь износ более равномерный и резины хватает на дольше.

Переставляю колеса на фуре каждый месяц. Если этого не делать, задняя ось вытирает покрышки значительно быстрее и приходилось постоянно докупать две шины раньше срока замены.

Думанов Борис

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.


Сезонную смену резины рекомендуют производить, когда температура воздуха преодолевает отметку 7 градусов по Цельсию. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины. Метеорологи обычно советуют дождаться стабильно теплой погоды, однако в этом году снег почти полностью сошел уже к середине марта, дороги высохли, а ночных заморозков, которые могут привести к обледенению, не ожидается.

В России действует перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Документ накладывает ограничения на минимально допустимую глубину протектора летних шин для легковых автомобилей на уровне 1,6 мм, и это довольно лояльные требования.


How to 21 октября 2019 Шишка, гвоздь, порез: какие повреждения шин можно починить

За несоблюдение этого требования инспектор ДПС может оштрафовать на 500 руб., но сделать это он вправе только при проведении специально организованных мероприятий с применением необходимых технических средств. Кроме того, автомобиль с изношенными шинами не сможет пройти техосмотр. Сами производители шин рекомендуют менять летние покрышки на новые при уменьшении глубины протектора до 3 мм.


Размер шин нужно выбирать в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Нештатные могут отрицательно повлиять на управляемость и комфорт, исказят показания спидометра, не встанут на посадочные места или будут задевать за элементы кузова или подвески. Летние шины могут иметь симметричный, асимметричный и направленный рисунки протектора. Два последних, как правило, имеют ярко выраженные каналы, которые лучше отводят воду из пятна контакта и более надежно ведут себя на мокром покрытии. Такие шины немного дороже и требуют правильной установки.

На боковине шин с направленным рисунком протектора находится указатель направления вращения в виде стрелки, а на внешней стороне асимметричных покрышек имеется надпись OUTSIDE, которая всегда должна находиться снаружи. Ошибка при монтаже приведет к резкому ухудшению характеристик шины. Кроме того, менять между собой можно только или левые, или правые колеса.

Мастера шиномонтажа стоит предупредить о колесах с датчиками давления. При неумелой разбортировке шины дорогие датчики можно повредить. Кроме того, стоит иметь в запасе пластиковые заглушки колесных болтов, которые часто ломаются даже при использовании фирменного инструмента.


Перед балансировкой колес мастер должен максимально качественно очистить диски от грязи, смонтированные шины тоже должны быть чистыми. Однако балансировку колес рекомендуется проводить не только при замене покрышек, но и когда колеса с дисками меняются в сборе — не исключено, что установленные год назад грузики повреждены или утрачены.

Рекомендации по давлению в шинах устанавливает автопроизводитель, причем нормы для колес разной размерности на одном и том же автомобиле могут отличаться. Кроме того, рекомендованное давление зависит от нагрузки автомобиля: чем больше в салоне пассажиров и груза, тем сильнее нужно накачивать шины. Табличка с рекомендациями производителя обычно располагается на средней стойке кузова, в торце водительской двери или на лючке бензобака.

Неправильное давление в шинах влияет на управляемость и тормозные свойства автомобиля, а также приводит к преждевременному износу покрышки. Ускоренный износ центральной части протектора говорит об избыточном давлении, боковин — о недостаточном. Если автомобиль не оснащен датчиками давления в шинах, проверять его рекомендуется не реже двух раз в месяц, причем обязательно на остывших колесах.

Обозначение типа 195/65 R16 82T содержит информацию о размерности шины, то есть диаметре, ширине и высоте протектора. В данном случае 195 — это ширина протектора в миллиметрах, 65 — отношение высоты профиля к ширине в процентах (высота шины составляет 65% от 195 мм, то есть 127 мм). R — это тип шины (радиальная), 16 — диаметр обода в дюймах. Цифра и буква в конце шифруют индексы максимальной нагрузки и максимально допустимой скорости, в данном случае 475 кг на колесо и 190 км/ч.


Шины, предназначенные для автомобилей повышенной проходимости, часто маркируются буквами SUV — у них более жесткая конструкция, рассчитанная на высокие нагрузки в условиях бездорожья. Еще одним важным параметром является индекс нагрузки, который для машин повышенной проходимости должен быть не меньше 100 (то есть по 800 кг на колесо).

Маркировка позволяет узнать и дату изготовления шины, зашифрованную набором четырех цифр после символа DOT (например, DOT XXXX XXХХ 3512). Первые две цифры обозначают номер недели года, вторые — год изготовления. Наконец, особой маркировкой обозначаются шины типа RunFlat: SSR — у Continental, RunOnFlat — у Dunlop, RFT — у Bridgestone, ZP — у Michelin.

Пик очередей в шиномонтажных мастерских приходится на выходные после установки теплой погоды. Совсем избежать ожидания не удастся, но многие мастерские готовы работать по предварительной записи на определенное время, и об этом стоит подумать заранее. Также можно воспользоваться услугами мобильных мастерских, которые приезжают персонально к клиенту, но стоят заметно дороже. Крупные мастерские с магазинами в первую очередь обслуживают тех, кто приобрел резину на месте или является пользователем так называемого «Шинного отеля».


Шины без дисков не стоит подвешивать или складывать их друг на друга — лучше ставить их вертикально на специальные стеллажи, ежемесячно меняя положение. Колеса в сборе, напротив, можно складировать горизонтально, либо подвешивать за диск. Перед отправкой на хранение шины и диски рекомендуется вымыть, очистить от камешков и пометить мелом позицию, на которой стояла шина. Можно сдать шины и колеса на сезонное складское хранение, где будут соблюдаться все правила. В Москве такая услуга оценивается в сумму 3000–4000 руб. за полгода.

Читайте также: