Как поменять колесо на белазе

Опубликовано: 22.04.2024

Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 2 декабря 2019. Время чтения 6 мин.


Слесарная бригада способна заменить колесо на БелАЗе за 1-2 часа. Если с разбортовкой и забортовкой, то потребуется не менее 1 суток, так как после ремонта необходимо проверить герметичность соединений. Строение диска и его крепление к ступице довольно схожи с конструкцией аналогичных узлов на шоссейных самосвалах. Но для кантовки 5-тонной шины стоимостью до 5,2 млн руб. требуется погрузчик со специальным захватом, а для замены покрышки используется шиномонтажный стенд.

Белорусский автомобильный завод – это крупнейший производитель карьерной техники в мире и единственный в СНГ. Ежегодно БелАЗ собирает 800-1100 машин, таких как самосвалы, фронтальные погрузчики, аэродромные тягачи. В процессе эксплуатации транспорта шины подвергаются износу, и требуется периодическая «переобувка». Простым людям сложно представить, как меняют колёса на БелаЗЕ, ведь самосвальная резина R63 весит 5 128 кг. Примерно такая же масса у обода. Но ещё труднее вообразить процесс шиномонтажа гигантской покрышки, стоимость которой достигает 5 млн руб.

Для сравнения! Стандартная резина шириной 145-185 мм для легковушки весит 5,1-7,7 кг.

Устройство

На БелАЗы установлено 6 колёс: 2 ‒ на передней оси, 4 ‒ на задней. Последние сдвоены в пары. Они крепятся к ступицам самосвала при помощи прижимов и гаек.

cdn12.img.sputnik.by

Конструкция без диска состоит из таких элементов, как:

  • покрышка;
  • обод;
  • воздушный вентиль;
  • кольца:
    • бортовое;
    • клиновое;
    • посадочное;
    • замочное;
    • распорное (между ободьями задних колёс).

    Форма обода коническая, для центрирования и фиксации на ступице. Замочное кольцо незамкнутое (по типу стопора). На обечайке и посадочном обруче выделяются конусные полки для насаживания бортов шины.

    Замена колес на Белазе кто бортирует огромные колеса

    Покрышки бескамерные, применяются как радиального, так и диагонального типа. Различаются по конструкционному строению корда: первый ‒ продольный, второй – крест-накрест. Уплотнение обода со съёмным посадочным кольцом осуществляется резиновым соединительным обручем.

    Таблица 1. Стоимость покрышек для самосвала БелАЗ: 7517-7571 (г/п., 160-430 т.).

    Производитель Размер Цена, руб.
    Goodyear RM-4A+ (E-4) 59/80R63 5 260 104
    MICHELIN XDR 59/80R63 5 187 800
    Goodyear RM-4A+ (E-4) 33.00R51 1 400 000
    Bridgestone VRDP E-4 33.00R51 1 300 000
    Белшина ФТ-116АМ E-4 33.00R51 685 500

    Источники: gigant-tiretssz

    Где и как происходит замена

    БелАЗы работают на открытых участках по добыче руды, угля, каменной породы. Как правило, рядом с местом разработки базируется автоколонна с цехами для внутрикарьерного транспорта. Здесь трудятся бригады слесарей, которые обслуживают самосвалы, другую технику. Меняют шины также в ремзоне карьера. Обода разборные. При помощи инструмента и погрузчика колёса разбортовывают, забортовывают и переставляют местами.

    a.d-cd.net

    Демонтаж

    Для «переобувки» самосвал загоняют в цех. Иногда замена проводится на улице. Если t -40°C и ниже, работать на открытом воздухе запрещено. Под машину устанавливают гидравлическую подставку (домкрат), страховочный упор.

    Сначала с шины стравливают воздух, во избежание несчастных случаев. Дело в том, что при эксплуатации в замочном кольце появляются трещины, и при демонтаже шина может внезапно разорваться. Если предстоит менять заднее колесо, то давление снижают из сдвоенной колёсной пары.

    После того как воздух стравлен, слесарь приступает к откручиванию гаек по периметру обода. Для этого он использует пневмоинструмент. Как правило, крепёж насчитывает 25 прижимов (БелАЗ-7517). В процессе отвинчивания колесо поддерживается чалочным приспособлением (трос или цепь с крюком). То же самое для задней пары.

    kolesa.guru

    Далее к работе приступает погрузчик-манипулятор, оборудованный специальным горизонтальным захватом – лапами. Он захватывает шину за края, плавно снимает со ступицы, отвозит на шиномонтажный стенд. Иногда это ровная подготовленная поверхность на полу цеха.

    skrinshoter.ru

    Далее слесаря разбирают кольца обода. При помощи съёмника (паука) вынимают шину из сердцевины, и погрузчик увозит её на склад утилизации. Оставшиеся стальные элементы тщательно инспектируются на комплектность и техническое состояние. Происходит очистка от облоя, кусков резины. Не допускается повторно использовать кольца с трещинами, во избежание несчастных случаев, так как слабое крепление может способствовать внезапному разрыву.

    pbs.twimg.com

    Для монтажа требуются детали, у которых не нарушена окраска как с внешней, так и с внутренней стороны. Коррозия способна вызвать быструю поломку во время движения и повлечь несчастный случай. А ещё использование неокрашенных деталей затрудняет монтаж и последующий демонтаж, так как борта шины прикипают сильнее. Поэтому повреждённые детали зачищают от ржавчины, наносят несколько слоёв грунта, эмали.

    pbs.twimg.com

    После подготовки обода и остальных элементов начинается сборка. При помощи кран-захвата (паука) берут шину, предварительно смазанную по периметру посадочного канта, надевают на обод. Затем, используя кран-балку или таль, устанавливают кольца: бортовое, уплотнительное, клиновое, посадочное и замочное.

    skrinshoter.ru1

    В полость колеса подают небольшое давление воздуха 0,08–0,1 МПа для проверки точности сборки. Через 10-15 минут покрышку накачивают до рабочего состояния 6-7 МПа, выдерживают 24 часа. Далее инспектируют герметичность соединений, вентиля. Воздух должен остаться в неизменном объёме. Если испытания прошли успешно, то колесо спускают до 0,08–0,1 Мпа, снимают с шиномонтажного стенда, погрузчиком увозят в цех для установки на БелАЗ.

    pbs.twimg.com

    Монтаж

    Слесарь проверяет внутренность обода, он должен быть сухим, чистым, без облоя резины. Наличие посторонних объектов, веществ может затруднить следующий демонтаж. Также он инспектирует колесо на предмет трещин по галтелям буртов, посадочного кольца, по сварным соединениям замочной части обода и бортового основания обечайки, которые могли появиться при сборке. Для выявления изъянов слесарь использует цветную, магнитную или ультразвуковую дефектоскопию. Далее происходит установка:

    • Ступицу разворачивают пазом вниз, погрузчик надевает колесо после совмещения шлица обода с пазом ступичного цилиндра.

    pbs.twimg.com

    • Устанавливаются: верхний, нижний, а затем левый, правый прижимы, затягиваются гайками.
    • Вставляются остальные прижимы, закручиваются диаметрально противоположно (чтобы исключить дисбаланс колеса по боковине шины, допустимый ‒ не более 10 мм).
    • Все гайки протягиваются динамометрическим ключом, моментом: 1150–1300 Н.м. ‒ для передних колёс, 800–900 Н.м. ‒ для задних скатов.
    • Шину накачивают до 6-7 Мпа.

    sivator.com

    После первого рейса слесари повторно протянут гайки. Если биение по боковине будет более 10 мм, то затягивать прижимы придётся через каждые 2-3 ходки, пока дисбаланс не устранится.

    На автомобили-самосвалы БелАЗ устанавливается шесть колес, а на автомобиль-тягач БелАЗ-531 — два колеса. К каждому автомобилю прикладывается одно запасное колесо.

    Колесо состоит из обода, бортовых колец и посадочного кольца, удерживаемого замочным кольцом. Обод и посадочное кольцо имеют конические полки, на которые под действием давления воздуха плотно насаживается своими бортами шина.

    Шина состоит из покрышки, камеры, ободной ленты и резиновой прокладки. В камере имеется вентиль для накачки шины, который выведен наружу через паз, профрезерованный в ободе.

    Рекламные предложения на основе ваших интересов:

    Вентили передних и задних внутренних колес обращены внутрь автомобиля, а задних наружных колес — наружу. Давление воздуха в шинах — 5 кГ/см2.

    Колеса передней оси автомобиля крепятся к ступицам прижимами, а колеса заднего моста — при помощи клиньев и прижимов. Между внутренними и наружными колесами заднего моста устанавливаются распорные кольца.

    Монтаж и демонтаж колес. Перед снятием колес во избежание несчастных случаев выпустить воздух из камер. При снятии заднего колеса воздух выпустить из камер обоих колес.

    Для снятия переднего колеса отвернуть гайки и снять прижимы, а для снятия задних колес, кроме того, снять направляющий диск и вынуть клинья. При снятии и установке колес необходимо оберегать от повреждения вентили.

    При разборке и сборке колеса нужно пользоваться монтажными лопатками, имеющимися в комплекте инструмента. Разборку колеса производить в следующем порядке.


    Рис. 112. Разборка колеса:
    а—снятие замочного кольца; б — снятие посадочного кольца

    Отжать бортовое и посадочное кольца и снять замочное кольцо (рис. 112). Снять посадочное и бортовое кольца и перевернуть колесо. Вынуть из шины обод и снять бортовое кольцо. Вынуть из покрышки ободную ленту и камеру, снять с вентиля подкладку.

    Собирают колесо в обратном порядке. Камеру и соприкасающиеся с ней поверхности при сборке припудрить тальком и убедиться, что внутри покрышки нет посторонних предметов.

    В случае применения покрышек с направленным рисунком при укладке камеры в покрышку обратить внимание на правильное расположение рисунка. Рисунок располагать так, чтобы острие выступа (если смотреть на покрышку сверху) было направлено вперед по ходу автомобиля для ведущих колес и назад для опорных колес.

    Перед сборкой все детали колеса очистить от грязи и осмотреть. Трещины, забоины и вмятины на деталях колеса не допускаются.

    Перед установкой колеса на автомобиль предварительно накачать шину до давления 0,8—1,0 кГ/см2, после чего проверить правильность посадки замочного кольца. При накачке колеса замочное кольцо должно быть внизу.

    На ступицу переднее колесо устанавливать в следующем порядке.

    Совместить паз на ступице с ограничителем обода и надеть колесо на ступицу. Установить верхний и нижний прижимы и затянуть гайки. Провернуть колесо на 90°, установить верхний и нижний прижимы и затянуть гайки с усилием, необходимым для обеспечения неподвижности колеса на ступице при его поворачивании. Проверить биение колеса и затянуть гайки до отказа. Затянуть все гайки (момент 45—50 кгм) и проверить окончательно биение колеса. Биение колеса по боковине покрышки должно быть не более 8 мм. После этого накачать шину воздухом до давления 5 кг/см2. При накачке шины нельзя стоять напротив колеса.

    Задние колеса устанавливать в аналогичном порядке.

    Колеса одноосного автомобиля-тягача БелАЗ-531 несколько своеобразны по конструкции. Шина (рис. 113) установлена непосредственно на ступицу колеса. Внутреннее посадочное кольцо приварено к ступице, а наружное стопорится замочным кольцом. Подпорное кольцо 3 поддерживает камеру и ободную ленту изнутри. Давление воздуха в колесах — 3,5 кг/см2. Вентили для накачки шин обращены наружу.


    Рис. 113. Колесо автомобиля-тягача БелАЭ-531:
    1 — шина; 2 — бортовое кольцо; 3 — подпорное кольцо; 4 — ободная лента; 5 — ступица колеса; 6 — замочное кольцо; 7 — обод

    Для снятия колеса выпустить воздух из камеры, отжать бортовое и посадочное кольца и снять замочное кольцо. После этого снять бортовое и посадочное кольца и шину.

    Устанавливать колесо в обратном порядке.

    Перед накачиванием шины следует убедиться, что замочное кольцо установлено правильно.

    Техническое обслуживание колес и шин

    Ежедневно после возвращения в гараж и при стоянках осмотреть шины и удалить застрявшие в них посторонние предметы.

    Через 100 ч работы проверить давление в шинах, которое должно быть 5 кг/см2 для автомобилей-самосвалов и 3,5 кг/см2 для автомобиля-тягача. Подтянуть гайки крепления колес (момент 45—50 кГм).

    Предохранять шины от попадания на них нефтепродуктов, которые разрушают резину. При попадании нефтепродуктов протереть шины досуха.

    Не применять на одном автомобиле шины с различным рисунком и износом протектора, особенно на сдвоенных задних колесах.

    Избегать резких торможений автомобиля, не допускать его перегрузки, рывков и пробуксовки колес при трогании с места и при переключении передач. Груз располагать равномерно по всей платформе.

    В случае перегрева шин остановить автомобиль и дать остыть шинам. Нельзя снижать давление в шинах, если оно повышается вследствие нагрева шин, особенно в жаркую погоду.

    Не рекомендуется стоянка автомобиля, а также эксплуатация его при давлении в шинах, не соответствующем норме, так как это приводит к быстрому отказу шин в работе.

    При хранении автомобиль устанавливать на колодки, разгрузив тем самым шины. Допускается хранение автомобиля без установки на колодки: порожнего — не более 10 дней, груженого — не более 2 дней.

    Белорусский автомобильный завод один из крупнейших производителей карьерной техники в мире. Его продукция впечатлит своими размерами людей, которые никогда до этого не встречались с карьерной техникой. Самый распространенный БелАЗ-7513 имеет следующие размеры: высота – 5.9 метров; ширина – 7 метров; длина – 11.5 метров . Грузоподъемность такого БелАЗа - 130-136 тонн , разница в 6 тонн обуславливается типом используемых шин. И тут мы с вами понимаем, как важен подход к выбору и монтажу резины на таком большом автомобиле.

    Кстати, модель 7513 можно считать «пони» в модельном ряду компании, так как самый большой самосвал имеет грузоподъемность 450 тонн! А это вес почти 3 самолетов Boeing 747 , который на протяжении 36 лет был самым большим пассажирским самолетом.

    Вернемся ближе к теме, к шинам. Масса автомобиля с учетом полной загрузки составляет примерно 236 тонн (110 автомобиль + 136 горные породы). Вся эта нагрузка распределяется на 6 колес, следовательно, на каждое колесо приходится почти 40 тонн груза. На российский рынок покрышки под такие параметры поставляют в основном Michelin, Bridgestone, Goodyear и Белшина.

    Существует 2 вида шин: радиальные и диагональные. Радиальные покрышки при работе разогреваются до 80 градусов , а диагональные аж до 90 градусов . Радиальные изнашиваются примерно за 100 тыс. км, а диагональные отхаживают в 2 раза меньше. Соответственно и разница в цене существенна, от 500 тыс. рублей до 1 500 000 рублей за штуку (без учета доставки)!

    Так как цена покрышек далеко не маленькая, то и к монтажу подходят ответственно. Для снятия колеса самосвал поднимают домкратом или специальным гидравлическим подъемником, после чего колесо захватывает специальный погрузчик-манипулятор и снимает его с машины (перед этим следует открутить 24 гайки ). После колесо помещается в специальную оснастку, по очереди подцепляют и снимают краном 4 кольца (бортовое, клиновое, посадочное, стопорное). Специальный «паук» снимает старую шину и ставит новую, дальнейшие действия те же, только в обратном порядке. Гайки затягиваются пневматическим инструментом, а затем затяжка проверяется динамометрическим ключом.

    Интересен тот факт, что покрышки используют до тех пор, пока не полезет 2-3 брекерный слой (слой, армированный металлом). И это не русская жадность и попытки на всем сэкономить, такой режим эксплуатации прописан в рекомендациях от самих производителей.


    По сравнению с самым большим в мире самосвалом БЕЛАЗ-75710 это творение белорусского холдинга кажется практически малышом. И, тем не менее, оно способно увезти сто тридцать тонн груза, причём собственный вес грузовика составляет чуть более ста семи тонн. Сегодня мы не только рассмотрим БЕЛАЗ-75131 поближе, но даже и покатаемся на нём. Поехали!

    Ток из солярки

    О тличительной особенностью тяжёлой техники из Беларуси является использование электромеханической трансмиссии. В переводе на русский язык это означает, что для создания тягового усилия используется не крутящий момент двигателя внутреннего сгорания, а электромоторы.

    Но дизельный силовой агрегат в БЕЛАЗЕ-75131 всё же есть. Причём гораздо круче того, что стоит на большинстве обычных тягачей или самосвалов: тут Cummins КТА50–С. Это могучий V 16 с газотурбинным наддувом объемом 50 литров и мощностью 1 623 л. с. Для пуска двигателя используется не электрический, а пневмостартер, созданный специалистами завода.

    Этот монстр на тяжёлом топливе нужен для работы генератора, который вырабатывает ток для тяговых электромоторов. Таким образом, в состав электротрансмиссии входят тяговый генератор, два электромотор-колеса (редуктор в сборе с тяговым электродвигателем), блок резисторов динамического торможения, шкаф управления, вентиляционное оборудование и комплект дополнительного оборудования. На БЕЛАЗе-75131 используется электротрансмиссия переменно-постоянного тока собственного производства, но на некоторых других самосвалах стоит продукция General Electric или петербургской ОАО «Электросила». Про дизель и генератор уже сказали, перейдём к тяговым моторам колёс.

    Их два – по количеству ведущих колёс. Строго говоря, конструкция не разделяет колесо и непосредственно мотор, весь узел так и называется – электромотор-колесо. Оно состоит из тягового электродвигателя, редуктора, ступицы, тормозных механизмов и датчика ограничения скорости. Мотор-колёса болтами прикреплены к картеру заднего моста, который, в свою очередь, с помощью центрального шарнира, поперечной штанги и цилиндры подвески соединён с рамой. Таким образом, задняя подвеска БЕЛАЗА-75131 зависимая (хотя, думаю, никто там многорычажку встретить и не собирался).

    DSC_0156

    Как бы ни был огромен этот самосвал, пешком под него не зайдёшь (а ведь с БЕЛАЗ-75710 этот трюк удавался!). Но некоторые элементы подвески хорошо видны и сбоку. Например, цилиндры – то, что мы привыкли называть амортизаторами. Они газомаслянные и представляет собой пневматическую рессору поршневого типа в комбинации с гидравлическим амортизатором. В качестве рабочего тела используется азот и амортизаторная жидкость.

    DSC_0146

    В передней подвеске такие цилиндры тоже есть, но они не взаимозаменяемые и отличаются по размеру. Сама подвеска тоже зависимая, поворотные кулаки передней балки крепятся к балке с помощью шкворней. Если чуть присесть и приглядеться, то можно увидеть и рулевые тяги. Рулевое управление БЕЛАЗА – гидрообъёмное с двумя контурами. Разумеется, никакой человеческой силы не хватит, чтобы повернуть колёса самосвала в случае остановки двигателя, поэтому в целях безопасности в гидравлической рулевой системе установлены сразу три пневмогидроаккумулятора, которые обеспечивают работу рулевого управления в экстренном случае.

    Прежде чем лезть на «второй этаж», скажем пару слов про тормоза: они нам ещё пригодятся. Все тормозные механизмы самосвала дисковые. Да и привод гидравлический, вроде, всё как у людей… Простите, других машин. Но нет, не совсем всё. Для того, чтобы сжать колодки в легковом автомобиле, достаточно усилия ноги и небольшой помощи вакуумного усилителя (а было время, когда и этого устройства не было). БЕЛАЗу такая лёгкость недоступна, поэтому вместо ноги давление создаёт насос, а педаль лишь дозирует усилие. Ну, а в остальном – всё, как у всех. Есть даже два раздельных контура и автоматическая регулировка зазора между дисками и колодками.

    Помимо традиционных тормозов, есть ещё и вспомогательный электродинамический тормоз. В нём торможение осуществляется теми же колёсам-моторами, причём они при торможении начинают работу в режиме генератора.

    Какой самосвал – такие и цифры

    Как бы я ни старался быть красноречивым, цифры расскажут о БЕЛАЗе-75131 гораздо лучше меня. Итак, включаем воображение и смотрим.


    Размерность шин – 33.00 R51. Кстати, если для 450-тонного БЕЛАЗ-75710 покрышки выпускает лишь Bridgestone, то на нашем БЕЛАЗ-75131 может стоять и продукция «Белшины». Если вам вдруг захочется поменять колёса на БЕЛАЗе, то помимо крана возьмите с собой и хороший компрессор, качать придётся минимум до 7 атмосфер. Интересно, что нагрузка между осями поделена 33х67. Казалось бы, а почему не поровну? А всё потому, что гораздо важнее делить вес как раз между покрышками, а не осями, которых сзади четыре (там спаренные колёса), а впереди колеса всего два.

    Ну, а если захочется сдать БЕЛАЗ-75131 в металлолом, то сначала стоит выковырять из него всё серебро, это целых 325 граммов. Ещё в нём есть чуть больше одного грамма золота, но это уже сущий пустяк.

    И ещё, о чём я просто не могу промолчать: для промывки некоторых электрических деталей завод рекомендует использовать этиловый спирт. Промывать тут надо много, но вот беда: «Рекомендуемый спирт изготавливается из не пищевого растительного сырья. По степени воздействия на организм человека относится к четвертому классу опасности по ГОСТ 12.1.007». Так и сказано в инструкции по эксплуатации самосвала. Без комментариев.

    DSC_0058

    Если говорить серьёзно, то какими внушительными не казались бы заправочные объёмы карьерного самосвала, эксплуатировать его все равно выгодно, а желающих приобрести себе БЕЛАЗ всегда много.

    Лестница в небо

    Как вы уже знаете из тест-драйва самого крупного самосвала в мире, площадка, на которой расположена кабина водителя, на БЕЛАЗах называется палубой. Чтобы туда подняться, не надо карабкаться вверх два лестничных пролёта, как на самом крупном из всех БЕЛАЗов. Тут стоит обычная лестница, по которой надо просто подняться вверх. Правда, подняться высоко, почти на четыре метра. И первое, что мы видим на уровне неба, это шкаф управления. Там сосредоточены механизмы управления электромеханической трансмиссии. Для разных модификаций БЕЛАЗов возможны и разные производители этого сложного оборудования, но в нашем случае шкаф управления стоит белорусский. «Башенка» перед ним – всего лишь верхушка расширительного бачка. За ней виднеются элементы гидравлической системы. Кстати, гидравлика помогает не только рулить и тормозить, но и опрокидывать платформу (то есть кузов). И делает она это быстро: за 20 секунд поднимает и за 18 опускает её вниз.

    Это всё монументально, серьёзно и интересно, но нас интересует кабина.

    Существует такой европейский стандарт безопасности ROPS. Согласно ему, кабина спецтехники должна иметь каркас безопасности. Вообще, стандарт довольно сложный, требований содержит много, но БЕЛАЗ его выполняет. И это не случайно: помимо России, продукцию экспортируют во многие страны, где без этой сертификации не обойтись.

    DSC_0168

    Открываем дверь (в обратную сторону) и садимся на кресло. Водительское место пневмоподрессоренное, пассажирское – чуть попроще, но оно имеет хорошую функцию: при необходимости его можно сложить, и тогда рядом с водителем получится столик. Например, для приёма пищи. Конкретно наша машина не рассчитана на продажу, скорее, это машина для «покатушек» журналистов и туристов. Поэтому и панель приборов там стоит не такая, какие сейчас ставят на БЕЛАЗы, без дисплея в центральной части. На первый взгляд, тут всё обычно: спидометр, тахометр, три педали, рычаг КПП. Но даю вам слово: работает это всё совсем не так, как мы привыкли.

    DSC_0163

    Начнём с того, что педали газа и тормоза тут настоящие, а вот третья педаль – это не сцепление, а ещё один тормоз, электродинамический. Коробки передач в БЕЛАЗе тоже нет, поэтому рычага КПП тут тоже быть не может, а вот селектор для выбора режима работы трансмиссии есть, и называется он переключатель реверсора.

    Жаль, что мне нельзя за руль. Обучение на оператора карьерного самосвала – очень важный пункт, без которого управлять этим монстром никто не разрешит. Что ж, плакать не будем (хоть и хочется), уступим место водителю с завода. Поехали.

    DSC_0164

    Нельзя вот так взять и не покататься на палубе БЕЛАЗа по испытательному треку! Ну и ладно, что дождь, что ветер, что под ногами орёт дизель… Эмоции, одни эмоции. Впрочем, к чёрту их. Лучше обратим внимание на то, как БЕЛАЗ едет.

    DSC_0158

    Странно, но с проходимостью у карьерного самосвала всё совсем плохо. Наибольший продольный уклон, доступный гиганту, всего 6–8%. Если на участке дороги длиной более 5,3 метра есть пять ямок глубиной более 10 см, то эксплуатация БЕЛАЗа и вовсе запрещена. Да, это не внедорожник, задачи у самосвала совсем другие.

    Поразительно, но разгоняется это чудовище очень быстро, причём никаких пауз при разгоне нет, спасибо трансмиссии. Несколько секунд, и мы уже летим на максимальной скорости. Правда, она составляет 48 км/ч. Основным источником шума (нет, не шума – рёва или воя) при торможении становится именно электрическая часть трансмиссии. За её протяжным тоскливым «ыыыуыыуу» при сбросе скорости звука дизеля почти не слышно. Зато замедление тоже впечатляющее.

    DSC_0159

    Не так-то просто тащить у себя «на горбу» 130 тонн груза. Эту машину не вытащить из заноса на льду, не остановить быстро в экстренной ситуации. Неслучайно даже при 12% уклоне при спуске разрешается ехать не быстрее 24 км/ч. Тонкостей много – слишком много, чтобы просто сесть и поехать на этом самосвале.

    original-dsc_0067.jpg20160901-20299-5clxsi

    Даже в грозу с ним надо обращаться иначе, чем с другими автомобилями: ни в коем случае не стоять на палубе, не спускаться и не подниматься по лестницам, а сидеть в кабине и просто ждать полного окончания грозы. Как-никак, а такая масса металла, да ещё и на приличной высоте, может стать отличным молниеотводом.

    Тем временем поездка по полигону заканчивается. БЕЛАЗ заезжает на стоянку, пора выходить и спускаться на землю. Немного нарушаем инструкцию: держим в руках фотоаппарат, хотя при подъёме и спуске по лестнице руки должны быть свободными.

    Ремонт большого самосвала

    Основные неисправности машины специального назначения БелАЗа (грузовика-самосвала):

    1. Отсутствует подача топливной жидкости при запуске предпускового подогревателя силового агрегата.
    2. Не работает свеча накаливания.
    3. Подогревательное устройство дымит во время выполнения работ.
    4. Мотор медленно нагревается.
    5. Клапан электромагнитного типа не перекрывает подачу дизельного топлива.
    6. Перегрев контактов тягового электрического привода.
    7. Отсутствие давления в системе гидромеханической передачи.
    8. Заклинивание золотника распределительного крана, смещение пробок сифонов емкости для масляной жидкости.
    9. Внутренняя утечка масла через клапаны и поршневые кольца.
    10. Насосный элемент гидравлического усилителя руля не подключается при подъеме грузовой платформы.

    Техническое обслуживание БелАЗа

    Ремонт

    Во время проведения ремонтных работ необходимо соблюдать следующие рекомендации:

    1. Для того чтобы предотвратить попадание воды в систему двигателя и другие узлы транспортного средства, необходимо установить защитные чехлы.
    2. Во время разборки узлов, оборудованных неподвижной посадкой, нужно использовать съемники и другие приспособления из меди.
    3. При монтаже подшипников на валы температура их нагрева не должна превышать +90°С.
    4. Нельзя использовать крепежные элементы нестандартного размера.
    5. Перед установкой колец уплотнительного типа их нужно смазать специальным раствором.

    Карьерный самосвал на ремонте

    1. Если резко снижается уровень давления масла в системе, нужно разобрать КПП и заменить вышедшие из строя детали.
    2. Если уровень давления масляной жидкости резко возрастает, необходимо проверить исправность термометра, разобрать гидравлический трансформатор и заменить поврежденные запчасти.
    3. Если скорость транспорта не соответствует включенной передачи, рекомендуется проверить правильность подключения проводов к пульту управления и электрическим магнитам, а также разобрать механизм управления и промыть все его элементы.

    Ремонт КПП

    Когда отремонтировали ГМП, нужно запустить двигатель и проверить работоспособность системы.

    Подвески

    Основные неисправности и ремонт подвески:

    1. Заклинивание золотника распределительного устройства может быть связано с износом деталей крана. В этом случае рекомендуется разобрать устройство, промыть элементы и заменить износившиеся механизмы.
    2. Если грузовая платформа поднимается рывками, нужно долить рабочую жидкость до требуемой отметки, заменить поврежденные клапаны и поршневые кольца.
    3. Если платформа самопроизвольно опускается без груза, следует заменить уплотнения насосного элемента и изношенный сальник вала ведущей шестерни. Также рекомендуется провести осмотр фланца на наличие дефектов.

    Колеса

    Ремонт колеса предполагает демонтаж самого механизма и редуктора.

    После этого отворачивают крепежные элементы, снимают фланец, извлекают уплотнительное кольцо, снимают стопорные пластины и меняют колесный механизм.

    Читайте также: