Как правильно установить буксатор на колесо мотоцикла

Опубликовано: 16.04.2024

Давление страшная тайна профессионалов.

Кроме особенностей протектора и каркаса, на проходимость заметно влияет давление в колесах - фактор, который почему-то принято замалчивать - наверное гонщики его держат в секрете. Существует мудрое правило: давление должно быть настолько большим, насколько это возможно и настолько низким, насколько это необходимо. Высокое давление снижает риск проколов, минимизирует возможность повредить ободы на неровностях (также снижает сопротивление качению и расход топлива прим. ОSS). Сниженное давление позволяет увеличить пятно контакта, что существенно улучшает стабильность движения на мягкой поверхности. Чем более твердая поверхность, тем большее давление должно быть, и наоборот.

Если например давление рекомендуемое производителем мотоцикла на асфальте должно быть 1,5 атм, то на гравии и твердом грунте оно должно быть 1,2 атм., в грязи 1,0 атм., а на песке даже 0,8-0,6 атм. Поэтому эндурист всегда должен иметь под рукой манометр и насос. Однако для езды на низком и сверхнизком давлении - нужны специальные приспособления "буксаторы" (rim lock., замок обода). Без них скорее всего покрышка провернется и разорвет камеру при первом же ускорении или торможении.

Большинство неспортивных эндуро не имеет буксаторов в штатной комплектации. Тем не менее внимательно присмотритесь к ободам своего мотоцикла - если примерно напротив ниппеля торчит болт с мощной гайкой, то вы уже имеете буксаторы. Часто вместо этого болта в этом отверстии резиновая заглушка. Если же даже отверстия нет (бывает и такое), то придется его самостоятельно просверлить или попробовать получить удовольствие от езды без буксаторов.

Если буксировки не выявлены в штатной комплектации, ничего страшного - их можно купить в первом попавшемся магазине, который специализируется на товарах для мотокросса и эндуро. Если таких поблизости нет, то следует поискать их по спортивным секциям и иным местам покупки до сих пор многочисленных кроссовых ЧЗ: в мотокроссе почти никогда не ездят на давлении более 1атм., поэтому каждый кроссовый мотоцикл обязательно оборудован буксаторами.

Однако для беспроблемной езды на сверхнизком давлении буксаторов недостаточно. В таких условиях покрышка испытывает значительные деформации и очень греется, что может привести к частым проколам или даже к разрушению каркаса шины. Чтобы этого не случилось, резина должна иметь минимум 4-х слойный корд, (а еще лучше 6-ти слойный); то есть быть дорогой от известного производителя.

Камеры
На фото:Усиленная кроссовая камера от тайваньского производителя Kyoto, которая обещает качество своего продукта не хуже, чем у ведущих брендов (Equal to or better than original equipment). O типе сообщает надпись "Reinforced Resistant).

Чтобы новички и любители в нашем мотоциклетном братстве не путались в терминах, мы подготовили небольшую справку об общих различиях мотоциклетных шин.

Какие мотошины бывают? Для чего они предназначены?

Все шины для мотоциклов делятся на 4 большие группы: слики, дорожные шины, шины двойного назначения и внедорожные шины.

1. Слики — цельные покрышки, предназначенные преимущественно для использования в условиях гоночного трека, на сухом подготовленном асфальтовом покрытии. Покрышки этого вида обеспечивают максимальное пятно контакта, выдерживают максимальные скорости. Слики — это бескомпромиссные покрышки. Они не имеют нарезки и не рекомендованы для использования вне гоночных трасс, а также на тяжелых мотоциклах. Минусом являются эксплуатационные показатели — резина предназначена для использования на сухом асфальтовом покрытии, быстро изнашивается и зачастую требует предварительного прогрева. Внешне резина этого вида немного напоминает дорожные шины, но отличаются составом. Чаще всего используется на трековых спортбайках и супер мото.

2. Дорожные шины — самая большая группа. Имеют нарезку в виде водоотводящих каналов. Резина устойчива к износу, не требует долгого прогрева, устойчиво ведет себя в дождливую погоду. Одним словом — оптимальная резина для повседневного использования. Огромный ассортимент на любой кошелек. Такая резина идеально подойдет любому классу мотоциклов, для езды по асфальту практически в любую погоду, при положительных температурах.

3. Шины двойного назначения — нечто среднее между дорожной и внедорожной резиной. От дорожной отличается более агрессивным протектором. Однако пятно контакта на асфальте сразу снижается. Профиль как у шоссейной, но нарезка более глубокая и напоминает больше шипы, нежели рисунок протектора обычной дорожной резины. Такие шины на асфальте изнашиваются быстрее обычных, так как они мягче. Это плата за возможность использовать эти шины не только на дороге, но и за ее пределами. Идеально подойдет для мотардов и туристических эндуро, регулярно выезжающих за пределы асфальтовой дороги.

4. Внедорожная резина не похожа на обычные дорожные шины. Внешне напоминает слики, на которые установлены квадратные шипы. Такая резина предназначена исключительно для движения вне дорог с твердым покрытием. Это объясняется тем, что резина не управляется на асфальте — пятно контакта совсем незначительное, зацепа не хватает. Из-за высокого профиля байк с такой резиной ведет себя не устойчиво. И, конечно, износостойкость при эксплуатации по дорогам с твердым покрытием оставляет желать лучшего. Используется исключительно на кроссовых, эндуро и мото-триальных мотоциклах.

Тем, кто в детстве дружил с велосипедом и его обслуживанием, эта статья особо не нужна — принципы бортировки не менялись со времен царя Гороха :) Но освежить память никогда не бывает лишним.

Прежде чем вы начнете, поставьте мотоцикл на центральную подножку или придумайте другой способ для того, чтобы вывесить колесо. Далее вам нужно это самое колесо снять. Описывать, как это делается, смысла нет — у каждой модели могут быть свои нюансы конструкции. Но в итоге результат одинаков — у нас на руках снятые колесо и ось с ее составляющими.

Выкрутим обратной стороной колпачка ниппель и стравим из камеры воздух. Далее нам нужно освободить сосок — скрутим гайку-крепление. Если у вас на колесе есть буксатор, не стоит откручивать его до конца — оставьте гайку на последних витках резьбы. Пора «сорвать корд». Другими словами, не повредив звезду и тормозной диск, оторвать от обода борт покрышки. В идеале борта покрышки должны сомкнуться. На этом фото они недостаточно сдавлены:

Бортировка колес эндуро, покрышки недостаточно сдавлены

Вы должны получить картину, как на фото ниже. Когда подобное положение будет достигнуто, у вас получится его поддерживать, наступая на покрышку и продавливая своим весом. Это даст возможность комфортно работать с колесом.

Бортировка колес эндуро, покрышки правильно сдавлены

Сделать это поможет монтажка. Аккуратно, начиная от соска, по кругу плоским концом выводим отбортовку на внешнюю сторону обода. Если край покрышки никак не желает перетянуться через закраину, значит, другой край не до конца вошел в углубление обода. Удобней работать двумя монтажками, это позволит по очереди перехватывать покрышку. Либо только одной, но помогать коленом, перенося на него вес тела и помогая оттянуть край покрышки от внутренней части обода. После того, как нам это удалось, нужно изогнутым концом монтировки зацепить борт покрышки снизу чуть в стороне от участка, выведенного наружу обода. Вставить вторую монтажку (если приотпустить первую, это сделать проще) зацепить снизу борт покрышки, после чего поочередно обеими монтажками вытаскивать борт покрышки.

Бортировка колес эндуро, зацепление борта покрышки монтажкой

Далее заводим под тормозной диск свободный конец одной из монтажек и второй полностью вытаскиваем борт покрышки наружу обода. Когда мы достигли этого результата, пора достать камеру. Не забудьте, какой стороной она стояла внутри колеса. «Задавливаем» сосок внутрь покрышки и аккуратно вытаскиваем камеру на свет божий. При помощи тех же монтажек и по аналогичной схеме перекидываем второй борт покрышки через край обода, после чего руками отделяем шину от обода. Не забудьте осмотреть внутреннюю поверхность покрышки — убедитесь, что там нет ничего, что могло бы повредить камеру. Кроме того, убедитесь, что резиновая лента на ободе цела.

Бортировка колес эндуро, закушенная монтажкой камера

Те же самые действия вы повторяете, пока не дойдете до конца. После этого аккуратно зацепляете оставшуюся часть борта и аккуратно (мы же не хотим под конец повредить обод!) заправляете отбортовку за внутреннюю часть обода.

При наличии буксатора, убедитесь, что он стоит так, как показано ниже. Неправильная установка показана на втором фото.

Бортировка колес эндуро, правильно установленный буксатор
Бортировка колес эндуро, неправильно установленный буксатор

Проверьте, не спускает ли колесо. Если давление падает, то велика вероятность, что вы повредили камеру — придется повторить процедуру сначала. Если ничего не травит, затягиваем замок обода (при его наличии) и устанавливаем колпачок соска. Колесо ставим на место в обратном порядке, не теряя втулки и не забывая проверить, как натянута цепь. После чего убираем весь инструмент и рабочее место, осматриваемся и можно ехать.

1. Убедитесь, что Вы имеете в наличие:

  1. мотоцикл :) или как минимум колесо мотоцикла в сборе
  2. инструмент для снятия колеса
  3. инструмент для перебортирования - как минимум 1, но лучше 2 монтажные лопатки (они же "монтажки" или "монтировки")
  4. покрышка (если Вы меняете только резину) и/или камера (если Вы меняете/ремонтируете камеру)
  5. насос для накачивания камеры
  6. ремнабор для камеры (если Вы собираетесь заклеивать камеру)

2. Если это не внезапный прокол зимой посреди ярославской степи на Медведь-Шатуне, то рекомендуется переобуваться в теплом помещении. Если Вы, все-таки, на улице в холодный день и помещения рядом не предвидится, то рекомендуется прогреть шины, проехав некоторое расстояние. Почему? Прогретая покрышка намного податливей и облегчит вам работу.

3. Перед всеми манипуляциями мотоцикл лучше всего поставить на центральную подставку на ровном месте. Зачем? Затем, что колесо легче снять, если оно вывешено.



Если центральной подставки нет, то использовать подручные средства для ее замены или, хотя бы, прислонить мотоцикл к чему-нибудь.


На совсем крайний случай мотоцикл можно и аккуратно положить на бок (так, чтобы ось вынималась вверх). Постарайтесь при этом не пачкать ось и цепь и не забудьте закрыть бензокран.


Правда, с груженым мотоциклом это не всегда может прокатить. Как вариант - кто-то бортирует, а кто-то держит мотоцикл - кому что нравится. и такое бывало :)


4. Процесс снятия колеса не должен вызвать затруднений. Но на всякий случай инструкция от Криса Скотта:

Ослабьте гайки колеса (если имеется, отметьте положение эксцентрика цепи) и толкните его вперед. Отсоедините цепь и снимите крепежные шпильки оси, если есть. Снимите колесо, тормоз при этом должен выпасть. Соберите все отсоединенные детали.

Не теряем и не пачкаем ось и втулки.


5. Кладем колесо звездочкой на ровную поверхность. При этом очень хорошо бы подложить что-нибудь под него (полиэтиленовый пакет, газету, тряпку и т.п.) для того, чтобы грязь не попала в ступицу.


6. Выкручиваем ниппель и стравливаем воздух из камеры. Ниппель выкручивается обратной стороной колпачка.


7. Откручиваем гайку крепления соска золотника.


8. Если в наличие имеется "башмак" (буксатор), то его откручиваем не полностью, оставляем гайку на последних нескольких витках резьбы.

9. Теперь необходимо "сорвать корд", т.е. оторвать борт покрышки от обода и при этом не замять тормозной диск и не погнуть звезду.

Для того, чтобы оторвать борт покрышки от обода помогайте себе ногой в мотоботе (пяткой). Если нужно, можно и попрыгать на покрышке (но при этом помним про тормозной диск и звезду!)


10. Борта покрышки в идеале должны сойтись. На фотографии ниже они сдавлены недостаточно.


11. В идеале должно быть так. Когда вы добьетесь подобного положения, вы сможете поддерживать его, наступая коленями на покрышку и продавливая её своим весом, что позволит вам комфортно и без усилий работать с колесом.


12. Далее работая плоской монтажкой выводим отбортовку на внешнюю сторону обода, работая последовательно по кругу и начиная от ниппеля, чтобы не повредить резину вокруг него закраиной покрышки (да у ниппеля она и не утопится как следует). Если край покрышки не удается перетянуть через закраину, значит, противоположные края не до конца вошли в углубление.

Можно работать двумя монтажками поочередно перехватывая покрышку. Либо одной, но помогать себе коленом, на которое переноситься вес тела и помогает оттягивать отбортовку покрышки от внутренней части обода.




13. Изогнутым концом монтажки необходимо зацепить борт шины снизу. Вставить вторую монтировку — это сделать легче, если чуть отпустить первую; также зацепить второй монтировкой борт снизу, затем поочередно вытаскивать монтировками борт шины.


Теперь, если длина монтировки позволяет, заводим ее заднюю часть под тормозной диск. Если монтировка короткая, – придется держать коленом.



14. После того, как одна сторона покрышки полностью снята с обода, можно доставать камеру. Стоит заметить, какой стороной она была установлена внутри покрышки. Заталкиваем «сосок» камеры внутрь и вытаскиваем камеру.



15. Если камеру предполагается клеить, то, расположите её поверх покрышки, так как она располагалась внутри, для того чтобы, осмотрев повреждения покрышки понять, где соответственно повреждена камера.


16. Если внешний осмотр не помог, приведите «сосок» в рабочее состояние (вкрутите ниппель) и, для обнаружения прокола, накачайте камеру. Если не слышен свист выходящего воздуха, проведите камерой у глаз или по мокрым губам — маленькие проколы можно найти по выходящей холодной струйке воздуха. Или, если возможно, погрузите камеру в таз с водой или лужу… прокол будет виден по пузырькам.

17. Запомните или пометьте место прокола, выпустите воздух и положите камеру на твердую поверхность, чтобы обработать участок вокруг прокола шкуркой или рашпилем. Обработанный участок должен быть шершавым и иметь матовый цвет.

18. Тряпкой, смоченной в бензине, обезжирьте место прокола от грязи и очистите от резиновой пыли, на широкий участок вокруг прокола наложите тонкий слой резинового клея. Подождите, пока этот слой высохнет (5-10 мин., проверьте на ощупь по краю).

19. Отберите заплату соответствующего размера. Большинство заплат приклеивается стороной, на которой имеется фольга. С помощью рукоятки ножа или валика с усилием прижмите ее к камере (можно промять мотоботом), чтобы поверхности склеились, и выдавите пузыри воздуха. В случае затруднений - прочитайте инструкцию к заплатам :))

20. На места, куда попал клей, посыпь немножко талька (подойдет и зола); если камера была мокрой, положи тальк и внутрь камеры. Это снизит вероятность ее защемления и деформирования.

21. Дальше перекидываем второй борт покрышки через край обода.


22. Дальше чаще всего достаточно «разорвать» покрышку и обод руками


23. Также осмотрите внутреннюю поверхность покрышки для того, что бы убедиться, что там нет ничего, что могло бы повредить новую камеру, а также, убедитесь, что резиновая лента на ободе не повреждена.


Если камера протерлась о дефект покрышки, при монтаже подкладываем там кусок ненужной камеры. До дома добраться хватит, но такую покрышку лучше выбросить. Иногда виновником прокола становятся торчащие концы спиц или заусеницы на их ниппелях. Обычно это случается, когда специальная резиновая прокладка рвется или смещается, обнажая спицы.

24. Новую покрышку (или старую после ремонта) одеваем также, сначала перекидывая один край покрышки через край обода (не забываем по поводу направления движения покрышки, если резина этого требует):


25. Вкручиваем ниппель и чуть накачиваем камеру - будет легче ее вставить; но если накачать сильно, камера может защемиться внутри.

26. Поставьте колесо вертикально (это облегчит вставку камеры), воткните «сосок» для накачивания в отверстие в ободе и затолкай камеру в шину. На тугих шинах это затруднено — приподнимите монтировкой другую сторону шины и освободите место для пальцев, затем поправьте «сосок».



28. Чтобы легче было накинуть корд на обод, корд смазывают - в идеале мыльным раствором. В дороге сойдет смазка цепи, вд-40 и даже масло.


29. Начинайте заводить отбортовку покрышки на внутреннюю сторону обода колеса. Здесь вам опять помогут ваши колени и плоский конец монтажки. Забортовывать легче по направлению к ниппелю.


30. Чем дальше вы будете заправлять покрышку, тем сильнее вам продеться налегать на неё коленями.


31. На этом этапе надо быть особо аккуратным, для того, чтобы у вас не закусило камеру между ободом и покрышкой и вы не повредили её монтажкой. Для этого нужно захватывать только край покрышки и никогда не поднимать монтировку более чем на 90°.


32. И так, собственно, пока не дойдете до конца, после чего аккуратно подцепляете оставшийся кусочек борта и аккуратно, дабы не повредить обод, заправляете покрышку на обод.


33. Если у вас установлен буксатор, убедитесь,что он стоит вот так:



34. Проверьте, прежде чем накачать камеру, что она располагается ровно по всему периметру обода. Края камеры не должны торчать наружу.


35. Не забывайте, что резина вокруг соска более толстая, и может произойти ситуация, показанная на фото ниже. Так как в районе ниппеля резина толще, камера в этом месте может попасть под края покрышки. Если стержень ниппеля не идет внутрь колеса, значит, это и произошло. Убедившись, что камера свободно лежит внутри покрышки, накачиваем колесо.


36. Проверьте снова положение «соска»: если он смещен, установите на место смещением камеры и шины в ободе. Накачайте камеру и убедитесь, что борт «сел» на обод (обычно это понятно по характерному хлопку). Если нет, накачивайте и спускайте камеру, добавляя мыло. Накачивать можно до 2-2,5 атмосфер (излишки потом просто стравить).


Также можно полунакачанную шину ударить несколько раз покрышкой о землю.

37. Вобщем-то, нестрашно, если борт не «сел» на обод. При езде он займет свое положение.

38. Проверьте, не снижается ли давление. Если снижается, то большая вероятность, что вы повредили камеру - тогда придется повторять все с начала. Если все в порядке, затягиваем замок обода (если он есть) и установливаем колпачок «соска».

39. Собираем все в обратном порядке, контролируя расположение колеса и натяжение цепи. И не забываем убрать весь инструмент ;)

40. И можно ехать!

Примечание. Есть мнение, что: Монтируя шину, не ставьте на вентиль камеры гайку, прижимающую его к ободу колеса. В случае резкого выхода воздуха из шины при проколе покрышка нередко проворачивается на обод и увлекает за собой камеру. Гайка же препятствует этому, и в результате вентиль останется в ободе, а камера с огромной дырой уже не будет годиться для ремонта.

не ленюсь возить с собой запасные камеры на оба колеса… это лучшее решение… как-то в пути пришлось менять бублик даже с одной монтировкой плюс отвертка, к тому же без центральной подножки… после этого случая, с центр ногой езжу всегда ) Самый ответсвенный момент в бортировке — не защимить монтировкой камеру (как при снятии, так и при установке)

смотришь размерность покрышки — ищещь в инете соответствующую размерность камеры… камеры как правило относительно универсальны, одна и та же камера подходит под разный профиль и ширину покрышки

С круизерами напляшешься. Клеили мы как-то камеру в шиномонтаже(!) на трассе. Мотик — литровая шадова ACE, с глубокими крыльями и кофрами. И весом 300кг. Да еще кофры снимать хозяин почему-то не захотел. Два автомобильных домкрата, старая автомобильная покрышка и много мата.


здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

700р. за бутылку, хватает на 2 колеса). Гель заливал еще зимой 2019г., а проколол заднее колесо совсем недавно — 29.08.2020.
Картина как обычно — подошел к мотику, а заднее колесо спущено в ноль. Покатал мотик руками, нашел шляпку гвоздя, выдернул гвоздь — из дырки прыснуло гелем.
Накачал колесо до 2.4 — через 15 минут спустило до 1.8. Второй раз накачал — уже держит давление. Дело было на фестивале Сила моторов, откатал джимхану, вернулся, да так и езжу пока. Сегодня утром было 2.1 в колесе (с 29.08. прошло 3 дня).

Выводы: гель работает, колесо на месте бортировать не пришлось, но нужен насос. Я качала насосом товарища Xiaomi Mijia (заодно затестили насос — качает достаточно быстро).
В принципе, как показывает мой опыт, этот гель держит давление несколько дней, то есть в дальней дороге шанс доехать до нормального шиномонтажа и поставить нормальную заплатку будет однозначно.

Читайте также: