Как разбортировать тракторное колесо

Опубликовано: 20.04.2024

Монтируют только исправные, соответствующие по размерам и типам покрышки, камеры и ободья. Ободья не должны иметь механических повреждений, погнутостей, смятых кромок, заусениц и должны быть очищены от ржавчины, а при необходимости окрашены. Перед монтажом покрышки и камеры необходимо припудрить тальком.

Монтаж и демонтаж производят два рабочих с помощью двух монтажных лопаток. Первая лопатка представляет собой рычаг, один конец которого выполнен в виде вилки и служит только для снятия бортов шины с посадочных полок обода, а другой конец (гладкий изогнутый профиль) служит непосредственно для монтажа и демонтажа шины. Вторая лопатка представляет собой рычаг, один конец которого выполнен в виде плоского профиля и служит для снятия бортов шины с посадочных полок обода в паре с вилочным концом первой лопатки, а другой конец (изогнутый профиль со специальным носком) обеспечивает надежный захват закраины обода при монтаже и демонтаже шины.

При установке шины на обод надо обращать внимание на то, чтобы направление вращения колеса на тракторе совпадало с имеющейся на покрышке стрелкой. Монтаж и демонтаж возможны только тогда, когда диаметрально противоположная часть шины относительно заправляемого борта утоплена в ручей обода.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Монтаж шины на обод производят в следующем порядке.

Кладут шину на ровную площадку и устанавливают на ней обод вниз закраиной, расположенной ближе к монтажному ручью так, чтобы часть борта шины зашла в ручей обода.

Вставляют первую лопатку между верхним бортом шины и ободом так, чтобы гладкий изогнутый конец надежно захватил борт шины. Действуя как рычагом, заводят монтируемый борт шины за окраину обода. Эту операцию повторяют несколько раз до тех пор, пока заведение монтируемого борта не будет вызывать затруднений.

Для облегчения дальнейшего монтажа используют вторую лопатку. Вставляют ее между бортом шины и ободом и отжимают обод вверх. Первую лопатку переставляют ближе к заведенному борту шины и повторяют предыдущую операцию.

Последовательно продвигаясь по окружности, повторяют несколько раз эту операцию, пока закраина обода не войдет в полость шины.

Плавным нажатием одновременно двух лопаток заводят в шину последний участок обода.

Ставят шину наклонно к стене. Отжимают обод к стене так, чтобы полностью освободилась полость шины, и, взяв камеру со стороны вентиля, заводят ее в полость шины.

Вставляют вентиль в вентильное отверстие и закрепляют его гайкой, при этом следят за правильным положением вентиля, не допуская его перекосов. Надевают полностью камеру на обод.

Подают обод на себя и подкачивают камеру, чтобы исключить возможность защемления камеры между бортами шины и ободом.

Кладут шину на пол. В противоположной стороне от вентиля вставляют обе монтажные лопатки на расстоянии 250—300 мм одна от другой таким образом, чтобы они надежно захватили закраину обода, и, нажимая лопатки вниз, заводят борт шины за закраину обода.


Придерживая лопатку в таком положении, вытаскивают вторую лопатку и вставляют ее на расстоянии 50—100 мм от первой так, чтобы она захватила закраину. Нажимая лопаткой вниз, заводят борт шины за закраину обода. Монтаж значительно облегчается, если одновременно нажимать ногой на шину. С целью облегчения процесса заведения верхнего борта шины необходимо утопить ногами противоположную заправляемому борту часть шины в ручей обода.

Монтаж заканчивают двумя лопатками у вентиля.

Накачивают шину до нормального давления, затем полностью выпускают воздух из шины и накачивают снова до давления 2,5 кгс/см2 (250 кПа). После посадки бортов шины на полки обода выпускают воздух до рекомендуемого давления в шине.

Демонтаж шины с обода производят в следующем порядке.

Выпускают полностью воздух из шины. Снимают борта шины с обеих конических полок обода с помощью вилочного конца первой лопатки и прямого плоского конца второй лопатки. Снятие бортов производится вначале с полки, противоположной от вентильного отверстия, в следующей последовательности:
1) вставляют прямой конец второй лопатки между бортовой закраиной обода и шиной и отжимают борт шины вниз;
2) в образовавшийся зазор между бортовой закраиной обода и шиной вставляют вилочный конец первой лопатки так, чтобы прямой конец второй лопатки находился в пазу вилочной лопатки;
3) первой монтажной лопаткой отжимают борт шины вниз.


Операции, изложенные в пунктах 1, 2, 3, повторяют по всей окружности обода до полного снятия бортов шины с посадочных полок.

Вставляют монтажные лопатки по обе стороны от вентильного отверстия на расстоянии 100 мм и, вдавливая ногами противоположный борт шины в монтажный ручей обода, извлекают часть борта шины за закраину обода.

Поворачивают колесо с шиной и снимают второй борт шины с обода.

Для этого:
1) поднимают обод вверх так, чтобы можно было вставить обе лопатки между бортом шины и ободом на расстоянии 200—250 мм между лопатками;
2) отжимают обод вверх сначала одной, а затем другой лопаткой;
3) вставляют вороток от домкрата рядом со второй монтажной лопаткой и освобождают ее, оставив обод в отжатом состоянии;
4) вставляют изогнутый конец второй монтажной лопатки в зазор между полкой обода и бортом шины на расстоянии 150—200 мм от первой лопатки или от воротка и, захватив за бортовую закраину обода, извлекают обод из шины.

Последнюю операцию повторяют несколько раз, пока обод полностью не выйдет из шины.

Осень в тот год стояла на удивление сухая, поэтому уборку закончили без излишней нервотрепки и вовремя. Но , погоду не обманешь, она все равно возьмет свое и в октябре начались затяжные дожди, непрекращающиеся целую неделю. Продолжать пахоту не могло быть и речи, убранные поля уже не впитывали дождевую воду и низинки напоминали небольшие озерки. Бригадир, чтоб как то занять оставшихся без работы механизаторов, часть людей отправил разбирать бороны, а кто помоложе, помочь трактористу с К-700 поменять изношенную резину на колесах.

Надо сказать, что мы хоть и не первый год работали механизаторами и всем доводилось менять покрышки на колесах, но не на таких громоздких как у кировца. На МТЗ или других колесных тракторах, это делается гораздо проще. Поездил немного взад, вперед на спущенном колесе и корд покрышки сам отстает от обода, да и внутренний диаметр колеса больше, есть, за что зацепиться монтировкой, чтобы выковырять край обода и вытащить камеру.

Если на комбайне спускало колесо, то вообще не заморачивались, брали просто от списанных комбайнов и ставили. Небольшие передние колеса от сельхозмашин и от тракторных телег разбортовывались достаточно легко, все таки колеса небольшие и резина потоньше. Когда согласились менять резину у кировца, то мы не догадывались, что нас ожидает. Надо сказать, что тракторист , работавший на этом К-700, тоже не имел подобного опыта. Начать решили с заднего колеса, чтобы не ползать с домкратом, а поднять трактор навеской.

Но и это не помогло, пришлось одновременно давить навеской и колотить кувалдой. Только после этого , наконец, удалось сорвать прилипший к ободу корд. Затем, по привычной технологии, только с большими усилиями мы вытащили обод из покрышки, долго пришлось повозиться с камерой, она очень плотно облегала внутренний диаметр обода. Забортовать новую покрышку оказалось гораздо легче, так как предварительно мы смазали края крышки солидолом, но вот ставить камеру пришлось, разувшись и ногами постепенно натягивать ее на место.

Вот, что значит опыт и сноровка, на третий день кировец стоял на новых колесах, да и дождь стих, скоро можно опять отправляться в поле, допахивать оставшуюся стерню. В общем, вывод один, лучше отпахать смену в поле, чем заниматься монтажом новой резины на К-700.

Как разбортировать колесо на тракторе
Как разбортировать колесо на тракторе.

Перед тем, как разбортировать колесо на тракторе следует проверить состояние обода, покрышки и камеры. Обод должен быть чистый, без забоин и ржавчины.

Колесо трактора бортируют в определенной последовательности.

1. Заводят один борт шины за кромку обода с помощью монтажных лопаток.

2. Посыпают вытертую насухо камеру тонким слоем талька, кладут ее в покрышку и расправляют. Вентиль камеры вставляют в отверстие обода и накачивают шину до l/4—1/з нормального объема.

3. Заводят за кромку обода второй борт покрышки, для чего надевают вначале часть борта, а затем при помощи лопаток перетягивают остальную часть. Перетягивание борта заканчивается у вентиля. При монтаже шины нужно следить за правильным положением вентиля, перекосы его недопустимы, так как это может повлечь за собой пропуск воздуха у пятки вентиля или отрыв его от камеры.

4. Накачивают шину до нормального давления. Проверяют, нет ли пропуска воздуха. При монтаже шин ведущих колес следует обращать внимание на то, чтобы при установке на трактор направление вращения колеса совпадало с имеющейся на покрышке стрелкой.

Как разбортировать колесо на тракторе.

Для разбортирования колеса выполните следующие действия.

1. Выпускают из камеры воздух.

2. Сдвигают оба борта покрышки с полок обода в его углубление со стороны, противоположной расположению вентиля.

3. Вставляют две монтажные лопатки между бортом покрышки и ободом со стороны вентиля на расстоянии 10 см по обеим сторонам от него.

4. Перетягивают через кромку обода вначале часть борта у вентиля, а затем и весь борт.

5. Вынимают вентиль из отверстия в ободе, а затем и камеру из покрышки.

6. Переворачивают колесо, сдвинув одну сторону борта покрышки в углубление обода, вставляют с другой стороны лопатки и вынимают обод из покрышки.


В процессе эксплуатации трактора МТЗ время от времени возникает необходимость замены шин на колесах МТЗ. Ремонт может быть необходим в связи с износом или повреждением покрышек. В нашей статье мы расскажем вам, как быстро снять шину с колеса трактора, а также как правильно выбрать шины МТЗ.

Напоминаем, что в каталоге запчастей для МТЗ от нашей компании вы найдете все необходимое для ремонта по самым выгодным ценам.

Подготовительные работы

Шины следует ставить на обод на площадке с чистой поверхностью. Важно защитить покрышки от проникновения грязи, частичек почвы и песка. Во время эксплуатации колес МТЗ такие загрязнения могут повредить камеру. Прежде чем приступать к монтажу, нужно проконтролировать все элементы.

Колеса МТЗ - установка и снятие шин трактора

На ободе колеса трактора недопустимы повреждения и коррозия. Если загрязнения все же имеются, их придется ликвидировать, а также произвести зачистку забоин. После подготовки узел красят и просушивают.

Монтаж шин с колес МТЗ – как делать?

Для установки шины нужно:

  • Вывести один из бортов покрышки за закраину, надев один бортовой край и подтянув вторую часть специальными приспособлениями;
  • Тщательно вытереть поверхность камеры колеса МТЗ;
  • Просыпать деталь тальком, вставить внутрь покрышку, расправляя ее;
  • Поместить вентиль в отверстие обода, подкачивать вплоть до исчезновения складок;
  • Провести второй борот покрышки за закраину по аналогии с первым пунктом;
  • Завершить перетягивание рядом с вентилем.

На данном этапе нужно убедиться в правильной позиции вентиля, чтобы его не перекосило.

Неточность при установке может стать причиной пропуска воздуха вблизи вентильной пятки или даже обрыва. Затем шину колеса трактора накачивают с постоянным контролем давления, доводя показатель до положенного уровня.

колеса мтз - инструкция по ремонту

Нужно убедиться, что воздушных утечек нигде нет. В ходе установки шин на ведущие колеса вращение должно совпасть со стрелкой, которая нанесена на покрышке.

Снятие шин с колес МТЗ – инструкция

Что касается демонтажа деталей, его проведения также регламентировано с точки зрения порядка действий. Чтобы снять покрышки с колес трактора, нужно последовательно выполнить несколько шагов:

  • Стравить воздух из полости камеры;
  • Убедиться в отсутствии жидкостей внутри;
  • Переместить борта с ободных полок внутрь углубления, которое находится напротив вентиля;
  • Поставить обе лопатки для монтажа между ободом и бортом с двух сторон от вентильной конструкции на расстоянии в 10 см.

Сначала по закраине перетягивается бортовая часть, расположенная возле вентиля, а после этого – борт целиком.

Вентиль убирают из обода, покрышку освобождают от камеры. Колесо переворачивают за счет передвижения одной стороны борта, ставят лопатки со второй стороны и достают обод.

Колеса МТЗ - инструкция по монтажу шин трактора. Узнайте, как правильно ставить и снимать шины на трактор МТЗ.

Колеса МТЗ – где купить?

На нашем сайте вы найдете широкий ассортимент колес для трактора самого высокого качества. Уточнить информацию о наличии товара и аналогов, стоимость, условия оплаты и доставки можно у менеджера по телефону + 7 (863) 303-21-21.

Сегодня владельцы автомобилей привыкли обращаться в шиномонтаж в случае появления проблем с колесами. Но такие услуги можно найти только в больших городах, и существует немало «глухих» мест, где трудно найти мастерскую по ремонту шин. В такой ситуации запасное колесо может выручить водителя, но иногда проблемы случаются сразу с несколькими покрышками. Поэтому автовладелец должен знать, как выполняется бортировка колес своими руками. Тем более, что многие водители не доверяют слесарям шиномонтажных сервисов, и предпочитают выполнять подобные работы самостоятельно.

Как бортировать колесо домкратом и тросом

бортировка своими руками

Это один из простых способов самостоятельной разбортировки и бортировки колеса. Если действовать по приведенной ниже инструкции, то можно легко выполнить эту работу своими руками.

  1. Снимите колесо с автомобиля и очистите от грязи.
  2. Выкрутите ниппель, спустите воздух.
  3. Положите колесо ниппелем наверх.
  4. Буксировочный трос привяжите к диску и домкрату, как показано на фото.
  5. Установите домкрат ближе к диску на шину. Если она камерная, то нельзя ставить домкрат рядом со штуцером, иначе при разбортировке он оторвется.
  6. Концы троса надежно закрепите между собой.
  7. Поднимайте домкрат вверх, натягивая трос и перемещая вниз боковину шины. Делайте это до тех пор, пока покрышка не отойдет от диска.
  8. Если нужно только заменить или заклеить проколотую камеру, то поднимите боковину шины монтажными лопатками со стороны штуцера и заведите ее на край диска.
  9. Втолкните штуцер во внутреннюю полость и вытащите камеру из покрышки.

Внимание! Если ниппель исправен, то его можно выкрутить и использовать для новой камеры, либо положить в запас.

Установка новой камеры

Работа по бортировке занимает меньше времени и сил, но выполнять ее нужно также в определенном порядке.

  1. Возьмите новую камеру и выкрутите из нее ниппель; спустите давление воздуха, выдавив его принудительно.
  2. Отведите боковину резины со стороны места расположения штуцера.
  3. Поместите часть камеры со штуцером в покрышку и вставьте его в отверстие диска.
  4. Установите всю камеру на место.
  5. Подкачайте слегка камеру без ниппеля, чтобы она расправилась и заняла свое место. Это нужно также для того, чтобы при бортировке не зацепить ее монтировкой и не повредить.
  6. Монтажными лопатками осторожно забортируйте покрышку по периметру.

Теперь остается установить ниппель, накачать шину до требуемого заводом-изготовителем давления, и поставить колесо на автомобиль.

Разбортировка наездом на колесо

Главная сложность работы заключается в том, что для отделения покрышки от диска даже веса человека недостаточно. На это влияет также снижение эластичности резины со временем. Водители иногда используют наезд автомобилем на дефектное колесо, когда другой возможности ремонта нет.

наезд на колево

Чтобы нагрузка распределялась более равномерно, можно использовать отрезок широкой доски длиной не менее 1 метра. Такой способ хорош тем, что отсутствуют ударные нагрузки, однако часто резина приходит в негодность. Эту работу рекомендуется выполнять с помощником, чтобы регулировать скорость наезда и создаваемое усилие.

Разбортировка кувалдой

разбортировка с кувалдой

Наиболее распространенным способом разбортовки колес стал ударный. В нем применяется металлический уголок, кувалда или большой молоток. Таким методом пользовались слесари шиномонтажных мастерских и водители, когда не было специальных приспособлений.

Внимание! Уголок не должен иметь острых кромок, чтобы не повредить резину.

Разбортировка досками

разбортировка с помощью досок

Если под руками нет никакого инструмента и приспособлений, но есть деревянные доски, то можно использовать их. Бруски при этом выполняют роль рычага, который воздействует на покрышку. Большая сила на нее появляется из-за разности длин плеч рычагов, которая отрывают резину от диска.

Шиномонтажный станок своими руками

Для изготовления станка потребуются следующие материалы и инструменты:

  1. Электродрель.
  2. Сварочный аппарат.
  3. Шлифмашинка с абразивным кругом.
  4. Прямоугольная стальная труба.
  5. Круглая труба 1,5 метра, диаметром 2 дюйма.
  6. Старая колесная ступица.
  7. Стальной лист не менее 4 мм толщиной.
  8. Пруток диаметром 20 мм.

Все устройство состоит из 2-х частей: отбивка борта и монтаж шины.

шиномонтажка своими руками
Основание рамы делается из профиля прямоугольного сечения.шиномонтажный станок как соорудить

шиномонтажный станок в гараже

Круглая 2-дюймовая труба крепится к перемычке сваркой на расстоянии 30 см от края. Высота должна быть около 150 см. Чтобы усилить прочность сварных швов, можно использовать треугольные косынки. Для возможности установки колеса приваривается ступица на высоте пояса человека.

Верхний край трубы должен располагаться над колесом на расстоянии 30 см. Под ступицей необходимо приварить кронштейн для фиксации устройства отбивки. Он делается из листа железа, в котором сверлится отверстие. Труба, которая будет играть роль рычага, должна иметь достаточный диаметр, чтобы в нее можно было воткнуть рычаг-удлинитель. Наконечники для него должны быть из стального круга 20 мм в диаметре.

расчет как сделать шиномонтажку

Они делаются путем выпиливания шлифовальной машинкой, либо вытачиваются на токарном станке.

замеры шиномонтажный станок
Все размеры наконечников указаны на фотографиях.арматура шиномонтажка

Демонтаж шины

Чтобы снять резину с диска действуйте в следующем порядке:

  1. Очистите колесо и спустите воздух.
  2. Постелите мягкий коврик на низ станка, чтобы диск не повреждался. Положите колесо.
  3. Поднимите отбойник и установите лапку на бок шины к ободу.
  4. Смажьте посадочное место раствором мыла.
  5. Рычагом край покрышки отсоедините по всей окружности колеса.
  6. Аналогичную работу сделайте, перевернув колесо.
  7. Установите колесо на ступицу и закрепите болтами.
  8. Приподнимите монтажкой край покрышки и введите под него наконечник.
  9. Край диска промажьте мыльным раствором.
  10. Снимите борт покрышки, потянув рычаг с упором в трубу.
  11. Вытащите камеру.
  12. Монтажной лопаткой поднимите другой борт, установите под него рычаг и демонтируйте шину.

Как бортировать колесо

Чтобы установить шину на диск, выполните действия:

  1. Смажьте раствором мыла монтажный наконечник, край диска и посадочное место резины.
  2. Наденьте часть покрышки.
  3. Монтажный наконечник заведите между частью надетого борта и диском. Шарообразный конец должен иметь упор в диск, а посадочный край покрышки должен находиться по центру наконечника.
  4. Тяните рычаг с упором в трубу, надевая на диск резину.
  5. Второй борт надевается аналогично первому.

После этого останется только накачать колесо.

Внимание! Чтобы в гараже было удобнее работать на станке-зафиксируйте его на полу болтами или большими саморезами.

Советы профессионалов

Бортирование колес– непростая работа, требующая определенных навыков. Поэтому нужно выполнять рекомендации специалистов для самостоятельной бортировки шин.

  1. Если требуется заменить только одну шину- нельзя ставить другой тип резины. Особенно не стоит менять летнюю шину на зимнюю и наоборот.
  2. Важно учитывать типоразмер камер, дисков и покрышек.
  3. После покупки новой резины камеру лучше установить также новую.
  4. Нельзя допускать грязь во внутреннюю полость шины.
  5. Для отделения и снятия резины с диска можно использовать домкрат, монтажные лопатки и другой подходящий инструмент, не допуская повреждений колеса.
  6. Колеса необходимо периодически осматривать, чтобы вовремя обнаружить дефекты и устранить их.
  7. Не допускается для разбортировки использовать острые предметы, которые могут повредить шину. Например, водители с небольшим опытом иногда применяют для таких целей отвертки. Это приводит к дополнительным расходам.

Если в дороге колесо стало спускать, и Вы обнаружили в нем острый гвоздь, не торопитесь его сразу вытаскивать. Он позволит на некоторое время сохранить давление, и доехать до ближайшей авторемонтной мастерской.

Перебортировка занимает немало времени и сил, и требует наличия удобных монтажных лопаток. Новички часто используют для разбортировки острую отвертку и молоток, что делать категорически запрещено. Вначале повреждения могут быть незаметными, но впоследствии они себя проявят. Монтажки должны иметь закругления на концах, чтобы не повреждать резину.

Внимание! Для ремонта колес удобно использовать отрезок металлического уголка сечением 40х40 мм. Его используют для вставки между диском и покрышкой.

Особенности монтажа камерных и бескамерных покрышек

Сегодня бескамерные колеса стоят на многих грузовиках и легковых автомобилях, но и камерные шины находят свое применение. Их ставят на велосипеды, мотоциклы, мопеды и скутеры. Колеса со спицами не могут нормально поддерживать необходимое давление и герметичность. Кроме того, к камерам привыкли старые водители, которые считают, что проще заменить ее, или отремонтировать своими силами.

Недостатком камерных шин является больший вес, по сравнению с бескамерной. Также при повреждении она быстро спускает, и доехать до автосервиса или шиномонтажа времени уже не хватит. Чтобы заклеить камеру приходится полностью разбирать колесо.

Достоинства бескамерной резины:

  1. Медленная потеря давления, что дает возможность доехать до ремонтного пункта.
  2. Вес колеса меньше, что уменьшает нагруженность подвески.
  3. Длительный срок службы, так как меньше нагревается, и нет трения покрышки о камеру.
  4. Мягкая боковина повышает комфорт водителя и пассажиров при движении автомобиля.

Недостатки бескамерных шин:

  1. Сложный ремонт и установка бескамерки, требующие специального оборудования, трудно установить своими руками.
  2. При повреждении диска происходит снижение давления в колесе.
  3. Движение на спущенном колесе часто приводит к разрушению покрышки.

В камерной покрышке камера должна точно соответствовать требуемому размеру. Если он будет больше- образуются складки, которые способствуют повреждению. Установка камеры в бескамерную покрышку может привести к ее повреждениям, так как между ними появляется воздушный слой. При резком торможении или крутом повороте покрышка может разрушиться. При установке бескамерной шины места соприкосновения с диском необходимо промазывать специальным герметизирующим составом. На камерных колесах этого делать не нужно.

Читайте также: