Как разобрать колеса на роликах

Опубликовано: 26.03.2024

Катание на роликах становится все более популярным. Однако далеко не все райдеры знают, как правильно ухаживать за коньками, чтобы они служили как можно дольше. Ходовая часть роликов изнашивается от попадания внутрь грязи, песка, воды из луж. Колеса неравномерно стираются, оси прикипают, внутренник пропитывается потом.

Регулярный своевременный уход продлевает срок службы деталей. Чистые смазанные коньки хорошо катятся и не вызывают у роллера дискомфорта.

Общий осмотр

Начинающим райдерам важно выработать привычку проверять ролики после каждой поездки, чтобы вовремя обнаружить и устранить дефекты. Во время осмотра особое внимание следует обратить на следующие элементы:

Подшипники Мелкий мусор и влага попадают внутрь через зазоры пылезащитных пластин, смазка уплотняется и комкуется, поэтому шарики начинают ржаветь и хуже вращаться. В итоге райдеру приходится тратить время на раскатывание роликов или чаще менять подшипники.
Колеса Из-за неравномерной нагрузки они быстрее деформируются и становятся несимметричными. Перестановка колес позволяет замедлить этот процесс и дольше кататься, не меняя весь комплект.
Ботинки Грязь и пыль с пластиковых деталей может попадать в крепления и подвижные элементы. Поэтому ботинки рекомендуется очищать после каждого катания. Лайнеры, впитавшие пот от ног, сушат или стирают, чтобы удалить неприятный запах.

Чистка подшипников

Важнейший элемент роликовых коньков требует особенно бережного отношения. От состояния подшипников зависит, насколько быстрым, комфортным и безопасным будет ваше катание.

Поэтому чтобы кататься быстрее и дольше без замены подшипников, их нужно вовремя обслуживать. Чтобы качественно промыть детали, нам понадобятся:

  • бензин;
  • емкость с крышкой;
  • пластиковая бутылка на 0,5–1 л для отработанного бензина;
  • низкая емкость с плоским дном;
  • воронка;
  • деревянная палочка для насадки подшипника.

Бензин отлично растворяет и смывает любые смазки вместе с налипшей на них грязью и песком. Не стоит пытаться использовать для промывки различные растворители. При их применении остатки старой смазки зачастую густеют, и их приходится вычищать потом зубной щеткой.

Когда вы извлекли подшипники, есть возможность выяснить, к какому типу они относятся. У разборных пыльник закрепляется в канавке внешней обоймы разрезным стопорным кольцом. Для извлечения подшипника нужно подцепить один край кольца, придерживая другой пальцами. После этого пылезащитную пластинку можно вынуть, поддев ее кончиком иголки.

Подшипники Twincam ILQ-9 Slalom Pro отличаются оригинальной конструкцией. Пластиковый сепаратор выполняет две функции: удерживает шарики в обойме и заменяет собой пыльник с внутренней стороны.

С неразборных моделей можно снять только один пыльник, промыть подшипник, смазать его и вставить его открытой стороной внутрь колеса.

Бросьте все подшипники в баночку и залейте их бензином, чтобы он покрыл их полностью. Закройте плотно крышку и встряхивайте, чтобы удалить воздух из перевернутых подшипников. Пусть эта смесь постоит минут 10–15, после этого нужно снова потрясти банку пару минут и дать отстояться. За это время в бензин перейдет большая часть старой смазки и грязи.

Теперь берем низкую емкость с бензином. На подготовленную палочку насаживаем подшипник и опускаем его до половины. Вращаем подшипник пальцем, пока из него не вымоются оставшиеся смазка, песок и грязь. Как только подшипник начал вращаться свободно, можно браться за следующий. В этой же емкости промываем пыльники и стопорные кольца, насыпав и немного помешав палочкой. Затем их тоже выкладываем для просушки.

Отработанный бензин сливаем в бутылку. К моменту следующей промывки осадок осядет, а чистый верхний слой пойдет на первоначальное замачивание подшипников. Таким образом бензин можно будет использовать 5–7 раз.

Смазка подшипников

После сушки на чистой бумаге можно приступать к смазке. Для обработки подшипников применяют:

Производятся на литиевой основе. Обладают большей вязкостью в сравнении с жидкими. Но подшипники с пластичными смазками быстро раскатываются, и их легкость вращения становится неотличимой от подшипников с жидкой смазкой. Кроме того, они обеспечивают намного больший ресурс работы подшипников и лучше защищают внутренние части подшипника от песчаных частиц и пыли.

Из пластичных смазок проще всего найти достаточно распространенные в автомагазинах ЛИТОЛ-24 или зарубежный аналог.

Не стоит использовать жидкие смазки:

  • в подшипниках низкого класса точности: ABEC 3;
  • старых моделях;
  • роликах для агрессива.

Не рекомендуется самостоятельно изготавливать пластичные смазки из разных компонентов. Получившаяся смесь будет обладать непредсказуемыми свойствами. Не стоит также смешивать пластичные составы с жидким маслом или добавлять в подшипник недостающую смазку. Лучше промойте его и положите новою смазку в количестве около 30% от внутреннего объема подшипника.

Неопытные райдеры прессуют смазку до отказа, а потом раскатывают ее неделями. От ее избытка подшипник начинает разогреваться, сепаратор давит на шарики сильнее обычного. В итоге повышается износ.

Уход за колесами

Перед тем как устанавливать колеса на раму, посмотрите внимательно – возможно вам необходима ротация колес (перестановка стертых). Процедура продлевает срок эксплуатации колес одинакового диаметра, возвращает роликам маневренность и изначальную скорость.

Перекрестная схема – это самый распространенный, хорошо проверенный способ перестановки. Она оптимальна, если на все колеса приходится примерно одинаковая нагрузка, например при торможении плугом. Таким образом удается увеличить ресурс колес почти на 30%. На всю операцию уходит 5–15 мин.

Профессиональные роллеры используют нестандартную схему. Она предполагает, что при длительном катании упор делается только на одну сторону. Колеса на ней изнашиваются быстрее, чем на другой. В таких случаях рекомендуется снять все колеса, рассортировать их по размеру и самое изношенное переставить на 1 место в другом коньке.

Проверка крепления рамы и колес

Прикипание осей (болтов) – это химическая реакция, которая проходит в металле со схожими химическими свойствами. Чтобы быть уверенным, что колеса и рама не раскрутятся на скорости, роллеры стараются закрутить болты в раме и оси крепления колес максимально сильно.

Однако из-за процесса прикипания есть риск, что открутить обратно оси и болты уже не выйдет. Чтобы избежать этого, рекомендуем проводить профилактику от прикипания. Раз в 2 недели достаточно немного ослабить болты на роликах, а потом закрутить их обратно.

Не нужно затягивать оси слишком сильно. Достаточно передать небольшое усилие на ключ. Если во время откручивания вы чувствуете, что оси не двигаются, возможно, они уже успели прикипеть. В таком случае нужно действовать осторожно, чтобы не повредить отверстие под шестигранник и не сорвать болт. Если вы не планируете кататься в ближайшее время или прячете ролики на зимнее хранение, лучше ослабить оси и винты крепления рамы, чтобы они не прикипели.

Проверка крепления винтов кафа и баколь

Состояние кафа, пяточного и верхнего ремней не столь важно, как крепление рамы и осей, однако во многом влияет на комфорт и качество катания.

Эти элементы крепятся к ботинку ролика с помощью винтов и резьбы с шипами. Со временем крепления могут ослабляться. Если же у вас бюджетная модель роликов, то вместо винтов эти элементы будут крепиться с помощью заклепок. Они не раскручиваются, но в случае выхода из строя восстановлению не подлежат.

Чтобы надежно закрутить винты крепления в пластиковых фрискейт-роликах, нужно вынуть внутренник ролика, нащупать резьбу крепления и прижать ее к ботинку. При этом крестовой отверткой или ключом от роликовых коньков следует затянуть винт крепления. Если он прокручивается, его нужно заменить.

В карбоновых роликах резьба крепления встроена в ботинок, поэтому достаточно просто проверить ее надежность с помощью отвертки-звездочки или 6-гранного ключа.

Уход за ботинками

Во время катания на них оседает пыль, остаются следы грязи, травы. Со временем аккуратные красивые ботинки теряют вид. Грязь, попавшая на пластиковые части ролика, достаточно просто вытирается тряпкой, смоченной водой. Сложнее обстоят дела с сапожком.

Сушка лайнера

На большинстве фитнес-роликов производитель старается делать внутренник максимально открытым для улучшения вентиляции. На этих места тканевого лайнера оседает грязь, глубоко проникая в структуру материала.

Рекомендуется сухие загрязнения чистить платяной щеткой. Если же пятно глубоко въелось, его можно отмыть салфеткой, смоченной в растворе мыла.

Для сушки лайнера изнутри лучше воспользоваться воздушными сушилками, которые представляют собой фен, нагнетающий комнатный воздух по гофрированным трубкам.

Мягкие сапожки желательно раз в 3–4 месяца стирать. Если лайнер вынимается, замочите его на час в теплой воде (30–40°С) с жидким моющим средством, а затем прополоскайте и, не отжимая, повесьте сушиться на 1–1,5 суток. Если сапожок интегрированный, снимите с ролика все доступные металлические части. Стирка выполняется по той же схеме, только после нее необходимо насухо вытереть все металлические части, которые не удалось снять.

Во время катания по возможности надевайте специальные носки. Они не только отводят большую часть влаги, но и не тянутся и не сбиваются в складки в процессе катания.

Катание на роликах - одно из моих увлечений(можно сказать детская мечта, которая воплотилась относительно недавно) Я уже два сезона катаюсь на одних колесах, пришло время их обслужить, а заодно поменять колеса, т.к. они уже стерлись со всех сторон(пережили смену места на раме)

Я выбрал третий вариант. Во-первых он дешевле, а во-вторых мне самому интересно покопаться в подшипниках и разобраться в процессе

Мне понадобилось: плоская отвертка, нож, бензин, литол 24(или специальная смазка), дрель и дюбель(это для скорости чистки), обрезок дна бутылки(можно 1,5-2 л), тряпки и бумага, энтузиазм роллера

Итак, чистка подшипников

  • Снимаем колеса. Для этого я открутил оси ключом-шестигранником и вытащил колеса обоих коньков
  • Извлекаем подшипники и втулки. Для этого есть специальный ключ, который продается в роллерских магазинах. Но я воспользовался плоской отверткой и ножом. Я поддел подшипник и аккуратно извлек его из колеса. Затем вытащил втулку и вытолкнул второй подшипник

Теперь, когда мы достали все подшипники, перехожу к чистке

Есть два вида подшипников: разборные и неразборные

С первыми все просто, нужно снять пыльник с одной стороны, предварительно сняв ограничительное колечко. А вот со вторыми все немного сложнее. Пыльник с одной стороны можно снять, поддевая его острым ножом или тонкой отверткой. Правда потом поставить его на место уже не удастся. Но можно после чистки поставить подшипник

Колеса сняты, подшипники и втулки вытащены, пыльники демонтированы

Теперь можно налить бензин в отрезанную бутылку и начать процедуру чистки подшипников от грязи и старой смазки

Правда этот способ я узнал не сразу, почистив половину подшипников вручную. Просто одной рукой держал, а другой раскручивал. Тоже получалось неплохо. Некоторые поначалу крутились с трудом, но вскоре я разработал все подшипники

Следующий этап - смазка

Можно, конечно, воспользоваться специальной смазкой для подшипников роликовых коньков, но я решил попробовать обычный литол(густая смазка лучше жидкой, на мой взгляд, и дольше держится)

Чтобы испытывать высокий уровень комфорта при катании на роликовых коньках, нужно регулярно осматривать их на наличие повреждений. Особого внимания требуют колёса и подшипники. Для колёс достаточно время от времени переставлять их местами для равномерного стирания. А вот подшипники для роликов требуют регулярного техосмотра, ведь при постоянном катании они подвержены загрязнению и появлению ржавчины. Это чревато резким снижением их характеристик, неприятным треском и скрипом.

Роликовые коньки

Для безопасного катания необходимо осматривать роликовые коньки на наличие повреждений

Особое внимание стоит уделять своей экипировке роллерам, которые практикуют слалом и спидскейтинг. Подшипники для их роликов имеют очень малые допуски и могут выйти из строя очень и очень быстро. И порой достать им замену не так уж легко. Потому стоит рассмотреть методы продления срока их жизни.

Подготавливаем всё необходимое

Перед началом чистки от грязи и ржавчины стоит собрать комплект необходимых вещей: клеёнку или газету, добротное острое шило, немного стирального порошка, пластиковую банку с крышкой (небольших размеров), шприц с толстой иглой, смазку и хороший кусок ваты. Отдельно стоит поговорить об используемой смазке.

Интернет переполнен хвалебными песнями о том, что лучше Литола для этих целей ничего не найти, но это довольно спорный вопрос. Литол является густой смазкой и идеально подходит для тех, кто не хочет постоянно осматривать свои роликовые коньки. Использование густых смазочных материалов имеет одну очень неприятную особенность — очень долгое время разработки и, по началу, высокое сопротивление качению. И выходит так, что пока оно приработается — подшипник снова весь в грязи.

Жидкие смазки можно купить в специальных спортивных магазинах за баснословные деньги. Но альтернатива дорогому удовольствию существует — это трансмиссионные машинные масла, которыми располагает любой владелец автомобиля, и потому достать их не составляет никакого труда. На крайний случай можно купить самое дешёвое минеральное масло. Но будьте внимательны, нужно использовать именно трансмиссионные масла, моторные не подойдут из-за слишком жидкой консистенции.

Материалы для чистки подшипников

При проведении немалого количества опытов с различными смазками установлено, что, вопреки всеобщему мнению, подшипники для роликов лучше всего работают именно с жидкой смазкой. Чем же она хороша? А тем, что правильно работает с начала использования, так как не требует прогрева. Но тут у неё есть особенность — при нагреве жидкотекучесть её увеличивается и она может вытечь, если подшипник не снабжён сальником.

Не стоит путать сальники и пыльники, ведь задача первых — удержать смазку внутри узла, а вторых — защищать механизм от наружной пыли и грязи. К сожалению, сальники зачастую оказываются одноразовыми деталями, в то время как пыльники можно при удаче прочищать и ставить не один десяток раз.

Начало разборки роликов

Начать стоит со снятия колёсиков. Для этого используются специальные ключи, которые обычно входят в комплект вместе с роликовыми коньками. Если вышло так, что их в комплекте нет, то стоит пройтись в ближайший автомобильный магазин и попросить ключ типа вороток — головка — бита соответствующего размера (в основном это 4 мм). Только не берите дешёвые Г-образные ключи, они очень быстро ломаются.

Далее, берём инструмент в руки и выкручиваем оси. Вот и всё: колёсики сняты, можно почистить тряпочкой оси и отложить их в сторону.

Извлекаем подшипники

Ролики производят множество компаний, и практически каждая создаёт свои конструкции рамы роликов. От этого зависит, какие оси и втулки устанавливаются и какой способ снятия подшипников нужно будет использовать — выдавливание или вытаскивание.

Колёсики и подшипники

Наиболее часто встречается вариант вытаскивания, потому рассмотрим его. Внутри колеса располагаются подшипники, между которыми находятся втулки. Нужно наметить, какой подшипник вытаскивать первым, взять ключ и воротком аккуратно расшатать его и вытянуть. Вытряхиваем втулку и извлекаем второй подшипник (тут уже можно его выдавить). Втулки же нужно протереть и отложить в сторону.

Чистим раму и колёсики

Так как причиной профилактики являлась грязь, то нужно уделить время для очистки извлечённых колёсиков и самой рамы от ржавчины. Колёсики сильно уж драить не нужно, вскоре они снова будут в дорожной пыли, но промыть с мылом нужно обязательно.

Тщательно вымыв, колёсики стоит выложить кругом, закинув одно на другое. За то время, пока вы переберёте остальные части и смажете подшипники для роликов — они успеют высохнуть. Причём если сложить их стопочкой или просто разложить — они будут сохнуть намного дольше.

Разбираем подшипники

Для начала нужно снять пыльники, которые, что видно из названия, защищают подшипники от грязи и пыли. Конструкция их очень разнообразна и лучшие из них прорезиненные, хотя чаще всего встречаются простые металлические без резиновых вставок.

Берём в руки шило и легонько поддеваем его, стараясь не повредить. В нормальных конструкциях подшипников он один и для снятия не нужно прилагать много усилий. После того как пыльники сняты — кладём их в специально заготовленную баночку.

Потом надо вынуть сепаратор. Его назначение простое — удерживать смазку внутри, разделять шарики, собирать грязь и ржавчину. Делаются они из различных материалов, некоторые из них снять невозможно, другие же извлекаются простым надавливанием пальца. Да и устанавливаются также просто.

Орудуя всё тем же шилом, сдвигаем все шарики друг к другу, что повлечёт выпадение внутреннего кольца вместе с ними. Потому важно работать над клеёнкой или газетой, дабы они не раскатились. Собираем всё и закидываем в банку.

Очищаем остальные детали от грязи

Просушка

Далее, очень ответственная операция — время тщательной просушки всех компонентов подшипника. Делать это нужно в коробке с широкой крышкой или на газете с загнутыми краями, чтобы не растерять случайно все детали. Когда всё подготовлено, берите ватку, вынимайте их из банки и тщательно протирайте.

Разобранный подшипник

Очень ответственно следует подойти к дорожкам качения внутреннего и внешнего кольца. Их нужно вычистить досуха, убрав всю оставшуюся грязь. Ворсинки, оставшиеся после ваты, можно с них просто сдуть. Пыльники просушить нужно всего с одной стороны — внутренней. А вот сепараторы нужно протереть полностью, очистив каждый паз от ржавчины. Последними к вам в руки попадут шарики. Удалить влагу с них очень просто — аккуратно высыпьте их на газетку и прокатайте ладонью. А теперь нужно как можно быстрее собрать и смазать весь узел.

Сборка подшипников

При сборке частей подшипника воедино вам не нужно торопиться, чтобы не потерять шарики. А собирать подшипники нужно так, чтобы пазы на внешних и внутренних кольцах были с одной стороны. В эти пазы впоследствии будет вставляться пыльник.

Итак, вам нужно взять внешнее кольцо, положить его на ровную поверхность и засыпать в него шарики. Потом в центр устанавливается кольцо внутреннее и один из шариков передвигается при помощи шила по дорожке качения в противоположную от других сторону, для того чтобы зафиксировать внутреннее кольцо во внешнем.

Кстати, существует такое явление на ещё новых подшипниках — после сборки некоторые шарики могут крутиться хуже, чем другие. Если вы заметили такое — не беспокойтесь, это вскоре пройдёт.

Смазка

Собрав все подшипники, нужно как можно скорее их смазать. Вот тут вам и пригодится заготовленный шприц. В него нужно набрать масло, причём сделать это можно двумя способами: либо классически через иглу, которую некоторые советуют сломать для более активного набора жидкости, либо вытянуть поршень и залить масло с иного конца. В общем, выбирайте, как вам будет удобно.

Далее, вам нужно взять подшипник и проделать с ним следующую операцию — на каждый шарик капнуть по одной капле смазки. После того как все подшипники смазаны — надеваем пыльники и на этом чистка подшипников от ржавчины и пыли заканчивается.

Обязательно прокрутите подшипник, чтобы равномерно распределить смазку внутри подшипников, и вставляйте их внутрь колёсиков роликов. Теперь можно прокутить колёсики и облегчённо вздохнуть. Всё готово для новых поездок.

Заключение

Для того чтобы прочистить от ржавчины подшипники этим методом, у вас уйдёт в среднем несколько часов при первой прочистке. Когда набьёте руку, то сможете выполнять профилактику минут за 45, что при регулярном проведении даст вам возможность получить от катания намного больше удовольствия, ведь ваша скорость увеличится в среднем наполовину.


Умершие колеса

перестановка колес

Схема перестановки колес. Сточенная внутренняя сторона ставится на наружную сторону ролика

Неравномерно сточенные колеса

Неравномерно сточенные колеса

Довольно распространенная проблема, когда оси колеса как бы прикипает к раме, либо сама к себе (на двусоставных осях). Происходит это из за того, что оси очень редко откручивают. Так же данная проблема возникает когда и рама, и оси состоят из алюминиевого сплава и между ними происходит диффузия. В этом случае ось может прикипеть настолько, что ломаются любые ключи! Чтобы полностью избежать данную проблему надо регулярно немного откручивать и снова закручивать оси.

Если ось все таки прикипела (не откручивается либо прокручивает шестигранник) варианта два: 1) идем в магазин строительных материалов, покупаем биту Т27, кладем раму ролика на твердый упор (поребрик, кремкий стол) и вбиваем биту в ось молотком примерно на один см (алюминий хорошо мнется закаленной осью), откручиваем ось с хорошим рычагом (либо зажав биту в тески прокручивая раму); после этого ось так же можно использовать под эту биту.

Двусоставная ось

Односоставная ось

Бита Т27

Молоток

4. Обслуживание подшипников

В последних двух случаях подшипники можно спасти если выполнить ряд процедур:

Грязные подшипники. При вращении издают характерный хруст.

Грязные подшипники. При вращении издают характерный хруст.

Съемка подшипника

Открытые подшипники, металлическое кольцо, металлический пыльник, пластиковый сепаратор

Открытые подшипники, металлическое кольцо, металлический пыльник, пластиковый сепаратор

Снимаем металлический пыльник. Кольцо уже снято.

Снимаем металлический пыльник на неразборном подшипнике. Кольца на таких подшипниках нет

Подцепляем кольцо шилом. Так же удобно использовать скальпель (в данном случае)

Подцепляем кольцо шилом. Так же удобно использовать скальпель (в данном случае).

Пыльник после съемки кольца вынимается легко и без усилий

Пыльник после съемки кольца вынимается легко и без усилий

Сегодня мы поговорим о такой нужной и полезной операции, как промывка подшипников в роликовых коньках. Для чего она нужна и в каком случае есть смысл промывать подшипники?

Чтобы во всем разобраться правильно, давайте начнем с теории. Что такое подшипник, знают, наверняка, все. В двух словах, подшипник это механизм, обеспечивающий оптимальное вращение колеса. Конструктивно, подшипник состоит из нескольких частей: большой (внешней) обоймы, малой, внутренней обоймы, шариков, и сепаратора, разделяющего эти шарики, чтобы они стояли в правильном положении. Конструкция сколь проста, столь гениальна, однако, и она требует или обслуживания, или замены, через какие-то промежутки времени.

В каких случаях обслуживание подшипников роликов становится обязательным? Есть несколько моментов, в которых обслуживание подшипников становится “срочным”: катание по воде, катание по песку, и покатушки на территориях, где есть строительный мусор типа бетонной пыли, цемента, и прочего. Все эти факторы (вода, песок, пыль), обладают фантастической особенностью просачиваться в подшипники даже сквозь специальные пыльники, а это приводит к загрязнению смазки (или, в случае с водой, изменению свойств смазки), что выводит из строя подшипники.

Для того, чтобы понять состояние подшипников, достаточно просто прислушаться к звукам, которые издают Ваши ролики. Если Вы катаетесь довольно часто, то любой посторонний звук в качении Вы услышите сразу. Это может быть тихий новый “шорох”, или “поскрипывание”, или “тиканье”. Высока вероятность того, что это начали “тикать” подшипники, а это значит, что “хирургическое вмешательство неизбежно”, и чем быстрее, тем лучше.

Что же делать в таком случае? Для начала, не паниковать, а подготовиться к “операции”. Сейчас мы расскажем Вам, как промыть подшипники и сделать ролики лучше, чем были.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Для проведения промывки Вам понадобятся:

  • Бензин “Галоша” (можно заменить растворителем, но бензин лучше);
  • Донышко пластиковой бутылки, или стеклянная банка на 0,5 литра;
  • ключ для колес (шестигранник); могут понабиться два ключа, если ось состоит из двух частей;
  • литиевая смазка (например, ЛИТОЛ) которая продается в любом автомагазине в России;
  • нож (или игла);
  • чистая тряпочка (ветошь, или х/б) лучше белая, так как нагляднее;
  • деревянная палочка, или пластиковая палочка, как от эскимо.

Как только все компоненты окажутся в сборе, включаем приятную музыку, и начинаем работу. Кстати, обратите внимание, на наличие в комплекте на фотографии шуруповерта. Зачем он нужен, мы объясним позже. Забегая вперед, скажем, что нам он так и не пригодился, хотя идея эксперимента была интересная.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Первое, что Вам надо сделать, это открутить колеса. В качестве объекта для фотосъемки и работы, мы выбрали детские роликовые коньки Aobald, которые доживают свой век, и вот-вот будут заменены на новые Fila Speedstar. Подшипники на этих роликах никогда не обслуживались, и в последнее время качество “качения” превратилось в пытку. Ребенок на роликах больше бегал, чем катался.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Открутив первое колесо, мы сразу решили вытащить из него подшипник. Удобнее всего это делать каким-нибудь Г-образным инструментом, поскольку подшипник надо “вырвать” из колеса. Мы обошлись без “Г-образностей”, работая длинной частью ключа для колес.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Первый подшипник выходит достаточно сложно, второй же, с обратной стороны колеса, выдавливается наружу куда проще. При наличии сильных пальцев, можно действовать без инструмента.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Повторяем все то же самое со всеми остальными колесами. Обратите внимание! Все колеса, оси и прочее мы разложили именно в том порядке, в котором внимали с коньков. Эта привычка осталась еще с ремонта автомобилей, чтобы потом не путаться что откуда было.

Вариантов снять завальцованный металлический пыльник имеется несколько. Кто-то предпочитает “вгонять” нож между малой обоймой и металлическим пыльником, мы решили цеплять пыльник за обвальцовку у большой обоймы.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Смотрим, что у нас есть в подшипниках, и почему они перестали нормально работать. А у нас в них есть немного грязи. Видали и похуже. Гораздо больше “напрягает” то, чего нет, а нет в подшипниках смазки! То есть, китайцы, сильно на ней сэкономили, непонятно зачем. Что ж, придется исправлять, но для начала надо все промыть.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Если бы подшипники были разборными, то снятие обоих пыльников сделало промывку куда быстрее и эффективнее, но раз уж нет, то придется мириться с тем, с чем приходится работать. Наливаем в емкость бензин и погружаем в него подшипники, оставляя все это примерно минут на 20-30, не забывая периодически помешивать палочкой.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Вероятно, если бы мы имели дело с разборными подшипниками, такая чистка и была бы эффективной, но, в нашем случае, простое замачивание с периодическим помешиванием было куда надежнее и нагляднее.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Через 20 минут вторая “закладка” дала намного меньше грязи, чем первая. Для усиления эффекта очистки, каждый подшипник, прямо в растворителе был почищен старой зубной щеткой. Внимание, прежде чем чистить, проверьте, не растворяется ли щетка и ее щетинки в растворителе. Ацетон был почти прозрачным, и поэтому мы решили начать обратный процесс. Каждый подшипник изымался из очистителя и проверялся на качество качения, путем простого раскручивания. Чистый подшипник должен крутиться легко и долго, при этом не издавая никаких посторонних звуков или цоканий. Из 16 подшипников, 13 соответствовали нашим требованиям, однако 3 подшипника отказались работать нормально, закусывали и трещали при вращении. Причин могло быть две: либо плохо промылись, либо все совсем плохо и износились обоймы или сами шарики. Чтобы проверить свои догадки, мы засунули три подшипника обратно в растворитель, а оставшиеся подготовили к смазке.

Для смазки мы использовали американский вариант литиевой смазки (мегадорогой вариант ЛИТОЛа), почему-то красного цвета. Цвет несколько смутил, однако, судя по описанию на английском языке, все было в порядке, смазка литиевая, для подшипников и прочих узлов со средней и высокой нагрузкой, и так далее… Ладно, пусть будет красная.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Есть много споров, как правильно смазывать подшипники, и какой смазкой следует пользоваться. Имея достаточно большой опыт (с 2007 года) работы с автомобилями Honda, мы можем сказать следующее: разные подшипники требуют разной смазки, в зависимости от узла и нагрузки. Чаще всего, в обычных шариковых подшипниках используется густая смазка, которая, в спокойном состоянии заставляет вращаться подшипник достаточно туго. Однако, как только узел получает нагрузку, и температура в точке смазки начинает расти, характеристики смазки меняются, и она начинает работать “на благо” подшипников и качества вращения.

Жидкая смазка хороша тем, что она отлично работает с самого начала, и без прогрева, однако, при прогреве, она становится слишком жидкой, и может “убежать” из узла, в котором отсутствуют сальники. “Сальники” отличаются конструктивно от “пыльников” тем, что должны удерживать смазку ВНУТРИ механизма, в то время как “пыльник” должен защищать механизм и смазку от грязи снаружи. Требования к сальникам гораздо выше, чем к пыльникам, и эти элементы, как правило, являются одноразовыми, в то время как пыльники, при удачном раскладе, можно снимать и ставить многократно. В случае наших подшипников, сальниками тут и не пахнет, значит следует использовать консистентную (густую) смазку специального типа.

В нашем случае, так дозированно, как делает робот на заводе, сделать все-равно не получится, а потому исходим из принципа: большая горошина смазки на подшипник. Далее, “задавливаем” смазку в узел. Удобнее всего это делать пальцами, но, если есть достаточно сноровки, можно делать и при помощи какой-нибудь резиновой лопаточки.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

В итоге должно получиться примерно так.

Излишки смазки с наружной и внутренней обойм убираем при помощи сухой ветоши. К моменту завершения 13-го подшипника, “откисавшие” три их несознательных собрата внезапно ожили, и заработали нормально. Теория о том, что они плохо промылись с первого и второго раза подтвердилась. Выдыхаем, и, протерев ветошью, отправляем их на смазку.

Поскольку мы лишили подшипников второго пыльника, но при этом, в начале статьи, сказали, что в этом нет ничего особо страшного, придется объяснить, что мы имели ввиду, и как это теперь все собирать обратно. Конструктивно, колеса устроены так, что грязь на них попадает только снаружи, а внутри ступицы, обычно достаточно чисто. Именно поэтому, подшипники с одним пыльником следует устанавливать так, чтобы “мясо” подшипника “смотрело” внутрь колеса.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Колеса роликов Aobald внутри сильно чистотой не отличались, а потому мы решили дополнительно протереть их, перед установкой подшипников. Нас успокаивали два факта: во-первых, многие “крутые” подшипники изначально идут без пыльников, а во-вторых, Aobald все-равно будет заменен на Fila в ближайший месяц.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Также, мы протерли от грязи и втулки колес, которые у “китайцев” сделаны из хлипкого пластика (но ездят!). Для сравнения, у роликов Rollerblade Twister втулки металлические, а колеса внутри значительно чище.

Промывка подшипников роликовых коньков, инструкция, обзор, отзывы

Сборка конструкции обратно заняла несколько минут. Единственной проблемой была правильная установка колес в кривой пластиковой китайской раме, но и ее удалось победить достаточно быстро.

Вечером были тесты роликов на обновленных и смазанных подшипников… Внезапно обнаружились следующие проблемы: эффективность торможения “плугом” резко снизилась, а время набора скорости значительно сократилось. При этом, максимальная скорость, развиваемая на роликах значительно выросла. Ребенок прорезюмировал итоги операции примерно так: “очень круто, но теперь придется учиться тормозить каким-то другим способом”.

Говоря “взрослым языком”, качество качения колес выросло в разы, ролики стали катиться очень тихо (теперь слышно, что ребенок катится на роликах, только если он едет по плитке, или когда переставляет ноги на асфальте), скорость передвижения возросла, едва ли не на половину, отчего, естественно, стандартные способы торможения стали неэффективными. Прилагаемые ребенком усилия для равнозначного достижения скорости до промывки подшипников и после, значительно снизились. Те усилия, которые раньше приводили “к максимальной скорости”, сегодня стали приводить к совершенно другим, более быстрым результатам.

Так что, если Вам кажется, что ролики стали ехать хуже, если Вам кажется, что максимальная скорость снизилась, а усилия для качения выросли, попробуйте промыть и смазать подшипники. Результат может быть удивительным!

Читайте также: