Как разобрать разборный диск

Опубликовано: 21.04.2024

Как восстановить жесткий диск

Как восстановить жесткий диск

Как мы все знаем, что одним наиважнейших компонентов компьютера является жесткий диск, он же винчестер, он же винт или HDD. Жесткий диск имеет одну не совсем приятную особенность, это срок жизни. Характеристики у винчестеров совершенно разные, но по статистике средний срок жизни винта составляет порядка 5-6 лет.

О работе жестких дисков

Работает ваш жесткий диск, все это время, наполняется информацией, документы, фотографии, фильмы, но в один прекрасный момент начинаться проблемы. Ваш винчестер тормозит, или не загружается система, появляются посторонние звуки (щелчки) и множество других проблем. Но конечный результат, почти всегда одинаковый, либо покупаем новый винчестер, либо несем в сервисный центр на ремонт или восстановление данных.

Эту статью я хочу посвятить тому, как можно произвести диагностику, восстановление и ремонт жесткого диска в домашних условиях, без помощи специалистов.

ВНИМАНИЕ! Все ниже описанные действия вы делаете на свой страх и риск, я не несу ответственность за работоспособность ваших устройств и данных.

Как восстановить жесткий диск

Как разобрать жесткий диск

Первое, что я сделал, это снял плату контроллера жесткого диска. Делается это довольно просто, но потребуются звездообразная отвертка.

Отвертка звезда для HDD

Как восстановить жесткий диск

Как восстановить жесткий диск

Обычно контроллер винчестера с обратной стороны имеет две, контактные площадки, соединение с винчестером осуществляется прижимом платы винтами, которые мы открутили.

Как восстановить жесткий диск в домашних условиях

Разбираем жесткий диск

Выявление дефектов и восстановление жесткого диска

Внимательно осмотрев плату и контакты на винчестере я обнаружил, что они довольно сильно окислённые. Вооружившись ватными тампонами, спиртом и стирательной резинкой, я принялся оттирать окисленные контакты HDD. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы ничего не повредить и не погнуть.

Как восстановить жесткий диск очистка контактов HDD

Чистка контактов HDD

чистка контактов HDD ластиком

чистка контактов HDD ластиком

После очистки винчестера я его снова собрал, установил в компьютер. Какое же было мое удивление, когда при запуске системы, все выявленные ранее дефекты исчезли. Ура, жесткий диск реанимирован и готов к работе. То, что я хотел выкинуть служит мне по сей день! Операционная система Windows за которой я сейчас пишу этот пост, как раз установлена на этот самый жесткий диск.
Статистика восстановления жестких дисков
Но это еще не все. Я вспомнил, что на работе есть несколько десятков старых жестких дисков, списанных по неработоспособности. Хотите верьте, хотите нет, но из четырнадцати жестких дисков, девять получили второй шанс на жизнь. Неслабая статистика не правда ли? Так что теперь подумайте перед тем как выбрасывать или нести в ремонт свой нерабочий жесткий диск.

Коротко про восстановление жесткого диска

Итак подведем итоги по пунктам, что нужно сделать для восстановления винчестера.

Процесс полировки дисков прошел мимо блога и лишь вскользь упоминался на форуме. Мы полировали диски не разбирая их, а лишь выкрутив болты. После нашего эпического (иначе не скажешь) путешествия на Фолкс Фест выяснилось, что оба передних диска пропускают воздух через болтики— обычная ситуация для трехсоставных дисков, что-то случилось с герметиком. Это могло произойти по многим причинам: деформация, вибрация, да и просто от времени. Хотя на Пикник ОД я поеду на обычных штампах, а красивые оденем уже на месте, решено было перебрать диски и устранить неполадки.


Чтобы приступить к работе нам потребовалось:

  1. Два тюбика китайского высокотемпературного герметика (один прозрачный, другой черный) по 52 рубля, но лучше взять немецкий и подороже.
  2. Торцевая двенадцатигранная головка из предыдущей главы.
  3. Пара не очень нужных ножей и грубая наждачная бумага


Для начала раскручиваем диск при помощи нашей волшебной торцевой головки, купленной в Кувалде.ру. Немного рекламы не помешает, может быть еще с чем-нибудь нам помогут. Так как я сравнительно недавно все разбирал, болты раскручивались очень легко, я просто придерживал гайку с обратной стороны пальцем. Болты и гайки — достаточно мелкая субстанция, я настойчиво рекомендую складывать их в какую-нибудь отдельную емкость, ведь если потеряется хотя бы одна гайка — процесс сборки затормозится не на один день.


Когда диск откручен, необходимо максимально, насколько это вообще возможно, удалить старый герметик. Для этого пригодятся старые и не очень нужные ножи, можно тупые. К сожалению, этот момент мы забыли сфотографировать, поэтому сразу переходим к отделению задней части диска, это не сложно, если вы как следует подготовились и хорошо удалили герметик. Кладем диск лицевой (блестящей) стороной на коврик перед диваном, встаем внутрь диска спиной к дивану, беремся за обод и дергаем его на себя. Когда вы это сделаете, обязательно поймете, зачем вам сзади может пригодится мягкий диван.


Теперь похожий порядок действий нужно совершить и с внешней (блестящей) частью диска. На Зауберах она стоит как бы чуть глубже и потребовалось более тщательно вмешательство чтобы хорошо удалить герметик. Далее повторяем операцию около дивана.


Специалисты знают, герметик очень плохо липнет к другому герметику, но даже специалисты не знают, какой химией можно удалить старый герметик с поверхностей, поэтому выбираем механический метод воздействия при помощь все тех же не очень нужных ножей, крупной наждачной бумаги или мелкой бормашинки с разными насадками (на фото у меня в руках).


Сейчас, когда диски совершенно разобраны — самое время обновить полировку на внешней части обода.

Перед сборкой, я должен вас кое о чем предупредить. Специалисты в процессе сборки используют подручные средства для центровки центральной части относительно обода. Обычно в ход идут визитные или кредитные карточки, просто нарезанная бумага. Все зависит от зазора между частями. К чему это я, мы этого не делали. Вы должны отдавать себе отчет в том, что мы не супер специлисты и нельзя воспринимать наше руководство, как единственно верное.

Теперь, когда вы все поняли, можно продолжать.


Берем прозрачный герметик и тщательно намазываем его ровным и очень тонким слоем на внутреннюю часть обода там, где она стыкуется с центральной частью. Делаем это очень внимательно и не пропускаем ни одного миллиметра поверхности. Дальше ставим центральную часть на место и так же тщательно и предельно аккуратно намазываем теперь уже ее герметиком по поверхности касания с внешней части обода.


Надеваем наверх внешнюю часть обода и даем пару минут герметику подсохнуть и можно приступать к закручиванию болтов. Многие рекомендуют закручивать их «звездой», мы поступили проще и закручивали их через три. Сразу затягивать не стоит. В первый проход просто закрутите все болты, потом (так же через 2 или 3 болта) протягивайте их по чуть-чуть по кругу в несколько заходов. Будьте осторожны и внимательны — болты сорвать очень просто, а искать новый — очень сложно. Закручивайте с умом.


Когда мы закрутили диск, мы зачем-то дали герметику еще подсохнуть прежде, чем промазывать диск в собранном состоянии. Как я уже писал ранее, герметик плохо липнет к герметику в засохшем состоянии, поэтому стык лучше герметизировать сразу, как вы окончательно все закрутили. По нашему опыту делать это лучше непрозрачным герметиком, так существенно лучше видно результат работы и сразу понятно, где вы положили мало герметика, а где наоборот много.


На этом собственно все. Мы проверили диски на балансировочном станке без резины, балансировка была далека от нулевой, но в пределах разумного. Раньше на скорости больше 100 км/ч (по спидометру) на руле ощущалось отчетливое биение, сейчас его не стало, по крайне мере, на этой скорости. На более высоких скоростях тестирование не пока проводилось.

Появилась зимой возможность приобрести оригинальные диски Work ryver touring 18ые 8.5 j 9.5 j et 45 за 10 т.р. Заинтересовался… Поехал посмотрел, не гнутые, не вареные. Были выкрашеные балончиком серебристого цвета вместе с болтами, краска на болтах смотрелась стремно, чуть отваливаясь, в общем люди без мозгов, запороли такие диски.

Началось все с покупки 12тигранной головки 8мм.

На каждом диске по 40 болтов. Сначала срывал со стороны болтов, затем ставил диск вертикально и уже раскручивал держа гайку головкой на 10 с задней стороны.

Затем лучше отделить заднюю загерметизированную часть от полки, чтобы проще было выбивать центр.
Отделял я ее, разрезая герметик по центру острым ножом чувствуя место стыка задней части обода и полки, затем держа их в разных руках потянув они отстают друг от друга без проблем.

Затем кладем центр с полкой на ровную поверхность прикладываем брусок и начинаем бить по центру по кругу и он легко отваливается. Лучше взять молоток потяжелее.

Следующий самый стремный этап это очищать герметик с обода и полки.
Сначала большие куски я срезал острым ножом.

Затем остатки отшкребал и бруском и все тем же ножом, ну а в конце наждачкой прошелся.

После всего проделанного отдал центра на покраску, а полку на хромирование. Знаю, надо было полировать, но у меня нет возможности и оборудования, а в городе вообще не знают что полки оказывается можно полировать. Сказали "После наждачки она матовая будет".

В это время я решил почистить болты и гайки. Болты у меня были в краске балончиковой их я замочил в ацетон и затем по одному начал счищать эту краску, все получилось, но ржавчина осталась.

Попытался гайки прокипятить в лимонной кислоте не помогло. По совету одного здешнего пользователя купил санокс (бытовое средство от ржавчины)

Замочил в санокс на пару часов болты и гайки, после начал чистить щеткой каждый болт. Болты получились на ура, а вот гайки ни в какую, оставил я их ржавыми :)

Купил герметик, строительную ленту, обезжириватель и начал процесс сборки.

Процесс сборки начал с нанесения обезжиривателя на места герметизации. Затем положив обод, полку и центр начал вставлять болты после чего начал прикручивать гайки НО недокручивая, чтобы остался зазор для герметика.

После чего, поставив диск вертикально начал наносить герметик, перед этим, проклеив нужный участок лентой чтобы не размазать герметик по всему диску.

Наносил герметик два раза, первый раз нанес, промазал пальцем, затем затянул слегка 4 болта, после чего промазал еще раз, снял ленту и начал затягивать на глаз по принципу креста.

Примерное время на сборку одного диска у меня около 60 минут. Герметика на 1 диск около 85 гр.

Основной конструкторской особенностью разборных дисков является их герметизация при сборке.
Рассмотрим схему, к которой я пришел за несколько лет восстановительных работ с разборными дисками на примере классических трехсоставных дисков OZ Futura с установкой центра изнутри обода.
Детали разборного диска Вы подготовили заранее.
Обода окрашены порошковой краской, полки и центра отполированы:

Болты выварены в лимонной кислоте, гайки оцинкованы желтым цинком:

Резьбовой фиксатор не применяю.
Раскрутить соединение без него еще нужно постараться!
Инструмент для сборки дисков рекомендую обернуть малярной летной для безопасности самого диска:

Привалочную и угловую поверхности матуем наждачкой 240 зерна:

Те же места обезжириваем антисиликоном:

Края обода и полки рекомендую проклеить 1-2 слоями малярной ленты чтобы уберечь детали при работе:

Приступаем к сборке.
На резиновый коврик кладем полку лицом вниз:

На полку устанавливаем обод:

Центр, согласно его расположения, устанавливаем внутри обода особым образом (обратите внимание на отверстие под нипель и нижнюю спицу центра):

Сдвигаем диск на край стола и снизу заводим болтик в отверстие:

Накручиваем гайку в уровень с резьбой болта, не докручивая ее на пару мм:

Также устанавливаем второй болт и гайку с другой стороны диска для предварительной фиксации деталей.
Взаимное расположение центра и полки я определяю из соображений балансировки: нипель будет стоять напротив болтика крепления крышки центра диска.
Переворачиваем диск и вставляем все оставшиеся болтики:

Гайки также не докручиваем на пару мм до конца:

Теперь важный момент: проклеиваем на расстоянии 12-15мм детали диска малярной лентой. Это позволит нам получить ровный красивый шов герметика:

Для герметизации использую герметик-прокладку (т=285гр) от Солди (Бельгия).
После герметизации обжимаем болты по схеме: крест-крест под 45гр-по кругу 2 раза.
Усилие затяжки 25-27н/м:

Весь процесс герметизации в одном кадре:

Ведь самое важное- это ЖЕЛАНИЕ!

P.S. Рекомендую менять старый родной заводской герметик на разборных дисках при их разборе.
Герметику более 10-15 лет.
Как бы он красиво ни выглядел, держится он так:

Вне зависимости от вида материала и способа изготовления, все колесные диски можно разделить да две большие категории – монолитные и разборные. Вот о последних и пойдет речь в этой статье.

Отметим сразу, что речь идет о колесах для легковых авто, ведь для тяжелых машин с большой грузоподъемностью необходима значительно более жесткая, большая резина и более высокие закраины на ободе, поэтому возможность разбортировать (забортировать) с помощью разборки мы не будем причислять к их достоинствам, разве, что в случае деформации диска.

Что это?

Для получения подобного эффекта разработчики и производители комбинируют с формами и даже добавляют в конструкцию совсем не нужные элементы крепежа. Подобные болты с гайками не более чем декоративный элемент и могут даже снижать качества диска.


В полной мере это касается и дополнительных накладок – сними такую и диск абсолютно не потеряет в технических характеристиках. Даже выиграет, ведь он станет легче и, возможно, обтекаемей.

Собственно разборный диск должен разбираться как минимум на две составляющих, любая из которых является обязательной в конструкции. Отделяться может центральный фланец, фланец и спицы, обод или отдельные части обода, стопорное кольцо и так далее. Но самое главное, все отделяемые части должны также легко устанавливаться на место и собранное колесо должно соответствовать предусмотренным техническим характеристикам прочности.


На первых двух фото изображены похожие друг на друга псевдоразборный диск Dotz Brands Hatch и разборный фирмы BBS. Если присмотреться, то различия очевидны.

Бедлоки и таерлоки.

Далее… чуть выше мы говорили о том, что диск, имеющий дополнительные накладки, без которых он не потеряет своей функциональности, к разборным не относится. Но существуют колеса, которые без специальной накладки будут неполноценными – это монолиты, которые в своей конструкции содержат такие дополнительные элементы, как, так называемые, бедлоки. Также, пожалуй, к ним можно отнести и таерлоки. Оба этих элемента предназначены для улучшения фиксации шины на диске, особенно при значительном снижении давления в шине.


Бедлок представляет из себя плоское кольцо с отверстиями под болты для фиксации на диске. Своей плоскостью бедлок препятствует разбортированию колеса при понижении давления (например, при проколах).

Это в случае, если бедлок служит дополнительной накладкой. Если же он является частью конструкции сборного колеса, то фиксация покрышки без него вообще невозможна.

Кроме того, таерлок в случае падения давления в шине, может уберечь ее от разрыва (зажевывания).


Материал.

Здесь ограничений практически нет, разборные диски делают практически из всех видов материалов, использующихся в изготовлении колес. Более того, очень часто сборный диск может состоять из разных материалов – сталь-алюминий, алюминий-титан, карбон-сталь и так далее, причем способ изготовления (ковка, литье) тоже может быть разным, и тоже может комбинироваться.

Все это позволяет соединить в одном изделии сразу несколько характеристик, подбирая наиболее выгодные сочетания для упрочнения колеса, удешевления его производства, придания большей привлекательности или с другими целями.


Например, для обеспечения легкости и прочности изящного, с тонкими спицами колеса, ступичная часть, которая является его «лицом», может быть изготовлена из более прочного, но тяжелого материала (например, титана), а обод может быть алюминиевым или магниевым, причем кованым. Таким образом, красота и утонченность линий будет без потери прочности, а легкость и прочность обода будет без потери такого важного плюса кованых дисков, как пластичность.

Естественно, что подобные комбинации являются результатом многолетних испытаний, теоретических просчетов и практических опытов. Поэтому не стоит самостоятельно подбирать комбинации из нескольких разных дисков – результат может оказаться неожиданным, и даже нежеланным.

Достоинства и недостатки.

Все будет зависеть от того, из чего сделаны составляющие диска, насколько качественно выполнена сборка и насколько правильно подобрано сочетание материалов для конкретных условий. Если все эти параметры были соблюдены, то используемый разборный колесный диск будет обладать большинством положительных качеств того материала (материалов) которые были использованы.


Достоинства:

Недостатки:

В отношении же минусов, кроме специфических, присущих конкретному материалу и способу изготовления, можно выделить:

  1. Большую сложность конструкции, которая неизбежно приводит к большим заботам по уходу за дисками и некоторым особенностям в их эксплуатации.
  2. Также стоит помнить, что сборные диски, даже однородной структуры, всегда будут стоить больше, чем монолиты.

Впрочем, разница там не слишком большая, а возможность ремонта может перевесить все прочие недостатки. В любом случае к выбору колес нужно подходить, в первую очередь, учитывая особенности эксплуатации автомобиля, и только так можно подобрать оптимальный вариант именно для вас.

Читайте также: