Как закрыть нелегальный шиномонтаж

Опубликовано: 23.04.2024

Прекратить деятельность автомобильной мойки может ее владелец, либо можно прекратить деятельность автомойки путем обращения с иском в суд. Иск в суд могут подать граждане, которые проживают в доме, расположенном рядом с автомобильной мойкой, либо прокурор на основании обращения к нему граждан о защите нарушенных прав в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

На основании данной нормы прокурор может обратиться в суд с целью обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду.

Условия, при которых осуществляется эксплуатация объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, определены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74.

Согласно положениям п. 2.1 указанного СанПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона).

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с п. 7.1.12 указанного СанПиН мойки автомобильные с количеством постов от 2 до 5 отнесены к объектам IV класса опасности, для которого санитарно-защитная зона составляет 100 м.

Поскольку автомобильная мойка с двумя постами и шиномонтажем находится на расстоянии 55 м от дома, ее деятельность осуществляется без соблюдения требований п. 7.1.12 вышеуказанного СанПиН. Данная деятельность может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, и непринятие мер по прекращению деятельности создаст угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Следует отметить, что принципами осуществления хозяйственной деятельности является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и другие согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

С целью официального установления нарушений требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности автомобильной мойки и шиномонтажа можно обратиться с жалобой в прокуратуру по месту жительству.

В ходе проверки будут проведены обследования помещений автомобильной мойки и шиномонтажа, назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза и другие мероприятия.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Если автомобильная мойка и шиномонтаж, в случае установления проверкой нарушений требований законодательства об охране окружающей среды не приостановит или не прекратить свою деятельность, в порядке п. 2 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», то следующим этапом будет обращение в суд.

По данным спорам есть положительная судебная практика: апелляционное определение Московского городского суда от 02.06.2015 по делу № 33-12500, апелляционное определение Челябинского областного суда от 10.03.2015 по делу № 11-2027/2015, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 17.02.2016 по делу № 33-1135/2016.

Хочу заняться предпринимательской деятельностью и открыть небольшую автомастерскую. Мне очень нравится идея совмещения жилого дома и предприятия. Преимуществ куча: адрес один, ходить на работу далеко не надо, услуги можно оказывать в неурочное время. Как такая идея реализована на практике, увидел в Чебоксарах. Уже начал работать над собственным проектом в Новочебоксарске и вдруг от знакомого услышал, что якобы это делать не разрешается. Так ли это?
Андрей МОРОЗОВ

На вопрос отвечает заместитель руководителя Управления Росреестра по ЧР Татьяна ВАСИЛЬЕВА.
Бывают случаи, когда на земельном участке, выделенном для строительства индивидуального дома, владельцы располагают станции тех­обслуживания и шиномонтажные мастерские. Росреестр предупреждает — это грубое нарушение земельного законодательства в части использования участка не по целевому назначению.
По Правилам землепользования и застройки земли поделены на зоны, в каждой из которых разрешен определенный вид деятельности. В зоне индивидуальной жилой застройки нельзя, к примеру, открыть магазин, кафе или СТО. Но часто владельцы думают, что могут строить здесь что хотят. Подобные нарушители встречаются почти в каждом районе республики. Их сотрудники Росреестра уже привлекли к административной ответ­ственности.
Для таких “предпринимателей” максимальный штраф — 1500 рублей. Это для них небольшая сумма. Они платят и продолжают работать до следующей проверки. Если бы законодательство увеличило размер штрафа хотя бы до 10 тысяч, то подобных случаев встречалось бы гораздо реже.
Стоит отметить, что для устранения земельного правонарушения совсем необязательно закрывать автомастерские или магазинчики. Можно попробовать изменить разрешенный вид использования земельного участка, для чего следует обратиться в местную администрацию.
Пока же информация о нарушениях режима использования земельных участков направляется в налоговый орган для учета при определении земельного налога, поскольку для участков, занятых жилыми домами, налоговая ставка ниже, чем для остальных земель.

Летом жители домов и управляющие организации активно благоустраивают дворы. Использование для организации клумб и площадок автомобильных шин – весьма распространённое явление. Рассказываем, можно ли размещать такие объекты на придомовой территории и как должны утилизироваться старые шины.

Автомобильные шины отнесены к отходам III – IV группы опасности

Отработавшие свой век автомобильные шины с советских времён активно используются для обустройства клумб, парковок, детских и даже спортивных площадок. В них сажают цветы, ими отделяют газоны от проезжей части, их вкапывают в землю для игр детей.

Найти шины для создания подобных объектов несложно: весной, после таяния снега, автомобилисты десятками складывают их на контейнерных площадках или даже во дворах, не говоря уже о стихийных свалках в лесополосе или за городом.

Сложенные на контейнерных площадках шины могут лежать там неделями или даже месяцами: они не относятся к твердым коммунальным отходам и поэтому регоператор в рамках договора по обращению с ТКО их не вывозит.

Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.

К III – IV группе опасности отходов автомобильные шины отнесены из-за токсичного химического состава. При нагревании шины эти вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду.

Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний.

Шины нельзя складировать в местах сбора ТКО и утилизировать вместе с бытовым мусором

Автомобильные шины вредны для экологии, и поэтому их не стоит размещать на территории многоквартирного дома в качестве клумб, ограждений и спортивных объектов. Нельзя их складировать на контейнерных площадках, потому что регоператор в рамках договора по обращению с ТКО вывозить их не будет. Это запрещено из-за IV класса опасности автопокрышек как отходов.

Просто сжечь их тоже нельзя: при сгорании происходит выделение опасных химических веществ, которые загрязняют атмосферу. Полностью разлагаются шины более века.

Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку. Утилизированная шина становится вторичным сырьём, которое используется на химпредприятиях и при изготовлении дорожного покрытия.

Остаётся вопрос о том, кто должен доставлять шины на утилизацию, то есть нести финансовые затраты на доставку отходов к месту утилизации. Озадачиться этим должен автовладелец: ему следует узнать, куда можно сдать старые покрышки. Обычно приёмом отработавших свой век покрышек занимаются компании, специализирующиеся на шиномонтаже или работающие с вторсырьём.

Но иногда автовладельцы решают этот вопрос просто: шины складируются на мусорной площадке или во дворе вплоть до возникновения на придомовой территории стихийной свалки из покрышек.

Случаются ситуации, когда у собственников нет иного выхода, кроме как оставить шины в месте сбора ТКО: например, в таком положении оказались автовладельцы Петрозаводска в 2018 году. Ни один из пунктов приёма покрышек не брал шины от физических лиц. Для ликвидации стихийных свалок из опасных отходов муниципалитету пришлось заключать договор со специализированной компанией.

Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора

Шины с территории многоквартирного дома вывозятся по отдельному договору

Складирование автошин в месте сбора ТКО может стать головной болью УО/ТСЖ. Ведь именно они отвечают за надлежащее содержание придомовой территории, которая входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В том числе они следят за состоянием контейнерных площадок и дворов.

Размещённые на земельном участке шины – нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований к безопасному проживанию граждан в многоквартирном доме. И ответственность за эти нарушения при проверке надзорным органом будет возложена именно на УО/ТСЖ.

Возникает закономерный вопрос: что делать управляющей домом организации или ТСЖ, если на придомовой территории складируются отработанные шины. Конечно, можно попытаться установить личности автовладельцев, которые оставили шины на территории дома, если, например, двор оснащён камерами видеонаблюдения.

В таком случае УО/ТСЖ может обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь нарушителей к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Чтобы не получить предписания от органа Госжилнадзора за свалку колёс на контейнерной площадке, УО следует заключить договор со специализированной компанией на вывоз опасных отходов. Затем УО имеет право через суд взыскать убытки с бывшего владельца шин.

Вывоз шин с оформленной придомовой территории должны оплачивать собственники

Найти того, кто оставил использованные шины на контейнерной площадке многоквартирного дома, все-таки сложно. И управляющей организации придётся самостоятельно решить проблему, заключив договоры на вывоз автопокрышек с придомовой территории. Если контейнеры расположены на муниципальной земле, то соответствующий договор заключает орган местного самоуправления.

Если же земля принадлежит собственникам, то возникает вопрос о финансировании таких работ. Если УО из года в год сталкивается с проблемой складирования шин на придомовой территории, то при формировании перечня работ и услуг по договору управления в него следует включить услуги по вывозу этого вида отходов.

В ином случае УО придётся самостоятельно искать средства для оплаты услуг компании, которая вывезет автопокрышки. Или же оплачивать штраф, выписанный надзорным органом за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома.

Кто должен вывозить отходы после субботника: мнения и опыт

Вопрос о легитимности арт-объектов из шин во дворах МКД решается на муниципальном уровне и в судах

Если ситуация с вывозом шин с мусорных площадок и стихийных свалок в общем ясна, то вопрос с ликвидацией объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, остаётся открытым. Убирать их или нет, УО чаще всего решает в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда – суда.

Сейчас надзорные органы редко обращают внимание на шины во дворах домов и штрафуют за это: слишком много в жилфонде других проблем. Однако в некоторых городах России муниципалитеты уже начали бороться не только со складированием шин на мусорных площадках, но и с «арт-объектами» во дворах многоквартирных домов.

Так, во Владивостоке в п. 2.4 Правил благоустройства от 15.08.2018 № 45-МПА прописано, что на территории городского округа запрещено использование автомобильных покрышек в качестве декоративного ограждения или малых архитектурных форм. Мэрия посчитала, что покрышки экологически небезопасны. Подобные ограничения есть во Владимире.

О запрете на размещение покрышек во дворах говорят администрация Перми и профильный комитет в органах исполнительной власти Волгоградской области:

Письмо комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

В 2018 году в Хабаровске судья счёл вред от покрышек недоказанным и отказался привлекать УО к ответственности из-за отсутствия состава нарушения. Судья отметил, что шины в виде клумб под цветы, фигур, ограждений по периметру двора в результате окраски, резьбы, заполнения землёй, частичного вкапывания стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории и к категории отходов производства и потребления не относятся.

А как дело с утилизацией шин обстоит в вашем городе? Следует ли убирать с придомовых территорий арт-объекты из этих отходов? Поделитесь мнением в комментариях.

Алена

Шиномонтаж — прибыльный бизнес, требующий небольших начальных вложений и способный развиваться. Начинать можно и с небольшого контейнера с минимальным оборудованием, и с крупной мастерской. Всё зависит от возможностей и желания. Основные сложности, с которыми придётся столкнуться — это высокая конкуренция и сезонность. Первая подтверждает, что открыть шиномонтаж выгодно. Мастерские с подобными услугами растут как на дрожжах. Документов много не требуется, оформляются они довольно быстро. Доход в сезон составляет 15-20 тысяч рублей в день, поэтому желающих трудиться на этом поприще хватает.

Сезонность у многих отбила охоту заниматься этим делом. Прогорают те, кто не принял её в расчёт.

Авральный спрос на услуги шиномонтажа наблюдается только осенью и весной, когда нужно «переобувать» машину, меняя зимнюю или летнюю резину. Летом и зимой такие услуги практически не требуются, поэтому первое, что нужно сделать, решив открыть шиномонтаж, подумать о дополнительных услугах и работах, которые поддержат бизнес в несезонное время.

К ним можно отнести балансировку дисков, зарядку аккумуляторов. Неплохая идея оказывать выездные услуги шиномонтажа. Их охотно заказывают женщины, оказавшись в сложной ситуации на дороге. Установка бронированных колёс на авто VIP класса может приносить порядка 10 000 рублей с клиента. Если места много, можно оказывать услуги по хранению колёс. Это даст ещё по 3 000 рублей с комплекта в копилку предприятия. Только решив вопрос о дополнительных услугах можно браться за оформление документов.

БЕЛЫЙ СЕРВИС

F!T SERVICE

F!T SERVICE

VERNUM AUTO

VERNUM AUTO

Автопилот

Автопилот

Объем инвестиций

Затраты на то, чтобы открыть шиномонтаж, довольно невысокие. Необязательно сразу открывать большой автосервис, для начала достаточно небольшого помещения и несколько видов оборудования и инструментов. Если помещение будет арендоваться, то расходы на открытие шиномонтажа будут следующими:

  • Аренда помещения — 20 000 рублей.
  • Оборудование — 250 000 рублей.
  • Инструменты — 40 000 рублей.
  • Мебель — 11 000 рублей.
  • Реклама — 25 000 рублей.
  • Кассовый аппарат — 10 000 рублей.
  • Расходные материалы — 10 000 рублей.
  • Оплата работы сотрудника до открытия — 20 000 рублей.
  • Униформа для механиков — 4 000 рублей.

Итого: 390 000 рублей.

На чём можно сэкономить

В этом перечне найдутся пункты, по которым можно сократить расходы, и такие, где экономия совсем неуместна. Сэкономить можно на зарплате помощников до открытия, если подготовить помещение, расставить оборудование и мебель самостоятельно, прибегнув к помощи друзей или родственников, а сотрудника в штат нанять, когда всё будет готово, и шиномонтаж начнёт работу. В этом случае его зарплата будет входить в статью расходов за месяц и выплачиваться из уже заработанных за этот период средств.

Наиболее выгодно хозяину шиномонтажа назначить сотрудникам не оклад, а сдельную оплату труда. В связи с сезонностью некоторые месяцы могут быть не очень прибыльными. Однако при подобном подходе есть риск текучки кадров, а в таком бизнесе как шиномонтаж необходимо иметь в работниках проверенных, надёжных людей. Аренда помещения может не понадобиться, если шиномонтажка откроется в собственном гараже или во дворе своего частного дома. Таким образом, при определённых условиях можно сэкономить 40 тысяч рублей.

На чём нельзя экономить

Категорически нельзя экономить на оборудовании. Те, кто приобретает б/у сильно рискует. У подержанного оборудования слишком большой износ, поэтому с рук можно купить лишь то, которое уже наполовину и более отработало свой эксплуатационный срок. При дальнейшем использовании оно быстро сломается или недостаточно эффективно будет выполнять свои функции, а некачественные услуги вашего шиномонтажа обернутся плохой репутацией и потерей клиентов. Работа электриков, которую также придётся оплачивать, понадобится, если в помещении нет кабеля на 380 Вт. Обычная сеть 220 Вт для профессионального оборудования не подходит.

Перед открытием любого бизнеса, в том числе и малого, для минимизации убытков и прогноза получения прибыли желательно составить бизнес-план. Одним из компонентов бизнес-плана являются потери или вложения в ваш бизнес, произведенные для его открытия.

На примере открытия шиномонтажа в этой статье будут описаны стадии его открытия и функционирования.

Сразу следует отметить, что в законодательстве не употребляется термин «шиномонтаж». В реестре бытовых услуг Республики Беларусь имеется такой вид услуг, как услуги по ремонту шин, включая регулировку и балансировку колес пассажирских автомобилей.

Стадии открытия шиномонтажа:

2. Разработка документов по охране труда, пожарной безопасности и соответствующая им организация труда.

3. Получение санитарно-гигиенического заключения.

Требования к мастерским по ремонту и обслуживанию автомобилей регламентируются Санитарными нормами и правилами «Требования для организации по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств» утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.12.2012 № 190; Санитарными нормами и правилами «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.05.2014 № 35.

С электронной версией вышеуказанных Санитарных норм и правил можно ознакомиться на официальных сайтах Министерства здравоохранения Республики Беларусь (ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственной санитарно-гигиенической экспертизе подлежат:

проектная документация на реконструкцию, в том числе модернизацию, капитальный ремонт, при которых осуществляются расширение или увеличение мощности, а также изменение целевого назначения объектов производственной инфраструктуры;

объекты производственной инфраструктуры;

проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, технологической документации (за исключением технологической документации, разработанной на продукцию собственного производства организаций общественного питания, и технологической документации, не включающей процессы производства продукции);

продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации).

По результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы выдается санитарно-гигиеническое заключение.

4. Согласование проектов технических нормативных правовых актов.

Согласно статье 31 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей входит, в том числе, согласование с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, предоставление земельных участков, архитектурные и строительные проекты при отсутствии для них санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, расширение или увеличение мощности, а также изменение целевого назначения объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, проектов технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, технологической документации, приемка в эксплуатацию объектов строительства, их остальных очередей, технологических линий.

В соответствии с вышеизложенным, в случае организации объекта по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств необходимо наличие положительных санитарно-гигиенических заключений территориального органа государственного санитарного надзора на: проектную документацию (на реконструкцию, в том числе модернизацию, капитальный ремонт, при которых осуществляется расширение или увеличение мощности, а также изменение целевого назначения объектов производственной инфраструктуры), а также согласованные в установленном порядке предоставление земельного участка (либо изменение целевого назначения объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры).

Учреждения, осуществляющие государственную санитарно-гигиеническую экспертизу, необходимые документы и сроки ее проведения определены Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

5. Разработка документов по экологии (обращение с отходами, выбросы в атмосферный воздух), заключение договора на утилизацию отходов.

6. Включение в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь.

Только после разработки и получения указанных выше документов можно осуществлять деятельность по оказанию услуг по ремонту шин, включая регулировку и балансировку колес пассажирских автомобилей, не забывая о соблюдении норм налогового законодательства.

Также необходимо отметить, что на оказание рассматриваемых услуг распространяются требования, указанные в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей».

Герасина Дарья Александровна

адвокат юридической консультации Смолевичского района

публикация подготовлена в соответствии с законодательством по состоянию на 16.06.2016г.

Читайте также: