Когда менять колеса на роликовых коньках

Опубликовано: 22.04.2024


Умершие колеса

перестановка колес

Схема перестановки колес. Сточенная внутренняя сторона ставится на наружную сторону ролика

Неравномерно сточенные колеса

Неравномерно сточенные колеса

Довольно распространенная проблема, когда оси колеса как бы прикипает к раме, либо сама к себе (на двусоставных осях). Происходит это из за того, что оси очень редко откручивают. Так же данная проблема возникает когда и рама, и оси состоят из алюминиевого сплава и между ними происходит диффузия. В этом случае ось может прикипеть настолько, что ломаются любые ключи! Чтобы полностью избежать данную проблему надо регулярно немного откручивать и снова закручивать оси.

Если ось все таки прикипела (не откручивается либо прокручивает шестигранник) варианта два: 1) идем в магазин строительных материалов, покупаем биту Т27, кладем раму ролика на твердый упор (поребрик, кремкий стол) и вбиваем биту в ось молотком примерно на один см (алюминий хорошо мнется закаленной осью), откручиваем ось с хорошим рычагом (либо зажав биту в тески прокручивая раму); после этого ось так же можно использовать под эту биту.

Двусоставная ось

Односоставная ось

Бита Т27

Молоток

4. Обслуживание подшипников

В последних двух случаях подшипники можно спасти если выполнить ряд процедур:

Грязные подшипники. При вращении издают характерный хруст.

Грязные подшипники. При вращении издают характерный хруст.

Съемка подшипника

Открытые подшипники, металлическое кольцо, металлический пыльник, пластиковый сепаратор

Открытые подшипники, металлическое кольцо, металлический пыльник, пластиковый сепаратор

Снимаем металлический пыльник. Кольцо уже снято.

Снимаем металлический пыльник на неразборном подшипнике. Кольца на таких подшипниках нет

Подцепляем кольцо шилом. Так же удобно использовать скальпель (в данном случае)

Подцепляем кольцо шилом. Так же удобно использовать скальпель (в данном случае).

Пыльник после съемки кольца вынимается легко и без усилий

Пыльник после съемки кольца вынимается легко и без усилий

Короткое пособие по перестановке колес на роликовых коньках

Очень часто новички (и не только) не вникают в нюансы своих новеньких роликов аж до момента пока катание не станет вызывать дискомфорт. Спустя какое-то время роллер замечает, что с колесами что-то не так, едут они не так быстро как раньше и ноги все больше заваливаются внутрь. Купить роликовые коньки и протирать пыль с рамы не достаточно для продолжительного пользования роликами!

Как стираются колеса на роликах?

Всегда нужно помнить, что колеса на роликах стираются неравномерно. В процессе катания износ полиуретана на колесах будет зависеть от множества факторов: постановка колес, стиль и направление в катании, профиль и жесткость колес, качество покрытия, вес роллера и т.д., но абсолютно в каждом случае колеса будут стачиваться не одинаково.

1. Перестановка колес FLAT (все колеса на одном уровне)

В постановке колес flat колеса стачиваются больше с внутренней стороны. Стоит отметить, что это можно сказать и про все остальные варианты постановки колес. Большинство видов торможений задействуют именно внутреннюю сторону колес и нагрузка при отталкивании тоже приходится на эту сторону.

Передние колеса больше стачиваются чем задние. Это происходит из-за неравномерного распределения давления при толчке и большей нагрузке на передние колеса при торможении (плуг, т-стоп).

Усиленный износ на тормозящей ноге. Например, если на т-стопе вы тормозите левой ногой, то колеса на левом ролике будут стачиваться быстрее.


Как правильно переставлять колеса при катании на флете?

  • Переднее колесо с левого ролика (1Л) ставим на место предпоследнего на правом ролике (3П); второе колесо спереди с левого ролика (2Л) переставляем на место последнего колеса на правом ролике(4П); предпоследнее колесо с левого ролика (3Л) переставляем на место переднего колеса на правом ролике (1П); заднее колесо с левого ролика (4Л) перемещаем на место второго колеса спереди на правом ролике(2П);
  • Все колеса переставляем сторонами, так чтобы внешняя сторона колеса стала внутренней;
  • Мы не меняем переднее колесо с последним и т.д. чтобы не получить роккеринг Hi-Lo в обратную сторону когда переднее колесо самое большое, а заднее наоборот самое маленькое.

2. Перестановка колес с роккерингом "банан"

В этой постановке крайние колеса (1 и 4) всегда находятся немного выше относительно центральных колес. А износ крайних колес значительно превышает износ центральных из-за большого количества одноколесных элементов и частых резких поворотов с нагрузкой на переднее колесо.

Ведущая нога отыгрывает большое значение на стачивание колес. Например, большинство ванвилов спортсмены делают на одной определенной ноге.


Ротация колес на роликах со слаломным роккерингом

  • Переднее колесо с левого ролика (1Л) переставляем на место последнего колеса на правом ролике (4П); второе колесо спереди на левом ролике (2Л) переставляем на место предпоследнего колеса на правом ролике (3П); предпоследнее колесо на левом ролике (3Л) переставляем на место второго колеса спереди на правом ролике (2П); последнее колесо на левом ролике (4П) переставляем на место переднего колеса на правом ролике (1П).
  • Стирание внутренней стороны колес на слаломе не так заметно, особенно на вилинговых (крайних) колесах, но все же мы рекомендуем иногда переставлять все колеса с внутренней стороны на внешнюю.
  • Крайние колеса в слаломе уходят значительно быстрее центральных. После того как крайние колеса станут слишком маленькими, на их место можно поставить центральные колеса, а вместо центральных установить новые.

3. Перестановка колес на трехколесных роликах

Основной принцип ротации колес на трехколеске не отличается от классических ходовых. Все так же внутренняя сторона стачивается быстрее и переднее колесо страдает от износа больше чем заднее, но вариантов по перестановке колес немного меньше.


Как переставлять колеса на ходовой 3х90/3х100/3х110/3х125

Со временем колеса на роликах изнашиваются. Под влиянием различных факторов они постепенно деформируются, теряя первоначальные свойства. Кататься на них становится все труднее, и возникает необходимость их полной замены. Если износ не слишком значителен, можно ограничиться ротацией и какое-то время ездить на еще не стертом ребре.

Когда требуется замена колес?

Колеса для роликов состоят из пластиковой ступицы, в которую вставляются подшипники и ось, и полиуретана, который непосредственно соприкасается с покрытием. При обычном катании роллер отталкивается внутренним ребром конька, поэтому колеса всегда стачиваются с этой стороны значительно сильнее, чем с наружной.

Как часто нужно менять колеса?

Сроки обновления зависят от нескольких факторов:

  • стиля и интенсивности катания,
  • веса роллера,
  • типа колес,
  • качества покрытия.

Одним достаточно переставлять колеса раз в год, другим приходится делать это после каждого катания по улице. Если одна сторона стерта, а вторая практически целая, можно обойтись ротацией. Если же колеса изношены с 2 сторон, менять их придется полностью. Подшипники можно оставить от старого комплекта.

Рекомендуется после каждого применения осматривать коньки. Если они выглядят не симметрично, то следует переставлять движущиеся элементы перед тем, как спрятать ролики для хранения. Важно следить за общим состоянием и не допускать образования «трапеции». Такие колеса непригодны для катания.

Как поменять колесо?

Возьмите ролики и переверните их вверх рамой. Отвинтите одним или двумя ключами ось, которая крепит колесо к раме. Это можно сделать с помощью шестигранника или Torx (звездочки). Поставьте на освободившееся место новое колесо и зафиксируйте его осью. Убедитесь в надежности крепления. Для большей прочности можно использовать фиксатор резьбы. Его наносят на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность. Достаточно обработать 2-3 витка резьбы.

После затягивания оси прокрутите колесо рукой. Если оно туго вращается, возможно, допущен перекос. Чтобы устранить его, достаточно немного покачать колесо в разные стороны. Если же этот способ не помог, возможно, дело в более серьезном дефекте и требуется замена втулки.

Если вместе с колесом вам необходимо поменять подшипник, выньте и разберите его. Чаще всего это приходится делать любителям агрессивного стиля. При трюках и приземлениях детали подшипника начинают греметь, а затем рассыпаются, не выдерживая нагрузок. Перед извлечением надо узнать, какие оси используются в данной модели:

на 6 мм на 8 мм
Используется съемник-давилка или универсальный ключ со ступенчатым выступом. При надавливании на колесо, один подшипник с втулкой выскакивает, а второй подшипник выдавливается любым цилиндрическим предметом. Шестигранный ключ вставляется в колесо и поддевает кольцо подшипника снизу. После извлечения первого подшипника из втулки выдавливается второй.

Подшипники нужно разобрать и осмотреть все имеющиеся шарики. Если они целы, можно ограничиться чисткой и смазкой. При наличии повреждений необходимо заменить подшипник целиком. После сборки подшипник запрессовывается на колесную втулку.

Зачем менять колеса на роликах?

Процедура ротации продлевает срок эксплуатации колес одинакового диаметра, возвращает роликам маневренность и изначальную скорость. При использовании универсальных коньков замена позволяет роллеру попробовать различные стили катания. Варьируя размеры ступицы и жесткость колес, вы можете переключаться со слалома на бег или прыжки.

Варианты ротации колес

Перекрестная схема - это самый распространенный, хорошо проверенный способ перестановки. Она оптимальна, если на все колеса приходится примерно одинаковая нагрузка, например при торможении плугом. Таким образом удается увеличить ресурс колес почти на 30%. На всю операцию уходит 5-15 мин.

Другой вариант перекрестной перестановки. Эта схема предпочтительнее при частом торможении Т-Стопом, когда одна нога заводится за другую перпендикулярно направлению движения.

Хотя эта схема встречается реже, чем перекрестная, она тем не менее достаточно эффективна и значительно продлевает срок службы колес.

Профессиональные роллеры используют нестандартную схему. Она предполагает, что при длительном катании упор делается только на одну сторону. Колеса на ней изнашиваются быстрее, чем на другой. Например, при выполнении заднего ванвила максимальная нагрузка будет приходиться на 4-е колесо опорной ноги. В таких случаях рекомендуется снять все колеса, рассортировать их по размеру и самое изношенное переставить на 1-е место в другом коньке.

На роликах с рокерингом крайние колеса всегда находятся немного выше относительно центральных колес и изнашиваются сильнее из-за большого количества одноколесных элементов и частых резких поворотов с нагрузкой на переднее колесо.

Полезные советы от Rollbay.ru

Тщательно сортируйте все откручиваемые винты, оси, болты, шайбы и т. д., вам проще будет найти их при последующей сборке конька.

Запомните расположение длинной оси, которая необходима для установки тормоза. Она должна быть установлена строго на свое место.

Желательно использовать какую-либо одну марку колес. В этом случае вам будет проще подобрать замену.

Перед каждым катанием желательно проверять, плотно ли закручены оси. Иначе колесо может открутиться в самый неподходящий момент.

После катания желательно осмотреть колеса на наличие инородных предметов, застревающих в полиуретане или подшипниках.

Если вы собираетесь участвовать в показательных выступлениях, можно взять 2 комплекта колес: для тренировок и на выход. Запас пригодится также любителям длительного или экстремального катания.


Зачем вообще нужна эта ротация колес? Разве они сами не могут крутиться?

Шутки шутками, но посмотрите сами на колеса своих роликов и постарайтесь ответить на свой вопрос. Согласитесь, что они далеко не столь идеальны, и уже не такие новые и гладкие, какими были совсем недавно. Стирания наверняка появились в большей степени на той ноге, которой отталкиваетесь, и особенно с внутренней стороны. У начинающего роллера стирания особенно заметны на передних колесах ролика. Именно поэтому периодическая смена колес на роликах очень важна!

Ротация колес позволит выровнять этот износ, продлевая колесам их активную жизнь, а также обеспечит нормальную езду на роликах. Ведь не секрет, что изношенные, неровные колеса плохо отражаются на их поведении. Спроси 10 роллеров о том, как переставить колеса, и получишь самые различные инструкции на этот счет.

Как ставить колёса

В общем, на перестановку колес у вас уйдет 5-10 минут, не более. Как часто их нужно переставлять? Тут точного рецепта, пожалуй, нет. Чаще осматривайте состояние колес, не допуская до очень большой асимметрии. Иначе можно довести колеса до такого состояния, когда их останется только выбросить и бежать в магазин за новыми. Правда, есть много факторов влияющих на быстроту износа роликовых колес. Это и ваш собственный вес, и качество поверхности, на которой катаетесь, и стиль вашего катания.

Перестановка колес 1-3-2-4

Обычная перестановка – 1-3/2-4

(см.рис.1). При этом не забудьте перевернуть колесики так, чтобы стертые ребра оказались снаружи.

Ротация колес 4-1-2-3

Для получения наилучшего результата чередуйте перестановку со схемой 4-1-2-3 (см.рис.2). Так колеса будут стираться более-менее равномерно. И когда они станут слишком маленькими, покупайте новые колеса для роликов. Подшипники надо из старых колес переставить в новые. Будьте внимательны. Разбирая старые колеса, все запчасти положите в том порядке, в каком разбирали, чтобы потом все собрать правильно, ничего не поменяв местами. И главное, ничего не потеряйте.

Продвинутая перестановка колес

Описанные выше приемы позволят значительно увеличить срок службы колес. Ролики иначе будут вести себя, потому что создается перестановка типа HiLo или HiLo-рокеринг. Мои рекомендации по такой перестановке колес вы можете видеть на картинке. Если вы будете осуществлять плоскую постановку колес, то со временем перестанете реагировать на поведенческие изменения своих роликов.

Пирамидка из колёс

Продвинутая перестановка требует сначала снять все колеса и рассортировать их по размеру. Поставьте их также пирамидками, для более удобной работы. Если такое различие в диаметре колес не заметно, тогда этот фактор не столь важен, и не важно, в каком порядке располагать их.

В случае, когда самые стершиеся колеса стали настолько малы, что полиуретан отделяется от ступицы, лучше отложить эти колеса в сторону, а для замены взять новые

И не забудьте из старых колес переставить втулки и подшипники в новые. Непригодные колеса отправьте в мусор, а если еще терпят, напишите их размер и положите в сумку для запасных колес. Подобные сумки имеются у каждого опытного роллера.

Ну, а теперь займемся собственно перестановкой. Освобожденные от колес ролики, разворачиваем рамой вверх и распределяем колеса так, как это изображено на картинке. И не забывайте, что стертая сторона должна колеса быть снаружи. На обеих картинках схемы сделаны с учетом того, что ваша правая нога сильнее, и, соответственно, колеса на правом ролике должны быть немного больше, чем на левом. Если вы левша, и левая нога у вас сильнее правой, тогда схему переставьте наоборот, для получения необходимого результата.


Для работы вам могут понадобиться 2 шестигранных ключа. Как правило, такие ключи имеются в комплекте роликов. Если успели потерять, используйте подходящие. Будьте внимательны и не растеряйте детали. Все винты, болты, шайбы собирайте в одно место. Без них вы свои ролики не соберете. Запомните расположение длинной оси, которая необходима для установки тормоза. Она должна быть установлена строго на свое место. Не забывайте про подшипники для роликов и втулки.

Допустим, вы решили поменять колёса местами (ротация колёс не будет лишней, т.к. нагрузка на колёса различна). Снимаете одно колесо, второе, а на третьем болт не откручиваться от рамы. Не пытайтесь выкрутить болт с усилием - велик риск сорвать резьбу или провернуть ключом шестигранником место контакта. Обработайте поверхность вокруг болта смазкой WD-40 или жидким ключом, они размягчат ржавчину или прикипевшее место. После болт поддастся. Перед закручиванием болтов, не будет лишним смазать резьбу болта солидолом или аналогичной смазкой, чтобы в будущем такая ситуация не повторялась. И не старайтесь закрутить болт "намертво".

СОРВАЛИ ШЕСТИГРАННИК

Если вы всё же переусердствовали при выкручивании болта и сорвали шестигранник оси или болта, вместо шестигранника можно использовать биту-звездочку, которая максимально плотно войдёт в отверстие болта по диаметру оси (бита Torx Т-27). Положите ролик на поверхность бордюра или скамейки, чтобы только ступица колеса касалась поверхности - это необходимо, чтобы, забивая биту в отверстие, не повредить раму роликов при ударах. Биту приложите к отверстию, куда вы вставляли ранее шестигранник, и вбейте биту в отверстие, постукивая молотком. Открутите болт (предварительно обработав поверхность болта WD-40 или жидким ключом) отверткой для бит. После этого нужно заменить всю ось целиком.

ПРОБЛЕМЫ С ОСЬЮ КОЛЁС НА РОЛИКАХ

Ось может быть повреждена прыжковыми трюками или ударами о неровности при катании. В этом случае нужно просто заменить ось на новую. Оси известных производителей (Seba, RollerBlade, K2 и т.п.) продаются в специализированных магазинах. Иногда производители кладут запасную ось в коробку в комплекте с новыми роликовыми коньками. Производители стремятся к единому стандарту осей, чтобы облегчить жизнь своим клиентам, поэтому оси могут быть взаимозаменяемыми. Отправляясь в магазин, прихватите с собой неисправную ось и подбирайте аналогичную вашей по длине и крепежу. Примечание: на «фитнесах» болт вкручивается в резьбу оси, а оси фрискейт и агрессив роликов крепятся болтом прямо к раме.

ПРОБЛЕМЫ С БАКЛЕЙ

Чаще всего ломается «каф» – самая верхняя пластиковая застежка на манжете роликового конька. Обычно поломка происходит при падении и ударах баклей о твердые поверхности при катании. Ремонт бакли обычно сводится к замене на новую или подходящую, которую сможете найти в продаже. Если вышла из строя только пластиковая застежка, а место крепежа не сломано, открутите старый болт и закрепите новую баклю. Если сломано отверстие для крепежа бакли, просверлите новое отверстие в кафе ролика и подберите новое положение пластиковой застежки.

ЗАМЕНА ПОДШИПНИКОВ И КОЛЁС

Замена необходима не только при заклинивании или поломке: от их качества зависит не только удовольствие от катания, также они должны соответствовать вашему стилю. Подшипники и колёса стандартизированы, нужно подобрать лишь размер и требуемые свойства.

МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ ТОРМОЗА

Простая операция, сводится лишь к выкручиванию болтов на заднем колесе или двух задних колёсах, монтажу и обратной сборке. Тормоз обычно идёт в комплекте с роликами и не прикручен. Монтаж и демонтаж можно сделать самостоятельно.

РОТАЦИЯ КОЛЁС

Эту процедуру желательно проводить регулярно, т.к. колёса истираются неравномерно. Существует несколько вариантов перестановки колёс. Но правила просты:
- сложите в пирамидку все колёса;
- самые маленькие (более стёртые) установите ближе к краю (спереди и сзади);
- менее истёртые установите в середину;
- самое главное - ставьте колеса стертой стороной наружу.

Читайте также: