Можно ли менять шины на литых дисках

Опубликовано: 16.04.2024

На днях у нас с друзьями был спор о том, что лучше второй комплект дисков для зимней резины или перебортовывать дважды в год?

Все началось с того, что наш друг, назовем его Максим, сказал что планирует переходить на 1 комплект дисков и 2 комплекта резины (зима/лето) и перебортовывать по сезону. Услышав его намерение, сразу же посыпались вопросы "серьезно?!", "два комплекта колес - это же так удобно, может ты еще передумаешь?", "тебе же придется стоять в очередь на шиномонтажку".

Но Максим сказал, что для себя он все решил, и что ему надоело дважды в год затаскивать колеса на 4 этаж (он живет в доме без лифта и хранит колеса на балконе).

Спустя пару дней, у меня возник вопрос: "Ведь у нас половина страны ездит на одних дисках перекидывая резину дважды в год (весна/осень) и может это действительно удобно?"

В этой статье разберем плюсы и минусы обоих вариантов и экономическую составляющую данного вопроса.

Зимняя резина на дисках

Такой вариант подойдет тем у кого есть гараж, ведь резина на дисках тяжелее и занимает больше места и хранить ее на балконе не очень удобно, а если вы еще живете в доме без лифта, то носить ее на пятый этаж достаточно проблематично.

Плюсы:

  • Не нужно стоять в очереди на шиномонтаж, вы можете перекинуть колеса когда и где вам будет удобно
  • Нет трат на услуги шиномонтажа.

Минусы:

  • Единоразово придется заплатить довольно большую сумму за диски
  • Не проверяется балансировка колес
  • У вас должен быть минимальный набор инструментов: домкрат, баллонный ключ, компрессор

Резина без дисков (перебортовка)

Плюсы:

  • Не нужно покупать диски
  • На шиномонтаже вам отбалансируют колеса и накачают до нужного давления
  • В мастерской всегда есть необходимый комплект инструментов, так что не обязательно иметь свой.

Минусы:

  • Постоянная оплата услуг шиномонтажника
  • В сезон большие очереди на шиномонтаж.

Экономическая составляющая. Что выгоднее?

Давайте посчитаем, на примере автомобиля KIA CEED, литой диск 16 радиуса обойдется в среднем 4 000 р. за штуку, итого за комплект выйдет 16 000р. + его еще один раз нужно забортавать, а это еще плюсом 1 400р. Конечно, штампованные диски обойдутся чуть дешевле.

Итого, стоимость второго комплекта колес, при условии, что у вас уже есть зимняя резина обойдется 17 400р.

Если же не покупать диски и менять резину каждые полгода, то такая операция, в Екатеринбурге, стоит в среднем 1 400р. то есть за год вы должны отдать 2 800р. за переобувку.

Сравниваем, чтобы окупить диски вам понадобиться 6,2 года (17400/2800). С учетом, что в среднем автомобиль меняют раз в 5 лет диски могут и не окупиться. Конечно вы можете приобрести штампованные диски, либо диски меньшего радиуса тогда время окупаемости может сократиться до 3-4 лет.

Если вам понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

У многих автомобилистов комплектов резины два, а дисков - один. У кого-то не хватает денег еще на 4 диска, кому-то негде все это добро хранить. Но суть такова: каждый комплект шин не единожды снимается и ставится на диск. Это как-то влияет на качество "обуваемых" шин?

На вопрос ответили эксперты из компании "Автосеть" - все в коротком видео.

- Много у кого из автомобилистов комплектов резины два, а комплект дисков один. У одних не хватает денег на еще четыре диска, а у других негде все это хранить. Суть такова: каждый комплект резины не единожды ставится на диск. Как это влияет на качество обуваемых шин?

- Если вы пользуетесь услугами качественного сервиса шиномонтажа, где сотрудники являются квалифицированными специалистами, а оборудование проходит регулярное сервисное обслуживание, то никаких проблем с этим нет. В этом случае частое снятие и обувка шин на диски абсолютно никак не влияют на сами шины.
Гораздо более важным является соблюдение условий хранения шин: именно это может продлить срок их службы. К сезонному хранению шины надо подготовить: сначала их необходимо очистить об грязи и различных мазутистых загрязнений, потому как они имеют свойства разрушать резиновую смесь шин. Для хранения лучше всего использовать специальные чехлы, а не полиэтиленовые пакеты. Пакеты хороши лишь для транспортировки, когда шины нужно куда-то перевезти, чтобы не испачкать багажник или салон автомобиля. А вот чехлы для хранения имеют отличную вентиляцию и не создают повышенную влажность. Помещение, в котором будут храниться шины, должно хорошо проветриваться и быть с минимальным уровнем влажности, к тому же туда не должен проникать солнечный свет.

Положение, в котором должны храниться шины, является не менее важным моментом. Шины на дисках должны храниться в стопке, а без дисков – вертикально на специальной стеллажной системе. При этом шины на дисках необходимо менять местами в стопке, чтобы равномерно распределить нагрузку, а шины без дисков необходимо периодически поворачивать на 90 градусов во избежание деформации.
Касаемо двух комплектов дисков – это вопрос удобства, нежели экономии. При сезонной смене шин, установленных на диск, все равно необходимо производить балансировку и менять вентили.

Заменить летние колеса на зимние — что может быть проще? Однако здесь можно наделать множество ошибок. Некоторые из них по-настоящему опасны. Если вы еще не «переобулись», предлагаю вспомнить этот материал, когда соберетесь менять колеса (надеюсь, что скоро). Если уже сменили колеса — проверьте, не сделали ли вы ошибку.

Ошибка 1. Неправильное хранение колес

Есть достаточно четкие рекомендации по межсезонному хранению колес. Они должны находиться в сухом, прохладном, проветриваемом помещении. Шины без дисков можно ставить на пол, шины на дисках (колеса в сборе) — класть стопкой или подвешивать так, чтобы они не касались пола.

Нарушение условий хранение чревато деформацией резины, появлением скрытых дефектов, которые могут привести к разрыву шины под нагрузкой. Скорее всего, вы все это знаете. И все-таки многие хранят шины (и колеса) неправильно: на балконах или в сырых сараях, ставя колеса на пол или складируя шины «колодцем» (еще и внутрь что-нибудь войдет, не пропадать же свободному месту)…

Ошибка 2. Слишком старые шины

Почему некоторые автовладельцы уделяют внимание не только месту, но и дате производства? Казалось бы, резина — она и есть резина, может лежать годами на складе без потери свойств. Однако и шины имеют ограниченный срок службы. Российский ГОСТ 4754–97 (п. 10.1) гласит, что гарантийный срок службы шины — 5 лет с даты изготовления. Возможность дальнейшей эксплуатации шины определяет потребитель в соответствии с ее техническим состоянием.

Поэтому выгоднее покупать шины как можно «свежее», желательно — одной партии. Присматриваете бэушные шины? Не спешите радоваться, найдя почти новенькие на вид по бросовой цене. Возможно, они выпущены 10 лет назад и ставить их на машину просто опасно.

Ошибка 3. «Кривые» диски

Большинство автовладельцев, имеющих два комплекта колес, на зиму и лето, оставляют на зиму диски похуже — не такие нарядные, как летние, и зачастую даже с нарушениями геометрии, оправдывая это тем, что зимой скорость движения все равно ниже, на дорогах снег и лед, так что «кривизна» дисков не особенно заметна. И это ошибка, так как кривые диски вызывают дисбаланс, создающий лишнюю нагрузку на ступичные подшипники, рулевые наконечники, прочие детали ходовой и подвески. Кроме того, неровные диски с бескамерными шинами могут «травить» воздух, и вы будете либо постоянно ездить с подспущенными колесами, либо замучаетесь их подкачивать.

Ошибка 4. Неправильная установка шин

Не секрет, что многие современные шины — направленные, то есть с рисунком протектора, работающим в определенном направлении, о чем обычно указывает стрелка на боковине, показывающая направление вращения колеса, и (или) надпись Rotation. Часто протектор бывает и асимметричным, и тогда производитель обозначает внешнюю и внутреннюю стороны шины (Outside и Inside соответственно). Неправильная установка колеса приведет к заметному ухудшению управляемости автомобиля и быстрому износу шин. Все эти обозначения необходимо учитывать.

Ошибка 5. Неправильная затяжка болтов

Давайте вспомним, как правильно затягивать колесные болты — это полезно и если вы меняете колеса самостоятельно, и если едете на смену в шиномонтаж. Болты нужно затягивать крест-накрест (перемещая ключ от болта болту по диагонали), используя динамометрический ключ. Если ступица пятиболтовая, следует работать в таком порядке: 1-4-2-5-3. Шестиболтовая — 1-4-5-2-3-6. Какой болт будет первым — дело ваше.

Правильный момент затяжки указан в инструкции по эксплуатации автомобиля. Обычно он не превышает 115 Н.м. Нет такого ключа? Купите. Качественного хватит еще и детям, и внукам. Не хотите, нет денег? В любом случае не прыгайте на баллоннике, затягивая болты, и не усиливайте его трубой. Пользы такая затяжка точно не несет, а проклятия от тех, кто будет потом снимать колесо, гарантированы. Смешно будет, если вы сами начнете чертыхаться, откручивая насмерть затянутые вами же колеса.

Кстати, от перетяжки резьба на болтах может сорваться, и колесо отправится в самостоятельное путешествие — отдельно от машины. Как если бы его не закрутили вовсе, а только наживили.

Ошибка 6. Неправильное давление

«Сколько ставим? Двушку?». Нерадивые шиномонтажники качают все колеса (и передние, и задние) до классических 2 бар. На самом деле давление в шинах на передней и задней оси как правило разное и зависит от загрузки автомобиля. Правильные значения обычно указываются на наклейках, размещенных в дверных проемах, и, конечно, в инструкции по эксплуатации автомобиля. А неправильное давление грозит существенным ухудшением управляемости, ростом расхода топлива, быстрым износом шин.

Ошибка 7. Неправильный выбор шиномонтажа

Если вы предпочитаете доверять работу профессионалам и меняете колеса не самостоятельно, а в шиномонтаже, постарайтесь выбрать тот, где все сделают правильно. Отсутствие очереди в самый пик смены колес, заваленная старыми покрышками территория, поломанные домкраты, нездоровый вид «мастера» — поводы поискать шиномонтаж получше. А если «мастер» не чистит диски перед балансировкой, набивает грузики со скобками на литые диски, а не наклеивает их, причем очищая место наклейки обезжиривателем, использует вместо монтажной пасты мыльный раствор или «отработку», прикручивает болты только гайковертом и по кругу, а не крест-накрест — бегите из такого шиномонтажа подальше.

Ошибка 8. Отсутствие балансировки

Теоретически балансировать колеса нужно через каждые 10–15 тысяч километров пробега, или, условно говоря, раз в год. Фактически же многие автовладельцы, меняющие колеса в сборе, не балансируют их годами, а появление дисбаланса списывают, например, на побитые диски, или же сами тяжелые зимние шины. Отчасти это правда. Однако даже «уставшие» колеса можно отбалансировать «в ноль» или почти что в ноль. Стоит это не так дорого, а поведение автомобиля заметно изменится к лучшему. Автомобиль будет послушнее, комфортнее, шины, да и детали подвески и ходовой (например, те же ступичные подшипники) прослужат дольше.

Продолжим тему сезонной переобувки — рассчитаем что выгоднее: перекидывать колеса каждый сезон или собрать отдельный комплект резины на дисках и менять колеса в сборе.

За основу для расчета взята резина 16 диаметра, поскольку именно такая размерность является штатной для моего Мондео.

Диски выбраны с помощью одного из многочисленных сервисов подбора по авто, а также подобраны по авто на сайте производителя оригинальных дисков СКАД. Цены на шиномонтаж взяты с сайта одного из продавцов резины (v1 – именно с этого сайта взята стоимость отдельных шиномонтажных работ), из личного опыта (v2), а также с купонных сайтов (с учетом возможных доплат за датчики давления).

Как видите, штампованные диски на Мондео 5 можно купить за 3 600 рублей комплект. Казалось бы – полтора шиномонтажа и диски отбились. Но… всегда есть определенные но: диски нужно собрать, что стоит определенных денег. А также перекинуть диски, которые неплохо было отбалансировать, тоже стоит денег.

В итоге расчетная экономия для классического шиномонтажа выходит порядка 50% от стоимости комплекса по переобувке. С купонами ситуация сложнее – большинство предложений основано на комплексном шиномонтаже, поэтому считаю просто сумму экономи между купонным комплексом и переброской колес в сборе.

Денежная экономия за определенные периоды представлена в табличке ниже. Сравнив сэкономленную сумму со стоимостью дисков уже можно сделать для себя определенные выводы.

Чтобы было понятнее ниже расчет окупаемости дисков – грубо говоря сколько раз нужно переобуться, чтобы покупка окупилась. После того как диски отобьются – пойдет прибыль – собственно говоря то, ради чего все и затевается.

Здесь важно отметить, что некоторые Мондео оборудованы системой TMPS (контроля давления в шинах).

Относиться к этой системе можно по-разному – скажу про себя – мне датчики давления нравятся: они позволяют не заморачиваться с проверкой и контролем давления традиционным способом, а просто иногда посматривать на приборную панель и в случае необходимости заезжать на заправку для подкачки шин.

Хотя можно датчики и не ставить — тогда будет высвечиваться ошибка. Можно игнорировать либо отключить датчики программно, что тоже стоит денег. В любом случае расчет окупаемости дисков с установленными датчиками ниже.

Я воздержусь от комментариев по поводу целесообразности покупки дисков вместо традиционной перебортовки. Цифры представлены – можете сравнить подходящий вариант с планируемым сроком эксплуатации резины и все станет понятно.

А вы перебортовываете резину или покупаете диски и собираете отдельный комплект? Делитесь мнением в комментариях!

Литые диски обладают рядом преимуществ. Они лучше сбалансированы и красивее штатных штамповок. Не удивительно, что многие водители после покупки новой машины стараются заказать легкосплавные колеса в первую очередь. Однако специфика вождения зимой и летом заметно отличаются друг от друга. Резкие смены температур, гололед, высокая влажность и снегопады заставляют снижать скорость. Кроме того, из-за температурных расширений и частого перехода температуры через порог в ноль градусов разрушается асфальтовое покрытие. В неожиданных местах возникают ямы, опасные для колес и дисков. Поэтому при сезонной переобувке необходимо придерживаться золотой середины между эстетикой и практикой.


Непрактичная красота

Зимой главные преимущества литых дисков сходят на нет. Их красота оборачивается проблемами для техники. Грязь летит с улицы через редкие спицы и оседает на тормозных механизмах. И если передние суппорты дисковых тормозов относительно неплохо справляются с загрязнениями, то задние барабаны хуже переносят грязевые атаки. Песок забивается между рабочих поверхностей и сокращает ресурс узла. Если поставить вместо литья обыкновенные штамповки, да еще прикрыть их пластмассовыми колпаками, то грязи будет значительно меньше.

Черепашьи скорости

Легкосплавные колеса рассчитаны на более высокие скорости, но зимой это преимущество исчезает. Зимние шиповки и даже липучки существенно проигрывают по характеристикам летним шинам, отчего им дается пониженный класс скорости. Свыше 130 км/ч на них разгоняться не рекомендуется. Слишком сильно тогда увеличивается тормозной путь. В общем, не понятно, зачем черепашьей резине скоростной диск? Поэтому тратиться на литье ради быстрых заездов зимой необоснованно.


Закачать побольше грязи

Сбалансированность литого колеса тоже неочевидна зимой. В слякоть мокрый снег попадает на внутреннюю поверхность обода и превращается в наледь. В итоге, колесо начинает вибрировать, что влияет на управляемость. Противопоказаны для легкосплавных колес и поездки по глубокому снегу. Он легко тает при соприкосновении с теплыми от трения колодками и суппортами, впитывает песко-химическую взвесь и далее цементируется в толстые наросты на внутренней поверхности.

Кроме того, редкие спицы работают, как лопасти компрессора и формируют зону низкого давления в арках, куда затягивается снежная пыль. В итоге, ледяные наросты появляются даже на пружинах подвески. Конечно, пыль летит и от прикрытых колпаками штамповок, но обычно она оседает на нижних частях пластиковых подкрылков, оставляя элементы шасси нетронутыми.


Без горячей воды

Грязь и слякоть оборачиваются необходимостью часто посещать бесконтактную мойку. Легкосплавные диски с полировкой хуже переносят перепады температур. Их нельзя мыть горячей водой. Их гладкое и блестящее покрытие разрушается. У штамповок такой проблемы нет. Черная краска не облетает даже от кипятка, а если и потрескается, то ее можно прикрыть пластиковым колпаком.

Гнутся и не трескаются

В средней полосе России, не говоря уже о северных регионах, встречаются суровые морозы. Температура иногда падает ниже 40 градусов. При таких холодах легкие сплавы становятся хрупкими, так как температурная стойкость у них заметно хуже, чем у стали. Если на скорости в 80-90 км/ч попадется ямка побольше, то колесо может расколоться или дать трещину. Продолжать движение будет невозможно.

А стальные штампованные колеса выдерживают холода и до 60 градусов. Они не трескаются, а только гнутся.


Починка в полях

Ну и главное. Если легкосплавный диск поврежден в дальней дороге, то его остается только выкинуть на помойку. Треснувший сплав плохо ремонтируется даже аргоновой сваркой. А вот стальное колесо чинится простой кувалдой. Грамотные мастера из придорожной мастерской способны вернуть машине ход несколькими ударами молота. Поэтому простые штамповки гораздо надежнее во время поездок в дальние регионы России и по разбитым зимникам загородом.

В общем, если автомобиль эксплуатируется зимой ежедневно и на нем необходимо часто ездить в другие города, то штампованные колеса для зимней резины более предпочтительны. Кроме того, они заметно дешевле литых дисков. Ну а если дорогой внедорожник или элегантный премиальный седан живут в городской черте, никогда не эксплуатируются на пределе возможностей, то можно подумать и о красоте их колес.

Читайте также: