Можно ли поменять колеса с 26 на 29

Опубликовано: 25.03.2024

Споры по этой интересной теме не утихают ни на минуту: Каждый новый сезон производители предлагают нам новые стандарты компонентов, в том числе и колес.

Новые диаметры колес - новые причины для обсуждений и вопросов о том какой же стандарт лучше выбрать. К сезону производители предлагают нам все больше новых стандартов. Особенно важными нововведениями являются новые диаметры колес. Еще 4 года назад 26-дюймовые колеса были фаворитами и 29-дюймовые колеса встречались редко, и считались сугубо кросскантрийными.

Но все течет, все меняется, и 26” колеса уже вовсе выходят из моды, уступая место новомодным 27,5” и 29”, которые используются как в гонках кросс-кантри, так и в даунхилле. Конечно, тут важно понимать, что у каждого типа колес есть свои неоспоримые преимущества. Прежде чем выбирать, с каким диаметром колес велосипед лучше купить, нужно разобраться в основных различиях для катания в диаметре колес.

Об этом мы сейчас и поговорим.

Начнем с 26-дюймовых колес, их сильные и слабые стороны:

Плюсы:

  1. Жесткие - более короткие спицы придают торсионной жесткости колесу, при прочих равных с 27.5” и 29”;
  2. Ремонтопригодные - более 15 лет велорынок насыщался различными комплектующими: от самых бюджетных до самых дорогих и высококачественных;
  3. Лучшая маневренность, по сравнению с 27.5” и 29”;
  4. Легче разгоняются, за счет меньшего диаметра;
  5. Зачастую дешевле, чем модели с большим диаметров обода.

Минусы:

  1. Сокращается выпуск покрышек и ободов последних моделей: купить самые крутые новомодные обода не получится - такой модели просто не будет;
  2. Хуже, чем 27.5” или 29” переезжают препятствия;
  3. Обладают более слабым накатом по прямой;
  4. Хуже амортизируют удары и мелкую тряску

Итак, подводя итог о 26-дюймовых колес можно сказать: надежные, простые в эксплуатации, велосипед на таких колесах лучше чувствует себя при маневренной езде, например, при катании по лесу. Максимальная простота и ремонтопригодность делают их идеальными для обычного велосипеда на каждый день. К тому же, запчасти на них (камеры, покрышки, спицы, обода) найдутся почти в любом веломагазине.

Теперь рассмотрим 27.5-дюймовые колеса.

Плюсы

  1. Лучше катятся, чем 26” колеса;
  2. Лучше держат скорость;
  3. Обладают более высокой стабильностью;
  4. Очень популярны - новые модели компонентов для данного стандарта всегда в наличии в крупных веломагазинах;
  5. Лучше перекатываются через препятствия, нежели их 26” собратья;
  6. Большее пятно контакта покрышки способствует лучшему сцеплению - так желаемому на техничных подъемах или спусках.

Минусы

  1. Меньшая жесткость, чем у 26”;
  2. Ниже ремонтопригодность – маленькие магазины не всегда располагают запчастями для 27,5” колес;
  3. Не самые дешевые, почти всегда дороже 26” аналогов;
  4. При прочих равных незначительно, но тяжелее;
  5. Хуже разгоняются;
  6. Чуть более низкая маневренность велосипеда по сравнению с 26-дюймовыми аналогами.

Итого: 27,5-дюймовые колеса хороши для активного внедорожного катания, с изобилием подъемов и спусков - здесь реализуется их лучшая способность к качению и повышенное сцепление, благодаря этому не так будет заметна меньшая маневренность. На сегодняшний день 27.5” колеса ( или 650b) являются эталоном универсальности, самым модным стандартом - следовательно велосипед, с таким стандартом колес будет актуален по техническим решениям еще как минимум 3 года. В нашей стране еще не везде есть полный ассортимент деталей на них, поэтому важно отслеживать состояние компонентов и вовремя проводить замены.

Рассмотрим “старый-новый” стандарт колес - 29-дюймовые.

Плюсы:

  1. Лучшее сцепление, в сравнении с 26” и 27.5”;
  2. Лучшая катимость;
  3. Лучшая плавность и гашение ударов;
  4. Проще переезжают препятствия;
  5. Лучше держат скорость.

Mинусы:

  1. Самая низкая прочность;
  2. Низкая торсионная жесткость;
  3. Менее маневренные, при неудачной геометрии рамы ощущаются ленивыми и неповоротливыми;
  4. Ограниченный ассортимент деталей;
  5. Низкая ремонтопригодность вне крупных городов - скудный ассортимент магазинов ограничивает ремонтопригодность данных колес;
  6. Самые дорогие из всех 3 вариантов колес.

Итак, можно подчеркнуть, что 29” колеса очень хороши там, где нужно держать высокую скорость, важно хорошее сцепление и хороший накат - долгие поездки по асфальту и вне его, соревнования по кросс-кантри или марафону, длительные поездки в горах.

Как это ни странно, разобравшись с размером колес, подобрать нужный велосипед уже не составит труда - модель велосипеда проектируется именно под диаметр колес: геометрия, хода подвесок, навесное оборудование.

Так, 29” колеса требуют максимально низкого подъема руля - за счет больших колес велосипед и так получается немного выше, чем если бы был собран на 26” или 27.5” колесах. Например, 29” колеса корректируют длину шатунов, соотношение передач - тут все подбирается для максимальной эффективности, ведь больший диаметр колес вносит свою лепту в разгон, так же, благодаря большим колесам велосипеду проще заезжать в горку - вот он снова диапазон передач трансмиссии. Обладая отличными скоростными показателями, такие велосипеды часто имеют более низкую маневренность и резвость в управлении. В некоторых дисциплинах это неприменимо. К тому же, с 29” колесами обычно возникают проблемы в подборе амортизационных вилок – ассортимент магазинов в этом сегменте весьма ограничен.

Велосипеды с 27.5”-дюймовыми колесами являются четкой серединой между 29” и 26” велосипедами. Взяв от первых хорошие качества для подъема в гору и лучшую обработку неровностей, а от вторых - юркость и маневренность. Инженеры достигли приятного результата. Таким образом, если говорить о негативной стороне велосипеда с 27.5 колесами, то это лишь ограниченный ассортимент компонентов к ней и их стоимость в местных веломагазинах.

Что же касается старого стандарта 26” колес, то это максимально рабочие велосипеды, без лишних сложностей, заморочек и супер-технологий. Не самые технологичные, но зато ремонтопригодные, они хороши для любого катания, где нужно максимум отдачи от велосипеда - будь то простые поездки по парку или дальние велопутешествия. А широкий ассортимент запчастей всегда поможет починиться с минимальными денежными и временными затратами.

Рисунок - схема: показывает бОльший угол наезда на неровность у 29", чем у 26".

Рисунок - схема: показывает насколько сложнее "ускориться" на велосипеде с Большими колесами.

Рисунок-схема: показывает площадь пятна контакта у разных колес.

Часто, в сети можно прочитать мнение, что для людей небольшого роста нужно подбирать строго велосипеды на 26-ти дюймовых колесах… а для высокорослых - только 29”. Так вот, это миф. Стереотип крепко сидит в головах потребителей, но здесь таится самое приятное: выбор диаметра колес не привязывается к росту велосипедиста. Понятное дело, что подбирать ребенку 10-ти лет велосипед на 29" колесах не стоит! Важно подобрать раму верного размера (подбирается под рост велосипедиста), а колеса являются лишь фактором, который выбирает покупатель - что ему нужно от велосипеда: подъемы и марафоны, или же экстремальное катание вниз с холма.

Автор: Дамир Сафин

12 лет в маунтинбайке, перепробовал все типы велосипедов и их подвесок - от обычных кросс-кантри моделей до тяжелых даунхильных велосипедов. Истинный фанат своего увлечения. Способен подбирать комфортную высоту руля в течении 1,5 месяца.


Рано или поздно практически перед каждым велолюбителем встает вопрос замены резины на колесе или камер к ним.

Проще всего, конечно посмотреть на размер покрышки, установленной сейчас на велосипеде (он написан на ней сбоку), и искать точно такую же. На некоторых ободах так же пишут их посадочный диаметр и ширину.

В жизни всегда все немного сложнее и часто бывает, что на понравившейся покрышке нанесена не совсем понятная или не совпадающая с нанесенной на Вашу резину маркировка. Иногда нужно заменить старую, отслужившую много лет велорезину, на более современную.

Что делать? По интернету покрышку на байк не поставишь, а платить деньги просто так - не хочется.

В этой статье мы и попробуем помочь разобраться в нанесенной на велосипедных шинах маркировке, и выяснить, какие из них взаимозаменяемы.

В статье будут рассмотрены следующие вопросы:

Посадочные диаметры велосипедных колес, указанные на ободе и покрышке

Размеры колес или, точнее, размеры обода

Как измеряются посадочные размеры обода
Первое, что нужно знать при подборе покрышки – это размер колес. Измеряются они чаще всего в дюймах, но бывает и в мм. Их не очень много и самые распространенные это 16, 18, 20, 24, 26, 27.5, 28, 29.

  • 16, 18, 20 - устанавливают на детские велосипеды;
  • 20, 24 - на подростковые
  • 26 - на горные и даунхильные велосипеды
  • 26 и выше - на взрослые модели.

Далее, что нужно знать еще – это посадочный размер (диаметр) обода или BSD (англ. Bead Seat Diameter). Он является самым главным и определяет взаимозаменяемость шин. Если это число совпадает у обода, шины или камеры, то данная шина или велокамера подходят к этим ободам. И если ширину новой резины можно менять, то посадочный размер сильно не изменишь.

Если на колесе (ободе) написан размер (цифры в мм), например, как на фотографиях выше, они точно указывают посадочный размер обода и его ширину, что и является основными данными для подбора камеры и покрышки на колесо.

Маркировка велосипедных шин

Она бывает нескольких видов. Путаница в обозначении размеров началась в середине XX века, да и на сегодняшний день Великобритания и Франция используют для маркировки свои обозначения.

Раньше система размеров основывалась на внешнем диаметре покрышек. Его мерили в дюймах (24", 26", 28") или в миллиметрах (500, 650, 700 и т.п.).

Со временем эта система потеряла смысл, т.к. у разных изделий с одинаковым внешним диаметром колеса (вместе с высотой покрышки) не совпадал внутренний диаметр (посадочный диаметр обода), на который эта покрышка одевалась. Сюда наложились еще и маркетинговые ходы производителей, да и точность перевода и округлений измерений в дюймах ниже, чем в миллиметрах.

Для преодоления этих путаниц и приведения всех размеров к одному стандарту Международная организация стандартизации (ISO - International Organization for Standardization) разработала универсальную систему для обозначения размеров покрышек - ISO 5775. Ранее эта система была известна как "ETRTO". Ее предложила одноименная организация: ETRTO (European Tyre and Rim Technical Organization или по-русски: «Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам»).

Виды маркировок велосипедных покрышек:

Размер покрышки в дюймах и миллиметрах

  1. Маркировка согласно спецификациям ISO (ETRTO). Самая точная, понятная и удобная. Описывает в миллиметрах все нужные размеры. Например, 28-622, где 28 мм – ее ширина и 622 мм – внутренний (посадочный) диаметр.
  2. Маркировка в дюймах в виде простой дроби, типа 28x1 1/8. Где: 28 - внешний диаметр в дюймах, а 1 1/8 – ее ширина в дюймах (одна целая и одна восьмая дюйма).
  3. Маркировка в дюймах в десятичной дроби. Например: 26х1.75. Аналогично: 26 - внешний диаметр в дюймах, а 1.75 - ширина. В чем разница между простыми и десятичными дробями в этих обозначениях, и какие это несет проблемы, мы поговорим чуть ниже.
  4. Обозначение размеров в виде нескольких чисел в дюймах: 28 х 1 5/8 х 1 3/8. Где: 28 - внешний диаметр в дюймах, 1 5/8 - высота велопокрышки в дюймах (одна целая и пять восьмых дюйма), 1 3/8 – ее ширина в дюймах (одна целая и три восьмых дюйма).
  5. Французская маркировка. У нас она встречается реже, однако, на произведенных в Европе или для Европы колесах, ее часто наносят.

Сначала она была в виде числа и буквы, например, 700С – 700 наружный диаметр покрышки в мм. Буква определяла ширину от «A» - самая узкая до «D» - широкая.

Сейчас маркировка приобрела более современный вид. Например: 700 x 35C. Здесь наружный диаметр покрышки 700 мм и ее ширина 35 мм. Буква на конце указывает на внутренний (посадочный) диаметр. В данном случае «С» – это 622 мм.

Проблема обозначения размера покрышек в дюймах в виде простой и десятичной дроби

Обратите внимание на очень важный нюанс и парадокс в размерах, обозначенных в дюймах. Размеры покрышки могут указываться как в виде десятичной дроби, например 26х1.75, так и в виде простой дроби, например 26х1 3/4.

С точки зрения математики эти дроби равны: 1.75 = 1 3/4.

Но, с точки зрения посадочного размера и ширины покрышки в миллиметрах, это не всегда так и что самое неприятное – покрышки с такими размерами могут быть не взаимозаменяемы.

И это обстоятельство нужно всегда учитывать, приобретая себе новую велорезину.

Таблица взаимозаменяемости (совместимости) и соотношения размеров покрышек в разных системах маркировки

В приведенной ниже таблице мы попытались собрать наиболее часто встречающиеся обозначения размеров покрышек в разных системах и показать их совместимость.

Возможно не все размеры, встречающиеся в жизни были учтены, но если у Вас есть шина с размерами, не указанными в таблице – попробуйте прикинуть ее размеры, исходя из аналогичных ближайших или подобных размеров.

Советские велосипеды ЗиФ (Пенза)

"Диана", "Прима", "Вираж", "Эстафета", "Сура", "Бриз", "Темп"

Американские и английские 3-х и 10-ти скоростные.

"Салют", "Альтаир", "Эрви", "Орленок", "Эрелюкас", "Ласточка" ("Kregzdute","Крегждуте" – Шауляйского велосипедного завода "Вайрас" Литва).
Это советский стандарт и покрышки диаметра 533 мм выпускаются только с шириной 37 мм.

Будьте внимательны при замене, потому что не все 24 дюймовые покрышки встанут на 533 колеса.

Большинство BMX велосипедов, детские и складывающиеся модели.

"Вента" (складная модель 175-811).

"Аист" (складной, модель 113-322)

"Тиса-2", "Кросс", "КАМА", "ДЕСНА", "Школьник", "Велта Кама", "Дубиса" (Шауляйский велозавод), "Эврика" и другие складные и старые советские модели.

Если короче, то можно сказать, что у взрослых велосипедов посадочный диаметр для:

    и 29 колес – 622 мм. 29 покрышки отличаются от 28 только высотой.
  • 27.5 дюймов – 584 и 590 мм. Для этих колес нужно быть внимательными при выборе резины, так как к ним подходят оба посадочных диаметра и часто на шинах, подходящих для этих колес, пишут размер “26 x …”. – 559 мм

Маленькие, но интересные нюансы, относительно ширины покрышки:

  1. Не всегда ширина покрышки, написанная на ней, совпадает с её реальной шириной. В большинстве случаев это зависит от давления в ней и методов измерения ширины, особенно на шипастых покрышках.
  2. Мало того, она иногда не совпадет и с математикой. Например, ширина 2,125 дюйма составляет 54 мм (2,125 * 25,4 = 53,98 мм), однако производители, особенно китайские, упорно пишут на ней 57 мм, хотя это больше относится к ширине 2.25 дюйма.
  3. Именно поэтому, относитель к написанной на покрышке ширине спокойно, а не с бухгалтерской точностью.

Как правильно выбрать ширину велосипедной покрышки

Подбор покрышки по ширине более гибкий, чем по посадочному диаметру.

Ширина обода измеряются и маркируются в миллиметрах как показано на рисунке в начале статьи.

Как измерить ширину обода описано в отдельной статье здесь.

Зависимость ширины покрышки от ширины обода для разных типов велосипедов:

Ширина обода
в мм
Ширина покрышки
в мм и дюймах
Тип велосипеда
13 18 - 25 мм (1") шоссейные и циклокроссовые модели
15 23 - 32 мм (1" - 1,25")
17 25-37 мм (1" - 1,5") легкие кросс-кантрийные и гибридные модели
18 28 - 44 мм (1,1" - 1,75") тяжелые кросс-кантрийные и гибридные модели
19 28 - 60 мм (1,1" - 2,35") MTB (маунтинбайки, горные велосипеды)
20 28 -47 мм (1.1" - 2") велотуризм и легкий экстрим
21 35 - 50 мм (1,4" - 2")
23 40 - 50 мм (1,5" - 2,1") экстримальные виды велосипедного спорта
25 и более 44 - 57 мм (1,75" - 2,25")
32 75 мм (3") и более

В этой таблице приведены ориентировочные данные для среднего велосипеда. Используйте ее не как догму, а как ориентир для подбора.

Некоторые производители приводят для производимых ими покрышек собственные таблицы по которым их нужно подбирать на свое колесо.Поведение покрышки на повороте на широком и узком ободе

Если покрышка уже, чем обод:

  • значительно повышается вероятность проколов
  • можно повредить обода

Если покрышка значительно шире обода:

  • Ухудшается управляемость при низкой скорости.
  • Покрышки быстрее изнашиваются – особенно боковина.
  • При даже слегка сдутой шине сильно ухудшается управляемость байком.
  • Возможность её срыва с обода колеса при резком повороте возрастает.

От ширины шины зависит накат и сцепление с поверхностью дороги. Чем шире – тем лучше сцепление, управление на поворотах, но хуже накат.

Оптимальным считается, если ширина покрышки будет в 1,5−2,1 раза шире внутренней ширины обода. Можно и в 2.5 раза, но это уже на любителя.

Соотношение ширины покрышки и обода влияет на ее поведение при поворотах. Слишком широкая резина, установленная на узком ободе, может просто подломиться т.к. будет иметь грушевидный профиль.

Далее, если на колесе установлена зубастая резина, то боковые шипы на протекторе окажутся не там где им положено быть для уверенного сцепления в повороте.

При широкой резине на узком ободе боковые шипы окажутся слишком высоко и не будут нормально держать в повороте.

На узкой резине при широком ободе шипы будут снизу и при хорошем наклоне, байк поедет на боковине, а она лысая.

Ниже приводится известная таблица, составленная Георгом Боедером (Georg Boeder), рекомендаций по выбору ширины покрышки и обода

Какие шины к какому ободу подходят (по ширине)

Для быстрого перевода дробных или десятичных долей дюйма в мм можно воспользоваться таблицами здесь, а для обратного (из миллиметров в десятичные и дробные дюймы) здесь.


Каждый год мы сталкиваемся с новыми велосипедными стандартами, цель которых улучшить управляемость байка, добавить стабильности и эффективности в экстремальных ситуациях. На сегодняшний момент для горных велосипедов доступны не менее 5 актуальных стандартов колес: 26, 27.5 (650B), 27.5 Plus и 29 дюймов, а также толстенные колеса 26 дюймов от фэтбайков. Каждый размер колес удобен для конкретных условий. Но как быть, если вы хотите максимально универсальный маунтинбайк, совместимый с несколькими стандартами?

Новые байки с колесами 27.5 Plus можно назвать по-настоящему универсальными. В зависимости от условий использования, вы можете укомплектовать велосипед как толстыми трейловыми колесами 27.5 х 2.8-3”, так и легким гоночным "вилсетом" (от англ. wheelset – комплект колес) 29”.

В линейке горных велосипедов SCOTT насчитывается 11 моделей с колесами 27.5 Plus: Scale и Spark для трейла и Genius для экстремальных трейлов и эндуро. Эти велосипеды легко конвертируются в гоночные марафонские байки установкой 29-дюмовых колес. Мы специально протестировали модель SCOTT Genius 720 Plus на совместимость с популярными 29 дюймовыми колесами и выяснили, что они отлично сочетаются друг с другом.



Колеса 27.5 Plus обеспечивают лучшее сцепление, больший комфорт, дают возможность кататься по снегу и песку, а 29-дюймовые имеют прекрасный гоночный накат и большую стабильность.

Стоит обратить внимание, что для стандарта Plus используются широкие оси стандарта Boost на переднем и заднем колесах. Если для обычных 27.5-29 дюймовых колес используются оси 100х15 и 142х12 мм (перед/зад), то для байков со знаком Plus это уже 110х15 и 148х12 мм (перед/зад). Новые рамы SCOTT Scale / Spark и Genius модельного ряда 2017 используют стандарт Boost по умолчанию. Для проверки совместимости мы взяли комплект “бустовских” 29-дюймовых колес шириной 2.35 дюйма с модели SCOTT Spark 945 (2017). Помимо универсальности, более широкие оси обеспечивают лучшую жесткость колес, а соответственно более эффективное прохождение поворотов и технических участков.

Вывод: хотите максимально универсальный горный велосипед, на котором можно будет катать трейлы, а также гонять кросс-кантри – обратите внимание на байки 27.5 Plus. Мы проверили: велосипеды SCOTT 27.5 Plus полностью совместимы с колесами 29 дюймов (шириной до 2.35”).

Фотогалерея

IMG_4619

Колеса на резине 29х2.35” немного выше, чем на резине 27.5х3.0”, но различия несущественны.

IMG_4620

Колеса на резине 29х2.35” немного выше, чем на резине 27.5х3.0”, но различия несущественны. В таком ракурсе разница чуть более заметнее.

IMG_4622

Genius 720 Plus на узких 29-дюймовых колесах с покрышками 2.35" напоминает Scott Spark для кросс-кантри и марафонов. Лишь при детальном изучении обращаешь внимание на широкую вилку и задний треугольник.

IMG_4624

Зазоры остаются достаточно большими: можно не бояться, что покрышка будет тереть о раму и вилку.

IMG_4625

Зазоры остаются достаточно большими: можно не бояться, что покрышка будет тереть о раму и вилку. При том, что мы проверяли на совместимость довольно высокопрофильные 29-дюймовые колеса шириной 2.35".

IMG_4627

Передняя вилка имеет более чем достаточный зазор.

IMG_4630

Разница в размере - незаметна, а в ширине - видна невооруженным глазом. Также и поведение байка: на разных колесах это будет два разных велосипеда - один трейловый, другой марафонец.

IMG_4631

Хотите максимально универсальный горный велосипед, на котором можно будет катать трейлы, а также гонять кросс-кантри – обратите внимание на байки 27.5 Plus.

Давно хотел написать об этом, но времени катастрофически не хватало. Однако, в данный момент суммарное время, потраченное на ответы на самый риторический вопрос последних лет явно перевешивает время, которое будет потрачено на написание дальнейшего текста.





Все написанное ниже исключительно субъектив, математические расчеты вы можете легко найти в сети. Например, Александр Ломакин, обладающий шикарной ногой и математическим образованием, в своей статье “Найнеры и физика: динамика разгона” приходит к следующим выводам:
“При разнице в весе передних колес порядка 11% (160г), задних колес – 8% (160г), а всего велосипеда – 7% (720г) получаем разницу в моментах инерции для переднего колеса 46,2%, а для заднего – 46,1%. При этом вращательная составляющая в формуле для вычисления работы увеличивается на 17,5%. Внушительно! Однако итоговый вклад более тяжелых и больших колес в работу будет гораздо меньшим в процентном отношении, в зависимости от веса велосипедиста. Подстановка численных значений показала, что для подсушенного велосипедиста весом 50кг величина работы по разгону на найнере увеличивается только на 1,6%, а для его более плотного коллеги весом 70кг – всего на 1,2%.”
То есть, чем крупнее тушка, тем меньше разницы. Про преимущества в геометрической проходимости найнера, думаю ничего никому рассказывать не надо. Найнер действительно намного лучше едет по неровной поверхности.


Найнер в идеальных для себя условиях
Байки
В этом году, видимо, только мы с Пашей не делали глобальный выбор 26 или 29, у нас было счастье выбирать локально, под каждую гонку. Мы получили уникальную возможность сравнить байки в практически одинаковой комплектации — Merida Big.Nine Team-D и Merida 0.Nine Team-D.
В моем случае байки отличались передним переключателем и системой — X.0 на Big.Nine и XX на 0.Nine. Колеса были практически идентичны по своему классу — ZTR Crest/Sapim CX Ray/DT 240 на 29-м и ZTR 355/Sapim CX Ray/DT 240. В остальном все одинаково-топовое с надписями XX и BlackBox на борту =)



На фото весенние комплектации, сейчас байки отличаются в некоторых деталях.

Посадка
На найнер я “садился” достаточно долго, проехав “MTB Beskidy Trofy” я осознал, что сижу слишком высоко и мне пришлось убрать на найнере продвинутую рулевую колонку от Acros Head Block, которая не давала манеткам доставать до верхней трубы рамы в случае падения. Отличная штука, но она добавляла более чем сантиметр по высоте. Сейчас многие производители рам озаботились такими фишками в различной реализации. Canyon и Pinarello решили, что проще сделать упоры на раме.
В моем случае установка плоской крышки рулевой и выноса с наклоном в 17 градусов, ставшим традиционным для найнеров, дала мне комфортную сбалансированную посадку.
Какое-то время на руле PRC Team Flat 660 стояли рога, но после ТрансАльпа я отказался от них, на столь широком руле они совершенно не нужны.
На 26-м байке все было стандартно, посадка на 0.Nine давно прикатана. На байке этого года стоял аналогичный руль PRC Team Flat 660, который был заменен на более привычный прошлогодний лоурайзер от FSA, упиленный до 640. Практика показала, что привыкнув к 660-ти миллиметрам трудно пересаживаться на 640, поэтому в следующем году на всех байках будут стоять плоские рули шириной 660 миллиметров и изгибов в 9 градусов.
Удивительно, но Big.Nine все время казался более жестким в каретке, чем его меньший собрат, мне кажется это из-за оси X12 сзади. На переднем колесе найнера и на обоих колесах 0.Nine стояли ThruBolt от DT. От экцентриков я отказался уже достаточно давно.
В середине сезона по счастливой случайности мне перепала тестовая рама Big.Nine от Merida Multivan Team. На ней не было даже защитных наклеек на нижней трубе переднего треугольника. Она весила около одного килограмма, на ней была наклеечка “Prototype”, а на традиционной штамповке вместо веса было написано “non ridable”, а заднее право перо было усилено несколькими слоями карбона.
Пересобрав байк на ней я не заметил никакой разницы в поведении, он просто стал немного легче и намного эксклюзивнее!



Несерийная рама в Чулково

Разгон
Да, найнер плавнее, для его разгона требуется чуть больше времени, но это компенсируется тем, что набранная скорость держится гораздо легче и это в некотором роде компенсирует больший вес колес. Причем, чем более неровная под колесами поверхность, тем большую экономию сил дает найнер.

Плавность хода и проходимость.
Найнер ощутимо плавнее, набранная скорость держится гораздо легче, а трясет заметно меньше. На всех неровных поверхностях у найнера есть преимущество в плавности движения. Также найнер намного легче едет по влажному мягкому грунту и траве.
Найнер требует гораздо меньшего внимания при работе стоя. Так как заднее колесо намного лучше цепляется за грунт ошибки в распределении веса между колесами при работе стоя не столь критичны. Думаю многим знакомо, как выбивает из ритма даже малейшее проскальзывание заднего колеса при езде в крутой торчок.

Управляемость
То, что “найнер управляется точно также как и 26-ой” это все сказки. Не так он управляется. Подобные заявления, мне кажется, связаны с тем, что со временем райдер привыкает к большим колесам и соответствующим образом меняет технику езды, хотя многое еще зависит и от геометрии рамы.
Найнер более устойчивый и задумчивый, он заставляет выбирать более плавные траектории, позволяющие сохранить скорость, пусть даже на существенно большей дуге. Переднее колесо у найнера мягче, чем у 26-го байка, но тут уж ничего не поделаешь, это физика. Посмотрим, может быть 15-мм ось добавит жесткости по сравнению с 9-мм DT ThruBolt.



Для ЛЧР я выбрал O.Nine

26-ой байк более резкий, маневренный, но им нужно уметь пользоваться, он требует большего внимания, но на определенных трассах, мне кажется он будет иметь преимущество.
Мне кажется в этом плане очень показательна победа Жульена Абсалона в этом году на 26-ом. Она была одержана на домашней прикатанной трассе, которую он может ехать с закрытыми глазами.
Общие ощущения и поведение в разных условиях
В целом, главная особенность езды на найнере — минимизировать потери скорости в поворотах. Плавность найнера подкупает, он прощает многие типичные ошибки и именно поэтому многие райдеры едут на нем быстрее.
Однако, нельзя сказать, что 26-ой байк во всем проигрывает своему большому брату. 26-ой может быть быстрее на гладких, выкатанных трассах с множеством поворотов и большим набором высоты на километр дистанции. Такие условия могут быть в Чулково или Орехово, но все будет зависеть от конкретной трассы. В Мичуринске, на мой взгляд 26-ой был предпочтительнее, так как там куча разворотов на 180 градусов, и есть пара секторов с мелкой техникой, а более менее значимых прогонов там нет.
В Пашиных условиях обитания таких трасс практически нет. На БРК2012, несмотря на рельеф найнер ехал намного лучше 26-го. Уральские трассы весьма каменисты и не выкатаны. Камни вообще плохо выкатываются.
Важная фишка найнера это возможность устанавливать менее злую резину. Maxxis Aspen на Big.Nine и Maxxis Aspen на 0.Nine это совершенно разный Aspen =)
Грязевой Maxxis Beaver, разработанный специально для найнеров так и не удалось попробовать, единственная требующая этой резины гонка в Обнинске прошла до того, как я получил Beaver в свои руки.


На традиционных для TransAlp грейдерах мы сочли наши Maxxis Ikon EXO перебором и часто мечтали об Maxxis Aspen EXO

Единственный тест
Задуманный изначально тест, со сменой байков на каждом кругу гонки кросс-кантри провести не удалось, однако удалось поучавствовать в парной эстафете в г. Радужный, где я каждый этап менял байк.
Четыре не очень длинных этапа, четыре раза отработать на все деньги и передать эстафету. Времена всех этапов оказались очень близки, какие-либо выводы делать сложно, нужно попробовать в следющем году все-таки провести тест в гонке со сменой байка на каждом круге =)
Туда-обратно
При регулярной смене 26 на 29 и обратно возникают забавные ощущения. При переходе на большее колесо сразу возникают мысли типа “ух… корабль”, а при переходе на меньше “блин, что это, почему переднее колесо так далеко и такая острая реакция на любое движение”. Время привыкания к байку — около часа. На найнере больше кайфа от скоростных открытых поворотов, на 26-ом доставляет удовольствие мелкая рулежка.


Широкий мокрый трейл какого-то байк-парка позволяет выбирать любые траектории

Следующий сезон
В следующем сезоне я решил отказаться от тренировочного 26-го байка и заменить его найнером. Однако, 0.Nine Team-D останется в конюшне для Элиминаторов и специфических трасс.
Мировой опыт
Из того, что особенно запомнилось, могу отметить статью одного зарубежного тренера, в которой он призывает к тому, что не стоит покупать найнер как первый байк. Нужно освоить базовую технику на 26-м и только потом, если очень хочется, переходить на большие колеса. Мне кажется это справедливым — 26-ой требует большего внимания и дает большее понимание о поведении байка на большой скорости.
На ТрансАльпе, полистав один из немецких журналов, посвященных ХС я наткнулся на большое сравнение размеров колес. Для марафонов там однозначно советовали 29, для ХС и ХСЕ 29/650б, для трейла и эндуро 650б/26, для ДХ 26.


UPD: Вот вэтом интервью Нино Шуртер говорит о том, что байк должен быть соразмерным и о том, что некоторым низкорослым и низкосидящим райдерам на найнере будет неуютно и прогнозирует переход части элитных бойцов а 650B. Не менее известный Хосе Антонио Хермида Рамос в данный момент обкатывает Merida 650B Proto, говорит что в карбоне это будет просто ракета и сильно прется, судя по его твиттеру.

У меня сложилось впечатление, что Хосе в этом сезоне когда колебался отдавал предпочтение 26-му байку, но лучшие его результаты были показаны именно на 29-м. Посмотрим как он поедет на 650B, в том же твиттере Хосе обещал помолодеть на 5-6 лет =)

В тоже время не самые высокорослые парни из Specialized говорят что для них существует только 29-й размер и они не видят смысла отказываться от его преимуществ. В ХС линейке их байков в сезоне 2013 самый дорогой 26-й байк это Хардрок. Все что выше — найнеры.


Рекомендации
Байк должен быть подходящим и удобным, но если есть деньги и место, то для райдеров средней полосы уместно иметь оба размера колес в арсенале, но скорее всего 29-й будет более частым выбором.
Найнер однозначно более предпочтителен для всего, что идет более двух часов, 26-ой держит навыки в тонусе и быстрее на некоторых трассах, если уметь им пользоваться.
Если вы лыжник или мультиспортсмен — найнер, просто найнер.
UPD: Как уже заметили в комментариях — лыжники с трудом осваивают технику езды на должном уровне, найнер прощает им кучу ошибок и позволяет в полной мере проявить свое здоровье. Яркий пример этого — Дима Зубков. Посмотрите на его результаты на марафонах в прошлом году на Orbea Alma и в этом году на Merida Big.Nine в кастомной комплектации. Хотя, ради справедливости нужно отметить, что результат вырос только в марафонах =)
В статье использовались материалы Александра Ломакина (authorcommandos.blogspot


Лет 10-15 назад всё было несколько проще. Диаметр колёс обычного горного велосипеда составлял 26”, а среди байков экстремальной направленности популярностью пользовались 24”. Позже появились МТБ на 29” колёсах, такие велосипеды ещё называют «найнер» или «бигфут». Ну а ещё немного погодя все производители стали выпускать модели с 27.5” колёсами. Также некоторые искушённые энтузиасты стали собирать байки в формате “69”. “69” — сзади 26” колесо, а спереди 29”. Зачем такая странная комбинация, для чего столько разных размеров и как в них не запутаться, — об этом мы поговорим в этой статье.


Колёса данного размера использовались на горных велосипедах с незапамятных времён и именно с ними до сих пор ассоциируется классический МТБ у людей, которые в седле не первый десяток лет. Многие годы считалось, что 26” колёса обладают оптимальными характеристиками для езды как по дорогам, так и при их отсутствии. Достаточно хороший накат, запас прочности, огромный выбор покрышек (на тот момент). Казалось, что большего и не пожелаешь, всё и так хорошо. 26” был своего рода стандартом и данностью. Но время не стоит на месте, велосипедные технологии развиваются, вместе с этим наступает насыщение рынка. На данный момент можно констатировать практически полное завершение эры 26” маунтинбайков. Большинство производителей ободов, покрышек, вилок и рам существенно сократили выпуск продукции для данного размера колёс, ну а о выпуске новых моделей и говорить нечего. В отношении новых велосипедов, данный диаметр колёс продолжает быть актуальным для двух довольно узких ниш — нижнего ценового сегмента и фэтбайков. Прямым же приемником 26” стали колёса диаметром 27.5”.


Многие велосипедисты со стажем весьма скептически отнеслись к данному размеру. Одни называют это чистой воды маркетингом, другие всё же соглашаются, что 27.5" едут лучше, а 26” после них как-то уже не то. На самом деле всё это очень субъективно и зависит от многих факторов: от физического состояния человека в конкретный момент, его навыка педалирования, веса райдера, веса велосипеда, ободов, покрышек, камер, давления в них и т.д. Если подходить с научной точки зрения, то бесспорно у 27,5” колёс, благодаря чуть большему диаметру, т.н. угол атаки меньше, чем у 26”. Это значит, что при встрече даже с незначительным препятствием, большее по диаметру колесо будет преодолевать его легче, нежели меньшее. По сравнению с 26” колесом, у 27.5” угол атаки меньше примерно на 4°. Ощутите ли вы эту разницу в реальности? Однозначного ответа дать не могу, поскольку всё очень индивидуально. Но, если вы решили купить новый велосипед хорошего уровня, то среди современных моделей 26” вы уже не встретите, большинство из них полностью перешли на 27.5”.


Не могу обойти стороной эту довольно интересную размерность колёс. Такие велосипеды можно отнести к новому классу полуфэтбайков. Всё же настоящий фэтбайк — аппарат весьма специфичный и ежедневное его использование выглядит довольно сомнительным. Не каждый готов потратить довольно внушительную сумму на велосипед, который будет использоваться несколько раз в году. 27.5”+ призван решить эту проблему и позволяет построить гораздо более универсальный байк для круглогодичного использования в различных условиях. Такие велосипеды подразумевают установку покрышек шириной 2.8-3.0”, что в результате даёт диаметр близкий к 29”x2.2”, но с весьма внушительной шириной. Если вас заинтересовали велосипеды такого формата, то я рекомендую обратить внимание на продукцию известный фирмы Marin, в частности на модель Pine Mountain.

29” (найнер, бигфут)


Просто поставьте рядом 26” и 29” колесо. Чтобы увидеть разницу вам не придётся напрягать зрение, она видна даже на большом расстоянии. В случае найнера угол атаки уменьшается ещё примерно на 2° по сравнению с 27.5”, а рядом с 26” это уже все 6°. На 29” колёсах передвигаться ощутимо комфортнее. Они лучше преодолевают различные препятствия, выбоины, ямки, соответственно и чувствуете вы их несколько слабее. Также 29” позволяют развивать и поддерживать более высокую скорость и требуют меньшего усилия для её поддержания. Найнер обладает большим клиренсом, т.е. кареточный узел находится выше, чем у велосипедов с меньшим диаметром колёс, что помогает преодолевать препятствия, например, поваленные деревца, высокие бордюры, камни и т.д. К недостаткам найнеров можно отнести то, что некоторым они не нравятся внешне, а также такие велосипеды не очень хорошо подходят людям с небольшим ростом. В общем-то и недостатками это особо не назовёшь. Что касается истории возникновения данного размера колёс, то многие думают, что они появились году в 2007-2008. На самом деле первые образцы 29” байков были выпущены задолго до этого, аж в самом начале 90х годов. Первые опытные модели изготовили известные мировые производители — Bianchi и Klein. Но тогда дело не задалось ввиду отсутствия поддержки производителей компонентов: вилок, покрышек и ободов. Так что их триумф был отодвинут на многие годы вперёд. Таким образом 29” также можно по праву считать классикой МТБ, хоть и не такой известной, как 26”.


Вам хочется разнообразия и новых ощущений? В таком случае “69” — это для вас! Нет-нет, не подумайте, я не говорю о какой-то пошлости. “69” означает 26”(сзади)+29”(спереди). Странное решение? Ну, немного да. Велосипед такой странной конфигурации одно время выпускала широко известная фирма Trek. Он так и назывался — Trek 69. В то время это был своего рода фрик среди велосипедов или франкенбайк (от Франкенштейн). Действительно, конфигурация весьма странная, особенно для того времени (год 2007-2008) на фоне классических XC байков. Только вдумайтесь: хардтейл, синглспид, массивная двухкоронная вилка, да ещё и колёса разные. Какой-то уродец, правда? Хотя мне нравится, я вообще люблю странные байки, с удовольствием себе заимел бы такой 🙂 Что касается реального смысла в одновременном использовании колёс разного диаметра, то я могу здесь усмотреть лишь то, что переднее 29” колесо обеспечивает лучшее прохождение препятствия на скорости, а заднее, меньшее, дополнительно «заваливает» геометрию байка назад и само по себе является более прочным. Ну и конечно же, внешний вид вне конкуренции 🙂 Правда вот возить с собой камеры двух размеров не очень удобно.

Так всё же, что выбрать, 26”, 27.5”(+), 29”?

Как мы уже с вами разобрались, на сегодняшний день велосипеды с 26” колёсами представлены лишь в самых бюджетных вариантах или среди фэтбайков. Если у вас уже есть велосипед на 26” колёсах и вы думаете его менять, то уж точно не стоит этого делать ради 27.5”. Не нужно бояться, что скоро из продажи исчезнут 26” покрышки, обода или камеры. Да, топовых моделей уже ждать не приходится, но если вы не гонетесь за весом или понтами, то катайтесь себе спокойно на том, что имеете. Если есть тяга к широким колёсам, но фэтбайк не устраивает, то можно посмотреть на 27.5”+, думаю, такие велосипеды вам наверняка понравятся. Ну а я могу рекомендовать велосипеды на 29” колёсах. По моему мнению данный размер является наиболее перспективным. Отличная проходимость, хороший накат, больший комфорт на неровностях, при этом широкий выбор покрышек, ободов, вилок, ну и, конечно же, самих велосипедов. Но вообще, главное, чтобы вам велосипед нравился, а 26”, 27.5”, 29”, да хоть 69 франкенбайк, — это уже не так важно!

Читайте также: