Новые технологии в шиномонтаже

Опубликовано: 25.03.2024

alt=" Фото: Александр Щербак/ТАСС" />
 Фото: Александр Щербак/ТАСС

Выполнение работ по замене и ремонту резины в сезон - прибыльный бизнес, а потому нередко нечистые на руку сотрудники шиномонтажей и сервисных центров заставляют клиентов раскошелиться буквально на пустом месте. Ниже приводим наиболее частые способы обмана и некачественной работы нерадивых "гайковертов".


Пожалуй, самый распространенный способ обмана - это манипуляции с ценами. Типичная ситуация - вы подходите к работнику сервиса, интересуетесь расценками и вам озвучивают основательно взвинченный "прайс". Фактически так проверяется готовность и возможность клиента платить.

Фото: www.wroom.ru

Начни вы возмущаться, очень вероятно, вам ответят, что вы не так поняли - то была цена за все колеса, а не за одно, или что вам назвали максимальные цены (для колес большего диаметра). В любом случае помните, что все цены как правило зафиксированы в прейскуранте, который должен быть вывешен у входа в шиномонтаж или сервис. Требуйте этот документ и настаивайте на соответствии прайс-листа и фактической оплаты.


Еще на стадии снятия колеса, а чаще в процесс его замены или ремонта может выясниться, что погнут диск (поэтому нельзя провести нормальную переобувку или балансировку), или имеется дефект резины, требующий, разумеется, платных ремонтных работ, или, как вариант, вышел из строя вентиль на бескамерных шинах.

Фото: iStock

Однако если до приезда в шиномонтаж у вас не было проблем с дисками и шинами, весьма вероятно, что озвученные ремонтниками проблемы - мифические или как минимум не требующие незамедлительного технического вмешательства.

При этом, пожалуй, самый прибыльный вариант обмана - это сообщить клиенту, что диск, резина или болты (далее по списку) изношены настолько, что продолжать движение попросту опасно. Как правило, прямо в шиномонтаже, а иногда в примыкающем к нему магазине находятся относительно доступные аналоги, которые и предлагают приобрести клиенту.


Уже после смены колес и выставлении счета в чеке могут обнаружиться такие статьи, как смазка болтов, снятие колпаков, промазывания краев дисков дорогостоящей мастикой, подкачка колес, упаковка сменной резины в полиэтиленовые пакеты, мойка и т.д.).

Фото: Пресс-служба Volkswagen

Но самая "рабочая" мошенническая "услуга" - это установка дополнительных или "улучшенных" грузиков. Как вариант, вам будут говорить, что использовали не стандартные, а более дорогие самоклеящиеся элементы. Случается, что вас начинают убеждать, что колесо было настолько разбалансированным, что грузиков потребовалось сверх меры. А бывает и наоборот - ремонтники отбалансируют колесо стандартными свинцовыми грузиками, а оформят - как при использовании самоклеящихся аналогов.


Иногда случается, что вам нужно отремонтировать колесо срочно и без лишних вложений. Для этого, как известно, используются так называемые жгуты, а точнее - ремкомплекты, состоящие из круглого рашпиля, шила, нескольких кусков жгута и клея. Стоимость всего этого добра, как правило, не превышает пары сотен рублей, а при ремонте даже не нужно снимать и разбортировать колесо - восстановление покрышки производится путем расширения места прокола, затирки и вставки жгута с клеем.

Фото: Пресс-служба Haval.

Стоимость работ при выполнении этих процедур невелика. Поэтому подавляющее число шиномонтажников попросту отказываются выполнять такого рода ремонт, ссылаясь либо на его неэффективность, либо на отсутствие соответствующего ремкомплекта. На самом деле причина совсем в другом - ремонтникам гораздо прибыльнее заставить клиента заплатить по полной - за снятие и установку колеса, его полный ремонт и балансировку.


Чтобы добиться качественной балансировки колес, перед сборкой диски следует тщательно вымыть, а также удалить мелкие камни из протектора. В противном случае балансировка будет действовать до первой лужи или экстренного торможения.

Тем не менее, не редки случаи, когда на шиномонтаже о качественной подготовке колес к смене резины на такие "мелочи" не обращают внимания. Или нередки случаи, когда для сборки колеса используется отработанное моторное масло. Такая практика чревата тем, что лубрикант со временем начнет разъедать немаслостойкую резины покрышки. Неправильная же и неточная балансировка колес, когда "мастер" не утруждает себя или спешит, - также нередкое явление.


Отдельна статья доходов - накачка шин азотом. На самом деле в такой практике нет криминала. К примеру, в автоспорте такая технология широко применяется и даже оправдана, поскольку азот не поддерживает горение, а значит пожаробезопасен. Другое дело - гражданские автомобили. Закачка азота в их шины - просто выкачивание денег из кошельков клиентов.

Фото: www.auto.ru

Разумеется, предлагают такую экзотическую услугу либо мало сведущим в вопросе дамам, либо молодым клиентам "с бензином в крови" - мол, будешь потом хвастаться друзьям, что у тебя шины "на азоте", как в автоспорте. Между тем, для накачки шин азотом используется недешевое оборудование. Отсюда немалая цена процедуры. Она обойдется в зависимости от диаметра покрышки в сумму от 150 до 350 рублей за колесо.

Первый дневной «минус», ледок на асфальте — и вот уже водители выстраиваются в очередь на шиномонтаже. Пришло время менять резину. В ближайшие ночи температура не будет подниматься выше нуля, в четверг не исключен небольшой снег. А вообще летняя резина, как говорят эксперты, «дубеет» уже при плюс семи.

Чай, кофе, телевизор

Фото: Евгений Семенов

. На шиномонтаже, что в переулочках возле станции метро «Беговая», очередь, хотя пару дней назад было пусто. Мастера только и успевают снимать, надевать и балансировать колеса. Вокруг них выстраивается московский социум в миниатюре: богатые и не очень, прогрессисты и консерваторы, любители комфорта и стихийные спартанцы.

— Вы на восемь? А по телефону записывались?

Вообще-то нет, не по телефону: специально с утра зашел, поговорил, предупредил, что на восемь. Покивали — мол, конечно-конечно, приезжайте. А тут вдруг «овербукинг»: приехал еще один водитель, который записывался со вчерашнего дня и по телефону. Ничего, будут делать две машины одновременно, не привыкать.

— Чего ждут водители, дотягивая до последнего? Если честно, я не знаю, — смеется мастер Алексей, подкатывая домкраты. — Наверное, снега. И «дня жестянщика». Тогда будем круглые сутки работать. Это каждый год так.

Действительно, массовое «торможение», когда настоящие холода застают водителей еще на летней резине — почтенная московская традиция. Завтра, завтра, только не сегодня — то времени нет, то денег, то целых две машины стоят в очереди на шиномонтаж. А как снег да лед — тут, конечно, встанешь в очередь и на полночи.

— Теоретически менять шины на зимние пора тогда, когда среднесуточная температура опускается ниже +5 градусов, — рассказал «МК» председатель общественной организации «Движение без опасности» Вадим Мельников. — Но высчитывать среднесуточную температуру достаточно сложно, поэтому я предложил бы простое правило: как только дневная температура достигает 4–5 градусов выше нуля, резину пора менять. Ночью обязательно будет «минус».

— Я сегодня утром выезжала со двора, нажала на тормоз и неприятно удивилась, — 25-летняя Дарья приехала на маленьком красном «Фиате». — Кто как, а я чувствую задубевшие колеса. Дорога сухая, но тормозной путь длиннее. Пришлось пропустить тренировку в бассейне, чтобы поменять колеса.

— Я хочу успеть до снегопада, плевать на износ шипов, — говорит 50-летний Иван на представительском «Вольво». — Ехать-то пока можно и на летней, но мало ли — придется куда-то срочно лететь ночью, а будет гололед. В общем, так спокойнее, лучше сейчас постою.

За последние полгода — с момента весеннего бума — многое на шиномонтаже поменялось. Если еще весной станки для балансировки помещались в обычном вагончике, а машину поднимали на домкратах прямо во дворе, то сейчас вагончика нет, а шиномонтаж занял место ранее стоявшего рядом автосервиса. Светлый бокс, чистота, даже невиданные здесь раньше динамометрические ключи.

— Вагончик пришлось убрать, потому что сочли самостроем, — рассказывает Алексей, возвращая на место колеса. Оказывается, он и есть хозяин шиномонтажа. — А двоих из четырех сотрудников пришлось сократить и работать самому.

— Зато все стало так интеллигентно! — одобрительно смотрит Иван.

Цены пока не выросли. Впрочем, как говорит Алексей, не факт, продержатся ли они до весны 2019 года. А вот выбора у автомобилистов стало меньше: только в ближайших окрестностях не менее пяти шиномонтажей просто закрылись. Либо тоже снесены как самострои, либо уничтожены вместе с гаражными кооперативами (теперь здесь жилой комплекс), либо по экономическим причинам.

— Вот этот станок, например, мы купили у закрывшихся коллег с улицы Берзарина, — рассказывает хозяин. — Хороший, новый, вон, даже по-русски говорит! (Действительно, станок иногда человеческим голосом восклицает что-то типа: «Пять граммов, на правую сторону!» — куда ставить грузики для балансировки.) Ребята его купили год назад, но летом их шиномонтаж просто снесли, он был в гаражном кооперативе.

И еще одно изменение последнего времени: теперь во время замены колес водители все чаще не смотрят за работой, а идут в комнату отдыха и берут кофе. Мол, платим деньги — имеем право отдохнуть, а специально обученные люди пускай поменяют и даже помоют колеса. Логично: владельцы дешевых машин на шиномонтаж возле Третьего транспортного кольца теперь почти не заглядывают. «Негламурные» московские водители чаще всего меняют колеса в гараже.

— Говорят, еще через год-два наш двор пойдет под реновацию, — грустно добавляет Алексей на прощание. — Ну что тут сделаешь. Придется что-то думать. Может, на велосипеды надо переключаться, а?

Кстати, да. Велосипедов в Москве множество, а шиномонтажей соответствующего профиля пока нет. Одна незадача: велосипедисты в основном меняют резину сами. Впрочем, лет 70 назад и автомобилисты поголовно так делали.


С каждым годом требования клиентов шиномонтажа к качеству обслуживания все растут. Это неудивительно, ведь в последнее время многие российские автолюбители отдают предпочтение дорогой резине и хотят, чтобы она служила как можно дольше. Во многом это будет зависеть от правильности ее установки ­ – качественный шиномонтаж и балансировка являются залогом того, что покрышка быстрее «сроднится» с диском, при езде не будет возникать биение, и машину не будет вести в сторону. Ремонт покрышек и накачка шин также требуют ответственного подхода. Если сотрудники шиномонтажа проведут качественное обслуживание, и клиент останется доволен, будьте уверены – он обратится к Вам снова.

Освоить все тонкости шиномонтажа мастер может очень быстро, но это еще не все, что необходимо для эффективного выполнения работ. Важную роль тут играет то, какое оборудование используется в шиномонтаже. Согласитесь, установить самодельный шиномонтажный станок в автосервисе – как минимум, несолидно, к тому же, вряд ли на нем удастся выполнять все операции быстро и качественно.

Поэтому мы расскажем о том, какие установки применяются в современных автогаражных мастерских и на станциях технического обслуживания для профессионального обслуживания колес легковых автомобилей и грузовиков. Начнем с главного…

Автомат или полуавтомат?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с тем, какие задачи Вы ставите перед техникой. Одно дело – когда нужен станок для крупного предприятия, где приходится обслуживать большое количество клиентов, другое – для частной мастерской. Объем работ будет разный, да и финансовые возможности тоже. Разберемся, в чем особенность этих двух видов оборудования:

  • Автоматический – такой станок оснащен пневматическим приводом, который при нажатии пользователем на педаль отводит монтажную головку, поэтому оператору не придется делать это вручную. Это помогает сэкономить время при обслуживании большого количества колес (особенно крупных колес грузовых автомобилей). Недостатком такого оборудования является усложненная конструкция из-за наличия пневмопривода.
  • Полуавтоматический – имеет схожую с автоматическим конструкцию, только управление монтажной головкой осуществляется вручную. Это хоть и требует от мастера дополнительных действий, зато такое оборудование занимает меньше места (может быть установлено практически вплотную к стене), да и стоит оно не так дорого. Также полуавтоматы, по мнению владельцев автосервисов, гораздо проще в обслуживании: большинство возникающих в процессе эксплуатации неполадок можно устранить самостоятельно, руководствуясь инструкцией.

Итак, выбирая между автоматом и полуавтоматом, подумайте, каков будет объем работ, и какой из видов оборудования будет практичнее с точки зрения обслуживания. Например, для небольшого шиномонтажа, который располагается в боксе площадью в 10 кв. метров подойдут полуавтоматические станки. Как правило, наплыв клиентов в таких мастерских бывает только в разгар сезона смены резины, а в остальное время высокая скорость работ не так важна, зато в помещении будет не так тесно. Для крупной станции технического обслуживания, где практически все услуги оказываются по предварительной записи, лучше купить автоматическое шиномонтажное оборудование. Это позволит увеличить производительность труда и качество выполнения работ – клиенты останутся довольны.

Полезные дополнения и важные функции

Чтобы шиномонтажное оборудование лучше справлялось со своей основной задачей, многие производители модернизируют модели, оснащая их специальными устройствами и системами. Зачем это нужно? Во-первых, функциональность станка напрямую влияет на скорость выполнения работ, а значит, и на производительность труда оператора. Во-вторых, дополнительные возможности оборудования позволяют обслуживать разные виды резины. Давайте разберемся с тем, что может быть предусмотрено в каждом из видов оборудования и зачем это нужно…

Шиномонтажные стенды


Опция «Третья рука». Это вспомогательное устройство монтируется сбоку станка и позволяет расширить его возможности. С его помощью можно обеспечить хороший прижим борта покрышки при ее монтаже на диск. Можно будет обслуживать низкопрофильные шины, которые в основном устанавливаются на спортивных автомобилях. Это дополнение поможет Вам привлечь новых клиентов, так как из-за сложности работы с такой резиной мало шиномонтажных мастерских могут похвастаться данной услугой.

Возможность накачки шин. Практически во всех современных моделях станков имеется пистолет для накачки шин, что позволяет избавиться от необходимости установки отдельного компрессора. Дополнительным преимуществом будет наличие блока подготовки сжатого воздуха с лубрикатором и фильтром. Хорошо, если на воздушном блоке установлен манометр – можно контролировать давление при накачке. Также у некоторых моделей предусмотрена система взрывной накачки, что позволяет обслуживать бескамерные шины.

Балансировочные станки

Защитный кожух. Им оснащено большинство современных установок. Несмотря на то, что по правилам колеса должны быть предварительно очищены от грязи перед балансировкой, все же мелкие частицы могут оставаться в рисунке протектора. А при большой скорости вращения колеса на валу эта грязь будет вылетать, кожух же помогает предотвратить ее попадание в оператора.


Система контроля. Как правило, балансировочный станок имеет дисплей для отображения считываемых в процессе балансировки параметров. У одних моделей он встроен в панель, у других – представляет собой выносной ЖК монитор на поворотной опоре, чтобы оператор мог расположить его наиболее удобно. Некоторые установки оснащены системой голосового сопровождения.

Вулканизаторы

Контроль температуры нагрева. Предусмотрен и в стационарных, и в переносных установках. Заданная температура, установленная с учетом вида обслуживаемой покрышки, поддерживается автоматически, что исключает перегрев и повреждение резины.

Система индикации. Обычно присутствует на панели управления современных дорогостоящих установок и необходима для оповещения пользователя об окончании времени нагрева (загорается лампа и звучит сигнал). Если в системе управления станка предусмотрен таймер, то нагревательные пластины автоматически прекращают нагрев по истечении установленного времени.

Обратите внимание! Если в Вашей мастерской нестабильные показатели в электросети, например, при работе генератора, то лучше заранее позаботиться о защите оборудования от поломок, связанных с резкими скачками напряжения. При покупке уточните, имеется ли у станка защитная система. Например, установки Sivik оснащены встроенной защитной системой от повышенного напряжения Power Guard.

Что дает покупка современного оборудования?

Итак, подводя итог всему вышесказанному, еще раз отметим, что приобретение качественных станков для обслуживания колес автомобилей позволяет оптимизировать рабочий процесс, повысить производительность труда и увеличить число клиентов. К тому же, это позитивно скажется на имидже фирмы. Представьте, как довольный автомобилист будет рассказывать своим знакомым о том, как ему здорово отремонтировали колесо – раз, и готово!

Если Вы всерьез задумались модернизировать участок шиномонтажа более современным оборудованием или только планируете открыть свою мастерскую, необходимые для работы установки Вы можете заказать в нашем интернет-магазине. Мы предлагаем только фирменные шиномонтажные стенды, балансировочные станки, вулканизаторы и вспомогательные устройства таких производителей как Sivik, Сорокин, Trommelberg, AE&T. Закажите оборудование сегодня и начните работать по-новому!

Скоро сезон смены шин и эту статью мы решили посвятить шиномонтажу. Качественному, правильному.

Что же в этой теме особенного? Казалось бы, все уже придумано, многие автосервисы оснащены шиномонтажными станками, которые позволяют сделать как перебортировку покрышки, так и балансировку. При помощи дедовских способов замену покрышек уже давно никто не делает. Кроме того, существует огромное количество придорожных шиномонтажек-вагончиков с гастарбайтерами. Но многочисленные обращения к нам автовладельцев за устранением последствий некачественного шиномонтажа, особенно после работы таких точек, побудили нас осветить эту тему.

Из каких же операций состоит процедура шиномонтажа?
1. Подъем автомобиля.
2. Демонтаж колеса.
3. Демонтаж покрышки.
4. Установка новой покрышки.
5. Накачка колеса.
6. Балансировка колеса.
7. Установка колеса на место.

Эти нехитрые операции наверняка наблюдал почти каждый автовладелец. Однако на каждом из этапов незадачливых автомехаников подстерегают опасности. По пунктам разберем проблемы, возникающие регулярно, как показывает практика:

1. Подъем автомобиля.

Поднимать авто домкратом на улице – о каком качестве работ может идти речь? Улица, мокрый снег или дождь, низкая температура, промокший до нитки «мастер». Домкрат нужно использовать при замене колеса в дороге и не более того. Если есть возможность заехать на подъемник – почему же не сделать этого? А домкратом нередко гнут пороги, ломают различные детали, да и это, как ни крути, менее безопасно.

2. Демонтаж колеса.

Пневмогайковерт, разбитые головки, как итог – сорванные грани. Например, если используются гайки под внутренний шестигранник, где использовать гайковерты нежелательно, лучше потратить лишнюю минуту и открутить гайку ключом. Если грани начнут срываться, мастер всегда почувствует это. И можно будет принять необходимые меры, использовав, например, спецбиту для поврежденного крепежа. Сорванные грани на гайке, утопленной в диск, создадут серьезную проблему, так как весьма затруднительно будет удалить гайку, не повредив диск.

3. Демонтаж покрышки.

Для разбортировки колеса на станке необходимо сначала оторвать боковину от диска при помощи пневматического пресса, а затем, установив его на план-шайбу, разбортировать вращательным движением план-шайбы при помощи специальной лапы и монтажной лопатки.
Чуть неправильно установил лапу – и при вращении станка она царапает до металла спицы вашего красивого литья. После этого диск можно выбросить. Если у авто есть датчики давления в шинах, установленные внутри диска, их можно легко сломать, если начать разбортировать покрышку с того места, где они находятся. Тогда сальник покрышки с легкостью уничтожит пластиковый датчик. Оно вам надо?

4. Установка покрышки.

Необходимо осмотреть диск на наличие повреждений, очистить его поверхность, прилегающую к покрышке, саму покрышку ориентировать правильно относительно вращения колеса «вперед», если резина имеет направленный рисунок, либо имеет внутреннюю и внешнюю стороны (Inside и Outside). Смазав сальники спецжидкостью для монтажа, установить покрышку на диск, не забывая о правилах монтажа. Если делать это невнимательно, можно как порвать сальник на бескамерной покрышке, так и повредить диск. Обязательно осмотреть резиновые клапана, установленные в диск. Нередко они имеют трещины и нуждаются в своевременной замене.

5. Накачать колесо, наверное, могут все. Главное, не перекачать)

6. Балансировка.

Немного юмора. Видели не раз и не перестаем удивляться. Делается балансировка так: используя умный станок, налепить грузиков во все места, куда он покажет. Можно по кругу и в 2 слоя. Головой не думать. Камни не удалять (если попросит клиент, отказаться, сказав ему, что они же сами вылетят).

А если по уму, то делается так: удаляем обязательно крупные камни (в случае, если покрышка бывшая в употреблении), задаем на станке все параметры, а не только диаметр. Вылет и ширина диска тоже имеет значение. Есть, конечно, станки, полностью автоматизированные, которые учитывают даже количество спиц на литье, но мы используем более простой, который при выполнении всех заданных инструкцией процедур не менее точен. Учитываем конфигурацию диска, литой или стальной, выбирая соответствующую настройку. Устанавливаем грузик, если станок «перебрасывает» после повторного вращения груз на другую сторону, например на 90, не делаем этого, а соразмерным изменением груза добиваемся результата. На каждой стороне диска груз (или несколько грузов) должен быть один, в одной точке, а не в нескольких, разбросанных хаотично по окружности, как на фото ниже.

Также время от времени необходимо проверять калибровку самого станка, на что есть соответствующая процедура.
Самоклеящиеся грузики необходимо использовать свинцовые, а не стальные. Стальные дешевле, но вследствие того, что они не деформируются по ободу при наклейке, порой теряются и балансировка сбивается.

7. Установка колеса.

Что может быть проще? Ан-нет! Не попадая в резьбу, крутим гайковертом. Итог – испорченная шпилька и гайка, которая в конце хода окончательно срывает резьбу и открутить ее иногда уже невозможно. Или в резьбу попали, но гайковертом затянули так, что несколько шпилек деформированы, но остались на своем месте. Не раз приходилось наблюдать нам такую картину: приезжает клиент в автосервис, механик пытается снять колеса, а шпильки отваливаются при попытке открутить гайки. Или хуже того – шпилька проворачивается внутри ступицы. Тогда демонтаж колеса превращается и вовсе в сложную задачу. А как вообще автомобиль ездил? Ведь колесо могло оторваться в любой момент! Нередко бывает, когда колеса банально не затянуты. Говорить о безопасности здесь излишне. Немало клиентов приезжало к нам с жалобами на стуки, а оказывалось, что они недавно были в шиномонтаже у дороги.

Поэтому делаем так: вручную наживляем гайку, доводим до конца шпильки гайковертом, финальный затяг делаем вручную.

Ну и наконец, много ли найдется сервисов, которые как мы предложат услугу бесплатной диагностики ходовой части при проведении шиномонтажа? Машина на подъемнике, колеса сняты. Все элементы ходовой части, тормозной системы, рулевого управления как на ладони. Лучше лишний раз проверить, это не займет много времени и убережет от неожиданностей в недалеком будущем.
Добавим по секрету: еще посмотрим двигатель, при необходимости сделаем электронную диагностику, и все это как в мультике «БЕЗ-ВОЗ-МЕЗ-ДНО, то есть ДАРОМ».

Автосервис «Механика». Г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 95. Телефон 8 (929) 408-77-88.

При кажущейся простоте конструкции, современные пневматические шины являются сложными высокотехнологичными изделиями, от качества и физических свойств которых зависит безопасность управления и многие эксплуатационные характеристики автомобиля. Со времени изобретения шотландцем Джоном Данлопом накачанной воздухом резиновой «обуви» для колесных транспортных средств прошло 130 лет. И все эти годы конструкция и технология изготовления шиннепрерывно совершенствовались.

Шины на авто

Во что обут ваш автомобиль?

Что знает о шинах современный автомобилист? Наверняка - то, что их цельнолитая конструкция состоит из толстого, контактирующего с дорогой протектора, не менее прочной боковины и скрытого в слое резины металлического и полимерного каркаса - корда. Что протектор отвечает за качество сцепления колеса с дорогой и, насколько может, защищает от случайных проколов, а наполненная воздухом резиновая камера внутри покрышки давно уже не «в почёте», теперь применяются более безопасные бескамерные шины.

Не вызывает сомнений и тот факт, что подавляющее большинство владельцев автомобилей без проблем расскажут о том, что шины бывают зимними, летними и всесезонными, их каркас - радиальным и диагональным, а начальная толщина и рисунок протектора зависят от назначения и предполагаемых условий эксплуатации. Даже изображенные на боковине покрышки и загадочные для новичка комбинации цифр и букв, типа «185/75/R16», сегодня вряд ли кого-то смогут смутить. Резину по мере износа приходится периодически покупать, и «свой» размер владелец наверняка знает.

Однако не только любителям, но даже многим водителям - профессионалам наверняка будет интересно и полезно узнать, насколько технология производства шин изменилась всего за несколько последних десятилетий. Бесконечным новациям в этой отрасли мы обязаны ожесточенной конкурентной борьбе ведущих мировых производителей. Шинные бренды содержат профильные научные центры и исследовательские лаборатории, благодаря которым современная «резина» стала более прочной, износостойкой и цепкой к дороге. А водители вот-вот будут избавлены от необходимости менять в дороге пробитое колесо.

Транспортер

Основные направления прогресса в области производства автомобильных шин

В принципе, инновационным усовершенствованиям подверглись все главные элементы конструкции и материалы, из которых изготавливается «обувь» современного автомобиля. Даже такая, казалось бы, консервативная и неизменная деталь, как воздушный ниппельный клапан, в некоторых моделях покрышек был дополнен датчиком давления, способным дистанционно передавать данные в бортовой компьютер машины и смартфон её владельца. Чтобы выпускаемые на основе новых технологий шины стали лучше по всему комплексу потребительских свойств, производители совершенствуют:

  • Составы применяемых резиновых смесей.
  • Рисунок протектора.
  • Схему и плотность размещения корда.
  • Другие элементы конструкции, влияющие на прочность.
  • Средства и технические схемы для ликвидации проколов.

Новые материалы, изменения в конструкции и более скоростной режим эксплуатации покрышек современных автомобилей предопределили необходимость перемен в системе сервиса. Соответствующие требованиям времени технологии ремонта шин позволяют гарантированно продлить срок их безопасной эксплуатации в случае проколов или локальных порывов. Хотя в целом ряде случаев отремонтированной покрышке будет присвоен более низкий индекс скоростного режима, а в некоторых ситуациях полученные повреждения могут быть признаны критичными и не подлежащими ремонту.

Каждое из перечисленных выше направлений технического прогресса в шинной отрасли заслуживает отдельного рассмотрения. Ведь за каждым из них стоит многолетний труд разработчиков и тысячи жизней людей, которые в сложных дорожных ситуациях не пострадали благодаря уникальным свойствам современной автомобильной резины.

Изготовление шины

Инновационные резиновые смеси

Когда-то покрышки делали из смеси натурального каучука и сажи, которая в этом симбиозе выполняла роль наполнителя, и одновременно помогала повысить износостойкость протектора. Теперь, когда предъявляются повышенные требования к сезонной резине – зимняя должна оставаться достаточно «мягкой» даже при температуре -40°C, а летняя не плавиться и эффективно противостоять износу даже на раскаленном солнцем асфальте, состав смесей изменился. Натуральный каучук уступил место более дешевому синтетическому, жесткость которого производители могут регулировать в зависимости от назначения продукции.

Большую часть сажи в составе покрышек теперь заменил новый заполнитель «силика», химическое вещество на основе диоксида кремния. Этот компонент активно связывается со структурой каучука, и значительно улучшает показатели торможения на мокрых и скользких дорогах. Изменяя содержание в смеси данного препарата кремниевой кислоты, производители научились добиваться желаемого баланса износостойкости и сцепных качеств резины с намокшим асфальтом. Кроме того замена вредной сажи на экологически чистую силику помогла упростить и удешевить технологию переработки шин.

Кроме каучука и диоксида кремния в композицию различных резиновых смесей входит сера, натуральное масло или смола и различные полимерные добавки, которые производители позиционируют как уникальные и инновационные, и тщательно держат в секрете. Тем не менее большинство заявленных брендами преимуществ новых моделей покрышек действительно оправдываются на практике. Это «тихая» и стабильная в заданном температурном режиме резина, которая обеспечивает надежную управляемость и минимизирует тормозной путь автомобиля в различных дорожных условиях.

Завод по производству шин

Новые технологии и рисунок протектора

Наружная, упругая и покрытая сеткой специальных канавок наружная часть резиновой покрышки колеса в зависимости от сезона, погоды и состояния дороги должна одинаково хорошо выполнять сразу несколько функций. Протектор препятствует проколам и защищает каркас от разрушений, обеспечивает эффективное сцепление с асфальтом, грунтом или снежным настом, а в дождливую погоду выталкивает воду из зоны контакта резины с дорогой. Для безопасности поездок зимой «мягкие» сезонные покрышки дополняют системой металлических шипов.

Все существующее множество рисунков протектора можно свести к трем группам: направленным, ненаправленным и ассиметричным. Первый тип отличается лучшим сцеплением с сухими покрытиями, второй более эффективно препятствует аквапланированию. Ненаправленные и ассиметричные покрышки удобнее продавать и эксплуатировать, поэтому широкое распространение получили именно они. От стандартной резины существенно отличаются изделия с «агрессивным» протектором для внедорожников. Которые, в зависимости от назначения, могут быть дополнены вступающими в стороны грунтозацепами, улучшающими проходимость при передвижении по бездорожью.

Хранение покрышек

Корд и другие составляющие прочности

Каркас покрышки состоит из нескольких слоев, образованных элементами жесткости – полимерными, стальными или изготовленными из некоторых других волокон нитями корда. По характеру взаимного размещения нитей корда в слое резины различают шины радиального и диагонального типа. Радиальный каркас лучше держит нагрузку при езде с высокими скоростями, а диагональный более защищен от порывов на плохих дорогах. Кроме нитей корда, прочность покрышки обеспечивают несколько слоев обрезиненных стальных брекеров, а также металлические бортовые кольца.

Покрышки, которые не боятся проколов

Соревнуясь в заботе об удобстве эксплуатации автомобиля и безопасности покупателей своей продукции, практически все ведущие мировые шинные бренды предлагают резину, защищенную от быстрой разгерметизации. Существующие технологиизащиты автомобильных шин от проколов основаны на нескольких технических решениях – самогерметизации поврежденного колеса, его самоподдержке встроенным в покрышку мягким ободом, либо устройстве сложных технических систем контроля давления с возможностью автоматической подкачки.

Независимо от различий в реализации идеи, все подобные системы примерно одинаковы в эксплуатации. Они тем или иным способом оповещают водителя о проблеме, но позволяют, в зависимости от загрузки автомобиля, проехать с пониженной до 80 км/час скоростью еще от 50 до 100, а иногда и более километров. То есть до ближайшего профессионального шиномонтажа, где может быть обеспечен квалифицированный ремонт покрышки. Отпавшая необходимостью замены пробитого колеса в дороге позволит ездить без запаски и увеличит полезный объем багажника.

Покрышки без проколов

Высокие скорости передвижения требуют качественного ремонта поврежденных шин

К сожалению, на дорогах можно встретить множество полукустарных, минимально оснащенных оборудованием, передвижных шиномонтажных мастерских. Ремонт пробитого колеса здесь зачастую выполняют при помощи шнура из сырой резины, и даже не особенно заботятся необходимостью промазать его клеем. Такие мастера не изучают характер повреждения, хотя общемировая практика этого требует, так как существуют определенные ограничения скоростного режима отремонтированных покрышек с различным характером повреждений.

Качественный ремонт может быть выполнен только с использованием специальных «грибков» (вертикальные отверстия), пробок (проколы с наклонной траекторией), либо фирменных самоклеящихся заплат, внутри которых предусмотрен аналог корда – синтетические или стальные волокна. Перед наклеиванием такую заплату нужно сориентировать по стрелкам в соответствии с направлением нитей корда ремонтируемой покрышки. Соответствующим образом зачищенная часть прокола заполняется сырой резиной, после чего весь «бутерброд» нужно локально прогреть мощным вулканизатором.

Чтобы упростить эту операцию, ведущие производители автомобильной химии и расходных материалов предлагают составы для «холодной» вулканизации. Но многие «мастера» не читают инструкций, в которых написано, что клей установленной без прогрева заплаты окончательно затвердеет только через сутки. Поэтому монтировать такое колесо на автомобиль можно только через 24 часа. Присмотритесь к тому, кто и как ремонтирует ваши шины. От этого зависит ваша безопасность!

Читайте также: