Шиномонтаж с перебортировкой что это

Опубликовано: 22.04.2024

Перебортировка колес

Перебортировка колес – это вынужденное, повторное снятие шины с диска, которое осуществляют по причине повреждения камеры, диска и ската. Также перебортировка проводится при наступлении нового сезона смены шин (так называемое «переобувание» автомобиля с зимней резины на летнюю и наоборот).

Процесс перебортировки колес

Как проводится бортировка колес? Колесо снимается со ступицы, аккуратно кладется на землю. Затем с помощью специальных щипцов с кромки диска удаляются балансировочные грузы. Это необходимо делать для того, чтобы шиномонтажный станок не ободрал ими краску диска. Колесо нужно очистить перед балансировкой. Перед разбортировкой посадочное место ската покрывают мыльным раствором, что способствует уменьшению степени трения шины и диска. Это позволяет минимизировать риск мелких и едва заметных разрывов резины.

Новая покрышка продувается компрессором, чтобы были удалены грязь и пыль. В протекторе шины не должно быть никаких инородных предметов, например, камней, гаек и т.п. Если покрышка уже была в употреблении, то нужно внимательно осмотреть ее на наличие острых предметов. Камерные шины должны иметь тальковое покрытие. Оно необходимо для предотвращения приваривания шины к покрышке. Перед тем как накачать колесо, нужно обработать герметиком место прикосновения шины и диска, чтобы исключить утечку воздуха.

Для того чтобы при перебортировке легкосплавных дисков не возникли царапины и другие повреждения, нужно использовать пластиковые накладки на лапах шиномонтажного станка. К сожалению, ни одна перебортировка колеса не может пройти без повреждений. Главная задача специалистов, выполняющих шиномонтажные работы, – сделать их минимальными и незначительными. Идеальный вариант – приобрести еще один комплект дисков, на который установить зимнюю или летнюю резину. Это позволит избежать сезонной перебортировки колес.

Профессиональная перебортировка

Перебортировка колес
На шиномонтаже уже давно не проводят перебортировку колес вручную. Для этого используется специальное оборудование, которое за короткий промежуток времени позволяет переобуть колесо. Самостоятельная перебортировка очень сложна и трудоемка, но, если случится такая ситуация, когда станции шиномонтажа нет поблизости, то без определенного набора инструментов будет не обойтись. Например, понадобятся монтировка, резиновый молоток, монтажные лопатки, жидкое мыло и щипцы для удаления балансировочных грузиков.


Смена летних шин на зимние - одна из самых распространённых проблем у автомобилистов. Очевидно, что данная процедура является обязательной и даже признана официальным нарушением закона в случае отказа от смены покрышек в холодное время. У данного требования есть свои веские причины, ведь из-за недобросовестных водителей с автомобилями на летней резине происходит большое количество аварий во время нелетной погоды и гололёда.

Сама по себе процедура смены зимней «обуви» для автомобиля несложная: покупка шипованных покрышек, демонтаж летних и монтаж оборудования по сезону. Данную процедуру можно выполнить как на СТО, так и самостоятельно.

Однако, нередко можно встретить автовладельцев, меняющих не только резину, но и диски. Споры между водителями, использующих разные методы, не утихают, поэтому попробуем разобраться какой же из них эффективнее.

Для чего менять резину с летней на зимнюю

В условиях повышенной влажности и гололеда значительно затрудняется движение и именно поэтому так важно повысить степень сцепления шины и дороги. Достигается это с помощью использования более мягкой резины, нежели летняя.

Зимние покрышки могут быть как шипованными, так и нешипованными, в зависимости от температуры и погодных условиях в области, где происходит эксплуатация автомобиля. Первый тип будет незаменим во время гололедов и снежных заносов, второй же подходит для поверхностей с небольшим снежным слоем и частично очищенных от осадков. Более подробно про каждый тип можно прочитать на сайте shinomontagproс детальным разбором, и каждый из них хорош, если применять по назначению.

В России холода и осадки появляются внезапно. От неготовности к таким обстоятельствам и происходит большее количество аварийных случаев. Именно поэтому в законе прописаны определённые сроки смены покрышек. Начиная с декабря по февраль включительно все транспортные средства должны быть переоборудованы. При чем, в законодательстве подчёркнуто, что колеса должны быть «переобуты» все четыре, вопреки ошибочному мнению, что достаточно смены на ведущей оси.

Летняя резина идёт в базовой комплектации при покупке автомобиля. Она идеально подобрана под диски, а вот зимнюю придётся выбирать самостоятельно в зависимости от модели автомобиля и погодных условий в районе проживания водителя.

Стоит ли менять колеса зимой полностью

Многие автолюбители давно вместо замены покрышек предпочитают смену всего колеса и у этого решения есть свои веские аргументы:

  • у бескамерной резины (коей являются все современные шины) в месте контакта с диском находится герметизирующий слой, который предотвращает потерю воздуха из накаченного колеса. Эту герметичность не рекомендовано нарушать;
  • по инструкции новая шина применяется к новому диску единожды и даже для ремонта профессионалы стараются её не снимать;
  • при демонтаже резины повреждается не только герметизирующий слой, но и сам диск, глубокие вмятины и царапины которого, также приводят к утечке воздуха.

В совокупности можно сделать вывод, что использование бескамерной шины является одноразовым и именно поэтому целесообразно иметь не комплект новой сезонной резины, набор вместе с дисками. В этом случае покрышка не утратит своих свойств.

Кроме того, колеса можно без труда сменить самостоятельно, а «переобуть» машину в новую «обувь» может только специалист.

Сравнительная характеристика методов

Специалисты не рекомендуют тратится на новый комплект колёс автовладельцам, которые часто меняют транспорт, так как даже при повреждении герметичности, можно применить камеру. Это выйдет значительно дешевле, чем целое колесо. А вот в случае, если машина длительное время активно эксплуатируется лучше приобрести сменный набор и производить установку самостоятельно, что значительно сэкономит средства.

Для наглядного примера можно посмотреть в таблице все различия, недостатки и достоинства обоих способов подготовить автомобиль к зиме.


Какой бы из способов не подходил больше определенному автовладельцу, процедуру смены резины по сезону стоит проходить обязательно. И дело не только в том, что это является нарушением закона, а в том, чтобы защитить от аварийных случаев в нелетную погоду себя, своих пассажиров и других участников автомобильного движения.

Плюсы и минусы перебортовки колес

Несмотря на долгий срок службы, автомобильная резина является таким же расходным материалом, как воздушный фильтр, салонный фильтр или технические жидкости, залитые внутрь агрегатов. При частой смене транспортного средства, владелец, как правило, использует один комплект покрышек, с которыми он и приобрёл автомобиль, потому что ходимость их в пределах 60-80 тысяч километров при гражданской эксплуатации сегодня не редкость. Если автомобилист не живёт в южных широтах, то ему всегда приходится сталкиваться с сезонной сменой колёс.

Многие предпочитают иметь второй комплект дисков, чтобы самостоятельно менять летние колёса на зимние без использования услуг шиномонтажных автомастерских. Если финансы не позволяют или есть на то какие-либо другие причины, водитель занимается перебортировкой шин. Это вынужденное снятие покрышки с диска для её замены на другую, из-за повреждения, для ремонта шины или диска.

Преимущества перебортировки

Она требуется иногда любому колесу, независимо от того: всё с ним в порядке или нет. Для чего применяется эта процедура и какое положительное влияние оказывает, рассмотрено далее:

Перебортовка колеса

Недостатки перебортировки

  • Повреждение датчиков давления. При нехватке опыта, спешке или по каким-то другим причинам, мастер может случайно повредить недешёвый приборчик, тем самым доставив неудобств владельцу шин. К счастью, благодаря повсеместному внедрению датчиков давления, найти мастера, который с ними бы не работал, почти невозможно.
  • Невозможность вернуть шину на диск. Такое бывает, когда после разбортировки колеса выявилась неисправность или повреждение, которое не подразумевает дальнейшей эксплуатации шины или диска. Если она не может устраниться на месте, то приходится доставать запаску при наличии таковой. Это может быть трещина, боковой порез, сильная погнутость диска.
  • Высокая стоимость. При регулярной смене резины, особенно когда владелец может похвастать дорогими покрышками, широкими, спортивными, на дисках большого радиуса, шиномонтаж недёшев. Это связано с большими усилиями и осторожностью при разбортировке. Может сложиться такая ситуация, что проще докупить второй комплект дисков для новых покрышек, чем постоянно платить шиномонтажнику.
  • Проблемы с составными дисками. Некоторые колёсные диски состоят из нескольких частей. Для легковых автомобилей они часто собираются раз и навсегда, используясь потом как обычные. Для внедорожников внутри них могут вставляться специальные распорки, препятствующие соскакиванию спущенной шины в грязи. В таком случае любая разбортировка подразумевает разборку диска, что гораздо сложнее, дороже и дольше, чем просто снять покрышку при помощи разбортировочной машины. К тому же, мало кто из мастеров имеет опыт переборки таких дисков.
  • Повреждение шины или диска при перебортировке. К сожалению, не во всех шиномонтажных мастерских работают высококвалифицированные специалисты. Нехватка опыта, спешка, низкопрофильная резина – всё это повышают риск повредить колесо во время процедуры. Не всегда владелец мастерской согласится возместить ущерб. Чаще всего он пойдёт на попятную, чтобы сохранить доход, пусть и в ущерб репутации. Дабы не попасть в подобную ситуацию, всегда следует выбирать проверенные мастерские, которые дают чеки на оказанные услуги и составляют акты приёма-передачи.

В шиномонтаже

Выводы

В народе на этот счет существует множество мифов, будто при каждой перебортировке резины, она растягивается и хватает ее максимум на два сезона, так как изнашивается корд. Чтобы развеять миф, который не давал мне покоя, я провёл собственный эксперимент.

Я стал использовать зимнюю и летнюю резину на одних литых дисках R14 185\60: резина брендовых марок с ценовым диапазоном от 3-х тысяч рублей, зимняя резина – шипованная. Я начал перебортовывать, а не переобуваться на штампы, как делают многие автомобилисты «Нашей Раши». Спустя три сезона, на радость самому, я опровергнул эти мифы, так как абсолютно ничего не произошло, ни с кордом, ни с резиной, ни-че-го! Конечно, кроме износа протектора, по понятным всем причинам.

Так откуда же растут ноги легенд о повреждении и растягивании резины при перебортировке? Своё начало они берут в «совковые времена», когда хорошей резины попросту не было. Она была с камерами, а хорошее СТО было не за каждым углом, как сейчас: куда не плюнь, попадёшь в «шиномонтажку». Процесс по перебортовке колёс проводили у себя гараже, либо у соседа дяди Васи. Шиномонтаж требовал грубой мужской силы, поэтому не обходилось без применения молотков, монтажек, ломов, монтировок и т.п. Заминали края дисков, рвали корд, и с каждым последующим разом повреждали резину, просто потому, что не все делали это правильно. Вот наши «кулибины» и нашли выход, не перебортировать резину, а попросту иметь два комплекта колёс зима-лето.

Перебортовка стоит денег и это – факт. А сейчас на эти услуги еще и ценник подскочил! Друзья, всё это так. Но у медали есть и обратная сторона.

Ведь не все хотят ездить на штампах, и радиус колёс далеко не у всех одинаков. Разберем вопрос на примере городского кроссовера Nissan Qashqai. Автомобиль выпускался в основном на колёсах R16, с резиной 215/65 98H. Стоимость дополнительного комплекта дисков R16 составляет примерно от 5 тыс руб. Умножаем на 4, получаем 20 тыс руб. Не хило!? А некоторые и запаску докупают.

Менять резину нужно два раза в год, лично я отдаю за это в основном до 1 тыс руб, в совокупности 2 тыс руб. Каждый знает стоимость монтажа для своей машины. Легко подсчитать – на окупаемость дополнительного комплекта дисков мне потребуется 10 лет. Тем самым, финансовая составляющая тоже отметается. Конечно, можно купить штампы, стоят они дешевле, окупаются за три года, но штампы – это колхоз. ИМХО.

Плюсы и минусы владения вторым комплектом колёс:

Не требуются услуги шиномонтажа.

Актуально для новичков: не каждый самостоятельно справится с монтажом, тем более девушки.

Диски будут окупаться не один год

Нельзя проверить балансировку колёс самостоятельно. В автосервисе эта услуга не безплатная.

Плюсы варианта без дисков:

Не нужно покупать диски: стоят они немало и часто наносят ощутимый удар по семейному бюджету.

Не нужно возиться самому с перекидыванием колёс, за вас это сделает мастер

Очереди в шиномонтаже.

Оплата услуг шиномонтажа, но она не сопоставима с покупкой второго комплекта колёс.

Итог: оба варианта возможны. Если у вас есть деньги на диски, то вариант второго комплекта для вас. Однозначно вам придётся ездить на шиномонтаж, чтобы проверять балансировку. Если у вас стоит задача откатать 3-5 лет на автомобиле и продать его, то вариант с перебортовкой вам подходит больше, вы сэкономите.

Скоро сезон смены шин и эту статью мы решили посвятить шиномонтажу. Качественному, правильному.

Что же в этой теме особенного? Казалось бы, все уже придумано, многие автосервисы оснащены шиномонтажными станками, которые позволяют сделать как перебортировку покрышки, так и балансировку. При помощи дедовских способов замену покрышек уже давно никто не делает. Кроме того, существует огромное количество придорожных шиномонтажек-вагончиков с гастарбайтерами. Но многочисленные обращения к нам автовладельцев за устранением последствий некачественного шиномонтажа, особенно после работы таких точек, побудили нас осветить эту тему.

Из каких же операций состоит процедура шиномонтажа?
1. Подъем автомобиля.
2. Демонтаж колеса.
3. Демонтаж покрышки.
4. Установка новой покрышки.
5. Накачка колеса.
6. Балансировка колеса.
7. Установка колеса на место.

Эти нехитрые операции наверняка наблюдал почти каждый автовладелец. Однако на каждом из этапов незадачливых автомехаников подстерегают опасности. По пунктам разберем проблемы, возникающие регулярно, как показывает практика:

1. Подъем автомобиля.

Поднимать авто домкратом на улице – о каком качестве работ может идти речь? Улица, мокрый снег или дождь, низкая температура, промокший до нитки «мастер». Домкрат нужно использовать при замене колеса в дороге и не более того. Если есть возможность заехать на подъемник – почему же не сделать этого? А домкратом нередко гнут пороги, ломают различные детали, да и это, как ни крути, менее безопасно.

2. Демонтаж колеса.

Пневмогайковерт, разбитые головки, как итог – сорванные грани. Например, если используются гайки под внутренний шестигранник, где использовать гайковерты нежелательно, лучше потратить лишнюю минуту и открутить гайку ключом. Если грани начнут срываться, мастер всегда почувствует это. И можно будет принять необходимые меры, использовав, например, спецбиту для поврежденного крепежа. Сорванные грани на гайке, утопленной в диск, создадут серьезную проблему, так как весьма затруднительно будет удалить гайку, не повредив диск.

3. Демонтаж покрышки.

Для разбортировки колеса на станке необходимо сначала оторвать боковину от диска при помощи пневматического пресса, а затем, установив его на план-шайбу, разбортировать вращательным движением план-шайбы при помощи специальной лапы и монтажной лопатки.
Чуть неправильно установил лапу – и при вращении станка она царапает до металла спицы вашего красивого литья. После этого диск можно выбросить. Если у авто есть датчики давления в шинах, установленные внутри диска, их можно легко сломать, если начать разбортировать покрышку с того места, где они находятся. Тогда сальник покрышки с легкостью уничтожит пластиковый датчик. Оно вам надо?

4. Установка покрышки.

Необходимо осмотреть диск на наличие повреждений, очистить его поверхность, прилегающую к покрышке, саму покрышку ориентировать правильно относительно вращения колеса «вперед», если резина имеет направленный рисунок, либо имеет внутреннюю и внешнюю стороны (Inside и Outside). Смазав сальники спецжидкостью для монтажа, установить покрышку на диск, не забывая о правилах монтажа. Если делать это невнимательно, можно как порвать сальник на бескамерной покрышке, так и повредить диск. Обязательно осмотреть резиновые клапана, установленные в диск. Нередко они имеют трещины и нуждаются в своевременной замене.

5. Накачать колесо, наверное, могут все. Главное, не перекачать)

6. Балансировка.

Немного юмора. Видели не раз и не перестаем удивляться. Делается балансировка так: используя умный станок, налепить грузиков во все места, куда он покажет. Можно по кругу и в 2 слоя. Головой не думать. Камни не удалять (если попросит клиент, отказаться, сказав ему, что они же сами вылетят).

А если по уму, то делается так: удаляем обязательно крупные камни (в случае, если покрышка бывшая в употреблении), задаем на станке все параметры, а не только диаметр. Вылет и ширина диска тоже имеет значение. Есть, конечно, станки, полностью автоматизированные, которые учитывают даже количество спиц на литье, но мы используем более простой, который при выполнении всех заданных инструкцией процедур не менее точен. Учитываем конфигурацию диска, литой или стальной, выбирая соответствующую настройку. Устанавливаем грузик, если станок «перебрасывает» после повторного вращения груз на другую сторону, например на 90, не делаем этого, а соразмерным изменением груза добиваемся результата. На каждой стороне диска груз (или несколько грузов) должен быть один, в одной точке, а не в нескольких, разбросанных хаотично по окружности, как на фото ниже.

Также время от времени необходимо проверять калибровку самого станка, на что есть соответствующая процедура.
Самоклеящиеся грузики необходимо использовать свинцовые, а не стальные. Стальные дешевле, но вследствие того, что они не деформируются по ободу при наклейке, порой теряются и балансировка сбивается.

7. Установка колеса.

Что может быть проще? Ан-нет! Не попадая в резьбу, крутим гайковертом. Итог – испорченная шпилька и гайка, которая в конце хода окончательно срывает резьбу и открутить ее иногда уже невозможно. Или в резьбу попали, но гайковертом затянули так, что несколько шпилек деформированы, но остались на своем месте. Не раз приходилось наблюдать нам такую картину: приезжает клиент в автосервис, механик пытается снять колеса, а шпильки отваливаются при попытке открутить гайки. Или хуже того – шпилька проворачивается внутри ступицы. Тогда демонтаж колеса превращается и вовсе в сложную задачу. А как вообще автомобиль ездил? Ведь колесо могло оторваться в любой момент! Нередко бывает, когда колеса банально не затянуты. Говорить о безопасности здесь излишне. Немало клиентов приезжало к нам с жалобами на стуки, а оказывалось, что они недавно были в шиномонтаже у дороги.

Поэтому делаем так: вручную наживляем гайку, доводим до конца шпильки гайковертом, финальный затяг делаем вручную.

Ну и наконец, много ли найдется сервисов, которые как мы предложат услугу бесплатной диагностики ходовой части при проведении шиномонтажа? Машина на подъемнике, колеса сняты. Все элементы ходовой части, тормозной системы, рулевого управления как на ладони. Лучше лишний раз проверить, это не займет много времени и убережет от неожиданностей в недалеком будущем.
Добавим по секрету: еще посмотрим двигатель, при необходимости сделаем электронную диагностику, и все это как в мультике «БЕЗ-ВОЗ-МЕЗ-ДНО, то есть ДАРОМ».

Автосервис «Механика». Г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 95. Телефон 8 (929) 408-77-88.

Читайте также: