Зачем меняют шины у автомобилей

Опубликовано: 24.07.2024

Автомобиль только тогда не будет ломаться и требовать ремонта, замены деталей и запчастей, когда он будет стоять в гараже безвыездно. И то, это не касается шин, поскольку даже если они не будут эксплуатироваться, все равно, состарятся и придут в негодность. Резина теряет свои качества от времени, поэтому выкидывать шины все равно придется. А когда необходимо менять шины на новые, в случае их постоянной эксплуатации? Рассмотрим ситуации.

В каких случаях необходимо менять шины на новые

  • Чаще всего водители меняют шины в зависимости от сезона. Однако это не означает, что каждый раз возникает необходимость покупать шины, просто меняются зимние на летние или наоборот. Как правило, шина может прослужить, при правильной и аккуратной эксплуатации в среднем до пяти лет, так что несколько сезонных циклов они прослужат. При этом, если пользоваться одним комплектом резины круглогодично, то срок ее службы сокращается в два раза. К тому же, многократно возрастают риски во время вождения в зимний период, возможность попадания в аварию при неожиданных заморозках или обледенении дороги.
  • Прокол шины - серьезная причина для незапланированной замены колес. Современные шины, конечно, довольно прочные и надежные, но реалии наших дорог могут даже самые лучшие шины привести в негодность. При небольших проколах возможен ремонт в шиномонтажных мастерских, в случае более серьезного урона будет необходимо купить новые шины.
  • Повреждение шины. Это проколы на боковине, расслоение резины и корда, «шишки» на поверхности ската, большие порезы, которые могут произойти по причине неаккуратного вождения, попадания в ямы, наезды на острые предметы, повреждения о бордюры и т.д. Чаще всего, такие травмы, если и «лечатся», то переводят шину в разряд запасного колеса, для осторожной и аккуратной поездки до ближайшего шиномонтажа.
  • Износ протектора. Даже если ездить правильно, соблюдать скоростной режим, резко не тормозить и не трогаться с места, стирание рисунка протектора неизбежно. Законодательно установлено, что если глубина рисунка достигла 1,6 мм, то это минимум, достигнув которого, необходимо менять шины. Эксплуатировать такие шины, во-первых, накладно, так как это грозит штрафами, во-вторых, опасно, поскольку такие покрышки не обеспечивают безопасной езды и могут стать причиной аварии.
  • Старение шины. Как уже говорилось ранее, резина сама по себе способна прийти в негодность, даже без целенаправленного использования. А при интенсивной эксплуатации нагрузки существенно увеличиваются. Износу и старению шин способствует, также, температурный режим и использование в зимний период, когда на дорогах присутствует фактор антиобледенительных химических реагентов.

Все эти причины могут считаться достаточными для замены шин. Чтобы не «проморгать» проблемы, следует периодически осматривать колеса на предмет повреждений, проколов, попаданий камушков в протектор, вздутий и т.д. Важными факторами правильной эксплуатации являются оптимальные цифры давления, а также, качественная балансировка колес.

Все знают, что с наступлением весны надо менять автомобильные шины на летние (если, конечно, у вас не «всесезонка»). Рассказываем, какие ещё есть причины, которые должны заставить задуматься о замене шин.

Износ шин

Достали из гаража летние колёса, а протектор едва виднеется и по высоте сравнялся с индикаторами износа? По ПДД и положению о допуске ТС к эксплуатации минимальный остаток резины должен быть 1,6 мм (для легковых машин). Причём за несоблюдение этого правила инспектор может оштрафовать водителя на 500 рублей (статья 12.5 КоАП РФ, часть 1). Более того, при таком раскладе запрещается эксплуатация автомобиля до устранения неисправности!

Но дело не в инспекторе ГИБДД. Езда на «лысых» шинах опасна! Во-первых, часто нижний слой резины обладает худшим коэффициентом сцепления (современные шины имеют сложную конструкцию и состав). Во-вторых, катастрофически падает «держак» на мокрых, грязных или грунтовых дорогах — шина не способна отводить воду и землю из пятна контакта. Наконец, увеличиваются шансы проколоть колесо.

Неравномерный износ

Высота протектора в центре беговой дорожки ещё далека от индикаторов износа, но шины стёрты по краям? Такое часто встречается, если не следить за давлением в них. Бывает и так, что изношена лишь одна сторона — это следствие сбитых углов установки колёс. Формально это не противоречит ПДД, но негативным образом влияет на управляемость и курсовую устойчивость — машина может «плавать» по дороге, вынуждая подруливать.

Особенно это актуально для низкопрофильных шин — автомобили на них гораздо чувствительнее к углам установки колёс и износу протектора. Стоит отметить и шины типа run-flat с жёсткими боковинами, которые позволяют продолжать движение при проколах. Как показали наблюдения, у них при износе более чем на 50% резко ухудшается поведение машины в колеях и повышается шум от покрышек.

Механические повреждения

Обязательно нужно осмотреть шины на наличие повреждений. Возвращаемся к перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация, пункт 5.2 гласит: «Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины».

Отбросим юридическую сторону — на практике это грозит неожиданно спустившим колесом или даже взрывом шины! И чем хуже дороги в вашем регионе, тем выше вероятность подобной проблемы. То же самое относится и к грыжам — повреждению внутреннего каркаса боковины, что приводит к вздутию. Сотрудники шиномонтажей могут сочувственно предложить вам переставить шину с грыжей на заднюю ось, но лучше не медлить с заменой покрышки. Некоторые берутся и за ремонт, но гарантию никто не даст.

Возраст шин

Да-да, у них есть возраст. По ГОСТ 4754-97 гарантийный срок службы шины составляет 5 лет, а возможность дальнейшей эксплуатации определяет потребитель. Справедливо будет спросить, что же станет с покрышкой, если ей 5 лет, а остаток протектора ещё большой. Казалось бы, ездить и ездить. Но есть нюансы. Солнечный свет, перепады температур, химическое воздействие — всё это приводит к ухудшению связей между молекулами в резине и, как следствие, потере эластичности. Особенно это критично для зимних шин.

Исследования ADAC (Немецкого автомобильного клуба) и экспертной организации DEKRA показали, что все разрывы шин на высокой скорости связаны с их приличным возрастом (более 10 лет). Но, даже если вы не ездите по шоссе, такие покрышки гораздо хуже держат дорогу (особенно мокрую) и быстрее изнашиваются. Разумеется, при соблюдении условий хранения шина будет служить гораздо дольше 5 лет, поэтому лучше не оставлять их в неотапливаемом гараже и, тем более, не хранить на улице на дачном участке. Определить дату производства можно по маркировке на боковине — это четыре цифры, обозначающие неделю и год выпуска.

Нарушение геометрии

Вы меняете колёса, начинаете движение, а машина трясётся или рыскает из стороны в сторону? Это ещё одно неприятное следствие возраста шин в сочетании с нарушением условий хранения — деформируется корд или расслаивается протектор. Это легко заметить на шиномонтажном стенде при сборке колёс, но можно проверить и в том случае, когда вы меняете их самостоятельно — просто прокатите колесо по ровной поверхности.

Заметили сильную «восьмёрку» или оно катится в сторону — смело отправляйте в утилизацию. Никакая балансировка не компенсирует кривую «шину», отремонтировать её тоже невозможно. Чаще всего этим страдают старые покрышки, либо дешёвые модели с низкокачественным кордом и материалами. Наконец, может быть откровенный брак.

Мы выделили шесть основных причин, исходя из которых, следует серьезно задуматься о замене шин. В некоторых ситуациях их можно отремонтировать, но решение о возможности ремонта шин может принять только квалифицированный специалист.

1. Прокол шины

Современные шины достаточно прочны, они способны выдержать весьма большие нагрузки, но иногда случаются проколы. В случае обнаружения прокола лучше обратиться в шинный центр. Резину нужно осмотреть изнутри и снаружи, очень важно демонтировать её с диска, иначе не получится найти внутреннее повреждение.

2. Износ протектора

Необходимо регулярно проверять, наличие на шинах следов износа. Как это сделать? Имеется простой способ определить износ шин.

Каждый производитель снабжает свою резину специальными индикаторами износа. К примеру, местоположение индикатора износа шин Michelin обозначено фигуркой Мистера Мишлен на боковой поверхности шины. Индикаторы выполнены в виде выступов на дне канавок протектора.

iznos.jpg

Если поверхность протектора располагается на одном уровне с выступами, скорее всего, глубина протектора почти достигла минимума определенного законодательством (1,6 мм). Компания Мишлен настоятельно рекомендует менять резину до достижения этой отметки, ведь шины не смогут обеспечить необходимый уровень безопасности!

На зимних шинах Michelin местоположение индикаторов износа указывает снежинка. Высота индикатора составляет 4 мм. Для оптимального сцепления со снегом, что необходимо как для торможения, так и для тяги, менять зимние шины следует, когда выступ индикатора износа будет находиться на одном уровне с поверхностью протектора.

Даже если глубина проектора превышает 1,6 мм, необходимо выбирать скорость движения и стиль вождения в соответствии с условиями на дороге, особенно на мокрой поверхности.

3. Следы старения

Невозможно заранее сказать, как долго прослужат шины. Не имеет значения, когда они были произведены. Шины стареют, даже если не эксплуатируются или эксплуатируются редко. На срок эксплуатации шины влияет несколько факторов: температура, условия хранения, обслуживания и эксплуатации, нагрузка, скорость, давление, а также стиль вождения.

Компания Мишлен рекомендует всем водителям регулярно осматривать шины и проверять наличие на них явных следов старения или усталости. К таким следам относятся трещины на внешней стороне протектора, бортовой и плечевой зонах, деформация и пр. Шины со следами чрезмерного старения не обеспечивают необходимого сцепления. Компания Мишлен рекомендует регулярно доверять проверку всех шин, включая запасное колесо, специалисту. Они дадут заключение о возможности продолжения эксплуатацию шин.

Если шины не менялись в течение 10 лет с даты производства (см. "Как читать маркировку шины"), в качестве меры предосторожности рекомендуется заменить их новыми шинами. Это необходимо сделать даже в том случае, если их состояние кажется удовлетворительным, а износ протектора не достиг уровня индикатора.

4. Повреждение шины

Наезд на препятствия, такие как бордюр, яма или острый предмет, может привести к повреждению шины. Специалист должен произвести тщательную проверку видимых отверстий, порезов или деформаций, произведя предварительный демонтаж шины с диска. Ни в коем случае не следует эксплуатировать поврежденные шины, а также шины на которых осуществлялось движение без воздуха, без их осмотра квалифицированным специалистом. Это может снизить уровень безопасности.

Критические повреждения шин:

  • Проколы и порезы на боковой поверхности
  • Видимость или повреждение бортового кольца
  • Отслоение резины или ткани корда
  • Складки на резине или ткани корда
  • Повреждение углеводородами или коррозионно-активными веществами
  • Истирание или образование пятен на внутренней поверхности шины в результате ее эксплуатации при недостаточном давлении воздуха

5. Неравномерный износ

Неравномерный износ шины на отдельных участках (по краям или в центре), как правило, указывает на наличие механических неисправностей, например, некорректные углы установки колес. Причиной этого может быть неправильная балансировка, неисправность подвески или трансмиссии. Еще одной причиной может быть неверное давление в шинах. При недостаточном давлении происходит износ по обоим краям, при избыточном - износ шины по центру. В случае выявления неравномерного износа, следует обратиться в шинный центр.

Для предотвращения неравномерного износа нужно проверять углы установки колес и балансировать их каждые 6 месяцев - это позволяет продлить срок службы протектора и обеспечит более плавный ход автомобиля. В качестве дополнительного способа поддержания надлежащего состояния протектора можно назвать регулярную перестановку колес.

6. Шины не соответствуют автомобилю

Для обеспечения лучших характеристик следует устанавливать на автомобиль колеса одного типа. Шины различного типа, размера, конструкции или степени износа могут ухудшить управляемость и курсовую устойчивость.

На автомобиль не следует совместно устанавливать радиальные и диагональные шины. Если такая необходимость все же есть - не следует устанавливать шины разной конструкции на одну ось. Если имеются две радиальные шины и две шины другой конструкции, радиальные шины следует установить на заднюю ось, а две другие — на переднюю.

Зимние и летние шины имеют несколько важных отличий, которые в первую очередь сказываются на безопасности движения автомобиля.

  • Рисунок протектора

Рисунки протектора на шинах выполняют особые функции, напрямую связанные с погодными условиями того или иного сезона:
У летних шин рисунок протектора служит для эффективного отвода воды из-под колеса в условиях сырой погоды. В зимних условиях данный тип протектора будет бесполезен.
На зимних же покрышках рисунок обеспечивает шинам хорошие сцепные свойства и управляемость на снегу, а также стабильность и устойчивость зимой на загородной трассе. В летнее время в дождливых условиях зимний протектор не справится с таким явлением, как аквапланирование (по-другому «водяной клин»).

  • Разные составы

Зимняя резина имеет более мягкий состав, чтобы сохранять эластичность в любые морозы. Следовательно, зимняя резина летом становится мягкой и расплывается по асфальту. Последствия: в разы увеличивается износ самой шины, увеличивается расход топлива. Кроме того, есть опасность, что зимняя покрышка выстрелит прямо во время движения из-за большого объема и давления разогретого воздуха.
Летние шины более жесткие по составу и на морозе моментально "деревенеют".
Последствия: полностью теряют свои свойства, коэффициент сцепления с дорогой падает до 10 раз, что является серьезной опасностью, особенно на трассах с приличной скоростью движения.

Когда нужно менять зимнюю резину на летнюю?

Производить замену зимних шин на летние рекомендуется, когда среднесуточная температура на улице колеблется в пределах +5-7 градусов по Цельсию. Не забудьте, что в ночное время не исключены заморозки, в результате которых на дороге образуется корочка льда. Поэтому если Вы ездите лишь утром и вечером, смело ориентируйтесь на ночную температуру.

А ТАКЖЕ:
Не забывайте про глубину протектора! Глубина протектора летних шин не должна быть меньше 1,6 мм. Чем глубже рисунок протектора, тем более эффективна шина на мокром покрытии.

Шиномонтаж в Автоцентре АНТ от 1000 руб.
(без расходных материалов)

Бронируйте запись прямо сейчас!
Звоните по тел.: +7(3852) 29-00-29


Плюсовая температура за окном потихоньку устанавливается не только днем, но и ночью, серые опухоли грязного снега тут и там окончательно рассасываются, и вы задумываетесь о том, что уже можно сменить шины на своем автомобиле на летние. Достаете их из гаража, смахиваете паутину и засохшую с осени грязь, смотрите не них и… задумываетесь. Может, их пора поменять?

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.

С ценарий реалистичный, но, скорее всего, не слишком реальный. Те, кто забрасывает летние колеса в неотапливаемый гараж или на балкон, соскребая осеннюю грязь лишь перед весенним шиномонтажом, нечасто смотрят на них вообще и могут ездить на одном комплекте до его превращения в «слики» или обнажения корда. Те же, кто тщательно ухаживает за своим автомобилем, следит и за состоянием и условиями хранения резины и, конечно, помнит, что глубина протектора – отнюдь не единственный показатель пригодности шин к эксплуатации.

Формально – глубина

С чисто юридической точки зрения главным ограничением в возможности эксплуатации шин является технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В нем ясно указано, что минимальная остаточная глубина протектора для легковых автомобилей составляет 1,6 миллиметра. Кроме того, на одной оси должны быть установлены шины с одинаковой размерностью, конструкцией, рисунком протектора и другими основными характеристиками.


Поэтому если в вашем бюджетном плане на ближайшие месяцы нет излишков, которые можно потратить на новые шины, а старые соответствуют этому нехитрому и вполне несложному требованию, то можно отъездить и еще сезон на том, что вы извлекли из мест зимнего хранения. Но для внимательных к себе и окружающим водителей стать поводом задуматься о смене летней резины может не только глубина протектора.

Реально – еще кое-что

В повседневной жизни шины подвергаются гораздо большему числу негативных факторов, нежели простое трение об асфальт, вызывающее износ протектора. Перегрузка автомобиля, ямы с острыми краями, лежачие полицейские, перепады температур, соль и дорожные реагенты, бензин, масло и другие технические жидкости, разлитые по дороге, солнечный свет с его ультрафиолетом и агрессивный стиль вождения – вот только часть «проблем», которые встречаются на пути шин. И каждая из них вполне может повлиять на срок их службы.

Depositphotos_106154206_original

Одним из явных признаков того, что шина нуждается в замене, может стать вибрация. Если вы чувствуете ее при движении, а балансировка не становится исчерпывающим решением, дело вполне может быть именно в покрышке. Причиной этого может стать как неравномерный износ, так и старение, приводящее к изменению свойств компаунда и небольшой деформации самой покрышки.

Кроме того, вибрацию могут провоцировать и дефекты, видимые невооруженным взглядом. Повреждения боковин, вздутия (так называемые «грыжи»), глубокие порезы (даже залеченные) и всевозможные предметы, торчащие из покрышки, точно не способствуют ее балансировке, а значит, являются поводом посетить не шиномонтаж, а магазин.

nail in tyre

Важным обстоятельством, касающимся глубины протектора, является ее равномерность. Если, например, шины изношены снаружи, а внутренняя часть – как новая, для владельца есть сразу две неприятных новости. Во-первых, частично целый протектор не означает, что такие шины «легальны» – его глубина должна соответствовать требованиям по всей ширине. Во-вторых, неравномерный износ явно говорит о срочной необходимости провести диагностику подвески и посетить стенд развала-схождения колес.

Если колеса изношены вполне равномерно и выглядят благопристойно, вспомните годы вашей совместной с ними жизни. Если какая-то шина (как правило, передняя) постоянно «выигрывала в лотерею» гвозди, саморезы и другие острые куски металла и битого стекла, получая регулярное последующее лечение, есть повод задуматься о ее пригодности к дальнейшей эксплуатации. Нет, не потому, что она «невезучая»: большое число повреждений неизбежно ведет к нарушению исходной структуры покрышки, и в этом случае невозможно гарантировать сохранение ее свойств. Конечно, тут стоит учитывать обстоятельства: пара заплаток и спокойная городская эксплуатация на разрешенных скоростях позволяют ездить на таком колесе еще очень долго. Однако если шина пережила уже 4-5 «операций», а вы часто ездите на большие расстояния, лучше не экономить на собственном спокойствии и безопасности.

Depositphotos_116301154_original

Явный дефект возрастных колес, который можно заметить при осмотре – это растрескивание. Пресловутые ультрафиолет, озон, экстремальные температуры и химикаты негативно влияют на резиновую смесь, из которой изготовлены шины, и спустя несколько лет на них может появиться сетка мелких трещин. Они, разумеется, не сквозные и не вызывают потерю давления, но определенно представляют опасность. Во-первых, их глубина неизвестна и растет со временем, вполне имея шанс достичь корда. Конечно, металлический корд в современных шинах встречается куда реже, чем раньше, но и полимерный корд тоже не будет рад воздействию проникшей к нему воды, соли и химии. Во-вторых, трещины – это механическое нарушение структуры шины, и они легко могут привести к отслоению корда или взрыву покрышки – особенно если таковая используется для поездок большой протяженности, где ощутимо нагревается от движения.

Pattern of old tires

Характеристики конкретных шин – это еще один фактор, влияющий на срок их возможной эксплуатации. Например, шины спортивной направленности имеют более мягкий состав смеси, обеспечивающий лучшее сцепление с прогретой дорогой. Это напрямую влияет и на их износостойкость: она ниже, чем у «обычных» покрышек. Конечно, с учетом этих двух вводных шансы встретить состарившуюся спортивную шину, не стертую до корда, невелики. Но ситуацию смоделировать можно.

Например, если вы купили автомобиль у чрезвычайно активного водителя, который облагородил его комплектом спортивных шин, но не успел распределить их по асфальту до продажи, а сами вы не являетесь столь же рьяным «драйвером». В этом случае вам стоит учесть, что имеющийся комплект покрышек скорее «задубеет» и покроется трещинами, чем износится – и именно мягкий компаунд этому поспособствует. Постаревшая «активная» резина, конечно, пригодна для эксплуатации, но уже растеряла львиную долю своих свойств, а потому может подвести в неожиданный момент.

Наконец, одной из главнейших характеристик, влияющих на возможность эксплуатации шин, является их возраст. Мы уже косвенно касались его в вышеупомянутых факторах, но там он был спутником других негативных воздействий. Однако и само по себе старение резины неизбежно приводит к потере ее изначальных свойств.

Для начала нужно понимать, что точкой отсчета возраста покрышек нужно считать дату их производства, а не дату приобретения. Даже новые шины, пролежавшие на складе 4-5 лет, являются весьма плохой покупкой, поскольку за эти годы растеряли добрую порцию заложенных в ним производителем свойств. Если же вы, к примеру, купили в магазине двухлетние шины, с точки зрения возраста стоит считать их именно двухлетними, а не новыми – время не обманешь, и процесс старения резины идет даже тогда, когда она лежит на складах и магазинных полках.

Car tires closeup

Мнения относительно максимально приемлемого для эксплуатации возраста шин разнятся. Кто-то советует менять их не реже чем через 4 года, кто-то дает покрышкам жизненный цикл в 6 лет. Производители шин более «лояльны к потребительскому кошельку». Мы задали вопрос о максимальном сроке службы резины специалистам компании Nitto Tire, где озвучили более «приятные уху» цифры.

Как видно из комментария, на одном комплекте шин теоретически можно проездить 10 лет – при условии, что они не попортились от внешних воздействий. А вот покупка новых, но четырехлетних шин – как мы и говорили, неудачная идея, поскольку даже сам производитель закладывает лишь 5 лет надлежащего (что немаловажно) хранения.

NT830

Посмотреть и подумать

Резюмируя все вышеперечисленное, можно составить краткую памятку для проверки того, не пора ли сменить ваши летние шины:

  • шина должна иметь равномерный износ протектора по всей ширине;
  • шина не должна иметь крупных трещин, порезов, вздутий и других дефектов;
  • шина не должна вызывать вибраций при движении;
  • шина не должна иметь следов многократного ремонта;
  • шина не должна иметь сетки мелких трещин, особенно заметных при нажатии или изгибе;
  • шины не достигли предельного возраста, рекомендованного производителем.

Экономия должна быть экономной

Подводя итог, хочется сказать именно фразу, вынесенную в подзаголовок. Ведь разовая экономия нескольких тысяч рублей может вылиться в потерю десятков и сотен тысяч в случае повреждения колеса в движении или незапланированного ремонта в дороге. И даже если не упоминать эти «страшилки», факторы потери времени, нервов и некоторой суммы денег на новые шины в наименее подходящий момент все равно остаются в силе. Поэтому каждый раз, готовя летние шины к установке на автомобиль, уделите побольше времени их осмотру и принятию окончательного решения.

Читайте также: