Что будет если перекачать шину

Опубликовано: 16.04.2024

Всем известно, что за давлением в шинах нужно следить. Многие автолюбители оценивают давление на глазок и легко ошибаются при этом в меньшую или большую сторону. Как влияет понижение давления на поведение автомобиля и его топливную экономичность?

Нормой для шин легкового автомобиля считается давление в 2 атм. Случаются ситуации, когда давление в шинах приходится снижать целенаправленно для улучшения проходимости. При снижении давления увеличивается пятно контакта шины с поверхностью дороги. Понижение давления до 0,5-1 атм. позволит увеличить проходимость автомобиля в песке и рыхлом снегу. Но эта мера вынужденная – с таким давлением в штатном режиме ездить нельзя, поэтому после преодоления трудного участка дороги давление требуется вернуть в норму.

С одной стороны, на спущенных покрышках ездить приятнее – дорога становится как будто ровнее, без ям и выбоин. Улучшается плавность хода, но с другой стороны, теряется курсовая устойчивость и управляемость автомобиля. Достаточно малейшего уклона на дороге или бокового порыва ветра, как машину начинает «болтать» по полосе движения.

Понижение давления в шинах в лучшую сторону сказывается на эффективности торможения. При снижении давления всего на 0,5 атм. тормозной путь автомобиля со скорости 100 км/ч сокращается примерно на 1 метр. Но при этом интенсивнее изнашиваются края (плечевая зона) покрышек, а значит, некоторое улучшение тормозных качеств обернется дополнительными расходами на покупку новых шин.

Некоторые автовладельцы с целью сокращения расхода топлива перекачивают шины. Это ведет к потере плавности хода – колеса передают на кузов толчки от каждого мелкого шва на дороге. Если давление в шинах увеличить до 2,5 атм., то можно получить экономию в топливе порядка 1,5%. К сожалению, подобная экономия обернется ухудшением управляемости машины в критических режимах. Как и в случае с недокаченными шинам перекаченные покрышки изнашиваются неравномерно – по центру беговой дорожки протектора.

Вывод всему сказанному один – следите за давлением в шинах не на глазок, а используя манометр. Тогда и с плавностью хода, и с управляемостью автомобиля будет полный порядок.


Хитер народ наш на выдумку да на экономию, потому ищет пути «сокращения издержек», не отвлекаясь даже на сон. Правда, скорость, с которой дорожает топливо, настолько велика, что многие проверенные методики за ней не поспевают. И начинаются опасные эксперименты. Так вышло и с шинами: мол, если перекачать колеса, то «аппетит» авто заметно снизится, а набор скорости будет проистекать заметно легче. Всесторонне выгодная история! Айда за насосом!

Увы, в действительности все несколько иначе. Во-первых, если серьезно перекачать колесо, то оно еще в период упражнений с насосом рванет с потрясающей воображение и кишечник силой. Упаси Господи от такого эксперимента непосредственно на автомобиле — пострадают стекла и кузовные детали, а отстирав штаны, придется пойти на серьезные инвестиции в авто. Вернее — на глобальную реставрацию.

Во-вторых, даже незначительные эксперименты с давлением могут позволить себе обладатели новых шин. Дело в том, что корд — силовая структура «резины» — с годами изнашивается и не потерпит к себе такого «панибратства». Недокачал или переусердствовал — получи грыжу или дыру с кулак. На шиномонтаже лишь разведут руками — такое не лечится.


Ну и наконец, в-третьих: перекачанные шины передают все невзгоды поверхности непосредственно на руль и рычаги, вызывая не только дискомфорт и тряску, но и глобальный износ подвески. Машина начинает «рыскать» и козлить на каждой кочке. Избыток давления ведет к приближению эффекта заноса, ведь пятно контакта с дорогой уменьшается прямо пропорционально превышению «прописного» количества атмосфер. Четвертый пункт ставит крест на экономии: перекачанные шины быстро изнашиваются по центру протектора и требуют скорой замены. Такие траты экономией на бензине не отбиваются.

Если речь заходит о действительной и безопасной экономии, то начинать программу по сокращению топливных издержек следует в магазине: современные высокотехнологичные шины в действительности позволяют значительно сократить расходы на АЗС за счет конструкции. А продолжить свой путь к уменьшению расхода нужно на шиномонтаже: только отбалансированное на диске колесо может крутиться по верному и оттого экономичному радиусу. Самостоятельное же изменение давления в ту или иную сторону от заводских индексов ни к чему, кроме дополнительных трат, не приведет.

1. Если в шины добавить «десяточку» (0,1 бара), можно неплохо сэкономить на бензине

На самом деле. Сопротивление шин при качении уменьшается. Если давление в шинах увеличить до 2,5 бар, то можно сэкономить примерно 1,5% топлива. То есть потратить не 5 л/100 км, а 4,925 л/100 км.

При цене АИ-95 примерно 51 руб. за литр экономия составит… меньше 4 рублей на каждые 100 км пути!

Ну а при увеличении давления на 0,1 бара экономия будет и вовсе смехотворной: меньше рубля на каждые 100 км.

Эти замеры мы получили при скорости 80 км/ч. На автобане, где скорость составляет 110–130 км/ч, львиную долю топлива съест аэродинамическое сопротивление автомобиля. Влияние давления в шинах уменьшится примерно в два раза, то есть экономию вовсе не ощутите. Куда больше сэкономите за счет расчетливой езды.

Минус. Попытка сэкономить приведет к ухудшению управляемости. При повышении давления снижается информативность на руле, он становится «пустым» и непонятным, как штурвал у лодки.

2. Перекачанные шины улучшают динамику

На самом деле. Действительно, при «перекачке» снижается деформация шины, а при этом автомобиль, грубо говоря, лучше «катится». Но субъективно ощутить выигрыш вряд ли удастся, поскольку речь идет о десятых долях секунды.

3. Ресурс шин повышается

На самом деле. При повышенном давлении шины обретают увеличенное сопротивление деформации и разрушению при проезде неровностей. Поэтому на разбитой дороге стоит перекачать шины на 0,5 бара. Выехали на хороший асфальт? Приведите давление в норму.

Минус. Зато уменьшается срок службы деталей подвески. Ведь перекачанные шины хуже гасят удары от дорожных неровностей. Машина чувствует каждую неровность. Она «скачет» по дороге, а не едет. Подвеска принимает на себя большую нагрузку и может выйти из строя.

Важно. Опасно перекачивать «походившие» шины. Они могут нагреться и лопнуть во время движения.

Когда колеса надо спускать?

Как только автомобиль окажется на мокрой траве, песке, в липкой грязи. Полторы атмосферы — это, конечно, не подарок для шин, но собственная безопасность все-таки ценнее. Чтобы колеса не тонули, снизьте давление как у ведущих, так и у ведомых колес. Если дела совсем уж плохи, можно снижать давление до 1,0–1,2 бара.

В ряде случаев снижение давления может помочь для преодоления диагонального вывешивания: высота опорных колес с шинами уменьшится, а вывешенные получат шанс зацепиться за дорогу.

Мнение эксперта

Негативных последствий больше!

При повышенном давлении действительно уменьшается «пятно» контакта шины с дорогой, вследствие чего снижается расход топлива и улучшается динамика, так как сопротивление качению будет меньше.

Но эти два положительных итога меркнут на фоне большего количества негативных моментов: при неправильно подобранном давлении в шинах увеличивается тормозной путь и меняется износ ходовой части.

Последнее происходит из-за большей жесткости шин, и эта жесткость будет передаваться на детали ходовой части, подвески и трансмиссии. Также изменится износ шины: если при стандартном давлении шина изнашивается равномерно, по всей плоскости протектора, то при «перекачке» шина будет изнашиваться посередине.

Ухудшится проходимость автомобиля. На управляемость перекачанные шины никак не повлияют, но машина станет жестче, езда будет не такой комфортной, что почувствуется сразу.

В шинах очень важно поддерживать необходимое давление, это помогает использовать машину на всю мощность. Однако, прежде всего, это нужно для сохранения требуемой безопасности во время нахождения на дороге. Если у вас еще мало опыта, и вы желаете провести эксперимент с давлением, то, возможно, вам покажется, что перекачанные шины станут лучшим решением. Если мы накачаем шины больше дозволенного, нам будет казаться, что автомобиль едет быстрее, появится лучшая динамика, а колеса станут более чувствительными и податливыми при рулении.


И все же, все эти преимущества вынуждают нас отказаться от них ввиду наличия больших недостатков. Если колеса машины перекачать, то автомобиль будет больше заносить. При этом плавный ход значительно уменьшится, мы будем ощущать все неровности дороги, по которым происходит движение машины. Кроме этого, в такой ситуации будет увеличено расстояние тормозного пути, а также машина потеряет устойчивость во время торможения, что является довольно опасным. По этой причине не нужно добивать необходимые параметры авто накачкой шин.


Перекаченные шины

Такая ситуация может случиться если вы, к примеру, холодным утром вышли к своему авто и увидели, что колеса немного сдуты. Далее вы решаете взять в руки насос и начинаете качать шины до 2-2,2 атмосферы, как и сказано в инструкции. Спустя дней 7 мороз в 30 градусов уйдет, а ему на смену придет оттепель. Воздух при этом внутри колес нагреется, что повысит давление на уровень больше нужного, а именно, до 2,5 атмосфер. При начале движения автомобиля, колеса будут нагреваться еще больше, а давление внутри них станет увеличиваться. Автомобиль на перекачанных шинах будет перемещаться словно козел по камешкам.


При этом ход будет очень жестким, а кузов машины и подвеска начнут сотрясаться от вибраций на любой трассе. При падении в ямку, которую обычно вы бы и не заметили, может разрушиться диск и покрышка. В целом, езда с такими шинами получится намного менее комфортной, а водитель будет вынужден сбавить давление в шинах до нужного уровня. В зимний сезон недокаченные колеса могут представлять собой опасность.


Желание сэкономить топливо

  • если вы перекачаете свои шины на пол атмосферы, ваш автомобиль позволит дать некоторую экономию горючего (примерно 1,6%);
  • кроме того, на небольшой скорости вы получите лучшую управляемость машиной.
  • тормозить при этом шины будут как обычно.


  • будет намного труднее удерживаться на грани юза;
  • из-за снижения области сцепления шин с покрытием дороги, будет уменьшена скорость машины;
  • ухудшится возможность управления во время езды на высокой скорости, т.к.руль потеряет чувствительность.


Также, перекаченные шины реагируют на неровности. При этом они быстрее изнашиваются в средней части протектора. Шины с увеличенным или сниженным давлением заметно ухудшают характеристики автомобиля. Низкое давление может стать причиной ДТП.

Перекаченные шины — плюсы и минусы использования

На форумах автомобилистов постоянно ведутся споры о влиянии перекаченных покрышек на управляемость автомобиля, качество вождения, износ деталей, экономию топлива. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Шины и давление

В руководстве по эксплуатации транспортного средства указано рекомендуемое давление в шинах. Его также наносят на крышку бензобака или двери. Этот показатель может отличаться в зависимости от вида (грузовая, легковая, автобус) и марки машины. Для передних и задних колес также установлены разные значения.

Давление в покрышках измеряется в барах, атмосферах, фунтах на квадратный дюйм. Для его контроля используют автомобильный манометр. Замерять этот показатель рекомендуется на «холодных» колесах в таких случаях:

  1. При ежедневном пользовании транспортным средством с периодичностью 1 раз в 1-2 недели.
  2. Перед предстоящей длительной поездкой.
  3. Когда транспортным средством не пользовались долгое время.
  4. При резких перепадах температуры воздуха.

Шины транспортного средства могут быть недостаточно накаченными, перекаченными или неравномерно накаченными.

Каким образом может оказаться, что они перекачены? Да очень просто. Зимой после морозной ночи давление воздуха в шинах снижается. Создается впечатление, что они немного сдуты. Неопытный водитель подкачает их до рекомендуемого уровня давления. Через пару дней придет оттепель. Воздух нагреется и давление в шинах повысится на 0,2-0,3 атмосферы выше нормы.

Перекаченные шины

Каковы плюсы и минусы перекаченных шин? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Преимущества

Перекаченные шины дают незначительные выгоды автолюбителям:

  • Управлять автомобилем на малых скоростях легче благодаря тому, что пятно контакта протектора с дорогой уменьшается. Машина становится манёвренней. Особенно это удобно летом во время поездки по ровному твердому покрытию: асфальту, бетону. При этом подвеска должна быть в идеальном состоянии. Иначе малейшие выбоины и кочки будут давать знать о себе водителю.
  • Снижается нагрев шин во время равномерного движения по трассе. Причина – уменьшение сопротивления покрышек качению.
  • При перекачке на 0,1-0,2 атмосферы торможение будет происходить как при рекомендованном давлении.
  • Подсчитано, что при давлении в покрышках выше нормы на 0,5 атмосферы, экономится до 1,6% автомобильного топлива. Это объясняется уменьшением сопротивления шин при качении. Они меньше деформируются, площадь пятна контакта с дорогой уменьшается. По статистике на преодоление сопротивления покрышек во время движения расходуется до 20 % топлива. Если снизить это сопротивление на 10 %, то можно сэкономить до 2 % горючего.
  • Улучшается рулевое управление автомобиля. Это актуально для гоночных автокаров. Профессиональные гонщики специально завышают уровень давления в покрышках, чтобы сделать автомобиль более маневренным. Но при этом снижается устойчивость машины на поворотах.
  • Каскадеры намеренно перекачивают колеса для постановки трюков с автомобилями.

Сильно перекаченные шины

Недостатки

Минусов перекаченных шин гораздо больше, чем плюсов. И вот почему:

Подведение итогов

Споры по поводу того, стоит ли повышать давление в шинах выше положенной нормы постоянно ведутся среди автолюбителей.

Некоторые из них привыкли к вождению на слегка перекаченных шинах. Этот стиль им удобен и не доставляет никакого дискомфорта. Они отмечают, что перекаченные покрышки хорошо зарекомендовали себя в поездках на большие расстояния на умеренной скорости по ровной сухой дороге. Эксперты утверждают, что при этом можно сэкономить до 2 % горючего.

Читайте также: