Как красить диски после пескоструя

Опубликовано: 26.04.2024

Даже дорогие и качественный колесные диски со временем подвергаются повреждениям, а иногда даже сильным. Их внешний вид становится непрезентабельным, и поэтому перед автолюбителями встает дилемма: покупать новые либо восстанавливать старые. Приобретать новые автодиски довольно затратно, особенно легкосплавные модели, так как стоят они дорого. Поэтому приходится задумываться о реставрации в автомастерской либо дома.

Восстановить диски самостоятельно можно, но многие предпочитают отдавать их в руки профессионалов для максимально качественной обработки и дальнейшей покраски. Одним из таких методов обработки, которым пользуются в мастерских, является пескоструйная очистка дисков.


Технология пескоструйной обработки

Пескоструйка дисков

Многие автолюбители не знают, что это за технология, поэтому задаются вопросом: что такое пескоструйная обработка дисков? Такая обработка предусматривает очищение поверхности при помощи абразивных частиц, которые с высокой скоростью направляются на требуемый объект. Сила напора в данном случае очень велика, поэтому автодиск можно очистить от всего лишнего, что на нем есть. А именно:

  • грязь;
  • старая краска;
  • ржавчина;
  • грунтовка.

Преимущество этого метода не только в том, что очищение производится до самого металла, а и в том, что частицы позволяют создать шероховатость поверхности. А это дает отличную базу для сцепления с новой грунтовкой и краской.

Из плюсов данной процедуры можно выделить:

  • быстрота обработки;
  • высокое качество очищения даже в труднодоступных местах;
  • при подобной обработке не происходит истончение металла;
  • увеличение адгезии автодиска с иными материалами (краска, грунт, шпаклевка).

Но несмотря на множество преимуществ, данный метод имеет и свои недостатки:

  • обработка проводится в специально оборудованном помещении;
  • спец. одежда для работы с пескоструйным аппаратом;
  • высокая цена оборудования и его комплектующих.

Отпескоструить диски можно в специальных автомастерских, где всю работу выполняют исключительно профессионалы, знающие свое дело.

Принцип действия пескоструйного агрегата заключается в следующем:

  • Ручной аппарат для обработки представляет собой распылитель, к которому крепится емкость с абразивными материалами и компрессорный шланг.
  • В качестве очищающего материала используется кварцевый песок. Но часто к нему еще добавляют никельшлак, частицы алюминия, стеклянные шарики и т. п.
  • Во время работы аппарата сжатый воздух внутри него выталкивает абразивные частицы с огромной скоростью на очищаемую поверхность.
  • Абразив обязательно должен быть максимально очищенным и сухим, иначе работать не получится.
  • Таким образом получается быстро очистить поверхность диска от всего ненужного, при этом не повредив его.

Пескоструй дисков и порошковая покраска

Пескоструйная обработка — это первый этап на пути к полному восстановлению диска. Следующим немаловажным моментом является его окрашивание. Главную роль в этом вопросе играет выбор качественной краски. Самой популярной и долговечной является порошковая. И это неудивительно, ведь она имеет много преимуществ среди иных возможных красок. Например:

  • устойчивость к механическим и химическим повреждениям;
  • экономичность в использовании;
  • богатая палитра оттенков.

Если требуется покрасить всего четыре диска, то нет смысла покупать все комплектующие для нанесения такого рода краски. Лучше заплатить деньги и отдать колеса в руки профессионалов.

Порошковые краски бывают различных видов:

  • полиуретановые;
  • силиконовые;
  • эпоксидные

Наносится краска на уже обработанный пескоструем диск при помощи пистолета с электростатическим эффектом. Суть такой окраски заключается в прилипании частиц покрасочного материала к диску за счет статического заряда. Завершающим этапом является полимеризация покрытия. Окрашенный диск помещают в специальную камеру с температурой в 200°. И там происходит полимеризация порошковой краски.


Покрашенный порошковой краской автодиск

Пескоструйный аппарат для дисков

Пескоструйное оборудование бывает не только в виде распылителя со шлангом. Это также может быть:

  • эжекционный пистолет;
  • напорная эжекторная установка;
  • камера.

А вот камера уже представляет собой закрытую кабину. Эжекционная технология являет собой вакуумное всасывание абразива и подачу его через шланг с высокой скоростью (около 300 км в час). Специальная камера для очистки абразивом имеет больше преимуществ, чем вышеупомянутое оборудование. А именно:

  • не создает много шума;
  • предотвращает попадание пилы на поверхность во время очистки;
  • позволяет использовать высококачественный абразив;
  • недорогая стоимость обработки подобным методом.

Но такая камера подходит для очистки предметов величиной не более одного метра. А вот пистолетом и установкой можно обрабатывать не только диски, но и кузова автомобилей, большие металлические детали. Открытый метод работы может быть небезопасным, поэтому во время очистки необходимо надевать специальный костюм, перчатки, респиратор и очки.


Работа профессионала

Где можно отпескоструить диски

Подобная работа выполняется в специализированных автосервисах либо СТО. Процедура эта не из дешевых, поэтому чтобы пескоструить диски таким образом, придется подкопить средства. Но все плюсы такого метода в любом случае перекрывают допустимые затраты. Все потому, что при обычной обработке наждачной бумагой и дешевой краской автодиски хоть и преображаются, но в таком состоянии пребывают очень мало. И в скором времени их опять придется обновлять. И несколько таких обновлений в сумме составят одну качественную пескоструйную обработку.

Получается, что очистка диска таким методом на много лет продлевает его срок службы, и к тому же гарантирует защиту от внешних разрушающих факторов. Еще одним нюансом в данном вопросе является выбор сервиса и мастера, который будет проводить обработку. Если совсем нет понятия, куда именно и к кому обратиться, то можно почитать отзывы о том или ином автосервисе в интернете. Либо просто поспрашивать у знакомых водителей, которые уже прибегали к такой процедуре.


Качественная работ

Если имеется желание качественно восстановить диски и сохранить такой эффект надолго, то нужно отдать предпочтение именно предварительной пескоструйной обработке. Покраска тоже является важным моментом, поэтому лучше выбрать порошковый материал. Самым оптимальным вариантом для автолюбителя будет заказ услуги пескоструйной обработки вместе с дальнейшей покраской диска. Профессионалы выполнят такую работу быстро и качественно.

Пескоструйная обработка и окраска – процессы, следующие один за другим. Пескоструйная очистка металла и других поверхностей исключает использование химических растворителей и агентов, что облегчает окрашивание и позволяет использовать порошковое покрытие. Покраска после пескоструйной обработки хорошо сцепляется с металлом, потому что его поверхность становится безупречно чистой и немного шероховатой.

Часто пескоструйная обработка выступает подготовительной процедурой перед окрашиванием. Мощный поток воздуха и абразивных частиц удаляет с поверхности не только грязь и следы старого покрытия, но также ржавчину, окалину, заусеницы, раковины, трещины. Современные технологии позволяют сделать это, не повредив поверхность металла. Подготовить таким образом к окраске можно любой сплав: алюминий, бронзу, дюраль, медь, чугун, нержавеющую сталь.

Покраска после пескоструйной обработки

Покраска после пескоструйной обработки выходит не только более аккуратной, но и более долговечной. Надежность покрытия увеличивается примерно в 4 раза в сравнении с нанесением краски на поверхности, которые были очищены другими способами. К тому же пескоструй – самый эффективный способ удаления с металла окалины и ржавчины, но после него необходимо нанести на поверхность антикоррозионное покрытие. Пескоструй всегда предшествует порошковому окрашиванию, потому что одновременно очищает и обезжиривает металл, а также гарантирует качественное сцепление краски с материалом.

Преимущества пескоструйной подготовки к окрашиванию

  • Высокая скорость. Пескоструй незаменим, когда нужно покрасить большие металлоконструкции. Очищение их любым другим методом займет много времени, а пескоструйное оборудование позволяет обработать большую площадь в сжатые сроки. Пескоструйная обработка быстрее других методов примерно в 8-9 раз.
  • Универсальность. Пескоструй позволяет подготовить к окрашиванию любой материал: металл, дерево, бетон. К тому же форма заготовки не имеет значения. Благодаря особенностям технологии пескоструй быстро очистит все изгибы, завитки и углубления.
  • Увеличение физической и химической адгезии. Другими словами, покраска после пескоструйной обработки получается более долговечной за счет лучшего сцепления с поверхностью.

Порошковое окрашивание металла

При использовании порошковых материалов покраска следует сразу после пескоструйной обработки, без пауз. Порошковое окрашивание востребовано, например, в машиностроении. Если лакокрасочное покрытие держится примерно пару лет, порошковая краска более долговечная, она дольше не разрушается, сопротивляется коррозии. Среди преимуществ порошкового окрашивания кузова – экономный расход материалов, благодаря чему стоимость процедуры снижается. В отходы идет лишь незначительная доля порошкового пигмента, тогда как при традиционной технологии окрашивания в отходы может уйти половина краски.

Покраска после пескоструйной обработки

Кузов или другую металлическую конструкцию готовят к покраске: моют, зачищают, обезжиривают. Затем в специальной камере распыляют красящий пигмент с электрическим потенциалом, противоположным потенциалу детали. Металлическую конструкцию помещают в камеру, и под воздействием электростатического притяжения порошок равномерно покрывает ее. После этого конструкцию отправляют на расплавление и полимеризацию пигмента в специальную печь. Затем краска охлаждается и как бы прикипает к металлу, образует с ним единое целое.

Порошковая покраска после пескоструйной обработки держится намного дольше обычного лакокрасочного покрытия, поскольку под ней не образуется ржавчина и окалина. Технология сравнительно недорогая, потому что неиспользованный порошок фильтруют и используют повторно. К тому же порошковый метод окрашивания исключает появление дефектов, так что технологии используют для реставрации коленных дисков. Но окрашивать таким образом можно практически все поверхности, ограничений нет.

Покраска разных сплавов после пескоструйной обработки

Важно учитывать при пескоструйной очистке и окрашивании специфику разных металлических сплавов. Например, чугун после обработки абразивными частицами и воздухом быстро окисляется. Поэтому его покрывают грунтовкой через несколько часов после шлифовки абразивом. Чтобы на чугунной поверхности не начались химические реакции, наносить грунтовку нужно не позднее, чем через 6 часов после пескоструя.

Цель грунтовки – в заполнении крупных кратеров и обеспечении хорошего сцепления краски с поверхностью, поэтому металл грунтуют вне зависимости от того, как будет окрашена конструкция.

При работе с алюминием, помимо стандартного обезжиривания, применяют также фосфатирование, чтобы добиться качественной защиты от коррозии и избежать быстрого окисления. Значение имеет также давление воздуха при пескоструйной обработке. Например, для зачистки перед окрашиванием бетона и камня достаточно 3 атмосфер, тогда как металлические конструкции обычно обрабатывают под 5-6 атмосферами.

Покраска после пескоструйной обработки

Пескоструй позволяет очистить и окрасить также любые детали. Порошковая краска не скалывается при ударах, ее невозможно поцарапать, а сложность формы не влияет на качество окрашивания. При соблюдении технологии порошковое покрытие деталей может прослужить до 20 лет. Вдобавок это не пожароопасный материал, порошковое покрытие отлично выдерживает высокие температуры и не загорается. Кроме того, порошком красят не только металл, но и детали из стекла и пластика. Покрытие может имитировать дерево, камень, кожу, оно может быть глянцевым или матовым.

Поскольку детали могут быть габаритными, камера для окрашивания обычно большая. Технология требует также применения транспортера, который будет перемещать окрашиваемые детали между камерами. Важно, чтобы изделие не соприкасалось со стенками камеры, иначе покрытие будет испорчено. Крупногабаритные комплектующие окрашивают на комплексных линиях, которые включают покрасочную камеру, конвейер, печь и систему охлаждения.

Покрашенная штамповка

Основная проблема стальных автомобильных дисков, сделанных методом штамповки, — не слишком привлекательный внешний вид, особенно спустя год-два эксплуатации по зимним дорогам, посыпанным солью. Она провоцирует быстрое появление ржавчины, возникающей в местах повреждения лакокрасочного покрытия. Покупать из-за этого новые обода — не лучший вариант, ведь можно обойтись «малой кровью» — покраской штампованных дисков своими руками. Таким путём вы вернёте колёсам презентабельную внешность.

Существующие способы окрашивания

Прошли те времена, когда автолюбители, желающие выполнить покраску самостоятельно, могли воспользоваться только нитроэмалью, а в крайнем случае применяли масляные и пентафталевые краски. Сейчас появились новые химические составы, благодаря которым есть возможность покраски ободьев несколькими способами:

  • с помощью акриловых красок, продающихся в аэрозольных баллончиках;
  • нанесение полимерных покрытий;
  • старый способ — окрашивание автомобильной нитроэмалью;
  • укладка слоя так называемой жидкой резины;
  • хромирование.

Покрашенный диск на машине

Так выглядит вновь покрашенный диск на автомобиле

Не все из перечисленных вариантов пригодны для реализации в домашних условиях. Взять полимерное (порошковое) покрытие, обладающее очень высокой стойкостью к воздействию окружающей среды и механическим повреждениям. Его наносят по определённой технологии, состоящей из таких этапов:

  1. Подготовка поверхности, включающая обезжиривание.
  2. Грунтование специальным составом.
  3. Нанесение порошковой эмали.
  4. Отвердевание лакокрасочного покрытия в печи.

Справка. В продаже можно найти полимерные краски, застывающие без термической обработки. Но их прочность и долговечность не столь высока и по эксплуатационным свойствам приравнивается к акриловым покрытиям.

Поскольку печь для термообработки крашеных изделий есть не в каждом доме, данный способ не подойдёт рядовому владельцу авто. Разве что вы обратитесь в специализированную автомастерскую, где качественно нанесут полимер, взяв достойную оплату.

По тем же причинам в домашних условиях практически невозможно выполнить хромирование. Это сложный технологический процесс, включающий в себя последовательное нанесение различных компонентов с несколькими промежуточными промывками дистиллированной водой. Причём время укладки химикатов на поверхность строго регламентировано. Поэтому для придания дискам эффекта хромированной поверхности придётся опять же обратиться к профессионалам.

Хромированный обод

Колёсный диск с покрытием под хром

Примечание. Хромирование можно имитировать с помощью специальных аэрозольных красок типа «хром — эффект», наносимых на слой чёрного грунта. Правда, придётся потратиться на дорогую эмаль, поскольку от применения дешёвой вы получите цвет «металлик», а отнюдь не блестящую поверхность. Технология окрашивания аналогична использованию акриловых составов, о чём будет рассказано ниже.

Варианты для покраски штампованных дисков своими руками

Большинство автомобилистов, занимающихся собственноручным восстановлением внешнего вида штампованных дисков, пользуется тремя разновидностями красок:

  • акриловые;
  • автомобильные нитроэмали;
  • жидкая резина.

Краски на акриловой основе

Акриловые краски в аэрозольных баллончиках

Акриловые покрытия достаточно прочны и долговечны, а при нанесении практически не издают запаха и быстро высыхают. Выбор таких красок очень широк, так что подобрать цвет — не проблема. При желании вы можете окрасить колёсные диски акрилом в 2 цвета, используя малярный скотч либо специальную контурную ленту шириной 6 мм. Двуцветные колёса выглядят впечатляюще, поэтому такой вариант обретает всё большую популярность.

Покраска в два цвета

Штампованные обода, окрашенные двумя цветами

Нитроэмаль подойдёт для бюджетной покраски дисков. Она довольно стойкая, а высыхает ещё быстрее акрила. Одна беда — при окрашивании издаёт очень неприятный запах и выделяет вредные пары, так что нужно предусмотреть хорошее проветривание помещения и пользоваться средствами защиты дыхательных путей (респиратором).

Совет. Если вы хотите покрасить обод в 2 цвета, то не следует использовать нитрокраску. Замечены случаи, когда при нанесении второго слоя эмали первый начинал растворяться и «плыть», отчего цвета смешивались, так что лучше не рисковать.

Главное преимущество жидкой резины перед остальными видами покрытий — нивелировать мелкие выбоины на поверхности, чему способствует наполнитель состава — измельчённый каучук. Вдобавок слой жидкой резины получается толстым и эластичным, что помогает ему противостоять ударам камешков и другим механическим воздействиям. Сохнет состав быстро, а после застывания не требует дополнительной защиты лаком.

Краска жидкая резина

Жидкая резина тоже продается в баллонах

Подготовка оборудования и материалов

Технология нанесения любой краски на автомобильные диски предусматривает метод напыления из баллончика либо краскопультом, кисточки здесь неприменимы. Для работы краскопульта необходим компрессор или баллон с кислородом, а таким оборудованием располагает небольшая часть владельцев загородных домов.

Инструмент для подготовки и покраски

Набор инструментов и материалов для восстановления ободьев

Отсюда вывод: красящие составы и грунт лучше всего покупать в аэрозольных баллонах, благо, в продаже есть широкий выбор эмалей в подобной таре. Кроме того, для выполнения работ понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • дрель электрическая либо угловая шлифовальная машина с насадкой из стальной проволоки (так называемый ёрш);
  • крупная и мелкая наждачная бумага, подойдёт зернистость 400 и 200;
  • преобразователь ржавчины либо его аналог — ортофосфорная кислота;
  • средство для обезжиривания — уайт-спирит, нефрас (иначе — бензин «Калоша»), органический растворитель;
  • малярный скотч, контурная лента;
  • краска в расчёте 1 баллон объёмом 450 мл на 2 диска, жидкой резины может понадобиться больше;
  • грунтовка (1 баллон на 4 диска);
  • ветошь, резиновые перчатки, респиратор либо марлевая повязка.

Комплект красок и растворителей

Набор химикатов для покраски

Примечание. Не подойдёт для обезжиривания ацетон и неорганические растворители для нитрокрасок, поскольку они не способны разлагать жиры.

Важный момент. Грунтовку необходимо подбирать таким образом, чтобы она соответствовала основе, на которой изготовлена краска. Например, для составов на основе акрила нужен акриловый грунт и так далее. Сама технология нанесения мало отличается от типа эмали, операции выполняются одни и те же.

Технология окраски колёсных дисков автомобиля

Весь процесс окрашивания делится на следующие этапы:

  1. Снятие колёс, их разбортовка и удаление грязи.
  2. Подготовка к покраске.
  3. Нанесение грунта.
  4. Окраска и сушка.

Средство для мойки колес

Обода надо хорошо вымыть от грязи и просушить

На первом этапе важно хорошенько вымыть диски с использованием обезжиривающих моющих средств (подойдут кухонные). Если вы решили их красить, не снимая шин, то придётся тщательно помыть и резину. После мойки просушите колёса на свежем воздухе либо в проветриваемом помещении.

Процесс подготовки к окрашиванию штамповки в цвет

На данном этапе необходимо выполнить следующие операции:

  1. Очистка ржавчины и старого лакокрасочного покрытия.
  2. Обезжиривание.
  3. Оклеивание малярным пластырем (при необходимости).

Чистка обода ершом

Первичная зачистка диска ёршиком

Выполняя первую операцию, нужно достигнуть двух целей: полностью убрать ржавчину и максимально зачистить нанесённый лак и краску. В идеале старое покрытие должно быть снято полностью, чего при ручной обработке добиться довольно трудно. Но лак следует зачистить полностью, а краску — по мере возможности. Там, где она прочно держится, шкурить до металла необязательно. Сначала нужно использовать грубую наждачную бумагу, а потом — более мелкую для затирки царапин.

Совет. Не допускайте, чтобы старое покрытие оставалось на металле в виде островков с чёткими выступающими краями. После окрашивания оставшиеся острова обязательно проявятся, сколько слоёв ни накладывай. Выступы необходимо затереть шкуркой, чтобы на ощупь поверхность казалась гладкой.

Удаление ржавчины

Заливка преобразователя ржавчины в щели диска

В конструкции штампованных стальных дисков есть одно слабое место, куда постоянно набивается грязь и где ржавчина возникает в первую очередь. Это щель, расположенная по кругу между двумя элементами — ободом и средней частью с отверстиями для болтов крепления. Чтобы её вычистить и ошкурить, применяются такие способы:

  • обработка преобразователем ржавчины или ортофосфорной кислотой с последующей очисткой и ошкуриванием;
  • использование пескоструйных аппаратов.

Совет. Последний способ — наиболее эффективный, воспользуйтесь им при возможности. Если же у вас дома стоит компрессор, то можно приобрести для него пескоструйную насадку и качественно вычистить весь диск от следов коррозии и старой краски.

Насадка на компрессор

Так выглядит пескоструйная насадка с бачком для песка

Проведя зачистку, обезжирьте колёсный диск с обеих сторон ветошью, смоченной уайт-спиритом, и дайте ему просохнуть. После обезжиривания за металл нельзя браться руками и мочить его водой. Если вы оставили шины надетыми на ободья, то их необходимо спустить до максимума и оклеить малярным скотчем, стараясь завести его как можно дальше под кромку диска. Другой вариант — сделать обрамление окрашиваемой части из картона, вырезав его полукругом и подсунув под край обода.

Оклейка резины скотчем

Диск с резиной, готовый к окрашиванию

Грунтование и окраска

Первым делом желательно создать удобные условия для выполнения этих операций. Чтобы качественно прокрасить диски, для них стоит придумать подиумы, например, из перевёрнутых старых вёдер. Идеальный вариант — подвесить обод, чтобы обеспечить к нему доступ со всех сторон. Когда все готово к покраске, действуйте в таком порядке:

  1. Встряхивайте баллончик с акриловым грунтом в течение 3—5 минут, после чего аккуратно нанесите первый слой, держа распылитель на расстоянии не менее 20 см от поверхности.
  2. Просушите первый слой в течение времени, указанного на упаковке (до 20 мин).
  3. Равномерно наложите второй слой грунта и дайте ему просохнуть.
  4. Встряхнув как следует баллончик с акриловой краской, нанесите её в 3—4 слоя с перерывами 10 мин для просушки. Во время окрашивания периодически встряхивайте содержимое баллона и не останавливайтесь на одном месте, иначе образуются потеки.

Процесс окраски обода

Красить гораздо удобнее, когда диск подвешен на проволоке

Совет. Не грунтуйте и не красьте обода на улице, под открытым небом. Проблема не в дожде, как можно подумать, а в частицах пыли, оседающих на крашеной поверхности от малейшего ветерка. Пыль испортит всю вашу работу.

Если поверхность обода усеяна дефектами от ударов, то углубления стоит предварительно зашпаклевать и зачистить мелкой наждачной бумагой. Но из-за прямого взаимодействия ободьев с дорожным покрытием, которое в наших условиях редко бывает ровным, шпатлевка со временем может отколоться, обнажив голый металл, где быстро возникнет коррозия. Поэтому для подобных дисков уместен вариант с окраской жидкой резиной, чей слой перекроет все дефекты. Технология нанесения такого покрытия не отличается от окраски акрилом, только количество слоёв может составить от 3 до 7.

Оклейка дисков для второй покраски

С помощью оклейки можно создать собственный рисунок

Для окрашивания в 2 цвета нужно после полного высыхания первой краски оклеить диск в нужных местах малярным скотчем. Затем взять эмаль другого цвета и наложить её в 3—5 слоёв с перерывами на высыхание. Процесс сушки ускоряется при использовании строительного фена. После полного застывания покрытия скотч можно удалить.

Двуцветные диски

Результат покраски в 2 цвета

Чтобы лакокрасочное покрытие служило как можно дольше, его рекомендуется защитить слоем автомобильного бесцветного лака. Тогда при воздействии абразивных частиц и ударах камешками основной окрашивающий слой диска не будет повреждаться. Лак можно наносить через 1 час после покраски по той же технологии: не менее 3 слоёв с перерывами для отвердевания.

Совет. Чтобы ваши труды над красотой дисков не пропали зря, перед установкой колёс на автомобиль выдержите не менее суток, необходимых для полного высыхания нового покрытия.

Когда станете снимать колеса с машины, обратите внимание на внешний вид передних тормозных суппортов и задних барабанов. Наверняка они облезли и будут некрасиво просвечивать через технологические проемы в стальном диске. Чтобы навести полную красоту, стоит суппорта и барабаны покрасить в какой-нибудь цвет, гармонирующий с новым покрытием ободьев.

Окраска суппортов

С покрашенным суппортом и ступицей машина будет выглядеть еще привлекательнее

Видео о нанесении краски на штампованные диски авто

О мерах безопасности

Малярные работы с применением распылителей (баллончиков либо краскопульта) представляют опасность для здоровья, какой бы краской вы ни пользовались. Мельчайшие капельки химических составов образуют аэрозоль (взвесь жидкости в воздухе), попадающий в дыхательные пути и глаза. Вредные вещества, особенно канцерогены, выводятся из организма достаточно долго. При использовании нитрокрасок к этому набору добавляются вредные пары ацетона.

Чтобы красить диски без вреда для здоровья, соблюдайте элементарные правила безопасности:

  • выполняйте работы в помещении, которое хорошо проветривается (например, гараж с открытыми воротами);
  • не занимайтесь покраской в собственной квартире, где вместе с вами проживают маленькие дети;
  • надевайте респиратор либо защитную марлевую повязку и очки;
  • на руки натяните резиновые перчатки.

Перчатки, респиратор и очки

Набор для безопасной покраски дисков

Совет. Дыхательные пути нужно защищать, начиная с процесса зачистки металла от ржавчины, поскольку мелкая абразивная пыль тоже поднимается в воздухе. Другой вариант — периодическое увлажнение наждачной бумаги, что предотвратит появление пыли, да и тереть будет легче.

Самая сложная и трудоёмкая часть процесса окрашивания дисков — это подготовка. Мойка, ошкуривание и обезжиривание отнимет у вас львиную долю времени, отведённого на данное мероприятие. В целом нужно рассчитывать, что процедура займёт 1 день плюс ещё сутки на высыхание лакокрасочного покрытия. Но профессиональная окраска в автомастерской тоже делается не быстро, да и обойдётся недешево. Отсюда вывод: самостоятельная покраска стальных дисков имеет смысл при условии, что вы располагаете свободным временем.

Полимерная покраска позволит восстановить прежний лоск колесных дисков или придать им новый вид. Но только если все делать правильно. Нюансы и особенности данной технологии - в репортаже Ивана Кришкевича.


За несколько лет колесные диски теряют свой первозданный вид: агрессивная среда и механические повреждения (сколы от камней, "притертые" о бордюры края) быстро делают свое дело. Если речь идет о стальных дисках, владельцы особо не заморачиваются. То же касается недорогого и старого "литья" 13-15-й размерности. Но те автолюбители, которые трепетно относятся к эстетике автомобиля вообще и его колес в частности, готовы вкладываться во внешний вид дисков.


С учетом того, что комплект хорошего "литья" большой размерности может стоить 2-3 тысячи долларов, покупать новые диски только лишь из-за потери внешнего вида нецелесообразно. Восстановить и перекрасить будет стоить куда дешевле. При этом автовладелец стоит перед выбором: обычная покраска или полимерная? Будем разбираться!

Плюсы


- У полимерной покраски по сравнению с обычной есть свои плюсы и минусы, - замечает директор DiskService Андрей Казак. - Среди технологических преимуществ - скорость. В среднем диски красятся автомобильной краской от трех до семи дней, а полимером это можно сделать максимально быстро в течение суток. Жидкой краске надо давать время, чтобы она высохла. Полимер же запекается в печи полимеризации, и это получается быстрее. На каждый слой при правильном запекании (в зависимости от размера дисков, материала и оборудования) уходит от 30 минут до часа.


Есть и другие бонусы. Если пошла окись алюминиевого сплава, то обычной покраской вы это никак не уберете. Технология полимерной покраски подразумевает подготовку, при которой применяется пескоструйная или дробеструйная очистка диска, после которой окись убирается.


Стойкость к мелким механическим повреждениям у полимерного покрытия выше, но если продолжить притираться к бордюрам, то никакое ЛКП не поможет. Наконец, стоимость: в среднем полимерная покраска комплекта дисков выходит в 1,5-2 раза дешевле обычной покраски.

Нюансы и минусы


Цветовая палитра у полимеров меньше, чем у жидкой краски, а цвета и оттенки надо подбирать из имеющихся. Есть какие-то стандартные цвета, которые люди берут чаще всего.


Основные цвета - черный глянец, серебро беззерновое и с мелким зерном. В основном хотят под завод. Оттенок точь-в-точь тяжело подобрать, но похожий - можно. Нецелесообразно покупать коробку краски, которая не будет востребована. Здесь нельзя купить 100 граммов, надо сразу брать коробку. Хороший материал краски стоит от 20 евро за килограмм.


У некоторых производителей (Audi, BMW) диски идут с проточками лицевой части. Это можно восстановить. Уже подготовленный и покрашенный диск с грунтом и основной краской ставится на станок с числовым программным управлением (ЧПУ) - и лицевая часть протачивается. Затем голый металл покрывается лаком, глянцевым или матовым.


Выглядит красиво, но проточка увеличивает стоимость почти в два раза! И это вариант только на летний сезон. Лак ложится на голый металл - толщина и прочность такого покрытия меньше, чем с грунтом и основной краской. Поэтому минимальный скол "пробивает" до металла, туда попадает соль со всеми вытекающими. Один, максимум два сезона - и нужно перекрашивать.


Красятся любые диски. Но чтобы сделать хорошо хром, нужно снимать его методом гальваники, чтобы получился ровный металл, на который наносится краска. Если же диск пескоструится, то снимается только верхняя часть покрытия - оно заматовывается. И это плохо c точки зрения долговечности нового покрытия.


Что еще? Полимером диск необходимо перекрашивать целиком, "подкрасить" не получится. Если ранее диск был окрашен полимерной краской, удалить ее намного сложнее, чем обычную.


Еще один немаловажный фактор: нарушение технологии чревато не просто потерей внешнего вида - можно безвозвратно повредить сам диск. Некоторые конторы грешили нарушением технологии: чтобы снять старое покрытие, они в печи поляризации выставляли 300-350 градусов. Да, после такого "прогрева" старое покрытие очень легко снимается, но при этом теряется прочность дисков.

Отсюда и "страшилки" о том, что после полимерной покраски диски разрушились. Все дело - в нарушении технологического процесса. Если все делать правильно, проблем с дисками не будет. Поэтому и рекомендация - обращаться именно в те компании, что специализируются на полимерной покраске дисков и знают все нюансы этой работы. От этого действительно зависит многое.

Как это делается


В первую очередь надо проверить диски на геометрию - ровнять их следует перед покраской. Мелкие дефекты (раковины, окислы, следы от бордюров) видны сразу, некоторые проявляются в процессе очистки. Забегая вперед, скажу, что мелкие дефекты устраняются шлифовкой, крупные - аргоновой сваркой.


Качество работ зависит как от используемых материалов, так и от соблюдения технологии. Но в любом случае все начинается с правильной подготовки. Обязательно, чтобы не портить поверхность диска, он несколько часов отмокает в мягкой химии и только затем отдается на пескоструйную или дробеструйную обработку.

Некоторые мастерские с целью ускорения и удешевления не используют химию и применяют крупную фракцию дроби (0,8). Да, краска слетает моментом, но поверхность уже не будет ровной, будут кратеры. Мы обязательно отмачиваем диски и отдаем их на дробеструйную обработку, где используется дробь фракции 0,3, - поверхность при этом получается ровнее, чем при пескоструйной обработке.


Если легкосплавные диски после пескоструя могут несколько часов пролежать, даже сутки - с ним ничего не случится, то стальной диск после очистки сразу надо красить, иначе коррозия начинает развиваться на глазах!


Далее следует ручная подготовка. При помощи наждачки вручную диск полностью "вышкуривается", поверхность полностью выравнивается, чтобы она была более гладкой и ровной.


На этом этапе устраняются раковины, мелкие сколы, повреждения от бордюров. После шлифовки поверхность дисков обезжиривается.


Затем подготовленные диски отправляются в печь, в которой находятся около 40 минут при температуре 200 градусов. Так происходит процесс дегазации, чтобы воздух вышел из мелких пор металла. Одновременно с этим снимается и напряжение металла после пескоструя.


Польские печи стоят от 20 тысяч долларов, а эта - белорусского производства. Точнее, она самодельная, но сами "мозги" выполнены очень опытным электриком, который сделал не одну такую печь. К тому же здесь учтены все технологические особенности и потребности, а от этих нюансов также зависит качество работ.


После "прогрева" на еще теплые диски наносится грунт, который затем запекается в печи. Низкотемпературные грунты требуют 150 градусов, высокотемпературные - до 200 градусов. Время запекания зависит от оборудования и занимает от 30 минут до часа.


Чтобы не допустить пыли на участке окраски, используется мощная вытяжка. Кстати, фильтры в системе - от МАЗа!


После застывания грунта диски снова обрабатываются шкуркой и готовятся к покраске. На этом этапе также могут устраняться мелкие повреждения диска.


Каждый последующий слой (основная краска, затем лак) после нанесения также запекается. При этом важна и температура, и время нахождения в печи. Если недодержать лак, он потом трескается. Недодержал краску - не будет нужной адгезии, передержал - будет более хрупкой. А вообще нюансы есть по части как подбора материалов, так и правильного режима запекания - их незнание может вылиться в то, что вся работа пойдет насмарку.


Очень много зависит от материалов. Самое очевидное: есть полимерные краски, которые вообще нельзя использовать для автомобильных дисков, - они предназначены для изделий, которые не находятся на открытом воздухе. Некоторые порошковые грунты, наоборот, как раз предназначены именно для колесных дисков.


Далее - выбор производителей. Здесь каждый опытный мастер в свое время перепробовал много вариантов, прежде чем остановиться на тех, что подходят наилучшим образом, - и он эту тайну хранит, не раскрывает, какие именно материалы использует. Я, например, могу сказать, что пользуюсь итальянскими и австрийскими красками, польскими, но названия указывать не буду.


После запекания лака надо подождать 3-4 часа, чтобы диски остыли. После этого их можно использовать: собирать колеса и ставить на автомобиль. В дальнейшей эксплуатации все то же самое, что при обычной покраске. Те диски, что я красил 5 лет назад, находятся в таком же состоянии, что и после покраски. Понятно, что многое зависит от аккуратности владельца: как бережно он относится к дискам, ухаживает за ними и так далее. Отдельно скажу про коррозию. Если она появляется, надо делать ее сразу. Потому что, если затянуть этот процесс, ремонт будет более сложным и дорогим.

Фото автора
Автобизнес

Диски разные бывают, а в нашей базе объявлений их покупают!

Диск, наполовину обработанный пескоструем

Восстановительный ремонт колес автомобиля – это одна из операций, которая занимает важное место в жизни каждого автовладельца. А качество и частота этой процедуры во многом зависит от способа подготовки дисков к покраске. Эффективным методом очистить поверхность колес от ржавчины, старой краски и других примесей по праву считается пескоструйная обработка. Пескоструить диски можно несколькими способами, каждый из которых стоит рассмотреть более детально. Что же представляет собой пескоструйная очистка колес от ржавчины?

Описание пескоструйного метода очистки

Для того, чтобы пескоструить диски, применяются специальные аппараты, разновидности которых подробно описаны ниже. В общих чертах эта процедура подразумевает подачу на поверхность колес смеси из абразивного материала и воздуха на высокой скорости. Отдельные песчинки такой смеси, ударяясь о поверхность металла, соскабливают все посторонние покрытия, которые образовались в процессе эксплуатации и старой покраски. В итоге поверхность получается абсолютно чистой, без ржавчины, битумных отложений, старой краски и грунта. Пескоструйная обработка лучше всего очищает диски от коррозии.

Помимо разных способов подачи абразивного материала в рабочую зону существуют некоторые разновидности самого абразива. Самый распространенный из них – это обычный кварцевый песок, очищенный от пыли и влаги. Очистка абразива играет важную роль в процессе работы. Если в песке будет влага, то он недостаточно будет смешиваться с воздухом, а также может привести к постоянным закупоркам рабочего инструмента.

Более сложные аппараты могут пескоструить дисковую поверхность с применением штучных абразивов. Это могут быть мельчайшие частички алюминия, стеклянные шарики и прочие мелкие элементы, которые по прочности не уступают кварцевому песку. Преимуществом таких материалов считается их меньшая подверженность к образованию пыли, что положительно сказывается на результатах работы.

Сухой мелкий песок для пескоструя

Помимо этого, подобные абразивные частицы значительно агрессивнее воздействуют на обрабатываемую поверхность, что в несколько раз увеличивает эффективность очистки и понижает расход материала. Следует отметить, что в зависимости от поставленной задачи размер абразивных частичек может колебаться. Обычно промышленные аппараты с легкостью работают с абразивами, размеры которых находятся в диапазоне от 0,2 до 2 мм.

Преимущества и недостатки пескоструйной обработки

Поскольку пескоструйная обработка считается преимущественной и самой качественной при очистке автомобильных колес от ржавчины, то следует по пунктам разобрать, в чем же ее плюсы:

  • Такой способ обработки является самым быстрым по времени. Особенно это актуально на профессиональном уровне, где в качестве абразивного вещества применяется не песок, а более современный материал, который в считанные минуты соскабливает все лишнее с поверхности обрабатываемой детали.
  • Обработка автомобильных колес пескоструйным методом позволяет качественно очистить от краски и ржавчины даже в самых труднодоступных местах, к которым обычной шлифовальной машинкой добраться порой невозможно. В итоге это не просто ускоряет процесс работы, но и повышает качество конечного результата.
  • В отличие от очистки наждачной бумагой или щеточной насадкой, пескоструйная обработка не уменьшает толщину металла. Это делает поверхность более гладкой и без резких перепадов. Нередко шлифовальной машинкой на поверхности колес оставляются довольно глубокие царапины, которые потом не перекрываются даже грунтовкой. С пескоструйной обработкой такие промахи исключены.
  • Благодаря воздействию абразива мелкой фракции на поверхности дисков образуется минимальная шершавость, которая невооруженным глазом не видна. Зато при нанесении слоя грунтовки такая поверхность обеспечивает лучшую адгезию, что в свою очередь намного продляет срок службы нанесенного покрытия.

Колесные диски после пескоструйной обработки

Помимо приведенных преимуществ, пескоструйная обработка дисков от ржавчины имеет и свои недостатки, которые следует учитывать при работе:

  • Необходимость в специально оборудованном помещении. Если обработка осуществляется пескоструйным аппаратом открытого типа, то для проведения таких работ нужна герметичная камера с контролируемым уровнем влажности и с высокими показателями чистоты.
  • Более высокая стоимость оборудования и расходных материалов. Если приобретать пескоструйный аппарат для очистки от ржавчины всего нескольких колес, то такую покупку можно считать нерентабельной. Такое оборудование сполна окупается только при постоянном, или хотя бы при регулярном использовании.
  • Необходимость специальной экипировки для оператора пескоструйного аппарата, о которой подробнее рассказано чуть далее.

Разновидности пескоструйных аппаратов

Теперь следует разобраться в разновидностях пескоструйных аппаратов, которые чаще всего применяются, чтобы очистить поверхность дисков от ржавчины. Все их условно можно разделить на два типа, которые отличаются по принципу работы – инжекторные и напорные.

Напорные пескоструйные аппараты работают следующим образом – в контейнере с абразивным материалом создается избыточное давление, которое выталкивает песчано-воздушную смесь через пистолет на очищаемую поверхность. Сжатый воздух перед подачей в контейнер очищается от примесей масла и влаги.

Преимуществом пескоструйных аппаратов такого типа является большая производительность. К недостаткам можно отнести чрезмерный расход абразивного материала. Именно поэтому таким оборудованием пользуются в основном на открытых площадках, где нужна мобильность и нет нужды использовать дорогостоящие виды абразива. Часто применяются для очистки мостовых конструкций, больших кораблей и прочих габаритных объектов.

Инжекторные аппараты работают по несколько иному принципу – сжатый воздух подается на рабочий пистолет через специальную систему смешивания с абразивом. Поскольку в такой системе постоянно образуется вакуум, то абразив захватывается потоком воздуха и подается на пистолет уже в смешанном виде.

Инжекторный пескоструйный аппарат Zitrek IM-30 и мини-пескоструй

Большим преимуществом такого оборудования считается малый расход шлифовального материала. Однако есть и вторая сторона медали – относительно малая производительность. Такие аппараты чаще всего используются в помещениях или камерах закрытого типа. Это дает возможность использовать дорогостоящий абразивный материал несколько раз. Чаще всего такими аппаратами пескоструят мелкие детали, например, автомобильные диски.

Отдельную нишу в сфере пескоструйного оборудования занимают герметизированные камеры. К ним подсоединяется подача абразивного материала, которая по циклу забирается обратно в емкость. Такие камеры являются самыми экономными в плане расхода абразивного материала. Однако у них есть и существенные недостатки. Во-первых, они стационарные и не могут использоваться за пределами мест своей установки. Во-вторых, они имеют ограничения в плане размеров обрабатываемых деталей.

Отдельно следует упомянуть о малоэффективных бытовых пескоструйных аппаратах. Такое оборудование представляет собой насадку к обычному компрессору. Бытовой пескоструй очень похож с виду на обычный краскопульт, а работает он по принципу инжекторного промышленного аппарата. То есть песчано-воздушная смесь подается в рабочую область за счет создаваемого вакуума. Такие приборы нередко используются в быту для очистки небольших деталей, а также для работы со стеклом.

Экипировка оператора пескоструйного аппарата

Особое значение для процесса обработки пескоструйным методом имеет специальная экипировка для оператора. Исключение составляют лишь те аппараты, которые представляют собой камеру закрытого типа. В таких камерах очистка от ржавчины происходит в абсолютно герметичном пространстве. Для операций с обрабатываемой деталью в таких аппаратах предусмотрены специальные защитные перчатки, которые интегрированы в камеру.

Экипировка пескоструйщика

Для работы же с обычным пескоструйным аппаратом необходима следующая экипировка для оператора:

  • Автономная система подачи очищенного воздуха. Представляет собой компрессорную установку, которая нагнетает воздух в специальную емкость. Предварительно он очищается от различных примесей. Далее через редуктор и специальный шланг очищенный воздух дозировано подается к дыхательным путям оператора.
  • Стоит отметить, что при пескоструйной обработке применять обычные средства защиты органов дыхания крайне опасно для здоровья человека. Пренебрежение этим правилом гарантированно приведет к развитию такой болезни, как силикоз легких.
  • Защитный шлем исполняется из прочного материала и является полностью герметичным, чтобы песчаная пыль не смогла попасть внутрь. Воздух для дыхания подается из вышеописанного устройства. Для удобного обзора и защиты глаз в шлеме предусмотрено смотровое стекло, которое легко выдерживает удары рикошетящих с большой скоростью песчинок;
  • Защитный комбинезон обычно выполняется в комплекте со специальной обувью и защитой для рук. Основная задача – защита частей тела оператора от физического воздействия летающего вокруг абразива.

Читайте также: