Как работает датчик давления шин шкода

Опубликовано: 24.04.2024

На Skoda Octavia A5 FL устанавливается система контроля давления в шинах (TPM). С принципом её работы и практическими испытаниями системы мы и познакомимся.

Принципы работы системы TPM
У концерна VAG есть несколько типов систем контроля давления в шинах. В одних устанавливаются датчики в колеса, у других датчиков нет. Первая система может отследить, когда давление в колесе упадёт, и показать водителю, в каком колесе это произошло. Система второго типа, может предупредить водителя, что упало давление, но в каком именно колесе, она не покажет. Во второй системе, изменение давления в колесе, отслеживает блок ABS.

На Skoda Octavia A5 FL устанавливается система второго типа, поэтому более подробно разберёмся, как она работает.

Сначала система обучается, т.е. она запоминает частоту вращения всех колёс на различных скоростных режимах. Команду на обучение, системе подаёт водитель, когда нажимает кнопку «SET» под блоком климата. На панели загорится значок со спущенным колесом, через несколько секунд панель «дилинькнит» и значок погаснет. Это возможно только на стоящем автомобиле при включённом зажигании. В движении, кнопку жать бестолку.
Процесс обучения длится на протяжении пробега 100-200 км. Пробег зависит от режима езды, если ездить только в городе, то для обучения нужно наездить больше километров. Именно из-за такого не маленького пробега для обучения, TPM не начинает работать сразу после нажатия кнопки «SET».

После обучения, система постоянно сравнивает частоту вращения каждого колеса с запомненным значением. Если упадёт давление, изменится диаметр колеса и частота его вращения. Система это распознаёт и зажигает значок со спущенным колесом на панели приборов.

Когда загорелся значок на панели, необходимо остановиться, найти спущенное колесо. Устранить причину его спускания. Накачать колёса до нужного давления. Запустить процесс обучения системы TPM.

Система может сработать, если на машину установить колёса меньшего диаметра (например — зимнюю резину). При этом надо заново запустить её обучение.

Практические испытания системы TPM
Знать теорию это хорошо, но как система работает на практике?

У меня на трассе загорелось спущенное колесо в панели приборов. При первой возможности были осмотрены колеса, все колеса выглядели накаченными. Первая мысль – система ошиблась. Но засела другая мысль — а вдруг не ошиблась. Вооружившись электронным манометром, произведён замер давления в колёсах. И что, Вы думаете, в заднем правом колесе, давление упало на 1 атмосферу. А визуально этого не видно. На шиномонтаже при осмотре колеса нашли гвоздь.

Конечно, если придерживаться рекомендации – проверять давления в колёсах каждый день, то система TPM не нужна. Ну, кто же проверяет давление каждый день. А на резине с высотой профиля шины от 50 и ниже, без манометра и не определить, что колесо приспущено. Долгая езда на приспущенной покрышке – сокращает её срок службы. Да и опасно это.

Моё мнение – система контроля давления в шинах нужна, так как от неё есть практическая польза.

Можно ли доустановить систему TPM самостоятельно?
Если на вашей Skoda Octavia A5 FL отсутствует кнопка «SET» под блоком климата, то не беда. Систему контроля давления в шинах можно доустановить самостоятельно. Цена вопроса – 1000 рублей и несколько часов работы.
В общих словах, доустановка TPM выглядит так:
• купить нужные запчасти.
• подключить в разъёме ABS один контакт,
• протянуть этот провод от ABS в салон.
• подключить кнопку.
• запрограммировать панель приборов и блок ABS.

В интернете информации по этой теме много. Например, я устанавливал, по информации отсюда — forum.skoda-club.by/index.php?topic=345.0

Спасибо Zhyryk за информацию об использовании системы TPM без кнопки «SET». Смотрите комментарии.

Польза от подобных систем очевидна. Пониженное давление даже в одном из колес ухудшает управляемость (фактор безопасности, ради чего все и затеяно), повышает расход топлива и, само собой, ускоряет износ протектора. Ранние системы умели предупреждать водителя о том, что с давлением что-то не так. Современные могут указать, в каком колесе снижено давление и насколько оно отличается от нормы.

Системы контроля давления обычно именуют аббревиатурами TPMS (англ. tire pressure monitoring system), RDKS или RDK (нем. Reifendruckkontrollsystem, смысл идентичный). У некоторых фирм есть собственные обозначения для таких систем.

В массовом производстве развиваются два направления. Первое обозначают как direct (прямое), второе — indirect (косвенное).

Устройство прямой системы

В системах с прямым измерением показания снимают комбинированные датчики, установленные на вентили всех колес (внутри или снаружи). Они фиксируют давление и передают данные по радиосвязи в управляющий блок. В Европе для колесных датчиков выделен частотный диапазон 433 МГц.

Это наиболее точный вариант TPMS, реагирующий на разницу в 0,1 бар и даже меньше. В серийном исполнении может отображать «онлайн» сведения обо всех четырех колесах одновременно, иногда еще и температуру, что, возможно, ­избыточно.

Недостатки «прямой» системы: она дороже, чем «косвенная», и немного усложняет шиномонтаж — особенно когда датчики стоят внутри колеса. Некоторые системы после перемены расположения колес (например, при перекидке колес спереди назад для равномерного износа шин) требуют заново прописать их в память управляющего блока. Иногда эту операцию можно произвести только у официального дилера. А сами датчики зависимы от индивидуальных элементов электропитания (срок службы ­батареек обычно 5–7 лет).


1, 2, 7, 8 — датчики давления в шинах; 3 — световой индикатор давления в шинах; 4 — звуковой сигнализатор; 5 — панель приборов; 6 — монитор; 9 — блок управления контроля давления в шинах; 10 — диагностический интерфейс шин данных.

Устройство косвенной системы

По сути, это программное расширение АБС в сочетании с базовыми «умениями» ESP/ESC и прочей бортовой электроникой. Задействованы штатные датчики вращения колеса. Электроника отслеживает изменения (у спущенного колеса частота вращения растет) и по ним диагностирует отклонения от нормативного давления.

Высокой точности этим способом не добиться, но ее и не требуется. Система сигнализирует о потере давления в одном из колес с индикацией его позиции. Либо в нескольких, но без подробных уточнений. Значимым отклонением считается 0,3 бар, опасным — 0,5 бар.

В некоторых ситуациях «косвенные» системы трактуют как снижение давления иные процессы: при буксовании на скользких покрытиях, неравномерном размещении груза, активном маневрировании, на крутых подъемах и спусках.

Проблема отчасти решается запрограммированной задержкой оповещения о спущенном колесе (обычно около минуты). Если за это время скорость вращения колеса придет в норму, оповещение отменяется.

Чтобы система не сигналила попусту, например при сильно изменившейся загрузке автомобиля, водитель может перезапустить систему, задав электронике новые «нормы» давления (адаптация). То же — при сезонной замене шин и работах с ходовой частью.


1 — сигнал нагрузки/крутящего момента двигателя; 2 — блок управления двигателем; 3 — выключатель стоп-сигналов; 4, 5, 8, 10 — датчики частоты вращения колес; 6 — сигнал стояночного тормоза; 7 — блок управления ABS; 9 — клавиша индикатора давления в шинах; 11 — монитор; 12 — диагностический интерфейс шин данных; 13 — панель приборов; 14 — звуковой сигнализатор; 15 — световой индикатор давления в шинах; 16 — датчик поперечного и продольного ускорения; 17 — датчик ускорения вокруг вертикальной оси.

Цена вопроса

«Прямые» устройства для самостоятельной установки (комплект из датчиков, управляющего блока, монитора, проводов) продают за 3500–5000 рублей. При заводском монтаже стоимость TPMS такого типа намного ниже, а «косвенные» системы отличаются от штатного варианта только программным обеспечением. То есть переход России на обязательное оснащение всех новых машин сильно по кошельку не ударит. Выгода, помимо умозрительного повышения безопасности: перед дальними поездками не надо бегать по периметру с манометром. Да и жизнь дороже.

Нештатные варианты

Многие фирмы выпускают «прямые» комплекты для самостоятельной установки — четыре датчика плюс компактный управляющий блок с монитором. Можно подобрать к любой модели. Некоторые системы умеют выводить данные на экран смартфона — через Bluetooth.

Существует забавный вариант, при котором об отклонении давления изменением цвета индикатора оповещает датчик-колпачок, установленный на ниппель снаружи. Понятно, что на ходу водитель увидеть его сигнал не сможет. Однако это удобнее, чем регулярно проверять давление вручную. Правда, надежность и точность измерения у таких безделушек часто хромают.

А теперь можно и мануал от производителя почитать.
С помощью датчиков ABS индикатор контроля давления шин сравнивает угловые скорости отдельных колёс и, тем самым, расстояния, которые колёса проходят за один оборот.

При изменении длины окружности одного из колёс загорается контрольная лампа (!) в комбинации приборов и раздаётся звуковой сигнал.

Окружность колеса может измениться по следующим причинам:
• давление в шине слишком мало,
• структура шины повреждена,
• автомобиль имеет одностороннюю перегрузку,
• колёса на одной из осей испытывают повышенную нагрузку (например, при
• буксировке прицепа или при движении на подъёме и спуске),
• установлены цепи противоскольжения,
• установлено запасное колесо,
• было заменено одно из колёс оси.

Базовая установка системы

При изменении давления в шине, после замены одного или нескольких колёс, при изменении положения одного из колёс на автомобиле (например, при перестановке колёс между осями), или при загорании контрольной лампы во время движения, необходимо выполнить базовую установку системы следующим образом:

• Накачать все шины до требуемого давления.
• Включите зажигание.
• Нажать и удерживать более 2 секунд клавишу SET(!) . При нажатии
клавиши загорается контрольная лампа (!) . Одновременно с этим стирается
содержимое памяти системы и запускается новый процесс калибровки, в подтверждение которого раздаётся звуковой сигнал и контрольная лампа гаснет (!) .
• Если после проведения базовой установки контрольная лампа (!) не гаснет, система неисправна. Обратитесь на специализированное сервисное предприятие.

Горит контрольная лампа (!)
Если давление, по меньшей мере, в одном из колёс намного ниже базовой величины, занесённой в память, горит контрольная лампа(!) .

Контрольная лампа (!) мигает
Мигание контрольной лампы означает, что система неисправна.
Для устранения неисправности обратитесь на сервисное предприятие.

При свечении контрольной лампы (!) следует немедленно снизить
скорость и избегать резких поворотов руля и торможений. При ближайшей возможности обязательно остановитесь проверьте шины и давление в них.

При некоторых обстоятельствах (например, при спортивном стиле вождения,
при движении по зимней или грунтовой дороге контрольная лампа (!) может загораться с запозданием или совсем не загораться. Индикатор контроля давления в шинах не снимает с водителя ответственности за проверку давления в шинах. Поэтому необходимо регулярно проверять давление воздуха в шинах.

Примечание
Индикатор контроля давления в шинах не заменяет регулярную проверку давления в шинах, поскольку система не может распознать равномерную потерю давления воздуха в шинах. Индикатор контроля давления в шинах может не подать сигнал при слишком быстром падении давления, например, при внезапном разрушении шины. В этом случае следует осторожно без резких поворотов руля и резких торможений остановить автомобиль.

Чтобы гарантировать нормальную работу системы контроля давления в шинах, необходимо через каждые 10 000 км или 1 раз в год обновлять базовую установку.

Современные автомобили, Шкода Кодиак, в том числе, оснащены многочисленными цифровыми датчиками. Оборудование служит для повышения комфорта в процессе управления, осуществления контроля над работой механизмов и агрегатов.


Начиная с 2015 года инженеры Шкода оснащают Кодиак внутренними датчиками давления в шинах (далее — ДДШ). Существует и более простой вариант ДДШ – внешний, который крепится на верхнюю часть ниппеля. Однако конструкция не надежная, часто некорректно работала, передавала неверные показания электронному блоку управления.

В последующем, внешние контролеры были заменены внутренними.

Диагностика датчика давления в шинах

ДДШ состоит из четырех основных элементов:

  • Источник питания;
  • Корпус;
  • Ниппель;
  • Блок управления, который встроен в корпус для передачи данных бортовому компьютеру.

Чем опасно неправильное давление в шинах

  • Недостаточно накачанные покрышки испытывают повышенную нагрузку на боковинах, вследствие чего последние неравномерно изнашиваются;
  • Снижается эффективность управления;
  • Увеличивается тормозной путь;
  • Повышается потребление горючего;
  • Увеличение рабочей температуры покрышки, перегрев резины.

Сильно перекачанные шины также «опасны» по следующим причинам:

  • Высокий риск повреждение на дороге, при попадании в яму, выбоину;
  • Увеличение тормозного пути;
  • Уменьшение пятна контакта резины с асфальтом;
  • Машина менее комфортабельна;
  • Жесткость в управлении;
  • Появление сторонних звуков, шумов.

Какое оптимальное давление в шинах автомобиля

Для каждого технического средства автопроизводитель разработал индивидуальный диапазон минимального и максимального давления в шинах.

Точные данные по давлению прописаны в руководстве по эксплуатации Шкода Кодиак. Для передних шин оптимальное значение 2. 1 бар, для задних 2.

2 – 2. 3. В зимний период передние и задние покрышки следует спустить на 0.

1 бар. Это необходимо для повышения качества сцепления резины с дорожным полотном.

В случае утраты руководства по эксплуатации, технические данные по давлению можно узнать на:

  • дверной стойке водительской двери;
  • внутренней стороне крышки бензобака.

Также обратитесь за помощью к специалистам СТО, мастерских, менеджерам автосалонов. Не забывайте о справочной информации в сети.

Пошаговая установка (замена) датчика давления в шинах

Процесс самостоятельной замены контролера давления вовсе не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Как правило, ДДШ выходят из строя крайне редко, в следующих случаях:

  • брак при изготовлении;
  • повреждение при езде, столкновение;
  • негативное воздействие температурных режимов;
  • сбой, нестабильная работа прошивки электронного блока управления.

Регламент замены ДДШ:

  • отключить силовые клеммы с аккумулятора;
  • вывешиваем сторону машины гидравлическим домкратом;
  • отвинчиваем болты, снимаем колесо;
  • выкручиваем ниппель, стравливаем воздух;
  • сдавливаем покрышку, снимаем ее с металлического диска;
  • выдавливаем ДДШ с посадочного места на ободе;
  • проводим дефектовку посадочного отверстия;
  • на штатное место устанавливаем новый ДДШ;
  • надеваем покрышку, накачиваем ее воздухом (газом), устанавливаем на ступицу автомобиля.

По аналогичному порядку проводим установку ДДШ на других колесах, если в этом есть необходимость.

Обзор цен производителей, артикулы

Наименование / каталожный артикул Цена в рублях
Skoda Kodiak 5Q0907275B (оригинал) От 2600
Skoda Kodiak Q096536235 (аналог) От 2200
Skoda Kodiak Q096532654 (аналог) От 2200
TPMS (Блютуз контролер для операционной системы Андроид) От 1750
*цены указаны состоянием на май 2019 года

Загорелся датчик давления в шинах, что делать

При обнаружении сигнализации индикатора на приборной панели необходимо как можно скорее остановить техническое средство. Выйдите из автомобиля, осмотрите все четыре покрышки на целостность, визуально оцените величину давления. Тип ошибки бортового компьютера для Шкода Кодиак: Р1287, 1284, 3547.

При наличии механического манометра сделайте контрольный замер каждого колеса. Если замечаний по давлению нет, дефектов не обнаружено, но при этом горит сигнальная лампа, то причина «поломки» в датчике. Замените контроллер самостоятельно или посетите СТО для заказа услуги.

Для установки системы прямого контроля давления в шинах потребуется:

• Антенна 5Q0. 907. 273B — 1шт.

• Датчики контроля давления в шинах 5Q0. 907. 275B — 4шт.

• Проводка от антенны до шлюза, блока предохранителей.

None Активация RDKS:Блок 19 — Список оборудования — 65 Контроль давления в шинах — отмечаем галочкой оборудование и сохраняем.

Блок 17 — кодирование===[LN]_Tyre_Pressure_Monitoring: [VN]_yes[LN]_Tyre_Pressure_Monitoring_BAP: [VN]_yes===Блок 5F — адаптации===[LO]_tire_pressure_system_0x07: [VN]_activated[LO]_tire_pressure_system_0x07_msg_bus: [VN]_CAN_extended===Параметрию антенны изготовил под штатные параметры колес:

• 205/55/16 (для зимы)• 225/45/17 (для лета)• 225/45/18 (на всякий случай) — скорее всего переделаю.

Установка датчиков в колеса

Полный размерЗатяжка производится с усилием 4nm

Полный размерПо колесам всё;)— Прокатился 100-200метров и отобразились датчики;)— По отображению реального давления колес… видел что, оно постоянно “прыгает” на +-0,1 — 0,2атм. и “играясь” с спуском колес на доли атмосфер, решил что проще накачать колеса азотом для идеального результата;)Всем спасибо за внимание) Цена вопроса: 0 ₽ Пробег: 5 000 км

С завода на авто был активен косвенный контроль давления в шинах по датчикам АБС, которые меряют частоту вращения колес. Спущенное колесо имеет меньший диаметр и как следствие окружность и как следствие вращается быстрее.Последняя версия системы умеет определять и показывать на дисплее какое именно колесо спущено, если оно только одно спущено. Если давление отличается в двух колесах то система просто пишет проверьте давление в шинах. Система определяет падение давления 0.2 — 0.4 атмосферы.

На Тигуанах и Кодиаках РФ одно время ставилась система прямого контроля давления в шинах. Посему ETKA выдавала номер кронштейна для антенны. Он такой же как у Тигуана.

Более того раз система ставилась штатно, то для неё должно быть штатное место, которое не все кодиаководы находили. Итого, нужна антена, кронштейн и 4 или 8 датчиков в шины и проводка.

Датчики свежакСхема подключения проста:Когда купил проводку для фаркопаразмотал ее дома и используя как макет сделал проводку под RKDSПроводка у меня из двух частей, одна доходит до задней правой оббивки багажника, вторая идет по наруже до оббивки багажника.

Соответственно и проложил проводку по кузову и подключил в блок предохранителей вместе с профодкой фаркопа.
штатному, питание антены RKDS идет на SC7 (Постоянные 12В) но я подключил ее в свободный SC20.Подключение к can шине делал у чёрного разъема на передней стойке у ног водителя.Массу подключал к точке подключения массы в багажнике.

Собственно датчики в зимние шины поставил еще при переобувке на шиномонтаже.

Датчики для летних шин — ждут весны.Итак поднимаю заднее правое колесо на домкрате.Это нужно для того чтобы удобнее было залезть под АвтоНахожу место входа проводов в автоИ место под крепление кронштейнаВысвобождаю резиновую вставкуА также приходится снять слой антикора в районе точек крепления кронштейна. Антикор резиновый, до метала так и не добрался. Удалось снять верхний слой и сделать ровные площадки вокруг отверстий.

Ставлю кронштейн. Нужно чтобы он надежно защелкнулся. Ну и устанавливаю антену с проводкойПрокладываю провод вдоль существующей проводки парктроника, завожу в багажник и закрепляю стяжками.

Общий вид. Антенну кто знает может спокойно упереть из под авто…У меня были БУ разъемы, которые используются для соединения проводки капота и салона у ног водителя. Решил сделать подобное соединение в багажнике.Обжимаю контакты, запиновываю разьемыМамаПапаСоединилВставил предохранительВключил зажигание, получил кучу ошибок по косвенному давлению в шинах. Подключил одис поменял кодировки в блоках 3, 17, 5F. По кодированию RKDS есть несколько постов, повторятся не буду. Вот дам ссылку на один пост. Все предельно понятно.результате кодирования и очистки всех ошибок получил это:

Проверяю, работаетНо мне этого мало, соответственно на сайте генерирую параметрию под все типы шин и дисков доступные для Кодиака кроме R20.Инфу по давлению беру на лючке бензобака.

Проколотая покрышка — это всегда очень неприятно. Но лучше узнать о спускаещем колесе заранее — в этом и помогут датчики давления в шинах.

Первый патент на шину был получен в 1846 году, и с тех пор колёса постоянно прокалываются. Любому ясно, что спустившая покрышка не сулит ничего хорошего. Да и упавшее давление может быть весьма опасно: недаром в разделе «Ежедневное обслуживание» инструкции по эксплуатации автомобиля пункт «Проверка давления в шинах» стоит одним из первых.

Когда шина «испускает дух», сопротивление качению значительно увеличивается. К чему это ведёт? К повышению расхода топлива, повышенному износу шин и, конечно же, к боковому уводу автомобиля. Причём небольшой такой увод в сторону можно списать на уклон дороги или колею. Так что водитель, по ошибке или неопытности, может продолжать движение довольно долго. И самое опасное в этом то, что при экстренной ситуации, например, при резком манёвре или торможении подспущенная покрышка может сорваться с диска или провернуться. А здесь и до аварии недалеко.

Стало быть, с этим безобразием нужно бороться всеми силами. И чем раньше водитель заметит потерю давления, тем лучше. Конечно, самый простой способ — перед поездкой проверить давление, поочерёдно присоединив к каждому колесу насос или манометр. Но мы с вами народ ленивый и забывчивый. Да и удовольствие ковыряться на морозе или в дождь с приборами невелико. Тем более что есть уже целый ворох систем, умеющих проверять это самое давление.

Самая простая из них — это специальные колпачки с цветовыми индикаторами, которые устанавливаются вместо штатных на вентили подкачки. Упало давление ниже, допустим, двух атмосфер — под прозрачной крышечкой такого появится предупреждающая жёлтая (оранжевая, фиолетовая) полоска. Ага, понятно, с колесом неладное, надо проверить. Опустилось давление ещё ниже — колпачок «окрасится» в другой, как правило, красный цвет, который будет говорить о критичности происходящего. Достоинство такого подхода — простота. Минус — недостаточно хорошая информативность. Ведь колпачки можно увидеть только во время остановки. И всё равно, обойти перед поездкой автомобиль, посмотрев на цвета колпачков, намного проще, чем мерить каждый раз давление.

Ещё один недостаток — колпачки начинают информировать об изменении давления только тогда, когда оно падает ниже определённых значений, которые, кстати, для вашего автомобиля и ваших колёс могут быть вполне нормальными. Значит, подбирать их надо именно под вашу машину.

А для того чтобы заметить неладное во время движения, неплохо бы иметь на борту электронную систему, которая автоматически оповещала бы об опасных падениях давления. И не просто оповещала, а делала бы это вовремя (чтобы было время сориентироваться) и без ложных срабатываний.

Установленная система контроля в таком случае в нужный момент предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля. Понятно, в случаях серьёзного прокола или взрыва покрышки такие системы не помогут, поскольку водитель и без всяких датчиков почувствует увод автомобиля. А вот при «медленном» проколе подобная электроника просто незаменима.

Есть, например, системы, которые передают данные о давлении и температуре в шинах на центральный блок при помощи радиосвязи. А есть и такие, которые могут передавать эти данные по на телефоны или коммуникаторы. А что, очень удобно.

Но есть и более хитрые системы, которые работают без «настоящих» датчиков давления, а через ABS. Именно они обычно и ставятся в серийной комплектации автомобилей. Как они работают?

Электроника при помощи датчиков в каждый момент времени определяет частоты вращения колёс и их относительную разницу. Как известно, при падении давления высота профиля шины становится ниже. Следовательно, скорость вращения колеса с «больной» шиной увеличивается, следовательно, увеличивается и разность частот вращения колёс на одной оси. В результате система фиксирует эти изменения — и даёт тревожный сигнал.

Чем плох такой косвенный способ определения давления в шинах? Такие системы могут срабатывать, например, в затяжных поворотах, когда на протяжении относительно долгого времени система фиксирует большую разницу частот вращения колёс разных бортов (ведь внешние колёса крутятся с большей скоростью, нежели внутренние). И это ещё цветочки.

В некоторых случаях такие системы бесполезны вовсе. Например, когда на автомобиле устанавливаются покрышки с технологией Run-Flat. Напомним, у шин с такой технологией даже при полной потере давления высота профиля уменьшается незначительно — примерно на %. Давления в шине нет, а усиленные боковины продолжают «держать», и не просто держать, а позволяют продолжать движение с очень даже приличной скоростью, на протяжении достаточно длительного времени.

И всё же эта система может очень сильно помочь, особенно в дальней дороге, своевременно предупредив о том, что с колёсами проблемы. Но полагаться на «помощников» полностью не стоит. Поэтому вместо вывода напишем всего два, нет, — три слова. Следите за давлением, товарищи! Хотя бы в неделю раз, а уж если заметили, что колесо подспущено, не ленитесь, подкачайте.

Читайте также: