Как работают датчики давления в шинах тигуан
Опубликовано: 23.04.2024
Сегодня попробую описать специфику именно системы контроля давления (опционально устанавливаемой на Тигуаны немецкой сборки, а с весны-лета 2012 года, вроде, и на Калужские). Также выскажу своё мнение о целесообразности её применения.
Сразу скажу, что система контроля давления в шинах это не то же самое, что и система контроля падения давления воздуха в шинах.
Система контроля давления в шинах показывает на приборке числовое значение давления в каждом колесе, для чего используются датчики и передатчики в каждом колесе. При движении они (передатчики) на определенной частоте отдают информацию о давлении в колесе. А делается это при движении для того, чтобы элементы питания передатчиков не разряжались раньше времени.
Система контроля падения давления в шинах (отличие только в слове "падения") информирует только о том, что, предположительно, как минимум в одном колесе давление отличается от других, т.е., скорее всего, оно упало.
В отличие от системы контроля давления, более простая система контроля падения давления работает не на основании показаний датчиков давления, а на основании измерения расстояния, преодолеваемого колесом за один оборот. Измерение проводится с помощью датчиков ABS.
Визуально систему контроля давления в шинах можно распознать по серебристым соскам на колесах с характерным расширением снизу (видно на фото ниже) и по доступности страницы с показаниями датчиков давления в шинах на приборке (пример на первой картинке в посте).
О наличии системы контроля падения давления говорит кнопка калибровки давления. При наличии системы контроля давления этой кнопки нет!
Стоимость системы контроля давления в шинах составляет $206, если её установка проводится на заводе.
Преимущества системы контроля давления в шинах в том, что она способствует сокращению износа резины:
— во-первых, она контролирует разные значения давления и выдает различные рекомендации в зависимости от загрузки машины;
— во-вторых, она информирует о точных показаниях давления в каждом колесе, что позволяет вовремя заметить относительно небольшие отклонения, и привести давление в требуемое состояние.
Особенности системы контроля давления в шинах в том, что требуется более аккуратное обращение с вентилями на колесах, т.к. именно в них находятся датчики. Также примерно раз в 5-6 лет необходимо производить замену вентилей и уплотнительных колец, хотя дорогостоящий передатчик при этом можно не менять.
Реалии ценообразования.
А вот это, пожалуй, самая неприятная особенность системы контроля давления, с которой я столкнулся на собственной шкуре.
Предположим, Вы владеете автомобилем с данной системой. Ведь $206 — это не такая большая сумма за достаточно удобный и функциональный механизм, предоставляемый за эту плату. По мере приближения зимы Вы, безусловно, задумаетесь, что лучше: 2 раза в год монтировать резину на штатные диски и рисковать возможным повреждением датчиков или приобрести второй комплект дисков на зимний период и доукомплектовать этот комплект датчиками давления воздуха в шинах.
Ответ напрашивается вроде как сам собой: берем второй комплект. И тут из-за угла подкрадывается зарытая собака. Оказывается, что комплект датчиков для колес стоит примерно $500.
Да, я не ошибся. Вся система в сборе (включая еще и приемник сигнала, и некую часть системы комфорта) стоит $206, а 4 датчика с передатчиками (то, что надо вставить в колеса) стоит $500. Вот и думай после этого, может зимой покатаемся без системы контроля давления?
Система контроля шин сравнивает между собой частоты вращения колес, получаемые от датчиков скорости ABS, и оценивает таким образом длину пути, проходимого каждым колесом за 1 оборот. При изменении пути, проходимого колесом за один оборот, система сообщает об этом с помощью контрольной лампы. Величина отрезка пути, проходимого шиной за один оборот, может изменяться по следующим причинам:
- давление в шине слишком мало
- шина повреждена
- неравномерное распределение груза в автомобиле
- колёса одной из осей испытывают более высокую нагрузку (например, при буксировании прицепа, при движении на подъёме или спуске)
- установлены цепи противоскольжения
- установлено запасное колесо
- заменено одно из колес оси
До 2011 модельного года:
Контрольная лампа системы контроля шин -K220- в комбинации приборов -стрелка- имеет жёлтый цвет.
- „Мигание лампы“ означает, что „начальная базовая установка “ не проведена
- „ПОСТОЯННОЕ СВЕЧЕНИЕ“ контрольной лампы в сочетании с предупредительным звуковым сигналом означает „ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ“ о том, что обнаружена потеря давления в шинах. Необходимо проверить давление в шинах и провести базовую установку системы.
Проведение „начальной“ базовой установки
- Установить выключатель стартера и электрооборудования в положение "ВКЛ"
- Нажать одновременно и удерживать более двух секунд клавишу ESP и клавишу SET на центральной консоли
Если клавиша ESP отсутствует, использовать клавишу ASR.
Начало базовой установки подтверждается звуковым сигналом.
При следующем включении зажигания предупреждение не появится.
Выполнить базовую установку
- Установить выключатель стартера и электрооборудования в положение "ВКЛ"
- Нажать клавишу SET на центральной консоли в течение более двух секунд
Контрольная лампа системы -K220- на панели комбинации приборов -стрелка- светится пока клавиша нажата.
Начало базовой установки подтверждается звуковым сигналом.
При следующем включении зажигания предупреждение не появится.
С 2012 модельного года:
Выполнить базовую установку с помощью клавиш на многофункциональном рулевом колесе:
Клавиша -5- служит для подтверждения пунктов меню
Клавиши со стрелками -1--2- и -4- служат для изменения меню.
- Включить зажигание
- Нажимать соответствующие клавиши со стрелками -2- и -4- многофункционального рулевого колеса до тех пор, пока не появится меню „Настройки“
- Нажимать клавишу со стрелкой -1-, пока не появится подменю „Система контроля давления в шинах“
- Нажать клавишу OK -5-
- Запомнить значения давления в шинах нажатием клавиши OK -5-. – Затем ещё раз подтвердить запрос на подтверждение клавишей ОК -5-
Контрольная лампа системы контроля давления в шинах на комбинации приборов -стрелка- кратковременно загорается для подтверждения выполнения базовой установки.
Выполнение базовой установки при помощи клавиши переключателя стеклоочистителей:
Клавиша -1- служит для подтверждения пунктов меню
Переключатель -2- служит для перехода между меню
- Включить зажигание
- Удерживать переключатель -2- нажатым, пока не появится главное меню, а затем перейти при помощи переключателя к меню „настройки“
- Нажать клавишу -1-
- Нажать переключатель -2- столько раз, сколько потребуется для появления подменю „Давление в шинах“
- Нажать клавишу -1-
- Запомнить значения давления в шинах нажатием клавиши -1-
- Ещё раз подтвердить появившийся вслед за этим запрос нажатием клавиши -1-
Контрольная лампа системы контроля давления в шинах на комбинации приборов -стрелка- кратковременно загорается для подтверждения выполнения базовой установки.
Установленные на машинах, датчики давления в шинах, необходимы для извещения водителя о возникших проблемах, связанных со спущенной резиной. Они являются неотъемлемой частью блока TPMS и устанавливаются на каждое колесо. В настоящее время получили широкое распространение в заводской комплектации автомобилей многих производителей.
Преимущество опции
Датчик давления в шинах обеспечивает подачу сигнала, о критическом значении накачки колес, через звуковой или визуальный «оповещатель» (в зависимости от модели). Позволяет избежать:
- Неуправляемого заноса при торможении, вхождении в поворот или ускорении из-за разницы давления в колесах.
- Преждевременного износа и выхода из строя резины.
- Излишнего расхода топлива.
Система TPMS, стала обязательной для установки в США и странах европейского союза. Служит дополнительной опцией, обеспечивающей снижение аварийности при эксплуатации автомобиля, наравне с подушками и ремнями безопасности.
Технические характеристики
К наиболее простым, относятся датчики давления в шинах, выполненные в виде колпачка для ниппеля колеса. Они имеют цветовую индикацию, обозначающую:
- Зеленый – нормальное давление.
- Желтый – снижение на 0,2 атм.
- Красный – падение свыше 0,4 атм.
Расчетным, нормальным, считается давление 2 атм. Данная опция имеет большую погрешность. Отсутствие возможности контроля во время движения и плохая восприимчивость к температурным перепадам, не позволили ей получить широкое распространение.
Полноценная система TPMS, включающая в себя блок управления, приема сигналов, передающие антенны и дисплей, для отображения информации о давлении в резине, работает от датчиков одного из 2 видов:
- Внешние – устанавливаются в качестве колпачков, каждый из которых представляет собой модуль из встроенного сенсора измерения давления. Устройства, передающего на блок управления сигнала и элемента автономного питания (обычно литиевая батарея). Легко устанавливаются и пользуются спросом для самостоятельной комплектации.
- Внутренние – крепятся в посадочном гнезде автомобильного диска. Включают в себя датчик измерения давления и температуры, передающую антенну и программный блок, который настраивается индивидуально у каждого датчика. Устанавливаются заводом изготовителем или в условиях сервисного центра. С использованием оборудования под шиномонтаж.
Автомобили представительского и бизнес-класса, могут быть укомплектованы заводскими внутренними датчиками, выполненными в виде микрочипа. Они содержат в себе большой объем информации о давление в шинах по: определенным условиям эксплуатации, скоростным режимам и отклонению от температурных норм.
Датчик давления в шинах хендай
Датчик давления в шинах хендай крета, представляет собой устройство, которое включает в себя:
- Термометр.
- Манометр.
- Электронный блок снятия показаний.
- Аккумуляторную батарею.
- Передающую антенну.
Монтируется в предусмотренное изготовителем место вентиля. Через каждую минуту передает информацию о состоянии колеса, через главный блок, преобразующий и выдающий сигнал, на панель приборов. Водитель контролирует давление каждого колеса, в режиме реального времени.
Датчик давления Хендай
Датчик давления в шинах мазда
Штатные датчики контроля давления в шинах автомобилей концерна мазда отсутствуют. TPMS относится к ABS косвенного типа, которая работает только во время движения автомобиля. Показания давления в шине рассчитываются по данным скорости вращения колеса. Как дополнительная опция, оснащается прямыми датчиками. Они устанавливаются на дисках всех колес.
Датчик давления Мазда
Укомплектованы специальными антеннами, через которые посылается сигнал:
- Снижение установленного значения давления.
- Критического повышения температуры.
На центральный блок управления и дисплей приборной панели. Передача сигнала происходит в онлайн режиме, от датчика каждого колеса, через каждые 7 – 10 секунд.
Фольксваген тигуан
TPMS Фольксваген тигуан, может быть косвенного типа, работающий совместно с ABS и с комплектацией датчиками – классическая, прямая схема. Их можно узнать по характерному утолщению серебристого цвета на ниппелях колес (при заводской установке).
Датчики давления в шинах на Фольксваген тигуан настраиваются индивидуально с блоком управления, Оснащены литиевой аккумуляторной батареей, ее срок службы составляет 8 – 10 лет.
Датчик давления Фольксваген тигуан
Перед началом работы, датчики давления в шинах калибруются с главным блоком управления. По давлению, рекомендуемому заводом изготовителем. На некоторых моделях, ими укомплектовывается запаска, показания с которой поступают на дисплей системы.
При сезонной замене резины, для поддержания TPMS в рабочем состоянии, необходимо переставлять имеющиеся датчики или укомплектовать сменную резину аналогичными, которые можно приобрести у дилеров.
Концерн VW славится обстоятельным подходом к обеспечению комфортного и безопасного вождения своих автомобилей. Одним из важных сервисных устройств, применяемых на Volkswagen, является система контроля давления в шинах.
Особенности конструкции
С 2006 по 2013 год на Фольксваген Тигуан устанавливалась система косвенного контроля давления в шинах через показания датчиков ABS. В этом варианте оценивалось расстояние, пройденное каждым колесом за один полный оборот. При выявлении разницы в замерах на приборной панели загоралась предупреждающая пиктограмма, и водителю требовалось проверить давление во всех колесах (например, ручным манометром), чтобы определить поврежденное.
С 2013 года на Тигуанах применяется система контроля давления воздуха в шинах с непосредственным измерением (TPMS – «tire pressure monitoring system»). Система состоит из следующих элементов:
- Специальные радиодатчики с функцией распознавания направления вращения в каждом колесе автомобиля;
- Блок управления с приемной антенной, который считывает показания в режиме реального времени.
Напоминание! Автовладельцам, которые предпочитают иметь два комплекта резины на дисках, потребуется 8 колесных датчиков и 8 специальных вентилей. При покупке неоригинальных деталей нужно убедиться, что частота работы выбранных датчиков давления соответствует штатной – 433 МГц.
Принцип работы системы TPMS
С началом движения автомобиля колесные датчики начинают передавать данные в блок управления по радиоканалу. Сигнал каждого датчика содержит информацию о его идентификаторе, величине давления и направлении вращения колеса. Спустя несколько минут происходит адаптация датчиков, и контрольный блок по уровню сигнала осуществляет привязку их показаний к конкретному колесу передней и задней осей. После этого контроллер начинает отображать текущие показания давления на экране панели приборов Тигуана. Функция «Autolocation» позволяет однозначно определить, в каком именно колесе произошло снижение давления, и сообщить об этом водителю.
Блок управления системой TPMS и приемная антенна располагаются с наружной стороны кузова автомобиля, в районе ниши запасного колеса. Это обеспечивает наиболее эффективный прием радиосигналов от всех колесных датчиков.
Блок управления подключен к бортовой электросети автомобиля, а сами датчики давления в шинах имеют автономный элемент питания с расчетным сроком службы от 4 до 7 лет. Производитель рекомендует выполнять замену датчиков давления в шинах через каждые 50 000 км пробега.
Установка датчиков давления в шинах
Датчики контроля давления располагаются на внутренней поверхности обода диска, чтобы после сборки колеса измерительный сенсор находился внутри полости шины. Установка датчиков без особых трудностей может быть выполнена автовладельцем самостоятельно:
- В корпус датчика вставляется специальный винт с квадратной головкой, на ответную часть прикручивается вентиль (но не затягивается до упора, чтобы обеспечить возможность регулировки высоты ниппеля на колесном диске).
- Собранный узел устанавливается в отверстие на диске. При этом необходимо выровнять датчик давления для наиболее плотного прилегания к ободу и убедиться в отсутствии перекоса или замятия уплотнительного резинового кольца на вентиле. Также выполняется вертикальная регулировка ниппеля.
- С наружной стороны диска на штуцер надевается фиксирующая гайка, датчик давления удерживается рукой и гайка завинчивается до тех пор, пока уплотнительное кольцо ниппеля не обожмет края посадочного отверстия с внутренней стороны диска.
Предупреждение! Согласно руководство по эксплуатации Volkswagen Tiguan затяжку гайки вентиля следует производить динамометрическим ключом с усилием 8 Нм.
За прошедшие полтора года дважды прокалывались колеса на Тигуане. И, как ни странно, эта казалось бы неприятность, впервые вызвала позитивные эмоции.
Что обычно происходит после прокола колеса? Во-первых, прокол не сразу замечаешь. А когда наконец заметил - не всегда можно удобно и безопасно остановиться. Во-вторых, колеса нередко прикручивают на сервисе так, что обычным балонником их реально сложно открутить. В-третьих, пока колесо поменяешь, обычно перепачкиваешься с головы до ног. Короче прям неприятность на неприятности.
Как у меня дважды прокололось колесо на Тигуане. Как только давление упало на 0.2 атмосферы от обычного, сразу сообщение на экране о падении давления в колесе. Визуально по колесу еще ничего не заметно и машину совершенно никуда не тянет. Во-вторых на экране бортового компьютера в режиме реального времени видно какое колесо спускает и какое там сейчас давление. В итоге я с проколотым колесом смог проехать в одном случает 60 км до сервиса (просто ехал не быстро и один раз остановился и подкачал колесо с 1.2 до 3 атмосфер). А в случае второго прокола даже останавливаться для подкачки колеса не пришлось - за 20 км колесо спустило с 2.4 до 1.5 атмосферы, как раз эти 20 км надо было проехать до шиномонтажа. В итоге самому колесо менять не надо - успеваешь доехать до шиномонтажа. А если до шиномонтажа далеко, то можно подкачивать каждые несколько десятков километров и так добраться до шиномонтажа. Подкачать колесо это все-таки простая процедура.
Конечно не все проколы медленно спускают колеса, но в моем случае обычно именно такие происходят.
Кстати во многих современных машинах есть системы контроля давления в шинах, но в более дешевых машинах обычно просто выводится сообщение - колесо спускает, а какое колесо спускает, как сильно спускает, это уже самому приходится измерять, с манометром, что гораздо менее удобно. При этом в пути непонятно, с какой скоростью колесо спускает, не пришло ли время уже останавливаться и его подкачивать.
Резюме. Система как в Тигуане, когда в каждом колесе стоит датчик прямого измерения давления и выводит данные на бортовой компьютер, конечно не самая дешевая, но очень удобная. Напомню, что для зимних колес (которые у меня на своих дисках) пришлось докупать второй комплект датчиков за 10 тыс. руб.
Так что система прямого измерения давления колес меня конечно покорила. Очень полезный прогресс.
Читайте также: