Какие датчики давления в шинах лучше внутренние или внешние

Опубликовано: 21.04.2024

Системы контроля давления автомобильных шина водителям в странах постсоветского пространства кажутся диковинкой. Действительно, зачем постоянно фиксировать давление, когда можно, опираясь на собственный опыт и ощущения, а также на показания простейшего манометра, определить, нужно ли накачать шины? Оказывается, системы контроля давления являются на данный момент являются обязательными в США, нескольких азиатских странах и страна Евросоюза. Такие системы, которые обычно называют TPMS, существуют с 2000-го года. Они не так сложны, как может показаться, но периодически выходят из строя. Далеко не все автолюбители знакомы с особенностями работы таких систем, основными их неисправностями и методиками выбора основных элементов. Эксперты Avto.pro помогут восполнить этот пробел.

Как может осуществляться контроль давления в автомобильных шинах

Самый очевидный вариант: замерить давление манометром и в случае его серьезного снижения накачать шину. Системы контроля давления созданы как раз для того, чтобы проверять это самое давление в режиме реального времени не покидая салон. Во-первых, система может предупредить водителя о том, что давление опасно меняется. Во-вторых, такая система является лишь опцией, которую можно выбрать при покупке авто. Не хотите переплачивать? Ничего, хитроумную и зачастую недешевую систему можно будет установить отдельно. Она делится на два типа:

Система контроля давления на основе ABS отходит в прошлое по нескольким причинам. А именно:

— Она не определяет давления до того, как автомобиль пришел в движение;
— Точность измерений очень низкая;
— Порог отклонения давления составляет целых 30% – по мнению специалистов, это недопустимо много.

Впрочем, у косвенной системы есть и плюсы. Во-первых, она адаптируется к изменению параметров колес и всей ходовой части. Во-вторых, для обеспечения ее исправной работы в автомобиль не нужно вносить конструктивные измерения. Как следствие, система относительно дешевая. Система, прямо измеряющая давления в шинах, может похвастать следующим:

— Точность измерений очень высока;
— Один датчик обычно служит столько же, сколько его аккумулятор;
— Расширенные системы очень надежны за счет использования индивидуальных антенн под каждый датчик;
— Нужная водителю информация выводится на дисплей, что наглядно и очень удобно;
— Датчики реагируют как на незначительные, так и на большие изменения давления;
— Система адаптируется к автомобильным колесам почти мгновенно.

Уже упомянутая система прямого измерения давлений в шинах использует 4 датчика и дисплей, работающий в тандеме с компьютером. На дисплей будет выводиться важная информация. К примеру, датчики среагируют на изменения давления в одной из шин, и об этом сразу узнает водитель. Более простой TPMS при обнаружении серьезного снижения давления просто подаст звуковой сигнал и активирует контрольную лампу на приборной панели авто. Водителю придется остановить транспортное средство, осуществить проверку давления вручную и определить, какая же шина спущена.

Особенности датчиков давления

Главным элементом TPMS является датчик. Сегодня изготовление таких датчиков идет так активно, что некоторые крупные фирмы имеют свои собственные патентованные устройства, которые могут иметь отличную от датчиков конкурентов конструкцию. Однако даже самые экзотические устройства классифицируют. Они могут быть:

— Внешними. Датчик крепится на ниппель. Его очень легко переставить с одного колесо на другое. Самые простые механические датчики серии Easy Control вообще не используют электронику – их закрепляют на ниппеле и в случае падения давления цвет устройства меняется от зеленого к красному;
— Внутренними. Это новое поколение датчиков, которые представляют собой устройства, закрепляемые на дисках авто. Они маленькие и компактные, работают 7-10 лет и могут похвастать высокой точностью измерений. Миниатюрные высокоточные датчики, которые будут фиксироваться прямо внутри шин, намерена производить компания Continental.

Информация от электронных датчиков передается блоку управления при помощи антенн. Интересно, что для этой же работы можно приспособить антенну центрального замка. Если система TPMS расширенная, то антенн будет четыре. Сами антенны устанавливаются как можно ближе к колесам – в арках кузова транспортного средства. В работе система следит за следующим:
— Объемом шин;
— Температурой внутри камер шин;
— Давлением;
— Скоростью, с которой вращаются колеса;
— Разницу в вышеуказанных параметрах между колесами на одной стороне.

Настройка и калибровка датчиков может осуществляться несколькими способами. На некоторых автомобилях, как, например, на американских Cadillac, автолюбитель может настроить их самостоятельно. В некоторых же эта работа должна осуществляться мастером при помощи специального прибора. Также вносятся некоторые изменения в электронный блок управления. Перенастройка необходима при замене шин на новые (летних на зимние и т.п.).

Неисправности датчиков давления шин

На самом деле неисправностей ДДШ не так уж и много. Диагностировать их просто. Мы не будем затрагивать механические датчики, поскольку они не работают в тандеме с электроникой и в принципе не входят в штатную комплектацию автомобилей. А вот электроника из системы TPMS может выйти из строя по следующим причинам:

— Разрядилась батарейка. Датчик снабжен небольшой батарейкой и работает от нее. Как правило, она обеспечивает его работоспособность на протяжении не менее 7 лет;
— Датчик не выдержал сильного механического воздействия. Диагностировать неисправность можно в ходе визуального осмотра. Как правило, облом ниппеля приводит к некорректной работе всей TPMS.

Однако интереснее выглядят «болезни» датчиков при частичном сохранении их функционала. Обычно автолюбители сталкиваются со следующим:

— На дисплей выводится некорректная информация вследствие прокола шины, а иногда и ее неграмотного ремонта. Опять же, надо визуально осмотреть шины;
— Цветовой индикатор горит, хоть давления в шинах остается в пределах нормы. Стоит очистить вентиль подкачки – как правило, датчики работают некорректно вследствие его загрязнения.

Обнаружить неисправные ДДШ очень легко в сервисных центрах. Для этой работы мастера используют TPS TEXA – специальный прибор, напоминающий спутниковый телефон. Это своеобразный тестер датчиков давления в шинах, который выводит всю информацию об этих устройствах на свой дисплей. Неисправные и вышедшие окончательно из строя датчики меняют на новые, а не пытаются ремонтировать.

Реален ли самостоятельный ремонт

Хоть производители ДДШ и даже мастера в сервисах будут говорить автолюбителю о том, что устройства системы TPMS неремонтопригодны, кое-что сделать можно. Проблема кроется не в сложности работ, а вот, чтобы найти необходимые для ремонта вещи. Часто автолюбители не ходят выбрать датчик с разряженной батареей – устройство еще в строю, просто в нем нужно заменить один элемент. Если батарейку удалось купить, то последовательность работ по ее установке выглядит так:

1. Снять датчик;
2. Аккуратно любым не слишком острым предметом соскрести со стороны платы мастику;
3. Разрезать корпус (не волнуйтесь – материал корпуса пластичный и относительно легко поддается действиям инструмента);
4. Вытащить старую батарейку, после чего поставить на ее место новую;
5. Припаять к батарейке электрод (скорее всего понадобится кислота – после пайки ее нужно счистить тем же спиртом);
6. Залить датчик герметиком и оставить так на сутки;
7. Собрать все обратно и установить на автомобиль.

Как показывает практика, в датчиках используются те же батарейки, что и в наручных часах. Иногда ставят не плоские батарейки, а другие. Неизменным их атрибутом является широкий диапазон рабочих температур: от -40 до +125, чаще от -30 до +60 градусов Цельсия. Даже в технической документации к некоторым автомобилям написано, что владелец транспортного средства должен сам разобрать устройство, сам снять батарейку и поставить новую, а старую должным образом утилизировать. Обнулить датчики для их последующей настройки можно следующим образом:

1. Заглушить мотор;
2. Включить зажигание в первое положение, тем самым не заводя мотор;
3. Зажать кнопку SET, после чего держать ее в этом положении до того момента, пока не услышите звуковой сигнал;
4. Завести двигатель и начать езду. Датчики придут в норму очень скоро.

Как видите, особой сложности в работах нет. Вместо того чтобы ехать в сервис стоит попытаться откалибровать датчики самостоятельно. Если же ничего не вышло, то попробуйте поискать информацию в тематических порталах, посвященных автомобилям конкретно вашей марки – возможно, алгоритм настройки ДДШ выглядит несколько иным образом. Заметьте, что обнулять и настраивать систему TPMS можно лишь тогда, когда были выполнены все связанные с заменой регулировкой шин и колес работы.

Важные моменты

У систем контроля давления шин есть два «нехороших» состояние, о которых нужно знать всем автолюбителям. Система выдает на дисплей предупреждения, которые помогут быстро определиться с тем, что же вышло из строя. Предупреждения следующие:
— Low Tire. Давление в шине / шинах опасно низкое. Нередки случаи, когда при настройке датчиков автолюбители выбирали не тот комплект шин – система среагирует на ошибку и выдаст предупреждение;
— Check System. Проблема кроется в самом датчике. Практически всегда она сигнализирует о севшей батарейке. Иногда все дело в комплекте шин – проверьте тот, что установлен и тот, что оставили в гараже.

Также важно помнить о следующих моментах в работе датчиков:

— Они не «глючат». Как правило, все дело в утечке воздуха из шин. А иногда причине все в том же комплекте;
— В работе они руководствуются псевдослучайным таймером и, собственно, падением давления. Проще говоря, датчик работает не по запросу со стороны блока управления, а тогда, когда что-то происходит. Что касается таймера, то принцип его работы до сих пор неясен: датчик можно снять, и он даст знать о себе спустя, скажем, день;
— Весь датчик может перестать работать по причине окисления батарейки или контактов. Как раз по этой причине при самостоятельной замене батарейки важно уделить особое внимание пайке и герметизации устройства после нее.

И не забывайте об информации, которую изложил автопроизводитель в «букваре». В ней указаны оптимальные давления воздуха в шинах. Эту же информацию можно с легкостью найти в интернете. Усредненные значения для легкового транспорта таковы:
— 1,9-2,0 атмосфер для переднего моста;
— 2,2 атмосферы для заднего моста.

Так что же покупать
В случае выбора запасных датчиков или целого комплекта TPMS не стоит забывать о нескольких вещах. Во-первых, система определения давления в шинах есть далеко не на всех автомобилях, но ее можно докупить отдельно. Во-вторых, полный комплект TPMS может стоить даже дешевле, чем набор дополнительных брендовых датчиков. Эти же датчики можно легко найти по:
— Данным автомобиля. Обычно именно так ищут в электронных каталогах;
— VIN-коду. Актуально в тех случаях, когда TPMS входит в штатную комплектацию;
— Совместимости с имеющейся системой. Уточнить совместимость можно в тех же каталогах (зачастую только в узкоспецилизиарованных) и на сайтах производителей. В частности, обращайте внимание на рабочую частоту (на самых современных и точных датчиках она равна 433,0-434,1 Герц). Неправильно подобранные по частоте датчике не будут работать.

При подборе датчика немаловажно учитывать фирму, а также то, в какой стране устройство было произведено. От качества исполнения датчика напрямую зависит то, как долго он проработает и насколько точно будет определять параметры шин. Лучшие устройства предлагают следующие фирмы:
— Parkmaster (Япония);
— Fobo (Швейцая);
— Continental (Германия);
— Orange (Китай);
— Tyredog (Китай);
— Mobiletron (Тайвань).

Китайские фирмы предлагают самые бюджетные системы TPMS и отдельные их элементы. Сегодня именно они активнее всех своих конкурентов завоевывают новые рынки. Автолюбители из стран бывшего соцлагеря берут именно китайские датчики – они недорогие, но при этом качественные и долговечные. А вот лидерами рынка пока что остаются Parkmaster и Continental. Их продукцию дешевой не назовешь, но зато она может похвастать максимально достижимой на данный момент точностью. Отличается высокой отказоустойчивостью, стойкостью к перепадам температур и механическим воздействиям. Если ваш бюджет не ограничен, берите Parkmaster – японский продукт стоит своих денег. Швейцарские датчики очень компактные и технологичные. Визитной карточкой Fobo являются датчики, показания которых можно отслеживать на своем смартфоне со включенным Bluetooth. Эти устройства очень легко монтировать. Единственный их недостаток в сроке службы – батарейка разрядится спустя два года, но на наших дорогах весьма хрупкие датчики могут отъездить и то меньший срок.

В выборе датчика давления шин нет особой сложности. Самое главное – подобрать устройство с такой же как у старого рабочей частотой. На выбор есть продукция нескольких фирм. Имена самых проверенных мы указали выше. Если у автолюбителя нет желания ставить дорогостоящую систему TPMS, то вместо нее можно установить простейшие механические датчики. Они не отличаются точностью и долговечностью, но могут дать примерное представление о том, какое же в шинах давление. Дальнейшая проверка предусматривает использование манометра. Она же, впрочем, самая точная. Дабы сделать максимально комфортной и безопасной, уточните, каким должно быть нормальное давление в шинах вашего автомобиля и периодически проверяйте, соответствует ли реальное давление стандарту.

Диагностику, настройку и проверку системы TPMS лучше доверить мастерам в автосервисах. Они располагают всей необходимой для этого техникой. При желании можно купить электронику для проверки датчиков самому. Хорошие варианты предлагает немецкая фирма Bosch. Вам также очень поможет информация, излагаемая на сайтах автоконцернов, в «букваре» к автомобилю и информацию на тематических форумах.

Далеко не все современные автомобили оснащены системой контроля давления в покрышках. Внештатные датчики давления помогут устранить этот пробел. Расскажем о лучших датчиках давления в шинах, рассмотрим их сильные и слабые стороны, а также дадим рекомендации по выбору.

luchshie datchiki davleniya v shinakh

Содержание:

Лучшие внешние датчики давления в шинах

Такой внешний датчик размещается на ниппеле покрышки вместо золотника. Автолюбитель может узнать об изменении состояния накачанности колеса по цвету, появляющемуся в колпачке. Зелёный – свидетельствует о том, что давление в норме, жёлтый – предупреждает: возможны проблемы, красный сигнализирует об опасности. Недостатком таких устройств является невозможность узнать о полученном проколе при движении. Водителю приходится останавливать машину и осматривать установленные датчики.

Более продвинутые модели передают информацию по системе беспроводной связи Bluetooth или оповещают водителя сообщением, выводимым на дисплей в салоне авто.

RECXON GT EXTERNAL

Эта модель китайской компании сможет своевременно оповестить автолюбителя о появившемся повреждении. Устройство состоит из четырёх датчиков для всех колёс машины и информационного блока. Датчик устанавливается на ниппель, при изменении параметров давления данные по системе Bluetooth отправляются на монитор.

Питание блока управления осуществляется двумя способами: беспроводным путём от солнечной панели или зарядкой через порт USB.

RECXON GT EXTERNAL

  1. Наличие информативного LCD-дисплея 2,8”.
  2. Двойное оповещение: с помощью звука и сообщением на табло.
  3. Простая установка. Блок крепится на панель приборов с помощью липкой ленты.
  4. Возможность эксплуатации в широком температурном диапазоне: от -20 до +85°C.
  5. Информация отображается в двух системах измерения: PSI и bar.
  6. Датчики смогут зафиксировать максимальный уровень давления в шинах 8 bar.
  1. Замечания в адрес этого устройства вызваны его отказом работать при низких температурах.

Proline TPMS X5 EXT

Внешние датчики этой российской компании производятся на предприятии в КНР. В комплект входят 4 датчика и блок информации. Особенностью этого устройства является его дополнительная возможность оповещения водителя о температурном режиме около колеса во время движения автомобиля.

Прибор перед началом работы проводит самодиагностику, что позволяет установить работоспособность всех четырёх датчиков. При начале движения машины (скорость 24 км/час) устройство автоматически включается в работу.

Proline TPMS X5 EXT

  1. Компактные размеры головного блока не мешают водителю при обзоре ситуации на дороге.
  2. Удобная установка с помощью двойного скотча.
  3. Привлекательный дизайн блока информации.
  4. Точность показания давления в шинах.
  5. Работает в диапазоне температур: -20 – +70 градусов.
  6. Источником питания служит бортовая сеть автомобиля 12 В.
  1. Повышенная стоимость.

При проколе водитель сможет увидеть на табло: какое именно колесо вышло из строя и принять соответствующие меры.

Лучшие внутренние датчики давления в шинах

Внутренние датчики контроля давления в шинах (Tire Pressure Monitor System, сокращённо TPMS) устанавливаются с помощью мастеров шиномонтажа в полость покрышки. Информация об уровне давления выводятся на дисплей, устанавливаемый в салоне автомобиля или на мобильное устройство по беспроводной связи. Они более надёжны, чем аналогичные внешние устройства.

Ble tpms Bluetooth 4.0

Эта модель китайской компании состоит из четырёх датчиков, которые вворачиваются в ниппель шины вместо золотника, а также небольших приборчиков отслеживающих изменение давления в покрышке. Их устанавливают во внутреннее пространство шины на внешнюю сторону диска. Данные об изменении давления передаются через систему беспроводной связи Bluetooth на смартфон или другое сопрягаемое мобильное устройство.

Ble tpms Bluetooth 4.0

  1. Компактные размеры и вес не создают дополнительной нагрузки на автомобиль.
  2. Эффектный дизайн колпачка изделия.
  3. Возможность контроля за всеми четырьмя колёсами машины.
  4. Удобство просмотра через телефон.
  5. Возможность замены одного датчика, а не комплекта в целом.
  6. Мощная аккумуляторная батарея способна работать в течение длительного времени.
  1. Не устраивает плохое качество замеров при низких температурах.
  2. Попадается бракованная продукция.

Xiaomi 70Mai Midrive T01

Используя это оборудование для проверки давления шин, водитель иметь информацию о давлении в покрышках во время поездки. На экране электронного блока чётко отображаются любые изменения в параметрах, что позволяет мгновенно принять нужные меры для безопасности дальнейшего движения.

Xiaomi 70Mai Midrive T01

  1. Высокая точность измерения: всего 0,1 атм погрешности.
  2. Возможность контроля температурного режима покрышки.
  3. Универсальность изделия – возможна установка на различные модели.
  4. Герметичная конструкция препятствует попаданию влаги внутрь устройства.
  5. Источником питания служит солнечная энергия, принимаемая на батарею. Также можно использовать стандартное подключение через прикуриватель к автомобильной сети.
  6. Защищённость от кражи.
  7. Мощности аккумулятора хватает на длительный срок работы.
  1. Не обнаружено.

AXPER TPMS CONTROL

Продукция отечественной компании выпускается в Китае при участии инженеров из Германии. Комплект состоит из компактного блока управления с хорошо читаемым экраном и четырёх датчиков давления. Габариты блока: 84х34х43 мм, вес:78 г. Дисплей можно разместить в удобном для водителя месте панели приборов. Устройство запитывается от аккумулятора 2200 мА/ч.

AXPER TPMS CONTROL

  1. Ведение контроля давления за всеми колёсами автомобиля.
  2. Информация на экране хорошо видна с разных углов салона.
  3. Есть возможность контроля температуры резины колёс.
  4. Минимальная погрешность: 0,1 bar.
  5. Высокий уровень защищённости датчиков от влаги и пыли.
  1. Датчики не могут нормально работать при сильных морозах.

Прибор получает энергию от солнечной батареи. Есть альтернативный вариант питания – от сети автомобиля через прикуриватель и разъём USB.

ParkMaster TPMaSter TPMS 4-01

Известный бренд отечественной компании ABIX Technology задействован при выпуске изделий, отвечающих за безопасность автолюбителей. Подобное устройство предназначено для установки на колёса легковых автомобилей, а именно, на ниппеля. С его помощью можно контролировать давление и температуру в резине.

ParkMaster TPMaSter TPMS 4 01

  1. Голосовое и звуковое оповещение о критическом снижении давления, также сообщения выводятся на экран блока управления.
  2. Возможность вывода данных на монитор мультисистемы.
  3. Простое обслуживание системы.
  4. Низкая погрешность измерения: 0,1 бар.
  5. Есть индикация, которая оповещает водителя о разряде батареи.
  6. Работает при любых погодных условиях: от -40 до +125 градусов.
  1. Не обнаружено.

Какие датчики давления в шинах купить

В магазине можно увидеть различные подобные устройства от разных компаний. Также при выборе следует определиться со следующими факторами.

Тип автомобиля

Существуют модели для легкового и грузового транспорта, спецтехники и мотоциклов.

Способ передачи информации

Чем больше будет вариантов оповещения водителя, тем быстрее он примет нужное решение о проблеме с колесом.

Вид устройств

Внешние датчики удобны в обслуживании, внутренние отличаются надёжностью и точностью, но они стоят дороже, и их установку придётся делать в автосервисе.

Скорость оповещения

Изделия, в которых информация о состоянии покрышек передаётся через Bluetooth, позволяет моментально увидеть на экране дефект в шине. Это повышает безопасность участников дорожного движения.

Не следует отдавать свой выбор дешёвой продукции неизвестных фирм. Она не отличается качеством, быстро выходит из строя.


Автомобиль со спущенным колесом долго тормозит. При резком повороте его заносит — водить опасно. Наехали на саморез, шина прокололась, не заметили. Сцепления с дорогой нет — авария. Датчики давления в шинах заметят спущенное колесо и предупредят водителя.

На что ставим

В комплект разных моделей кладут определенное количество датчиков давления. Отличается и диапазон измерения — датчики устанавливают на разные виды транспорта:

Легковой автомобиль — 4 штуки на 4 колеса, измеряют от 0 до 6 бар.

Грузовой транспорт — 6, но можно подключить 38 штук, 0–13 бар.

Поэтому сперва выбираем, для какого транспорта покупаем датчики давления в шинах. Затем определяемся с типом этих датчиков: внешние или внутренние.

Внешние датчики


Удобные. Установить самому легко — на каждое колесо уйдет пара минут. Датчики накручиваются на ниппель и защелкиваются на замок. Заменить севшую батарейку у датчика не составит труда, для этого откручивают колпачок.

Внешние датчики заметные, поэтому привлекают внимание хулиганов — случаи редкие. Их не воруют, потому что продать некому, а использовать самому не получится. От хулиганства защитит замок, но целенаправленную кражу с инструментом не выдержит.

Между датчиком и ниппелем находится резиновая прокладка. Есть вероятность, что из-за нее колесо будет по чуть-чуть спускать шину. В отличие от внутреннего датчика, внешний надавливает на золотник. Поэтому показания могут быть менее точными.

Внутренние датчики


Надежные. Их устанавливают только в автосервисе. Датчики ставят вместо ниппелей, поэтому давление измеряют точно. И выглядят как ниппели — ничем себя не выдают.

Заменить севшую батарейку трудно, потому что она впаяна в корпус датчика — придется колхозить. Благо заряда обычно хватает минимум на 3 года пробега. Модель с внутренними датчиками SteelMate TP-10i проживет 5 лет, а ParkMaster TPMS 4-03 — 8. Внешние датчики работают в среднем 1–2 года, о севшей батарейке предупреждают заранее.

Как показывает давление

Внешние или внутренние датчики— оба бесполезны без экрана. Он наглядно покажет водителю давление в шинах. Экран получает информацию от датчиков по радиосвязи.

Экран с присоской или 3М скотчем крепят к лобовому стеклу и на приборную доску. Они бывают проводные и беспроводные. Проводные экраны питаются от прикуривателя или напрямую от сети автомобиля. У беспроводных моделей есть встроенный аккумулятор или отсек для батареек. Экран с солнечной батареей есть у SteelMate TP-S4I — халявная энергия!

Индикатор в прикуривателе незаметен. Экран мелкий, кнопки мелкие, проводов нет. Бывают простенькие модели, как ARENA TPMS TP200. Или продвинутые — ParkMaster TPMaSter TPMS 4-03.

Смартфон тоже покажет давление в шинах, например, работая вместе с моделью ParkMaster TPMASTER 8886. Датчики передают информацию на фишку-индикатор в прикуривателе, а он — на смартфон по блютузу. Если давление не в порядке, то фишка замигает. Подробную информацию покажет экран телефона. Удобнее него только отдельный экран на присоску или скотч.


Брелок на ключи, вроде ParkMaster TPMaSter TPMS 4-27, носят всегда с собой. Он внешне похож на автомобильный ключ. Экран простой символьный, поэтому заряда батарейки хватит надолго.

Магнитола или внешний монитор тоже покажут информацию от датчиков давления. Для этого покупают модель с видеовходом. Устройство в салоне находится скрытно. Например, модель Blackview TPMS X6 external.

У мотоциклов экран крепят на руль, он работает от встроенной батарейки. Например, модели ParkMaster TPMaSter TPMS 2-02 или Steelmate TPMS-90.

Как не ошибиться

Выбрать датчики давления в шинах просто — устройства узкоспециализированные. Сперва смотрим модель под свою машину — легковой автомобиль, грузовик или мотоцикл. Затем выбираем тип датчика. Внешние датчики менее точны и слабо защищены от вандалов. Внутренние датчики надежные, но установить их сможет только автосервис. Теперь выбираем удобный тип экрана. Мы советуем или выносной экран или модель для смартфона, потому что они универсальные.

Не экономьте на датчиках давления, потому что они помогают ездить безопасно. Не стоит связываться с датчиками давления на Алиэкспрессе. Если будет огрехи с корпусом, — а они будут — то вода и грязь быстро уничтожат датчик. Мы продаем доступные и премиум модели. Они работают надежно.

Недостаточно накачанные шины испытывают увеличенную нагрузку на боковины. Это негативным образом влияет на целый ряд показателей автомобиля:

растет тормозной путь;

повышенное внутреннее трение вызывает нагрев, что ведет к ускоренному разрушению шины (трещины, расслоение, разрыв).

В свою очередь, сильно перекачивать шины также вредно по ряду причин. Такие шины:

легче повредить как выступами, так и впадинами на дороге;

увеличивают тормозной путь из-за уменьшения площади пятна контакта с дорогой;

делают автомобиль жестким и малокомфортным при движении.

При этом и недостаточное, и избыточное давление приводит к неравномерному износу протектора, что снижает срок службы шины.

Какое давление в шинах правильное?

Указанное производителем на стойке водительской двери или на внутренней стороне лючка бензобака оптимальное давление в колесах актуально для холодных шин. Понятие «холодные» говорит о том, что проверять давление рекомендуется на постоявшем несколько часов автомобиле.

Как появились системы контроля давления в шинах?

Подобные системы появилась на военной технике вместе с возможностью подкачки шин. В кабине стоял стрелочный манометр, по которому контролировалось давление в системе, и тут же был расположен кран, позволяющий снизить давление в шинах для повышения проходимости, подкачать их на твердых покрытиях, а также обеспечить непрерывную подачу воздуха в систему при повреждении шины пулями или осколками.

Штатные системы

Избежать неприятностей, которые могут возникнуть даже от кратковременного движения на спущенном колесе, помогают системы контроля давления в шинах. В инструкциях по эксплуатации, прилагаемых к автомобилям, такое устройство называют TPMS (Tires Pressure Monitoring System). У истоков применения таких систем стояли американские фирмы. Автопроизводители начали применять TPMS на серийных автомобилях еще в конце 90-х годов прошлого века. А с 2008 года контроль давления в шинах стал обязательным для всех продаваемых на внутреннем рынке США легковушек и пикапов. Такие системы контроля за давлением (часто и температурой) получают все более широкое распространение и в нашей стране. Иногда в качестве опции.

Самой простой по конструкции является система косвенного измерения давления, вообще не требующая никаких дополнительных блоков. Она представляет собой дополнительную программу, зашитую в блок управления ABS. Работа системы основана на том, что у спущенного колеса становится меньше радиус качения и, соответственно, такое колесо проходит за один оборот меньшее расстояние, чем исправное колесо. Датчики частоты вращения колес ABS определяют расстояние, проходимое каждой шиной за один оборот. Сигналы датчиков сравниваются в блоке ABS с контрольными параметрами. При расхождении значений загорается индикатор или появляется текстовое сообщение на панели приборов и звучит предупреждающий сигнал. В такой системе всегда предусмотрена калибровка. Вручную осуществляется адаптация к давлению воздуха в шинах в случае их замены или проведения каких-либо ремонтных работ с ходовой частью.

Нештатные устройства

Существуют и нештатные системы контроля давления в шинах. Вначале рассмотрим таковые с датчиками, непосредственно измеряющими давление внутри шины и передающие по радиоканалу сигналы на приемное устройство, обычно совмещенное с индикаторным дисплеем. Такие датчики обязательно снабжаются источниками энергии в виде малогабаритных батарей, но могут значительно различаться по исполнению. Когда-то датчики устанавливали прямо в центральной канавке колесного диска с помощью ленты, проходящей по канавке. Подобная конструкция уже устарела, и сегодня гораздо чаще используются датчики, закрепленные на внутренней стороне колесного вентиля.

Для монтажа такого датчика на автомобиль нужно разбортировать колесо, извлечь штатный вентиль и на его место установить датчик. Затем — монтаж покрышки, балансировка и установка дисплея.

В состав системы контроля давления в шинах, предназначенной для легковых автомобилей, включены четыре датчика и приемник с дисплеем. Все датчики имеют собственные батарейки, обеспечивающие непрерывную работу в течение трех-пяти лет (информация сбрасывается на приемник короткими импульсами раз в минуту, а то и реже). Общение с приемником осуществляется по радиоканалу, «прописка» датчика на определенном колесе — автоматически либо вручную.

Весьма важен вес самих датчиков. От этого зависит, не придется ли приклеивать с противоположной стороны «гантелю», чтобы отбалансировать колесо. Также надо учесть, что при движении покрышка нагревается, что приводит к росту давления, поэтому многие датчики определяют и температуру воздуха в шине. При расчете показываемых на экране величин приемник учитывает поправку на температуру. Еще система способна отличить очень медленное, естественное снижение давления от быстрой утечки воздуха в результате прокола.

В продаже есть и другие датчики давления воздуха в шинах, которые наворачиваются на резьбу вентилей снаружи колеса. Такая конструкция обеспечивает весьма быстрый монтаж своими силами. А принимать сигнал и показывать давление на рабочем месте водителя может специальное устройство, но порой используется и смартфон владельца, принимающий сигнал от датчиков по протоколу Bluetooth.

Главный недостаток — такие датчики не защищены от хищения, а потому менее предпочтительны.

Значительные размеры таких датчиков обусловлены необходимостью установки в них элемента питания.

Однако есть и более компактные варианты:

Я бы рекомендовал систему с внутренними датчиками и принимающим устройством, которое вставляется в гнездо прикуривателя.

Предлагаю в комментариях поделиться, какие системы контроля давления в шинах используете вы (ну, помимо ручного манометра).

Давление должно быть в норме — как в сосудах водителя, так и в шинах его автомобиля. Но если в прежнюю эпоху владельцы проверяли колеса чуть ли не каждый выходной, то сегодня на это занятие почти все махнули рукой. Мол, пока колесо не легло на обод, давление в нем нормальное.

На ходу обнаружить разнобой в давлении порой бывает непросто: переднеприводный автомобиль, к примеру, может довольно спокойно двигаться при севшем заднем колесе, пока оно не размочалится в лохмотья. Хотя бы поэтому устройства TPMS (tyre pressure monitoring system — система контроля давления в шинах) никак нельзя причислить к безделушкам.

В Европе TPMS — обязательное оснащение, без этой системы машину не сертифицируешь. Даже поставляемые на европейский рынок Весты имеют систему контроля давления в шинах. А мы вновь в хвосте прогресса: на дорогих машинах TPMS есть, а на бюджетных отродясь не было. Однако любую из «обделенных» несложно оснастить соот­ветствующим гаджетом — их в продаже довольно много.

Автомобили среднего ценового диапа­зона обычно оснащают системой контроля давления в шинах, считывающей количество оборотов колес с датчиков АБС. Такая конструкция проста и надежна, но температура колеса не отслеживается. Иное дело — проверенные нами системы: они замечают перегрев шины из-за начала разрушения ее силовой структуры, а также из-за подклинивающих тормозных колодок.

Условия работы всех колес могут немного различаться, но по крайней мере в паре передних или задних давление и температура не должны сколь-нибудь заметно разниться.

В ходе испытаний мы оценивали удобство установки и пользования трех систем китайского производства, а также точность их работы.

Мерим изнутри и снаружи

Принципиальных различий между тестиру­емыми устройствами немного. ТР‑310 требует установить датчики внутри колес, и без шиномонтажных работ здесь не обойтись. ТР‑300 и TPMS‑8886 гораздо демократичнее: их датчики навертываются снаружи на ниппели. А информацию они передают по-разному: ТР‑300 — на монитор (входит в комплект), TPMS‑8886 — на смартфон.

Наши комментарии к каждой из проверенных систем приведены в фотогалерее. Результаты проверки точности сведены в таблицу. Обращаем внимание на то, что половина датчиков отказались работать сразу: во всех случаях виноватыми оказались негодные источники питания. Батарейки мы заменили, и датчики заработали. Показания температуры у всех систем замечаний не вызвали.

Отдельный комментарий посвящаем зимней эксплуатации. Наши испытания в морозильной камере показали, что при —25 °C все датчики дружно занизили давление примерно на 0,1 бара. Это простительно. Главное, чтобы команда работала синхронно. А вот жидкокристаллическим мониторам в морозильнике не понравилось; им потребовалось какое-то время, чтобы отогреться и прийти в «сознание». Америку мы не открыли: смартфон, хранящийся обычно в теплом месте, имеет преимущество.

Восторга не вызвала ни одна система. ­Встра­ивать датчики в колёса — занятие для фанатов, а насадки на ниппели могут стать приманкой для воров. Впрочем, если использовать их исключительно для дальних пробегов и не оставлять на ночь во дворе — тогда, наверное, идея оправданна.

Примерная цена 6300 руб.

Масса датчика 12 г

Основное преимущество этой системы перед другими — отсутствие штатного монитора: и крепить ничего не нужно, и посторонний глаз ничего «лишнего» в салоне не обнаружит. Вместо монитора используют смартфон, который есть почти у каждого. А вот датчики давления заметны сразу: их навертывают на вентили.

Датчики связываются по протоколу Bluetooth с так называемым индикатором — это штекер-передатчик, подключенный в 12‑вольтовую розетку, который транслирует информацию о давлении в колесах на экран смартфона. Программа, скачанная из Сети и установленная на смартфон на базе Android или iOS, позволяет настроить визуальное и звуковое оповещение. В случае выхода за предварительно заданные пределы по температуре и давлению система известит водителя об этом факте. Возможно раздельное программирование для каждого колеса, хотя обычно отмечается только разница между передними и задними колесами.

К точности показаний претензий нет.

Примерная цена 6800 руб.

Масса датчика 8 г

В комплект входит монитор — такой же, как в наборе ТР‑310. Внимание несознательных элементов общества привлечет не только он, но и датчики, навёртываемые на вентили. Это недостаток: любители легкой наживы могут за пару минут получить всю систему в сборе.

К техническим параметрам вопросов нет: датчики показали верное давление во всех выбранных нами контрольных точках.

Примерная цена 7900 руб.

Масса датчика 40 г

Главный недостаток системы состоит в том, что для установки датчиков требуется разобрать и собрать все колёса. Если в дальнейшем один из датчиков испортится или у него сядет батарейка, придется вновь ехать на шиномонтаж. В остальном всё выглядит очень хорошо: снаружи на вентилях будут навинчены штатные колпачки, а потому воришек ничто не спровоцирует. Правда, в автомобиле нужно поискать местечко под небольшой монитор, а он может привлечь ненужное внимание. Да и выглядит инородным телом.

К точности показаний претензий нет: датчики работают исправно, в отличие от большинства переносных манометров. Предусмотрено программирование диапазона «правильных» значений давления и температуры в шинах.

Результаты проверки систем контроля давления

Показания при давлении*, бар

Образцовый манометр 1,8 2,0 2,5

TPMS-8886 1,8 1,9 2,4

*Для всех изделий приводятся показания одного из датчиков каждого комплекта, поскольку во всех случаях прочие три датчика показывали те же значения. Для контроля давления использовали образцовый манометр.

Влияние давления в шинах на поведение автомобиля

Пониженное давление усиливает деформацию шины. Во время качения она нагревается сильнее положенного. Крайние дорожки протектора подвергаются усиленному износу, а иногда нарушается и целостность каркаса. Возрастает расход топлива. Кроме того, при попадании в дорожную выбоину вероятность повреждения как диска, так и шины при пониженном давлении всегда выше, чем при номинальном.

Повышенное давление сопровождается перенапряжением нитей корда, а также повышенным износом средней части протектора. Во время езды по плохой дороге все удары, которые передаются на подвеску и кузов, становятся заметно ощутимее для седоков. А при попадании в яму увеличивается вероятность разрыва шины.

Опаснее всего — последствия неодинакового давления во всех шинах. Автомобиль при движении всё время норовит уйти в сторону колеса с самым низким давлением — провоцируется движение боком.

Правда, у многих автомобилей давление в шинах на передней и задней осях разное, но мы в данном случае говорим о разном давлении в колесах одной оси.

Что касается влияния температуры, то следует помнить: давление воздуха в замкнутом объеме шины меняется приблизительно на 0,1 бара на каждые 10 градусов изменения температуры.

Авторы: Алексей Ревин, Михаил Колодочкин

Фото: «За рулем» (Онлайн-редакция)

Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями
в социальных сетях!

Читайте также: