Можно ли ездить без датчиков давления в шинах

Опубликовано: 15.04.2024

Система TPMS (система контроля давления в шинах) информирует водителя о проколе или разнице давления в колесах. Однако при замене резины владельцы машин с такой «опцией» вынуждены посещать сервис. Быть может проще установить датчики на каждый комплект колес?

Но тут возникает дилемма. Первая, цена полного комплекта колес, которая складывается из стоимости дисков, шин и набора датчиков, каждый из которых стоит около 2000 рублей. А в некоторых моделях, требующих только оригинальные датчики из дилерских сервисов, они стоят в два раза дороже.

Вторая проблема в том, что автомобиль может запомнить только один комплект датчиков, каждому из которых назначается строго определенное колесо (например, правое заднее, левое переднее и т.д.). Таким образом, просто заменить летние колеса на зимние в гараже не получится, как и поменять местами: передние с задними или левое с правым.

Датчики TPMS общаются с контроллером по радиоканалу. Они интегрированы в ниппель, который оснащен миниатюрным датчиком давления и температуры, а также радиопередатчиком. Каждому из датчиков присваивается свой уникальный код.

После установки второго комплекта колес система перестает видеть датчики. Но так и должно быть. Иначе, когда два одинаковых автомобиля окажутся рядом друг с другом, система покажет ложные данные. К сожалению, для владельца это означает только одно: после банальной замены колес потребуется визит в сервис для перепрограммирования датчиков.

На практике процесс выглядит следующим образом. Механик подносит к каждому из колес специальное устройство, которое считывает сигналы с датчиков и запоминает их. Затем это устройство подключают к компьютеру автомобиля и прописывают новый набор датчиков. Процедура сравнительно простая, занимает всего несколько минут, но для этого необходимо посетить сервис и заплатить деньги.

Можно ли обмануть систему?

Датчики давления воздуха либо кодируются еще на заводе (например, оригинальные для конкретной модели автомобиля), либо продаются «чистыми», а программирование для работы с выбранным автомобилем осуществляется после установки. Некоторые датчики можно «прописать» практически любым программным обеспечением, а другие только специальным. В любом случае, многие датчики можно «клонировать» - прописать одни и те же данные для двух датчиков, которые будут установлены на разные комплекты колес (например, летние и зимние). Главное, не менять назначенную позицию колес при замене.

Некоторые автомобили не позволяют «клонировать» датчики, прежде всего те, что работают только с оригинальными комплектами. В частности, отдельные модели Рено. Впрочем, чаще всего система TPMS оказывается не столь требовательной, а «прописать» датчики можно прямо на шиномонтаже (при наличии специального оборудования).

Проблемы с программированием датчиков возникают, когда они подобраны неправильно. Такое встречается, если приобретены неоригинальные датчики, которые по описанию подходят к данной модели автомобиля. Но некоторые системы работают только с оригинальным программным обеспечением, которое должно быть установлено и в датчиках.

Порой автовладельцы сталкиваются с другим казусом. Например, приобретая датчики для Opel Insignia 2012 года. Как раз в этом году производитель изменил систему TPMS и старые датчики здесь уже не работают. Поэтому не следует покупать сенсоры через интернет. Лучше приобрести датчики в сервисе, где их тут же установят и пропишут. Конечно, это дороже. Зато Вы не переплатите за шиномонтаж в случае, если датчик окажется неисправным или не подойдет к вашему автомобилю.

Недавно наткнулся на датчики давления и температуры в колеса, и удивился как они продвинулись за 4 года когда я на них последний раз обращал внимания.

Сейчас они бываю как внутренние, так и внешние. Показывают давление в каждом колесе и температуру внутри колеса. С одной стороны захотелось себе поставить такую штуку, но с другой есть потенциальные опасности. В отзывах все расхваливают, но хочется узнать реальные отзывы владельцев, кто что думает о таких датчиках.

Коротко о таких датчиках
Внутренние — внутренний датчик вставляется внутрь колеса, для чего колесо необходимо снять, сдуть, разбортировать и собрать обратно… (1 тр :( )

Внешние — такие датчики просто накручиваются на нипель колеса. Небольшой "наболдажник", бывают с секретными гайками чтобы не украли…

Дисплей
Тут оже на любой вкус и цвет. Есть на солнечных батарейках, есть для розетки 12в, есть для встраивания в торпеду… Цель одна, принять показания от датчиков и отобразить их на дисплее.

Ставить или не ставить?

Если ставить, то внешние. Они просто накручиваются сверху, дисплей подключается к питанию и все готово — установка 5-10 минут. Села батарейка — открутил датчик, поменял батарейку. Сломался датчик — купил новый, прикрутил, поставил — любая работа на 5 минут…

Но с другой стороны, внешние будут немного врать по температуре внутри колеса, а также меня волнует балансировка колеса. Например, по городу ничего страшного, но на скорости больше 100 км/ч такой датчик в несколько грамм вполне может давать люфт колеса. К тому-же он будет от центробежной силы наверняка гнуть резинку от центра колеса… А если в кусты или грязь заехать то такой наболдажник может запросто вырвать и вместо пользы будешь сидеть в тунре со сдутым колесом.

Тогда остается внутренние датчики… Но тут по любому поводу (села батарейка, заглючил датчик…) нужно будет разбортировать колесо, а это 1000 руб, в итоге я уверен что будет душить жаба на такую дорогую смену батарейки… Я меняю положение колес каждые пол года (для равномерного износа), а с внутренними датчиками придется их тоже менять, чтобы не путать показания на дисплее, какой датчик от какого колеса…


Ещё не так давно система TPMS считалась атрибутом автомобиля очень высокого класса. Сейчас она встречается всё чаще и чаще, и, скорее всего, скоро наступит то время, когда эту систему заставят ставить на все новые автомобили наряду, например, с уже обязательной ABS. Во всяком случае в некоторых странах такое время уже наступило. Одним словом, пора уже разобраться, как эта штука работает, действительно ли её очень часто выводят из строя шиномонтажники и можно ли поставить её в автомобиль самостоятельно.

На вкус и цвет…

Все системы контроля давления в шинах можно разделить на два типа в зависимости от принципа их работы. Первый вариант – самый популярный. В таких системах используются датчики, которые стоят непосредственно в колёсах. Второй вариант встречается реже и, наверное, потихоньку уйдёт в прошлое. В нём нет отдельных датчиков, а работает он за счёт датчиков системы ABS. Разберёмся с обеими конструкциями чуть подробнее.

Как я уже сказал, в первом случае в каждом колесе стоит датчик, который может считывать давление внутри шины, а иногда и температуру. Эти датчики тоже бывают двух видов: первые стоят внутри колеса, вторые – снаружи. Обычно всё же встречаются внутренние, которые крепятся к вентилю. На сегодня это самая популярная система. Преимуществ у неё много: датчики внутри колеса работают надёжно, а сам вентиль служит антенной, которая передаёт сигнал с каждого колеса на свой блок. Сигнал от этих датчиков вполне уверенный, так что «глючит» такая система редко. Но есть у неё и недостатки.


Во-первых, эти датчики работают как передатчики, и им жизненно необходимы батарейки. Срок службы этих батареек разный, в среднем их хватает на пять-семь лет. А менять их нельзя. Любое, даже самое незначительное повреждение датчика чревато утечкой воздуха, так что теоретически они неразборные. Поэтому как только в нём садится батарейка, его нужно менять на новый.

Во-вторых, процесс замены довольно трудоёмкий. Необходимо снимать колесо, разбирать его, менять датчик, всё собирать обратно и балансировать.

Датчики, которые установлены снаружи, таких недостатков лишены. Их ставят вместо колпачков на вентилях, так что замена такого датчика – секундное дело. Но на этом их преимущества перед внутренними датчиками заканчиваются. Во-первых, что легко поставить, то легко и снять, и этим пользуются воришки. Во-вторых, эти датчики работают в агрессивной среде и выходят из строя быстрее внутренних. В-третьих, они мало влияют на балансировку (они легче, чем внутренние), но из-за того, что стоят на месте ещё более лёгких колпачков, могут на высокой скорости изменять положение вентиля. А это грозит травлением воздуха. Ну и, наконец, последнее. Принцип работы датчика таков, что он давит на золотник и запирает воздух в шине самим собой, а не золотником. И если датчик испортится, он начнёт пропускать воздух через себя. А это уже гарантированно спущенное колесо.

Система контроля давления в шинах, работающая с помощью датчиков ABS, далеко не так совершенна. Точнее, она вообще не совершенна. Само собой, даже самый дорогой датчик ABS понятия не имеет, какое там в шине давление. Поэтому система способна только отслеживать с помощью ABS скорость вращения каждого колеса и делать далеко идущие выводы.


Если колесо сильно спустит, его диаметр станет чуть меньше, крутиться оно будет чуть быстрее. И тогда система контроля давления начнёт подозревать, что что-то пошло не так. Но не всегда. На низкопрофильных шинах она может вообще не заметить, что воздух из шины убежал, а с шинами RunFlat она вообще толком не работает. И это ещё не всё самое плохое.

Хуже, что такая система считает проколом вообще любое затяжное изменение скорости вращения какого-то колеса. А такое происходит с машиной и в нормальной жизни. Например, при затяжном повороте, когда внешнее колесо проходит более длинную дугу и вращается быстрее внутреннего. В этом случае система контроля давления может подумать, что шина испустила дух и выдать на панели «ахтунг». Кстати, так как эта система давления физически не видит, то и показать она его не может и в случае чего только предупреждает, что давление упало. А вот предыдущая, с отдельными датчиками, способна показывать давление в каждом отдельном колесе.

У хорошей системы есть важная особенность: она может предупредить водителя о том, что колесо стало спускать на ходу. Если оно не дай бог стрельнет, водитель почувствует это и без всяких TPMS, а вот небольшой прокол он заметит не всегда. Мало того, на современных переднеприводных автомобилях можно вообще не заметить, как спустило заднее колесо, и дожевать на ходу шину диском. Вот в этих ситуациях и спасает TPMS.

А если сам?

Тяга к прекрасному у нас развита ненормально сильно, поэтому желание сделать свою машину чуть лучше есть почти у всех. Конечно, возникает вопрос и по поводу TPMS: нельзя ли вкорячить в свою машину нечто подобное? Можно. Но начнём с чего-то попроще.

В продаже встречается самый примитивный аналог такой системы – колпачки на вентили, которые меняют цвет в зависимости от давления в шине. Стоят они вообще копейки – в Интернете я нашёл их по 340 рублей за комплект из четырёх штук. Такую, с вашего позволения, «TPMS» ставить просто: открутил с ниппелей колпачки, накрутил эти чудо-устройства, и всё – счастье. Но не абсолютное.


Главный недостаток – это необходимость ходить вокруг машины и смотреть на цвет этих колпачков. Сидя внутри, да ещё и на ходу, ничего, конечно, понять невозможно. Так что, как ни крути, а это самый настоящий эрзац, и полноценную систему TPMS эти штуковины заменить не могут. К тому же они работают по принципу «нормально или нет» и показать значения давления не могут. Правда, есть особо продвинутые колпачки – трёхцветные. В них зелёный цвет обозначает норму, жёлтый – тревогу, красный – всё, приехали. Но в любом случае точность этих приспособлений очень низкая, и ориентироваться на них не стоит. Не знаю насчёт всех производителей, но пока идеальных изделий в природе не встречал. Может, конечно, они и существуют, но это не точно.

Другой недостаток «умных колпачков» – это их вес. На скорости они дают слишком большую нагрузку на вентиль, что чревато теми же самыми утечками воздуха из шины. И, наконец, они почти всегда намертво прикипают. Обычные пластиковые колпачки открутить намного проще, чем эти чудеса техники из алюминия или латуни. Кстати, эти два металла сами по себе образуют электрохимическую пару, поэтому при необходимости просто подкачать колесо такие датчики часто приходится просто срезать и выкидывать. Ладно, они хотя бы стоят копейки – не жалко.

Если хотите недорогого эксперимента, попробовать можно. Но всё же это даже близко не TPMS. А ведь при желании её всё-таки можно поставить. Почти что полноценную!

Почти полноценную – потому что экранчик всё равно придётся ставить отдельно. В комплектах, которые есть в продаже, всегда наличествует сам дисплей (в нём же – приёмник сигнала с датчиков) и набор датчиков. Датчики бывают разными: и внутренними – на вентилях, и внешними – на колпачках. В первом случае всё выглядит вообще по-взрослому – как штатная система TPMS, но с отдельным экраном. Судя по отзывам, некоторые такие системы работают прекрасно. Показания у них точные, надёжность вопросов не вызывает. Вот только цена кусается. Комплекты за три тысячи могут показать давление в шине, а могут – в жилом модуле МКС. Как повезёт. Более дорогие и от хорошего производителя работают намного точнее. Но и стоят они дороже – тысяч от пяти-шести и до пятнадцати.


Монтаж, как вы понимаете, несложный. Особенно с внешними датчиками-колпачками: накрутил их вместо штатных колпачков, прилепил в салоне экран и радуешься жизни. С внутренними надо повозиться: разбирать колёса и менять вентили.

С приёмниками-дисплеями есть тонкость: некоторые из них передают сигнал по радиоволнам и включаются просто в прикуриватель. Такие системы могут терять сигнал от любых помех.

Наиболее навороченные TPMS, предназначенные для самостоятельной установки, работают через блютуз и коннектятся со смартфоном. Схема рабочая и удобная, хотя и недешёвая.

Что сломалось?

Сама по себе система TPMS вполне надёжная и выходит из строя редко. Почти все причины отказа TPMS связаны с отсутствием сигнала от датчиков. В первую очередь виноваты севшие батарейки (как я говорил выше, обычно приходится менять не батарейки, а датчики целиком). Вторая причина молчания датчика – это его физическое повреждение. Есть мнение, что эти датчики очень легко уничтожить в шиномонтажной мастерской. Это одновременно и правда, и неправда. Посмотрите, как их может сломать криворукий шиномонтажник.

Система измерения давления в шинах - интереснейшая тема. И учитывая то, что она все больше появляется на автомобилях, в ней приходится разбираться все лучше. Поэтому я решил подробно написать на тему TPMS.

Виды мониторинга давления в шинах

Прежде всего нужно четко разделять два типа измерения давления на «косвенное» и «прямое».

Косвенное измерение или измерение «БЕЗ датчиков», когда падение давления определяется только по сигналу датчиков ABS. По сути сама система представляет из себя программу, которая постоянно отслеживает изменения внешнего диаметра колеса, и при обнаружении его изменения сигнализирует о снижении давления. Разумеется, у этой системы низкая себестоимость как компонентов, так и внедрения в автомобиль, но в то же время достаточно большая погрешность и запоздалая реакция.

Система «С датчиками» или другими словами система прямого измерения, более точная быстрая. Кроме оперативного оповещения о минимальном изменении давления информирует водителя также об изменении температуры в колесе, что часто бывает полезным.

НО безусловно эта система требует более трепетного отношения, так как даже при простом шиномонтаже датчик очень легко повредить. Да и сами датчики имеют определенный срок годности.

Подытожим:

Косвенное измерение

Прямое измерение

Особенности эксплуатации датчиков давления

Если с косвенной системой измерения давления все предельно понятно, то вот датчики давления требуют отдельного внимания.

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как он работает и как устроен.

В любом датчике давления есть маленькое отверстие (смотри фото ниже). Простой человек скажет «дырочка и дырочка, что тут такого», а просвещенный, который читает эту статью, будет знать, что через это отверстие и происходит измерение давления. Внутри датчика установлена металлическая пластина. По степени давления воздуха в шине на эту пластину датчик и определяет давление. Попадание влаги или соринок в это отверстие может сказаться на работоспособности датчика. Бывают случаи, когда во время обильного смазывания шины и диска монтажной пастой, она попадает в это отверстие и датчик начинает капризничать. Поэтому это стоит учитывать.

Также датчик могут убить герметики по ремонту проколов, которые закачивают в шину через вентиль. Но это очевидно, так что подробно останавливаться на этом нет смысла.

Стоит понимать, что при поломке датчика, а это встречается очень часто, его стараются реанимировать, прикрутив к диску скотчем. Попытка, конечно, не лишена смысла, но стоит иметь ввиду два важных момента.

Во-первых, скотч как раз может перекрыть жизненно важное отверстие, после чего мониторинг давления будет затруднен.

Во-вторых, сам клапан или вентиль часто является антенной передачи данных и без него мониторинг чаще всего невозможен.

Батарея.

Конечно стоит учитывать температурные условия эксплуатации. В любом морозильнике датчик более интенсивно расходует заряд.

Как правило, батарея расчитана на следущую продолжительность службы:

  • 10 лет оригинальные датчики первичной комплектации премиальных автомобилей
  • 7 лет датчики вторичной установки
  • от 3-х лет - самый бюджетный Китай

Все датчики имеют разные режимы работы, поэтому не стоит отсчитывать срок его эксплуатации с момента производства. До момента первой активации датчики находятся в так называемом «спящем режиме» - SLEEP MODE. Расход заряда при этом не происходит. Поэтому его срок эксплуатации стоит расчитывать с момента первой установки.

Я еще не встречал датчики со сменной батареей, и хоть в приложенном примере используется батарея типа CR2450 3V, которую легко купить в магазине, менять их я все же не рекомендовал бы…

Повреждения датчиков.

90% повреждений датчиков приходятся на монтаж/демонтаж шин, но при этом конечно есть и более экзотические повреждения. Например перетяжка фиксирующей гайки при монтаже, как показано на рисунке. Так же не стоит забывать о том, что у вентиля есть резиновые уплотнители, которые также подвержены старению, но в отличие от шин они не наделены специальными присадками и стареют гораздо раньше, поэтому обращайте на это внимание.

И конечно! Заклинаю вас! Не используйте стальные колпачки. Плевать на красоту, в нужный момент колпачок просто не открутится. Поверьте, это вопрос времени.

Буду рад видеть вас среди моих подписчиков (нажми чтобы подписаться), так же могу посоветовать несколько полезных статей своего канала:

В рестайле Rav4 4-го поколения с конца 2015 года появилась интересная современная опция, а именно контроль за давлением в шинах. На приборную панель в случае снижения давления выводится информация в виде пиктограммы проверить шины.
Но Тойота позаботилась о втором комплекте колёс без датчиков давления;))) Можно ездить по городу и без них. Лампа о проверке шин появляется только после 90 км/ч.
И как только она появляется необходимо просто подъехать к тому месту где лежит комплект колёс с установленными датчиками и радоваться;)))

Комментарии 54

По дуроскопу говорят, что у Вас аномальные морозы — а у тебя -22 за бортом?

Да морозы давят серьезные
4 км от города уже -40

Привыкли уже давно

Жаба задушила потратиться на второй комплект датчиков. В итоге на литье летнем датчики остались, на зиме без датчиков. Колёса лежат в гараже, там же и машину ставлю на ночь. Итог моего наблюдения езды без датчиков:
Город у нас не большой с точки А в точку В расстояние получается 5-6км. Заметил что лампа загорается при не прерывной езде 7-10км пути. Хотя может быть и скорость нужна выше 90км/ч (проверю обязательно и отпишу). А так по городу маршрут не большой, лампа не загорается, так как вечером постоянно машина стоит рядом с колёсами. Хотелось сразу уточнить-следите за давлением в колёсах которые лежат с датчиками! Так если давление в одном из них упадёт до 1.8 лампа на приборке загорится!

Пробег ни при чём
Влияет только скорость!

Это даже лучше! А то я как то внимание не обращал на скорость, некоторый раз не загоралась(видимо скорость не набрал), я уж подумал всё, вспотел мозг!:)

Привет, а откуда инфа именно про 90 кмч?
У меня недавно вылезло, но я вроде больше 80 не ездил.

Может и 80
Но точно больше 70!
Появляется не сразу, можно будет проверить на 60 на 70 на 80 на 90
Разгонялся сразу до 100 и лампа тут же появилась

У меня лампочка загорелась вообще через 150 км пробега после переобувки. Но больше 70 я почти каждый день езжу :) так что может быть 80 действительно превысил в тот день, и она вылезла.
Надо съездить залечить, а то бесит) благо недалеко)))

Про 150 не знаю
До этого очень долго ездил без лампы
А тут возьми да разгонись до 100 и сразу лампа заморгала! Моргает примерно 2 минуты может чуть больше)

ну 150 это просто совпадение, я имею в виду не 150 кмч ехал, а после того как переобулся в зиму проехал 150 км расстояние и вылезла лампочка. Т.е. я ожидал, что Тойота догадается что датчиков больше нет как только я ключ поверну, а по факту я ещё 150 км намотал как будто всё в шоколаде :)

мурзилка говорит что моргает 60 секунд после включения питания и потом горит постоянно — я с секундомером не замерял конечно, но субъективно именно так и есть

Я понял что ты про расстояние;)))
Я расстояние не замерял, но ездил явно больше 150 км! И как только набрал скорость 100 лампа появилась) Может и 80 поедешь, она тоже загорит)

истина где-то рядом, короче) жаль комикс недостаточно информативный в этом плане. зато всякой прочей бесполезной пурги там в достатке))

SoberPatriot

Может и 80
Но точно больше 70!
Появляется не сразу, можно будет проверить на 60 на 70 на 80 на 90
Разгонялся сразу до 100 и лампа тут же появилась

Раз сразу до 100 — значит нарушил, раз нарушил — вот вам наше неодобрительное фииии! :)))))

Читайте также: