Срок службы датчиков давления в шинах bmw

Опубликовано: 22.04.2024

Шины с возможностью движения после полной потери давления и с системами предупреждения о давлении

Общие замечания

Системы предупреждения

BMW AG предлагает две различные системы, которые предупреждают водителя о снижении давления в шинах.

Система Наименование Принцип измерения

RDC (R eifen D ruck C ontrol) - Система контроля давления в шинах Давление/температура в шинах

RDW (R eifen D ruck W arnung) - Предупреждение о падении давления в шинах Сравнение угловых скоростей колес

Аварийные системы

Дополнительно к системам предупреждения устанавливаются две аварийные системы, которые предотвращают оседание шины при отсутствии давления в ней:

Составные части аварийной системы с самонесущими шинами:

RDW (стандартное оснащение) (R eifen D ruck W arnung) - Предупреждение о падении давления в шинах

RDC (с 03/2000 в качестве альтернативного SA) (R eifen D ruck C ontrol) - Система контроля давления в шинах

SST S elf S upporting T yre (Самонесущие шины)

Колесный диск EH2 Колесный диск с E xtended H ump 2 (увеличенный двойной хамп)

Составные части аварийной системы со встроенным опорным кольцом:

RDC (опция) (R eifen D ruck C ontrol) - Система контроля давления в шинах

Колесный диск H2 Обычный колесный диск с H ump 2 (двойной хамп)

Система контроля давления в шинах RDC

Обзор системы RDC

RDC постоянно контролирует давление в шине и температуру во время движения и во время стоянки. Данные посылаются в виде информационного сообщения от электронных блоков системы RDC в колесе, принимаются антеннами, установленными в колесных нишах, и передаются далее на ЭБУ системы RDC. Там данные сравниваются с заложенными предельными значениями.

После корректировки давления в шине нужно при неработающем двигателе и включенном зажигании нажать клавишу Set и удерживать (ок. 6 секунд) до тех пор, пока на комбинации приборов не загорится "Reifendruck Set" (комбинация приборов High) или желтый светодиод (комбинация приборов Basis).

При недостижении предельных значений водитель получает предупреждение через комбинацию приборов в два этапа следующим образом:

Падение давления Предостережение

Текст: "Reifendruck pruefen" (проверить давление) на комбинации приборов High

Текст: "Reifenpanne" (повреждение шины) на комбинации приборов High

Преимущества RDC

Компоновка системы RDC


(1) ЭБУ системы RDC (4) Клавиша Set

(2) Электронный блок системы RDC в колесе (4 шт.) (5) Устройство отображения

Электронный блок системы RDC для запасного колеса (опция) (6) Система охранной сигнализации

(3) Приемная антенна (4 шт.) - Жгут проводов

Описание узлов

Оценивает следующие сообщения электронных блоков системы RDC в колесе:

- давление в шине

- температура в шине

- идентификационный номер (ID) электронного блока системы RDC в колесе

- остаточный срок службы батарейки электронного блока системы RDC в колесе

- частоты, обусловленные особенностями экспортного исполнения

- срок службы ок. 7 лет

Электронный блок (1) системы RDC вворачивается вместе с вентилем (2) в колесный диск (3)

Вентили шины из металла

В каждой колесной нише находится антенна.

Описание узлов

Установлена на панели приборов справа от рулевого колеса. (E46: в центральной консоли)

Символ: Разрез шины

Горит желтая контрольная лампа:

- Падение давления в интервале 0,2 - 0,4 бар

Горит красная контрольная лампа:

Предупреждение о падении давления в шинах RDW

Обзор системы RDW

RDW измеряет угловые скорости всех четырех колес, получаемые от датчиков частоты вращения колес системы ABS/ASC или ABS/DSC. Она сравнивает линейные скорости диагонально расположенных колес и среднюю скорость.

Вследствие возможного падения давления изменяется динамический диаметр колеса и связанная с ним угловая скорость колеса.

Падение давления в 30 Б % может распознаваться на всех колесах начиная со скорости 15 км/ч до максимальной скорости.

При превышении этого значения водитель получает предупреждение через комбинацию приборов следующим образом:

Падение давления Предостережение

Текст: "Reifenpanne" (повреждение шины)

Преимущества RDW

RDW имеет те же самые преимущества, что и RDC, с двумя исключениями.

- Не предупреждает о падении давления вследствие естественной диффузии

- Давление в шинах нужно регулярно проверять каждые 14 дней.

Компоновка системы RDW


(1) Датчики частоты вращения колес системы ABS/ASC или ABS/DSC (3) Клавиша Set

ASC = автоматическая система контроля устойчивости
DSC = система динамического контроля устойчивости
(4) Устройство отображения

(2) ЭБУ системы RDW - Жгут проводов

Описание узлов

- Оценивает угловые скорости колес.

Установлена на панели приборов справа от рулевого колеса. Символ: Разрез шины со знаком аварийной остановки

Горит красная контрольная лампа:

Аварийные системы

Шины с возможностью движения после полной потери давления позволяют контролируемо проехать еще определенный участок пути после полного падения давления. Различают две системы, которые удовлетворяют этим требованиям:

- Аварийная система с самонесущими шинами

- Аварийная система со встроенным опорным кольцом

Конструкция аварийных систем

Аварийная система с самонесущими шинами

Боковины самонесущей шины усилены. Шина в комбинации со специальным колесный диском позволяет контролируемо проехать еще определенный участок пути после полного падения давления.

Возможность движения поддерживается при скорости до 80 км/ч и осторожной, сообразуемой с обстоятельствами манере езды на следующие расстояния:

автомобиль без нагрузки макс. 500 км

родстер без нагрузки менее 250 км

автомобиль с полной нагрузкой макс. 50 км

Самонесущие шины требуют постоянного контроля давления в шине для того, чтобы своевременно предупредить водителя о падении давления во время движения. Поэтому эти шины предлагаются только в комбинации с RDW, а с 03/2000 также с RDC.

Для того, чтобы самонесущие шины не соскакивали с колесных дисков даже при полной потере давления, их нужно устанавливать на новые специально разработанные диски с измененным хампом, но тем же посадочным размером (=обычному колесному диску).

Новые колесные диски подходят также для всех обычных шин с тем же размером.

Сравнение обычных шин с самонесущими шинами


Обычные шины после потери давления

Колесные диски

(1) Увеличенный двойной хамп колесного диска

Новые колесные диски EH2 (увеличенный внутренний и наружный двойной хамп) будут в дальнейшем все шире применяться на автомобилях BMW, так как даже в комбинации с обычными шинами они предотвращают соскакивание шин при большем падении давления.

Пример: С обычными дисками - 1,1 бар, с дисками EH2 - 0,6 бар (колесный диск X5 или Landrover)

Аварийная система со встроенным опорным кольцом

(в будущем главным образом для тяжелых бронированных автомобилей)

Опорное кольцо изготовлено из высокопрочного эластичного полимерного материала и установлено внутри шины на обычный колесный диск. Снять опорное кольцо можно только с помощью специальных аттестованных BMW приспособлений и только после разрушения шины.

Аварийные системы со встроенным опорным кольцом специально устанавливаются на тяжелых бронированных автомобилях. Они позволяют покинуть район возможной опасности, не снижая скорость, даже при падении давления во всех четырех колесах (вынужденное бегство).

Контроль давления в шинах с помощью RDC предлагается в качестве опции. Установка RDC осуществляется запрессовкой в опорное кольцо перед его установкой.

Конструкция колеса с опорным кольцом

(1) Электронный блок системы RDC

Дальнейшие указания по теме "Системы предупреждения о давлении в шинах и шины с возможностью движения после полной потери давления" см. Руководство по эксплуатации.

Для заказа разрабатывается информация Службы поставки запчастей.

Фото: freepik| Высокоточные датчики давления в шинах для автомобилей BMW

Уровень давления в шинах – это важный параметр, от которого зависит безопасность передвижения, длительность эксплуатации покрышек и расход топлива. За измерение давления в автомобилях марки BMW отвечает специальный датчик, работающий по принципу звукового и визуального оповещения. Если устройство обнаружит, что фактические параметры существенно отклоняются от необходимого значения, оно моментально известит об этом владельца транспортного средства. Срок службы контроллеров составляет 5–8 лет.

Если вы хотите приобрести датчики давления воздуха в шинах для автомобиля BMW – посетите интернет-магазин «Диски Плюс». В каталоге представлен большой выбор оригинальных запчастей от проверенных заводов. Заказывайте у нас качественные и надежные комплектующие на самых выгодных условиях.

В чем преимущество внутренних датчиков давления

Контроллеры этого типа устанавливаются во внутреннюю часть покрышек, в штатные отверстия накачки колес. На сегодняшний день они являются лучшим вариантом на рынке в плане функциональности. Снаружи такое устройство выглядит как обычный вентиль с закрывающимся колпачком. Чувствительная часть датчика отвечает за передачу данных о состоянии шин на монитор, расположенный в салоне машины. Контроллер должен быть на каждом колесе автомобиля. Также его можно установить на запасное колесо.

Внутренние датчики давления в шинах автомобиля БМВ обладают такими преимуществами:

  • высокая точность измерений;
  • контроль уровня давления в шинах осуществляется в режиме реального времени;
  • подача звукового сигнала с индикацией повреждения колеса;
  • длительный срок эксплуатации;
  • высокий уровень защиты от повреждений и воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды;
  • небольшой вес;
  • возможность изменения параметров контроля давления, что особенно актуально для любителей ездить на более мягких или жестких колесах.

Интернет-магазин «Диски Плюс» работает с 2009 года. Заказанные товары оперативно доставляются во все регионы России и в другие страны Таможенного союза. Наши работники доставят комплектующие клиентам, проживающим в Москве внутри МКАД, или до выбранной транспортной компании. Стоимость доставки – 450 рублей. Клиенты смогут оплатить покупку разными способами: наличными, по безналичному расчету, переведя деньги на карту «Сбербанка».


Принцип работы устройств

  • Датчики давления через определенные промежутки времени (в среднем каждые 60 секунд) отправляют данные о состоянии колес на управляющий блок.
  • Полученные сведения сравниваются с заводскими параметрами или параметрами, указанными владельцем автомобиля, а затем выводятся на бортовой компьютер.
  • Если фактические значения сильно отклоняются от нормы – система предупреждает об этом водителя.
  • Водитель сможет своевременно принять решение об остановке машины и осмотре колес.

Контроллеры оснащены батарейкой, обеспечивающей бесперебойную работу в течение многих лет. Так как батарея не является съемной, по истечении срока ее службы датчик необходимо заменить на новый.

Оптимальное давление в колесах – от 2 до 2,2 атмосфер. Если оно снизится хотя бы на 0,5 атмосфер – ухудшится управляемость автомобилем и повысится расход топлива. Нагрузка на колеса будет распределяться неравномерно, из-за чего покрышки придут в непригодность намного раньше положенного срока. Недопустимо, чтобы шины были перекачаны или накачаны воздухом недостаточно.

Для того чтобы контроллеры прослужили как можно дольше, следует придерживаться простых правил:

  • при длительной стоянке автомобиля датчики необходимо снимать с колес;
  • колеса с установленными контроллерами нельзя хранить без золотников или в приспущенном состоянии;
  • не следует без надобности снимать и устанавливать приборы;
  • датчики нужно держать в чистоте;
  • процедуру монтажа лучше проводить в специальных автосервисах.

Интернет-магазин «Диски Плюс» на все датчики давления в шинах предоставляет гарантию 12 месяцев. Также предусмотрено продление гарантии. Покупатели, которые зарегистрировались на сайте, смогут получить скидку в размере 1,5%. При повторной покупке интернет-магазин предоставляет скидку 3%.


Как правильно выбрать датчик давления

Разные модели контроллеров отличаются между собой частотой передачи данных, весом и другими параметрами. Поэтому ключевым критерием выбора должны стать рекомендации завода-изготовителя. Поиск подходящей модели в каталоге осуществляется с использованием таких параметров: марка транспортного средства, модификация, год выпуска. На датчиках давления не следует экономить, так как благодаря им нередко удается предотвратить аварии. Лучше выбрать самые качественные комплектующие от ведущих мировых производителей.

Интернет-магазин «Диски Плюс» предлагает покупателям оригинальные датчики давления для всех моделей автомобилей BMW. Перед отправкой товары проходят тщательную проверку. Сотрудники интернет-магазина выполняют подбор комплектующих по авто и предоставляют клиентам всю интересующую их информацию. Высокое качество товаров подтверждено сертификатами.

Таким образом, использование оригинальных датчиков давления в шинах сделает поездку максимально комфортной и безопасной. Перед покупкой устройств необходимо получить консультацию сотрудников интернет-магазина.


Прочее

Автомобили БМВ должны в целях безопасности оснащаться специальными, эффективными датчиками давления в шинах. Автомобилисты могут выбрать надежные датчики давления в шинах или специальную систему прямого измерения. Такое оборудование становится все более востребованным благодаря высокому уровню эффективности.

Особенности датчиков для БМВ

Датчики давления могут передавать сигналы с помощью специального радиоканала. Рабочая частота является одинаковой, и она составляет 433 МГц. Такие современные датчики предлагаются английским производителем Schrader. Предлагаемые современные датчики рассчитаны только для автомобилей БМВ, причем монтажные мероприятия должны быть проведены правильно для того, чтобы срок эксплуатации был продолжительным и достигал 7 лет. Если нужно купить датчики давления в шинах на бмв g30 , рационально отдать предпочтение этой продукции для того, чтобы в дальнейшем успешно применять ее для автомобилей. Планируя заказать современные датчики давления у производителя, рационально рассчитывать на официальную покупку и предоставление 2-летней гарантии.


Особенности конструкции датчика могут гарантировать полную совместимость с автомобилями БМВ различных модификаций. В комплектации даже присутствует ниппель, поэтому монтажные мероприятия могут быть существенно упрощены. Однако после того, как датчик будет установлен на машину, нужно выполнить автоматическую привязку с применением специальной карточки.

Преимущества предлагаемых датчиков

Датчики давления в шинах предназначенные для автомобилей БМВ должны привязываться к автомобилю строго в автоматическом режиме. Датчики будут распознаны автомобилем в процессе поездки на скорости выше 30 кмч, продолжительностью более 20 минут.

Основные преимущества датчиков прямого измерения:

  • высокая точность измерения благодаря современным принципам работы датчиков;
  • постоянный мониторинг состояния автомобильных колес, поэтому можно всегда знать особенности технического состояния;
  • продолжительный срок эксплуатации;
  • возможность проведения настройки для дальнейшего успешного использования датчиков.

Выбирая современные датчики прямого измерения, можно убедиться в рациональности их последующего применения с учетом поставленных целей. От этого зависит, какими будут результаты использования датчиков для большинства автомобилей БМВ и удастся ли повысить уровень безопасности при поездках.

Проколотая покрышка — это всегда очень неприятно. Но лучше узнать о спускаещем колесе заранее — в этом и помогут датчики давления в шинах.

Первый патент на шину был получен в 1846 году, и с тех пор колёса постоянно прокалываются. Любому ясно, что спустившая покрышка не сулит ничего хорошего. Да и упавшее давление может быть весьма опасно: недаром в разделе «Ежедневное обслуживание» инструкции по эксплуатации автомобиля пункт «Проверка давления в шинах» стоит одним из первых.

Когда шина «испускает дух», сопротивление качению значительно увеличивается. К чему это ведёт? К повышению расхода топлива, повышенному износу шин и, конечно же, к боковому уводу автомобиля. Причём небольшой такой увод в сторону можно списать на уклон дороги или колею. Так что водитель, по ошибке или неопытности, может продолжать движение довольно долго. И самое опасное в этом то, что при экстренной ситуации, например, при резком манёвре или торможении подспущенная покрышка может сорваться с диска или провернуться. А здесь и до аварии недалеко.

Стало быть, с этим безобразием нужно бороться всеми силами. И чем раньше водитель заметит потерю давления, тем лучше. Конечно, самый простой способ — перед поездкой проверить давление, поочерёдно присоединив к каждому колесу насос или манометр. Но мы с вами народ ленивый и забывчивый. Да и удовольствие ковыряться на морозе или в дождь с приборами невелико. Тем более что есть уже целый ворох систем, умеющих проверять это самое давление.

Самая простая из них — это специальные колпачки с цветовыми индикаторами, которые устанавливаются вместо штатных на вентили подкачки. Упало давление ниже, допустим, двух атмосфер — под прозрачной крышечкой такого появится предупреждающая жёлтая (оранжевая, фиолетовая) полоска. Ага, понятно, с колесом неладное, надо проверить. Опустилось давление ещё ниже — колпачок «окрасится» в другой, как правило, красный цвет, который будет говорить о критичности происходящего. Достоинство такого подхода — простота. Минус — недостаточно хорошая информативность. Ведь колпачки можно увидеть только во время остановки. И всё равно, обойти перед поездкой автомобиль, посмотрев на цвета колпачков, намного проще, чем мерить каждый раз давление.

Ещё один недостаток — колпачки начинают информировать об изменении давления только тогда, когда оно падает ниже определённых значений, которые, кстати, для вашего автомобиля и ваших колёс могут быть вполне нормальными. Значит, подбирать их надо именно под вашу машину.

А для того чтобы заметить неладное во время движения, неплохо бы иметь на борту электронную систему, которая автоматически оповещала бы об опасных падениях давления. И не просто оповещала, а делала бы это вовремя (чтобы было время сориентироваться) и без ложных срабатываний.

Установленная система контроля в таком случае в нужный момент предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля. Понятно, в случаях серьёзного прокола или взрыва покрышки такие системы не помогут, поскольку водитель и без всяких датчиков почувствует увод автомобиля. А вот при «медленном» проколе подобная электроника просто незаменима.

Есть, например, системы, которые передают данные о давлении и температуре в шинах на центральный блок при помощи радиосвязи. А есть и такие, которые могут передавать эти данные по на телефоны или коммуникаторы. А что, очень удобно.

Но есть и более хитрые системы, которые работают без «настоящих» датчиков давления, а через ABS. Именно они обычно и ставятся в серийной комплектации автомобилей. Как они работают?

Электроника при помощи датчиков в каждый момент времени определяет частоты вращения колёс и их относительную разницу. Как известно, при падении давления высота профиля шины становится ниже. Следовательно, скорость вращения колеса с «больной» шиной увеличивается, следовательно, увеличивается и разность частот вращения колёс на одной оси. В результате система фиксирует эти изменения — и даёт тревожный сигнал.

Чем плох такой косвенный способ определения давления в шинах? Такие системы могут срабатывать, например, в затяжных поворотах, когда на протяжении относительно долгого времени система фиксирует большую разницу частот вращения колёс разных бортов (ведь внешние колёса крутятся с большей скоростью, нежели внутренние). И это ещё цветочки.

В некоторых случаях такие системы бесполезны вовсе. Например, когда на автомобиле устанавливаются покрышки с технологией Run-Flat. Напомним, у шин с такой технологией даже при полной потере давления высота профиля уменьшается незначительно — примерно на %. Давления в шине нет, а усиленные боковины продолжают «держать», и не просто держать, а позволяют продолжать движение с очень даже приличной скоростью, на протяжении достаточно длительного времени.

И всё же эта система может очень сильно помочь, особенно в дальней дороге, своевременно предупредив о том, что с колёсами проблемы. Но полагаться на «помощников» полностью не стоит. Поэтому вместо вывода напишем всего два, нет, — три слова. Следите за давлением, товарищи! Хотя бы в неделю раз, а уж если заметили, что колесо подспущено, не ленитесь, подкачайте.

Недостаточно накачанные шины испытывают увеличенную нагрузку на боковины. Это негативным образом влияет на целый ряд показателей автомобиля:

растет тормозной путь;

повышенное внутреннее трение вызывает нагрев, что ведет к ускоренному разрушению шины (трещины, расслоение, разрыв).

В свою очередь, сильно перекачивать шины также вредно по ряду причин. Такие шины:

легче повредить как выступами, так и впадинами на дороге;

увеличивают тормозной путь из-за уменьшения площади пятна контакта с дорогой;

делают автомобиль жестким и малокомфортным при движении.

При этом и недостаточное, и избыточное давление приводит к неравномерному износу протектора, что снижает срок службы шины.

Какое давление в шинах правильное?

Указанное производителем на стойке водительской двери или на внутренней стороне лючка бензобака оптимальное давление в колесах актуально для холодных шин. Понятие «холодные» говорит о том, что проверять давление рекомендуется на постоявшем несколько часов автомобиле.

Как появились системы контроля давления в шинах?

Подобные системы появилась на военной технике вместе с возможностью подкачки шин. В кабине стоял стрелочный манометр, по которому контролировалось давление в системе, и тут же был расположен кран, позволяющий снизить давление в шинах для повышения проходимости, подкачать их на твердых покрытиях, а также обеспечить непрерывную подачу воздуха в систему при повреждении шины пулями или осколками.

Штатные системы

Избежать неприятностей, которые могут возникнуть даже от кратковременного движения на спущенном колесе, помогают системы контроля давления в шинах. В инструкциях по эксплуатации, прилагаемых к автомобилям, такое устройство называют TPMS (Tires Pressure Monitoring System). У истоков применения таких систем стояли американские фирмы. Автопроизводители начали применять TPMS на серийных автомобилях еще в конце 90-х годов прошлого века. А с 2008 года контроль давления в шинах стал обязательным для всех продаваемых на внутреннем рынке США легковушек и пикапов. Такие системы контроля за давлением (часто и температурой) получают все более широкое распространение и в нашей стране. Иногда в качестве опции.

Самой простой по конструкции является система косвенного измерения давления, вообще не требующая никаких дополнительных блоков. Она представляет собой дополнительную программу, зашитую в блок управления ABS. Работа системы основана на том, что у спущенного колеса становится меньше радиус качения и, соответственно, такое колесо проходит за один оборот меньшее расстояние, чем исправное колесо. Датчики частоты вращения колес ABS определяют расстояние, проходимое каждой шиной за один оборот. Сигналы датчиков сравниваются в блоке ABS с контрольными параметрами. При расхождении значений загорается индикатор или появляется текстовое сообщение на панели приборов и звучит предупреждающий сигнал. В такой системе всегда предусмотрена калибровка. Вручную осуществляется адаптация к давлению воздуха в шинах в случае их замены или проведения каких-либо ремонтных работ с ходовой частью.

Нештатные устройства

Существуют и нештатные системы контроля давления в шинах. Вначале рассмотрим таковые с датчиками, непосредственно измеряющими давление внутри шины и передающие по радиоканалу сигналы на приемное устройство, обычно совмещенное с индикаторным дисплеем. Такие датчики обязательно снабжаются источниками энергии в виде малогабаритных батарей, но могут значительно различаться по исполнению. Когда-то датчики устанавливали прямо в центральной канавке колесного диска с помощью ленты, проходящей по канавке. Подобная конструкция уже устарела, и сегодня гораздо чаще используются датчики, закрепленные на внутренней стороне колесного вентиля.

Для монтажа такого датчика на автомобиль нужно разбортировать колесо, извлечь штатный вентиль и на его место установить датчик. Затем — монтаж покрышки, балансировка и установка дисплея.

В состав системы контроля давления в шинах, предназначенной для легковых автомобилей, включены четыре датчика и приемник с дисплеем. Все датчики имеют собственные батарейки, обеспечивающие непрерывную работу в течение трех-пяти лет (информация сбрасывается на приемник короткими импульсами раз в минуту, а то и реже). Общение с приемником осуществляется по радиоканалу, «прописка» датчика на определенном колесе — автоматически либо вручную.

Весьма важен вес самих датчиков. От этого зависит, не придется ли приклеивать с противоположной стороны «гантелю», чтобы отбалансировать колесо. Также надо учесть, что при движении покрышка нагревается, что приводит к росту давления, поэтому многие датчики определяют и температуру воздуха в шине. При расчете показываемых на экране величин приемник учитывает поправку на температуру. Еще система способна отличить очень медленное, естественное снижение давления от быстрой утечки воздуха в результате прокола.

В продаже есть и другие датчики давления воздуха в шинах, которые наворачиваются на резьбу вентилей снаружи колеса. Такая конструкция обеспечивает весьма быстрый монтаж своими силами. А принимать сигнал и показывать давление на рабочем месте водителя может специальное устройство, но порой используется и смартфон владельца, принимающий сигнал от датчиков по протоколу Bluetooth.

Главный недостаток — такие датчики не защищены от хищения, а потому менее предпочтительны.

Значительные размеры таких датчиков обусловлены необходимостью установки в них элемента питания.

Однако есть и более компактные варианты:

Я бы рекомендовал систему с внутренними датчиками и принимающим устройством, которое вставляется в гнездо прикуривателя.

Предлагаю в комментариях поделиться, какие системы контроля давления в шинах используете вы (ну, помимо ручного манометра).

Читайте также: