Чем грозит езда на лысой резине

Опубликовано: 05.05.2024

В статье поговорим про изношенные шины — чем они опасны и как их поведение на сухой и мокрой дороге влияет на управляемость и тормозной путь автомобиля. Когда стоит менять старые покрышки на новые?

ПОВЕДЕНИЕ НА СУХОЙ ДОРОГЕ

Оговоримся, что будем оценивать изношенные шины по сравнению с новыми, когда глубина протектора достигает 3,7-4,0 мм. Протектор новых покрышек имеет глубину около 8-10 мм, т.е. шины износились примерно наполовину. Сначала проверим, как изменяться эксплуатационные качества шин на сухой дороге.

Если сравнивать с новыми, то изношенные шины не потеряли ни в динамике, ни в торможении. Разница измерений достигает всего 1-2 процента, что можно списать на погрешность измерений. Если измерить управляемость на изношенных шинах, то на некоторых моделях она лучше, чем на новых. Т.е. изношенные покрышки лучше управляются на сухом асфальте.

Почему так происходит? Это можно объяснить, что протектор изношенных покрышек уменьшился, по своим свойствам они больше походят на гоночные «слики». Но опять же, разница по сравнению с новыми шинами — минимальна, и почувствовать её обычный автолюбитель не сможет. А значит говорить об лучшей управляемости не стоит.

С другой стороны — при резком торможении, максимальном разгоне или в повороте на сухой дороге между шиной и асфальтом появляются продукты износа. А так как протектор минимален, то канавок для их отвода нет, сцепление покрышки с дорогой падает. Особенно при эксплуатации шины в предельных режимах и на высокой скорости.

ПОВЕДЕНИЕ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ

Тут многих автолюбителей ждёт сюрприз. Например, новые шины при «аквапланировании» всплывают при скорости автомобиля 74-76 км/ч. А изношенные — при 66 км/ч! Т.е. разница существенна. Это происходит по тому, что уменьшенный протектор хуже справляется с большим отводом воды из пятна контакта шины с дорогой. При езде в дождь это можно почувствовать лично — когда машина начинает раньше всплывать при проезде луж и хуже управляться.

Что такое «аквапланирование»? Это когда автомобиль на скорости попал в большую лужу и на время потерял сцепление с дорогой, т.е. он становится полностью неуправляемым.
Если говорить о торможении на мокрой дороге, то разница между новыми и б/у шинами не столь существенна. На результаты влияет не только рисунок и глубина протектора, но и состав резиновой смеси. На практике, разница в торможении со скорости 80 км/ч на изношенных покрышках может достигать 4 метров! Это много. Это объясняется, что старые шины должны пробить миллиметровой слой воды при торможении на мокрой дороге, а новый протектор с большим числом канавок и отводов лучше выполняет эту работу.

Если говорить про управляемость, то разница между новыми и изношенными шинами достигает всего 3%. Например, при торможении на мокрой дороге разница может достигать 10 процентов. Это в теории, а на практике ситуация другая. Когда едешь на новых покрышках, то мелкие лужи почти не заметны, эффекта «аквапланирования» не чувствуется. На изношенных шинах заметно всплывание машины на лужах, особенно если их глубина немаленькая. Т.е. получается — на новых, неизношенных шинах управлять автомобилем лучше и безопаснее.

Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами может преподнести неожиданные сюрпризы для автолюбителей. Это надо учитывать, особенно при вождении в дождь. И чем меньше протектор шины — тем критичней может «обернуться» ситуация. Так что, эксплуатация «лысых» покрышек опасна.

Когда менять старые покрышки на новые? В Правилах Дорожного Движения указан предельно допустимый износ протектора шины. И для его измерения нужен прибор по типу линейки, который измеряет глубину протектора. На практике, при наличии индикатора износа на шине — руководствоваться нужно именно им.

Во время эксплуатации автомобильные покрышки начинают постепенно изнашиваться и приходить в непригодность. Срок службы шин во многом зависит от стиля вождения и условий использования. Однако в данном случае требуется обязательно своевременно определить износ резины и произвести её замену.

Как определить, что шины пора менять?

Чтобы осуществить данные манипуляции, возможно, применить несколько методов.

На шинах может присутствовать цветовой индикатор. По нему можно определить высоту протектора. Со временем одни цифры на данном индикаторе стираются, а другие проявляются. Поэтому при визуальном осмотре шины автовладелец всегда сможет понять, насколько она изношена.

Однако наиболее часто на покрышках встречается индикатор износа. Он находится в канавке протектора и имеет размеры до двух миллиметров. Пришла пора менять шины, если протектор по высоте такой же, как и этот индикатор.

Кроме этого, если заранее приобрести специальный набор для измерения высоты протектора, то получится следить за состоянием покрышек. В результате при необходимости удастся их своевременно заменить.

Что может произойти с сильно изношенной резиной?

Если передвигаться на автомобиле с лысыми шинами по сухому асфальту, изменений водитель не ощутит. Так как снижается сопротивление качению, можно обнаружить даже меньший расход потребляемого автомобилем топлива.

Однако никто не знает, как себя могут повести покрышки со стёртым протектором при езде на высокой скорости. Стоит понимать, что это в первую очередь небезопасно, и при быстром разгоне либо торможении покрышка может попросту лопнуть. О последствиях в данном случае можно лишь догадываться. Но скорее всего они будут достаточно печальными.

Что касается езды по мокрой дороге, то здесь лысые шины покажут свои "характеристики". Такие покрышки очень склонны к аквапланированию. Все объясняется тем, что стёртый протектор не в состоянии выводить воду из пятна контакта.

Во время передвижения по заснеженной трассе тормозной путь автомобиля с лысыми шинами увеличивается. А самое страшное, транспортное средство становится неуправляемым.

Автомобильные шины требуют периодической замены. Владельцы автомобилей занимаются сменой покрышек два раза в год, с наступлением тёплой весны или до холодов. Но протектор шин постепенно истирается и в определённый момент делается лысым. Ездить на таких колёсах становится опасно на любом дорожном покрытии вне зависимости от погоды.


Поведение на сухой дороге

Качественные протекторы дают хорошее сцепление колёс с дорогой, необходимое в любое время года. На изношенных покрышках ездить становится опасно как в сухую, так и дождливую погоду.

На сухой дороге может произойти следующее:

  • Стёртый рисунок покрышки не обеспечит хорошее сцепление, даже при езде по ровному асфальту.
  • Если на шинах разный уровень стёртости протекторов, это может привести к неожиданному заносу автомобиля.
  • Остатки протектора могут отслоиться в любой момент в процессе передвижения автомобиля и привести к взрыву покрышки.
  • Долговечность рисунка протектора варьируется. Зависит это от обстоятельств, в частности от производителя. Фирмы, заботящиеся о качестве продукта, выпускают шины, на которых можно будет ездить до 50 тыс. км пробега. В иных случаях желательно менять шины после 10-20 тыс. км пробега.

Но во всех случаях покрышку требуется заменить, если глубина протектора достигла 1,6 мм.

Поведение на мокрой дороге

В ненастную погоду лысая резина становится наиболее опасной. Ведь благодаря высокому протектору вода из-под колеса хорошо отводится. При попадании воды или грязи между резиной и покрытием происходит потеря сцепления колеса с дорогой, что может привести к негативным последствиям.

Из-за изношенной резины автомобиль может заехать в кювет даже при безобидном плавном повороте. А также она значительно увеличивает тормозной путь. Это грозит попаданием в аварию.

Износ протектора зависит от манеры вождения авто водителем. Приход покрышек в непригодное состояние возникает от неправильной эксплуатации, небрежного вождения или плохого технического состояния автотранспорта.

Максимальный срок работы стандартных автошин составляет 10 лет. Если транспортное средство стояло в гараже долгое время, покрышки также следует менять. Снижению прочности и образованию трещин способствует влажность, температура воздуха и давление. В резине образуются поры, в которые проникает влага. Металлический код начинает разрушаться, резина получает повреждения. Такая неисправность опасна при движении автомобиля на высокой скорости. Он теряет управление и возникает аварийная ситуация. Каждые три года прочность покрышки снижается на 10%.

Кроме того, за езду на чрезвычайно изношенных покрышках водитель несёт административную ответственность. Если автомобиль остановит сотрудник ГИБДД и установит превышение степени износа шин, нарушитель будет выплачивать штраф или получит соответствующее предупреждение.


Как известно, качественная резина во многом влияет на безопасность передвижения на авто. Именно поэтому шины всегда должны находиться в рабочем состоянии, поскольку езда на изношенной резине может привести к аварийной ситуации на дороге. Подробнее о том, чем опасна езда на «лысых» колесах, мы расскажем ниже.

Опасность использования авто на резине с залысинами


Чем чревато для водителя использование транспортного средства с изношенными шинами:

  1. Автомобиль будет терять устойчивость во время езды, так как изношенный протектор на колесах не сможет обеспечить оптимальное сцепление с дорогой. Соответственно, со временем это станет причиной появления заносов при поворотах, неровному движению в целом, а в критической ситуации это может даже привести к опрокидыванию машины.
  2. При езде в непогоду, в частности, при мокром снеге или дожде, проявляется эффект аквапланирования. Как известно, рельеф на колесах (протектор) предназначен для того, чтобы отвести от них грязь и влагу. Но если он будет недостаточно глубоким, то попросту не сможет выполнять эту функцию. В конечном счете, когда на колеса будет попадать грязь и влага, автолюбитель может потерять управление, что также приведет к аварийной ситуации.
  3. Когда колеса изнашиваются, есть более высокая вероятность их повреждения. Даже наезд на небольшое препятствие, которое на первый взгляд показажется незначительным, либо же попадание в яму, может стать причиной образования так называемой грыжи на колесе. В некоторых случаях покрышка может попросту разорваться.
  4. В том случае, если залысины на покрышках станут более серьезными, это приведет к увеличению тормозного пути. В итоге автомобиль будет передвигаться более шумно. Кроме того, возможна такая проблема, как увеличение расхода горючего.

Фотогалерея «Износ»



Что говорит закон?

Что нужно знать автовладельцу:

  1. На территории РФ передвижение на лысых покрышках запрещается законом. Как вы уже догадались, это может стать причиной не только аварийной ситуации на дороге, но и серьезного происшествия. Именно поэтому, в соответствии с постановлением Госдумы России, начиная с 2015 года водителю грозит штраф за использование авто с нарушением норм.
  2. Если вы все же попадаетесь с таким дефектом представителю полиции, то есть вероятность, что вам придется заплатить 500 рублей штрафа. Для диагностики представитель ДПС может произвести замен глубины рельефа и проверить их с нормированными. Также следует учитывать, что индивидуальные возможные значения устанавливаются для различных типов авто и транспорта. Более того, они также разные как для летних, так и для зимних изделий.

Подлежит ли ремонту лысая резина?

Полностью предотвратить износ шин, к сожалению, невозможно. А для того, чтобы их ресурс эксплуатации не был низким, необходимо аккуратно ездить, периодически осуществлять балансировку, а также следить за давлением.

Видео «Последствия использования изношенных шин»

Конечно, определение «лысая» по отношению к автомобильной резине — это фигура речи. Чтобы быть наказанным за езду на таких покрышках, не обязательно, чтобы протектор колес стерся полностью. Но несмотря на установленный законодательством штраф, автомобилей с лысой резиной на дорогах множество, и их владельцы подвергают постоянному риску не только себя, но и окружающих.

Давайте выясним, какие санкции за лысые колеса установлены в настоящее время. Если сотрудники ГИБДД оштрафовали вас за езду на лысых покрышках незаконно, наказание можно оспорить. Обратитесь за помощью к юристам.

Нет времени читать статью?

Почему нельзя ездить на лысой резине

Колесные скаты играют важную роль в управляемости и проходимости автомобиля. Они относятся к расходным элементам и периодически требуют замены. В зависимости от качества приобретенных вами скатов пробег, который позволяет их эксплуатацию, составляет от 10 до 50 тыс. км. Но рано или поздно любые скаты стираются, и их необходимо заменять.

Есть несколько причин того, что государство требует производить замену лысой резины на качественную и наказывает неисполнение этого требования штрафом:

  1. Лысые шины даже на сухом и качественном асфальтовом покрытии не обеспечивают должного сцепления автомобиля с дорогой. Машину может заносить при поворотах. На высоких скоростях при сильном боковом ветре автомобиль с некачественным протектором скатов может перемещать ветром по дороге. Естественно, это опасно.
  2. На мокрой или скользкой дороге управляемость автомобиля с лысой резиной падает почти до нуля, поэтому штраф за это нарушение — очень мягкое наказание. Неуправляемый транспорт способен натворить больших бед. Возможны не просто столкновения с причинением материального ущерба, но и гибель водителей и пассажиров в ДТП.
  3. Тормозной путь автомобиля со стертыми скатами многократно удлиняется. Водитель может не успеть сбросить скорость и остановиться перед препятствием. Это может привести к тому, что будет сбит пешеход, и к другим дорожно-транспортным происшествиям.
  4. Все знают — как только дороги становятся скользкими, города России утопают в автомобильных пробках. Причина этого — владельцы машин, продолжающие ездить в осенне-зимний период на летних или стертых скатах. Сцепление такого автомобиля с дорожным покрытием позволяет ему передвигаться только с крайне медленной скоростью или не позволяет передвигаться вообще. Такие машины замедляют общий дорожный поток, а иногда и останавливают его полностью.

Каков размер штрафа за лысую резину

Размер штрафа за передвижение на автомобиле со стертыми скатами колес указан в Кодексе об административных правонарушениях(КоАП РФ). Найти эту информацию можно в ст. 12.5 КоАП.

Статья посвящена штрафам и другим административным взысканиям за управление неисправным транспортным средством. За стертые скаты наказывают по п. 1 этой статьи. Штраф по этому пункту составляет 500 рублей. С учетом того, что стоимость одного нового ската стартует где-то в районе 2000 рублей.

Правда, высота протектора ниже установленной правилами дорожного движения (ПДД) является неисправностью, при которой эксплуатация транспортного средства запрещена. Одним штрафом владелец не отделается. Придется вызывать эвакуатор, оплачивать его услуги и, может быть, услуги штрафной стоянки.

С какого момента резина считается лысой?

Отыскать указания на допустимую высоту протектора для механических транспортных средств можно в правилах дорожного движения. Нужные показатели находятся в п. 5 приложения к этому документу, посвященного неисправностям, при которых эксплуатация транспорта запрещена. ПДД устанавливают необходимую высоту протектора для разных типов колесной техники:

  1. Категория L (мотоциклы) — 0,8 мм.
  2. Категории N2, N3, O3, O4 (грузовики) — 1 мм.
  3. Категории M1, N1, O1, O2 (легковой автотранспорт) — 1,6 мм.
  4. Категории M2, M3 (автобусы) — 2мм.

Такую продукцию можно эксплуатировать до тех пор, пока высота протектора выше индикатора. Если она сравнялась с ним, вас ожидают штрафные санкции. На это в приложении к ПДД имеется четкое указание.

Читайте также: